|
||||
|
Новый облик ВВС и авиации флота Великобритании Премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон осенью минувшего года огласил решение правительства страны в отношении будущей «стратегии обороны». В настоящее время экономика Великобритании считается шестой в мире, а по военным расходам страна занимает четвертое место в мире, при этом дефицит бюджета министерства обороны составил 38 млрд. фунтов стерлингов. План строительства (де факто сокращения) вооруженных сил получил наименования «Future Force 2020». Этот план предусматривает приведение вооруженных сил к новому облику, их реструктуризацию и оптимизацию. Правительство считает вооруженные силы излишне многочисленными и не эффективными, а структуру управления бюрократизированной. По мнению правительства, британские вооруженные силы по- прежнему ориентированы на использование в конфликтах, подобных Холодной войне или гипотетической Третьей мировой, но не способны эффективно действовать в условиях характерных для современности конфликтов низкой интенсивности. В будущих вооруженных конфликтах, по мнению правительства страны, Великобритания будет принимать участие в составе коалиции с другими странами. Премьер-министр Камерон особо отметил необходимость самого тесного сближения с Францией в финансовых, промышленных и военных вопросах: «Великобритания и Франция являются активными членами НАТО, Евросоюза и Совета безопасности ООН, имеют статус ядерных государств, схожие в части национальной безопасности интересы. Наши вооруженные силы близки по численности и возможностям. Очевидно, что Франция будет оставаться одним из главных стратегических партнеров Великобритании». Предполагается, что в будущем вооруженные силы Великобритании будут способны решать следующие задачи: – выполнять операции по стабилизации положения на продолжительной основе силами на уровне бригады (примерно 6500 человек) при необходимом обеспечении с моря и воздуха; – выполнять одну интервенцию (краткосрочная операция по стабилизации положения) силами до 2000 человек и одну интервенцию силами до 1000 человек; – три интервенции без отвлечения сил на долгосрочную стабилизацию ситуации – на непродолжительный срок возможна концентрация всех усилий на одной интервенции силами до трех бригад с морским и воздушным обеспечением, численность военнослужащих 30 000 человек. Новая система предполагает различные степени боеготовности войск: – «расширенная готовность» (Extended Readiness), когда самолеты и вертолеты могут находиться на хранении; – «низкая готовность» (Lower Readiness) – войска занимаются боевой подготовкой, проводят учения, часть самолетов и вертолетов проходит плановый ремонт и техобслуживание; – «высокая готовность» (High Readiness) – войска способны немедленно отреагировать на кризис, техника и средства обеспечения подготовлены к переброске в «горячий» регион. Исторически основу могущества Великобритании составляли ВМС и их авиация. Британские ВМС, даже после планируемой оптимизации, останутся способными наносить ядерные удары. Текущим планом предусмотрено: – вывод из боевого состава ВМС легкого авианосца «Арк Ройал» в 2011 г.; – находившийся в ремонте до конца 2010 г. легкий авианосец «Илластриес» будет переоборудован в вертолетоносец, вывод из боевого состава ВМС предполагается в 2014 г., на два года раньше, чем планировалось ранее; – крупнейший корабль ВМС «Оушен» останется в боевом составе как вертолетоносец/десантный корабль. Для замены выводимых из боевого ядра флота легких авианосцев предусмотрена постройка двух новых авианосцев «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэльс», но окончательное решение по программе пока не принято. В случае больших сокращений бюджета возможен отказ от постройки одного или даже обоих кораблей. Первым запланирован к постройке авианосец «Куин Элизабет». В текущей конфигурации авианосец не сможет принимать самолеты с обычными взлетом и посадкой. Проект авианосца «Принс оф Уэльс» подлежит радикальному пересмотру с учетом возможности базирования самолетов катапультного взлета; корабль предполагается оборудовать паровыми катапультами и аэрофинишерами с возможностью базирования не только самолетов и вертолетов вооруженных сил Великобритании, но также самолетов авиации ВМС США и Франции. Из-за изменений в проекте «Принс оф Уэльс» вступит в боевой состав британских ВМС не ранее 2020 г. Штатно в состав авиагруппы корабля намечено включить эскадрилью из 12-ударных самолетов при максимальной вместимости 36 самолетов. Вертолетная группа будет состоять из вертолетов «Мерлин» и «Чинук» или восьми ударных вертолетов «Апач». Изменения в составе авианосной группы ВМС приведут, как ожидается, к дальнейшему сокращению парка СВВП «Хариер» и изменению заказа на самолеты JSF: вместо 138 F-35B будет закуплено для ВВС и ВМС 60 F-35C. Приоритетные программы британского военного ведомства: палубный истребитель F-35C и транспортный самолет А-400 "Еврофайтер" – основа современных британских ВВС В настоящее время СВВП «Харриер» ВВС и ВМС сведены в «единые силы» (Joint Force Harrier). В течение длительного периода обсуждается вопрос о снятии с вооружения самолетов «Торнадо». Причем вопрос стоял даже так: сохранять или СВВП «Харриер», или «Торнадо». Под давлением военных правительство приняло решение о сохранении на вооружении «Торнадо». Сокращение Joint Force Harrier, насчитывающих 60 самолетов, должно начаться в самое ближайшее время. Парк самолетов «Торнадо» GR.4 намечено сократить до пяти боевых и одной учебно-тренировочной эскадрилий при одновременном сокращении аэродромов базирования. Предполагалось, что «Торнадо» останутся на вооружении до 2025 г., когда будут полностью заменены самолетами «Тайфун», но теперь, очевидно «Торнадо» снимут с вооружения раньше, хотя дата пока не определена. В 2020 г. предполагается иметь на вооружении 110 самолетов «Тайфун», которые будут использоваться и как ударные, и как перехватчики. Закупка чрезвычайно сложных самолетов F-35B с вертикальными взлетом и посадкой, разработка которых сильно затянулась, стала в Великобритании предметом ожесточенных дискуссий. В конечном итоге правительством страны анонсировало приобретение менее сложных и более эффективных F-35C с обычными взлетом и посадкой. Решение о снятии с вооружения самолетов «Нимрод» MR.2 ранее объяснялось закупкой модернизированных «Нимрод» MRA.4, но решением правительства все работы по «Нимрод» MRA.4 прекращены. Правительство лейбористов в 2009 г. из-за острой нехватки вертолетов в Афганистане анонсировало заказ 22 новых вертолетов «Чинук», планируя довести общую численность вертолетов данного типа в ВВС Великобритании до 70 единиц. Существующее правительство намерено сократить количество заказанных вертолетов до 12. В то же время подтвержден принятый правительством лейбористов план модернизации 28 вертолетов «Пума». Модернизации также подлежат вертолеты «Линкс» и «Мерлин». Снятие с вооружения вертолетов «Си Кинг» намечено на 2017 г. Важнейшей европейской военной программой остается программа военно-транспортного самолета А400М. Великобритания подтвердила намерение закупить до 2020 г. все заказанные 22 самолета А400М. Состоящие на вооружении британских ВВС самолеты С-130К «Геркулес» намечено вывести из боевого состава к 2013 г. Снятие с вооружения самолетов C-130J предполагается в 2022 г., на десять лет раньше, чем планировалось. Изменения коснутся и парка самолетов-заправщиков. Три заправщика «TriStar» снимут с вооружения в 2013 г., заправщики/транспортные самолеты VC-10 будут доработаны в «чистые» самолеты-заправщики, но и их планируется снять с вооружения в том же 2013 г. Ожидается, что в 2013 г. ВВС начнут получать заправщики FSTA/A330 (заказано 14 самолетов). В свете сокращения численности самолетов британских ВВС принято решение о закрытии авиабаз Коттесмор и Линихэм, авиабаза Кинлосс подлежит переводу в новый статус – на ней будет осуществляться только ремонт и техническое обслуживание самолетов. В связи с сокращением количества самолетов «Торнадо» до примерно 70 единиц, планируется закрытие еще двух авиабаз, а все самолеты «Торнадо» намечено сконцентрировать на одном аэродроме – или Мархэм, или Лоссимут. Решение в пользу сохранения той или иной авиабазы будет сугубо политическим. За сохранение базы Лоссимут ведут борьбу парламентарии от Шотландии, так как база обеспечивает работой 16% (6000 человек) местного населения. База Мархэм расположена Норфолке, население которого традиционно поддерживает консерваторов, которые в настоящее время находятся у власти. Закрытие базы негативно отразится на настроениях избирателей. В пользу закрытия базы Лоссимут приводят следующий аргумент: в Шотландии сохранится база Льючерс, как место дислокации истребителей «Тайфун». Авиабазу Уиттеринг планируется поставить на консервацию с возможностью использования в будущем. Материал подготовил Михаил НИКОЛЬСКИЙ "Нимрод" MRA.4 Андрей ХАРУК |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|