|
||||
|
"Канберра" – бестселлер пяти континентов Окончание. Начало в «АиВ», №№ 1, 2’2011. Франция Послевоенный авиапром Франции своим развитием во многом обязан «Канберрам», использованным в качестве летающих лабораторий. Для этих целей в 1954-55 гг. британцы поставили своим соседям четыре В.6 и пару B(l).6, которые поступили в Летно-испытательный центр (Centre d'Essais en Vol – CEV) и Центр авиационных вооружений (Centre du Tir et de Bombardement – CTB). CEV использовал «Канберры» в различных исследовательских программах, в том числе для изучения воздействия высотных полетов на бортовую электронику, а также для летной отработки новых двигателей (в частности, варианта ТРД Gabizo с форсажной камерой). Борт F316 имел видоизмененную носовую часть, в которой для тестирования разместили радар Cyrano II истребителя Mirage III. Позже этот самолет передали в СТВ, где на нем испытывали управляемые ракеты класса «воздух – воздух» Matra 530 и Super 530. Использовали «Канберры», в частности борт F779, и для доводки УР класса «воздух-земля» Nord AS. 12, AS.20 и AS.30. Позже носовую часть упомянутой машины доработали до стандарта B(l).8, а подфюзеляжную батарею пушек она так и не получила, видимо, за ненадобностью. Французские «Канберры» продолжали трудиться до рубежа 1980-х гг. После выхода «на пенсию» одна из них (борт F763) стала экспонатом Аэрокосмического музея в Ле Бурже. ЮАР Соглашение на поставку шести самолетов для ВВС Южно- Африканской Республики (SAAF) было подписано в сентябре 1962 г. 31 августа следующего года первая построенная по этому контракту «Канберра» поднялась в небо, а последняя – в феврале 1964 г. По составу оборудования они соответствовали самолетам новозеландских ВВС, поэтому имели обозначение B(l). 12. Все машины поступили на вооружение 12-й эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Вотерклуф. Весной 1963 г. были заказаны три Т.4. У одной из этих «спа- рок» (борт 457) оказалась довольно необычная судьба. Самолет построили еще в 1953 г. как бомбардировщик В.2 для RAF и перед продажей в ЮАР переоборудовали в Т.4. Его благополучная служба в Африке длилась более 16 лет, но затем, вероятно, машина потерпела аварию, и при ремонте алюминиевую носовую часть заменили на стандартную от В.2 с прозрачным носом. В таком виде самолет долетал до снятия с эксплуатации ив 1991 г. занял место в музее SAAF в Сваркопе. Малоизвестный факт, но южноафриканские «Канберры» были очень хорошо приспособлены для разведывательных миссий. Для этого доработали пушечный контейнер, предусмотрев размещение в нем вместо «артиллерийской батареи» до пяти фотоаппаратов Zeiss F-96 со сменными объективами, а также одного панорамного Omera 6. На некоторых самолетах в хвостовой части установили еще одну камеру F-96 с оптическим зеркалом, позволявшим выполнять съемку под углом 45° вниз-назад. При выполнении бомбежек с малых высот она фиксировала попадания, что избавляло от дополнительных вылетов для оценки результативности. Вся спецаппаратура была легкосъемной, и переоборудование бомбардировщика в разведчик занимало около часа. Богатый арсенал объективов для камер F-96 (с фокусным расстоянием от 6 до 48 дюймов) позволял получать детальные снимки. В 1972-74 гг. «Канберры» отсняли все возможные зоны конфликтов, включая Мозамбик, юг Замбии и часть Анголы. Впоследствии километры фотопленки превратились в подробнейшие карты местности, которые использовались во время многолетних военных кампаний на этих территориях. 22 августа 1989 г. «Канберра» с высоты 12200 м сфотографировала советский сверхсекретный большой разведывательный корабль «Урал» с ядерной силовой установкой, огибавший с юга побережье ЮАР во время перехода на Тихоокеанский флот к месту постоянного базирования. «Канберра» сделала несколько снимков, после чего ее экипаж получил оповещение о включении на корабле РЛС сопровождения и решил удалиться, дабы не испытывать судьбу. «Канберры» 12-й эскадрильи SAAF более двадцати лет интенсивно использовались в ходе конфликтов на юге Африки. Ангола, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Мозамбик – вот перечень стран, чью территорию они бомбили. Для увеличения боевой эффективности были специально разработаны так называемые «альфа-бомбы» – начиненные шариками боеприпасы, подрывавшиеся на высоте около 6 м. В целом, юаровские «Канберры» действовали очень эффективно и с мизерными потерями – был сбит лишь один самолет. Борт 452 поразили зенитчики 14 марта 1979 г. В ноябре 1990 г. 12-ю эскадрилью расформировали, а в следующем году 5 оставшихся B(l). 12 продали Перу. Перу Первый контракт на поставку восьми B(l).8 перуанским ВВС был заключен между маем 1956 г. и мартом следующего года. Самолеты поступили в 22-ю эскадрилью 21-й бомбардировочной группы. К началу 1960-х гг. перуанцы потеряли две машины и для частичного восполнения потерь заказали еще один B(l).8. В целом они закупали «Канберры» на протяжении почти 35 лет и в общей сложности обзавелись 41 самолетом различных модификаций, в том числе: В.72 и Т.74, представлявшими собой модернизированные В.2 и Т.4; В(1).56 – этакий «микс» из В.2 и В.6; В(1).68 – вариант B(l).8. По данным World Air Forces Directory, за годы эксплуатации 14 машин были потеряны, причем только две в ходе боевых действий. К январю 1995 г., когда разгорелся очередной перуано-эквадорский пограничный конфликт (его история уходит корнями в 1840 г.), ВВС Перу располагали, по данным ACIG Journal, лишь четырьмя боеспособными «Канберрами». Их ограниченно использовали против войск противника в районе Базе дель Сур. Казалось, что отсутствие на самолетах какой-либо защиты от средств ПВО, особенно – от ПЗРК, делает устаревшие машины легко уязвимыми. Однако бомбардировщики действовали преимущественно ночью, вне зон досягаемости эквадорских истребителей, на недоступных для ПЗРК высотах и добились определенных успехов. Потерян был лишь один В(1).68. По одним данным, 6 февраля его сбили зенитным огнем, по другим – он столкнулся с горой в условиях плохой видимости. Экипаж погиб. «Канберра» В8.2 из 39-й эскадрильи ВВС Венесуэлы ведет стрельбу НАРами Единственная эфиопская «Канберра» В.52, участвовавшая в войне с Сомали Последствия попадания ракеты ПЗРК «Стрела» в двигатель «Канберры» Ввиду морального и физического старения перуанские «Канберры» все больше использовались для тренировочных полетов и буксировки мишеней. Бомбардировочные эскадрильи отказались от этих машин в 2003 г., но официально самолеты сняли с вооружения лишь 14 июня 2008 г. По воспоминаниям участников прощальной церемонии, она прошла очень торжественно и трогательно. Эквадор Ближайшие соседи перуанцев получили 6 специально построенных «Канберр» В.6 к концу 1955 г. Все они поступили в бомбардировочную эскадрилью 1112, базировавшийся в Кито. В 1962 г. «Канберры» прошли ремонт на заводе-изготовителе в Престоне и находились в боевом строю до 1981 г. Затем 3 оставшихся в летном состоянии самолета использовали в качестве учебных для подготовки летчиков недавно купленных «Ягуаров» к маловысотным полетам. Окончательно эквадорские ВВС распрощались с «Канберрами» в 1987 г. Венесуэла Эта страна стала первым зарубежным покупателем «Канберр», если не считать приобретение лицензий на производство США и Австралией. Венесуэльское правительство разместило первый заказ на 6 новых самолетов в 1953 г. Все машины поступили в 39-ю эскадрилью 13-й группы, базировавшуюся в Барселоне (не путать с Испанией). Позже свои «Канберры» получила и 40-я АЭ. До 1967 г. по еще двум контрактам в Венесуэлу были поставлены 8 B(l).8, 2 Т.4, 12 В.2 и пара PR.3. Четыре бомбардировщика В.2 комплектовались подвесными контейнерами с 20-мм пушками и получили обозначение В(1). 2. В середине 1970-х гг. большинство находившихся в строю самолетов прошло ремонт и модернизацию, после чего в их наименовании после буквенного обозначения модификации появилась цифра 8. Венесуэльские «Канберры» внесли свою лепту в борьбу с Вооруженными силами национального освобождения – движения, ставившего задачу экспорт революции в страну. Так, когда в апреле 1960 г. боевики заняли Сан Кристобал и прилегавший к нему аэродром, самолеты 39-й эскадрильи нанесли по их позициям мощные бомбовые удары. Вскоре Сан Кристобал перешел под контроль правительства. 26 июня 1961 г. бомбардировщики атаковали расположение мятежного гарнизона в Барселоне. 4 мая того же года восстал морской батальон в Карупано, и снова «Канберры» бомбили повстанцев, а также оказывали поддержку высаженному десанту. Аварийность в венесуэльских подразделениях, вооруженных «Канберрами», оказалась высокой. Это даже вынудило в конце 1970-х гг. просить помощи британских инструкторов. Всего за время эксплуатации было потеряно 11 самолетов, то есть, более трети от всех поставленных. По состоянию на 1990 г. в венесуэльских ВВС в строю оставались 18 «Канберр». К концу года их сняли с вооружения. Эфиопия Эта страна в 1968 г. приобрела 4 отремонтированных бомбардировщика В.2, ранее входивших в RAF (английские №№ WH638, WK104, WD990, WJ971). Самолеты были модифицированы в соответствии с пожеланиями заказчика и получили обозначение В.52. Один из них в середине 1970-х гг. совершил посадку с убранным шасси, после чего его списали на запчасти. Как утверждают некоторые источники, и вторую «Канберру» эфиопские ВВС потеряли из-за технической неисправности. Третьей машины они лишились в 1974 г. – пилот-перебежчик угнал ее предположительно в одну из арабских стран. В результате в эфиопо-сомалийском конфликте смогла участвовать лишь одна «Канберра». В декабре 1977 г. она в составе «сборной команды», куда также входили «Сейбры» и МиГ-21, наносила удары по нескольким городам, используя, в основном, напалм. В том же декабре эфиопы лишились и последней «Канберры». Сомалийцы уничтожили ее на аэродроме (по другим данным, это сделали сепаратисты из Эритреи). Родезия Когда в эту страну начались поставки «Канберр», она называлась Федерация Родезии и Ньясаленда. К июню 1959 г. поступили 15 отремонтированных В.2, а в марте 1961 г. – 3 «спарки» Т.4, переделанные из бомбардировщиков. Все самолеты уже отслужили свое в RAF. Они вошли в 5-ю бомбардировочную (7 машин) и 6-ю разведывательную (8 машин) эскадрильи, которые базировались на аэродроме Нью Сарум недалеко от столицы Солсбери (ныне Хараре). Высокая стоимость не позволила Родезии приобрести более современные В.6 или B(l).8, поэтому местным инженерам пришлось ломать головы, как приспособить ракетное оружие на самолет. Они решили, что лучше всего установить четыре пусковых для НАР в носовой части, перед нишей передней опоры шасси. Для испытаний доработали борт RRAF171. С марта по май 1961 г. выполнили 23 полета, в том числе с практической стрельбой, пока самолет с невыпущенным шасси не приземлился «на брюхо». Машину отремонтировали и вернули в строй уже без ракетного вооружения. Вместо нее испытания продолжили на самолете RRAF169. К слову, бортовые номера родезийских машин меняли несколько раз, запутывая противника, а еще больше – авиационных историков. «Канберра» B(l). 12 из 12-й эскадрильи ВВС ЮАР идет на предельно малой высоте над африканской саванной Летчики 1112-й бомбардировочной эскадрильи ВВС Эквадора возле одной из «Канберр» В.6 своей части В течение следующих нескольких месяцев посадку с невыпущенным шасси совершили еще 4 «Канберры». Как вспоминает один из родезийских техников капрал Расти Тиобэлд (Rusty Theobald), причина заключалась в нарушении последовательности закрытия створок ниши основной опоры, и при выпуске шасси малая створка стопорила основные створки вместе со стойкой. Главный технический специалист Чарли Гум (Charlie Goom) предложил ввести в систему выпуска-уборки шасси дополнительные предохранительные клапаны (по одному с каждой стороны), которые бы гарантировали правильную последовательность цикла. Предложение с техническим описанием и чертежом отправили в «Инглиш Электрик». Ответ фирмы-изготовителя не мог не польстить родезийцам. Оказалось, что ранее с той же проблемой столкнулись австралийцы и не только приняли аналогичное решение, но и клапаны поставили в тех же местах. Расти Тиобэлд делает вывод, что умные головы в разных странах думают одинаково. Автор бы добавил – голь на выдумки хитра. После распада федеративного государства все «Канберры» достались Южной Родезии. В 1965 г. в отношении нее было введено эмбарго ООН, и возник дефицит запчастей для «Канберр», в первую очередь – для двигателей «Эйвон». И это в то время, когда 10 двигателей уже нуждались в замене или хотя бы в серьезном ремонте. Скоро стали иссякать запасы пиропатронов для стартеров. Тут снова блеснула родезийская инженерная мысль. Специалисты разработали систему воздушного запуска, включавшую 4 баллона с давлением порядка 100 кг/см2 . Проблему работоспособности двигателей решили, пустив на запчасти несколько списанных из-за аварий самолетов. 16 ноября 1971 г. потерпела катастрофу родезийская «Канберра», попавшая в сильный ливень. У нее отвалилось крыло! Расследованием было установлено усталостное разрушение 21-го шпангоута, к которому крепился главный лонжерон. К тому времени по многим ВВС прокатилась волна однотипных происшествий, и на дальнейшей карьере «Канберры» чуть было не поставили жирный крест. Выяснилось, что причина крылась в особенностях алюминиевого сплава DTD683B, который широко использовался в силовых элементах планера самолета. Он оказался очень чувствительным к вибрациям при изготовлении деталей, нашлись и другие технологические недочеты при работе с ним. Вероятно, после этого самолеты различных стран проходили усиление конструкции (иначе быть и не могло). В условиях эмбарго техсоставу родезийских ВВС пришлось решать проблему самостоятельно. Для диагностики они использовали ультразвуковой контроль, а опасные участки силовых элементов укрепляли накладками и скобами. Начиная с 1967 г., родезийские «Канберры» использовались против партизан в ходе ожесточенной гражданской войны. В задачу экипажей входили разведка и уничтожение лагерей вооруженных формирований, боровшихся за смену режима в стране и права чернокожего большинства. Бомбардировщики действовали по лагерям повстанцев как на территории Родезии, так и сопредельных Замбии, Мозамбика и даже Анголы. Для достижения удаленных целей в бомбоотсеке устанавливали 2 дополнительных топливных бака. 4 апреля 1974 г. во время одного из таких налетов при низковысотном бомбометании осколочными бомбами калибром 20 фунтов (9 кг) «Канберра» взорвалась в воздухе. Предполагали, что от попадания осколков собственных бомб сдетонировал остававшийся на борту боезапас. В сентябре 1978 г. и феврале 1979 г. бойцы группировки ЗАПУ провели акции возмездия и сбили с помощью ПЗРК «Стрела-2» два родезийских пассажирских самолета Виккерс «Вайкаунт», при этом погибли 117 человек. Родезийские войска ответили широкомасштабными атаками партизанских баз. Так, в конце февраля для уничтожения крупного партизанского лагеря на территории Анголы была проведена операция «Тщеславие». В ней участвовала четверка «Канберр». Три из них несли «альфа-бомбы», четвертая – 6 обычных 1000-фунтовок. Ударную группу прикрывали «Хантеры» из 1-й эскадрильи. Несмотря на длительный полет в облаках и отсутствие радионавигационного обеспечения, «Канберры» довольно точно вышли в район цели. Приближаясь к ней, они почти прижались к земле, дабы избежать обнаружения ангольской ПВО. Непосредственно перед целью их ждало новое испытание – грозовой фронт. Обогнуть его не представлялось возможным, поэтому пришлось лететь напрямую. Выйдя из грозовых облаков уже с открытыми бомболюками на высоте 90 м, самолеты оказались точно перед целью. Все бомбы были сброшены за один заход, и лагерь боевиков перестал существовать. Снизившись до 30 м, «Канберры» легли на обратный курс. Никакого противодействия они не встретили и благополучно вернулись на свой аэродром, при этом топлива в баках оставалось на 5 минут полета. Между 28 сентября и 3 октября 1979 г. «Канберры» нанесли серию ударов по мощнейшей партизанской базе Шимойо на территории Мозамбика. Некоторые авторы утверждают, что тогда удалось уничтожить около 6000 партизан! При этом зенитным огнем были сбиты одна «Канберра» и один «Хантер». Эта операция оказалась последней для родезийских ВВС. Через два месяца было подписано соглашение о прекращении огня, и многолетняя бойня завершилась. «Канберра» В.2 из 5-й эскадрильи ВВС Южной Родезии бомбит лагерь партизан (предположительно) «Канберра» PR.9 из 2-го авиакрыла ВВС Чили Страна стала называться Зимбабве, а оставшиеся «Канберры» (8 В.2 и 3 Т.4) с 1980 г. вошли в состав 5-й эскадрильи ее ВВС. В марте 1981 г. в Великобритании были дополнительно закуплены 2 боевых самолета (из бывших арендованных Новой Зеландией) и одна «спарка». Завершилась история «Канберр» в этой стране в 1986 г., когда 5-я эскадрилья перевооружилась на китайские самолеты F-7 и F-5. Чили Эта страна стала последней, принявшей «Канберры» в состав своих ВВС. Зачем в начале 1980-х гг. режиму Пиночета потребовались фактически стратегические разведчики, остается загадкой. Да и многое в биографии этих машин покрыто завесой тайны. Приподнять ее попытался сэр Лоуренс Фридмэн (Lawrence Freedman), профессор Королевского колледжа (Лондон), в публикации «Официальная история кампании Фолклендских островов». Он утверждает, что чилийские военные давно проявляли интерес к покупке самолетов-разведчиков, но не могли согласиться с предлагаемой продавцом ценой. Ближе к началу Фолклендской кампании RAF предложили Чили арендовать свои разведчики или купить два самолета по дешевке (как пишет Фридмэн, чуть ли не за полцены). Во втором случае в Чили непременно должны были прибыть английские экипажи якобы для обучения местных коллег. Они получили бы возможность выполнять «учебные» разведполеты с авиабазы на юге страны. Район вылетов не оговаривался, но Фридмэн предполагает, что британцев интересовали Фолклендские острова. Чилийское командование такой вариант не устраивал из-за опасения конфронтации с Аргентиной. Однако переговоры продолжились, и 16 апреля 1982 г. была достигнута договоренность о передаче двух самолетов. Вскоре отряд из пары «Канберр» и двух транспортных С-130 «Геркулес» отбыл в Белиз. Там на них нанесли чилийские опознавательные знаки, и 26 апреля «Геркулесы» прибыли в Сантьяго. Прилет «Канберр» планировали на утро 30 апреля. Но тут чилийское руководство опять стало осторожничать и только 3 мая дало разрешение на прибытие «Канберр». Однако к тому времени англичане утратили интерес к этому проекту. Фридмэн предполагает, что они уже получили развединформацию от США. Правда, известный английский журналист и телерепортер Джон Сноу (Jon Snow) сообщал, что видел во время Фолклендской войны разведчики PR.9 в Пунта Аренас на самом юге Чили. Эту информацию широко растиражировали СМИ, однако ни Фридмэн, ни другие исследователи до сих пор не обнаружили каких-либо документов или фотографий, подтверждающих ее. Зато все сходятся во мнении,.что чилийские ВВС получили три PR.9 (английские номера ХН166, ХН167, ХН173) уже после окончания конфликта, 15 октября. Самолеты поступили в разведывательную эскадрилью 2-й группы 2-го авиакрыла, которое базировалось на территории столичного аэропорта Лос Серриллос. Машины получили новые бортовые номера 341, 342 и 343. Борт 342 был потерян в ходе эксплуатации, два других находились на вооружении до 1998 г., после чего стали музейными экспонатами в Сантьяго. Заключение Если не учитывать самолеты, выпущенные по лицензии в США и Австралии, то британцы поставили за рубеж около 320 «Канберр» различных модификаций. Практически во всех странах, куда попала эта машина, она стала первым (а зачастую – и единственным) реактивным бомбардировщиком, принятым на вооружение. Разошедшиеся по миру «Канберры» использовались в качестве ударных самолетов гораздо дольше, чем в RAF. Да оно и понятно. Театры военных действий, на которых они реально применялись, не отличались глубокоэшелонированной ПВО, как правило, там не было самых современных перехватчиков и большого количества высококвалифицированных летчиков-истребителей. Там «Канберра» смогла проявить свои лучшие качества бомбардировщика. Если сравнивать зарубежные карьеры «Канберры» и Ил-28, то окажется, что они весьма близки. Отечественный бомбардировщик также строили по лицензии в двух странах – Китае и Чехословакии. Он тоже широко поставлялся за границу и даже превзошел «Канберру» по количеству стран-импортеров – 20 против 15 (с учетом США и Австралии). Однако география его распространения несколько уже, что с характеристиками самолета никак не связано, просто у Советского Союза было мало друзей за океанами. Зато Ил-28 до сих пор остается в строю – ВВС Китая продолжают использовать лицензионные Н-5 во вспомогательных целях. Что еще объединяет эти два самолета, так это любовь и уважение людей, чьи жизни оказались связанными с ними. То, с какими почестями во многих странах отправляли «Канберры» на заслуженный отдых, наглядно демонстрирует это. Французская летающая лаборатория на базе «Канберры» В.6. Стоянка Аэрокосмического музея в Ле Бурже, 27 сентября 1992 г. Canberra В.82 ВВС Венесуэлы во время посещения Великобритании. Авиабаза Гринхэм, 23 июня 1979 г. «Канберры» B(l).68 из 21-й бомбардировочной группы ВВС Перу. Писко, авиабаза «Капитан Ренан Элиас Оливера», апрель 2005 г. «Канберры» В.6 из 1112-й эскадрильи ВВС Эквадора. Кито, авиабаза Таура, середина 1970-х гг. Фото М. Брянского, В. Кобы, А. Несветаева, Д. Пичугина, Н. Gousse/ Airbus |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|