Су-27 Flanker

Сейчас, наверное, только первобытные племена в джунглях не знают что такое Су-27. Задуманный как ответ на F-I5и рассекреченный в эпоху Перестройка, этот истребитель вместе с МиГ-29 стал символом мощи советских, а потом и российских ВВС. Но, если микояповская машина после первых шумных восторгов отошла на второй план, то «Сушка» и её потомки блистают и по сей день, а потому неудивительно, что этот истребитель, а также его многочисленные младшие братьи из «семейства сухих», оказались объектом пристального внимания со стороны не только спецслужб запада и востока, по и модельных фирм выпускающих пластиковые копии самолетов.

Однако достоверность исполнении моделей советских летательных аппаратов как зарубежными, так и отечественными изготовителями, всегда была не на высоте, и если найти вполне приличную копию «Мустанга», «Спитфайра» или «Мессершмитта» в последние десять лет уже не составляет проблемы, то самолеты с красными звездами видимо до сих пор являются своеобразной «terra incognita». При этом даже наличие на упаковке «лейбла>> именитой фирмы не может служить гарантией того, что выложив довольно значительную сумму из своего кармана, моделист не получит эдакое пластиковое топури» на тему Flanker'а. Пели данная статья сможет облегчить кому-то выбор при покупке модели Су-27, авторы будут считать свою задачу выполненной.

Начнём обзор с наиболее представленного и наиболее популярного масштаба 1:72. «Сушки» в 72-м масштабе выпускают почти все крупные фирмы, но обычно это одна модификация – стандартный Су-27. На этом фоне выделяется продукция фирмы «Nakotne» из Латвии. «Горячие латышские парни» за несколько лет выпустили шесть(!) различных моделей самолётов «сухого семейства».

Характерной особенностью первого варианта модели была грубая «внутренняя» расшивка фюзеляжа, хотя остальные детали были расшиты «наружу». Декаль (посредственного качества) на два варианта ВВС СССР борт №36 (пилот В. Цимбал – участник инцендента с норвежским Р-ЗС «Орионом») и борт №14 (пилот Р. Станкявичус – разбился на аэрошоу в Италии). Вняв справедливой критике (что выгодно отличает «Nakotne» от других фирм бывшего СССР) фирма выпустила «римэйк» своей модели. Коробка стала гораздо красивее, отличная декаль (печаталась в Италии) представляет теперь борт №14 и борт №36 ВВС Украины с опознавательными знаками раннего типа. Расшивка фюзеляжа стала «наружной» и аккуратной, но, увы, больше ничего не изменилось: фюзеляж как был, так и остался короче на 5 мм и шире в центральной и хвостовой части на 3-4 мм. Обводы носовой части (за исключением обтекателя РЛС) неверны. Серьезные проблемы и с крылом, которое хотя и верно по хорде, но больше в размахе на 10 мм. Кили выше на 1,5 мм и больше по хорде на 2 мм. Тормозной щиток не верен ни по размерам, ни по форме. Кабина убогая, с чем-то отдалённо напоминающим катапультное кресло К-36. Не вызывают восторгов и грубые подобия сопел. Под стать им выполнены и защитные решётки воздухозаборников, смахивающие на бронеплиты и прочая, и прочая…

Единственные верные детали – это ЦПГО и фонарь нужной длины, но не очень правильный по форме и очень толстый. Вооружение состоит из абсолютно неверных ракет Р-73 (4 шт.) и шести Р-27 непонятных модификаций. Причём ракеты под воздухозаборниками подвешиваются настолько низко, что их оперение волочится по земле. А как взлетать? Объяснить все эти ляпы не представляется возможным, ибо ко времени создания модели издательством «Полигон» («Гончар») уже была выпущена книга «Су-27» с весьма приличными чертежами. Всё было бы не так плохо, если бы фирма ограничилась (как и в случае со своим предыдущим ляпом – МиГ-29) только Су-27.

Увы, почувствовав вкус прибыли от дешевого товара, с успехом раскупавшегося моделистами, не имевшими возможности переплачивать за «крутую фирму», латыши двинулись дальше на покорение рынков сбыта, используя свой Су-27 как базу для новых моделей и одновременно тиражируя допущенные ошибки. Вскоре появился Су-27УБ, который был фактически все тем же Су-27, но с новой («двухместной») верхней половиной фюзеляжа, новым фонарём, новыми килями, вторым пилотом и вторым подобием К-36. Вооружение самолета было аналогичным (см. выше). На фоне такого «прогресса» весьма существенным дополнением стала новая коробка и декаль (борт №109).

Судя по всему, результаты продаж вполне устраивали производителей, и вскоре появилась копия первого истребителя из серии «Super-Flanker'oв», фактически представлявшая собой модель все того же Су-27УБ, который «для полноты картины» получил заправочную штангу, которую почему-то предлагается монтировать в выдвинутом положении)!). Ко всем предыдущим «наворотам» добавились и неправильные кили, поскольку они у Су- 27УБ и Су-30 разной формы, что хорошо видно на фотографиях. Кроме того, в комплект «поставки» входит новая коробка и декаль.

Быстрая эволюция многофункционального истребителя Су-30 (подробнее см. В.Бабошин «Истребители России: трудная дорога в XXI век», ИА №1/99), поначалу не встретившего большого интереса на международном аэро-космическом рынке, привела, как известно, к созданию Су-30МК. На его появление не преминули откликнуться и в Латвии, выпустив модель с этим же названием. Однако в новой коробке потребителей ждал самый первый вариант многоцелевого Су-30 без ПГО и без УВТ. Правда, на этот раз к модели добавили ещё одну плату с вооружением, на которой размещены две ракеты «воздух-поверхность» Х-59 М, контейнер для их наведения АРК-9, две Х-35 и две ракеты С-25Л (правда, не совсем удачные). В сущности, это единственный элемент, ради которого стоит приобретать этот комплект.

На появление Су-35 «Nakotne» вскоре откликнулась созданием очередной модели, которая поначалу несла следы невероятной спешки изготовления: чего стоит только передняя стойка шасси с одним колесом, кили от Су-27 и кое-как «приляпанное» ПГО! И снова в ответ на критику – «римейк», но перемены к лучшему минимальны: новая коробка, дополнительные кили и передняя стойка. И это всё!..

Забыто даже то, что у «поздних» Су не 10, а 12 точек подвески, и обтекатель РЛС несколько больше (модель комплектуется всё тем же обтекателем от Су-27, только вместо ПВД – заглушка).

И, наконец, звезда авиасалона МАКС-97 Су-37, выполненный на базе Су-35. который получил плату с соплами УВТ и более-менее правильными килями. Естественно, новая коробка и декаль. Именно декаль (на борт №711 со всеми «наворотами») самое ценное в этом наборе.

Анализируя все это многообразие невольно вспоминается классическая фраза: «Смотрите, святой отец, как можно работать без отмычек…». Впрочем, несмотря на все вышеперечисленные недостатки модели от «Nakotne» имеют и достоинства – например, они легко собираются, что позволяет рекомендовать их юным моделистам, а толстый пластик и грубоватое исполнение деталей позволяет моделям без особого ущерба участвовать в детских играх. Кроме «малолеток» можно рекомендовать эти модели не слишком щепетильным моделистам, которых не волнует геометрическая точность, а хочется без больших финансовых и трудовых затрат уставить полку «сухими». И декали хороши (но это уже заслуга итальянцев). А потому с «Nakotne» нужно брать пример – пример оперативности – нашим модельным производителям. Не успел появиться новый самолёт в металле – уже готова модель. Если бы ещё и качество модели…

Кстати, пластик от «Nakotne» можно также встретить под маркой «ENCORE» – не промахнитесь!

Влекомые чувством патриотизма, обратимся к моделям российского производства, а именно флагмана модельной индустрии фирмы «Звезда». Увы, здесь нас также ожидают свои «ложки дегтя», хотя их количество куда как меньше, чем в предыдущих случаях. Уже поверхностный анализ отливок без труда позволяет установить, что «звездинский» Су-27 – это разработка «Italeri», только отечественного разлива.

Если особо не придираться, то на первый взгляд модель производит очень приятное впечатление. Единственное, что её портит, так это уже старая пресс-форма, с вытекающими отсюда последствиями: некоторое раздвоение внешней обшивки и небольшой облой. Но, это, если не вникать в подобные тонкости, а цель нашей статьи дать беспристрастный разбор модели с точки зрения копийности, все-таки мелочи. Итак, разбираем всю имеющуюся по данному вопросу «библиографию», из которой извлекаем книгу издательства «Гончар» – «Су-27» с превосходными чертежами и прорисовками В.Михеева. Вот тут-то и начинается самое интересное.

Хвостовая часть фюзеляжа шире на 4 мм, центральная хвостовая балка короче, чем надо на целых 3 мм, но, несмотря на это, обводы носовой и средней части фюзеляжа достаточно верны. Остекление кабины, да и сама кабина, длиннее на 2 мм и если первые недочеты устраняются путем обычного подрезания или наращивания, то с данным недостатком бороться гораздо труднее. Также кили выше на 1 мм, ЦПГО короче на 1 мм и на 0,5 короче по всей хорде, но эти практически не бросается в глаза. Печальнее другое: бедно деталированная кабина, правда имеющая более похожее на оригинал (чем предыдущие) катапультное кресло К-36 (непонятно почему, но практически никому из производителей не удаётся его правильно сделать).

Впрочем, ситуация с кабиной отнюдь не безнадежна, поскольку можно приобрести великолепный набор московской фирмы «НеО- мега». Но как говориться, у каждой монеты две стороны: неправильные ниши шасси, но зато из всех моделей стойки «звездинского» Су- 27 – самые правильные и лучше всего подходят под установку резиновых колёс от фирмы «Equipage». Тормозной щиток короче на 1 мм и уже на 1,2 мм, пилоны под вооружение несколько меньше по габаритам, но верны по форме. А вообще-то из этой отливки может получиться очень приличная модель, если, конечно, приложить к ней руки. Собственно сама модель, в оригинале, соответствует машинам последних серий с толстым и длинным ластом. Модель комплектуется декалью среднего качества и схемой окраски – борт №388 лётчика-испытателя В.Пугачёва, но «авиагурманам» советуем воспользоваться декалью от ростовского «Траверса».

К сожалению, прибалтийский подход к изготовлению различных модификаций одной и той же машины заразителен. Не убереглись от этой «заразы» итальянцы, а с ними и наша «Звезда», приляпавшая (извините, но другого слова не подберёшь) к своему Су-27 наплывы и ПГО, а также посадочный гак. Хорошо, что ещё не забыли, что передняя стойка с двумя колёсами. Других отличий от базовой модели просто нет. На модели нет расшивочного шва в месте складывания консоли и ЦПГО. Понятно, что большинство моделистов делает модели по принципу «прямо из коробки», не особенно заботясь о выверки различных деталей, но Вы же профессионалы, а потому должны знать, что на Су-27К, в отличии от его сухопутного собрата, вместо флаперонов, стоят обычные элероны и закрылки, хвостовая балка укорочена, установлена штанга дозаправки слева по полёту, перед кабиной пилота, число точек подвески увеличено до 12, изменены по высоте кили, перенесены и изменены обтекатели фиксации основных стоек шасси в выпущенном положении и многое другое.

«Звезда» пошла дальше «Italery», изменив название с Су-27К на Су-33, под которым эта машина и принята на вооружение авиации ВМФ. Насколько это справедливо по отношению к модели читайте выше.

Как бы там ни было, но модель Су-27 от «Звезды» наиболее приемлима по цене и качеству в масштабе 1:72. Девальвация рубля, к сожалению, сделала менее доступными импортные модели. Что же касается Су-27К/Су-33, то другой литой модели этого самолёта просто нет. Так что не всё ли равно, какую модель перепиливать – у этой хоть декаль есть. От «второй мамы» – «Звезды» перейдём к «первой» – Italery.

Анализировать Су-27 и Су-27К смысла нет, поскольку единственными их отличиями от «звездинских» является лучшее качество отливки и упаковки, а также более высокая цена. Поэтому перейдем к самой «навороченной» «сушке» этой фирмы – Strike flanker'y – истребителю-бомбардировшику Су-34.

В комплекте 115 деталей серого пластика и декаль на два варианта окраски. Первое, что необходимо сделать с этой моделью, если Вы, конечно, решили ее приобрести, так это зашпаклевать расшивку, поскольку она на 90% не верная, и по чертежам нарезать новую, не забыв убрать непонятную линию на аэродинамическом ноже.

Теперь стоит определиться с выбором оригинала. Если это борт №45, то штангу ПВД можно оставить как есть, а для борта №43 необходимо дооборудовать ее антеннами и датчиками. Выбрав прототип, соответствующим образом переделайте также штангу дозаправки топливом в полёте, они разные на каждой конкретной машине. Малую площадь «ножа» можно поправить, выскоблив его или скруглив наплыв. Примитивность оборудования кабины лечится испытанным средством – покупкой эпоксидного набора московской фирмы «НеОмега». Переднюю нишу шасси тоже стоит переделать, так как в ней напрочь отсутствует люк входа в кабину и колёсная ниша, что легко устраняется с помощью сверла и кусочка пластика. В качестве альтернативы можно порекомендовать фото- травлёные детали от украинских производителей.

Нуждаются в «косметических» переделках и стойки шасси: от основных стоек: нужно отрезать гидроцилиндры амортизаторов и приклеить как на фотографиях реальной машины. На передней стойке шасси необходимо доделать из вытянутого литника бустера управления поворотом переднего колеса и «брызговик» соответствующий выбранному прототипу. Вместо «штатных» колёс можно порекомендовать резиновые пневматики от московской фирмы «Equipage», что, несомненно, очень оживит вашу модель.

Придется поработать и над противопомпажными створками на внутренних стенках воздухозаборников и исправить щель путём вставки клина между крылом и воздухозаборником. Хвостовая балка фюзеляжа соответствует Су-34, только нужно продлить подфюзеляжный силовой лонжерон, а также добавить недостающую антенну. Для Т-10/В-2 надо добавить два обтекателя перед радиопрозрачной законцовкой балки.

Набор вооружений можно оставить без изменений и если не гоняться за «миллиметрами», то посчитать его правильным, а можно обратиться к воронежской фирме ВЭС и оборудовать свой «бомбер», гораздо худшим по качеству, но лучшим по точности комплектом подвесного вооружения.

А что же американцы? Они тоже не равнодушны к нашей технике и знаменитая фирма Revell также имеет свой Су-27 Flanker 1:72. В комплекте 39 частей, фонарь и декаль. Бортовой номер по принципу «сделай сам» – набор цифр. Кроме того, имеются тёмно-серые фрагменты для законцовок килей и накладки у пушки(!). Как известно законцовки у всех Су-27 – зелёные или белые, а панели у пушки стальные.

Эта модель – одна из первых литых моделей «двадцать седьмого» со всеми вытекающими последствиями. Недостаток информации привёл к грубейшим ошибкам: носовая часть слишком коротка, крыло и оперение неправильной геометрии, носовая стойка шасси двухколёсная)!) и так далее по всем позициям. Впрочем, чего ожидать от «первого блина»… Модель полностью оправдывает давнее высказывание одного опытного моделиста: «Есть хорошие модели, есть плохие, а есть Revell…». К чести последнего, отметим, что с тех пор качество многих её моделей изменилось к лучшему.

Модель древняя, в нынешних каталогах фирмы её нет, но заметим, что отливки этой модели также выпускались под маркой «TsuKuda», а потому советуем внимательнее вчитываться в предложения ваших зарубежных коллег по обмену!

Судя по всему, сейчас это изделие уже продается плохо и потому практичные «янки» решили прикупить приличный пластик «на стороне». Выбор пал на Strike flanker итальянской фирмы Ilaleri, который получил Revell'овскую коробку и новую цену.

На фоне такого оскорбляющего душу настоящих коллекционеров-эстетов прагматизма, Старый Свет продолжает радовать оригинальными разработками, в числе лучших из которых без сомнения Су-27 (1:72) от Airfix.

Это в самом деле одна из лучших зарубежных моделей Су-27. Несмотря на то, что пластик хорошо ложиться в упомянутые выше чертежи от «Гончара», всё равно кили несколько неверны по передней кромке и ниже на 1,5 мм, хорда ЦПГО меньше на 1 мм, тормозной щиток также не совсем верный – короче на 0,7 мм и на столько же шире, отвратительно сделаны сопла, которые нужно отправить в мусорное ведро, а следом за ними и фонарь кабины, который короче на 3 мм(!). Стойки основных опор шасси выполнены без штоков гидроцилиндров выпуска и отлиты заодно с пневматиками, что исключает применение резиновых колёс фирмы «Equipage». Но, если разобраться, не всё так плохо: расшивка модели внутренняя, аккуратная, но не все лючки сделаны на уровне остального кроя. Вооружение и пилоны даже (в отличие от прибалтийских) похожи сами на себя: четыре ракеты Р-73 и по паре Р-27Т, Р-27Р и Р-27ЭМ.

Хочется дать полезный совет по сборке фюзеляжа и крыла: вначале приклейте обе консоли к верхней половинке фюзеляжа, а потом приклеивайте нижнюю половину, иначе вы рискуете получить огромные щели, для заделки которых придется запастись ведром шпаклёвки.

Поскольку Airfix давно породнился с Heller'ом, то перейдем сразу же Flanker'ам этой фирмы (Су-27УБ и Су-27УБ Hi-Tech).

По качеству отливки и расположению деталей можно сделать вывод, что и эта модель сошла со степелей «Airfix», хотя в нее были внесены заметные изменения. В частности, увеличены кили, которые теперь стали ложиться в чертежи от «Гончара», а фонарь заменён на двухместный достаточно правильной формы. Даны варианты окраски и декаль на борт №66. Вариант Hi-Tech отличается от базового наличием в первую очередь «травлёнки» и «белого металла». В «метализации» даны привязные ремни катапультируемого кресла К-36, полосы переплёта фонаря с зеркалами заднего обзора, фиксаторы фонаря. «Белым металлом» даны катапультируемые кресла К-36 (достаточно правильные), стойки шасси и пневматики. Декаль превосходного качества, и включает в себя вариант показательной эскадрильи «Русские витязи». Однако все эти «навороты», конечно, существенно повлияли на цену.

Анализируя модели Су-27 от Airfix и Heller, можно констатировать, что это одни из лучших из числа пластиковых копий импортного производства, которые можно приобрести за довольно умеренную цену. Естественно они также требуют некоторых доработок, но в то же время Не11ег'овская модель – единственная приличная модель Су-27УБ, рядом с которой латышам даже делать нечего. Что же касается Hi-Tech, то всё это можно найти у отечественных производителей: декаль – у «Траверса», эпоксидные детали у «НеОмеги», резиновые колёса у «Экипажа» и т.д.

С Запада отправимся на Восток ибо Страна Восходящего Солнца уже давно славиться своими ремесленниками и технологиями. Ведущей, среди тамошних фирм производящих пластиковые модели самолетов, без сомнения является Hasegawa выпускающая три варианта Су-27 Flanker, Су-27 Flanker Russian Knights и Су- 27 Flanker Test Pilots.

О крутизне этой модели среди моделистов ходят легенды. Давайте разберёмся. Размах крыла на 2 мм больше. Обтекатель РЛС на 1 мм больше и несколько жирнее, чем нужно. Хвостовая часть фюзеляжа на 5-8 мм шире, чем нужно. Подфюзеляжные кили на 2,5 мм длиннее. Всё остальное в норме. Модель комплектуется HiTech добавками, «травлёнкой» и «белым металлом». Декаль на один вариант – борт №388 летчика-испытателя В.Путачёва.

Остальные две модели – то же самое, кроме коробки и декалей. Первая из них борт №07 «Русские витязи», вторая – борт №585 ЛИИ им. Громова. Японцы, правда, не учитывают, что на борту №585 отсутствуют «шарик» ИК датчика перед лобовым стеклом.

Замечу, что цена моделей от Hasegawa (в обычном исполнении) даже до августовского кризиса 1998 г. была на уровне модели Су- 27 в масштабе 1:48(!) от фирмы AcadeMy. Остальные две модели ещё дороже за счёт богатых декалей., так что смотрите сами, стоит ли игра свеч. Кроме того, копию Hasegawa'BCKoro «сушки» выпустила гонконгская фирма Dragon/DML. Правда, без «металла» и «травлёнки», что в наших условиях вполне восполнимо.

Помимо вышеперечисленных моделей иногда упоминаются модели Су-27 от Hobbycraft и Leoman, но к нам в руки они не попадали.

В заключение рассказа о масштабе 1:72 обратимся к «ископаемым» ныне у нас вакформам и новомодным Short Run-ам. Век «вакуума» у нас кажется, закончился окончательно. Да и за рубежом широкий выбор литого пластика в масштабе 1:72 почти не оставляет места для «вакуумных» фирм, которым остается как правило воспроизводить малоизвестные самолеты и модификации или выпускать копии гиганских масштабов.

Информация о ранних западных вакуумформах практически отсутствует. Известно разве что о венгерской модели Planes Су-27 1:72. Вполне приемлима по качеству и геометрии для модели тех лет. Фирма также выпустила конверсионный набор для постройки модели Су-27УБ.

На отечественной же ниве первой была московская фирма «Котер» (К amp;К), выпустившая свои Су-27 в начале 90-х годов.

К сожалению, за давностью шет самой отливки не сохранилось, но осталась инструкция по её сборке, из которой можно предположить, что модель была самолёта первых серий с коротким и толстым хвостовым ластом. Этого в «пластике» до сих пор никто не делает. Внешне модель похожа на свой прототип, но раскрой обшивки был воспроизведён грубо, бедный интерьер, неправильное катапультируемое кресло К-36, не воспроизведены ниши основных стоек шасси. Но будем считать это первой ласточкой и не осуждать строго. Но зато богатая информацией инструкция давала исчерпывающие (на то время) сведения о прототипе модели. Схема окраски соответствовала бортовому №57 (о. Сахалин, ПВО СССР, 1988 г.). Правда, разработчики забыли (или не смогли) дать декаль.

Второй на модельном рынке появилась вакуумная отливка Су- 27 из украинского города Васильков от ЮМТК. Сказать о ней практически нечего, так как это была полная перепечатка с модели от «Italeri», но с упрощениями для «вакуума». Ну, а кто хоть раз имел дело с Васильковским пластиком, те нас поймут. Для тех же, кто счастливо избежал этой участи, скажу, что он был толщиной 2-3 мм и детали из него было очень трудно вырезать (чуть не написал вырубать). Мелочёвку, иногда, приходилось изготавливать «от нуля». Что касается вооружения, то Су-27 от К&К обошёл «сухарь» от ЮМТК на все 100%. Там присутствуют четыре ракеты типа Р-27Р (или их подобия).

Как ни странно приятную память о себе оставил Су-27К (1:72) от МАВИ. Кстати, производители честно написали «Су-27К». Эта модель на порядок лучше «Italeri/Звезды», и, на наш взгляд, является самым «совершенным» вакуумным исполнением машин из семейства Су-27. По крайней мере, в чертежи, опубликованные в журнале «Крылья Родины» (хотя это не авторитет) модель ложится идеально. Хотя, зная тенденцию «Крылышек», к публикации вдогон трудно сказать, что появилось раньше: модель по чертежам или чертежи по модели. Отливка соответствует машине установочной партии Су-33 и имеет наименование Т-10К-5. За основу была взята итальянская модель и коренным образом «конверсирована». После этого геометрия и обводы стали походить на упомянутые выше чертежи. Отличия только в форме и расположении некоторых технологических лючков и панелей. В комплекте с моделью шли шасси из «белого металла», хорошая декаль от «Траверса» и совсем поражал воображение набор, к сожалению, тоже вакуумного, вооружения. Судите сами: четыре ракеты Р-27МЭ, по паре ракет Р- 73 и Х-58У и одна противокорабельная Х-41 «Москит»! К сожалению, фирма МАВИ, как и почти все «вакуумные» фирмы СНГ почила в бозе, так что модель уже является раритетом.

Небольшое лирическое отступление о чертежах. Лучшие чертежи на Су-27/27УБ помещены в уже упоминавшейся книге «Су- 27» (Полигон/ Гончар), чертежи Су-27К (1:72) в «Крыльях Родины» (№7/93), а в масштабе 1:48 в спецвыпуске «Крылья над морем» журнала «Мир авиации». Су-27ИБ/32/34 одноимённой книге издательства «Полигон», а в масштабе 1:72 в журнале «Аэроплан». Остальные модификации «Сухих» – только на схемках – «трёхвидовках». Это порождает немало «лапши на ушах». Например, популярный у нас чешский журнал Plastic Kits Revue в №48 приложил к статье о Су-35 чертежи, которые автор Зденек Климец «соорудил» на базе Су-27К, изобразив на виде сверху линии складывания крыла и оперения.

Наконец, последняя модель масштаба 1:72 в нашем обзоре – Short Run из Василькова (ЮМТК Су-34).

Если честно, эта часть статьи не для слабонервных. Речь идёт о литье под низким давлением. А если совсем честно, её лучше выбросить, чем исправить. Хотя за основу была взята модель от «Italeri», качества оригинала не ждите. Отливка полностью изменена, только сразу сказать в какую сторону не получится, скорее всего – в отрицательную, так как литьё под низким давлением (ЛНД или Short Run) подразумевает грязную отливку и большой слой облоя. Всем этим «требованиям» полностью соответствует украинская модель. Отдельный вопрос стоит задать разработчикам «мастер-модели»: где на нескольких предсерийных машинах они нашли прочностную накладку на крыле, как на Су-27 (борт №31), находящегося в ангаре кафедры проектирования самолётов МАИ? А именно такое крыло на «самостийной» модели. Аккуратные стойки итальянского оригинала просто заменены на стойки космических кораблей из научно-фантастических фильмов.



Остекление не поддаётся никакой критике. Сделанное разрезанным по переплёту, его прозрачные части не встают на свои места без обработки рашпилем. Ко всему прочему, сами прозрачные части какие-то мутные и с вкраплениями чего-то непонятного, что не вычищается ничем. При всём нашем уважении к Васильковским умельцам, их вакформы и Short Run'bi при великолепных задумках отличает ужасное качество. Хотя, как показывает опыт, и Short Run'bi можно делать аккуратно. Пример – украинская же фирма A-model.

Подводя небольшой итог нашему обзору в масштабе 1:72, мы предлагаем самый простой, хотя и не самый дешёвый, рецепт «производства» Су-27, хотя бы похожего самого на себя. Базовая модель от Airfix, к ней добавьте (предварительно удалив «родные») консоли от Су-34 (Italeri). Перерезаете кабину под фонарь от Су-27 от «Звезды», устанавливаете эпоксидную кабину от «НеОмеги», используете от этой же модели стойки шасси с резиновыми колёсами от «Equipage». Установите на неё кили и сопла от уже упоминавшегося выше Су-34, а всё остальное изготовьте по имеющимся у вас фотографиям и прорисовкам В.Михеева из упомянутой нами книги.

Теперь о моделях «королевского» 48-го масштаба. До недавнего времени модели Су-27 в «профессиональном» масштабе 1:48 выпускались только одной фирмой Academy/Minicraft. Выбор не богат, но вполне достоин: Су-27 Flanker, Су-27 Flanker «Russian Knights» и Су-27УБ. Надо сказать, что эти изделия отличает аккуратная внутренняя расшивка, фототравленые детали интерьера кабины пилота, резиновые пневматики и декаль «Акула» Липецкого центра боевой подготовки, правда, оговоримся сразу, то ли нам просто не повезло, то ли действительно все декали такого качества (со сбитыми цветами), но при нанесении её на поверхность модели она благополучно рассыпалась. Скорее всего, декаль просто жёсткая и не облегает поверхность как положено. Обидно!

Но больше всего поразило то, что модель идеально ложится в чертежи от «Полигона». Единственные «блохи», которые удалось «отловить» в геометрии машины, это увеличенная на 5 мм задняя часть ЦПГО и поднятый на 7 мм килевой воздухозаборник системы охлаждения оборудования. Конечно, нельзя не сказать о бедном, хотя и похожем, интерьере кабины и в который уже раз об «эмбриональном» К-36, хотя и этот недостаток поправим – все та же московская «НеОмега» выпускает всё необходимое в «эпоксидке». И это все(!) огрехи. Второй Су-27 отличает «навороченная» декаль, но цвета флага ВВС на килях «академики» переврали. Обидно, ведь стоит модель ещё дороже, чем стандартная. Копия учебно-боевого отличается от новым фюзеляжем и кабиной, а в целом столь же хороша.

До недавнего времени на монополию «академиков» никто не покушался. Но вот на нашем рынке появился «китайские гости» Су- 27, Су-27УБ и Су-35 от Zhengdefu.

При анализе содержимого коробок с логотипом этой фирмы, вспоминаются классическое «Смотрите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машинки Зингера!». Хитроумные китайцы взяли в качестве мастер-модели пластик от «Academy», слегка изменив раскрой деталей корпуса. Конечно нет «травлёнки» и резиновых шин. Декаль отвратительного качества, носовая стойка шасси одноколёсная, а к набору вооружения для пущей крутизны добавлены четыре предмета, отдаленно напоминающие дальнобойные управляемые ракеты Р-33 (хотя откуда им взяться на Су-35?). Но главная «изюминка» модели ПГО. Китайцы, не долго думая, прилепили к верхней части фюзеляжа без всяких наплывов две культяпки, долженствующие изображать ПГО. Что тут сказать?.. Только одно приходит на ум: «Ну, Вы блин, мужики, даете!!..». Качество расшивки несколько хуже, чем у «Academy», что вполне естественно. Зато радует цена: она в два раза ниже, чем у «академического» Су-27. Так что если вам очень хочется иметь модель Су-27 (1:48), а денег не хватает, покупайте китайского «уродца». Сделав ему «обрезание», вы получите приличную модель Су-27. Если же, как и мы, вы захотите сделать Су-35/37 – придётся попотеть.

В масштабе 1:32 вакформу Су-27 выпускает только фирма ID models. Нам ее найти не удалось, а потому сошлёмся на Кена Даффи, который приводит слова своего друга: «Это настоящая модель для настоящих моделистов». Остаётся только представить размеры модели и примерную цену этого «эксклюзива».

И, наконец, масштаб 1:144. Здесь также выбор достаточно широк. Вот Rewell'овский Су-27. Фактически это уменьшенная в два раза копия модели 1:72 с теми же ошибками. Ни чуть не лучше изделие от Dragon/DML, но здесь ошибки другого порядка и основная из них неверный масштаб, который соответствует примерно 1:163. Другими словами, если поставить этот Су-27 рядом с МиГ- 29 того же масштаба, они будут примерно одинаковы! А внешне моделька выглядит довольно неплохо. Те же недостатки присущи и модели Dragon/DML Cv-27K, отличающейся от предыдущей только приделанными ПГО.

Итак моделей «сушек» великое множество, на все вкусы и всем по карману. Есть задача и для производителей моделей. Так что в добрый путь.

P. S. Пока готовился этот материал, пришло известие о новых моделях Су-35 и СУ-37 от Dragon'a, но на прилавках они ещё не встречались, зато на вещевом рынке встретилась китайская копия «Italeri» 1:72… Всё ещё только начинается…










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх