|
|||||||||||||||||||||||
|
Messerschmitt Bf 110 Среди моделей самолетов есть несколько машин, иметь которые в своей коллекции еще недавно было просто престижно. К таким изделиям, несомненно, относились конин немецкого тяжелого истребителя Bf110. Созданный в середине 30-х, он продержался на вооружении Люфтваффе до самого конца Второй Мировой войны и хотя, в конечном итоге, не оправдал возлагаемых на пего надежд, все же одержал за свою карьеру немало побед, большая часть из которых была завоевана в ночном небе Европы, а легендарные имена летавших на нем асов, только прибавили популярности этой машине в среде коллекционеров и производителей пластиковых моделей. Пополнить свою коллекцию моделью этого самолета я хотел давно. А потому неудивительно, что получив однажды в подарок от своего друга модель Bf 1 ЮС/Dot японской «Fujimi», я был почти на седьмом небе от счастья. Хорошо помню, как за несколько лет до этого в конце 80-х эта модель впервые появилась на Мурманском клубе ИТСМ. Сколько было восторгов! Какая расшивка!.. Какая декаль!.. И вот в середине 90-х я получил возможность ознакомиться с этой моделью поближе. Набор состоит из 78 деталей, семь из которых приходятся на фонарь, что позволяет его собрать в любом виде. К тому же, есть деталь с передним дополнительным бронестеклом, что не могло не радовать. Детали отлиты хорошо, а легкий облой легко удалим, чего не скажешь о небольших царапинах на остеклении. Расшивка внутренняя, очень аккуратная, полностью соответствующая чертежам. Кстати о чертежах. Для анализа качества моделей я пользовался монографией, опубликованной 8 «Аэросерии», а также чертежами английского издания «AVIAARHIVES». Имеется у меня и «WARPAINT», но пользоваться им надо очень осторожно. Геометрия фюзеляжа по основным размерам практически в норме, хотя носовой обтекатель острее изображенного на чертежах, но этот огрех легко устраним. Размах крыла также вполне приемлем, лишь форму законцовок пришлось слегка изменить, создавая места для АНО. Заметно хуже ситуация с мотогондолами, которые при всем изяществе несколько «худоваты», а выхлопные патрубки должны быть сдвинуты на 4 мм ближе к крылу! На такие недостатки уже не закроешь глаза. Вдобавок, коки винтов плохо сопрягаются с мотогондолами, образуя большие «ступеньки», что также не улучшает внешнего вида. Огрехи есть и на крыле, где элероны по ширине почему-то равны закрылкам, чего не подтверждает ни один чертеж. Стойки шасси, не имеющие подкосов, явно велики, а потому амортизатор лучше «обжать» на 3-4 мм. В то же время колеса просто великолепны, с весьма достоверным рисунком протектора. А вот по поводу стабилизатора и рулей высоты между «Авиаархивом» и «Аэросерией» возникла дискуссия. В первом источнике утверждалось, что все в норме, а во втором рекомендовалось уменьшить их ширину. «WARPAINT» был солидарен с «Авиаархивом», однако если учесть, что репутация этого издания подмочена многочисленными «ляпами», то единственным решением этого спора может быть только обмер оригинала, который для меня (во всяком случае пока) недосягаем, а потому я оставил все как есть. Что обязательно стоит доработать, так это посадочные места килей, поскольку если приклеить все как есть, то они станут с неверными углами установки. Интерьеры кабины и ниш шасси выполнены упрощенно. Конечно, можно повозится с их доработкой, но лучше воспользоваться «фотоэчедом». Общая сборка не вызовет проблем даже у начинающего моделиста (шпатлевкой я почти не пользовался), а внешний вид заметно улучшится. Следует отметить чрезвычайно подробную инструкцию, которая поможет без ошибок собрать любую из пяти возможных модификаций, а также правильно окрасить и оформить готовую модель. Для оформления предложены две декали, соответственно для модификаций «С» и «D», всего шесть вариантов. Каждая из них снабжена цветной схемой окраски и упакована в отдельный пакет. Декаль хорошего качества, однако белая краска полупрозрачна и на темной основе меняет свой оттенок. Из «фуджимовского» набора я собрал модель Bf 110С-4/В и окрасил его в вариант 5/ZG1. После сборки осталась масса запчастей, которые были использованы при доработке «матчбоксовского» «мессера». Приобретение модели «Matchbox» было обусловлено желанием иметь в коллекции модель Bf 110D при минимальных затратах. Не так давно она производитилась в Китае, а сейчас (по некоторым данным) ее прессформа попала в «Revell», а потому цена ее более чем доступна (не то, что десять лет назад!). Пресс-форма была разработана в 1976 г., как написано в инструкции, при информационной и технической поддержке британских авиамузеев. Набор состоит из трех разноцветных литников с 57 деталями. Фонарь пилотской кабины сделан одной деталью, традиционно (для «Matchbox'a») выполненной довольно грубо. Впрочем, интерьер сквозь толстый полистирол просматривается хорошо. Правда, толку от этого немного, так как то, что предлагают разработчики засунуть в «кокпит», не похоже на оригинал. Из всего этого «великолепия» я использовал только пол пилотской кабины, пилотов и пулемет MG15, который сделан даже лучше чем у «Fujimi», хотя в нем нет магазина. Общая геометрия модели практически идеальна, что вероятно и является результатом консультаций с работниками британских авиамузеев. Неверны только контуры хвостового обтекателя, который я просто вырезал, вклеив на его место удлиненный обтекатель из набора «Fujimi». Рули высоты подобны аналогичным изделиям японских мастеров, а вот ниши шасси не деталированны вообще никак. Так, что и здесь рекомендую воспользоваться «фотоэчедом». Стойки шасси, трубка Пито, антенны и стволы пулеметов сделаны довольно грубо и потому их стоит изготовить самому, тем более, что некоторые необходимые элементы (например, воздухозаборник карбюратора на правой мотогондоле) в наборе вообще отсутствуют. Посадочные отверстия под пулеметы и пушечные порты настолько огромны, что в них без особого труда можно было бы запихнуть целую батарею 40-мм «Бофорсов» (способную смести с лица земли все живое!), хотя, как известно, “110-й» и так не страдал от недостатка огневой мощи. Основные габариты моделей Bf 110 и данные некоторых изданий
1* Приведены данные на модификацию Bf 110D. 2* У модификации Bf110D размах равен 174 мм. Все детали отлиты качественно, но раскрой обшивки наружный. Я его удалил и прорезал заново. Стыковалась модель практически без проблем. Правда левая консоль была толще посадочного места на 1 мм, пришлось поработать шпаклевкой и «шкуркой». Щели и уступы неизбежны при установке носового кока и мотогондол, требуют доработки и все радиаторы. Как и на «фуджимовской» модели здесь отсутствует посадочная фара. Собственно сборка модели проста и легка, а основной объем доработок связан с доводкой интерьера, радиаторов, изготовления всех антенн и прочей мелочевки. В общем объем доработок довольно значителен и зависит (в основном) от степени “крутизны» того, что вы хотите получить. Инструкция по сборке проста, но я ей практически не пользовался, тем более, что в ней есть явные ошибки. Например, при монтаже подвесных баков стойки их крепления к крылу надо развернуть на 180° по отношению к тому положению, которое указано в инструкции. Помимо баков, в комплекте имеются две 250-кг бомбы и даже экспериментальная ракетная установка RZ65, но я решил использовать два 900-литровых бака из «фуджимовского» набора. Для оформления модели прилагается декаль, пользоваться которой не рекомендую. С ее помощью можно воспроизвести Bf110C из 6/ZG76, действовавшую во Франции в 1940 г. и Bf 110D из состава II/ZG1, находившуюся на Восточном фронте в 1942 г. Схема окраски приводится на коробке, но я предпочел воспроизвести довольно экзотический вариант окраски самолета из состава 6/ZG76, участвовавшей в поддержке антибританского восстания в Ираке весной 1941 г. После знакомства с «фуджимовским» «мессером» я расчитывал приобрести Bf 110G этой же фирмы, но постоянный рост цен на продукцию из Японии удерживал меня от этой покупки, а когда стало известно о появлении нужной мне модификации в каталоге Italeri, я решил присмотреться к изделию итальянских мастеров. Выпущенный ими Bf 1 ЮС я видел раньше и первоначально оценил его как «вроде ничего». Цена также была вполне доступной, но модель Bf110G разочаровала сразу, поскольку комплектовалась фонарем характерным для модификаций Bf 110С, D,E и F, но никак не G. «Вскрытие», устроенное позже двум таким же комплектам, показало ту же картину. Возможно когда- нибудь у специалистов Italeri «проснется совесть» и они укомплектуют модель фонарем требуемой формы, а пока пришлось выдавливать его самостоятельно. Что касаетсяя остальных деталей (а их всего 73), то они отлиты чисто, хотя на некоторых имеются утяжины. Раскрой обшивки обозначен тонкими наружными линиями, которые можно было бы вполне оставить, если бы расположение оных соответствовало действительности. Длина и ширина фюзеляжа в норме, однако его носовая часть перед центропланом худовата и ее пришлось наращивать. Неверно переданы и обводы хвостового обтекателя. Интерьер кабины деталирован достаточно подробно, но информации о том, как выглядело место оператора РЛС у меня нет и потому о правдоподобии не могу ничего сказать. Фонарь кабины лучше собрать в открытом виде, так как в закрытом состоянии в нем образуются большие щели. Форма стыка между фонарем и фюзеляжем явно придумана разработчиками модели и не имеет ничего общего с оригиналом. Руль высоты узковат, но в целом соответствует чертежам в «Аэросерии», а вот кили по всем размерам чуть больше. К размаху крыла претензий нет, но если ширина в районе законцовок в норме, то в районе центроплана она уже на 2 мм. Неверна форма крыла при виде спереди, так как оно сужается к мотогондолам. Предкрылок обозначен обычной линией расшивки, а крыльевые радиаторы и особенно выходные устройства требуют доработки по чертежам. Не обозначены и места под АНО. Ниши и стойки шасси хорошо деталированы, но поскольку колесо в нишу не помещается о точности размеров даже речи не идет. Мотогондолы не вызывают особых нареканий, а вот лопасти винтов неверны по форме и малы. Бронирование пилотской кабины и защитный экран у выходных отверстий пушек сделаны очень грубо. Сборка протекает без особых осложнений, лишь с носовой частью придется повозиться, устраняя уже отмеченную выше «худобу». Неизбежны трудности при монтаже усов антенн РЛС, так как места для их установки свою функцию не выполняют. Из всей возможной и довольно богатой подвески в комплект модели почему-то входят только 300-литровые подвесные бензобаки. Свою модель я «довооружил» подфюзеляжным контейнером с думя 20-мм MG151/20E, который изготовил из бомбодержателя от «матчбоксовского» набора. Инструкция понятна и информативна. Декаль традиционного для Italeri качества позволяет оформить модель в трех вариантах окраски, два из которых принадлежат II/NJG1, а третий II/NJG5. Общее впечатление от этой модели не очень хорошее, так как ее можно рекомендовать тем, кто любит работать руками (ее доработка у меня заняла гораздо больше времени чем у куда более древнего набора от Matchbox ) или не обращает внимание на размеры и точные формы. После окончательной сборки моделей, я провел их обмер и сравнил полученные данные с таковыми, полученными из различных чертежей и справочников. Стопроцентного совпадения нет ни у кого, в чем вы можете убедиться сами… КРЫЛЬЯ НАД МОРЕМ канд.ист.наук майор Мирослав Морозов |
|
|||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
|||||||||||||||||||||||
|