|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ракеты «Бэкфайра» Виктор Марковский К началу XXI вена основу Дальней Авиации (ДА) и авиации ВМФ России составляют ракетоносцы-бомоардировщики Ту-22М3, которыми оснащены пять из освяти авиаполков ДА, сведенных в 37-ю Воздушную Армию, и все морские ракетоносные полки. Основным оружием этих самолетов являются крылатые ракеты Х-22, принятые на вооружение 25 лет назад. Такому долгожительству комплекса-ветерана, пережившего «холодную войну», разрядку и многочисленные договоры оо ограничении вооружений, есть свои причины, о которых и рассказывается в предлагаемой статье. Высокая эффективность ракетного оружия определила новый подход к созданию систем вооружения ВВС – разрабатывался и передавался на испытания уже не просто новый тип боевого самолета, а ракетно-авиационный комплекс, включавший в себя самолет-носитель, ракеты как средства поражения и систему управления ими. Такими комплексами, принятыми на вооружение Дальней Авиации, были Ту-16КС с ракетами КС-1, Ту-16К-11-16 с ракетами КСР-2 (К- 16) и КСР-11 (К-11), Ту-95К-20 с ракетой большой дальности Х-20М. Крылатые ракеты (КР) первого поколения проектировались в инициативном порядке самолетостроительными КБ, хорошо знакомыми со спецификой применения систем вооружения на своих машинах. Ряд удачных конструкций, использовавших отработанные авиационные технологии и решения, был создан в ОКБ А.И.Микояна (ведущим по ракетной тематике был М.И.Гуревич). Разработки ракет под «свои» носители велись также в ОКБ П.О.Сухого, А.С.Яковлева и В.И.Мясищева, но позднее, в целях унификации средств поражения и оборудования необходимого для их обслуживания, работы "самолетчиков" в этом направлении свернули, передав вооруженческие "подряды" специализированным организациям. В мае 1946 г. решением правительства «для выполнения ряда работ по ракетной тематике" было организовано ОКБ-2-155 под руководством А.Я.Березняка. Вскоре оно стало одним из ведущих в отечественном ракетостроении и с мая 1957 г. получило статус самостоятельной «фирмы», известной сегодня как МКБ «Радуга», с опытно- промышленной базой в подмосковной Дубне (Дубнинский машиностроительный завод – ДМЗ). Помимо нескольких типов корабельных ракет и ракет береговой обороны, в нем были разработаны и доведены до серийного производства авиационные КР большой дальности КСР-5 (в комплексах Ту-16К-26 и Ту-95М-5) и Х-22 (для Ту-22К). Испытания ракетоносца Ту-22К начались в 1961 г. Несмотря на размах (работы велись сразу на нескольких машинах) и широкомасштабное финансирование, доводка носителей и «изделий» проходила туго. На сверхзвуковых скоростях из-за неравномерного нагрева обшивки фюзеляж деформировался, что приводило к «гулянию» тяг, управлявших бустерами. Рулевые поверхности самопроизвольно отклонялись, создавая изрядные кренящие и разворачивающие моменты. Тут уже было не до пусков ракет. Не радовала конструкторов и работа автопилота, надежность РЛС также оставляла желать лучшего. Поэтому, хотя ракеты, в конце концов «научились» поражать цели, члены Госкомиссии отказались подписывать акт о годности всего комплекса. Тем временем выпуск самолетов продолжался, хотя на вооружение ракетоносцы Ту-22К приняли только спустя десять лет после начала разработки – в 1967 г. Однако количество полученных советскими ВВС ракетоносцев – около 70 – оказалось заметно меньше, чем разведчиков и постановщиков помех. Но работы по модернизации комплекса продолжались и в Дубне, и у туполевцев, причем последние, признавая недостатки Ту-22К, первое время занимались этой темой в инициативном порядке и на свои средства, «изыскивая внутренние резервы». Усовершенствованная ракета Х-22 в комплексе вооружения К- 22Н и стала «длинной рукой» дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М, принятого на вооружение Дальней Авиации и авиации ВМФ. В соответствии с Боевым Уставом ВВС, основными задачами оснащенных ими частей являлось "поражение ракетно-ядерных, авиационных и морских группировок, оперативно-стратегических резервов, военно-промышленных и энергетических объектов, а также нарушение оперативно-стратегических перевозок, государственного и военного управления». Соответственно, сам комплекс предназначался для для "уничтожения морских и наземных целей, таких, как ударные авианосцы и корабли из состава авианосной ударной группировки, транспорты, железнодорожные мосты и плотины ГЭС, военно-промышленные объекты и военно-морские базы». Комплекс К-22Н включал ракеты трех вариантов: Х-22Н, предназначенную для поражения радиолокационно-контрастных целей, Х-22НА для ударов по площадным целям и противорадиолокационную Х-22НП. Все три варианта имели унифицированную базовую конструкцию, различаясь системой наведения и снаряжением боевой части (БЧ). Ракета Х-22Н получила проектный шифр «Буря» и заводское обозначение Д2Н (как второй тип «дубнинской» авиационной КР), причем индекс «Н» ракета получила в связи с заложенной возможностью выбора различных профилей полета, включая так называемую «низкую траекторию», которой не имела предыдущая Х-22 (Д2). В заводской документации она проходила под обозначением «изделие 107». При ее разработке основными требованиями были большая дальность полета (до 500 км) и автономность полета, позволяющие поражать цели с безопасных расстояний, вне зоны ПВО противника. Прорыв ПВО самой ракетой должна была обеспечить высокая скорость полета (до М=4), затрудняющая ее перехват с помощью истребителей и зенитных ракет. Сопла двухкамерного ЖРД ракеты X- 22Н закрыты заглушками-мембранами, необходимыми для создания в камерах сгорания рабочего давления при запуске. Х-22 на подфюзеляжном узле ракетоносца Ту-22М распологалась на конформной подвеске (внизу). С учетом этих требований Х-22Н выполнили по нормальной аэродинамической схеме с несущим крылом большой площади и крестообразным оперением. Корпус, крыло и оперение сделали сварными, из высокопрочной нержавеющей стали, оказавшейся практически единственным подходящим конструкционым материалом. В полете со сверхзвуковой скоростью конструкция ракеты испытывает огромные аэродинамические и тепловые нагрузки (поверхность при этом разогревается до 670°С), и применение обычного дюраля, «держащего» всего 165°С, исключено, а использование дорогостоящего жаропрочного титана в «одноразовом изделии» было неоправданным. Треугольное крыло со стреловидностью 75° по передней кромке имеет сверхзвуковой симметричный профиль с относительной толщиной всего 2%. Для обеспечения достаточной прочности и жесткости при небольшой строительной высоте (у корня она равна всего 9 см) крыло имеет пятилонжеронную конструкцию с работающей вафельной стальной обшивкой. Законцовки плоскостей для защиты от нагрева выполнены из жаропрочного порошкового пресс-материала. Площадь каждой консоли равна 2,24 м2. Цельноповоротные рули ракеты симметричного профиля с относительной толщиной 4,5% многолонжеронной лучевой конструкции (лонжероны крепятся к силовому узлу – оси поворота – и расходятся в стороны, подобно прожилкам кленового листа). Рулевые поверхности, работающие под воздействием больших скоростных напоров и крутящих моментов, потребовали значительных усилий в системе управления при высокой точности перекладки «лопат» рулей. Их оснастили мощными гидравлическими рулевыми приводами, питаемыми бортовой насосной станцией. Для удобства транспортировки и подвески ракеты на самолет нижний киль складывается в горизонтальное положение, при этом высота Х-22Н уменьшается до 1,81 м. Корпус ракеты состоит из шести отсеков, стыкуемых по торцевым фланцам. Носовой занят аппаратурой системы самонаведения типа ПМГ, представляющей собой подобие самолетной РЛС. В ее составе находится активный радиолокационный координатор головки самонаведения (ГСН). Облучая цель, он отслеживает ее положение по отраженному сигналу и выдает команды системе управления ракеты; антенны ГСН закрыты большим радиопрозрачным конусом из стеклопластика. Боевая часть (БЧ), размещенная в следующем отсеке, имеет несколько вариантов снаряжения, обычного или ядерного. Основная кумулятивно-фугасная БЧ массой 630 кг служит для уничтожения сооружений и построек, а также защищенных укрытий и кораблей. Она снабжена комплексной системой подрыва. Так, контактный пьезоэлектрический взрыватель срабатывает при попадании в цель, а дистанционный подрывает БЧ на заданной высоте (тип срабатывания, «наземный» или «воздушный», выбирается штурманом перед пуском). По результатам испытаний, фугасного воздействия БЧ, содержащей 250 – 300 кг взрывчатого вещества повышенной мощности, оказывалось достаточно для полного разрушения типового заводского цеха, железнодорожного туннеля или моста. При отработке применения ракеты по морским целям, проводившейся на Южном полигоне 3-го Главного управлении НИИ ВВС на Каспии, попадание ракеты в борт корабля-мишени вызывало повреждения, которые могли вывести из строя даже крейсер или авианосец. Размеры пробоины достигали 22 мг , а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м. Даже при попадании ракеты с инертной БЧ без взрывчатки, полуторатонная сверхзвуковая «стрела», случалось, прошивала корабль насквозь! Ядерная БЧ (в отечественной терминологии, «специальная» или «спец-БЧ») с тротиловым эквивалентом 150 кт, предназначена для уничтожения площадных объектов, которыми могут быть базы, порты, промышленные узлы или крупные склады, а также корабельные группировки и места сосредоточения войск противника. Она оснащена необходимой дублированной (для повышения надежности и безопасности) контрольно-проверочной аппаратурой, системой обогрева, предохранения и ввода кодов, снимающих блокировку с боезаряда перед «боевым» пуском. Для подрыва заряда служит специальное взрывное устройство с радиовзрывателем, срабатывающем на заданной высоте или расстоянии до цели. Замечу, что большинство «боевых» ракет предусматривало комплектование именно ядерной БЧ, мощность которой гарантировала уничтожение практически любых предполагаемых целей. Что касается эксплуатации «спец-БЧ», то в строевых частях группы вооружения никогда дела с ними не имели, обходясь имитаторами. Сами изделия, в силу особой режимности, находились под контролем и охраной на базах соответствующих служб центрального подчинения. Средняя часть корпуса образована четырехметровым баком-отсеком, представляющим собой сварную стальную трубу, подкрепленную набором шпангоутов. Он разделен по длине на две части и содержит 4000 кг горючего ТГ-02 (на основе несимметричного диметилгидразина) и окислителя АК-27И (концентрированная азотная кислота). В окислитель входят присадки ингибитора (замедлителя) коррозии, ослабляющего агрессивное воздействие кислоты, а сами баки изнутри покрыты антикоррозионным защитным слоем и оборудованы системой наддува, поддерживающей в них рабочее давление по мере их выработки (в противном случае разрежение застопорило бы работу системы подачи, а сам бак раздавило бы атмосферным давлением). К корпусу бака-отсека приварены стыковые узлы крепления консолей крыла. Ту-22М2 с демонтированной (в рамка международного договора ОСВ-2) штангой дозаправки. Самолет несетна подфюзеляжном узле крылатую ракету Х-22НА. Под центропланом видны ракетные балочные держатели БД-45К, а под фюзеляжем – бомбовые – многозамкове МБДЗ-У9- 68, расчитанные на девять 500-и фугасок каждый. «Энергетический» отсек занят агрегатами автопилота АПК-22М, арматурой системы наддува баков и аккумуляторными батареями, служащими для электроснабжения аппаратуры наведения, управления и рулевых приводов. Для удобства хранения и повышения ресурса батареи имеют «сухую» ампульную конструкцию – выработка электроэнергии начинается лишь после подачи электролита внутрь непосредственно перед пуском. На подвеске и при проверках все системы ракеты работают от «борта» (источников электропитания самолета). В хвостовой части ракеты установлен жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) Р201-300, разработки КБ-300 С.К.Туманского, имеющий две камеры сгорания с раздельными выхлопными соплами, каждое из которых оптимизировано для создания определенной тяги. Двухкамерная конструкция ЖРД при небольшом весе (112 кг в «сухом» виде) имеет высокую отдачу, порядка 250 кгс тяги на 1 кг собственного веса, и обеспечивает необходимый диапазон тяги, требуемой для изменения режима полета, упрощает устройство и управление двигателем, позволяя отказаться от сложных систем регулировки. Системы зажигания двигатель не имеет – компоненты топлива самовоспламеняются при смешивании. При работе в стартовом режиме и разгоне ракеты, ЖРД развивает тягу 83 кН (что соответствует величине тяговооруженности, равной 1,46), а с достижением требуемой скорости после стартового «толчка» подача горючего переключается на одну из двух маршевых камер сгорания с промежуточной тягой 13,4 кН или 5,9 кН (в зависимости от заданного режима полета, его траектории и дальности до цели). При этом расход топлива уменьшается, а продолжительность и дальность полета соответственно возрастают. Подача горючего и окислителя в двигатель производится компактным высокопроизводительным турбонасосным агрегатом (ТНА), питающим обе камеры сгорания. ТНА обеспечивает требуемый расход топлива, достигающий 80 кг/сек в стартовом режиме и необходимое давление на входе в двигатель (тяга ЖРД значительно возрастает с повышением рабочего давления в камере сгорания, и давление подачи должно превысить его, чтобы горючее могло в нее попасть). Для достижения необходимой производительности ТНА оснащен собственным мощным источником энергии – газогенератором с пороховой шашкой, создающий высокое давление для раскрутки турбины ТНА. Часть газов поступает в систему наддува баков, вытесняющую из них топливо и окислитель и служащую первой ступенью системы подачи. В комплексе К-22Н применен комбинированный способ наведения КР на цель, сочетающий активное самонаведение с программным управлением от ее автопилота. После обнаружения цели самолетной РЛС штурман производит целеуказание сопряженной с ней ГСН ракеты, «привязывая» ее по дальности и азимуту. Предполагалось, что при отказе самолетной РЛС или ее подавлении помехами, ГСН ракеты на подвеске может быть переведена в активный режим и сама начать поиск цели. Однако на практике такой режим оказался невыполним, требуя налаживания «обратной связи» между аппаратурой ПМГ и штурманом-оператором. Охлаждение ракетной аппаратуры производится системой кондиционирования носителя. Устойчиво захватив цель, радиолокационный координатор ГСН переходит на ее автосопровождение и штурман, выполнив необходимые контрольные проверки, производит пуск. Высота полета самолета при этом должна составлять не менее 1000 м (в противном случае существует опасность потери цели ГСН на фоне близкой земной поверхности). Скорость носителя при запуске может достигать 1600 км/ч. После отделения от носителя КР выполняет полностью автономный полет, которым управляет программно-исполнительный механизм (ПИМ) и инерциальный автопилот АПК-22М. ПИМ, представляющий собой простой и надежный кулачковый механизм, выдает разовые команды в нужные моменты времени, а автопилот стабилизирует ракету по курсу и крену, одновременно преобразуя сигналы системы самонаведения в команды управления рулями. Самолет в дальнейшем наведении участия не принимает и может совершать любые маневры. После отцепки ракета с застопоренными рулями в течение нескольких секунд теряет высоту, отходя от носителя на безопасное расстояние (факел при воспламенении ЖРД достигает в длину 20-25 м и может серьезно повредить конструкцию самолета). После просадки рули расфиксируются, запускается двигатель, и ракета начинает разгон с набором высоты, в режиме которого перегрузка достигает 8д. После достижения заданной скорости (она может варьироваться в пределах от М=2 до М=4) и высоты, КР переходит в маршевый режим – горизонтальный полет по верхней (более 20 км) или нижней (около 12 км) траектории, зависящей от расстояния до цели, а при сближении с ней переходит в крутое пикирование. ГСН все это время отслеживает положение цели, выдавая команды на автопилот и корректируя направление полета. Команда на пикирование выдается, когда антенна координатора наклонится вниз на заданный угол, нажав на концевой выключатель – под этим углом ракета и пойдет на цель. Активное самонаведение при большой дальности полета обеспечивает неплохую точность попадания – по результатам испытаний вероятность поражения цели типа «крейсер» составляла 0,8-0,9 (80-90%). Любопытно сравнить эти цифры с оценкой поражающего действия тяжелых авиабомб, созданных в 40 – 50 годах – при отсутствии в то время иных средств поражения – как раз для борьбы с крупными морскими целями. Так, вероятность уничтожения авианосца при бомбометании с высоты 4 – 6 км даже самыми мощными из них (ФАБ-3000, ФАБ- 5000 и ФАБ-9000) была хуже более чем на порядок)!!) составляя для девятитонной фугаски 0,05 (5%), а для «трехтоннки» и вовсе 0,027 (2,7%). Боевая эффективность ракетоносцев Ту-22М2, вооруженных ракетным комплексом К-22Н, оказалась вдвое выше, чем у Ту-16К-26, и втрое превосходила боевую систему Ту-16К-10. Над морем Ту-22М2/М3 обычно взаимодействовали с разведчиками-целеуказателями Ту-16РЦ или Ту- 95РЦ, обладающими большим радиусом действия, которые почти постоянно "пасли" авианосные ударные группы потенциального противника, отслеживая их передвижение и обеспечивая постоянную возможность наведения экипажам ударных машин. О степени важности задачи уничтожения «плавучих аэродромов» говорит тот факт, что на каждый из них нацеливалось не менее одного полка ракетоносцев. Оценка эффективности ракетного удара меньшими силами не давала требуемой надежности уничтожения или вывода из строя вражеской «боевой единицы» так как авианосная ударная группировка представляла собой хорошо отлаженное и вооруженное соединение, укрытое «зонтиком» средств радиопротиводействия, ЗУР и тяжелых палубных истребителей-перехватчиков F-14 «Томкэт», передовой рубеж перехвата которых находился на удалении 600 км, что вдвое превышало дальность обнаружения крупной надводной цели БРЛС, установленной на борту Ту-22М. К тому же разрешенная дальность пуска управляемых ракет AIM-54 «Феникс» – являвшихся главным оружием «Томкэтов» – составляла 185 км, что довольно заметно снижало шансы на успех. Имелся и чисто конструктивный недостаток такого способа наведения, обуславливавший низкую скрытность атаки. Начинавшая работать еще в момент пуска радиоизлучающая «головка» позволяла противнику запеленговать КР. В тоже время высокая скорость полета (свыше 1 км/с!) оставляла "супостату" слишком мало времени (не более пяти минут) на приведение в полную боевую готовность всех средств ПВО корабельной группировки. По оценкам западных специалистов, даже АСУ многофункционального комплекса «Иджис», впервые появившаяся в 1983 г. на крейсерах УРО типа «Тикондерога», специально созданных для сопровождения авианосцев, вряд ли смогла бы отразить массированную атаку ракетами Х-22. По этой причине, основным козырем против ракетоносных «Бэкфайров» оставались истребители F-14, способные осуществить перехват Ту-22М на дальних рубежах. Если же бросок советских ракетоносцев парировать бы не удалось, то экипажам кораблей оставалось уповать лишь на то, что ГСН ракет удастся забить радио-электронными помехами, а само соединение закрыть облаками дипольных отражателей… Сообразно требованиям времени развивалась и тактика экипажей ракетоносцев, эволюционировавшая как в направлении дальнейшего наращивания численности самолетов в атакующих группах 1* , так и в разработке новых приемов атаки корабельных соединений. При закрытии цели помехами первая волна Ту-22М должна была с дальнего рубежа выполнить залповый пуск по району нахождения кораблей, «проредив» заслон для второй волны, а третья группа самолетов завершала разгром, нанося удар наверняка по уже деморализованному противнику, окончательно сметая корабельное соединение. Ограниченные компоновочные объемы Х-22Н и невысокий уровень РЭО не позволяли разместить на ней сложную аппаратуру, которая могла бы отстраиваться от помех или менять режим работы ГСН. По этой же причине система наведения ракеты имела невысокую разрешающую способность и обеспечивала в лучшем случае атаку лишь достаточно крупных, радиолокационно-контрастных, а потому хорошо заметных на фоне местности целей. Вариант Х-22НА предназначен для поражения складов, гарнизонов, заводов, железнодорожных станций и портов – крупных стратегических объектов, имеющих точную привязку к местности. В ее системе наведения типа ПСИ был реализован принцип «тихого» полета, управляемого автономной инерциальной системой наведения (ИНС) с коррекцией курса по данным доплеровского измерителя скорости и угла сноса (ДИСС). Перед пуском в нее вводятся координаты точки пуска и цели, определенные самолетной РЛС и НК-45 или же заданные предварительно по известному положению объекта. Сам пуск осуществляется строго в направлении цели, для чего предварительно выполняется «пристрелка» – совмещение оси ракеты по азимуту. На траектории (также задающейся «верхней» или «нижней») чувствительные датчики ИНС, смонтированные на стабилизированной в пространстве гироскопической платформе, выдают на счислитель пути значения полетных ускорений и углов полета. Автопилот корректирует отклонения от курса, заданного при целеуказании перед пуском, а расстояние до цели оценивается по мгновенным значениям скорости и пройденного времени. Точность такого наведения относительно невысока и достигает нескольких сотен метров, однако она компенсирована снаряжением Х-22НА ядерной БЧ. Такое самонаведение нечувствительно к противодействию средств РЭБ противника, но достижению полной скрытности мешает работа ДИСС, которая может быть засечена радиотехническими системами ПВО. Вариант ракеты Х-22НП, оснащенный пассивной пеленгационной ГСН, предназначался для уничтожения вражеских РЛС при прорыве ПВО и поражения боевых кораблей, представляющих собой как правило радиоизлучающие объекты значительной мощности. Особенно в этом отношении выделяются авианосцы, имеющие наряду с РЛС различного назначения также радиотехнические средства управления полетами и мощные радиоприводы. Обнаружение и фиксацию местоположения источников излучения и выдачу координат цели осуществляла бортовая система пассивной радиопеленгации носителя «Курс-Н», выдававшая данные на ракету. После пуска Х-22НП шла на цель автономно. Ракета оснащалась осколочно-фугасной БЧ фрагментированного действия, дававшей до 12.000 осколков, что позволяло эффективно поражать не только «сети» антенных систем, но и сами источники излучения. Однако эта система оказалась недостаточно эффективной и уже к началу 80-х г.г. она была снята с вооружения Ту-22М. Причина такого решения заключалась в том, что поиск РЛС, засечение их местоположения и целеуказание ракетам в условиях мощного радиопротиводействия представляет собой очень сложную задачу, для решения которой требуется специальная аппаратура, которой Ту-22М не оборудовались. К тому же для «ослепления» комплексов ПВО лучше подходили специальные самолеты РЭБ, сопровождающие ударные группы ракетоносцев. Самолеты Ту-22М2 и МЗ могут нести до трех КР Х-22Н (или ее модификаций) – одну на фюзеляжном и две на подкрыльевых узлах. В грузоотсеке ракета подвешивается в полуутопленном положении на специальный держатель БД-45Ф, смонтированный на силовой балке, закрепленной на шпангоутах и входящей в конструкцию фюзеляжа. В убранном положении ракета частично закрывается створками грузоотсека, имеющими вырез, спрофилированный по контуру корпуса КР. Перед пуском держатель опускается вниз, устанавливая ракету в стартовое положение. Под крылом КР размещается на балочных держателях БД-45К, закрытых обтекателями. Узлы подвески оборудованы замками и упорами, фиксирующими ракету, а также электроарматурой, с помощью которой аппаратура «изделия» подключается к бортовой системе управления вооружением «Планета». При модернизации ракетного комплекса К-22М с КР Х-22М и Х-22МА для расширения возможностей изменили агрегаты ЖРД и использовали головку ПГ (в варианте Х-22М), что обеспечило ракете еще один профиль полета с пуском на малых высотах. Пониженная уязвимость ракет в полете была достигнута возможностью атаки по более оптимальным полубаллистическим траекториям. После «подскока» – набора высоты для надежного захвата и автосопровождения цели Х-22М переходит в пологое пикирование, сокращая время полета к цели. В комплексе К- 22М. принятом на вооружение ДА и авиации ВМФ в августе 1976 г, сохранена и возможность применения ракет Х-22Н и Х-22НА. Однако модернизация не могла избавить КР от недостатков, обусловленных особенностями их конструкции и, в первую очередь, использованием ЖРД с. громоздкими баками и сложной системой подачи горючего, занимавшими большую часть внутренних объемов. Большие размеры и масса ракет ограничивали их число на носителе, а внешняя подвеска ухудшала летные характеристики и повышала заметность ракетоносца. Если с одной КР Ту-22М2 имел радиус действия 2200 км, то вариант подвески двух или трех ракет был уже перегрузочным, а радиус действия при этом снижался до 1500 км. Низкий уровень автоматизации предстартовой подготовки требует от штурмана выполнения нескольких десятков контрольно-проверочных операций, занимающих много времени, что в реальной боевой обстановке может позволить противнику обнаружить ракетоносец и лишит атаку внезапности. Для прорыва современной ПВО и ПРО скорости полета КР было уже недостаточно, а большая высота полета лишь облегчала их обнаружение и перехват. Из-за сложности подготовки реальные пуски в полках ДА и ВМФ приходилось выполнять лишь немногим, наиболее опытным экипажам 2* , причем в процессе боевой подготовки в частях доводилось это делать, в лучшем случае, два – три раза в год. Все эти стрельбы проводились на полигоне ГКНИИ ВВС под Ахтубинском, где имелась сеть средств измерения и контроля. В степи были сооружены гиганские ферменные постройки, имитирующие промышленные здания. По морским целям пуски выполнялись на Каспии, у мыса Шевченко, там на мелководье стояли на мертвом якоре списанные суда – «непотопляемые мишени». Другой неприятной особенностью Х-22 оказалась их низкая эксплуатационная пригодность. 11 -метровое «изделие Д2Н» даже для перевозки (ракеты поставлялись в полностью собранном виде с пристыкованным крылом и оперением) требует огромного упаковочного ящика и отдельной железнодорожной платформы. Тяжелая Х-22 неудобна и тем, что техническим экипажам приходится тратить много сил и времени для закатки почти шеститонной ракеты под самолет. Чтобы «вписать» громоздкое «изделие» под фюзеляж, конструкторам пришлось предусмотреть полутораметровые вырезы в створках шасси под ее торчащее крыло, закрываемые подпружиненными щитками, – без них створки не смогли бы открыться. 1* Необходимо отметить, что вопреки здравому смыслу, американская сторона принципиально не желала учитывать на переговорах свою палубную авиацию, что естественно развязывало руки и командованию ВМФ СССР, вынужденного адекватно реагировать на эту угрозу с моря, создавая мощные группировки ракетоносной авиации берегового базирования, способные прикрыть приморские фланги. 2* Практически аналогичная ситуация сложилась в американских палубных эскадрильях, оснащенных тяжелыми истребителями-перехватчиками F-14. Как выяснилось, одной из причин того, что эти машины будут сняты с вооружения является тот факт, что лишь очень немногие из пилотов умеют пилотировать «Томкэт» с полным вооружением, включающим шесть ракет AIM-54 «Феникс». Причина этого кроется в ограничениях по посадочной массе для данного истребителя, который может произвести безопасную посадку только с четырьмя ракетами этого типа. Ко всему прочему, «Фениксы» невероятно дороги даже для такой «сказочно богатой» страны как США, и потому основная масса пилотов стреляла ими только на тренажерах. В то же время в реальном полете многое выглядит не совсем так и, как показали многочисленные учения, в полной мере летчики так и не овладели этим оружием. Яркой иллюстрацией всего вышесказанного стало участие «Томкэтов» в операции «Буря в пустыне» 1991 г. Тогда экипажи этих самолетов смогли сбить лишь один иракский вертолет Ми-8, да и тот был уничтожен УР AIM-9M «Сайдуиндер». Но куда больше головной боли вооруженцам приносила подготовка ракеты, заправляемой едкими и чрезвычайно токсичными компонентами топлива. Ни горючее, ни окислитель не могли долго храниться в снаряженном состоянии. Их обслуживанием занимается специальное подразделение, имеющее соответствующее оборудование, спецмашины и обученный персонал. Для поддержания боеготовности ракет в частях предполагался так называемый «карусельный» метод обслуживания, представлявший собой непрерывный цикл работ: по истечении срока хранения заправленных ракет азотная кислота и топливо из них сливались в хранилища, баки, промытые нейтрализующим раствором осушались и ракеты передавались на склад, в то время как следующая очередь КР поступала на заправку и готовилась к боевому дежурству. На практике работа с токсичными и «парящими» компонентами топлива оказалась опасной и сложной. Малейшая негерметичность или течь может привести к ожогам и отравлениям, что требует специальных мер предосторожности: пролитую кислоту приходится нейтрализовать не менее едкой щелочью. По этим причинам в строевых частях стараются избегать рискованных операций с ракетами и даже на учениях обычным делом стали полеты с незаправленными КР. Заправка Х-22 производится лишь перед плановым вылетом с пуском ракеты, что всегда является в полках неординарным событием. Обычно экипажи ограничиваются упражнениями с «тактическим пуском» ракет с выполнением всех процедур, подготовкой и контролем, до выхода подвески в стартовое положение, но без собственно сброса. В стане вероятного противника куда быстрее распознали все «достоинства» подобных изделий, и потому в ВВС США жидкостные ракеты так и не прижились, а в Англии последние КР «Blue Steel» с ЖРД были сняты с вооружения еще в 1971 г. Преимущества простых и надежных твердотопливных ракет были очевидны, и хотя их «энергетика» при прочих равных параметрах уступает жидкостным ракетам примерно на 40%, переход на них стал повсеместным. Ракета Х-15 с РДТТ, предназначенная для уничтожения неподвижных целей с заданными координатами, была создана в Дубнинском МКБ «Радуга» и принята на вооружение ДА в 1988 г. При ее разработке удалось реализовать требования малой заметности, автономности и полной помехозащищенности полета, сделавшие ракету близким аналогом американской AGM-69A SRAM и обусловившие ряд ее конструктивных особенностей. Х-15 имеет нетрадиционную бескрылую аэродинамическую схему с трехплоскостным оперением. Корпус – сварной, изготовлен из высокопрочной стали и покрыт снаружи слоем обмазки, снижающей радиолокационную заметность и одновременно предохраняя ракету от перегрева. Силовая установка создана на основе двухрежимного РДТТ с центральным соплом. Топливный заряд РДТТ, содержащий смесь высококалорийного горючего и окислителя, выделяющего необходимый для горения кислород, сравним по энергетической эффективности с топливом ЖРД. Он заливается непосредственно в корпус двигателя и имеет внутри канал звездообразного сечения, увеличивающий площадь горения, что в свою очередь ускоряет прочее газообразования и, соответственно, рабочее давление в камере сгорания и тягу двигателя. После мощного стартового импульса при разгоне горение топлива замедляется, и ракета переходит на экономичный маршевый режим с меньшей тягой. На представленном фото хорошо видно различие в габаритных размерах крылатых ракет Х-22 (на подкрыльевом узле) и X- 15 (на транспортной тележке Выгоды миниатюризации очевидны: на многопозиционной катапультной установке МКУ6-1, расположенной в бомбоотсеке Ту-22МЗ, удалось разместить шесть крылатых ракет Х-15. Основные ТТХ ракет Х-22М и Х-15
* По условиям наведения (по топливу дальность полета составляет свыше 500 км). К цели Х-15 идет по аэробаллистической траектории со скоростью, соответствующей М=5. Необходимая подъемная сила создается корпусом, а для стабилизации вполне хватает небольшого по площади оперения, располагающегося в хвостовой части. Управление по курсу, крену и тангажу осуществляется газовыми интерцепторами, отклоняющими струю двигателя. Инерциальная система (ИНС) управления Х-15 имеет повышенную точность наведения и обеспечивает «молчаливый» полет с минимальным уровнем демаскирующих признаков. Неточности в наведении и отклонении от цели при этом зависят, в основном, от погрешности в работе элементов ИНС, суммирующихся за полетное время. Высокая скорость Х-15, сокращающая продолжительность полета к цели до нескольких минут, уменьшает круговое вероятное отклонение, тем самым повышая точность попадания. Однако недостатки элементной базы и недочеты самой ИНС ограничили точность наведения (при пусках на предельную дальность X- 15 удавалось «укладывать» лишь в двухкилометровый круг), что можно было компенсировать только наличием на ракете мощной ядерной БЧ с большим радиусом поражения. Ракетами Х-15 вооружены самолеты Ту-22МЗ, имеющие соответствующее оборудование и систему управления ракетным оружием (СУРО). Небольшие размеры, масса и компактность Х-15 позволяют разместить в грузоотсеке самолета до шести ракет. Они подвешиваются на многопозиционной катапультной установке МКУ6-1, представляющей собой вращающееся устройство с узлами подвески, гидроприводом, электроразъемами и толкателями. Еще четыре таких ракеты самолет может нести на подкрыльевых катапультных установках АКУ-1. Система управления ракетным оружием (СУРО) сопряжена с навигационным комплексом самолета НК-45, от которого она получает информацию о координатах, скорости и курсе полета. При выходе в расчетную точку пуска автоматика СУРО выставляет гироплатформы ИНС ракет, закладывает в них текущие координаты, проводит целеуказание (направление и дальность до цели) и выполняет предпусковой контроль. При пуске пневматический толкатель МКУ выбрасывает ракету вниз на безопасное расстояние, и барабан МКУ проворачивается на 60 градусов, подавая в стартовое положение следующую ракету. Цикл пуска при этом сокращен до десяти секунд. Эффективность применения Х-15 повышает и возможность пуска с малых высот (до 300 м), а небольшое время подлета к цели (расстояние 300 км ракета преодолевает за три – четыре минуты) оставляет противнику значительно меньше времени (по савнению с Х-22) на обнаружение и организацию противодействия. На основе базовой модели с ядерной БЧ вскоре были разработаны противорадиолокационная Х-15П с пассивной ГСН и противокорабельная Х-15С с комбинированной системой наведения (инерциальная на маршевом участке и активная радиолокационная на конечном). Малая радиолокационная заметность Х-15 и близкая к гиперзвуковой скорость также способствуют успешному преодолению ПВО и прорыву к цели. Высокие «проникающие» возможности Х-15 и значительное количество их на борту носителя позволили выработать новые тактические приемы: маловысотный выход на рубеж атаки, подавление ракетами средств ПВО с последующим ударом по цели, лишенной прикрытия. К недостаткам ракетного комплекса в эксплуатации отнесли сложность смены варианта Х-22 на Х-15, занимающую до 10 часов. В частности, при монтаже подкрыльевых АКУ техникам приходится работать внутри крыльевого отсека, куда человек плотной комплекции (тем более в зимней одежде) забраться вовсе не может. Затянулась и доводка ракет, что вынудило отложить их освоение в строевых частях. К концу 1991 г. экипажи ДА так и не приступали к практическим пускам Х-15. а в последующие годы проблемы с комплексом приобрели, в силу известных финансовых и хозяйственных причин, почти неизлечимый характер. К тому же, с появлением крылатых ракет Х-55 с высокой точностью и дальностью, а также развитием ПВО противника, Х-15 перестали удовлетворять современным требованиям. Так, при пуске с рубежа 200 – 250 км, ближнего по меркам «дальников», экипажи ракетоносцев вынуждены действовать практически в зоне ПВО (особенно с учетом потребного для «разгрузки» всего барабана МКУ времени). В итоге к 1998 г. число частей ДА вооруженных комплексом Х-15, ограничилось тремя тяжелобомбардировочными полками. В этих условиях главным вооружением Ту-22МЗ, являющихся в настоящее время основой Дальней Авиации, остаются ракеты Х-22, запас которых даже пополнился в ходе урегулирования вопроса о «энергетических» долгах Украины: из 500 крылатых ракет, причитающихся российским ВВС, более 350 должны были составить находившиеся в украинских арсеналах Х-22. Впрочем, служить этим "ветеранам" осталось видимо уже не долго. По окончании недавних совместных учений Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота, Главком Дальней Авиации в интервью журналистам отметил, что в уже ближайшее время состоящие на вооружении ВВС России Ту-22МЗ получат новую крылатую ракету. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ Максим Райдер Примечания:Ракеты «Бэкфайра» Виктор Марковский К началу XXI вена основу Дальней Авиации (ДА) и авиации ВМФ России составляют ракетоносцы-бомоардировщики Ту-22М3, которыми оснащены пять из освяти авиаполков ДА, сведенных в 37-ю Воздушную Армию, и все морские ракетоносные полки. Основным оружием этих самолетов являются крылатые ракеты Х-22, принятые на вооружение 25 лет назад. Такому долгожительству комплекса-ветерана, пережившего «холодную войну», разрядку и многочисленные договоры оо ограничении вооружений, есть свои причины, о которых и рассказывается в предлагаемой статье. Высокая эффективность ракетного оружия определила новый подход к созданию систем вооружения ВВС – разрабатывался и передавался на испытания уже не просто новый тип боевого самолета, а ракетно-авиационный комплекс, включавший в себя самолет-носитель, ракеты как средства поражения и систему управления ими. Такими комплексами, принятыми на вооружение Дальней Авиации, были Ту-16КС с ракетами КС-1, Ту-16К-11-16 с ракетами КСР-2 (К- 16) и КСР-11 (К-11), Ту-95К-20 с ракетой большой дальности Х-20М. Крылатые ракеты (КР) первого поколения проектировались в инициативном порядке самолетостроительными КБ, хорошо знакомыми со спецификой применения систем вооружения на своих машинах. Ряд удачных конструкций, использовавших отработанные авиационные технологии и решения, был создан в ОКБ А.И.Микояна (ведущим по ракетной тематике был М.И.Гуревич). Разработки ракет под «свои» носители велись также в ОКБ П.О.Сухого, А.С.Яковлева и В.И.Мясищева, но позднее, в целях унификации средств поражения и оборудования необходимого для их обслуживания, работы "самолетчиков" в этом направлении свернули, передав вооруженческие "подряды" специализированным организациям. В мае 1946 г. решением правительства «для выполнения ряда работ по ракетной тематике" было организовано ОКБ-2-155 под руководством А.Я.Березняка. Вскоре оно стало одним из ведущих в отечественном ракетостроении и с мая 1957 г. получило статус самостоятельной «фирмы», известной сегодня как МКБ «Радуга», с опытно- промышленной базой в подмосковной Дубне (Дубнинский машиностроительный завод – ДМЗ). Помимо нескольких типов корабельных ракет и ракет береговой обороны, в нем были разработаны и доведены до серийного производства авиационные КР большой дальности КСР-5 (в комплексах Ту-16К-26 и Ту-95М-5) и Х-22 (для Ту-22К). Испытания ракетоносца Ту-22К начались в 1961 г. Несмотря на размах (работы велись сразу на нескольких машинах) и широкомасштабное финансирование, доводка носителей и «изделий» проходила туго. На сверхзвуковых скоростях из-за неравномерного нагрева обшивки фюзеляж деформировался, что приводило к «гулянию» тяг, управлявших бустерами. Рулевые поверхности самопроизвольно отклонялись, создавая изрядные кренящие и разворачивающие моменты. Тут уже было не до пусков ракет. Не радовала конструкторов и работа автопилота, надежность РЛС также оставляла желать лучшего. Поэтому, хотя ракеты, в конце концов «научились» поражать цели, члены Госкомиссии отказались подписывать акт о годности всего комплекса. Тем временем выпуск самолетов продолжался, хотя на вооружение ракетоносцы Ту-22К приняли только спустя десять лет после начала разработки – в 1967 г. Однако количество полученных советскими ВВС ракетоносцев – около 70 – оказалось заметно меньше, чем разведчиков и постановщиков помех. Но работы по модернизации комплекса продолжались и в Дубне, и у туполевцев, причем последние, признавая недостатки Ту-22К, первое время занимались этой темой в инициативном порядке и на свои средства, «изыскивая внутренние резервы». Усовершенствованная ракета Х-22 в комплексе вооружения К- 22Н и стала «длинной рукой» дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М, принятого на вооружение Дальней Авиации и авиации ВМФ. В соответствии с Боевым Уставом ВВС, основными задачами оснащенных ими частей являлось "поражение ракетно-ядерных, авиационных и морских группировок, оперативно-стратегических резервов, военно-промышленных и энергетических объектов, а также нарушение оперативно-стратегических перевозок, государственного и военного управления». Соответственно, сам комплекс предназначался для для "уничтожения морских и наземных целей, таких, как ударные авианосцы и корабли из состава авианосной ударной группировки, транспорты, железнодорожные мосты и плотины ГЭС, военно-промышленные объекты и военно-морские базы». Комплекс К-22Н включал ракеты трех вариантов: Х-22Н, предназначенную для поражения радиолокационно-контрастных целей, Х-22НА для ударов по площадным целям и противорадиолокационную Х-22НП. Все три варианта имели унифицированную базовую конструкцию, различаясь системой наведения и снаряжением боевой части (БЧ). Ракета Х-22Н получила проектный шифр «Буря» и заводское обозначение Д2Н (как второй тип «дубнинской» авиационной КР), причем индекс «Н» ракета получила в связи с заложенной возможностью выбора различных профилей полета, включая так называемую «низкую траекторию», которой не имела предыдущая Х-22 (Д2). В заводской документации она проходила под обозначением «изделие 107». При ее разработке основными требованиями были большая дальность полета (до 500 км) и автономность полета, позволяющие поражать цели с безопасных расстояний, вне зоны ПВО противника. Прорыв ПВО самой ракетой должна была обеспечить высокая скорость полета (до М=4), затрудняющая ее перехват с помощью истребителей и зенитных ракет. Сопла двухкамерного ЖРД ракеты X- 22Н закрыты заглушками-мембранами, необходимыми для создания в камерах сгорания рабочего давления при запуске. Х-22 на подфюзеляжном узле ракетоносца Ту-22М распологалась на конформной подвеске (внизу). С учетом этих требований Х-22Н выполнили по нормальной аэродинамической схеме с несущим крылом большой площади и крестообразным оперением. Корпус, крыло и оперение сделали сварными, из высокопрочной нержавеющей стали, оказавшейся практически единственным подходящим конструкционым материалом. В полете со сверхзвуковой скоростью конструкция ракеты испытывает огромные аэродинамические и тепловые нагрузки (поверхность при этом разогревается до 670°С), и применение обычного дюраля, «держащего» всего 165°С, исключено, а использование дорогостоящего жаропрочного титана в «одноразовом изделии» было неоправданным. Треугольное крыло со стреловидностью 75° по передней кромке имеет сверхзвуковой симметричный профиль с относительной толщиной всего 2%. Для обеспечения достаточной прочности и жесткости при небольшой строительной высоте (у корня она равна всего 9 см) крыло имеет пятилонжеронную конструкцию с работающей вафельной стальной обшивкой. Законцовки плоскостей для защиты от нагрева выполнены из жаропрочного порошкового пресс-материала. Площадь каждой консоли равна 2,24 м2. Цельноповоротные рули ракеты симметричного профиля с относительной толщиной 4,5% многолонжеронной лучевой конструкции (лонжероны крепятся к силовому узлу – оси поворота – и расходятся в стороны, подобно прожилкам кленового листа). Рулевые поверхности, работающие под воздействием больших скоростных напоров и крутящих моментов, потребовали значительных усилий в системе управления при высокой точности перекладки «лопат» рулей. Их оснастили мощными гидравлическими рулевыми приводами, питаемыми бортовой насосной станцией. Для удобства транспортировки и подвески ракеты на самолет нижний киль складывается в горизонтальное положение, при этом высота Х-22Н уменьшается до 1,81 м. Корпус ракеты состоит из шести отсеков, стыкуемых по торцевым фланцам. Носовой занят аппаратурой системы самонаведения типа ПМГ, представляющей собой подобие самолетной РЛС. В ее составе находится активный радиолокационный координатор головки самонаведения (ГСН). Облучая цель, он отслеживает ее положение по отраженному сигналу и выдает команды системе управления ракеты; антенны ГСН закрыты большим радиопрозрачным конусом из стеклопластика. Боевая часть (БЧ), размещенная в следующем отсеке, имеет несколько вариантов снаряжения, обычного или ядерного. Основная кумулятивно-фугасная БЧ массой 630 кг служит для уничтожения сооружений и построек, а также защищенных укрытий и кораблей. Она снабжена комплексной системой подрыва. Так, контактный пьезоэлектрический взрыватель срабатывает при попадании в цель, а дистанционный подрывает БЧ на заданной высоте (тип срабатывания, «наземный» или «воздушный», выбирается штурманом перед пуском). По результатам испытаний, фугасного воздействия БЧ, содержащей 250 – 300 кг взрывчатого вещества повышенной мощности, оказывалось достаточно для полного разрушения типового заводского цеха, железнодорожного туннеля или моста. При отработке применения ракеты по морским целям, проводившейся на Южном полигоне 3-го Главного управлении НИИ ВВС на Каспии, попадание ракеты в борт корабля-мишени вызывало повреждения, которые могли вывести из строя даже крейсер или авианосец. Размеры пробоины достигали 22 мг , а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м. Даже при попадании ракеты с инертной БЧ без взрывчатки, полуторатонная сверхзвуковая «стрела», случалось, прошивала корабль насквозь! Ядерная БЧ (в отечественной терминологии, «специальная» или «спец-БЧ») с тротиловым эквивалентом 150 кт, предназначена для уничтожения площадных объектов, которыми могут быть базы, порты, промышленные узлы или крупные склады, а также корабельные группировки и места сосредоточения войск противника. Она оснащена необходимой дублированной (для повышения надежности и безопасности) контрольно-проверочной аппаратурой, системой обогрева, предохранения и ввода кодов, снимающих блокировку с боезаряда перед «боевым» пуском. Для подрыва заряда служит специальное взрывное устройство с радиовзрывателем, срабатывающем на заданной высоте или расстоянии до цели. Замечу, что большинство «боевых» ракет предусматривало комплектование именно ядерной БЧ, мощность которой гарантировала уничтожение практически любых предполагаемых целей. Что касается эксплуатации «спец-БЧ», то в строевых частях группы вооружения никогда дела с ними не имели, обходясь имитаторами. Сами изделия, в силу особой режимности, находились под контролем и охраной на базах соответствующих служб центрального подчинения. Средняя часть корпуса образована четырехметровым баком-отсеком, представляющим собой сварную стальную трубу, подкрепленную набором шпангоутов. Он разделен по длине на две части и содержит 4000 кг горючего ТГ-02 (на основе несимметричного диметилгидразина) и окислителя АК-27И (концентрированная азотная кислота). В окислитель входят присадки ингибитора (замедлителя) коррозии, ослабляющего агрессивное воздействие кислоты, а сами баки изнутри покрыты антикоррозионным защитным слоем и оборудованы системой наддува, поддерживающей в них рабочее давление по мере их выработки (в противном случае разрежение застопорило бы работу системы подачи, а сам бак раздавило бы атмосферным давлением). К корпусу бака-отсека приварены стыковые узлы крепления консолей крыла. Ту-22М2 с демонтированной (в рамка международного договора ОСВ-2) штангой дозаправки. Самолет несетна подфюзеляжном узле крылатую ракету Х-22НА. Под центропланом видны ракетные балочные держатели БД-45К, а под фюзеляжем – бомбовые – многозамкове МБДЗ-У9- 68, расчитанные на девять 500-и фугасок каждый. «Энергетический» отсек занят агрегатами автопилота АПК-22М, арматурой системы наддува баков и аккумуляторными батареями, служащими для электроснабжения аппаратуры наведения, управления и рулевых приводов. Для удобства хранения и повышения ресурса батареи имеют «сухую» ампульную конструкцию – выработка электроэнергии начинается лишь после подачи электролита внутрь непосредственно перед пуском. На подвеске и при проверках все системы ракеты работают от «борта» (источников электропитания самолета). В хвостовой части ракеты установлен жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) Р201-300, разработки КБ-300 С.К.Туманского, имеющий две камеры сгорания с раздельными выхлопными соплами, каждое из которых оптимизировано для создания определенной тяги. Двухкамерная конструкция ЖРД при небольшом весе (112 кг в «сухом» виде) имеет высокую отдачу, порядка 250 кгс тяги на 1 кг собственного веса, и обеспечивает необходимый диапазон тяги, требуемой для изменения режима полета, упрощает устройство и управление двигателем, позволяя отказаться от сложных систем регулировки. Системы зажигания двигатель не имеет – компоненты топлива самовоспламеняются при смешивании. При работе в стартовом режиме и разгоне ракеты, ЖРД развивает тягу 83 кН (что соответствует величине тяговооруженности, равной 1,46), а с достижением требуемой скорости после стартового «толчка» подача горючего переключается на одну из двух маршевых камер сгорания с промежуточной тягой 13,4 кН или 5,9 кН (в зависимости от заданного режима полета, его траектории и дальности до цели). При этом расход топлива уменьшается, а продолжительность и дальность полета соответственно возрастают. Подача горючего и окислителя в двигатель производится компактным высокопроизводительным турбонасосным агрегатом (ТНА), питающим обе камеры сгорания. ТНА обеспечивает требуемый расход топлива, достигающий 80 кг/сек в стартовом режиме и необходимое давление на входе в двигатель (тяга ЖРД значительно возрастает с повышением рабочего давления в камере сгорания, и давление подачи должно превысить его, чтобы горючее могло в нее попасть). Для достижения необходимой производительности ТНА оснащен собственным мощным источником энергии – газогенератором с пороховой шашкой, создающий высокое давление для раскрутки турбины ТНА. Часть газов поступает в систему наддува баков, вытесняющую из них топливо и окислитель и служащую первой ступенью системы подачи. В комплексе К-22Н применен комбинированный способ наведения КР на цель, сочетающий активное самонаведение с программным управлением от ее автопилота. После обнаружения цели самолетной РЛС штурман производит целеуказание сопряженной с ней ГСН ракеты, «привязывая» ее по дальности и азимуту. Предполагалось, что при отказе самолетной РЛС или ее подавлении помехами, ГСН ракеты на подвеске может быть переведена в активный режим и сама начать поиск цели. Однако на практике такой режим оказался невыполним, требуя налаживания «обратной связи» между аппаратурой ПМГ и штурманом-оператором. Охлаждение ракетной аппаратуры производится системой кондиционирования носителя. Устойчиво захватив цель, радиолокационный координатор ГСН переходит на ее автосопровождение и штурман, выполнив необходимые контрольные проверки, производит пуск. Высота полета самолета при этом должна составлять не менее 1000 м (в противном случае существует опасность потери цели ГСН на фоне близкой земной поверхности). Скорость носителя при запуске может достигать 1600 км/ч. После отделения от носителя КР выполняет полностью автономный полет, которым управляет программно-исполнительный механизм (ПИМ) и инерциальный автопилот АПК-22М. ПИМ, представляющий собой простой и надежный кулачковый механизм, выдает разовые команды в нужные моменты времени, а автопилот стабилизирует ракету по курсу и крену, одновременно преобразуя сигналы системы самонаведения в команды управления рулями. Самолет в дальнейшем наведении участия не принимает и может совершать любые маневры. После отцепки ракета с застопоренными рулями в течение нескольких секунд теряет высоту, отходя от носителя на безопасное расстояние (факел при воспламенении ЖРД достигает в длину 20-25 м и может серьезно повредить конструкцию самолета). После просадки рули расфиксируются, запускается двигатель, и ракета начинает разгон с набором высоты, в режиме которого перегрузка достигает 8д. После достижения заданной скорости (она может варьироваться в пределах от М=2 до М=4) и высоты, КР переходит в маршевый режим – горизонтальный полет по верхней (более 20 км) или нижней (около 12 км) траектории, зависящей от расстояния до цели, а при сближении с ней переходит в крутое пикирование. ГСН все это время отслеживает положение цели, выдавая команды на автопилот и корректируя направление полета. Команда на пикирование выдается, когда антенна координатора наклонится вниз на заданный угол, нажав на концевой выключатель – под этим углом ракета и пойдет на цель. Активное самонаведение при большой дальности полета обеспечивает неплохую точность попадания – по результатам испытаний вероятность поражения цели типа «крейсер» составляла 0,8-0,9 (80-90%). Любопытно сравнить эти цифры с оценкой поражающего действия тяжелых авиабомб, созданных в 40 – 50 годах – при отсутствии в то время иных средств поражения – как раз для борьбы с крупными морскими целями. Так, вероятность уничтожения авианосца при бомбометании с высоты 4 – 6 км даже самыми мощными из них (ФАБ-3000, ФАБ- 5000 и ФАБ-9000) была хуже более чем на порядок)!!) составляя для девятитонной фугаски 0,05 (5%), а для «трехтоннки» и вовсе 0,027 (2,7%). Боевая эффективность ракетоносцев Ту-22М2, вооруженных ракетным комплексом К-22Н, оказалась вдвое выше, чем у Ту-16К-26, и втрое превосходила боевую систему Ту-16К-10. Над морем Ту-22М2/М3 обычно взаимодействовали с разведчиками-целеуказателями Ту-16РЦ или Ту- 95РЦ, обладающими большим радиусом действия, которые почти постоянно "пасли" авианосные ударные группы потенциального противника, отслеживая их передвижение и обеспечивая постоянную возможность наведения экипажам ударных машин. О степени важности задачи уничтожения «плавучих аэродромов» говорит тот факт, что на каждый из них нацеливалось не менее одного полка ракетоносцев. Оценка эффективности ракетного удара меньшими силами не давала требуемой надежности уничтожения или вывода из строя вражеской «боевой единицы» так как авианосная ударная группировка представляла собой хорошо отлаженное и вооруженное соединение, укрытое «зонтиком» средств радиопротиводействия, ЗУР и тяжелых палубных истребителей-перехватчиков F-14 «Томкэт», передовой рубеж перехвата которых находился на удалении 600 км, что вдвое превышало дальность обнаружения крупной надводной цели БРЛС, установленной на борту Ту-22М. К тому же разрешенная дальность пуска управляемых ракет AIM-54 «Феникс» – являвшихся главным оружием «Томкэтов» – составляла 185 км, что довольно заметно снижало шансы на успех. Имелся и чисто конструктивный недостаток такого способа наведения, обуславливавший низкую скрытность атаки. Начинавшая работать еще в момент пуска радиоизлучающая «головка» позволяла противнику запеленговать КР. В тоже время высокая скорость полета (свыше 1 км/с!) оставляла "супостату" слишком мало времени (не более пяти минут) на приведение в полную боевую готовность всех средств ПВО корабельной группировки. По оценкам западных специалистов, даже АСУ многофункционального комплекса «Иджис», впервые появившаяся в 1983 г. на крейсерах УРО типа «Тикондерога», специально созданных для сопровождения авианосцев, вряд ли смогла бы отразить массированную атаку ракетами Х-22. По этой причине, основным козырем против ракетоносных «Бэкфайров» оставались истребители F-14, способные осуществить перехват Ту-22М на дальних рубежах. Если же бросок советских ракетоносцев парировать бы не удалось, то экипажам кораблей оставалось уповать лишь на то, что ГСН ракет удастся забить радио-электронными помехами, а само соединение закрыть облаками дипольных отражателей… Сообразно требованиям времени развивалась и тактика экипажей ракетоносцев, эволюционировавшая как в направлении дальнейшего наращивания численности самолетов в атакующих группах 1* , так и в разработке новых приемов атаки корабельных соединений. При закрытии цели помехами первая волна Ту-22М должна была с дальнего рубежа выполнить залповый пуск по району нахождения кораблей, «проредив» заслон для второй волны, а третья группа самолетов завершала разгром, нанося удар наверняка по уже деморализованному противнику, окончательно сметая корабельное соединение. Ограниченные компоновочные объемы Х-22Н и невысокий уровень РЭО не позволяли разместить на ней сложную аппаратуру, которая могла бы отстраиваться от помех или менять режим работы ГСН. По этой же причине система наведения ракеты имела невысокую разрешающую способность и обеспечивала в лучшем случае атаку лишь достаточно крупных, радиолокационно-контрастных, а потому хорошо заметных на фоне местности целей. Вариант Х-22НА предназначен для поражения складов, гарнизонов, заводов, железнодорожных станций и портов – крупных стратегических объектов, имеющих точную привязку к местности. В ее системе наведения типа ПСИ был реализован принцип «тихого» полета, управляемого автономной инерциальной системой наведения (ИНС) с коррекцией курса по данным доплеровского измерителя скорости и угла сноса (ДИСС). Перед пуском в нее вводятся координаты точки пуска и цели, определенные самолетной РЛС и НК-45 или же заданные предварительно по известному положению объекта. Сам пуск осуществляется строго в направлении цели, для чего предварительно выполняется «пристрелка» – совмещение оси ракеты по азимуту. На траектории (также задающейся «верхней» или «нижней») чувствительные датчики ИНС, смонтированные на стабилизированной в пространстве гироскопической платформе, выдают на счислитель пути значения полетных ускорений и углов полета. Автопилот корректирует отклонения от курса, заданного при целеуказании перед пуском, а расстояние до цели оценивается по мгновенным значениям скорости и пройденного времени. Точность такого наведения относительно невысока и достигает нескольких сотен метров, однако она компенсирована снаряжением Х-22НА ядерной БЧ. Такое самонаведение нечувствительно к противодействию средств РЭБ противника, но достижению полной скрытности мешает работа ДИСС, которая может быть засечена радиотехническими системами ПВО. Вариант ракеты Х-22НП, оснащенный пассивной пеленгационной ГСН, предназначался для уничтожения вражеских РЛС при прорыве ПВО и поражения боевых кораблей, представляющих собой как правило радиоизлучающие объекты значительной мощности. Особенно в этом отношении выделяются авианосцы, имеющие наряду с РЛС различного назначения также радиотехнические средства управления полетами и мощные радиоприводы. Обнаружение и фиксацию местоположения источников излучения и выдачу координат цели осуществляла бортовая система пассивной радиопеленгации носителя «Курс-Н», выдававшая данные на ракету. После пуска Х-22НП шла на цель автономно. Ракета оснащалась осколочно-фугасной БЧ фрагментированного действия, дававшей до 12.000 осколков, что позволяло эффективно поражать не только «сети» антенных систем, но и сами источники излучения. Однако эта система оказалась недостаточно эффективной и уже к началу 80-х г.г. она была снята с вооружения Ту-22М. Причина такого решения заключалась в том, что поиск РЛС, засечение их местоположения и целеуказание ракетам в условиях мощного радиопротиводействия представляет собой очень сложную задачу, для решения которой требуется специальная аппаратура, которой Ту-22М не оборудовались. К тому же для «ослепления» комплексов ПВО лучше подходили специальные самолеты РЭБ, сопровождающие ударные группы ракетоносцев. Самолеты Ту-22М2 и МЗ могут нести до трех КР Х-22Н (или ее модификаций) – одну на фюзеляжном и две на подкрыльевых узлах. В грузоотсеке ракета подвешивается в полуутопленном положении на специальный держатель БД-45Ф, смонтированный на силовой балке, закрепленной на шпангоутах и входящей в конструкцию фюзеляжа. В убранном положении ракета частично закрывается створками грузоотсека, имеющими вырез, спрофилированный по контуру корпуса КР. Перед пуском держатель опускается вниз, устанавливая ракету в стартовое положение. Под крылом КР размещается на балочных держателях БД-45К, закрытых обтекателями. Узлы подвески оборудованы замками и упорами, фиксирующими ракету, а также электроарматурой, с помощью которой аппаратура «изделия» подключается к бортовой системе управления вооружением «Планета». При модернизации ракетного комплекса К-22М с КР Х-22М и Х-22МА для расширения возможностей изменили агрегаты ЖРД и использовали головку ПГ (в варианте Х-22М), что обеспечило ракете еще один профиль полета с пуском на малых высотах. Пониженная уязвимость ракет в полете была достигнута возможностью атаки по более оптимальным полубаллистическим траекториям. После «подскока» – набора высоты для надежного захвата и автосопровождения цели Х-22М переходит в пологое пикирование, сокращая время полета к цели. В комплексе К- 22М. принятом на вооружение ДА и авиации ВМФ в августе 1976 г, сохранена и возможность применения ракет Х-22Н и Х-22НА. Однако модернизация не могла избавить КР от недостатков, обусловленных особенностями их конструкции и, в первую очередь, использованием ЖРД с. громоздкими баками и сложной системой подачи горючего, занимавшими большую часть внутренних объемов. Большие размеры и масса ракет ограничивали их число на носителе, а внешняя подвеска ухудшала летные характеристики и повышала заметность ракетоносца. Если с одной КР Ту-22М2 имел радиус действия 2200 км, то вариант подвески двух или трех ракет был уже перегрузочным, а радиус действия при этом снижался до 1500 км. Низкий уровень автоматизации предстартовой подготовки требует от штурмана выполнения нескольких десятков контрольно-проверочных операций, занимающих много времени, что в реальной боевой обстановке может позволить противнику обнаружить ракетоносец и лишит атаку внезапности. Для прорыва современной ПВО и ПРО скорости полета КР было уже недостаточно, а большая высота полета лишь облегчала их обнаружение и перехват. Из-за сложности подготовки реальные пуски в полках ДА и ВМФ приходилось выполнять лишь немногим, наиболее опытным экипажам 2* , причем в процессе боевой подготовки в частях доводилось это делать, в лучшем случае, два – три раза в год. Все эти стрельбы проводились на полигоне ГКНИИ ВВС под Ахтубинском, где имелась сеть средств измерения и контроля. В степи были сооружены гиганские ферменные постройки, имитирующие промышленные здания. По морским целям пуски выполнялись на Каспии, у мыса Шевченко, там на мелководье стояли на мертвом якоре списанные суда – «непотопляемые мишени». Другой неприятной особенностью Х-22 оказалась их низкая эксплуатационная пригодность. 11 -метровое «изделие Д2Н» даже для перевозки (ракеты поставлялись в полностью собранном виде с пристыкованным крылом и оперением) требует огромного упаковочного ящика и отдельной железнодорожной платформы. Тяжелая Х-22 неудобна и тем, что техническим экипажам приходится тратить много сил и времени для закатки почти шеститонной ракеты под самолет. Чтобы «вписать» громоздкое «изделие» под фюзеляж, конструкторам пришлось предусмотреть полутораметровые вырезы в створках шасси под ее торчащее крыло, закрываемые подпружиненными щитками, – без них створки не смогли бы открыться. 1* Необходимо отметить, что вопреки здравому смыслу, американская сторона принципиально не желала учитывать на переговорах свою палубную авиацию, что естественно развязывало руки и командованию ВМФ СССР, вынужденного адекватно реагировать на эту угрозу с моря, создавая мощные группировки ракетоносной авиации берегового базирования, способные прикрыть приморские фланги. 2* Практически аналогичная ситуация сложилась в американских палубных эскадрильях, оснащенных тяжелыми истребителями-перехватчиками F-14. Как выяснилось, одной из причин того, что эти машины будут сняты с вооружения является тот факт, что лишь очень немногие из пилотов умеют пилотировать «Томкэт» с полным вооружением, включающим шесть ракет AIM-54 «Феникс». Причина этого кроется в ограничениях по посадочной массе для данного истребителя, который может произвести безопасную посадку только с четырьмя ракетами этого типа. Ко всему прочему, «Фениксы» невероятно дороги даже для такой «сказочно богатой» страны как США, и потому основная масса пилотов стреляла ими только на тренажерах. В то же время в реальном полете многое выглядит не совсем так и, как показали многочисленные учения, в полной мере летчики так и не овладели этим оружием. Яркой иллюстрацией всего вышесказанного стало участие «Томкэтов» в операции «Буря в пустыне» 1991 г. Тогда экипажи этих самолетов смогли сбить лишь один иракский вертолет Ми-8, да и тот был уничтожен УР AIM-9M «Сайдуиндер». Но куда больше головной боли вооруженцам приносила подготовка ракеты, заправляемой едкими и чрезвычайно токсичными компонентами топлива. Ни горючее, ни окислитель не могли долго храниться в снаряженном состоянии. Их обслуживанием занимается специальное подразделение, имеющее соответствующее оборудование, спецмашины и обученный персонал. Для поддержания боеготовности ракет в частях предполагался так называемый «карусельный» метод обслуживания, представлявший собой непрерывный цикл работ: по истечении срока хранения заправленных ракет азотная кислота и топливо из них сливались в хранилища, баки, промытые нейтрализующим раствором осушались и ракеты передавались на склад, в то время как следующая очередь КР поступала на заправку и готовилась к боевому дежурству. На практике работа с токсичными и «парящими» компонентами топлива оказалась опасной и сложной. Малейшая негерметичность или течь может привести к ожогам и отравлениям, что требует специальных мер предосторожности: пролитую кислоту приходится нейтрализовать не менее едкой щелочью. По этим причинам в строевых частях стараются избегать рискованных операций с ракетами и даже на учениях обычным делом стали полеты с незаправленными КР. Заправка Х-22 производится лишь перед плановым вылетом с пуском ракеты, что всегда является в полках неординарным событием. Обычно экипажи ограничиваются упражнениями с «тактическим пуском» ракет с выполнением всех процедур, подготовкой и контролем, до выхода подвески в стартовое положение, но без собственно сброса. В стане вероятного противника куда быстрее распознали все «достоинства» подобных изделий, и потому в ВВС США жидкостные ракеты так и не прижились, а в Англии последние КР «Blue Steel» с ЖРД были сняты с вооружения еще в 1971 г. Преимущества простых и надежных твердотопливных ракет были очевидны, и хотя их «энергетика» при прочих равных параметрах уступает жидкостным ракетам примерно на 40%, переход на них стал повсеместным. Ракета Х-15 с РДТТ, предназначенная для уничтожения неподвижных целей с заданными координатами, была создана в Дубнинском МКБ «Радуга» и принята на вооружение ДА в 1988 г. При ее разработке удалось реализовать требования малой заметности, автономности и полной помехозащищенности полета, сделавшие ракету близким аналогом американской AGM-69A SRAM и обусловившие ряд ее конструктивных особенностей. Х-15 имеет нетрадиционную бескрылую аэродинамическую схему с трехплоскостным оперением. Корпус – сварной, изготовлен из высокопрочной стали и покрыт снаружи слоем обмазки, снижающей радиолокационную заметность и одновременно предохраняя ракету от перегрева. Силовая установка создана на основе двухрежимного РДТТ с центральным соплом. Топливный заряд РДТТ, содержащий смесь высококалорийного горючего и окислителя, выделяющего необходимый для горения кислород, сравним по энергетической эффективности с топливом ЖРД. Он заливается непосредственно в корпус двигателя и имеет внутри канал звездообразного сечения, увеличивающий площадь горения, что в свою очередь ускоряет прочее газообразования и, соответственно, рабочее давление в камере сгорания и тягу двигателя. После мощного стартового импульса при разгоне горение топлива замедляется, и ракета переходит на экономичный маршевый режим с меньшей тягой. На представленном фото хорошо видно различие в габаритных размерах крылатых ракет Х-22 (на подкрыльевом узле) и X- 15 (на транспортной тележке Выгоды миниатюризации очевидны: на многопозиционной катапультной установке МКУ6-1, расположенной в бомбоотсеке Ту-22МЗ, удалось разместить шесть крылатых ракет Х-15. Основные ТТХ ракет Х-22М и Х-15
* По условиям наведения (по топливу дальность полета составляет свыше 500 км). К цели Х-15 идет по аэробаллистической траектории со скоростью, соответствующей М=5. Необходимая подъемная сила создается корпусом, а для стабилизации вполне хватает небольшого по площади оперения, располагающегося в хвостовой части. Управление по курсу, крену и тангажу осуществляется газовыми интерцепторами, отклоняющими струю двигателя. Инерциальная система (ИНС) управления Х-15 имеет повышенную точность наведения и обеспечивает «молчаливый» полет с минимальным уровнем демаскирующих признаков. Неточности в наведении и отклонении от цели при этом зависят, в основном, от погрешности в работе элементов ИНС, суммирующихся за полетное время. Высокая скорость Х-15, сокращающая продолжительность полета к цели до нескольких минут, уменьшает круговое вероятное отклонение, тем самым повышая точность попадания. Однако недостатки элементной базы и недочеты самой ИНС ограничили точность наведения (при пусках на предельную дальность X- 15 удавалось «укладывать» лишь в двухкилометровый круг), что можно было компенсировать только наличием на ракете мощной ядерной БЧ с большим радиусом поражения. Ракетами Х-15 вооружены самолеты Ту-22МЗ, имеющие соответствующее оборудование и систему управления ракетным оружием (СУРО). Небольшие размеры, масса и компактность Х-15 позволяют разместить в грузоотсеке самолета до шести ракет. Они подвешиваются на многопозиционной катапультной установке МКУ6-1, представляющей собой вращающееся устройство с узлами подвески, гидроприводом, электроразъемами и толкателями. Еще четыре таких ракеты самолет может нести на подкрыльевых катапультных установках АКУ-1. Система управления ракетным оружием (СУРО) сопряжена с навигационным комплексом самолета НК-45, от которого она получает информацию о координатах, скорости и курсе полета. При выходе в расчетную точку пуска автоматика СУРО выставляет гироплатформы ИНС ракет, закладывает в них текущие координаты, проводит целеуказание (направление и дальность до цели) и выполняет предпусковой контроль. При пуске пневматический толкатель МКУ выбрасывает ракету вниз на безопасное расстояние, и барабан МКУ проворачивается на 60 градусов, подавая в стартовое положение следующую ракету. Цикл пуска при этом сокращен до десяти секунд. Эффективность применения Х-15 повышает и возможность пуска с малых высот (до 300 м), а небольшое время подлета к цели (расстояние 300 км ракета преодолевает за три – четыре минуты) оставляет противнику значительно меньше времени (по савнению с Х-22) на обнаружение и организацию противодействия. На основе базовой модели с ядерной БЧ вскоре были разработаны противорадиолокационная Х-15П с пассивной ГСН и противокорабельная Х-15С с комбинированной системой наведения (инерциальная на маршевом участке и активная радиолокационная на конечном). Малая радиолокационная заметность Х-15 и близкая к гиперзвуковой скорость также способствуют успешному преодолению ПВО и прорыву к цели. Высокие «проникающие» возможности Х-15 и значительное количество их на борту носителя позволили выработать новые тактические приемы: маловысотный выход на рубеж атаки, подавление ракетами средств ПВО с последующим ударом по цели, лишенной прикрытия. К недостаткам ракетного комплекса в эксплуатации отнесли сложность смены варианта Х-22 на Х-15, занимающую до 10 часов. В частности, при монтаже подкрыльевых АКУ техникам приходится работать внутри крыльевого отсека, куда человек плотной комплекции (тем более в зимней одежде) забраться вовсе не может. Затянулась и доводка ракет, что вынудило отложить их освоение в строевых частях. К концу 1991 г. экипажи ДА так и не приступали к практическим пускам Х-15. а в последующие годы проблемы с комплексом приобрели, в силу известных финансовых и хозяйственных причин, почти неизлечимый характер. К тому же, с появлением крылатых ракет Х-55 с высокой точностью и дальностью, а также развитием ПВО противника, Х-15 перестали удовлетворять современным требованиям. Так, при пуске с рубежа 200 – 250 км, ближнего по меркам «дальников», экипажи ракетоносцев вынуждены действовать практически в зоне ПВО (особенно с учетом потребного для «разгрузки» всего барабана МКУ времени). В итоге к 1998 г. число частей ДА вооруженных комплексом Х-15, ограничилось тремя тяжелобомбардировочными полками. В этих условиях главным вооружением Ту-22МЗ, являющихся в настоящее время основой Дальней Авиации, остаются ракеты Х-22, запас которых даже пополнился в ходе урегулирования вопроса о «энергетических» долгах Украины: из 500 крылатых ракет, причитающихся российским ВВС, более 350 должны были составить находившиеся в украинских арсеналах Х-22. Впрочем, служить этим "ветеранам" осталось видимо уже не долго. По окончании недавних совместных учений Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота, Главком Дальней Авиации в интервью журналистам отметил, что в уже ближайшее время состоящие на вооружении ВВС России Ту-22МЗ получат новую крылатую ракету. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ Максим Райдер |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|