Гордость русской авиации

Виктор КУЛИКОВ Москва

Александр Александрович Козаков родился 2 января 1889 г. Дворянин по происхождению, он окончил кадетский корпус и кавалерийское училище. Служить корнет Козаков попал в 12-й Белгородский уланский полк. По иронии судьбы шефом этого полка был австрийский император Франц-Иосиф. В 1908 г. Козакова, среди других офицеров полка, наградили юбилейной медалью в память 60-летия царствования "Его величества Императора Австрийского Короля Венгерского Франца-Иосифа". Пройдет несколько лет, и он не раз встретится с подданными "Его Величества" в воздушных схватках на фронтах Первой мировой… Некоторые из них пополнят счет его воздушных побед.

Возможно, Козакова ожидала обычная карьера кавалерийского офицера, но в России открываются первые авиашколы, и через три года молодой поручик подает рапорт о переводе его в авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (позже – Гатчинская военная авиашкола) для обучения полетам. Окончив авиашколу в сентябре 1914 г., Козаков не смог сразу отправиться на фронт, так как в действующей армии не хватало самолетов. Молодые летчики ожидали новые аппараты прямо на заводах. Козакову удалось получить свой "Моран-G" на московском заводе только в конце ноября. Одновременно последовало распоряжение отправить его в 4-й корпусный авиаотряд. 15 декабря поручик отбыл в действующую армию. В первом же полете, 25 декабря, загорелся мотор, и пришлось сесть на аэродром. Самолет удалось спасти, но мотор был безнадежно испорчен. Свой первый боевой полет, разведку позиций противника в районе Скерневицы-Болилов-Мочелы-Лович, Козаков совершил 6 января 1915 г. На следующий день произошло первое столкновение с воздушным противником, которого Козаков преследовал до линии фронта. Оружия на самолете не было, и враг ушел безнаказанным. До конца января 1915 г. авиаотряд работал на фронте 2-го Сибирского и 1-го армейского корпусов, летчики часто вели воздушную разведку. За этот период Козаков совершил 7 боевых полетов.

Мысль о необходимости иметь вооруженный самолет, способный уничтожить противника в воздухе, не покидала Козакова. Ему был хорошо известен подвиг Нестерова, но это был крайний метод борьбы в воздухе, и он не мог стать массовым. Положение с вооружением в русской авиации было отчаянным: легкие авиационные пулеметы еще не появились, а тяжелый пехотный пулемет "Максим" можно было устанавливать лишь на крупных самолетах с толкающим винтом.

И все же выход нашелся – решение было оригинальным и никем более не применялось. Для борьбы с воздушным противником Козаков решил использовать небольшой морской якорь с подвижными лапками (т.н. кошка), снабженный пироксилиновой шашкой. По замыслу надо было подняться чуть выше самолета противника, выпустить на тросе якорь, лапка, зацепившись за ка- кую-либо часть вражеского аппарата, взрывала капсюль, а тот в свою очередь детонировал пироксилиновую шашку. Понятно, что летчик, решившийся на такую атаку, должен обладать высоким летным мастерством, храбростью и хладнокровием. Козаков испытал свое устройство, пролетая над деревьями, между которыми был натянут трос. Случай проверить идею в воздушном бою представился 18 марта 1915 г., когда у села Гузов появился неприятельский самолет, производивший разведку и бомбометание в тылу русских войск.

Короткий разбег юркого "Морана- G", погоня за германским аэропланом, и вот противник внизу, настала пора действовать. Вот как об этом бое пишет сам Козаков: "Проклятая кошка зацепилась и болтается под днищем самолета… Тогда я решил ударить "Альбатрос" колесами… Недолго думая, дал руль вниз… Что-то рвануло, толкнуло, засвистело, в локоть ударил кусок крыла моего "Морана". "Альбатрос" наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз… Я выключил мотор – одной лопасти на моем винте не было. Я начал планировать, потеряв ориентировку, и только по разрывам шрапнелей догадался, где русский фронт. Садился парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар был настолько силен, что шасси было вогнуто под крылья…"

Итак, якорь оказался неэффективен, противник был сбит таранным ударом. Наградой отважному пилоту стало Георгиевское золотое оружие. В высочайшем приказе об этом было сказано: "Козаков … хотя не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его d явной опасностью для собственной жизни ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятеля в результате чего было прекращение разведки противником и метания бомб".

Счет сбитым самолетам был открыт, но проблема вооружения осталась. Козаков продолжает воздушную разведку, летает на бомбометание, пытается преследовать вражеские аэропланы. Его боевые заслуги к этому времени отмечены несколькими орденами. Козаков становится опытным военным летчиком, и 19 сентября его назначают начальником 19-го корпусного авиаотряда. Молодого командира не покидает мысль о полноценном вооружении боевого самолета. В начале 1915 г. из Франции стали поступать двухместные разведчики "Ньюпор – IX", некоторые попали в 19-й авиаотряд. Командир решил переделать такой самолет в одноместный. Эта идея была осуществлена в начале 1916 г. киевским конструктором В. В. Иорданом. Синхронизатора для стрельбы в то время еще не было и пулемет пришлось установить под углом 24 * к оси двигателя. Неприятельский самолет Козаков атаковывал, как правило, снизу сзади или спереди. Существенным преимуществом установки был значительный по тем временам боезапас – 700 патронов, но за это пришлось заплатить малой эффективностью прицельного огня. И все же Козакову удалось одержать на этом самолете две победы. 14 июня он сбил неприятельский самолет в районе оз. Дрисвяты. Примерно через месяц, 16 июля под Двинском произошел уже групповой воздушный бой, в котором участвовало по 12 самолетов с каждой стороны. Козаков атаковал самолет противника, преследовал его и уничтожил.

К середине 1916 г. борьба с воздушным противником на русско-германском фронте приобретает особую остроту: появляются самолеты-истребители. Однако, совсем незадолго до того истребительные авиаотряды, созданные в русской армии, были пока еще немногочисленны, слабо вооружены и разрознены. Возникла идея создать боевую авиагруппу из нескольких таких отрядов. 9 августа 19-й корпусный авиаотряд был отведен в тыл для формирования 1-й боевой авиагруппы (БАГ), в которую вошли также 2-й и 4-й отряды. После получения истребителей "Ньюпор-ХГ и "Спад А.2" летчикам только что сформированной группы необходимо было освоить в короткий срок основные элементы воздушного боя, фигуры высшего пилотажа и тактику группового боя. Козаков был к тому времени уже опытным воздушным бойцом и передал много полезного своим летчикам. В 20-х числах августа 1916 г. 1 БАГ перебросили в район Луцка – крупного железнодорожного узла в прифронтовой полосе, имевшего важное стратегическое значение. Русскому командованию весьма досаждали вражеские самолеты, а имевшиеся силы русской авиации были практически парализованы господством противника в воздухе. Задачей 1 БАГ было кардинальное изменение воздушной обстановки в нашу пользу.


Л. Козаков в кабине своего "Ньюпора"-1Х с наклонно установленным пулеметом. Июнь 1916 г.


Вверху: Самолеты 1-й боевой авиагруппы на боевом дежурстве. Апрель 1917 г. Внизу: Л. Козаков (в центре) с немецкими летчиками, чей самолет он сбил 7 июня 1917 г.


Группа сразу вступила в боевую работу и ужо 24 августа Козаков участвует в воздушном Бою совместно с летчиками своего отряда подпоручиками Бащинским и Губером. Пока Козаков на своем "Ньюпор" отвлекал противника на себя, беспрерывно атакуя его. Башинский и Губер на "Спаде А.2" почти вплотную подошли к неприятельскому самолету и сбили его. 26 августа штабс-ротмистр Козаков вступил в бой сразу с 7 неприятельскими аэропланами. После этого один из них ушел со снижением и с длинной дымовой струей. Есть основания полагать, что этот самолет был сбит. До конца октября летчики группы активно вели воздушные бои и завоевали господство в воздухе. Высокую оценку действиям 1 БАГ дало командование юго-западного фронта: "… система эскадренных воздушных боев дала блестящие результату – ни один вражеский самолет не мог проникнуть в воздушное пространство над нашими войсками…"

Несовершенство вооружения компенсировалось храбростью летчиков и наблюдателей авиагруппы. Командир активно участвовал в развернувшихся воздушных боях, с 22.08 по 13.09.16 он совершил 12 боевых полетов. Боевая работа Козакова 7 сентября была отмечена орденом Святого Владимира 4-й степени. Осеннее ненастье значительно снизило активность обеих сторон. С установлением ясной морозной погоды 8 декабря противник вновь попытался провести разведку в районе Луцка: штабс-ротмистр Козаков атаковал тройку неприятельских самолетов и после короткого боя сбил один иэ них ("Бранденбург" С-1). Это была четвертая победа Козакова, за которую его наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Первый опыт работы боевой авиагруппы дал хорошие результату, и не последняя роль в этом принадлежала командиру 19- го отряда. В течение 1917 г. в России были созданы еще три такие группы, однако 1 БАГ оставалась первой не только по счету, но и по заслугам до конца войны. В феврале 1917 г. Козаков был рекомендован на должность командира БАГ. К этому бремени он был уже хорошо подготовлен к командованию крупным соединением, о чем свидетельствует выдержка из служебной характеристики: 'Выдающийся военный летчик и офицер. Своей беззаветной храбростью и решительностью всегда служит блестящим примером своим подчиненным. Технически очень хорошо подготовлен и отряд е этом отношении держит высоко'. Приказом от 19.03.17 Козаков был назначен исполняющим должность командира 1 БАГ. К концу марта группу перебросили на Румынский фронт. Ей был поручен участок в районе Монастыржеско-Подгайцы-Галич-Брзежаны-Свистельники- Козово.

В апреле-мае Козаков продолжает активную боевую работу. 23 апреля в групповом воздушном бою был подбит самолет противника, снизившийся в районе Браежан, а 28 апреля Козаков атаковал в составе группы неприятельский аппарат. который после атаки опустился западнее деревни Сарнки (район Свистельники-Куропатники). 4 мая он вместе с военным летчиком штабс-капитаном Аргеевым атаковал в районе Подгайцы немецкий самолет из 242-го отряда и сбил его. 12 мая северо-западнее деревни Конюхи поврежден австрийский "Бранденбург". Еще один такой же аппарат Козаков опять-таки вместе с Аргеевым атаковали и сбили 26 мая в 8 утра. Аэроплан упал западнее Козова. В июне 1917 г. на русском фронте было организовано большое наступление, для участия в котором были привлечены крупные авиационные силы, в том числе 1 БАГ. Известно. что в тот месяц Козаков совершил 6 боевых полетав и одержал 2 победы. (В "Румплере", сбитом Козаковым 7 июня, насчитали 50 пробоин.)


"Ньюпор"-XYII, на котором летал А. Козаков. Июль 1917 г.


Александр Козаков (пилот) и Нормам Шрайн (наблюдатель) взлетают на Сопвиче-полутораплане. Аэродром Березники, 1 -й Славяно-Британский авиаотряд, 7 декабря 1918 г.


Замечательные успехи летчика привлекают внимание командования, и ему предложено возглавить школу воздушного боя в Евпатории. Предложение было заманчивым: взамен беспокойной и рискованной службы летчика-истребителя на фронте получить высокую и спокойную должность в тылу, пожинать плоды заслуженной славы и боевых наград. Однако Козаков поступил иначе – он дал учтивый, но твердый отказ: *На должность начальника школы воздушного боя очень прошу не назначать. Хочу быть только в группе. Благодарю за предложение. Ротмистр Козаков". К этому времени 1 БАГ Юго-западного фронта была самым известным и передовым соединением русской авиации.

Счет побед командира продолжал расти. 14 июля он сбил немецкий "Альбатрос", опустившийся у деревни Обертын. северо-западнее г. Коломыя. 20 июля • Brandenburg. В августе 1 БАГ была передислоцирована на аэродром Городок и контролировала один из участков Юго-Западного фронта – здесь 16 августа Козаков вновь встретил "Альбатрос". который после короткого боя упал в 20 верстах западнее Проскурова. Свою последнюю победу Козаков одержал 29 августа в районе Кутковцев, повредив вражеский самолет, который при посадке разбился.

К сентябрю боевая активность резко снизилась. Фронт разваливался, приближалась революция. Но Козаков по-прежнему искал противника в воздухе. 10 сентября он обнаружил, а затем в одиночку атаковал четыре неприятельских аэроплана в районе Смотрича. К нему на помощь пришел летчик 7-го истребительного авиаотряда Ширинкин. который сбил один самолет и после этого был вынужден выйти из боя. Командир продолжал сражаться с оставшимися тремя истребителями, пока не заставил их уйти за линию фронте.

В октябре и ноябре Козаков совершил еще 10 боевых полетов. Противнике в воздухе почти не было. В ноябре ему присвоили чин полковника и назначили временно командиром 7-го авиадивизиона. Военно-революционный комитет отдал приказ о прекращении всяких полетов на фронте. Война в воздухе завершилась… Свой последний боевой полет Первой мировой войне Козаков совершил 20 ноября 1917 г.

Полковник решительно отказывается от дальнейшего командования дивизионом и просит о скорейшей замене. Он возвращается в свою авиагруппу. К этому времени е армии приказом отменяются офицерские звания и боевые награды. Теперь Козаков уже не полковник, а гражданин, но еще командир группы. 9 декабря на общем собрании солдат новым командиром 1-й БАГ был избран бывший унтер-офицер И.Павлов. 12 декабря Козаков сдал ему командование группой. Солдаты 19-го отряда не дали в обиду своего бывшего начальника и единогласно избрали теперь уже товарища Козакова своим командиром. Однако позорный финал войны, хаос и развал русского фронта, длительная боевая работа без перерывов и неизвестность будущего подорвали здоровье и дух выдающегося летчика. Он убывает в Киев для лечения.

Новая власть пыталась привлечь Козакова к работе по созданию Рабоче- Кресгьянского Красного Воздушного флота. Но он избрал другой путь. В июне 191В г., когда Мурманск захватили бывшие союзники России, туда устремились многие русские офицеры. 34 русских летчика вошли в состав сформированного 1-ГО Славяно-Британского авиаотряда (1st Slavo-Brltlsh Squadron). 19 июля Козакову присвоили звание майора Королевских воздушных сил (RAF), он стал командиром этого отряда. 7 декабря 1918 г.. вылетев на "Сопвиче-полутораплане" вместе с наблюдателем Норманом Шрайвом на разведку позиций большевиков, Александр был ранен в легкое и не летал уже до конца февраля. Почти год Козаков командовал отрядом так же блестяще, как раньше 19-ым и 1-м БАГ. В июле 1919 г. английские войска стали эвакуироваться из Мурманска. Славяно-Британский отряд прекратил свое существование. Козакову предложили служить в Англии, но получили отказ. Он был мрачен.

Вечером 21 июля русский ас поднял свой "Сопвич Кэмел" с аэродрома Березники. Козаков не сделал никакой попытки набрать высоту и долгое время летел на 5-10 м. Потом он резко взмыл вверх – как будто для мертвой петли. Самолет достиг высшей точки, потерял скорость и вертикально упал вниз. Прежде чем подоспела помощь, летчик скончался.

Александр Александрович Козаков – едва ли не самый известный русский ас, одержавший 17 побед, погиб на 31-м году жизни. Его похоронили в маленькой часовне в Березниках.










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх