Система обозначений самолетов в морской авиации Японии до 1945 года

Все самолеты авиации флота Японии, как берегового, так и корабельного базирования имели до 1945 г. пять различных систем обозначения. Рассмотрим их. Для этаго нам придется пользоваться японскими терминами и правильнее, наверное, было бы приводить кроме русского и "родное", японское написание Но поскольку в иероглифах у нас мало кто понимает, а читать на эту тему приходится, в основном, англоязычную литературу (да и сами японцы английского не гнушаются), то мы решили изредка приводить английскую транскрипцию соответствущих терминов

1. Кодзи/Гатак (Koji/Gata).

Система включала а себя название фирмы-изготовителя, номер типа самолета и его оперативное обозначение. Причем, номер типа соответствовал году правления императора Тайсё (Taisho) – предшественника Хирохито.

Пример: Накадзима Га 10 Сентоки (Nakajima Ga 10 Sentoki) – истребитель (Сентоки) фирмы Накадзима (10-го года правления Тайсе (1921 года).

С восшествием не престол императора Хирохито (26/12/1924) номер стал обозначаться по-новому теперь он соответствовал последним двум цифрам японского календаря Тип 87 соответствовал 2587 году японского календаря и 1927 нашего (т.е. григорианского). тип 00 или 0 – соответственно 2600 и 1940. тип 5 2605 и 1945 Необхонимо иметь в виду, что а) если в морской авиации самолет 1940 года обозначался как "тип 0". то в армейской – как "тип 100": б) один и тот же самолет в морской и армейской авиации мог иметь разные типовые номера, если машины отличались годом введения в строевые части.

Пример: Морской тип 2 летающая лодка (Navy Туре 2 Flying Воat) – впоследствии Н8К Морской тип 2 самолет первоначального обучения (Navy

Туре 2 Primary Trainer)

В резличной литературе назначение самолетов в некоторых случаях приводится в оригинальной японской транскрипции.

Пример: Морской тип 95 Кансэни (Kansen) – A4N1. где "Кансэн" означает "палубный истребитель"

Встречаются и другие названия, обозначающие различные виды бомбардировщиуов – Канбаку (Kanbaku), Рикко (Rikko), Канко (Kanko), Суитзй (Suitei), ночной истребитель – Ясэн (Yasen), перехватчик – Кьёкусэн (Kyokusen).

Может встретиться также и полное название назначения самолета. Так, краткое "Кьёкусэн" происходит от "Кьёкути-Сентоки" (Kyokuti Sentoki). т.е. "истребитель-перехватчик".

2. Сидзаку ипи Си (Shizaku – Shi). Система обозначение прототипов

Система подразумевала обозначение летательного аппарата по году выдачи задания на его разработку и была введена с 1931 года. Год начала правления Хирохито считался первым. К году добавлялось краткое описание назначения самолета.

Примеры: 13 Си дальняя морская летающая лодка (13-Shi Navy Long-range Flying Boat). Речь идет о 1938 годе (13-й год правления Хирохито). позднее этот самолет получил обозначение Н8К1.

14-Си морской самолет первоначального обучения (14-Shi Navy Primary Trainer). В 1939 году выдано задание на лицензионный Bucker Bu 13) для флота (позднее – K9W1).

3. Кама/Ката (Kana/Katа) Система короткого обозначения.

Еще в 1921 г. главный поставщик вооружений для императорской семьи фирма Мицубиси обозначала свои самолеты буквами и цифрами

1 позиция – цифра – численность экипажа

2 позиция – цифра – изготовитель

3 позиция – буква – назначение самолета

4 позиция – цифра – номер модификации

5 позиция (могла и не быть) – буква – добавочно указание на то, что продукция лицензионная

С 1928 года для всех самолетов японцы ввели упрощенную систему обозначения (по примеру практиковавшейся тогда в США)

1 позиция – заглавная буква – оперативное назначение самолета

2 позиция – цифра – текущий № задания определенной категории самолетов

3 позиция – заглавная буква – изготовитель

4 позиция- цифра – порядковое число модификации

Значение букв (на первой позиции) в обозначении самолета и примеры их применения

А – палубный истребитель (А6М3)

В – палубный пикировщик (В7А2)

С – палубный разведчик (C6N2)

D – палубный бомбардировщик (D3Y1)

Е – поплавковый разведчик (Е16А1)

F – поплавковый корректировщик ( F1M2)

G – базовый средний и тяжелый бомбардировщик (G3M1)

Н – летающая лодка (Н8К2)

J – базовый истребитель (J6K1)

К – учебный самолет (K9W1)

L – транспортный самолет (H8K2-L)

М – специальный самолет (М6А1)

N – поплавковый истребитель (N1K1)

Р – базовый легкий бомбардировщик (Р1У2)

О – самолет для борьбы с подводными лодками (Q1W1)

R – базовый разведчик (R2Y1)

S – ночной истребитель (S1A1)

Значению букв (на третьей позиции) в обозначении самолета:

А – Айти (Aichi), Норт Америкэн (North American)

В – Боинг (Boeing)

С – Консолидейтед (Consolidated)

D – Дуглас (Douglas)

G – Хитати (Hitachi), Грумман (Grumman)

Н – Хиро (Hiro) Хоукер (Hawker)

Не – Хейнкель (Heinkel)

J – Никон Когага (Nlhon Kogata), Юнкере (Junkers)

К – Каваниси (Kawanishi), Киннер (Klnner)

М – Мицубиеи (Mitsubishi)

N – Накадзима (Nakajima)

Р – Нихон (Nlhon)

S – Сасэбо (Sasebo)

Si – Сева (Showa)

V – Воут-Сикорский (Vought-Sikorsky)

W – Ватанабэ (Watanabe), Кюсю (Kyushu)

Y – Йиокосука (Yokosuka)

Z – Мидзумо (Mlzuno)

Более мелкие модификации в пределах крупной индексировались дополнительными буквами. При крупной переделке или создании на базе старого самолета машины с иным оперативным назначением к обозначению могла быть добавлена через тире большая буква.

Вот значения этих букв:

I – транспортный самолет

N – поплавковый истребитель

S – ночной истребитель

J – самолет наземного базирования

К – тренировочный самолет

С – разведчик

R – разведчик наземного базирования

Пример: H8K2-L (переделка в транспортный).

В кратком обозначении прототипа на второй позиции могла находиться буква "X", а для иностранного самолета на третьей позиции – соответствующая заглавная буква – индекс изготовителя.

В авиации флота все модификации были детально обозначены. Отличия отмечались введенными в концу 30-х гг. двумя цифрами. Первая обозначала изменения конструкции планера, вторая – применение иного двигателя. Для конкретизации других изменений могла быть добавлена еще и буква.

Пример: G4M имел такие модификации (Ката-модель, ряд – не полный!):

G4M1 Ката 11 – основная модификация

G4M2 Ката 21 – с измененной относительно 1 конструкцией

G4M2 Ката 22 – предыдущая модификация, но с другим двигателем

G4M2 Ката 22А – предыдущая модификация с усиленным вооружением

G4M2 Ката 22В – с усиленным пушечным вооружением

G4М2s Ката 24 – модель 22, но с другими двигателями

G4M2a Ката 24А – моторы модели 24, вооружение модели 22А

G4M2b Ката 25 – модель 24. но с другими двигателями

G4M2e Ката 24.1 – модель 24, приспособленная для транспортировки летающей бомбы камикадзе "Ока".

В дальнейшем обозначение моделей (Ката) в авиации флота применялось, как правило, вместе с номером типа:

Пример: для G4M2e – морской тип 1 бомбардировщик модель 24J (Navy Туре 1 Bomber Model 24J).

4. Serai (Shotei) – система именных обозначений.

С целью соблюдения секретности в июле 1943 года многим морским самолетам были присвоены имена. С этого момента из японских военных документов практически исчезли короткие обозначения. Правда, изготовителями правила секретности часто не соблюдались.

Модификации обозначались после имени самолета словом "Ката" ("модель").

Пример: Суисэй Ката 33, что соответствовало прежнему D4Y3 модель 33.

Система присвоения имен не стройна, однако в ней можно выделить некоторые закономерности: например, основные ночные истребители имели в имени слово "ко" – "свет".

Бьякко (Byakko) – белый свет – (P1V1-S)

Кьёкко (Kyokko) – утренняя заря – (PIY2-S)

Гекко (Gekko) – лунный свет – (J1N1-S)

Денко (Denko) – луч света – (S1A1)

Все основные имена будут приведены в последующих публикациях.

Вышеизложенное касается официальных имен, а так как вид того или иного самолета вызывает ассоциации, некоторые из них получали неофициальное название или, по-русски, кличку. Так, известный бомбардировщик G4M получил прозвище "хамаки" ("сигара"). J8M1 (японский вариант Me 183) имел кличку "сусуй" (Shusaui), и, пока она "гуляла" как неофициальное имя, в ВВС армии его официально присвоили Ки.200 (армейский варант J8M). Официально имя ("Акигуса") было дано лишь безмоторному варианту J8M1 – Йокосука MXY8. Вот еще примеры неофициальных названий: "акатомбо" (K5Y). "нисихи-тайтэй" (Н8К2),

5. Особые обозначения.

Применялись, в основном, к конструкциям специального назначения, а также к иностранным (лицензионным или трофейным) машинам.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх