|
||||
|
Система обозначений самолетов в морской авиации Японии до 1945 года Все самолеты авиации флота Японии, как берегового, так и корабельного базирования имели до 1945 г. пять различных систем обозначения. Рассмотрим их. Для этаго нам придется пользоваться японскими терминами и правильнее, наверное, было бы приводить кроме русского и "родное", японское написание Но поскольку в иероглифах у нас мало кто понимает, а читать на эту тему приходится, в основном, англоязычную литературу (да и сами японцы английского не гнушаются), то мы решили изредка приводить английскую транскрипцию соответствущих терминов 1. Кодзи/Гатак (Koji/Gata). Система включала а себя название фирмы-изготовителя, номер типа самолета и его оперативное обозначение. Причем, номер типа соответствовал году правления императора Тайсё (Taisho) – предшественника Хирохито. Пример: Накадзима Га 10 Сентоки (Nakajima Ga 10 Sentoki) – истребитель (Сентоки) фирмы Накадзима (10-го года правления Тайсе (1921 года). С восшествием не престол императора Хирохито (26/12/1924) номер стал обозначаться по-новому теперь он соответствовал последним двум цифрам японского календаря Тип 87 соответствовал 2587 году японского календаря и 1927 нашего (т.е. григорианского). тип 00 или 0 – соответственно 2600 и 1940. тип 5 2605 и 1945 Необхонимо иметь в виду, что а) если в морской авиации самолет 1940 года обозначался как "тип 0". то в армейской – как "тип 100": б) один и тот же самолет в морской и армейской авиации мог иметь разные типовые номера, если машины отличались годом введения в строевые части. Пример: Морской тип 2 летающая лодка (Navy Туре 2 Flying Воat) – впоследствии Н8К Морской тип 2 самолет первоначального обучения (Navy Туре 2 Primary Trainer) В резличной литературе назначение самолетов в некоторых случаях приводится в оригинальной японской транскрипции. Пример: Морской тип 95 Кансэни (Kansen) – A4N1. где "Кансэн" означает "палубный истребитель" Встречаются и другие названия, обозначающие различные виды бомбардировщиуов – Канбаку (Kanbaku), Рикко (Rikko), Канко (Kanko), Суитзй (Suitei), ночной истребитель – Ясэн (Yasen), перехватчик – Кьёкусэн (Kyokusen). Может встретиться также и полное название назначения самолета. Так, краткое "Кьёкусэн" происходит от "Кьёкути-Сентоки" (Kyokuti Sentoki). т.е. "истребитель-перехватчик". 2. Сидзаку ипи Си (Shizaku – Shi). Система обозначение прототипов Система подразумевала обозначение летательного аппарата по году выдачи задания на его разработку и была введена с 1931 года. Год начала правления Хирохито считался первым. К году добавлялось краткое описание назначения самолета. Примеры: 13 Си дальняя морская летающая лодка (13-Shi Navy Long-range Flying Boat). Речь идет о 1938 годе (13-й год правления Хирохито). позднее этот самолет получил обозначение Н8К1. 14-Си морской самолет первоначального обучения (14-Shi Navy Primary Trainer). В 1939 году выдано задание на лицензионный Bucker Bu 13) для флота (позднее – K9W1). 3. Кама/Ката (Kana/Katа) Система короткого обозначения. Еще в 1921 г. главный поставщик вооружений для императорской семьи фирма Мицубиси обозначала свои самолеты буквами и цифрами 1 позиция – цифра – численность экипажа 2 позиция – цифра – изготовитель 3 позиция – буква – назначение самолета 4 позиция – цифра – номер модификации 5 позиция (могла и не быть) – буква – добавочно указание на то, что продукция лицензионная С 1928 года для всех самолетов японцы ввели упрощенную систему обозначения (по примеру практиковавшейся тогда в США) 1 позиция – заглавная буква – оперативное назначение самолета 2 позиция – цифра – текущий № задания определенной категории самолетов 3 позиция – заглавная буква – изготовитель 4 позиция- цифра – порядковое число модификации Значение букв (на первой позиции) в обозначении самолета и примеры их применения А – палубный истребитель (А6М3) В – палубный пикировщик (В7А2) С – палубный разведчик (C6N2) D – палубный бомбардировщик (D3Y1) Е – поплавковый разведчик (Е16А1) F – поплавковый корректировщик ( F1M2) G – базовый средний и тяжелый бомбардировщик (G3M1) Н – летающая лодка (Н8К2) J – базовый истребитель (J6K1) К – учебный самолет (K9W1) L – транспортный самолет (H8K2-L) М – специальный самолет (М6А1) N – поплавковый истребитель (N1K1) Р – базовый легкий бомбардировщик (Р1У2) О – самолет для борьбы с подводными лодками (Q1W1) R – базовый разведчик (R2Y1) S – ночной истребитель (S1A1) Значению букв (на третьей позиции) в обозначении самолета: А – Айти (Aichi), Норт Америкэн (North American) В – Боинг (Boeing) С – Консолидейтед (Consolidated) D – Дуглас (Douglas) G – Хитати (Hitachi), Грумман (Grumman) Н – Хиро (Hiro) Хоукер (Hawker) Не – Хейнкель (Heinkel) J – Никон Когага (Nlhon Kogata), Юнкере (Junkers) К – Каваниси (Kawanishi), Киннер (Klnner) М – Мицубиеи (Mitsubishi) N – Накадзима (Nakajima) Р – Нихон (Nlhon) S – Сасэбо (Sasebo) Si – Сева (Showa) V – Воут-Сикорский (Vought-Sikorsky) W – Ватанабэ (Watanabe), Кюсю (Kyushu) Y – Йиокосука (Yokosuka) Z – Мидзумо (Mlzuno) Более мелкие модификации в пределах крупной индексировались дополнительными буквами. При крупной переделке или создании на базе старого самолета машины с иным оперативным назначением к обозначению могла быть добавлена через тире большая буква. Вот значения этих букв: I – транспортный самолет N – поплавковый истребитель S – ночной истребитель J – самолет наземного базирования К – тренировочный самолет С – разведчик R – разведчик наземного базирования Пример: H8K2-L (переделка в транспортный). В кратком обозначении прототипа на второй позиции могла находиться буква "X", а для иностранного самолета на третьей позиции – соответствующая заглавная буква – индекс изготовителя. В авиации флота все модификации были детально обозначены. Отличия отмечались введенными в концу 30-х гг. двумя цифрами. Первая обозначала изменения конструкции планера, вторая – применение иного двигателя. Для конкретизации других изменений могла быть добавлена еще и буква. Пример: G4M имел такие модификации (Ката-модель, ряд – не полный!): G4M1 Ката 11 – основная модификация G4M2 Ката 21 – с измененной относительно 1 конструкцией G4M2 Ката 22 – предыдущая модификация, но с другим двигателем G4M2 Ката 22А – предыдущая модификация с усиленным вооружением G4M2 Ката 22В – с усиленным пушечным вооружением G4М2s Ката 24 – модель 22, но с другими двигателями G4M2a Ката 24А – моторы модели 24, вооружение модели 22А G4M2b Ката 25 – модель 24. но с другими двигателями G4M2e Ката 24.1 – модель 24, приспособленная для транспортировки летающей бомбы камикадзе "Ока". В дальнейшем обозначение моделей (Ката) в авиации флота применялось, как правило, вместе с номером типа: Пример: для G4M2e – морской тип 1 бомбардировщик модель 24J (Navy Туре 1 Bomber Model 24J). 4. Serai (Shotei) – система именных обозначений. С целью соблюдения секретности в июле 1943 года многим морским самолетам были присвоены имена. С этого момента из японских военных документов практически исчезли короткие обозначения. Правда, изготовителями правила секретности часто не соблюдались. Модификации обозначались после имени самолета словом "Ката" ("модель"). Пример: Суисэй Ката 33, что соответствовало прежнему D4Y3 модель 33. Система присвоения имен не стройна, однако в ней можно выделить некоторые закономерности: например, основные ночные истребители имели в имени слово "ко" – "свет". Бьякко (Byakko) – белый свет – (P1V1-S) Кьёкко (Kyokko) – утренняя заря – (PIY2-S) Гекко (Gekko) – лунный свет – (J1N1-S) Денко (Denko) – луч света – (S1A1) Все основные имена будут приведены в последующих публикациях. Вышеизложенное касается официальных имен, а так как вид того или иного самолета вызывает ассоциации, некоторые из них получали неофициальное название или, по-русски, кличку. Так, известный бомбардировщик G4M получил прозвище "хамаки" ("сигара"). J8M1 (японский вариант Me 183) имел кличку "сусуй" (Shusaui), и, пока она "гуляла" как неофициальное имя, в ВВС армии его официально присвоили Ки.200 (армейский варант J8M). Официально имя ("Акигуса") было дано лишь безмоторному варианту J8M1 – Йокосука MXY8. Вот еще примеры неофициальных названий: "акатомбо" (K5Y). "нисихи-тайтэй" (Н8К2), 5. Особые обозначения. Применялись, в основном, к конструкциям специального назначения, а также к иностранным (лицензионным или трофейным) машинам. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|