|
||||
|
"БИС" в войне Дорогой читатель! Так уж получилось, что описав историю истребителя И-15бис, я очень поверхностно коснулся его боевого применения. Попытка это исправить – предлагаемый материал, относящийся к периоду боев, начиная с 22 июня 1941 года. Именно эта трагическая дата является для "биса" Рубиконом, после которого он стал "безнадежно устаревшим". Жесточайшие бои лета 1941 года не щадили не только "старичков" типа И-15бис, но прежде всего более современные самолеты. Естественно, что в условиях военных поражений и отступления того периода Красная Армия в первую очередь пыталась сохранить более ценные и боеспособные машины. Так как некоторые соединения в предвоенные месяцы осуществляли перевооружение и переучивание на эту новую технику, передача "старья" в тыл являлось часто делом второстепенным. Более того, даже когда была возможность вывезти старые самолеты, этого зачастую не делали. Именно поэтому офицеры люфтваффе и получили возможность ходить между рядов брошенных самолетов, сладострастно рвать на них полотняную обшивку и самодовольно позировать возле поверженных (не в бою!) "рус фанер". По состоянию на 22 июня 1941 года в составе пяти приграничных округов имелось 268 (из них 27 неисправных) истребителей И-15бис. Кроме того, имелось 299 (26 неисправных) штурмовиков И-153 и И-15. Последняя цифра, к сожалению, не расшифрованная в свое время Министерством Обороны могла включать в себя и другие типы самолетов. В любом случае доля И-15бис среди общего количества советских самолетов находилась в пределах нескольких процентов. Что касается боевого использования "бисов", то они были почти повсеместно записаны в штурмовики и с короткой формулировкой "любой ценой" посылались на сдерживание наступающих немецких колонн. Худшего (хотя, увы, крайне вынужденного) применения этому самолету придумать было невозможно – "бисы" несли огромные потери. К концу 1941 года присутствие их в ВВС Красной Армии стало еще менее заметным. Впрочем, тут стоит обратиться к цифрам. По состоянию на 5 декабря 1941 года в ВВС армий числилось около 300 И-153 и И-15бис. Еще через год их осталось всего 60. В течение 1943 года применение этого типа бипланов (которые, как мы видим, подсчитывались совместно – И-15бис и И-153) отмечалось лишь эпизодически. Несколько по-другому сложилась жизнь И-15бис на флоте (Северный, Балтийский и Черноморский), авиация которого имела к началу войны на своем вооружении 145 машин этого типа. Здесь, в условиях стабильной линии фронта, где боевые действия велись более обдуманно и спокойно, "бис" просуществовал вплоть до 1945 года. Этот маленький лобастый биплан, в любом пространственном положении находящийся в воздухе как "нож в масле", к июню 1941 года был неплохо освоен строевыми летчиками. Столь положительное качество, как маневренность, при скромном вооружении с успехом было использовано с первых же дней войны. На южном участке границы Советского Союза на стороне Германии выступила Румыния. 22 июня 1941 года в 14 часов с аэродрома Измаил на перехват девятки румынских PZL.37 "Лось" взлетели три И-153 и четырнадцать И-15бис 96-ой отдельной истребительной эскадрильи ВВС Черноморского Флота. В воздушном бою над Дунаем эта группа под руководством капитана Коробицина, сбила пять "Лосей". Два из них уничтожили ПИЛОТЙ1 "бисов". В первых числах июля немецко-румынские войска форсировали реку Прут и стали продвигаться на юго-восток. В один из этих дней четыре И-15бис второй экадрильи 9-го авиаполка 62-й авиабригады встретились в воздушном бою с двенадцатью Bf 109. Умело применяя маневренные возможности своей машины, летчики сбили четыре "Мессершмитта". Был подбит и один "бис". Младший лейтенант Павел Закорко, приземлившийся на захваченной врагом территории, спустя несколько часов был вывезен на У-2 одним из участников боя, своим боевым другом лейтенантом Виктором Куликовым. 10 августа 1941 года пара И-15бис9-го полка была назначена для прикрытия судна "Курск", вышедшего из Николаева. Как только транспорт, на борту которого эвакуировались женщины и дети, вышел на простор Днепровско-Бугского лимана, появились три бомбардировщика Do 215. Они шли на транспорт. Ведущий пары лейтенант Борис Черевко атаковал крайний "Дорнье" и подбил его. Будучи раненым, он атаковал вторую вражескую машину и заставил ее пилотов освободиться от бомб. Когда Черевко направил свой истребитель к третьему Do 215, тот находился уже на боевом курсе. Отсутствие патронов и молчание пулеметов "биса" заставили летчика пойти на таран. "Дорнье" упал в лиман, а Черевко покинул свой самолет на парашюте. Фотографии: ЦГАКФД( 1), архивавтора(2) К осени 1941 года обстановка на южном участке фронта продолжала ухудшаться. 7 октября части 9-ой армии, отступая под напором вражеских мотомеханизированных частей, прошли Мариуполь – крупный промышленный центр и база Азовской военной флотилии. Весь день 7 октября немцы большими группами самолетов ожесточенно бомбили город. При отражении налетов командир 87-ой отдельной авиаэскадрильи на И-15бис сбил четыре вражеские машины. В первом вылете два Ju 88, во втором – два Bf 110. 27 октября два И-15бис 87-ой эскадрильи во время воздушной разведки, атаковали немецкие самолеты на аэродроме Мариуполь. В завязавшемся воздушном бою со взлетевшими истребителями был сбит один Bf 109. Оторвавшись от противника, в районе Бердянской косы эта пара завалила Не 111. Один "бис" с "прогулки" не вернулся… К середине лета 1942 года И-15бис оставались в составе 62 авиаполка (15 машин) и 87 отдельной эскадрильи (10 машин) В ВС Черноморского флота. Их боевая деятельность в этот период велась преимущественно ночью. Это были беспокоящие бомбежки вражеских баз и аэродромов, поиск и уничтожение зенитных установок и прожекторов. Ночью 24 октября 1942 года два И-15бис во время совместной операции по уничтожению самолетов на аэродроме Майкоп, расстреляли 3 прожекторных установки из 8 действующих. Кроме этого "бисы" выполняли прикрытие транспортов на переходах, поиск немецких торпедных катеров, совместно с МБР-2 разыскивали экипажи сбитых над морем самолетов, осуществляли снабжение крымских партизан. В течение всего 1943 года в боевых действиях на юге России действовало до двадцати И-15бис, сведенных в конце концов в 62-й авиаполк. Боевые потери этих машин были минимальны, чаще случались аварии и поломки во время ночных посадок. Но даже в этот период в бою "бесенята" – такое очередное прозвище они получили – просто так не давались. 23 мая 1943 года четыре И-15бис вели в море поиски экипажа сбитого МБР-2. Во время операции одна пара вела воздушный бой с двумя Bf 109. Сбитый в этой схватке И-15бис был едва ли не единственным за весь 1943 год. За день до этого события, пара "бисов", прикрывая наши транспорты в районе Джугби, вела бой с немецкими самолетами и подбила три из них. С началом наступления Красной Армии в 1944 году и проведения операции по освобождению Крыма, истребители И-15бис практически не упоминаются в сводках боевых донесений. Выработанный ресурс двигателей и планера, а также перевооружение 62 авиаполка на ЛаГГ-3 и Як-1 вынудили прекратить использование заслуженного ветерана. Деятельность И-15бис на Балтийском и Северном флоте была аналогичной вышеописанной. Из 39 самолетов этого типа, имевшихся 22 июня 1941 года в ВВС Балтийского флота, к 1 июля 1943 года осталось 11. Восемь машин было в 25-й отдельной авиаэскадрилье, базировавшейся на аэродроме в Бернгардовке и три машины – в 7-ой учебной эскадрилье в Белых Крестах. 25-ая эскадрилья занималась, в основном, свободной охотой в ночное время, бомбила и обстреливала пути сообщения, уничтожала прожектора и зенитные установки. Во второй половине 1943 года "бисы" этой эскадрильи совместно со штурмовиками Ил-2 7-го гв. ШАП применялись для контрбатарейной борьбы. В ночное время пара И-15бис не позволяла вражеским артиллеристам вести обстрел Ленинграда и позиций Красной Армии. В дневное время эти задачи выполняли Ил-2. Что касается уничтожения прожекторов, то именно на Балтике летчик Мироненко, ставший впоследствии Героем Советского Союза, применил отчаянный и оригинальный метод атак, нашедший сторонников и последователей. Он закоптил свои летные очки, что позволило ему пикировать на прожектор прямо по слепящему лучу. Несмотря на смертельную опасность такой атаки, результаты оказались великолепными. В сентябре того же года "бисы" 25-ой эскадрильи провели несколько удачных штурмовок вражеских железнодорожных составов, расстреливая паровозы из подкрыльевых установок РС-82. В один из вылетов пара И-15бис "подловила" приземлившийся на специальной площадке немецкий корректировщик Hs 126 и сожгла его. Северный флот, имевший в июне 1941 года 29 И-15бис в составе 72-го смешанного авиаполка, в 1942-43 годах применял эти машины также в основном ночью. Включенные в состав ПВО флота, "бисы" действовали против вражеских аэродромов, значительно снижая их боевую активность. Однако наиболее необычной можно назвать деятельность И-15бис против вражеских подводных лодок. Первое такое столкновение произошло на Черном море 13 февраля 1942 года. Четыре "биса" 62-го авиаполка, базирующиеся в Лазоревском, в 17 часов 48 минут в точке с координатами 44° 20' СШ и 38° 18' ВД обнаружили и атаковали подводную лодку в надводном положении. Было сброшено шестнадцать ФАБ-50. При этом летчики отметили до погружения лодки, прямое попадание в рубку двух ФАБ-50. Хотя сам факт потопления не был подтвержден, вполне возможно, что нанесенный ущерб надолго вывел корабль из строя. Впоследствии И-15бис 62-го полка неоднократно привлекались для патрулирования водных районов поблизости Сочи, Туапсе, Батуми. Атаки на вражеские субмарины зафиксированы 17 и 18 июля, 4 августа и 18 сентября 1942 года. К сожалению, невозможность подвешивать противолодочные бомбы ПЛАБ-100 делала эти акции И-15бис скорее устрашающими. На Северном флоте для подобных целей использовались И-15бис 54-го авиаполка. Две таких машины вплоть до 1945 года постоянно базировались на аэродроме Белушья на Новой Земле. Охраняя Новоземельскую военно-морскую базу, 23 июля 1944 года один из "бисов" обнаружил и атаковал подводную лодку. К сожалению, две осколочные ФАБ-50 только припугнули вражескую субмарину. Впрочем свою задачу заслуженный самолет выполнил. Получив данные об обнаружении, командование флота немедленно активизировало оборону базы. На этом эпизоде, последнем из известных автору, пока можно закончить описание деятельности И-15бис в Великой Отечественной войне. Однако подводить черту рано, ибо поиски продолжаются и вполне возможны находки, которые значительно эту историю дополнят. FW 189Л-2 из 1(H)/31. Восточный фронт, лето 1942 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|