|
||||
|
Первый на флоте. Дзвид МакКэмпбелл Многим известен старший лейтенант А.Горовец, сбивший в 1943 г. над Курской Дугой в одном бою девять самолетов противника. Но через год с небольшим его результат повторил летчик американского флота Дэвид МакКэмпбелл. Будущий ас № 1 американской палубной авиации родился 16 января 1910 г. в г.Бессемер, штат Алабама. Его путь в авиацию не был ни простым, ни коротким. Медицинская комиссия забраковала Дэвида при попытке поступить в Стентонскую военную академию, найдя какие-то отклонения в зрении. Чтобы не терять зря времени, он продолжил учебу в гражданском учебном заведении – технической школе штата Джорджия. Мечта о небе и службе его не оставляла: поступив в 1929 г. в Американскую военно-морскую академию и закончив ее через четыре года, он стал офицером резерва в звании энзайн (примерно соответствует младшему лейтенанту). После этого МакКэмпбелл около года проработал в алабамском филиале фирмы "Дуглас". В июне 1934 г. Дэвид несколько приблизился к цели – его призвали на службу стрелком-наблюдателем в эскадрилью VS-11 авиации ВМФ США. Самолет МакКэмпбелла базировался на крейсере "Портленд". В июле 1936 г. молодой офицер предпринял новую попытку заняться летным обучением. И вновь барьер медкомиссии! Возможно, кто-нибудь другой и сложил бы руки, но не будущий ас: если военные врачи считают его зрение ненормальным, то это ровным счетом ничего не означает! Он обратился к гражданским специалистам, которые нашли его зрение образцовым. Больше преград не было, и в июле 1936 г. он начал обучаться летному делу на станции морской авиации в Пенсаколе (Флорида) Квалификацию пилота МакКэмпбелл получил в январе 1938 г., после чего был направлен в истребительную эскадрилью VF-4 на авианосец "Рейнджер". Прослужив там два года, он поучил назначение на ответственную должность офицера-посадочного сигнальщика новейшего авианосца "Уосп". С началом войны авианосец участвовал в боевых действиях на многих театрах – от Тихого океана до Средиземного моря. Боевая карьера корабля завершилась 15 сентября 1942 г., когда близ Соломоновых островов он был поврежден тремя торпедами с японской подводной лодки и, ввиду невозможности борьбы с пожаром, добит своими эсминцами. После этого МакКэмпбелл вновь служит на территории США, заметно продвигаясь по службе. В сентябре 1943 г. его назначает командиром эскадрильи VF-15, базирующейся на авианосце "Энтерпрайз". МакКэмпбелл начал активно осваивать новейший палубный истребитель F6F-3 "Хеллкет", и к весне 1944 г. налетал на нем около 600 часов. В феврале 1944 – очередное повышение: назначение на должность командира 15-ой палубной авиационной группы (ПАГ) состоявшей из нескольких эскадрилий. При этом за ним оставалось и командование VF-15. На Тихий океан МакКэмпбелл отправился уже в звании коммандера (капитан 2-го ранга) В бой он вступил 19 апреля 1944 г., возглавив свою эскадрилью при штурмовке японских укреплений на острове Маркус. Однако первую победу МакКэмпбелл одержал лишь 11 июня, сбив в районе о.Сайпан истребитель А6М2 "Зеро". 13 июня 15-я ПАГ, которую вел МакКэмпбелл, атаковала японский конвой, потопив транспорты общим водоизмещением до 50000 т, миноносец и три эскортных корабля. Сам командир сбил бомбардировщик Ки-49. 19 и 20 июня в районе Марианских островов произошло крупнейшее на Тихом океане (после битвы у Мидуэя)воздушное сражение. В нем японцы потеряли 395 палубных самолетов и 31 гидросамолет. 354 из них стали добычей "Хэллкэтов". Тогда же японский флот лишился авианосцев "Секаку", "Тайхо" и "Хийо". Американские потери составили 130 самолетов, из них в бою – лишь 50. Обильную жатву 19 июня снял и МакКемпбелл. Первый раз взлетев во главе восьмерки "Хеллкетов" до полудня, он встретил около 40 японских бомбардировщиков D4Y2 ("Джуди") в сопровождении двух десятков "Зеро". Американцы смело атаковали и устроили противнику подлинное избиение: 21 японский самолет не вернулся в тот день назад. Из них пять "Джуди" стали добычей ведущего. Еще одну победу ему засчитали в качестве предположительной. Со стороны американцев погиб один летчик. Во втором вылете Дэвид сбивает два "Зеро". Итог дня просто великолепен: семь подтвержденных побед! 23 июня западнее о.Гуам летчики VF-15 в бою с 18 "Зеро" сбили четырнадцать. МакКэмпбелл сбил одного лично, а другого – в паре с ведомым. В сентябре 1944 г. американцы начали подготовку к высадке на Филиппины. 38-е авианосное ударное соединение, в состав которого входил и "Энтерпрайз", приступило к нанесению ударов с воздуха по японским объектам на островах. Естественно, что МакКэмпбелл не остался в стороне – вот хроника его сентябрьских успехов. 12 сентября близ о.Калиокан ему попался скоростной разведчик Мицубиси Ki-46 "Дина". Высокая скорость не спасла в этот раз экипаж Ki-46. В этот же день над о.Себу Дэвид сбил истребитель J2M2 "Рэйден" ("Джек"). В этом же районе огнем своего "Хеллкета" он повредил японский сторожевой корабль. 13 сентября над о.Негрос МакКэмпбелл сбил два устаревших (воевавших еще на Халхин-Голе) армейских истребителя Ki-27 ("Нейт"), и, кроме того, одна победа над "Нейтом" была признана предположительной. Еще два Ki-27 он уничтожил на аэродроме. Последней в тот день для Дэвида победой стал Ki-43 "Хаябуса" ("Оскар"). 22 сентября над Манильским заливом к его счету добавляется еще один Ki-46. Поплавковый разведчик Мицубиси F1M2 "Пит" он разделил с ведомым 24 сентября над о.Себу. 20 октября началась высадка американского морского десанта на Филиппины. Непосредственно для ее осуществления было выделено около ста боевых кораблей основных классов. Эта группировка прикрывалась силами 3-го флота США, выделившего для этой цели примерно такое же количество кораблей, в т.ч. 12 авианосцев, на которых базировалось 1280 самолетов. Против этой армады японцы смогли выставить 59 боевых кораблей, авианосцев было всего четыре, а палубных машин лишь 166. Еще 600 самолетов флотской и армейской авиации базировались на аэродромах архипелага. 21 октября, сбив Ки-27 и Ки-46, МакКэмпбелл достиг 21 победы и возглавил список асов-истребителей американского флота. Японский флот прибыл в район Филиппин 24 октября, а с 24 по 25 октября там разыгралось крупнейшее морское сражение второй мировой войны, названное "Сражением за залив Лейте". В этой битве японцы потеряли 3 авианосца и почти все самолеты. 270 из них были сбиты американскими палубными истребителями. МакКэмпбелл, как всегда, находился в гуще событий. 24 октября стало для коммандера МакКэмпбелла воистину "звездным часом". Утром он вел семерку "Хеллкетов" в районе о.Полилло и встретил группу из двадцати японский бомбардировщиков под прикрытием сорока истребителей. Поручив бомбардировщики пяти своим летчикам, Дэвид вместе со своим ведомым, лейтенантом Р.Рашингом, ринулся на истребители противника. В течение нескольких минут, ведя непрерывный огонь по всему, что появлялось в их прицелах, летчики добились ошеломляющих результатов: МакКэмпбелл сбил семь "Зеро" (пять А6М5Ь и два А6МЗ) и два Ki-43. Р.Рашинг – пять "Зеро" (четыре А6М5Ь и один А6МЗ) и один Ki-43. Еще один "Оскар" Рашинг повредил, а Мак- Кэмпбеллу признали две предположительные победы: один "Зеро" и один "Оскар". Это было выдающееся достижение. Не считая СССР, в авиации союзников повторить его не удалось никому. Но Дэвид на этом не остановился – 5 ноября он сбил пикирующий бомбардировщик D3A1 "Вэл" и еще один "Зеро". 11 ноября добычей его "Хеллкета" стал Ki-43 "Оскар", сбитый 14 ноября, стал последней, 34-й победой аса. На следующий день 15-я ПАГ отправляется в США на отдых. На ее счету имелись 348 уничтоженных самолетов противника, 296500 т потопленного транспортного тоннажа, а также участие в потоплении линкора "Мусаси", трех авианосцев и крейсера. Эскадрилья VF- 15 стала самой результативной на флоте, сбив 310 японских самолетов. Ее командир, одержав 34 победы, прочно занял место ведущего аса флота США. Кроме того, при штурмовках аэродромов он уничтожил еще 21 самолет на земле. Перечень его наград почти так же длинен, как список побед. Перечислим лишь самые важные: три Креста за летные заслуги (DFC) (в мае, июне и сентябре 1944 г.) Серебряная Звезда (сентябрь 1944 г.) Крест ВМФ (октябрь 1944 г.) Авиационная Медаль и орден Legion of Merit (ноябрь 1944 г.) За свой выдающийся бой 24 ноября 1944 г. он был удостоен высшей награды США – Почетной медали Конгресса (Congeressional Medal of Honour). Больше МакКэмпбелл в боевых действиях не участвовал – Иводзима и Окинава обошлись без него. Он прослужил до конца войны начальником штаба военно-морской базы Норфолк. Позже занимал ряд ответственных должностей на флоте, в т.ч. командовал авианосцем "Бон Омм Ричард". В 1964 г. вышел в отставку. Литература 1. Боевое использование авианосцев. Воениздат. М.. 1973. 2. Polak Tomas. David McCampbell. Plastic Kits Revue, № 9/1992. 3. Shores Christopher. Air Aces. Bison Books Corp., 1983. Minsi III – F6F-5 Hellcat (серийный номер 70143) командира 15-й палубной авиагруппы Дэвида Мак- Кэмпбелла. Авианосец «Энтэрпрайз», конец октября 1944 г. Помимо этой, наиболее известной машины МакКэмпбелла, во время службы на «Энтерпрайзе» он использовал и другие самолеты: F6F-3 Hellcat «The Minsi» (зима – весна 1944) и F6F-5 Hellcat «Minsi II» (лето 1944 г.) ВОЙНА В ВОЗДУХЕ Владислав МОРОЗОВ Уфа |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|