|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
СПРАВОЧНИК Система обозначений самолетов армейской авиации Японии до 1945 года Самолеты армейской авиации Японии имели несколько систем обозначения. Рассмотрим их. Для этого нам придется пользоваться японскими терминами, и правильнее, наверное, было бы приводить кроме русского и «родное», японское написание. Но, поскольку в иероглифах у нас мало кто понимает, а читать на эту тему приходиться, в основном, англоязычную литературу (да и сами японцы английского не гнушаются), то мы решили изредка приводить английскую транскрипцию соответствующих терминов. 1. Система обозначения Китай (Kitai). Номер Ки (Ki, иероглиф ) получал всякий самолет, начиная с 1932 г., на разработку которого выдавалось задание. Дальнейшие модификации обозначались прибавлением римских цифр к Киномеру основной модели. Подмодификации обозначались малыми буквами В случае серьезных конструктивных изменений применялась приставка KAI (Kaizo-модификоция, иероглиф SX ) Существуют Ки-номера от Ки.1 до Ки.230. Фактически"'же построено было около 130 типов самолетов. Пример: Ки 61 – обозначение проекта и прототипа. Ки.бЫа – серийная модификация 1-й основной модели. Ки 61-lb – серийная модификация 1-й основной модели с иным вооружением. Ки.61-1 KAIc – усиленная модификация (удлинен фюзеляж) – серийная модификация 1-й основной модели с отличным от вариантов а и b вооружением. Ки.61-1 KAId – то же, что и предыдущая, но с иным вооружением. Ки 61-11 – предсерийный самолет с увеличенными площадями руля направления и крыла. Ки.61-11 KAIa – модифицированная (другой двигатель) серийная версия 2-й основной модели. Ки.61-11 KAId – то же, что и предыдущая модификация, но с отличиями по вооружению. Ки.61-111 – прототип для следующей серии со звездообразным двигателем. 2. Система обозначения типов. Для машин, которые серийно производились и поступали на вооружение армейской авиации, с 1927 г. устанавливалось обозначение, включавшее в себя информацию о назначении и номере типа. Причем номер типа определялся годом введения самолета в строй. Пример: 1927 г. соответствовал 2587 году японского календаря, а машина, поступившая в строевые части в этом году обозначалась как тип 87. Соответственно: 1928 – 2588- тип 88 1939 – 2599- тип 99 1940 – 2600- тип 100, или тип 0 1941 – 2601 – тип 1 и т.д. К записи о назначении и номере типа для модификаций прибавлялись цифра и буква. Пример: Ки.61 -номера типа нет, т.к. машина являлась прототипом Ки.бЫа – армейский тип 3 истребитель модель 1а (1943 г. – год введения в строевые части). Ки.61-lb – армейский тип 3 истребитель модель lb. Ки.61-1 KAIc – армейский тип 3 истребитель модель 1с. Ки.61-1 KAId – армейский тип 3 истребитель модель Id. Ки 61-11 – прототип (нет номера). Ки 61-11 KAI – прототип (нет номера). Ки.61-11 KAIa – армейский тип 3 истребитель модель 2а. Ки.61-11 KAlb – армейский тип 3 истребитель модель 2Ь. Ки.61-111 – прототип (нет номера). Надо иметь в виду, что строчные буквы в конце обозначения модификаций чаще встречаются в англоязычной литературе В японских же источниках преобладают иероглифы (КАНА-алфавита). Так, букве а соответствует иероглиф Ко (Ко) b соответствует иероглиф Оцу (Otsu) с соответствует иероглиф Хей (Hei) d соответствует иероглиф Тей (Tei) В оригинальной японской литературе при полном обозначении типа иногда и цифры даются иероглифами. 3. Обозначение армейских самолетов по имени. Официальные имена. Вскоре после нападения на Перл-Харбор у японцев появились основания (пропагандистского свойства) для принятия именных обозначений самолетов. Из 130 армейских типов официальные названия получили около 12. Manazuru (Маназуру)- Кран – Kokusai Ki.7 Hayabusa (Хаябуса) – Сокол – Nakajima Ki.43 Shoki (Щеки) – Демон – Nakajima Ki.44 Тогуи (Торю) – Дракон-убийца – Kawasaki Ki.45 Donryu (Донрю) – Штурмовой дракон – Nakajima Ki.49 Hien (Хиен) – Ласточка – Kawasaki Ki.61 Hiryu (Хирю) – Летающий дракон – Mitsubishi Ki.67 Hayate (Хаяте) – Тайфун – Nakajima Ki.84 Ohtori (Отори) – Феникс – Kokusai Ki. 105 Tsurugi (Цуруги) – Меч – Nakajima КГ. 115 Shusui (Щусуи) – Разящий меч – Mitsubishi Ki.200 Кагуи (Карю) – Огненный дракон – Nakajima Ki.201 Неофициальные имена. В ходе войны различные типы самолетов получали от летно-технического состава ласковые или пренебрежительные прозвища. Появление последних следовало из особенностей применения или конструкции тех или иных машин. Кроме того, короткое и звучное имя, пусть и неофициальное, было удобно для радиосвязи. Понятно, что кличек существовало множество, но до нас дошли лишь некоторые, видимо, одни из самых удачных. Shin Shitei – Щин Щитей – Ki.46 Guntei – Гунтей – Ki.51 Darai – Дарай – Ki.21 (транспортный вариант) Sokei – Сокей – Ki.48 4. Особые обозначения. а. Обозначения иностранных самолетов. Такое обозначение имели купленные машины, либо захваченные, либо строившиеся в Японии по лицензии Пример: Армейский тип LO транспортный самолет (для Lockheed 14 Electro). Армейский тип I тяжелый бомбардировщик (для итальянского FIAT BR.20). б. Обозначения планеров. Эти летательные аппараты обозначали иероглифом Ку (Ки), в отличие от самолетного Ki. Известны конструкции от Ки.1 до Ки.14. в. Обозначение автожиров и вертолетов. Фактически такое обозначение имели лишь два аппарата, применявшиеся для наблюдения и борьбы с подводными лодками: Kayaba Ка-1 и его развитие Ка-2. г. Обозначение управляемых летательных аппаратов. Обозначение Te-Go присваивалось разведывательным беспилотным машинам, a Igo – планирующим бомбам. До практического-применения дошел только тип 1до-1В, который сбрасывался с авианосителей Ki.48/148 или Ki.67.
North American B-25C/D/G Mitchell |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|