|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
«Метеоры» терпят фиаско Игорь СЕИДОВ Ашхабад О событиях воздушной войны в Корее написано уже довольно много. В частности, действиям 77-й австралийской эскадрильи, сражавшейся на «Метеорах», посвящены статьи в английском и французском журналах. 1* Разумеется, при отсутствии доступа к нашим засекреченным архивам, материалы иностранных авторов сильно страдают однобокостью. У нашего читателя есть возможность сравнить описания одних и тех же событий (таблица в конце статьи). Летом 1951 года в небе Северной Кореи в разгаре шли ожесточенные воздушные бои между авиацией 5-й Воздушной Армии (ВА) США, авиацией ее союзников (Австралии, Великобритании, Южной Африки, Канады) – с одной стороны, и ВВС Северной Кореи при поддержке ВВС Китайских народных добровольцев (КНД) и ВВС Советского Союза, представленные одним истребительным авиакорпусом (64-й ИАК) – с другой. Схватки происходили в пространстве, прозванном американскими летчиками «аллеей МиГов», простиравшемся от реки Ялуцзян (пограничная река между КНР и КНДР) до северокорейского города Анею. Интенсивность боевых действий именно в этом районе обуславливалась концентрацией там наиболее важных гражданских и военных объектов Северной Кореи. В описываемый период воздушные бои шли, в основном, между реактивными самолетами МиГ-15, МиГ-15бис – с одной стороны, и F-80C Shooting Star, F-84A Thunderjet, F-86A/F Sabre – с другой. За год войны в Корее наши летчики достаточно хорошо изучили ТТД (тактико-технические данные) и боевые возможности названных машин противника, проведя с ними не одно сражение. Несколько настораживало появление какого-нибудь нового типа самолета, так как реальные его способности можно было оценить только в бою. В середине августа 1951 г. группа летчиков 523-го ИАП 303-й ИАД (в составе которой в годы Великой Отечественной войны сражался знаменитый французский авиаполк «Нормандия-Неман») вновь встретилась в «аллее МиГов» со своими постоянными противниками в небе Кореи – истребителями F-86 «Сейбр». С вернувшихся после боя самолетов техники сняли кассеты кинофотопулеметов (КФП) и передали в полковую лабораторию. Удивление вызвал снимок с КФП замполита 1-й АЭ капитана Г. X. Дьяченко. На фото был запечатлен двухдвигательный реактивный самолет, дотоле нашим летчикам не встречавшийся. В горячке боя его никто не заметил, а в объектив фотопулемета эта машина попала случайно – снимок был сделан без стрельбы при выходе из атаки по «Сейбру». Вскоре в полк пришло сообщение из разведотдела корпуса о том, что на контролируемом участке фронта появилась авиачасть Королевских Австралийских ВВС, имевшая на вооружении английские реактивные истребители фирмы Gloster – Meteor F.8. Австралийские летчики из состава 77-й АЭ Королевских ВВС (RAAF) вступили в войну несколько раньше описываемых событий. Эскадрилья начала боевые действия в Корее с 29 июня 1950 г., первоначально имея в своем составе поршневые штурмовики F-51D Mustang. На этих самолетах австралийцы воевали до апреля 1951 г., а затем получили на вооружение «Метеоры». Уже с июля, завершив короткое переучивание, все летчики АЭ летали на этих реактивных машинах, а с середины августа приступили к боевым действиям. Первая по-настоящему серьезная встреча «Метеоров» с МиГами произошла 25 августа 1951 г. 1* Имеются в виду материалы Брайена Филиоттв (-Fly Past- № 9,1987) и Жана Пьера Вере (-Le Fana de L'Aviation- №24,1990). •Метеор» F.8 австралийских ВВС на аэродроме Таегу «Метеоры» в свои укрытия Транспортировка по дороге одного из «Метеоров» из порта на аэродром базирования 77-й эскадрильи австралийских ВВС Австралийские «Метеоры» заправляются на авиабазе Кимпо в Корее В этом бою «Метеоры» из 77-й АЭ RAAF сошлись с МиГами из 17 ИАП 303-й ИАД. Схватка была скоротечной и закончилась поражением австралийцев – они потеряли две машины. Одного «Метеора» сбил будущий ас корейской войны ст. лейтенант Н. В. Сутягин, а второго на свой боевой счет записал командир 17-го полка майор Г. И. Пулов. Спустя несколько дней, а именно – 29 августа, летчики 77-й АЭ опять участвовали в бою. В тот день восьмерка «Метеоров» совместно с группой прикрытия из нескольких десятков F-86 сопровождали В-29 на Ченгу. На перехват им поднялись самолеты 303-й ИАД. По отчетам о боевых действиях первыми вступили в бой с передовым заслоном «Сейбров» летчики 18-го ГИАП во главе с командиром полка полковником Белостоцким. Пара МиГов, ведомых Л. К. Щукиным и А. Астановским, пошла на перехват четверки F-86. Обстреляв одну пару и уходя от атаки другой, Щукин с ведомым вошли в облака, а выскочив над ними, обнаружили шестерку «Метеоров». Не раздумывая, с ходу Щукин атаковал плотный строй двухмоторных истребителей, сбил одного из них и тут же ушел вверх за облака. Воодушевленный победой, советский летчик решил вернуться, бросил самолет вниз, но, пройдя облака, «Метеоров» уже не обнаружил. Но оставшейся пятерке австралийцев опять не повезло: когда они вдоль береговой черты уходили на свою базу в Кимпо, их атаковала другая пара из 18-го ГИАП (Н. В. Бабонин и А. А. Свинтицкий). С дистанции 400-300 метров Бабонин дал очередь и поджег один из двигателей «Метеора», но тот продолжал полет. Советскому летчику пришлось сблизиться до 200-100 метров и стрелять повторно. Только после этого от «Метеора» полетели обломки и вскоре его пилот катапультировался. Это был уоррен-офицер Рон Гантри, попавший потом в плен. О третьей встрече «Метеоров» с МиГами вспоминает Герой Советского Союза А. П. Сморчков. Упоминая об этом бое, он утверждает, что из схватки удалось уйти только одному австралийцу – остальных сбили летчики 523-го полка 303-й ИАД. То же подтверждает и участник этого сражения Герой Советского Союза Г. У. Охай, сбивший в тот день сразу двух «Метеоров». Справедливости ради надо сказать, что в воздухе на высоте 10 000 метров над Анею шестерка австралийских самолетов встретилась с целым полком МиГов. 24 машины вел на задание замкомполка капитан Охай. Правда, наперерез «Метеорам» направилось только восемь советских истребителей (2-я АЭ). Первая атака была неудачной – летчики не учли разницу в скоростях и проскочили противника. Но уже во втором заходе удалось сбить сразу двух «Метеоров» (Охай и Тюляев). До конца боя еще один «австралиец» рухнул на землю (победа Охая). "Метеор" на взлетной полосе в Кимпо Пилот 77-й эскадрильи л-т Уильямсон у своего самолета. Позднее он дослужился до маршала ВВС По нашим данным, в тот раз было повреждено еще несколько «Метеоров», но так как они могли упасть уже за 38-й параллелью, на боевой счет летчиков 523-го ИАП их не засчитали. Это, по сути, первое крупное поражение австралийской эскадрильи в Корее оказалось не последним. 10 сентября в «аллее МиГов» состоялось несколько сражений, в которых участвовали две дивизии 64-го ИАК (303-я и 324-я ИАД). За этот день советскими летчиками было сбито 12 самолетов противника (5 – F-86, 5 – F-84, 1 – F-80 и 1 – «Метеор») без своих потерь. «Метеора» записал на свой счет командир эскадрильи 176-го ГИАП капитан Г. И. Гесь. Две недели после этого австралийцы не «показывали носа» и только 26 сентября вновь вошли в «аллею МиГов» в составе мощной авиагруппы. В тот день состоялось два массированных налета, в отражении которых вновь принимали участие 303-я и 324-я авиадивизии 64-го авиакорпуса. Бои были удачными для советских летчиков – 9 самолетов противника (4 – F-86,3 – F-84 и 2 – «Метеора») без своих потерь. Австралийские машины стали трофеями сг. лейтенанта Н. В. Сутягина и ст. лейтенанта И. И. Яковлева из 523-го ИАП. Потом около месяца советские летчики не встречались с «Метеорами» – те избегали полетов в «аллею МиГов». Последняя неделя октября 1951 г. выдалась жаркой на схватки. Именно тогда американские ВВС предприняли серию массированных налетов на Супхун ГЭС, мост Сингисю и другие важные объекты КНДР. В полетах участвовали бомбардировщики В-29, а прикрывали их сильные наряды «Сейбров», «Тандерджетов», а также «Метеоры» из 77-й АЭ. Как и прежде, им противостояли грозные противники – МиГ-15-е. Октябрьские бои имели место 23, 24, 25, 27 и 30 числа. В один из таких дней, а именно – 24 октября, восьмерка В-29 прорывалась к важному мосту в районе Аньдуня. Передовым заслоном их прикрывала группа «Сейбров» (4 АК), а непосредственное прикрытие осуществляли шестнадцать «Метеоров» (77 АЭ) и десятка F-84 (27 АК). В отражении этого налета участвовали летчики 18-го ГИАП и 523-го ИАП 303-й авиадивизии. Сначала одна из групп 523-го полка сковала боем передовой заслон «Сейбров», а другая – ударила по австралийцам. Истребители же 18-го полка прорвались к В-29 и прикрывавшим их «Метеорам» и «Тандерджетам». Нападающим удалось сбить одну «крепость», остальные бомбардировщики, сбросив бомбы не доходя до цели, ушли к морю. «Метеор» был сбит в бою на вертикалях ст. лейтенантом Л. К. Щукиным. Семь самолетов противника (4 – F-86 и 3 – «Метеора») записали на свой счет и истребители 523-го ИАП, обеспечив тем самым «работу» летчикам 18-го полка. Сразу двух «австралийцев» завалил майор Д. П. Оськин и еше одного – ст. лейтенант В. П. Филимонов. Общий итог боя: сбито 9 машин неприятеля (4 – F-86, 4 – Метеора и 1 – В-29), свои потери – один МиГ-15. На следующий день налет «крепостей» повторился. И на этот раз среди самолетов прикрытия были «Метеоры», одного из которых сбил летчик из 18-го ГИАП командир звена ст. лейтенант Ф. М. Малашин (предположительно). В ходе схватки он увидел выходящего из боя (видимо, подбитого) «австралийца», которого прикрывали два «Сейбра». Воспользовавшись внезапностью и превышением в высоте, Малашин с ведомым атаковал эту «троицу», отдав предпочтение «Метеору». Сблизившись до 300- 200 метров, он двумя очередями отправил австралийскую машину на землю и, забрав резко вверх, ушел от прозевавших его F-86. Правда, победу эту на боевой счет советскому летчику не записали, отметив ее как предположительную. Участники боя I декабря 1951 г. Первый ряд: А. И. Митусов, Н. П.Кравцов, Г. Николаев, Н. Мороз: второй ряд А. П. Вердыш. Г. И. Гесь, С. Ф. Вишняков, Д. Федоров В ноябре боевые действия в небе Кореи продолжались. Так, 2 числа небольшие группы штурмовиков F-84 действовали в «аллее МиГов». Появились и самолеты 77-й АЭ. На перехват этих групп в режиме «свободной охоты» в течение дня вылетали летчики 18-го и 176-го полков. Паре ст. лейтенанта Н. В. Бабонина (18-й ГИАП) довелось встретиться с «Метеорами». Пользуясь внезапностью, он атаковал их и сбил один из самолетов – остальные тут же покинули район боя. На другой день, т. е. 3 ноября 1951 г., летчики 303-й авиадивизии вновь отбивали налеты штурмовиков США, которых прикрывали «Сейбры». К охраняемым объектам попытались прорваться и «Метеоры» 77-й АЭ, но этого им сделать не удалось. Они, как и многие группы «Тандерджетов», были перехвачены МиГ-15 ми из 523-го ИАП. («Сейбров» взяли на себя летчики 17-го ИАП.) За несколько боев, проведенных в этот день, летчики 523-го полка сбили 7 самолетов противника, в том числе 5 F-84 и 2 «Метеора». Последние стали добычей капитана Г. У. Охая и ст. лейтенанта Б. В. Синельникова. Летчики 17-го ИАП сбили один F-86, у советской стороны потерь не имелось. Для 303-й дивизии это была последняя победа над «Метеорами», более с австралийскими машинами они в небе Кореи не встречались. Довершили разгром 77-й АЭ уже 324-я ИАД, которой командовал в то время наш известный ас, трижды Герой Советского Союза полковник И. Н. Кожедуб. Первая встреча с «Метеорами» состоялась 7 ноября 1951 г. В тот день, вылетая на «свободную охоту», капитан М. С. Милаушкин из состава 176-го ГИАП перехватил группу австралийских двухмоторников и сбил одного из них. В следующий раз, 27 ноября, состоялась схватка МиГ-15-ых из того же полка с большим числом самолетов противника (F-86 и F-80). Пара П. Ф. Никулин-Н. А. Гармашов, уходя от атаки четверки «Сейбров», нырнули в облака, а пробив их, на высоте 9 ООО метров увидели восьмерку «Метеоров». Капитан Никулин сходу пошел в атаку и подбил одного из них. Австралийцы тут же скрылись в облаках, и советские летчики потеряли их из виду. О второй и последней встрече истребителей 176-го ГИАП (324-я ИАД) с «Метеорами», произошедшей вскоре, расскажет командующий 64 ИАК Герой Советского Союза генерал майор Георгий Агеевич Лобов. Операция по разгрому 77-й АЭ RAAF была подготовлена им лично. «Сами по себе «Метеоры» сколь- нибудь большого военного значения в огромном количестве интервентов (главным образом, США) не имели, но разгром союзников США мог вызвать некоторый политический резонанс. Было решено одним ударом уничтожить австралийскую АЭ. Для этого мы тщательно рассмотрели схему предполагаемого массированного удара противника, время и место появления «Метеоров», глубокий (с севера) обход основной группировки авиации США. Непосредственное наведение группы МиГов на «Метеоров» должен был осуществлять ВПУ (Выносной пункт управления), постоянно развернутый у г. Анею. Всю эту разработку операции осуществлял я один, не посвящая в известность даже командира дивизии И. Н. Кожедуба. Задачу группе летчиков, предназначенной для разгрома «Метеоров», поставил также сам, буквально за полтора-два часа до времени вылета. Это была, вероятно, и излишняя предосторожность, но она обеспечивала стопроцентную скрытность наших намерений – основания для таких действий у меня были. Кроме того, помогло и простое везение, т.е. «господин случай» – начни американцы свой налет часом раньше или позже – и наш план был бы не выполнен. Фактически же произошло следующее: группа из шестнадцати МиГ-15 из 176-го ГИАП под командованием самого командира полка подполковника С. Ф. Вишнякова поднялась в назначенное ей время и ушла с набором высоты далеко на север, где и барражировала, используя топливо подвесных баков, в ожидании сигнала для атаки «Метеоров». Австралийцы также в составе шестнадцати машин оказались в предполагаемой точке в рассчитанное нами время. МиГи находились на исходных для атаки позициях и неожиданно для противника обрушились на него. Уйти удалось, используя близость запретной для наших действий границы Пхеньян Вонсан, лишь только четырем австралийским самолетам. Итак, из шестнадцати «Метеоров» было сбито двенадцать. Мы потерь не имели. Американцы никакой помощи союзникам не оказали. Учитывая те потери, что австралийцы понесли до этого боя, можно было считать АЭ полностью разгромленной. Р. Валькович, Ф. Федотов и В. Молошный после боя с «Метеорами» 2 октября 1952 г. С. М. Крамаренко Через некоторое время мне доложили данные радиоперехвата радиостанций США: «Состоялось вручение наград США австралийским летчикам, эскадрилья которых была недавно потрепана в боях с МиГами, но сейчас восстанавливает свою боеспособность». К этому добавлю, что вплоть до окончания войны «Метеоры» лишь изредка появлялись в районе действий МиГов.» В дополнение к сказанному генералом Г. А. Лобовым можно сказать, что в тот день, 1 декабря 1951 г., на перехват «Метеоров» вылетело 24 самолета 176-го ГИАП, но в атаке по двум восьмеркам противника наносили удар шестнадцать МиГов (в основном, летчики 1-й АЭ и звена управления), а оставшиеся – прикрывали их сверху от возможного появления «Сейбров». Было предпринято две атаки (первая – неожиданная, с высоты 10 000 метров), в результате которых австралийцы лишились девяти машин: по одному «Метеору» сбили – командир полка подполковник С. Ф. Вишняков, штурман полка майор С.П.Субботин, летчики 1-й АЭ: П. С. Милаушкин, А. Ф. Головачев, капитан А. Ф. Васько, ст. лейтенант Ф. А. Зубакин. Отличилась и 2-ая АЭ: два «австралийца» – за командиром эскадрильи капитаном С. М. Крамаренко, еще одного записал на свой счет его ведомый ст. лейтенант И. Н. Гулый. Потерь в этом бою у летчиков 176-го ГИАП не было – все самолеты вернулись на базу. Вышеприведенное описание событий 1 декабря 1951 г. сильно отличается от такового в изложении западных историков – особенно в части соотношения потерь и побед. (Вы сами можете убедиться в этом, взглянув на таблицу в конце этой статьи.) Но вот интересный момент: французский автор пишет о том, что после 1 декабря 1951 г. командиром 77-й АЭ стал винг-командор Рональд Сьюзен. Не следует ли из этого, что его предшественник в этой должности – винг-командор Л. Т. Спенс выведен из строя (погиб?) именно 1 декабря? И еще: в том же материале говорится о том, что после боя 1 декабря 1951 г. «Метеоры» перестали быть истребителями, и с января следующего года 77-я АЭ перешла к выполнению бомбардировочно-штурмовых задач без захода в «аллею МиГов». Это ли не показатель реального состояния австралийской эскадрильи! Уже 4 января 1952 г. четыре самолета из 77-й АЭ нанесли удар по водохранилищу Чонгдан. Всего в январе «Метеоры» совершили 769 боевых вылетов на штурмовку, а в феврале – уже 1 005. В 1952 г. австралийским летчикам всего трижды удалось встретиться с МиГами. Первые два раза это произошло в мае. В обоих случаях (4-го и 8-го числа) австралийцы сражались с летчиками ОВА (Объединенная Воздушная Армия), куда входили северокорейские и китайские авиаторы. Скорее всего, с «Метеорами» в мае вели бои китайские летчики, так как в 1952 г. воевала всего одна северокорейская авиадивизия и пять – китайских. По данным из западных источников в этих двух боях австралийским летчикам принадлежит две победы над МиГ-15: одного 4 мая предположительно сбил (по другим данным только повредил) петти- офицер Джон Сермен. Второго, 8-го мая, – петти-офицер Билл Симмондс. О потерях «Метеоров» в этих сражениях в западных публикациях не сообщается. А вот по данным о боевой работе летчиков ОВА отмечается, что в те дни китайские летчики записали на свой счет двух «Метеоров», что официально подтверждено архивными документами. Если это так, то в очередной раз австралийцы потерпели поражение от огня МиГов. Причем произошло это за пределами «аллеи МиГов», ближе к 38-й параллели. Это нашим туда запрещалось, а летчики ОВА летали. И наконец, последняя встреча в 1952 г. состоялась 2 октября, когда четверка «Метеоров» под сильным прикрытием из 30-ти F-86 решила атаковать одну из целей в зоне действия МиГов 64-го ИАК. Противник был своевременно обнаружен локаторами передовых постов и лично командир корпуса генерал майор Г. А. Лобов произвел наведение на группу четверки истребителей из 518-го ИАП (216-я ИАД), которая на тот момент вела «свободную охоту». Звено под командованием капитана Федотова (в составе: Ф. Федотов, В. Молошный, Р. Валькович, К. Рыбаков) пошло на осознанный риск, вылетев на перехват противника, имевшего почти девятикратное численное превосходство. Джордж Хейл (слева) и Дейв Айрлем осматривают сопло «Метеора», поврежденное 37-мм пушкой МиГа Командир наземного экипажа Боб Черри после последнего боя нарисовал на борту «Хейлсторма» два силуэта МиГа, которые позже ему приказали смыть Главным козырем в этой атаке у советских летчиков была, конечно же, неожиданность. Выйдя к группе сверху и сзади, капитан Федотов сбил крайнего правого «Метеора», а затем пошел навстречу «Сейбрам». Но те так опешили от столь неожиданного и наглого напора всего четырех МиГов, что ушли в сторону, не став даже преследовать дерзкое звено советских самолетов. Быть может, в этот раз завязывать бой не входило в задачу американцев. А может быть и так, что американцы опасались присутствия где-то рядом большего числа самолетов противника – уж очень вызывающим было поведение четверки. Из западных источников стало известно, что в воздушном бою 2 октября 1952 г. был сбит и погиб флайт- офицер Оливер-Крюнкиген из группы британских военных летчиков, проходивших боевую стажировку в составе австралийской эскадрильи. Больше советские летчики с «Метеорами» в небе Кореи не встречались. 27 марта 1953 г. произошел бой между летчиками 77-й АЭ и парой МиГ-15 из состава ОВА. Дело было так. В 14 ч. 20 мин. два «Метеора», ведомые сержантами Джорджем Хейлом и Дэвидом Айрлемом, осуществлявшими разведку, увидели пару американских разведчиков RF-80 из 67-го крыла тактической разведки ВВС США, преследуемых МиГ-15-ми. Сбросив подвесной бак, Хейл направил свой самолет на противника, находившегося справа и чуть ниже него. Увлеченные пресле дованием, МиГи прозевали атаку. Австралийский летчик дал залп НУРСами, но промахнулся, чем противник не преминул воспользоваться и вышел из-под атаки. Тут Хейл услышал по рации крик своего ведомого. Самолет последнего был атакован и подбит. Хейл дал команду Айрлему уходить в облака и возвращаться на базу, а сам стал уходить от другой пары МиГ-15, которые шли на него сверху. Заметив, что Миги сильно разогнались, австралиец воспользовался воздушными тормозами и оказался позади проскочивших его самолетов неприятеля. Хейл тут же довернул на них и ударил по ближайшему. От МиГа полетели куски металла, а из сопла повалил черный дым. Добить, преследуя, его не получалось, так как на австралийца набросилась очередная пара МиГов. Уходя в крутых виражах, Хейлу удалось-таки зайти одной из неприятельских машин в хвост и обстрелять ее из пушек. Тот выпустил струю белого дыма и стал набирать высоту, пытаясь скрыться в облаках. Кончился боезапас, подходило к концу горючее – нелегко пришлось бы австралийцу, не прийди ему на помощь другая пара «Метеоров» (командир 77-й АЭ (очередной) уинг-командер Джон Хаббл и флайтинг-лейтенант Синди Рисс). Кроме того, на подходе были и «Сейбры». МиГи прекратили преследование Хейла и ушли в сторону Китая. В этом бою сержант Д. Хейл предположительно сбил одного МиГ-15 и подбил другого МиГа. В свою очереди китайские истребители серьезно повредили машину сержанта Д. Айрлема, который все же сел в Кимпо, привезя в своем «Метеоре» 112 пробоин. Последние вылеты, отмеченные за «Метеорами» в Корее – уничтожение 8 мая 1953 г. танка Т-34 и завода в Хаэджи. Это была работа все того же сержанта Хейла, до июня 1953 г. совершившего в Корее 131 боевой вылет (большей частью на «Метеорах»). Авария «Метеора» в Кимпо, май 1953 г 77-я австралийская авиаэскадрилья находилась в Корее до самого перемирия – 27 июля 1953 г. За это время ее летчиками было выполнено 4 836 заданий, совершено 18 872 боевых вылета (из них – более 1 500 на «Метеорах»), «Метеорами» в Корее уничтожено: 3 700 зданий и строений, 1 500 автомашин и танков, 16 мостов. В воздушных боях сбито шесть Ми Г-15 и еще семь – сбито предположительно. Свои потери (на «Метеорах»): 34 летчика – 16 погибли и 18 пропало без вести (еще 10 летчиков погибло, воюя на «Мустангах»). Кстати, в составе 77-й АЭ RAAF в разное время проходили стажировку шесть летчиков Королевских ВВС Великобритании, в их числе – флайт-лейтенант Дж. Уитворд-Джоунс (совершил в составе австралийской АЭ 157 боевых вылетов) и флайт-офицер Оливер Крайкменк, погибший в октябре 1952 г. Успешно воевали в Корее и получили награды за это летчики 77-й АЭ: флайт-сержант Меггс (около 100 б/в), флайт-лейтенант С. Д. Мерфид (более 100 б/в), флайт-лейтенант Р. Л. Доусон (90 б/в), уорент-офицер Р. С. Хант (115 б/в), флайт-лейтенант Д. Л. Уилсон и флайт-офицер П. В. Гамильтон-Фостер. Эскадрильей командовал одно время полковник Дж. Р. Кинниммонт. Победы летчиков 64 ИАК над «Метеорами» 77 АЭ австралийских ВВС
* предположительная победа 77 эскадрилья австралийских ВВС в строю «две семерки» при возвращении из Кореи, Сидней, июль 1953 г. Что касается «Метеоров», то в 1950-51 гг. в австралийские ВВС была поставлена партия из 87 самолетов (модификации F.8). Почти все они и участвовали в Корейской войне в разное время. Домой вернулось немногим более 40 машин. Опыт применения «Метеоров» в качестве истребителей был крайне неудачным. И причина тому серьезная – Ми Г-15, на голову превосходивший «австралийца» по ТТД. По сути, «Метеоры» являлись лакомой добычей МиГов и сколь-нибудь серьезного противодействия советским истребителям оказать не могли. Поэтому, как уже отмечалось, с января 1952 г. их перевели в разряд истребителей-бомбардировщиков для действий вне пределов «аллеи МиГов». Кстати, в качестве штурмовика «Метеоры» проявили себя несравненно лучше, чем в роли истребителей, но и здесь они явно уступали самолетам США аналогичного назначения – F-80 «Шутинг Стар» и F-84G «Тандерджет». Сколь-нибудь значительного влияния на ход воздушной войны «Метеоры», конечно же, не оказали. Заслуживает уважения доблесть австралийских летчиков, провоевавших, не смотря на превосходство противника и свои большие потери, все 37 месяцев этой войны. После возвращения в Австралию в декабре 1954 г. 41 оставшийся «Метеор» Мк.8 передали 78-й АЭ RAAF. В статье использованы фотографии из архива автора и редакции. Автор благодарит за помощь в работе над статьей Л. Е. Крылова, А. В. Котлобовского и Ю. Н. Сутягина, а также ветеранов 303, 324 и 216 иад Ф. П. Федотова, Ф. М. Малашина и др., поделившихся своими воспоминаниями. Литература: 1. Fly Past, № 9.1987 г. 2. Air Fan, № 16, 1990 г. 3. Letectvi+Kosmonautica, № 19, 1989 г. 4. Le Fana de I'Aviation, № 24, 1990 r. 5. «Комсомольская Правда», 9 июня 1990 г. МиГ-156ис, б/н 343, летчик – Л. К. Щукин, 18 гиап 303 иад, Корея, осень 1951 г. МиГ-15бис. б/н 351, летчик – Д. П. Оськин, 523 иап 303 иад, Корея, октябрь 1951 г. МиГ-15бис, б/н 686, летчик – С. М. Крамаренко, 2аэ 176 гиап 324 иад, Корея, декабрь 1951 г. Meteor Mk.8 из 77 аэ RAAF Meteor Mk.8 «Haleetorm», принадлежавший одному из лучших австралийских пилотов 77 аэ RAAF Джорджу Хейлу. Корея, 1952 г. КРУПНЫМ ПЛАНОМ Примечания:«Метеоры» терпят фиаско Игорь СЕИДОВ Ашхабад О событиях воздушной войны в Корее написано уже довольно много. В частности, действиям 77-й австралийской эскадрильи, сражавшейся на «Метеорах», посвящены статьи в английском и французском журналах. 1* Разумеется, при отсутствии доступа к нашим засекреченным архивам, материалы иностранных авторов сильно страдают однобокостью. У нашего читателя есть возможность сравнить описания одних и тех же событий (таблица в конце статьи). Летом 1951 года в небе Северной Кореи в разгаре шли ожесточенные воздушные бои между авиацией 5-й Воздушной Армии (ВА) США, авиацией ее союзников (Австралии, Великобритании, Южной Африки, Канады) – с одной стороны, и ВВС Северной Кореи при поддержке ВВС Китайских народных добровольцев (КНД) и ВВС Советского Союза, представленные одним истребительным авиакорпусом (64-й ИАК) – с другой. Схватки происходили в пространстве, прозванном американскими летчиками «аллеей МиГов», простиравшемся от реки Ялуцзян (пограничная река между КНР и КНДР) до северокорейского города Анею. Интенсивность боевых действий именно в этом районе обуславливалась концентрацией там наиболее важных гражданских и военных объектов Северной Кореи. В описываемый период воздушные бои шли, в основном, между реактивными самолетами МиГ-15, МиГ-15бис – с одной стороны, и F-80C Shooting Star, F-84A Thunderjet, F-86A/F Sabre – с другой. За год войны в Корее наши летчики достаточно хорошо изучили ТТД (тактико-технические данные) и боевые возможности названных машин противника, проведя с ними не одно сражение. Несколько настораживало появление какого-нибудь нового типа самолета, так как реальные его способности можно было оценить только в бою. В середине августа 1951 г. группа летчиков 523-го ИАП 303-й ИАД (в составе которой в годы Великой Отечественной войны сражался знаменитый французский авиаполк «Нормандия-Неман») вновь встретилась в «аллее МиГов» со своими постоянными противниками в небе Кореи – истребителями F-86 «Сейбр». С вернувшихся после боя самолетов техники сняли кассеты кинофотопулеметов (КФП) и передали в полковую лабораторию. Удивление вызвал снимок с КФП замполита 1-й АЭ капитана Г. X. Дьяченко. На фото был запечатлен двухдвигательный реактивный самолет, дотоле нашим летчикам не встречавшийся. В горячке боя его никто не заметил, а в объектив фотопулемета эта машина попала случайно – снимок был сделан без стрельбы при выходе из атаки по «Сейбру». Вскоре в полк пришло сообщение из разведотдела корпуса о том, что на контролируемом участке фронта появилась авиачасть Королевских Австралийских ВВС, имевшая на вооружении английские реактивные истребители фирмы Gloster – Meteor F.8. Австралийские летчики из состава 77-й АЭ Королевских ВВС (RAAF) вступили в войну несколько раньше описываемых событий. Эскадрилья начала боевые действия в Корее с 29 июня 1950 г., первоначально имея в своем составе поршневые штурмовики F-51D Mustang. На этих самолетах австралийцы воевали до апреля 1951 г., а затем получили на вооружение «Метеоры». Уже с июля, завершив короткое переучивание, все летчики АЭ летали на этих реактивных машинах, а с середины августа приступили к боевым действиям. Первая по-настоящему серьезная встреча «Метеоров» с МиГами произошла 25 августа 1951 г. 1* Имеются в виду материалы Брайена Филиоттв (-Fly Past- № 9,1987) и Жана Пьера Вере (-Le Fana de L'Aviation- №24,1990). •Метеор» F.8 австралийских ВВС на аэродроме Таегу «Метеоры» в свои укрытия Транспортировка по дороге одного из «Метеоров» из порта на аэродром базирования 77-й эскадрильи австралийских ВВС Австралийские «Метеоры» заправляются на авиабазе Кимпо в Корее В этом бою «Метеоры» из 77-й АЭ RAAF сошлись с МиГами из 17 ИАП 303-й ИАД. Схватка была скоротечной и закончилась поражением австралийцев – они потеряли две машины. Одного «Метеора» сбил будущий ас корейской войны ст. лейтенант Н. В. Сутягин, а второго на свой боевой счет записал командир 17-го полка майор Г. И. Пулов. Спустя несколько дней, а именно – 29 августа, летчики 77-й АЭ опять участвовали в бою. В тот день восьмерка «Метеоров» совместно с группой прикрытия из нескольких десятков F-86 сопровождали В-29 на Ченгу. На перехват им поднялись самолеты 303-й ИАД. По отчетам о боевых действиях первыми вступили в бой с передовым заслоном «Сейбров» летчики 18-го ГИАП во главе с командиром полка полковником Белостоцким. Пара МиГов, ведомых Л. К. Щукиным и А. Астановским, пошла на перехват четверки F-86. Обстреляв одну пару и уходя от атаки другой, Щукин с ведомым вошли в облака, а выскочив над ними, обнаружили шестерку «Метеоров». Не раздумывая, с ходу Щукин атаковал плотный строй двухмоторных истребителей, сбил одного из них и тут же ушел вверх за облака. Воодушевленный победой, советский летчик решил вернуться, бросил самолет вниз, но, пройдя облака, «Метеоров» уже не обнаружил. Но оставшейся пятерке австралийцев опять не повезло: когда они вдоль береговой черты уходили на свою базу в Кимпо, их атаковала другая пара из 18-го ГИАП (Н. В. Бабонин и А. А. Свинтицкий). С дистанции 400-300 метров Бабонин дал очередь и поджег один из двигателей «Метеора», но тот продолжал полет. Советскому летчику пришлось сблизиться до 200-100 метров и стрелять повторно. Только после этого от «Метеора» полетели обломки и вскоре его пилот катапультировался. Это был уоррен-офицер Рон Гантри, попавший потом в плен. О третьей встрече «Метеоров» с МиГами вспоминает Герой Советского Союза А. П. Сморчков. Упоминая об этом бое, он утверждает, что из схватки удалось уйти только одному австралийцу – остальных сбили летчики 523-го полка 303-й ИАД. То же подтверждает и участник этого сражения Герой Советского Союза Г. У. Охай, сбивший в тот день сразу двух «Метеоров». Справедливости ради надо сказать, что в воздухе на высоте 10 000 метров над Анею шестерка австралийских самолетов встретилась с целым полком МиГов. 24 машины вел на задание замкомполка капитан Охай. Правда, наперерез «Метеорам» направилось только восемь советских истребителей (2-я АЭ). Первая атака была неудачной – летчики не учли разницу в скоростях и проскочили противника. Но уже во втором заходе удалось сбить сразу двух «Метеоров» (Охай и Тюляев). До конца боя еще один «австралиец» рухнул на землю (победа Охая). "Метеор" на взлетной полосе в Кимпо Пилот 77-й эскадрильи л-т Уильямсон у своего самолета. Позднее он дослужился до маршала ВВС По нашим данным, в тот раз было повреждено еще несколько «Метеоров», но так как они могли упасть уже за 38-й параллелью, на боевой счет летчиков 523-го ИАП их не засчитали. Это, по сути, первое крупное поражение австралийской эскадрильи в Корее оказалось не последним. 10 сентября в «аллее МиГов» состоялось несколько сражений, в которых участвовали две дивизии 64-го ИАК (303-я и 324-я ИАД). За этот день советскими летчиками было сбито 12 самолетов противника (5 – F-86, 5 – F-84, 1 – F-80 и 1 – «Метеор») без своих потерь. «Метеора» записал на свой счет командир эскадрильи 176-го ГИАП капитан Г. И. Гесь. Две недели после этого австралийцы не «показывали носа» и только 26 сентября вновь вошли в «аллею МиГов» в составе мощной авиагруппы. В тот день состоялось два массированных налета, в отражении которых вновь принимали участие 303-я и 324-я авиадивизии 64-го авиакорпуса. Бои были удачными для советских летчиков – 9 самолетов противника (4 – F-86,3 – F-84 и 2 – «Метеора») без своих потерь. Австралийские машины стали трофеями сг. лейтенанта Н. В. Сутягина и ст. лейтенанта И. И. Яковлева из 523-го ИАП. Потом около месяца советские летчики не встречались с «Метеорами» – те избегали полетов в «аллею МиГов». Последняя неделя октября 1951 г. выдалась жаркой на схватки. Именно тогда американские ВВС предприняли серию массированных налетов на Супхун ГЭС, мост Сингисю и другие важные объекты КНДР. В полетах участвовали бомбардировщики В-29, а прикрывали их сильные наряды «Сейбров», «Тандерджетов», а также «Метеоры» из 77-й АЭ. Как и прежде, им противостояли грозные противники – МиГ-15-е. Октябрьские бои имели место 23, 24, 25, 27 и 30 числа. В один из таких дней, а именно – 24 октября, восьмерка В-29 прорывалась к важному мосту в районе Аньдуня. Передовым заслоном их прикрывала группа «Сейбров» (4 АК), а непосредственное прикрытие осуществляли шестнадцать «Метеоров» (77 АЭ) и десятка F-84 (27 АК). В отражении этого налета участвовали летчики 18-го ГИАП и 523-го ИАП 303-й авиадивизии. Сначала одна из групп 523-го полка сковала боем передовой заслон «Сейбров», а другая – ударила по австралийцам. Истребители же 18-го полка прорвались к В-29 и прикрывавшим их «Метеорам» и «Тандерджетам». Нападающим удалось сбить одну «крепость», остальные бомбардировщики, сбросив бомбы не доходя до цели, ушли к морю. «Метеор» был сбит в бою на вертикалях ст. лейтенантом Л. К. Щукиным. Семь самолетов противника (4 – F-86 и 3 – «Метеора») записали на свой счет и истребители 523-го ИАП, обеспечив тем самым «работу» летчикам 18-го полка. Сразу двух «австралийцев» завалил майор Д. П. Оськин и еше одного – ст. лейтенант В. П. Филимонов. Общий итог боя: сбито 9 машин неприятеля (4 – F-86, 4 – Метеора и 1 – В-29), свои потери – один МиГ-15. На следующий день налет «крепостей» повторился. И на этот раз среди самолетов прикрытия были «Метеоры», одного из которых сбил летчик из 18-го ГИАП командир звена ст. лейтенант Ф. М. Малашин (предположительно). В ходе схватки он увидел выходящего из боя (видимо, подбитого) «австралийца», которого прикрывали два «Сейбра». Воспользовавшись внезапностью и превышением в высоте, Малашин с ведомым атаковал эту «троицу», отдав предпочтение «Метеору». Сблизившись до 300- 200 метров, он двумя очередями отправил австралийскую машину на землю и, забрав резко вверх, ушел от прозевавших его F-86. Правда, победу эту на боевой счет советскому летчику не записали, отметив ее как предположительную. Участники боя I декабря 1951 г. Первый ряд: А. И. Митусов, Н. П.Кравцов, Г. Николаев, Н. Мороз: второй ряд А. П. Вердыш. Г. И. Гесь, С. Ф. Вишняков, Д. Федоров В ноябре боевые действия в небе Кореи продолжались. Так, 2 числа небольшие группы штурмовиков F-84 действовали в «аллее МиГов». Появились и самолеты 77-й АЭ. На перехват этих групп в режиме «свободной охоты» в течение дня вылетали летчики 18-го и 176-го полков. Паре ст. лейтенанта Н. В. Бабонина (18-й ГИАП) довелось встретиться с «Метеорами». Пользуясь внезапностью, он атаковал их и сбил один из самолетов – остальные тут же покинули район боя. На другой день, т. е. 3 ноября 1951 г., летчики 303-й авиадивизии вновь отбивали налеты штурмовиков США, которых прикрывали «Сейбры». К охраняемым объектам попытались прорваться и «Метеоры» 77-й АЭ, но этого им сделать не удалось. Они, как и многие группы «Тандерджетов», были перехвачены МиГ-15 ми из 523-го ИАП. («Сейбров» взяли на себя летчики 17-го ИАП.) За несколько боев, проведенных в этот день, летчики 523-го полка сбили 7 самолетов противника, в том числе 5 F-84 и 2 «Метеора». Последние стали добычей капитана Г. У. Охая и ст. лейтенанта Б. В. Синельникова. Летчики 17-го ИАП сбили один F-86, у советской стороны потерь не имелось. Для 303-й дивизии это была последняя победа над «Метеорами», более с австралийскими машинами они в небе Кореи не встречались. Довершили разгром 77-й АЭ уже 324-я ИАД, которой командовал в то время наш известный ас, трижды Герой Советского Союза полковник И. Н. Кожедуб. Первая встреча с «Метеорами» состоялась 7 ноября 1951 г. В тот день, вылетая на «свободную охоту», капитан М. С. Милаушкин из состава 176-го ГИАП перехватил группу австралийских двухмоторников и сбил одного из них. В следующий раз, 27 ноября, состоялась схватка МиГ-15-ых из того же полка с большим числом самолетов противника (F-86 и F-80). Пара П. Ф. Никулин-Н. А. Гармашов, уходя от атаки четверки «Сейбров», нырнули в облака, а пробив их, на высоте 9 ООО метров увидели восьмерку «Метеоров». Капитан Никулин сходу пошел в атаку и подбил одного из них. Австралийцы тут же скрылись в облаках, и советские летчики потеряли их из виду. О второй и последней встрече истребителей 176-го ГИАП (324-я ИАД) с «Метеорами», произошедшей вскоре, расскажет командующий 64 ИАК Герой Советского Союза генерал майор Георгий Агеевич Лобов. Операция по разгрому 77-й АЭ RAAF была подготовлена им лично. «Сами по себе «Метеоры» сколь- нибудь большого военного значения в огромном количестве интервентов (главным образом, США) не имели, но разгром союзников США мог вызвать некоторый политический резонанс. Было решено одним ударом уничтожить австралийскую АЭ. Для этого мы тщательно рассмотрели схему предполагаемого массированного удара противника, время и место появления «Метеоров», глубокий (с севера) обход основной группировки авиации США. Непосредственное наведение группы МиГов на «Метеоров» должен был осуществлять ВПУ (Выносной пункт управления), постоянно развернутый у г. Анею. Всю эту разработку операции осуществлял я один, не посвящая в известность даже командира дивизии И. Н. Кожедуба. Задачу группе летчиков, предназначенной для разгрома «Метеоров», поставил также сам, буквально за полтора-два часа до времени вылета. Это была, вероятно, и излишняя предосторожность, но она обеспечивала стопроцентную скрытность наших намерений – основания для таких действий у меня были. Кроме того, помогло и простое везение, т.е. «господин случай» – начни американцы свой налет часом раньше или позже – и наш план был бы не выполнен. Фактически же произошло следующее: группа из шестнадцати МиГ-15 из 176-го ГИАП под командованием самого командира полка подполковника С. Ф. Вишнякова поднялась в назначенное ей время и ушла с набором высоты далеко на север, где и барражировала, используя топливо подвесных баков, в ожидании сигнала для атаки «Метеоров». Австралийцы также в составе шестнадцати машин оказались в предполагаемой точке в рассчитанное нами время. МиГи находились на исходных для атаки позициях и неожиданно для противника обрушились на него. Уйти удалось, используя близость запретной для наших действий границы Пхеньян Вонсан, лишь только четырем австралийским самолетам. Итак, из шестнадцати «Метеоров» было сбито двенадцать. Мы потерь не имели. Американцы никакой помощи союзникам не оказали. Учитывая те потери, что австралийцы понесли до этого боя, можно было считать АЭ полностью разгромленной. Р. Валькович, Ф. Федотов и В. Молошный после боя с «Метеорами» 2 октября 1952 г. С. М. Крамаренко Через некоторое время мне доложили данные радиоперехвата радиостанций США: «Состоялось вручение наград США австралийским летчикам, эскадрилья которых была недавно потрепана в боях с МиГами, но сейчас восстанавливает свою боеспособность». К этому добавлю, что вплоть до окончания войны «Метеоры» лишь изредка появлялись в районе действий МиГов.» В дополнение к сказанному генералом Г. А. Лобовым можно сказать, что в тот день, 1 декабря 1951 г., на перехват «Метеоров» вылетело 24 самолета 176-го ГИАП, но в атаке по двум восьмеркам противника наносили удар шестнадцать МиГов (в основном, летчики 1-й АЭ и звена управления), а оставшиеся – прикрывали их сверху от возможного появления «Сейбров». Было предпринято две атаки (первая – неожиданная, с высоты 10 000 метров), в результате которых австралийцы лишились девяти машин: по одному «Метеору» сбили – командир полка подполковник С. Ф. Вишняков, штурман полка майор С.П.Субботин, летчики 1-й АЭ: П. С. Милаушкин, А. Ф. Головачев, капитан А. Ф. Васько, ст. лейтенант Ф. А. Зубакин. Отличилась и 2-ая АЭ: два «австралийца» – за командиром эскадрильи капитаном С. М. Крамаренко, еще одного записал на свой счет его ведомый ст. лейтенант И. Н. Гулый. Потерь в этом бою у летчиков 176-го ГИАП не было – все самолеты вернулись на базу. Вышеприведенное описание событий 1 декабря 1951 г. сильно отличается от такового в изложении западных историков – особенно в части соотношения потерь и побед. (Вы сами можете убедиться в этом, взглянув на таблицу в конце этой статьи.) Но вот интересный момент: французский автор пишет о том, что после 1 декабря 1951 г. командиром 77-й АЭ стал винг-командор Рональд Сьюзен. Не следует ли из этого, что его предшественник в этой должности – винг-командор Л. Т. Спенс выведен из строя (погиб?) именно 1 декабря? И еще: в том же материале говорится о том, что после боя 1 декабря 1951 г. «Метеоры» перестали быть истребителями, и с января следующего года 77-я АЭ перешла к выполнению бомбардировочно-штурмовых задач без захода в «аллею МиГов». Это ли не показатель реального состояния австралийской эскадрильи! Уже 4 января 1952 г. четыре самолета из 77-й АЭ нанесли удар по водохранилищу Чонгдан. Всего в январе «Метеоры» совершили 769 боевых вылетов на штурмовку, а в феврале – уже 1 005. В 1952 г. австралийским летчикам всего трижды удалось встретиться с МиГами. Первые два раза это произошло в мае. В обоих случаях (4-го и 8-го числа) австралийцы сражались с летчиками ОВА (Объединенная Воздушная Армия), куда входили северокорейские и китайские авиаторы. Скорее всего, с «Метеорами» в мае вели бои китайские летчики, так как в 1952 г. воевала всего одна северокорейская авиадивизия и пять – китайских. По данным из западных источников в этих двух боях австралийским летчикам принадлежит две победы над МиГ-15: одного 4 мая предположительно сбил (по другим данным только повредил) петти- офицер Джон Сермен. Второго, 8-го мая, – петти-офицер Билл Симмондс. О потерях «Метеоров» в этих сражениях в западных публикациях не сообщается. А вот по данным о боевой работе летчиков ОВА отмечается, что в те дни китайские летчики записали на свой счет двух «Метеоров», что официально подтверждено архивными документами. Если это так, то в очередной раз австралийцы потерпели поражение от огня МиГов. Причем произошло это за пределами «аллеи МиГов», ближе к 38-й параллели. Это нашим туда запрещалось, а летчики ОВА летали. И наконец, последняя встреча в 1952 г. состоялась 2 октября, когда четверка «Метеоров» под сильным прикрытием из 30-ти F-86 решила атаковать одну из целей в зоне действия МиГов 64-го ИАК. Противник был своевременно обнаружен локаторами передовых постов и лично командир корпуса генерал майор Г. А. Лобов произвел наведение на группу четверки истребителей из 518-го ИАП (216-я ИАД), которая на тот момент вела «свободную охоту». Звено под командованием капитана Федотова (в составе: Ф. Федотов, В. Молошный, Р. Валькович, К. Рыбаков) пошло на осознанный риск, вылетев на перехват противника, имевшего почти девятикратное численное превосходство. Джордж Хейл (слева) и Дейв Айрлем осматривают сопло «Метеора», поврежденное 37-мм пушкой МиГа Командир наземного экипажа Боб Черри после последнего боя нарисовал на борту «Хейлсторма» два силуэта МиГа, которые позже ему приказали смыть Главным козырем в этой атаке у советских летчиков была, конечно же, неожиданность. Выйдя к группе сверху и сзади, капитан Федотов сбил крайнего правого «Метеора», а затем пошел навстречу «Сейбрам». Но те так опешили от столь неожиданного и наглого напора всего четырех МиГов, что ушли в сторону, не став даже преследовать дерзкое звено советских самолетов. Быть может, в этот раз завязывать бой не входило в задачу американцев. А может быть и так, что американцы опасались присутствия где-то рядом большего числа самолетов противника – уж очень вызывающим было поведение четверки. Из западных источников стало известно, что в воздушном бою 2 октября 1952 г. был сбит и погиб флайт- офицер Оливер-Крюнкиген из группы британских военных летчиков, проходивших боевую стажировку в составе австралийской эскадрильи. Больше советские летчики с «Метеорами» в небе Кореи не встречались. 27 марта 1953 г. произошел бой между летчиками 77-й АЭ и парой МиГ-15 из состава ОВА. Дело было так. В 14 ч. 20 мин. два «Метеора», ведомые сержантами Джорджем Хейлом и Дэвидом Айрлемом, осуществлявшими разведку, увидели пару американских разведчиков RF-80 из 67-го крыла тактической разведки ВВС США, преследуемых МиГ-15-ми. Сбросив подвесной бак, Хейл направил свой самолет на противника, находившегося справа и чуть ниже него. Увлеченные пресле дованием, МиГи прозевали атаку. Австралийский летчик дал залп НУРСами, но промахнулся, чем противник не преминул воспользоваться и вышел из-под атаки. Тут Хейл услышал по рации крик своего ведомого. Самолет последнего был атакован и подбит. Хейл дал команду Айрлему уходить в облака и возвращаться на базу, а сам стал уходить от другой пары МиГ-15, которые шли на него сверху. Заметив, что Миги сильно разогнались, австралиец воспользовался воздушными тормозами и оказался позади проскочивших его самолетов неприятеля. Хейл тут же довернул на них и ударил по ближайшему. От МиГа полетели куски металла, а из сопла повалил черный дым. Добить, преследуя, его не получалось, так как на австралийца набросилась очередная пара МиГов. Уходя в крутых виражах, Хейлу удалось-таки зайти одной из неприятельских машин в хвост и обстрелять ее из пушек. Тот выпустил струю белого дыма и стал набирать высоту, пытаясь скрыться в облаках. Кончился боезапас, подходило к концу горючее – нелегко пришлось бы австралийцу, не прийди ему на помощь другая пара «Метеоров» (командир 77-й АЭ (очередной) уинг-командер Джон Хаббл и флайтинг-лейтенант Синди Рисс). Кроме того, на подходе были и «Сейбры». МиГи прекратили преследование Хейла и ушли в сторону Китая. В этом бою сержант Д. Хейл предположительно сбил одного МиГ-15 и подбил другого МиГа. В свою очереди китайские истребители серьезно повредили машину сержанта Д. Айрлема, который все же сел в Кимпо, привезя в своем «Метеоре» 112 пробоин. Последние вылеты, отмеченные за «Метеорами» в Корее – уничтожение 8 мая 1953 г. танка Т-34 и завода в Хаэджи. Это была работа все того же сержанта Хейла, до июня 1953 г. совершившего в Корее 131 боевой вылет (большей частью на «Метеорах»). Авария «Метеора» в Кимпо, май 1953 г 77-я австралийская авиаэскадрилья находилась в Корее до самого перемирия – 27 июля 1953 г. За это время ее летчиками было выполнено 4 836 заданий, совершено 18 872 боевых вылета (из них – более 1 500 на «Метеорах»), «Метеорами» в Корее уничтожено: 3 700 зданий и строений, 1 500 автомашин и танков, 16 мостов. В воздушных боях сбито шесть Ми Г-15 и еще семь – сбито предположительно. Свои потери (на «Метеорах»): 34 летчика – 16 погибли и 18 пропало без вести (еще 10 летчиков погибло, воюя на «Мустангах»). Кстати, в составе 77-й АЭ RAAF в разное время проходили стажировку шесть летчиков Королевских ВВС Великобритании, в их числе – флайт-лейтенант Дж. Уитворд-Джоунс (совершил в составе австралийской АЭ 157 боевых вылетов) и флайт-офицер Оливер Крайкменк, погибший в октябре 1952 г. Успешно воевали в Корее и получили награды за это летчики 77-й АЭ: флайт-сержант Меггс (около 100 б/в), флайт-лейтенант С. Д. Мерфид (более 100 б/в), флайт-лейтенант Р. Л. Доусон (90 б/в), уорент-офицер Р. С. Хант (115 б/в), флайт-лейтенант Д. Л. Уилсон и флайт-офицер П. В. Гамильтон-Фостер. Эскадрильей командовал одно время полковник Дж. Р. Кинниммонт. Победы летчиков 64 ИАК над «Метеорами» 77 АЭ австралийских ВВС
* предположительная победа 77 эскадрилья австралийских ВВС в строю «две семерки» при возвращении из Кореи, Сидней, июль 1953 г. Что касается «Метеоров», то в 1950-51 гг. в австралийские ВВС была поставлена партия из 87 самолетов (модификации F.8). Почти все они и участвовали в Корейской войне в разное время. Домой вернулось немногим более 40 машин. Опыт применения «Метеоров» в качестве истребителей был крайне неудачным. И причина тому серьезная – Ми Г-15, на голову превосходивший «австралийца» по ТТД. По сути, «Метеоры» являлись лакомой добычей МиГов и сколь-нибудь серьезного противодействия советским истребителям оказать не могли. Поэтому, как уже отмечалось, с января 1952 г. их перевели в разряд истребителей-бомбардировщиков для действий вне пределов «аллеи МиГов». Кстати, в качестве штурмовика «Метеоры» проявили себя несравненно лучше, чем в роли истребителей, но и здесь они явно уступали самолетам США аналогичного назначения – F-80 «Шутинг Стар» и F-84G «Тандерджет». Сколь-нибудь значительного влияния на ход воздушной войны «Метеоры», конечно же, не оказали. Заслуживает уважения доблесть австралийских летчиков, провоевавших, не смотря на превосходство противника и свои большие потери, все 37 месяцев этой войны. После возвращения в Австралию в декабре 1954 г. 41 оставшийся «Метеор» Мк.8 передали 78-й АЭ RAAF. В статье использованы фотографии из архива автора и редакции. Автор благодарит за помощь в работе над статьей Л. Е. Крылова, А. В. Котлобовского и Ю. Н. Сутягина, а также ветеранов 303, 324 и 216 иад Ф. П. Федотова, Ф. М. Малашина и др., поделившихся своими воспоминаниями. Литература: 1. Fly Past, № 9.1987 г. 2. Air Fan, № 16, 1990 г. 3. Letectvi+Kosmonautica, № 19, 1989 г. 4. Le Fana de I'Aviation, № 24, 1990 r. 5. «Комсомольская Правда», 9 июня 1990 г. МиГ-156ис, б/н 343, летчик – Л. К. Щукин, 18 гиап 303 иад, Корея, осень 1951 г. МиГ-15бис. б/н 351, летчик – Д. П. Оськин, 523 иап 303 иад, Корея, октябрь 1951 г. МиГ-15бис, б/н 686, летчик – С. М. Крамаренко, 2аэ 176 гиап 324 иад, Корея, декабрь 1951 г. Meteor Mk.8 из 77 аэ RAAF Meteor Mk.8 «Haleetorm», принадлежавший одному из лучших австралийских пилотов 77 аэ RAAF Джорджу Хейлу. Корея, 1952 г. КРУПНЫМ ПЛАНОМ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|