ОСКОЛКИ АЭРОФЛОТА Авиакомпании Молдовы

Сергей ЦВЕТКОВ Москва


После событий лета-осени 1991 г., все новорожденные государства рванулись возможно быстрее реализовывать формальные признаки своей независимости. Экономика же шла своей дорогой, и зачастую ее неизменность отражала реалии сложившихся связей, которые рвались долго и мучительно.

Молдавское УГА, по всей вероятности, оказалось в числе наиболее долгоживущих (если не последним) из республиканских управлений бывшего СССР – в большинстве случаев национальные авиакомпании возникли в конце 1991-начале 1992 г. В Молдавии же все это время перевозки осуществлялись под эгидой Молдавского управления уже несуществующего союзного МГА. Лишь в середине 1993 г. образовалась национальная государственная авиакомпания «Эр Молдова» (Air Moldova), получившая в наследство не самый свежий даже по советским меркам флот: 9 Ту-154 (ни одной новой «М»), 10 Ту-134А и А-3, 7 Ан-24 и 5 Ан-26. К этому моменту все молдавские самолеты уже несли новую госрегистрацию ER-, продолжавшуюся прежним 5-значным номером (для новых самолетов используется уже «цивильный» 3-буквенный код).

Дольше других национальных компаний «Эр Молдова» мешкала и с введением фирменной окраски, т. о. первые полностью «одетые» лайнеры появились только в 1994 г.

На рубеже 1993/94 гг. положение стало просто отчаянным – 90% лайнеров простаивало по тем или иным причинам на земле, а пассажирские перевозки сократились почти шесть раз -с 919 000 до 160 000 пасс./г. В этой ситуации даже сдача самолета в аренду (спрос на советскую технику появляется преимущественно в летние месяцы в авиакомпаниях стран Восточной Европы) может расцениваться как удача. В 1995 г. ER-85332 выполнял рейсы для словацкой компании Air Terrex (Братислава). Наиболее летающими остаются Ту-134 и Ан-24, а самые старые «154-е» и все Ан-26 стоят на приколе.

Экономическая и политическая неопределенность оставляют мало шансов на покупку или долгосрочную аренду самолетов европейского или американского производства – «Эр Молдове» такие покупки не по силам (хотя переговоры об использовании широкофюзеляжного дальнего DC-10 велись, они закончились ничем).

В отличие от прежних времен, самолеты 'Эр Молдова» стали летать за рубеж бывшего Союза, но ч т о туда летает? Дважды в неделю молдавские лайнеры появляются в Париже, Вене и Афинах – и лишь рейс во Францию выполняет «маленький» «Ту» (еще один полет в неделю он выполняет в Тель-Авив), остальные линии обслуживаются Ан-24. Даже при особых отношениях Молдавии и Румынии «Эр Молдова» выполняет всего три рейса в неделю, только в Бухарест и только на Ан-24! Самая прибыльная линия во Франкфурт недавно решением правительства была отдана коммерческой авиакомпании Air Moldova International, использующей на своих линиях в Западную Европу как самолеты Air Moldova, так и арендованные машины (украинские Як-40). При всех попытках дистанцироваться от России, самой напряженной по количеству пассажиров остается линия в Москву – сюда по- прежнему едут работать, учиться, лечиться – ежедневно два рейса Ту-154!

Практически все компании базируются в аэропорту Кишинева – одном из лучших в СССР. Помимо Air Moldova, в республике зарегистрировано более десятка компаний, но самолеты имеют лишь треть из них. Новые авиакомпании образовались частично на основе заводских летных отрядов – например, Mikma, начинавшая с 2 Ан-32. Один из них уже разбит, но компания предполагает расширяться и собирается использовать Ан-12. Другой грузовой извозчик – Renan, располагает тремя новенькими Ан-74 (один из них – ER-ANC) и одним Ил-76. Есть своя грузовая компания и в Тирасполе («7'ирэйр»). В большинстве случаев эти самолеты работают за рубежом (Африка, Средний Восток, Южная Америка).

Едва ли не единственной перспективной компанией стала Moldavian Airlines, основанная в 1994 г. Ее руководство предпочло использовать не простаивающий, но устаревший флот «Эр Молдовы», а арендовать более экономичные Як-42 у соседей во Львове. Помимо ежедневных рейсов в Москву (Домодедово) ее самолеты (включая арендованные в России Як-40) регулярно обслуживают линии в Будапешт, Прагу, Братиславу.

Еще два лайнера достались при дележе военного имущества. Ту-134А ER-65686 оборудован в варианте «салон» и используется высшим командным составом. А несколько экзотично выглядящий Ил-22 ER-75929 сейчас лишился всего спецрадиооборудования и (не считая мелких деталей) фактически превратился в обычный Ил-18Д. Военные образовали собственное коммерческое подразделение, названное авиакомпанией Vichi, и в 1995 г. эту машину арендовала румынская компания Тают. Следует, однако, учесть, что самолеты этого типа никогда не эксплуатировались в Молдавском УГА. Если эта машина не будет продана или списана (последнее маловероятно, учитывая ее хорошее состояние), то переоборудование в грузовой вариант представляется наиболее рациональным способом ее использования.


Air Moldovа

ER-8S044 Ту-154Б

ER-B5090 Ту-154Б

ER-85285 Ту-154Б-1

ER-85324 Ту-154Б-2

ER-85332 Ту-1546-2

ER-85384 Ту-154Б-2

ER-85405 Ту-154Б-2

ER-85409 Ту-154Б-2

ER-85565 Ту-154Б-2

ER-65036 Ту-134А-3

ER-65050 Ту-134А-3

ER-65051 Ту-134А-3

ER-65071 Ту-134А-3

ER-65094 Ту-134А-3 1*

ER-65140 Ту-134А-3

ER-65707 Ту-134А-3

ER-65741 Ту-134А-3

ER-65791 Ту-134А-3

ER-65897 Ту-134А-3

ER-26046 Ан-265

ER-26059 АН-26Б

ER-26065 АН-26Б

ER-26068 АН-26Б

ER-26204 АН-26Б

ER-46376 АН-24Б

ER-46414 Ан-24

ER-46417 Ан-24

ER-46508 AH-24PB

ER-46599 Ан-24

ER-46685 AH-24PB

ER-46698 AH-24PB

Moldavian Airlines

ТО-42403 Як-42

UR-42544 Як-42

Mikaa

ER-48075 АН-32Б

ER-48077 АН-32Б

1* Правительственный самолет с интерьером «салон».

Редакция благодарит представителей авиакомпании Air Moldova Ю. Л. Трубникова и А. В. Балабанова.

Фото Ю. Кирсанова.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх