|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Белый вертолет Черного Континента Азиатские драконы» – страны Юго-Восточной Азии, модернизировав свою экономику, взялись за создание современных вооруженных сил. Так для ВМС Таиланда в Испании строится легкий авианосец, а для ВМС Малайзии в Великобритании – фрегаты УРО. Значительное место в планах развития вооруженных сил уделяется модернизации самолетного и вертолетного парка ВВС. В 1994 году был заключен контракт на поставку ВВС Малайзии 18 истребителей МиГ-29С и 8 истребителей F/A-18. Этой сделке предшествовала ожесточенная конкурентная борьба между российскими и американскими авиационными фирмами. России удалось вчистую выиграть соревнование: в условиях непростой политической и экономической ситуации прорваться на совершенно новый рынок сбыта боевых самолетов. А 8 закупленных в США F/A-18 можно рассматривать лишь в качестве утешительного приза для американцев, традиционно поставляющих свою технику в этот регион. В декабре 1995 года в Малайзии прошла авиационно- космическая и военно-морская выставка LIMA’95. Во время проведения выставки представителями ВВС Малайзии было официально объявлено о намерении закупить 12 боевых вертолетов, 6-10 транспортных и 6 разведывательных. В перспективе количество требуемых боевых вертолетов может возрасти до 40. Конечно, для посвященных представителей ведущих вертолетостроительных фирм мира эти планы не были секретом. За право поставки вертолетов развернулась ожесточенная конкурентная борьба. Логично было бы предположить, что после успеха с поставкой МиГ- 29 одними из главных претендентов на боевой вертолет для Малайзии станут российские Ка-50 или Ми-28. Но этого не случилось. Главные претенденты – известный американский боевой вертолет AH-64D «Апач Лонгбоу», успешно выигравший в конкурентной борьбе с европейскими машинами конкурсы на боевые вертолеты для Великобритании и Нидерландов, и Южноафриканский боевой вертолет CSH- 2 «Роивалк». О последней машин’е мы и поговорим подробней. Как могло получиться, что вертолет из ЮАР, государства, никогда не числившегося в ведущих авиационных державах, на равных конкурирует с одним из лучших вертолетов мира? ЮАР никогда не входила и в число передовых индустриальных стран, хотя, конечно, надо сказать, что республика – наиболее развитая страна Черного Континента. Всерьез производством военной техники в ЮАР занялись в 60-х годах, с созданием в 1964 г. при правительстве ЮАР Департамента по производству вооружений, а в 1968 году – Корпорации по разработке и производству вооружений (Armaments Development and Production Corporation – ArmsCorp). Вооруженные силы ЮАР оснащались в основном военной техникой импортного производства; промышленность освоила ремонт, производство отдельных узлов и деталей, а со временем и полное производство такой сложной боевой техники, как самолеты «Мираж» и вертолеты «Алуэтт» III и «Пума». Возможно все бы и ограничилось производством по лицензии или совместными с ведущими западными фирмами разработками боевой техники, но тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Вспомним, ЮАР была расистским антикоммунистическим государством, внутри страны постоянно шла, то разгораясь, то затухая, борьба негров за свои права, очень часто мирные демонстрации переходили в вооруженные столкновения. По сути, в ЮАР и в подконтрольной ЮАР Южной Родезии, – нынешней Намибии, – шла постоянная гражданская война. В 1974 году, после получения независимости от Португалии, к власти в соседних Анголе и Мозамбике пришли прокоммунистические правительства. Реакция ЮАР не заставила себя ждать: в сентябре 1975 г. последовало вторжение вооруженных сил ЮАР в Анголу. С помощью кубинских добровольцев и советского оружия расистские войска были отброшены в январе 1976 года за пределы Анголы, но война не закончилась, наоборот, это было только начало: Юг континента на полтора десятилетия погрузился в пучину гражданских и межгосударственных военных конфликтов. Зачинщиком войны, не без оснований, мировое сообщество посчитало ЮАР и, осудив режим апартеида, в 1977 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 418, наложившую эмбарго на поставки оружия Южно-Африканской Республике. Боевые действия происходили в малонаселенных районах саванны – степях, заросших высокой травой и густыми кустарниками. Эти районы в ЮАР называют бушленд, и долгая, казавшаяся нескончаемой, война получила название «война в буше». Боевые действия носили характер рейдов механизированных армейских групп, поддерживаемых авиацией. Очень активно расистской стороной использовались вертолеты французской конструкции «Алуэтт» III и «Пума», состоявшие на вооружении ЮАР. Они стали настоящими рабочими лошадками войны в буше: высаживали десанты, вели разведку, поддерживали огнем армейские части. В начале войны авиация ЮАР безнаказанно господствовала в воздухе. Со временем, благодаря военной помощи СССР, картина изменилась. Ангольская армия получила современные средства ПВО, и авиацию. В воздухе появились МиГи, пилотируемые кубинскими летчиками, земля ощетинилась стволами зенитных пушек разного калибра, включая знаменитые «Шилки» – ЗСУ-23-4, и ракетами класса «земля-воздух». На вооружение ангольской армии поступили вертолеты Ми-25 – экспортный вариант Ми-24 – лучшего боевого вертолета мира конца 70-х – начала 80-х годов. Неизвестно, встречались ли в воздухе Ми-25 с «Алуэттами» и «Пумами», в западной печати о таких случаях не сообщалось, но одно появление Ми-25 на вооружении Анголы произвело впечатление на командование юаровских ВВС. «Алуэтт» III и «Пума» оказались неспособными противостоять грозным «летающим танкам». Опытный вертолет ХН-1 «Альфа» Второй опытный вертолет CSH-2 «Роивалк» (ADM) ЮАР срочно нужен был вертолет, способный эскортировать транспортные «Пумы», подавлять средства ПВО противника и, при необходимости, вести воздушный бой с вертолетами Ми-25. «Алуэтт» III не подходил для этих целей хотя бы из-за того, что его скорость была меньше скорости вертолета «Пума». Установка пушки или пулемета в боковой двери «Пумы» тоже не решала проблемы: отдача при стрельбе из пулемета приводила к повреждению пола кабины, а размещение стрелковой установки в боковой двери лишала вертолет возможности перевозить и высаживать десант. Логичнее всего было бы закупить вертолеты за рубежом, к примеру, американские «Кобры», но из- за санкций ООН этот вариант исключался. Оставалось одно – разрабатывать вертолет собственными силами. В 1980 году было принято решение о разработке боевого вертолета собственной конструкции. Новый вертолет предназначался для борьбы с бронированными целями, артиллерией, огневой поддержки сухопутных войск и экскортирования транспортных вертолетов в условиях противодействия средств ПВО. Также предусматривалась возможность ведения воздушного боя с вертолетами противника. К этому времени вооруженные силы ЮАР накопили опыт использования вертолетов в специфических условиях войны в буше. На основе боевого опыта были выработаны основные требования к боевому вертолету: высокая надежность и ремонтопригодность при продолжительных действиях в условиях сильной запыленности вдали от аэродромов базирования, надежная навигация в условиях лишенной контрастных ориентиров местности, высокий уровень автоматизации электронных систем для снижения нагрузки на летчика, низкий уровень вибраций. За разработку вертолета взялась фирма Атлас Эркрафт Корпорейшн, основанная в 1963 г. и занимающаяся производством авиационной техники для ВВС ЮАР. ВВС заключили контракт с фирмой в 1981 г. Разработка вертолета велась в условиях повышенной секретности довольно необычным путем, как сказали бы англичане: – «step by step», или, как говорят русские, – «шаг за шагом». Собственного опыта разработки вертолетов у фирмы Атлас не было, как не было и других фирм, занимавшихся разработкой и производством авиационной техники, зато имелся богатый опыт ремонта и восстановления вертолетов «Алуэтт» III и «Пума». Первым шагом на пути, в конечном итоге приведшем к созданию вертолета «Роивалк», стала разработка демонстрационного вертолета ХН-1 «Альфа», предназначавшегося для проверки концепций системы вооружения и компоновки кабины экипажа. В конструкции вертолета широко использовались узлы и системы вертолета «Алуэтт» III, в сущности, ХН-1 представлял собой значительно модифицированный вертолет «Алуэтт» III с установленным вооружением и с тандемным расположением членов экипажа: летчика и оператора вооружения. Первый полет вертолет ХН-1 «Альфа» совершил 2 февраля 1985 года. Испытания прошли успешно и убедили руководство ВВС ЮАР, что фирма Атлас может самостоятельно разработать боевой вертолет. На основе испытаний вертолета «Альфа» и последнего боевого опыта войны в буше были разработаны уточненные требования к новому боевому вертолету, получившему обозначение CSH-2 (Combat Support Helicopter) и собственное имя «Роивалк» – пустельга: – выживание в условиях повышенной опасности; – унификация конструкции с существующим в ЮАР парком вертолетов; – малое время реакции на поставленную задачу; – возможность выполнения боевых заданий днем и ночью; – снижение нагрузки на летчика; – использование прецезионной навигационной системы; – возможность обслуживания вертолета техническим персоналом низкой квалификации в полевых условиях; – срок эксплуатации – 30 лет; – совместимость средств связи вертолета с существующими армейскими средствами связи и управления; – эксплуатация в ограниченном пространстве, на высоте 5-15 м над местностью – «эксплуатационном окне» – в течение 95% всего срока службы; – большая продолжительность полета; – производство в условиях существующей в ЮАР инфраструктуры. Основной боевой задачей по-прежнему считалась борьба с бронированными целями, второстепенной – с вертолетами противника. Требования, предъявляемые к вертолету, не сильно отличались от предъявлявшихся армией США к вертолету АН-64 «Апач» – наиболее совершенному современному вертолету, выпускающемуся большой серией. Для дальнейшей отработки конструкции, вооружения и систем два вертолета AS.330 «Пума» были переоборудованы в вертолеты-летающие стенды. «Step by step»: от «Алуэтта» к «Пуме». На первом вертолете-стенде, получившем название ХТР-1 (experimental test platform) «Бета», отрабатывались конструкция крыла малого удлинения и подсистемы будущего CSH-2. Первый полет ХТР-1 совершил в 1986 году. На втором вертолете- стенде ХТР-2 отрабатывались системы управления оружием и само вооружение: 20-мм пушка GA-1 на турели, ракеты различного класса – НУР, ПТУР с лазерными наведением, УР класса «воздух-воздух» с ИК головками самонаведения. Следующим шагом была разработка прототипа CSH-2 – вертолета XDM (experimental demonstration model). Первый полет вертолет XDM выполнил 11 февраля 1990 года, а в 1992 году начались летные испытания второго опытного вертолета CSH-2 ADM (advanced demonstration model). При проведении летных испытаний первого опытного вертолета CSH-2 определялись его летные характеристики и проверялось соответствие вертолета нормам летной годности, на втором опытном – проверялась работа бортовых электронных систем и вооружения. К сентябрю 1995 г. оба опытных вертолета налетали в процессе испытаний 900 ч. Первый полет третьего опытного вертолета EDM (engeniering devolopment model) должен состояться в 1996 году. Вертолет CSH-2 «Роивалк» выполнен по ставшей классической для боевых вертолетов одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом, пятилопастным рулевым винтом, стреловидным крылом малого удлинения и тандемной кабиной экипажа. Фюзеляж вертолета плавно переходит в хвостовую балку с отогнутой концевой балкой-килем, на которой установлен рулевой винт и одноконсольный стабилизатор. Для увеличения путевой устойчивости на конце хвостовой балки с нижней стороны имеется небольшой киль. Шасси неубираемое, первоначально было трехопорное с носовым колесом, но в процессе испытаний заменено на трехопорное с хвостовым колесом. Конструкция шасси позволяет благополучно приземляться при вертикальной скорости снижения до 10 м/с. Обращают на себя внимание массивные фильтры на воздухозаборниках двигателей, предохраняющие их от попадания минерального песка, которым изобилуют почвы на юге Африки. Силовая установка состоит из двух усовершенствованных в ЮАР турбовальных двигателей Турбомека «Макила», получивших новое название «Топаз». Двигательная установка и трансмиссия такие же, как и на вертолете «Пума». Протектированнные топливные баки размещаются в средней части фюзеляжа, возможно использование подвесных. На вертолете удалось значительно уменьшить уровень вибраций, применив специальную систему виброизоляции несущего винта и трансмиссии от фюзеляжа. По словам летчика-испытателя фирмы Атлас Тревора Ральстона, уровень вибраций в кабине такой же, как и в кабине обычного самолета. При разработке вертолета большое внимание уделялось его способности выжить на поле боя в условиях противодействия средств ПВО. Философию, характеризующую выживаемость «Роивалка», можно сформулировать следующим образом: вертолет не должен быть обнаружен; если он обнаружен, то его не должны повредить; повреждение – еще не катастрофа; ну а если уж сбили – то вертолет не должен разрушиться при падении. Обнаружить вертолет труднее, если снизить его заметность в визуальном, акустическом, тепловом и радиолокационном диапазонах. Меры по снижению заметности вертолета достаточно традиционны. Низкая визуальная заметность достигается применением специальной камуфляжной окраски, плоскими панелями остёкления кабины для уменьшения бликов отраженного света и специальной тактикой боевого применения с предельно малых высот. Снижению ЭПР (эффективной поверхности рассеивания) способствуют малая площадь поперечного сечения вертолета, применение стреловидного крыла малого удлинения вместо прямого, плоские панели остекления с золоченым покрытием. Применение вертолета на сверхмалых высотах затрудняет его обнаружение радиолокаторами противника. Для уменьшения заметности в тепловом диапазоне применяется система смешивания горячих выхлопных газов двигателя с окружающими воздухом в пропорции 1:1; этот метод позволяет уменьшить инфракрасное излучение двигателей на 96%, и, опять же, тепловое излучение уменьшают специальная камуфляжная окраска и тактика применения вертолета. Уровень шума нового вертолета удалось уменьшить в два раза по сравнению с уровнем шума, создаваемым вертолетом «Алуэтт» III. Члены экипажа защищены керамической, а отдельные важные узлы конструкции – акриловой броней. Общая площадь бронирования меньше, чем у Ка-50 и Ми-28 – российских соперников «Роивалка», но, вероятно, больше, чем у американского «Апача». Все жизненно важные системы вертолета дублированы. Широко применяется принцип защиты более важных элементов конструкции менее важными. Топливные баки и тяги системы управления способны выдерживать попадания пуль калибром 12,7 мм. Если при проектировании «Апача» американцы исходили из принципа «страшнее «Шилки» зверя нет» и предусмотрели устойчивость вертолета к попаданиям 23-мм снарядов, то их южноафриканские коллеги, решив, что «Шилка» в Африке встречается все-таки не так часто, как в Европе, а вот пулемет ДШК, – излюбленное средство ПВО партизан всех мастей, – не редкость, сделали конструкцию «Роивалка» устойчивой к попаданию пуль калибра именно 12,7 мм. Приборная доска серийного «Роивалка» Слева – кабина оператора вооружения. Справа – кабина пилота на первых двух опытных вертолетах Вертолет, большую часть времени летающий вблизи земли, кроме «Шилок» и ДШК, имеет еще и естественных врагов – птиц, и разработчики снабдили машину плоскими лобовыми стеклами, выдерживающими на скорости 240 км/ ч попадание птиц весом 1,8 кг. Система управления вертолета цифровая с механической проводкой, имеет режим автоматического управления. Управление вертолетом может осуществлять и летчиком, и оператором вооружения, для чего органы управления размещены в обеих кабинах. Вертолет оснащен инерциальной навигационной системой (ИНС), которая размещена на гиростабилизированной платформе, и приемником спутниковой навигационной системы. В память навигационной ЭВМ может быть заложено 5 различных маршрутов полета и координаты 100 промежуточных пунктов маршрутов. Приборное оборудование вертолета выполнено по принципу «стеклянной кабины»: вместо традиционных приборных досок с круглыми «будильниками» приборов в каждой кабине установлено по три многофункциональных монохромных дисплея. Каждый дисплей может использоваться для вывода пилотажно-навигационной информации, информации от систем управления оружием, систем предупреждения о радиолокационном облучении и Других. Функции целеуказания выполняет система TDATS (Target Detection Acqusition and Tracking System). Инфракрасные датчики обзора передней полусферы, телевизионная камера низкой освещенности и лазерный дальномер размещены на гиростабилизированной бочкообразной носовой турели, подобно тому, как это сделано у вертолета «Апач». Система TDATS обнаруживает цели на удалении 8,5 км днем и 4,5 км ночью, она снабжена блоком памяти, позволяющим сохранять изображение местности для детального анализа экипажем полученных данных, позволяя свести к минимуму время нахождения вертолета вне укрытия. Данные от системы целеуказания могут передаваться по закрытой цифровой линии связи в реальном масштабе времени другим вертолетам «Роивалк» или на армейские командные пункты. Информация от датчиков системы TDATS может выводиться на дисплеи в кабинах членов экипажа или на нашлемные дисплеи. Вертолет вооружен автоматической 20-мм пушкой GA-1 «Рэтлер», установленной на управляемой подфюзеляжной турели, предусмотрена также установка 30- мм варианта этой пушки. Интересно отметить, что пушка GA-1 – это не что иное, как модифицированная в ЮАР немецкая пушка MG-151 – стандартное оружие германских истребителей времен второй мировой войны. Представители фирмы Атлас заявляют, что, в частности благодаря низкому уровню вибраций носовой части вертолета, стрельба из пушки имеет очень высокую точность: с одного снаряда можно поразить одиночного солдата. Но, с другой стороны, длинный ствол пушки выступает далеко вперед за носовую турель системы целеуказания; не исключено, что вспышки выстрелов мешают работе ИК системы обзора передней полусферы (FLIR). В свое время помехи, создаваемые стрельбой из пушки системе целеуказания, послужили одной из причин проигрыша вертолетом Белл YAH-63 конкурса на боевой вертолет для армии США; победил тогда YAH- 64 – широко известный сегодня «Апач». Шесть подкрыльевых пилонов могут использовать для подвески разнообразного вооружения: контейнеров с восемнадцатью 48-мм НУР, ПТУР ZT-6 национальной разработки с лазерным или с радиолокационным наведением, УР V3 Р «Кукри» класс «воздух-воздух» производства ЮАР или «Сайдуиндер». В системе управления оружием имеется два вычислительных устройства, каждое из которых обслуживает оружие одной из консолей крыла. Носовая турель ИК и ТВ системы обзора передней полусферы (FLIR) и 20-мм пушка GA-1 «Рэтлер» Открытый отсек бортового электронного оборудования и открытый капот правого двигателя Команде специалистов фирмы Атлас удалось разработать вертолет мирового уровня. Пусть он не несет революционных идей в компоновке, конструкции или тактике применения, как Ка-50 или американский вертолет XXI века RAH-66 «Команч», но его летные характеристики и электронное оборудование находятся на уровне мировых стандартов. Создание «Роивалка» – не первый случай разработки боевого вертолета собственными силами страной, ранее никогда подобными работами не занимавшейся. Свои боевые вертолеты пытались разрабатывать в Чили, Индии, Румынии, Польше, но только ЮАР удался полноценный современный боевой вертолет. В остальных странах работы по разным причинам затянулись или были прекращены, а созданный в Польше на основе Ми-2 «Гусар» вряд ли можно поставить в один ряд с «Роивалком». С получением независимости Намибией и политическими изменениями в самой ЮАР война на юге Африки начала затухать, и в 1990 году правительство Южно-Африканской Республики приняло решение о сокращении военных расходов, программа разработки вертолета CSH-2 «Роивалк» была приостановлена. Тем не менее, фирма Атлас продолжила работы по вертолету на свой страх и риск и, в конечном итоге, не прогадала. На сегодняшний день программа создания вертолета пользуется поддержкой правительства ЮАР. В 1996 г. должен совершить первый полет третий опытный вертолет, по существу, это будет уже предсерийная машина. На нем вместо монохромных дисплеев в кабинах экипажа будут установлены цветные, планер вертолета станет легче на 800 кг, в передней части фюзеляжа появятся спонсоны для размещения дополнительной электроники, вместо ИНС на гироплатформе будет установлена бесплатформенная ИНС на лазерных гироскопах, возможно будут установлены новые двигатели. А начиная с 1998 года на вооружение армии ЮАР начнут поступать первые серийные вертолеты CSH-2 «Роивалк». Пока планируется закупить 16 вертолетов для формирования двух эскадрилий. Дебют вертолета «Роивалк» на мировом рынке военной техники состоялся в 1993 году на авиасалоне в Дубае. Нельзя сказать, чтобы он был очень удачным; конечно, вертолет оценили по достоинству, но вот первую битву на рынке вооружений «Роивалк» проиграл. Летом 1995 года правительство Великобритании объявило победителя в конкурсе на боевой вертолет для армии страны, – им стал новейший вариант вертолета «Апач» – AH-64D «Апач Лонгбоу». В качестве претендентов были вертолеты всех основных вертолетостроительных фирм мира: «Апач», итальянский Агуста А129 «Мангуста», RAH- 2 «Тайгер» фирмы Еврокоптер, Белл АН-1 W «Кобра Веном», пыталась принять участие в конкурсе и камовская фирма со знаменитой «Черной акулой» – Ка-50. Представила на конкурс свою машину и фирма Атлас, но сенсации не получилось: слишком тесно связаны США и Великобритания и политически, и экономически. Если бы все перечисленные выше вертолеты рассматривались только с технической стороны, то, думается, что у Ка-50 серьезных конкурентов не нашлось бы. Конечно, у него есть определенные проблемы с электронным оборудованием, системами ночного видения, к примеру, но они решаемы. К сожалению или к счастью, в любом конкурсе на поставку военной техники всегда присутствует политическая сторона, в данном случае она была на руку «Апачу», тем не менее и «Роивалк» получил свою долю паблисити. Теперь второй раунд – схватка за право поставок вертолетов для армии Малайзии: «Роивалк» из статистов, а именно в качестве статиста он и выступал в первом своем конкурсе, превратился в одного из главных участников, а вторым стал все тот же – так и хочется сказать – пресловутый – «Апач Лонгбоу». Южноафриканцы настроены очень решительно, характеристики вертолетов близки, стоимость же «Роивалка» меньше; потом Малайзия – не Англия, она не так тесно связана с США. Американцы после неудачи с поставками истребителей для ВВС Малайзии тоже настроены решительно. Поживем – увидим, ждать осталось недолго, результаты будут известны в этом году. Возможно, конкурс в Малайзии станет первой ступенькой на пути к мировому признанию боевого вертолета с Черного Континента. Компоновочная схема вертолета «Роивалк» Тактико-технические данные вертолетов
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|