|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
“Амур” – подводная лодка четвертого поколения В последнее время в ряде зарубежных стран оживился интерес к дизель-электрическим подводным лодкам, которые сочетают относительно низкую стоимость (на порядок меньшую, чем стоимость атомных субмарин) с высоким боевыми потенциалом, обусловленным мощным торпедным и ракетным вооружением, современными информационно-управляющими средствами, а также малой заметностью. Следует заметить, что уровень подводных шумов российской ДЭПЛ проекта 636 (по западной классификации – Kilo) меньше, чем у любой другой западной подводной лодки, находящейся в строю, в том числе и самой “скрытной” американской АПЛ типа “Улучшенный Лос-Анджелес”. Несмотря на то, что Россия в настоящее время лидирует в постройке и экспорте дизель-электрических подводных лодок третьего поколения (к ним относятся, в частности, ДЭПЛ типа “Варшавянка”), зарубежные кораблестроители тоже “не дремлют”: если СССР и Россия экспортировали в период 1981-93 годов 18 подводных лодок, то Германия – 15, Китай – девять, Нидерланды – две. Разработка и строительство ДЭПЛ по новым проектам ведется в настоящее время в Германии, Италии (где исследуется новая концепция ПЛ, снабженной электрохимическими генераторами) и в Швеции, где строятся лодки типа “Готланд”, оснащенные двигателями Стирлинга – дизелями, работающими по замкнутому циклу в подводном положении. В этих условиях, чтобы сохранить мировое лидерство, в России на Адмиралтейском заводе (Санк-Петербург) ведется строительство дизель- электрической подводной лодки четвертого поколения, получившей название “Амур”. Работы по проектированию этого корабля начались в конце 1980-х годов в Санкт-Петербургском ЦКБ морской техники “Рубин”, где ранее были созданы проекты дизельных ПЛ типа 641, 677 и 636, получивших всемирную известность. По сравнению со своими предшественниками новая ПЛ должна была иметь уменьшенное водоизмещение и лучшие тактико-технические характеристики. В основу концепции “Амура” были положены высокая эффективность, превосходящая эффективность любой другой ДЭПЛ; гарантированное упреждающее поражение надводных кораблей и ПЛ противника; простота и удобство эксплуатации; уменьшенная трудоемкость постройки. Совместно с ЦНИИ им.Крылова и рядом других отраслевых научных центров страны была проделана большая работа по формированию облика новой подводной лодки. Конкурсный подход к выбору смежников позволил резко повысить уровень требований к разрабатываемым системам. Собственно, “Амур” – это целое семейство ПЛ водоизмещением от 550 до 1850 т, рассчитанных на удоволетворение требований как росийского ВМФ, так и широкого круга зарубежных заказчиков. Строящийся в настоящее время корабль относится к типу “Амур-1850” (числовой индекс соответствует водоизмещению ПЛ). Подводная лодка, относящаяся к полуторакорпусному типу, должна обладать чрезвычайно низким уровнем шумности, в 8-10 раз меньшим, чем шумность ДЭПЛ типа “Варшавянка”. Для этого применены совершенные средства акустической защиты, а также новые компоновочные решения. В частности, в конструкции ПЛ внедрены усовершенствованные звукопоглощающие покрытия корпуса, применен семилопастный винт с уменьшенной скоростью вращения. Наряду с “классическими” дизель-электрическими лодками семейства “Амур”, для ВМФ России создается вариант ПЛ, оснащенный силовой установкой принципиально нового типа, с электрохимическим генератором. СУ, непосредственно преобразующая химическую энергию в электрическую, полностью воздухонезависима, ее работа бесшумна, а продолжительность действия значительно больше, чем у аккумуляторов. На экономичном ходе подводная лодка “Амур” способна двигаться в подводном положении в течение 15 суток, что в несколько раз превышает возможности ДЭПЛ традиционного типа и приближает характеристики новой лодки к соответствующим характеристикам атомоходов. Модели подводных лодок Амур 1850 и 950 ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СЕМЕЙСТВА АМУР
Электрохимический генератор относительно компактен (длина модуля для его размещения составляет 10-12 м) и обеспечивает мощность, достаточную для поддержания максимальной скорости подводного хода, не уступающей скорости движения на аккумуляторах. Следует отметить, что модульный принцип выполнения электрохимического генератора обеспечивает возможность установки его на ранее построенные ПЛ в ходе их модернизации путем врезки в корпус корабля дополнительного отсека. В состав одновальной энергетической установки “Амура” входит гребной электродвигатель, использующийся на всех режимах хода, два дизель-генератора для хода в надводном положении и под “шнорхелем”, а также аккумуляторная батарея, включающая две группы аккумуляторов. Дизель-генераторы обеспечивают зарядку аккумуляторов в обычном режиме, а также режим ускоренной зарядки (впервые реализованный на ДЭПЛ), позволяющий значительно сократить время нахождения лодки под шнорхелем. Подводная лодка типа “Амур” имеет крестообразное оперение. Носовые рули расположены на ограждении рубки, что создает для работы носовых шумопеленгаторных антенн более благоприятные условия. Боевые качества “Амуров” значительно повышаются благодаря применению нового гидроакустического комплекса НГК-400, включающего носовую и две бортовые антенны, занимающие почти всю переднюю часть лодки. По словам разработчиков, площадь антенной решетки в три раза больше, чем у существующих аналогов. Имеется также протяженная буксируемая гидроакустическая антенна, выдвигаемая из корпуса в рабочее положение через отверстие в верхнем вертикальном стабилизаторе. Вооружение “Амура” в варианте, предназначенном для российского флота, состоит из шести торпедных аппаратов калибром 533 мм с боезапасом 16 универсальных скоростных управляемых торпед нового поколения, противолодочных ракето-торпед, мин а также малогабаритных крылатых ракет. Предполагается использование и сверхскоростных реактивных торпед, не имеющих зарубежных аналогов. Торпедные аппараты имеют систему автоматического заряжания, обеспечивающую скоростную “роботизированную” перезарядку ТА. Время подготовки к залпу двух дежурных аппаратов составляет лишь несколько секунд. Все шесть ТА могут использоваться как одиночно, так и залпом. Цикл подготовки комплекса к использованию оружия и стрельба полностью автоматизированы (управление процессом осуществляется из главного командного пункта подводной лодки). “Амур” имеет командирский перископ с тепловизионным каналом и лазерным дальномером. Активная и пассивная РЛС размещены на единой выдвижной мачте. Имеется радиолокационный канал повышенной скрытности, позволяющий лодке оставаться “невидимой” для средств радиотехнической разведки противника даже при работе радара в активном режиме. Для приема командных сообщений на большой глубине лодка оснащена выпускаемой буксируемой антенной. В состав навигационного комплекса “Амура” входит инерциальная навигационная система, обеспечивающая командира лодки точными координатами без необходимости всплытия на поверхность. Важнейшее значение имеют условия обитаемости, созданные на борту ПЛ: от физического и морального состояния команды напрямую зависит способность корабля выполнить боевую задачу. На “Амуре” для всех членов экипажа предусмотрены каюты повышенной комфортабельности (для офицеров – двухместные, для командира – одноместная). Лодка оснащена малогабаритным и высокоэкономичным камбузным оборудованием нового поколения, обеспечивающим быстрое приготовление вкусной горячей пищи. Пресная вода хранится в цистернах из нержавеющей стали, что сохраняет ее качества в течении продолжительного времени. Пополнение запасов воды может осуществляться и посредством опреснительной установки, в которой утилизуется тепло, выделяемое при работе дизель-генераторов. В последне время во всех флотах мира все большее значение уделяется экологическим характеристикам боевых кораблей. Не обошла стороной борьба с загрязнением окружающей среды и создателей “Амура”. На новой ПЛ предусмотрено размещение оборудования по очистке трюмных вод от нефтепродуктов, очистке сточных вод, брикетированию пищевой тары и мусора, измельчению пищевых отходов. В настоящее время проектирование новой подводной лодки полностью завершено и начато ее строительство. Есть надежда, что первый “Амур” вступит в состав российского ВМФ еще в конце текущего десятилетия, а еще через несколько лет начнутся поставки ПЛ этого типа на экспорт. (При подготовке статьи использованы материалы из журналов “Jane’s Defence Weekly”, “Военный парад”, а также проспекты выставки “Будущее России”, работавшей в Нижнем Новгороде в сентябре 1996 г.) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|