|
||||
|
Плавучий склад, стреляющий ракетами Ни для кого не секрет, что после того, как Россия “сосредоточилась” на решении внутренних политических и экономических проблемм, лишь одна страна – США – продолжает играть роль мировой сверхдержавы. И если раньше американский флот ориентировался, в первую очередь, на глобальное противодействие советскому ВМФ и решение стратегических задач при помощи ядерного оружия, то теперь акценты военно-морского строительства за океаном все больше смещаются на обеспечение участия в локальных, “колониальных” конфликтах типа “Бури в пустыне” 1991 года. В этой связи, наряду с авианосцами – основным и наиболее универсальным неядерным ударным средством ВМС США – все большее значение приобретают крылатые ракеты класса “корабль-берег”. Впервые с успехом использованное в 1991 году в ходе войны с Ираком, за последние пять лет это оружие применялось в 1994 г. (в Боснии) и в 1996 г. (вновь против Багдада). В настоящее время носителями КР в ВМС США являются подводные лодки типа “Лос Анджелес” (12 ракет размещаются в вертикальных пусковых установках, смонтированных вне прочного корпуса АПЛ), а также надводные корабли – крейсера типа “Тикандерога”, эсминцы типа “Спруенс” и “Берк”. Однако существующие носители имеют ряд существенных недостатков: малый боекомплект (12-32 ракеты), высокая стоимость. В этой связи американские моряки вновь обратились к идее своеобразного корабля-арсенала (Arsenal Ship). Суть ее заключатся в том, что в сравнительно дешевом корпусе размещается большое число единиц управляемого оружия различных классов, предназначенного для уничтожения береговых, морских или воздушных целей. При этом функции разведки, целеуказания и даже управления оружием переданы кораблям других классов, находящихся в одном ордере с кораблем-складом. Впервые американцы предложили подобную концепцию еще в начале 1980-х годов. В то время ВМС США были обеспокоены стремительным ростом боевых возможностей советского надводного флота. Единственная имеющаяся на вооружении ВМС США противокорабельная ракета большой дальности “Томагавк” обладала рядом существенных недостатков – низкой скоростью, делающей ее уязвимой от средств ПРО противника, отсутствием системы целераспределения в залпе и селекции наиболее опасных целей. Чтобы достичь успеха В противоборстве с такими кораблями, как ракетные крейсера “Киров” или “Слава”, нужно было сконцентрировать в залпе большое число ПКР. Поэтому возникла идея своеобразного “плавучего чемодана”, до отказа набитого ракетами в вертикальных пусковых установках и способного вести залповый огонь и подавлять системы ПВО противника большим числом выпущенных ракет. При этом задачи разведки и боевого охранения этого “склада ракет” предполагалось возложить на корабли других типов, входящие в ударное соединение. Однако распад СССР и “коллапс” российского флота сделал задачу борьбы с надводными целями менее актуальной. В то же время, возрастание доли “жандармских”функций в общем объеме задач, возложенных на ВМС США, потребовало нового подхода к кораблям, предназначенных для борьбы с береговыми целями. Ранее роль “канонерок” в американском флоте с успехом выполняли четыре линейных корабля типа “Айова” (58000 т), вооруженные 406-мм артиллерией и 32 крылатыми ракетами типа “Томагавк”. Эти корабли, находящиеся в резерве и в период мировых кризисов эпизодически вводимые в строй, применялись во Вьетнаме, Ливане и Персидском заливе. Однако время берет свое и линкоры, построенные еще в 1943-44 годах, в начале 1990-х были исключены из списков американского флота. Их заменой, по замыслу американских моряков, и должны стать “корабли-арсеналы”. Концепция такого корабля в свете новых задач была разработана к осени 1995 года управлением по перспективным исследованиям МО США DARPA, а в мае следующего года специалистами DARPA была выработана спецификация на “корабль-арсенал”, направленная основным судостроительным фирмам США. Для контроля за ходом работ, получивших высокую степень приоритетности, в июне 1996 года было создано специальное военно-морское объединенное управление по реализации программы “корабля-арсенала” (JASPO – Joint Arsenal Ship Program Office). В соответствии с существующими планами, ВМС США предполагают уже в 1997 финансовом году начать полномасштабную реализацию программы создания боевого корабля “корабля-арсенала” (arsenal ship), получившего, также, названия “ударный корабль” (Strikeship, Striker) или “Дредноут”. Планируется, что первый такой корабль может быть передан флоту в 2000-2001 гг. Существующие планы предусматривают заказ пяти или шести кораблей, а всего их планируется построить 10-12 (по числу авианосных ударных соединений, в составе которых предполагается иметь по одному “арсеналу”). По словам контр-адмирала Д.Марфи (Daniel J.Murphy), концепция “Дредноута” является лучшим решением многофункционального ударного корабля – своеобразного “линкора XXI века”. По замыслу, корабль-арсенал должен представлять собой малозаметную, выполненную с широким использованием технологии “Стеле”, плавучую платформу, под палубой которой расположено большое число вертикальных шахт калибром 610 мм для ракет различных классов и типов – КР “Томагавк” (TALM) для поражения береговых целей, тактических баллистических ракет (ТАСМ), а также тактических противоракет (ТВМ), предназначенных для защиты от ударов по побережъю баллистических ракет малой дальности. Кроме того, для стрельбы по берегу корабль может нести перспективные 127 или 155-мм орудия сверхбольшой дальности (до 180 км). При этом основные системы обнаружения целей и управления должны быть размещены на специализированых кораблях, взаимодействующих с кораблями-арсеналами. В частности, управление пуском и наведение антиракет ТВМ будет осуществляться с борта крейсеров или эсминцев, оснащенных ЗРК “Иджис” с мощными многоканальными РЛС SPY-1. Одними из основных наземных целей для “арсенального корабля” должны стать механизированные войска противника. По оценкам американских специалистов, для осуществления успешной десантной операции в крупномасштабном региональном конфликте (типа войны в Персидском заливе в 1991 году) в первый же день боевых действий потребуется вывести из строя не менее 2000 танков, БМП и БТР противника, а к четвертому дню боев – еще столько же. Эту задачу могут решить два “арсенальных корабля”, каждый из которых должен нести по 500 тактических крылатых ракет “Томагавк” блок II или блок III (дальность пуска – 1100-1300 км), а также баллистических ракет ТАСМ (110-300 км), оснащенных кассетными БЧ с высокоточными суббоеприпасами ВАТ, имеющими тепловизионное и акустическое самонаведение. Для борьбы с береговыми целями может использоваться и морской вариант РСЗО MLRS, модернизированной для размещения в шахтах, а также КР SLAM (80 км), имеющая командное наведение и ракета “Лэнд Стандарт” – модернизированная для “работы” по берегу ЗУР “Стандарт”5М-2. Целеуказание на большую дальность может поступать на корабль с борта самолета радиолокационной разведки Е-8 JSTARS, способного обнаруживать и определять координаты танков противника вне зависимости от погодных условий и в реальном масштабе времени. В качестве дополнительного вооружения рассматривается оснащение корабля новыми сверхдальнобойными 127-мм орудиями с длиной ствола 62 калибра или 155-мм орудиями с суммарным боекомплектом 600 снарядов. Средства самообороны корабля должны быть приблизительно такими же, как и на вспомогательных судах ВМС США – ЗУР малой дальности “Си Спэрроу” Мк.29, шестиствольная 20-мм артиллерийская установка “Вулкан-Фаланкс” Мк.16 и две 25-мм автоматических пушки Мк.88. Возможно оснащение корабля и одной вертикальной модульной ПУ типа VLS для перспективного ЗРК “Энволвед Си Спэрроу”. Однако основную ставку в обеспечении “выживаемости” “корабля-арсенала” его создатели делают на снижение радиолокационной, акустической и тепловой заметности, а также на “пассивную” конструкционную защиту. Предполагается обеспечить максимально возможную автоматизацию корабельных систем. Автономность корабля определяется в 60 суток (30 суток – по продовольствию). Так как “корабль-арсенал” должен решать задачи на большом удалении от противника, не вступая с ним в непосредственное боевое соприкосновение и находясь большую часть времени в пунктах передового базирования, его экипаж – не более 50 человек – должен комплектоваться из гражданских служащих, что позволит сократить расходы на его содержание. Замена дежурного экипажа должна производится через шесть месяцев. "Жизненный цикл” корабля – шесть лет боевого дежурства и два года – ремонт и модернизация. Расчетный срок эксплуатации – не менее 35 лет. В соответствии с требованиями флота, “корабль-арсенал” должен обладать скоростью длительного хода (на 80% мощности силовой установки) не менее 22 узлов и дальностью плавания без пополнения запасов топлива 10000 морских миль (18620 км). Предполагается, что конструкция корабля должна соответствовать коммерческим, а не военным стандартам, что позволит снизить затраты на его постройку. В то же время при его создании предполагается использовать наиболее современные технологии – оптоволоконные коммуникации, интегральную систему управления кораблем с ходового мостика, средства дистанционного контроля, перспективные системы защиты от ОМП и т.п. ВМС рассматривали несколько возможных концепций корабля-арсенала. Первая из них, наиболее дешевая и простая, предполагала оснащение ракетными шахтами корабля класса танкер. Однако боевой корабль на базе танкера неизбежно будет иметь относительно низкую боевую живучесть. В соответствии с другой концепцией предусматривалась постройка “корабля-арсенала” на основе модернизированного корпуса эскадренного миноносца DDG- 51, при этом предполагалось демонтировать все прежние системы оружия, полностью заменив их вооружением в вертикальных шахтных пусковых установках. Наконец, третья концепция, являвшаяся, по мнению аналитиков ВМС США, наиболее предпочтительной, предусматривала разработку“корабля-арсенала” по специальному проекту. При этом в наибольшей мере должны быть учтены требования технологии “Стеле”, а также достигнуто оптимальное соотношение водоизмещения и боекомплекта. В рамках третьей концепции выполнен, в частности, проект “корабля-арсенала”, предложенный фирмой Локхид-Мартин – признанным американским лидером в области технологии “Стеле” (в свое время фирмой Локхид был построен экспериментальный малозаметный корабль “Си Шэдоу”). Гладкопалубный “арсенальный” корабль с развитым баком имеет лишь одну надстройку в центральной части. Все боковые поверхности имеют большие углы наклона, обеспечивающие снижение радиолокационной сигнатуры. Оборонительное вооружение включает четыре многоствольные ПУ ЗРК “Си Спэрроу”. Экипаж корабля – 55 человек, он способен пройти 10000 морских миль со средней скоростью 20 узлов. Предполагается, что модули вооружения могут быть заменены модулями с целевым оборудованием, что обеспечит относительно простую трансформация “корабля-арсенала” в корабль управления и связи. Необычную архитектуру, с низко опущенным в воду удлиненным носом, тремя небольшими “гранеными" надстройками и “фасеточной” формой корпуса имеет корабль, предложенный фирмой Баз Айрон Уорк. Рассматриваются и более экзотические проекты, в частности, многокорпусный корабль и полуподводный “корабль-арсенал”: прибыв в район боевых действий, он должен погружаться в позиционное положение (на поверхности остаются лишь антенны), что значительно снижает заметность и уязвимость. Изучается, также, чисто подводный вариант, который может быть создан на основе ПЛАРБ типа “Огайо”. В соответствии с существующими планами, ВМС США должны расстаться к 2003 году с четырьмя лодками этого типа – “Огайо”, “Мичиган”, “Флорида” и “Джорджия", что обусловлено российско- американскими договоренностями. Одиако сами подводные лодки имеют еще сравнительно незначительный срок службы и могут оставаться в строю в течение 30-40 лет. В случае замены 24 шахт для ракет “Трайдент” на вертикальные многоцелевые ПУ, такая подводная лодка может, с успехом решать задачи “корабля-арсенала”, не вступая при этом в противоречия с условиями международных договоров. “Корабль-арсенал” должен использоваться в тесном взаимодействии с надводными кораблями других классов, подводными лодками и самолетами, оснащенными взаимосопрягаемым цифровым оборудованием, выполненным в соответствии с архитектурой Уорриор/Коперник (Warrior/Copernicus). По оценкам специалистов DARPA, общая стоимость НИОКР и постройки экспериментального корабля должна составить 350-520 млн.долл. Его испытания могут начаться уже в 2000-2001 году. Стоимость одного серийного корабля оценивается в 450 млн.долл., что меньше стоимости одного бомбардировщика Нортроп В-2А (при этом “корабль-арсенал” несет более 500 единиц управляемого высокоточного оружия, тогда как бомбардировщик лишь 16). Первые пять-шесть “кораблей- арсеналов” ВМС США планируют направить в следующем десятилетии для постоянного патрулирования в Средиземное море, восточную часть Атлантики и западную часть Тихого океана. Самолет электронной разведки EC-12IR Михаил Никольский |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|