|
||||
|
Радиоэлектронная война во Вьетнаме Весь период войны во Вьетнаме перед американцами наиболее остро стояла проблема изоляции Южного Вьетнама от Северного – Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). По обширной системе путей сообщения, именуемой тропой Хо Ши Мина, южновьетнамским коммунистам поставлялись оружие, боевая техника (в том числе танки), предметы снабжения, перебрасывались регулярные подразделения армии ДРВ. Для американских летчиков значительной проблемой было обнаружение грузовиков и других транспортных средств, а также самих дорог. Задача была не из простых – вьетнамцы были асами маскировки и визуальное наблюдение с воздуха зачастую не давало никаких результатов. Зенитное прикрытие путей сообщения в те годы было не столь сильным, чтобы представлять серьезную угрозу для реактивных самолетов. Наиболее часто встречались пулеметы ДШК – очень эффективное оружие для борьбы с вертолетами, но для “Фантомов” и “Тандерчифов” они не представляли столь серьезную угрозу. Положение изменилось, когда в Южном Вьетнаме появились переносные ЗРК “Стрела”, а наиболее важные участки дорог были прикрыты зенитками с радиолокационным наведением. Кроме того, перевозки стали осуществляться в ночное время. Чтобы сократить потери самолетов и увеличить эффективность боевых вылетов, была необходима тщательная разведка. Разведка агентурная отпадала по двум причинам: всеобщая ненависть вьетнамцев к янки, как следствие – агентов завербовать было крайне трудно; даже завербованный агент не мог передовать информацию в реальном масштабе времени. Оставалась разведка техническими средствами. По программе “Иглу Уайт” было разработано несколько типов дистанционных датчиков, использующих различные физические принципы получения информации с поля боя или из тылов противника. Первым шагом стало применение акустических датчиков. Концепцию применения таких устройств, как и сами датчики, позаимствовали у ВМС. Погружаемые буи с акустическими гидрофонами с успехом использовались во флоте для обнаружения подводных лодок уже длительное время. Первые датчики “Аквабуй” длиной 91 см и диаметром 12 см весили 12 кг. Это были стандартные военно-морские радиогидроакустические буи, у которых гидрофоны заменили на микрофоны. Буи сбрасывали с самолетов на парашютах над джунглями. Камуфлированный парашют цеплялся за ветки дерева и обнаружить подвешенный в кроне дерева буй было довольно сложно. Встроенная аккумуляторная батарея обеспечивала передачу информации в течении 30 – 45 дней. Следующими стали применяться специально разработанные сейсмические датчики, реагирующие на сотрясение почвы от проходящего вблизи транспорта. Датчики “ADSID” весом 11 кг каждый сбрасывались с самолетов без парашютов. Корпус датчика, выполненный в виде остроконечной ракеты, при падении зарывался в землю на 20 – 25 см, на поверхности оставалась торчать лишь проволочная антенна, внешним видом напоминающая обыкновенный куст. Третий тип датчиков “Акусайд” весом 17 кг использовал оба принципа: акустический и сейсмический. Микрофоны включались автоматически после появления сейсмического сигнала или по радиосигналу для подтверждения информации. В результате, время работы микрофонов, которые потребляли много электроэнергии, резко сократилось, соответственно, автономность всего устройства возросла до 90 суток без потери качества информации. Сейсмический датчик (слева) Подвеска датчиков ADSID под самолет (справа) Мобильная станция обработки данных Программа “Иглу Уайт”, более известная в американских войсках как “Стена Мак-Намары” (по имени тогдашнего министра обороны США), предусматривала создание вдоль демилитаризованной зоны сплошного барьера из электронных датчиков, минных полей с вкраплениями опорных пунктов, занятых американскими или южновьетнамскими войсками. Первоначальные работы по созданию различных датчиков в рамках этой программы начались в 1966 г. Официально информационная система “стены Мак-Намары” была введена в эксплуатацию и передана ВВС I января 1971 г. Впервые во Вьетнаме датчики применили при обороне Кхе Сана в ноябре 1967 г. В городе, расположенном вблизи демилитаризованной зоны, находилась крупная база корпуса морской пехоты. Соединения Вьет Конга окружили базу и держали ее в осаде до февраля 1968 г. В этих условиях очень важно было пресечь снабжение партизанских частей, осаждавших город. Эта задача была возложена на авиацию, а чтобы удары не наносились По пустому месту, вокруг города было разбросано значительное число “Аквабуев”. Занимались этим делом 12 самолетов ОР-2 “Нептун” из состава ВМС США. Для патрульных экипажей самолетов установка акустических буев – дело привычное, непривычным был зенитный огонь с земли. Поршневые “Нептуны” были слишком громоздки и уязвимы, и с января по февраль были сбиты три самолета. В мае “Нептуны” сменили реактивные “Фантомы”. Полеты на малой высоте и средних скоростях для их пилотов тоже не были подарком, но все же риск потерь от огня с земли значительно уменьшился. В первое время вылеты на установку датчиков выполнялись только в ясную погоду. На одном из самолетов находился наблюдатель, фиксировавший место падения первого буя по дымовой шашке, которая сбрасывалась вместе с датчиком. В дальнейшем был отработан метод определения местоположения сброшенных буев по данным бортовой допплеровской навигационной системы, и полеты стали выполняться в любую погоду. Количество разбрасываемых датчиков возрастало год от года; так, если в 1969 г. было выставлено 5000 устройств, то в 1972 – более 40000. За годы войны датчиками всех типов была засеяна значительная территория Южного Вьетнама, но больше всего их было вдоль тропы Хо Ши Мина и границы с ДРВ. Установить датчики было пол-дела, информацию от них еще надо было обработать и передать уже в виде конкретных данных в общевойсковые штабы и в части ударной авиации, Трансляцию радиосигналов от датчиков на пункты обработки информации осуществляли специализированные самолеты Локхид ЕС- 121 R и Бич “Дебонэйрс” в варианте ЕС-121 “Пэйв Игл”, последние применялись и в беспилотном варианте. Информация обрабатывалась в мобильных вычислительных центрах, обычно развернутых на территории крупных авиабаз. Сердцем центра была самая совершенная по тем временам ЭВМ IBM 360-65. Данные передавались непосредственно авиачастям для немедленного реагирования и в штабы для оценки активности передвижений транспорта противника и определения мест складирования грузов и парковки техники. " Вертолет VH-1 с экспериментальной системой ночного видения AN/ AAQ-5 Система выставленных датчиков вместе с вычислительным центром давала все же весьма относительную информацию. Даже если команда на боевой вылет ударным самолетам передавалась немедленно, все равно проходило некоторое время до появления самолетов над тропой, грузовики успевали уехать, и их приходилось искать заново. Несовершенство навигационных систем давало, по сути, двойную ошибку: первый раз при привязке к местности выставляемых датчиков, второй – при выходе самолетов на цель. Суммарная ошибка могла достигать нескольких сотен метров. И, наконец, основной поток транспорта по партизанским дорогам приходился на ночное время. Наиболее эффективными самолетами для борьбы с грузовиками были “ганшипы” ' – ощетинившиеся пушками и пулеметами транспортники АС-119, АС-47 и АС-130, неплохо показали себя и самолеты B-57G “Канберра”. Для обнаружения целей в темное время суток на многих из этих самолетов были установлены телевизионные системы, способные работать в условиях низкой освещенности LLLTV, инфракрасные системы обзора передней полусферы FLIR и система “Блэк Кроу”, реагирующая на электромагнитное излучение, к примеру, на импульсы от системы зажигания автомобилей. Для нормальной работы системы LLLTV требовался дополнительный естественный или искусственный источник света. Так, грузовик можно было увидеть, если на небе была хотя бы четвертинка луны. Системе FLIR посторонние источники света не требовались, она реагировала на тепловое излучение. Это была одна из первых авиационных систем ночного видения (до системы, носящей такой же название и установленной на вертолете АН-64А “Апач”, еще было очень далеко), и ее датчик реагировал лишь на откровенно теплые предметы, такие как работающие автомобильные двигатели или нагретые при стрельбе орудийные стволы. Наибольший эффект давало применение всех трех систем одновременно, однако, они не были завязаны в единый бортовой комплекс, а обслуживались операторами, поэтому, результаты их работы в значительной мере зависели от квалификации обслуживающего персонала. Применение электронной информационой системы, состоящей из датчиков, самолетов-ретрансляторов и вычислительных центров во взаимодействии с “Ганшипами” 1* , оснащенными системами ночного видения, позволило в три раза увеличить количество уничтоженных автомобилей на тропе Хо Ши Мина при уменьшении собственных потерь. За период с ноября 1969 по апрель 1970 было уничтожено 5950 грузовиков, а после установки на дорогах датчиков информационной системы, в период с ноября 1970 г. по апрель 1971 г., – уже почти 14000 автомобилей. Тепловизоры устанавливались и на самолеты OV-1 “Мохаук”, которые осуществляли патрулирование дельты реки Меконг. Эти самолеты совершали боевые вылеты обычно в паре с боевым вертолетом AH-1G “Хью Кобра” или с вооруженным вариантом “Ирокеза”. Самолет обнаруживал сампаны и наводил на них ударные вертолеты, Эффективность подобных действий была очень высокой, порой водные перевозки удавалось прервать совсем. Логично было бы установить системы ночного видения на вертолеты, что и было сделано. Вертолеты UH-1 были оборудованы турелями с пассивными инфракрасными системами AN/ AAQ-5. Широкого распространения геликоптеры с ИК системами во Вьетнаме не получили, хотя есть сведения, что несколько машин приняли участие в боевых действиях. Работы по установке И К и ТВ систем на “Хью Кобры” не вышли из стадии летных испытаний, в то же время нельзя исключить, что одна или две “Кобры”, оснащенные ИК и ТВ системами, летали над Вьетнамом. Применение в Индокитае на вертолетах систем ночного видения не было столь широким и эффективным, как на самолетах. Отчасти это объясняется более жесткими массогабаритными требованиями к вертолетным системам по сравнению с самолетными. Использование первых опытных ситем AN/AAQ-5, CONFICS и ATAFCS положило начало работам по созданию системы TADS/ PNVS вертолета АН-64А “Апач”, ставшей классической. Во Вьетнаме же вертолетчики широко использовали, главным образом, примитивные армейские акустические системы и химическую систему ХМ- 3 “Пипл Снайффер”(буквально – “вынюхиватель людей”), которая сигнализировала о наличии людей в легких постройках типа бамбуковых хижин. Армия разработала для пехотинцев свои типы датчиков. Необходимость в них была вызвана очаговым характером боевых действий в Южном Вьетнаме. Армейские подразделения располагались в укрепленных опорных пунктах и лишь изредка совершали вылазки в джунгли. Бойцы Вьет Конга держали гарнизоны укрепленных деревень в постоянном напряжении, атака или обстрел могла последовать когда угодно. Использование датчиков лишало партизан внезапности. Наиболее часто применялись датчики минисид, микросид и DSID, все они работали на древнем, как мир принципе “задевания за веревочку”, натянутую на небольшой высоте над землей. Сигнал от сработавшего датчика передавался по радио на опорный пункт. Специально для небольших подразделений была создана система PSID, состоящая из четырех сейсмических датчиков, связанных общим кабелем с радиопередатчиком. Радиосигнал мог приниматься на дальности до 500 м. Один из энтузиастов-янки так отзывался об этой системе: “PSID проста в применении, неприхотлива, надежна и имеет небольшие размеры и массу, я хотел иметь двенадцать комплектов этой системы в пехотном отделении вместо двенадцати комплектов в батальоне.” 1* о самолетах “ганшип” читайте в следующем номере Индивидуальный детектор Е-63 “people sniffer” Усилитель изображения AN/TVS-2, установленный на !2.7 мм пулемете Усилитель изображения AN/PVS-2 Самолет АС-119 – ночной охотник за грузовиками Армейские подразделения также вручную устанавливали авиационные датчики, разработанные по программе “Иглу Уайт”. В июне 1969 г. в боях за Крук, расположенный в 80 км от Сайгона, подразделения 25- й пехотной дивизии установили большое число “аквабуев” и “аквасайдов”. Информация от них, наряду с использованием индивидуальных систем ночного видения и компактных РЛС, позволила очень точно наводить на партизан боевые вертолеты, истребители-бомбардировщики и корректировать артиллерийско-минометный огонь. В результате, при ночных атаках переднего края обороны американской пехоты достигало гораздо меньшее число вьетконговцев. В ходе трехдневных боев было убито 402 вьетнамца, в то время как 25-я дивизия потеряла 25 человек ранеными и одного убитым. Большие неприятности доставляли американцам партизанские мины, в среднем, одна дивизия теряла от них до 70 единиц транспорта ежемесячно. Уставновка вдоль одной из дорог 56 акустических и сейсмических датчиков в семи наиболее опасных местах позволила засекать места минирования, в результате, потери автомобилей уменьшились в два раза, а несколько команд вьетнамских диверсантов были уничтожены артиллерийским огнем. Вьет-Конг предпочитал воевать ночью: американцы ночью терялись, у солдат появлялся беспричинный страх. Враг мерещился за каждым деревом. Отчасти побороть боязнь ночного леса помогли различные индивидуальные системы ночного видения. В Индокитае американцы впервые широко применили бесподсветочные прицелы на электронно-оптических усилителях изображения. Прицелы AN/TVS-2 с семикратным усилением весили 7,2 кг и монтировались на стволах пулеметов и легких пушек. В звездную ночь они имели дальность до 500 м, а если еще светила и луна – то 1000 м. Более простые прицелы AN/PVS-2 с четырехкратным усилением весили 2кг и устанавливались винтовки М- 1 и М-16, встроенный аккумулятор обеспечивал непрерывную работу усилителя изображения в течении 72 ч. Самыми мощными были ночные обсервационные системы AN/TVS- 4, обеспечивавшие семикратное усиление изображения на дальности 1200 м. Устройство весило 17 кг, устанавливалось на треноге или монтировалось на джипе. Пехотой использовались химические датчики Е-63 “пипл снайффер”, реагирующие на запахи человеческого тела. Собственно датчик устанавливался под стволом винтовки, а обрабатывающая аппаратура, соединяющаяся с ним гибким кабелем, – в заплечном контейнере. Усилитель изображения AN/TVS-4 Боевые действия в Индокитае были первой войной, где различные радиоэлектронные датчики и системы применялись наряду с традиционным оружием. Первое поколение таких систем имело много недостатков, так, бесподсветочные прицелы имели большой вес и размеры, малую дальность, а датчики очень часто выдавали ложную тревогу. Кроме того, после первых упешных опытов применения датчиков у личного состава появилось чувство ложной уверенности в отношении контроля подступов к опорным пунктам. Однако выяснилось, что дистанционные устройства при ошибочной установке фиксируют не все передвижения в джунглях. Примерно после двух лет использования датчиков эйфория от первоначальных успехов прошла, американцы поняли, что разные технические хитрости не являются панацеей в войне в джунглях. Тем не менее, опыт Вьетнама продемонстрировал, что в руках профессионалов электронная техника имеет высочайшую эффективность, особенно при решении разведывательных задач и охране объектов. Анатолий ДОКУЧАЕВ Примечания:Радиоэлектронная война во Вьетнаме Весь период войны во Вьетнаме перед американцами наиболее остро стояла проблема изоляции Южного Вьетнама от Северного – Демократической Республики Вьетнам (ДРВ). По обширной системе путей сообщения, именуемой тропой Хо Ши Мина, южновьетнамским коммунистам поставлялись оружие, боевая техника (в том числе танки), предметы снабжения, перебрасывались регулярные подразделения армии ДРВ. Для американских летчиков значительной проблемой было обнаружение грузовиков и других транспортных средств, а также самих дорог. Задача была не из простых – вьетнамцы были асами маскировки и визуальное наблюдение с воздуха зачастую не давало никаких результатов. Зенитное прикрытие путей сообщения в те годы было не столь сильным, чтобы представлять серьезную угрозу для реактивных самолетов. Наиболее часто встречались пулеметы ДШК – очень эффективное оружие для борьбы с вертолетами, но для “Фантомов” и “Тандерчифов” они не представляли столь серьезную угрозу. Положение изменилось, когда в Южном Вьетнаме появились переносные ЗРК “Стрела”, а наиболее важные участки дорог были прикрыты зенитками с радиолокационным наведением. Кроме того, перевозки стали осуществляться в ночное время. Чтобы сократить потери самолетов и увеличить эффективность боевых вылетов, была необходима тщательная разведка. Разведка агентурная отпадала по двум причинам: всеобщая ненависть вьетнамцев к янки, как следствие – агентов завербовать было крайне трудно; даже завербованный агент не мог передовать информацию в реальном масштабе времени. Оставалась разведка техническими средствами. По программе “Иглу Уайт” было разработано несколько типов дистанционных датчиков, использующих различные физические принципы получения информации с поля боя или из тылов противника. Первым шагом стало применение акустических датчиков. Концепцию применения таких устройств, как и сами датчики, позаимствовали у ВМС. Погружаемые буи с акустическими гидрофонами с успехом использовались во флоте для обнаружения подводных лодок уже длительное время. Первые датчики “Аквабуй” длиной 91 см и диаметром 12 см весили 12 кг. Это были стандартные военно-морские радиогидроакустические буи, у которых гидрофоны заменили на микрофоны. Буи сбрасывали с самолетов на парашютах над джунглями. Камуфлированный парашют цеплялся за ветки дерева и обнаружить подвешенный в кроне дерева буй было довольно сложно. Встроенная аккумуляторная батарея обеспечивала передачу информации в течении 30 – 45 дней. Следующими стали применяться специально разработанные сейсмические датчики, реагирующие на сотрясение почвы от проходящего вблизи транспорта. Датчики “ADSID” весом 11 кг каждый сбрасывались с самолетов без парашютов. Корпус датчика, выполненный в виде остроконечной ракеты, при падении зарывался в землю на 20 – 25 см, на поверхности оставалась торчать лишь проволочная антенна, внешним видом напоминающая обыкновенный куст. Третий тип датчиков “Акусайд” весом 17 кг использовал оба принципа: акустический и сейсмический. Микрофоны включались автоматически после появления сейсмического сигнала или по радиосигналу для подтверждения информации. В результате, время работы микрофонов, которые потребляли много электроэнергии, резко сократилось, соответственно, автономность всего устройства возросла до 90 суток без потери качества информации. Сейсмический датчик (слева) Подвеска датчиков ADSID под самолет (справа) Мобильная станция обработки данных Программа “Иглу Уайт”, более известная в американских войсках как “Стена Мак-Намары” (по имени тогдашнего министра обороны США), предусматривала создание вдоль демилитаризованной зоны сплошного барьера из электронных датчиков, минных полей с вкраплениями опорных пунктов, занятых американскими или южновьетнамскими войсками. Первоначальные работы по созданию различных датчиков в рамках этой программы начались в 1966 г. Официально информационная система “стены Мак-Намары” была введена в эксплуатацию и передана ВВС I января 1971 г. Впервые во Вьетнаме датчики применили при обороне Кхе Сана в ноябре 1967 г. В городе, расположенном вблизи демилитаризованной зоны, находилась крупная база корпуса морской пехоты. Соединения Вьет Конга окружили базу и держали ее в осаде до февраля 1968 г. В этих условиях очень важно было пресечь снабжение партизанских частей, осаждавших город. Эта задача была возложена на авиацию, а чтобы удары не наносились По пустому месту, вокруг города было разбросано значительное число “Аквабуев”. Занимались этим делом 12 самолетов ОР-2 “Нептун” из состава ВМС США. Для патрульных экипажей самолетов установка акустических буев – дело привычное, непривычным был зенитный огонь с земли. Поршневые “Нептуны” были слишком громоздки и уязвимы, и с января по февраль были сбиты три самолета. В мае “Нептуны” сменили реактивные “Фантомы”. Полеты на малой высоте и средних скоростях для их пилотов тоже не были подарком, но все же риск потерь от огня с земли значительно уменьшился. В первое время вылеты на установку датчиков выполнялись только в ясную погоду. На одном из самолетов находился наблюдатель, фиксировавший место падения первого буя по дымовой шашке, которая сбрасывалась вместе с датчиком. В дальнейшем был отработан метод определения местоположения сброшенных буев по данным бортовой допплеровской навигационной системы, и полеты стали выполняться в любую погоду. Количество разбрасываемых датчиков возрастало год от года; так, если в 1969 г. было выставлено 5000 устройств, то в 1972 – более 40000. За годы войны датчиками всех типов была засеяна значительная территория Южного Вьетнама, но больше всего их было вдоль тропы Хо Ши Мина и границы с ДРВ. Установить датчики было пол-дела, информацию от них еще надо было обработать и передать уже в виде конкретных данных в общевойсковые штабы и в части ударной авиации, Трансляцию радиосигналов от датчиков на пункты обработки информации осуществляли специализированные самолеты Локхид ЕС- 121 R и Бич “Дебонэйрс” в варианте ЕС-121 “Пэйв Игл”, последние применялись и в беспилотном варианте. Информация обрабатывалась в мобильных вычислительных центрах, обычно развернутых на территории крупных авиабаз. Сердцем центра была самая совершенная по тем временам ЭВМ IBM 360-65. Данные передавались непосредственно авиачастям для немедленного реагирования и в штабы для оценки активности передвижений транспорта противника и определения мест складирования грузов и парковки техники. " Вертолет VH-1 с экспериментальной системой ночного видения AN/ AAQ-5 Система выставленных датчиков вместе с вычислительным центром давала все же весьма относительную информацию. Даже если команда на боевой вылет ударным самолетам передавалась немедленно, все равно проходило некоторое время до появления самолетов над тропой, грузовики успевали уехать, и их приходилось искать заново. Несовершенство навигационных систем давало, по сути, двойную ошибку: первый раз при привязке к местности выставляемых датчиков, второй – при выходе самолетов на цель. Суммарная ошибка могла достигать нескольких сотен метров. И, наконец, основной поток транспорта по партизанским дорогам приходился на ночное время. Наиболее эффективными самолетами для борьбы с грузовиками были “ганшипы” ' – ощетинившиеся пушками и пулеметами транспортники АС-119, АС-47 и АС-130, неплохо показали себя и самолеты B-57G “Канберра”. Для обнаружения целей в темное время суток на многих из этих самолетов были установлены телевизионные системы, способные работать в условиях низкой освещенности LLLTV, инфракрасные системы обзора передней полусферы FLIR и система “Блэк Кроу”, реагирующая на электромагнитное излучение, к примеру, на импульсы от системы зажигания автомобилей. Для нормальной работы системы LLLTV требовался дополнительный естественный или искусственный источник света. Так, грузовик можно было увидеть, если на небе была хотя бы четвертинка луны. Системе FLIR посторонние источники света не требовались, она реагировала на тепловое излучение. Это была одна из первых авиационных систем ночного видения (до системы, носящей такой же название и установленной на вертолете АН-64А “Апач”, еще было очень далеко), и ее датчик реагировал лишь на откровенно теплые предметы, такие как работающие автомобильные двигатели или нагретые при стрельбе орудийные стволы. Наибольший эффект давало применение всех трех систем одновременно, однако, они не были завязаны в единый бортовой комплекс, а обслуживались операторами, поэтому, результаты их работы в значительной мере зависели от квалификации обслуживающего персонала. Применение электронной информационой системы, состоящей из датчиков, самолетов-ретрансляторов и вычислительных центров во взаимодействии с “Ганшипами” 1* , оснащенными системами ночного видения, позволило в три раза увеличить количество уничтоженных автомобилей на тропе Хо Ши Мина при уменьшении собственных потерь. За период с ноября 1969 по апрель 1970 было уничтожено 5950 грузовиков, а после установки на дорогах датчиков информационной системы, в период с ноября 1970 г. по апрель 1971 г., – уже почти 14000 автомобилей. Тепловизоры устанавливались и на самолеты OV-1 “Мохаук”, которые осуществляли патрулирование дельты реки Меконг. Эти самолеты совершали боевые вылеты обычно в паре с боевым вертолетом AH-1G “Хью Кобра” или с вооруженным вариантом “Ирокеза”. Самолет обнаруживал сампаны и наводил на них ударные вертолеты, Эффективность подобных действий была очень высокой, порой водные перевозки удавалось прервать совсем. Логично было бы установить системы ночного видения на вертолеты, что и было сделано. Вертолеты UH-1 были оборудованы турелями с пассивными инфракрасными системами AN/ AAQ-5. Широкого распространения геликоптеры с ИК системами во Вьетнаме не получили, хотя есть сведения, что несколько машин приняли участие в боевых действиях. Работы по установке И К и ТВ систем на “Хью Кобры” не вышли из стадии летных испытаний, в то же время нельзя исключить, что одна или две “Кобры”, оснащенные ИК и ТВ системами, летали над Вьетнамом. Применение в Индокитае на вертолетах систем ночного видения не было столь широким и эффективным, как на самолетах. Отчасти это объясняется более жесткими массогабаритными требованиями к вертолетным системам по сравнению с самолетными. Использование первых опытных ситем AN/AAQ-5, CONFICS и ATAFCS положило начало работам по созданию системы TADS/ PNVS вертолета АН-64А “Апач”, ставшей классической. Во Вьетнаме же вертолетчики широко использовали, главным образом, примитивные армейские акустические системы и химическую систему ХМ- 3 “Пипл Снайффер”(буквально – “вынюхиватель людей”), которая сигнализировала о наличии людей в легких постройках типа бамбуковых хижин. Армия разработала для пехотинцев свои типы датчиков. Необходимость в них была вызвана очаговым характером боевых действий в Южном Вьетнаме. Армейские подразделения располагались в укрепленных опорных пунктах и лишь изредка совершали вылазки в джунгли. Бойцы Вьет Конга держали гарнизоны укрепленных деревень в постоянном напряжении, атака или обстрел могла последовать когда угодно. Использование датчиков лишало партизан внезапности. Наиболее часто применялись датчики минисид, микросид и DSID, все они работали на древнем, как мир принципе “задевания за веревочку”, натянутую на небольшой высоте над землей. Сигнал от сработавшего датчика передавался по радио на опорный пункт. Специально для небольших подразделений была создана система PSID, состоящая из четырех сейсмических датчиков, связанных общим кабелем с радиопередатчиком. Радиосигнал мог приниматься на дальности до 500 м. Один из энтузиастов-янки так отзывался об этой системе: “PSID проста в применении, неприхотлива, надежна и имеет небольшие размеры и массу, я хотел иметь двенадцать комплектов этой системы в пехотном отделении вместо двенадцати комплектов в батальоне.” 1* о самолетах “ганшип” читайте в следующем номере Индивидуальный детектор Е-63 “people sniffer” Усилитель изображения AN/TVS-2, установленный на !2.7 мм пулемете Усилитель изображения AN/PVS-2 Самолет АС-119 – ночной охотник за грузовиками Армейские подразделения также вручную устанавливали авиационные датчики, разработанные по программе “Иглу Уайт”. В июне 1969 г. в боях за Крук, расположенный в 80 км от Сайгона, подразделения 25- й пехотной дивизии установили большое число “аквабуев” и “аквасайдов”. Информация от них, наряду с использованием индивидуальных систем ночного видения и компактных РЛС, позволила очень точно наводить на партизан боевые вертолеты, истребители-бомбардировщики и корректировать артиллерийско-минометный огонь. В результате, при ночных атаках переднего края обороны американской пехоты достигало гораздо меньшее число вьетконговцев. В ходе трехдневных боев было убито 402 вьетнамца, в то время как 25-я дивизия потеряла 25 человек ранеными и одного убитым. Большие неприятности доставляли американцам партизанские мины, в среднем, одна дивизия теряла от них до 70 единиц транспорта ежемесячно. Уставновка вдоль одной из дорог 56 акустических и сейсмических датчиков в семи наиболее опасных местах позволила засекать места минирования, в результате, потери автомобилей уменьшились в два раза, а несколько команд вьетнамских диверсантов были уничтожены артиллерийским огнем. Вьет-Конг предпочитал воевать ночью: американцы ночью терялись, у солдат появлялся беспричинный страх. Враг мерещился за каждым деревом. Отчасти побороть боязнь ночного леса помогли различные индивидуальные системы ночного видения. В Индокитае американцы впервые широко применили бесподсветочные прицелы на электронно-оптических усилителях изображения. Прицелы AN/TVS-2 с семикратным усилением весили 7,2 кг и монтировались на стволах пулеметов и легких пушек. В звездную ночь они имели дальность до 500 м, а если еще светила и луна – то 1000 м. Более простые прицелы AN/PVS-2 с четырехкратным усилением весили 2кг и устанавливались винтовки М- 1 и М-16, встроенный аккумулятор обеспечивал непрерывную работу усилителя изображения в течении 72 ч. Самыми мощными были ночные обсервационные системы AN/TVS- 4, обеспечивавшие семикратное усиление изображения на дальности 1200 м. Устройство весило 17 кг, устанавливалось на треноге или монтировалось на джипе. Пехотой использовались химические датчики Е-63 “пипл снайффер”, реагирующие на запахи человеческого тела. Собственно датчик устанавливался под стволом винтовки, а обрабатывающая аппаратура, соединяющаяся с ним гибким кабелем, – в заплечном контейнере. Усилитель изображения AN/TVS-4 Боевые действия в Индокитае были первой войной, где различные радиоэлектронные датчики и системы применялись наряду с традиционным оружием. Первое поколение таких систем имело много недостатков, так, бесподсветочные прицелы имели большой вес и размеры, малую дальность, а датчики очень часто выдавали ложную тревогу. Кроме того, после первых упешных опытов применения датчиков у личного состава появилось чувство ложной уверенности в отношении контроля подступов к опорным пунктам. Однако выяснилось, что дистанционные устройства при ошибочной установке фиксируют не все передвижения в джунглях. Примерно после двух лет использования датчиков эйфория от первоначальных успехов прошла, американцы поняли, что разные технические хитрости не являются панацеей в войне в джунглях. Тем не менее, опыт Вьетнама продемонстрировал, что в руках профессионалов электронная техника имеет высочайшую эффективность, особенно при решении разведывательных задач и охране объектов. Анатолий ДОКУЧАЕВ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|