Военная техника России: взгляд с Запада

Многочисленные западные военно-технические журналы пристально следят за развитием советской, а теперь и российской, боевой техники. Зачастую информация, почерпнутая из западной прессы, оказывается единственно доступной. И сегодня, несмотря на гласность и объявленную свободу прессы, не всегда можно найти данные по интересующим изделиям. Во времена исторического материализма, до перестройки, на обложки западных журналов, содержащих информацию о советской военной технике, бдительные товарищи из первых отделов ставили “гайку” – шестигранный штампик, в результате чего взять эти журналы в технической библиотеке рядовому инженеру предприятия “почтовый ящик № такой-то” или студенту какого-нибудь МАИ становилось крайне затруднительно. Если хочешь узнать что-нибудь новенькое об F-15 – пожалуйста, получи “Флайт” или “Авиэйшн Уик”, но если о МиГ-23, из тех же журналов, – ни в коем случае. Сейчас ситуация изменилась: никто не ставит штампики, но западные журналы по- прежнему недоступны широкой аудитории, отчасти из-за малого количества экземпляров, попадающих в нашу страну, отчасти – из-за высоких цен. Поэтому редакция начинает “откручивать гайки” и открывает рубрику “Взгляд с Запада”, где будут публиковаться переводы статей из иностранных журналов, посвященные советской и российской боевой технике. Не надо воспринимать буквально все, что пишут запойные авторы: в статьях порой много неточностей, иногда доходящих до курьезов. Как правило, писали они по горячим следам, имея минимум информации, иногда – десяток, другой мутных фотографий. Потом, журналы – это все-таки не филиал ЦРУ, и их сотрудики пользуются открытой информацией. А какая информация была в советской печати конца семидесятых – начала восьмидесятых годов, к примеру об отечественных межконтинентальных баллистических ракетах, вспомните, Уважаемый читатель. сами. Тем не менее, а целом, оценки западных экспертов правдоподобны. Кроме того всегда интересно знать мнение противника об.отечественном оружии.

Открывает рубрику публикация, посвященная одному из самых красивых боевых кораблей конца XX века – ракетному крейсеру “Слава”. Статья была опубликована в журнале “Интернэшнл Дифенс Ревю” в 1984 г., сразу же после вступления крейсера в строй.



Советский ракетный крейсер “Слава”

После необычно долгого периода постройки и сдаточных испытаний, длившегося с 1976 по 1982 г., крейсер “Слава” (прежде известный на западе как “Black Com 1” и “Krasin”) покинул Черное море, пройдя пролив Босфор 15 сентября 1983 г. Крейсер направился в Северную Атлантику. Строительство второго крейсера такого же класса близко к завершению, заложен третий корабль. На заводе им. 61 коммунара в г. Николаеве, где был построен крейсер “Слава”, ранее были построены семь крейсеров типа “Kara”, один такой корабль строился в среднем четыре года. Крейсера вступали в строй каждый год. Для постройки “Славы” заводу понадобилось шесть лет. Ожидается, что крейсера типа “Слава” будут передаваться ВМФ с интервалом в год – полтора. Более длительное время постройки новых крейсеров связано не только с возросшим объемом работ по окончательной сборке корабля, но и с задержками поставщиков комплектующих систем, и, возможно, из-за проблем, которые выявились в ходе испытаний головного крейсера, поскольку строительство второго ведется гораздо более медленными темпами.

Появление “Славы” первоначально создало впечатление (у западных экспертов – прим. перев.), что корабль представляет новое поколение советских крейсеров, однако, придирчивый анализ его конструкции показывает, что это не так. К примеру, подобное вооружение уже устанавливалось на крейсерах типа “Киев”, “Киров", эсминцах типа “Современный”. “Слава” является экономичной версией атомного крейсера “Киров” и предназначена больше для эскортных операций, чем для использования в качестве флагманского корабля. Подобно крейсеру “Киров”, основной упор в вооружении корабля сделан на ракетные комплексы класса “корабль – поверхность”, предназначенные для поражения надводных целей.

Новое поколение советских кораблей предназначено для действий в открытом океане в составе боевых групп, которые могут использоваться для борьбы с ударными авианосными группами, амфибийными силами, а также для борьбы на морских коммуникациях стран Запада (в том числе и против хорошо защищенных конвоев). Кроме того, боевые группы могут использоваться для действий против берега и поддержки десанта. Лишним доказательством того, что именно такие задачи ставятся новым кораблям, служит появление в составе ВМФ эсминцев типа “Современный”.

Корпус “Славы” сильно отличается от корпусов крейсеров типа “Kara”, хотя предположительно разработан на базе корпусов трех последних запланированных к постройке крейсеров типа “Kara” (N 8-10), строительство которых уже началось в Николаеве. Непосредственным предшественником этих трех крейсеров был четвертый корабль серии – “Азов”. Еще до вступления в состав ВМФ он был модернизирован в сторону усиления средств ПВО корабля и изменения состава вооружения с противолодочного на противокорабельное. “Слава” имеет длину 187 м – на 14 м длиннее крейсеров типа “Kara”, что позволило разместить на крейсере новые системы ПВО. Максимальная ширина корабля 19 м, что незначительно шире предшествующих крейсеров. Однако осадка “Славы” на 0,7 – 0.8 м больше и, видимо, составляет 7,4 – 7,5 м. Предположительно, как и на крейсерах предыдущего типа, на “Славе” установлены газотурбинные двигатели. “Слава” отличается от старых крейсеров необычно высоким мостиком с установленной на нем пирамидальной закрытой фок-мачтой, более высокой, чем грот-мачта, находящаяся перед дымовой трубой. Подобная конфигурация надстройки – результат принятой схемы размещения пусковых установок (ПУ) управляемых ракет класса "поверхность – поверхность”.



Вооружение

Анализ имеющихся в наличии фотографий крейсера позволяет предположить наличие на борту следующего вооружения:

УР класса “поверхность-поверхность”: восемь спаренных ПУ с углом возвышения 16” установлены на верхней палубе по бокам передней надстройки (по четыре с каждого борта). Цилиндрические контейнеры с ракетами имеют диаметр 2,0-2,1 м и длину 11,0-12,5 м. Более точно оценить длину контейнера сложно из-за того, что задняя часть контейнеров закрыта деталями конструкции. Размеры контейнеров и наличие РЛС сопровождения (такая же РЛС установлена на крейсере “Киров”) позволяют предположить, что в контейнерах размещены 16 ракет SS-N-12, которые являются главным оружием корабля. Предположительно, перезарядка ПУ в открытом море невозможна. Радиус ракет около 300 морских миль;

ЗУР дальнего радиуса действия: два ряда по четыре вертикальных ПУ (шахт) размещаются между краном и кормовой надстройкой. Каждая шахта имеет восемь плоских люков, расположенных по окружности, в центре которой расположен двигатель, вращающий установку. Между двумя рядами ПУ размещено оборудование, необходимое для перезарядки шахт. Диаметр каждой восьмизарядной ПУ примерно 4,0 м, что соответствует диаметру ПУ УР SA-N- 6, установленных на крейсере “Киров”. Наличие РЛС управления огнем зенитных ракет подтверждает факт нахождения на борту ракет SA-N-6; дальность стрельбы ракет более 30 миль. На крейсере “Слава” размещено 64 ПУ зениных ракет дальнего радиуса действия;

ЗУР ближнего радиуса действия: с каждой стороны вертолетного ангара, в начале квартдека, расположено по одной верткальной ПУ ракет SA-N-4. Ракеты этого типа используются на советских кораблях с 1970 г. Каждая шахта содержит спаренную ПУ и 20 ракет, радиус ракет 8,8 миль. РЛС управления огнем установлены впереди каждой шахты;

Артиллерийские системы крупного калибра: полностью автоматизированная двухствольная 130-мм башенная установка смонтирована на полубаке. Универсальные орудия со стволами длиной 70 калибров имеют скорострельность 65 выстрелов/мин и дальность стрельбы 28000 м. Такие же установки находятся на вооружении эсминцев типа “Современный”. Углы наводки орудий от – 5° до + 80° по возвышению и 250° по азимуту; если угол возвышения больше 30°, угол обстрела по азимуту около 300°. Сбоку башни смонтирован прицел оптического канала наведения, РЛС управления огнем смонтирована на крыше мостика. Охлаждение орудийных стволов – водяное;

Малокалиберная артиллерия: шесть шестиствольных 30-мм пушек типа Гэтлинг; подобные установки являются стандартными для кораблей ВМФ СССР, начиная с БПК типа “Kresta” II. Установки расположены тремя группами: две в передней части носовой надстройки и еще по две симметрично с обеих бортов на специальных платформах небольших надстроек в средней части крейсера. Огнем каждой группы управляет РЛС. Наиболее эффективна стрельба на расстоянии 1000 – 5000 м, скорострельность 3000 выстрелов/мин;

Торпедное вооружение: как и на крейсере “Киров”, торпедные аппараты “Славы" защищены специальными крышками; предположительно, крышки открываются вверх и внутрь, подобно дверям гаража. Вероятно, за каждой крышкой находится четырех- или пятитрубный 533-мм торпедный алларат. Торпеды могут применяться для поражения как надводных кораблей, так и подводных лодок;

Противолодочное вооружение: для крейсеров типа “Слава” задача борьбы с подводными лодками является второстепенной, поэтому состав противолодочного вооружения минимален: помимо торпедных аппаратов, установлены только два реактивных бомбомета РБУ- 6000 с дальностью стрельбы 6000 м;

Базирование вертолета: конфигурации вертолетной площадки и анагара похожи на подобные устройства крейсеров типа “Kara”, хотя площадка находится на 0,5 м ниже, а наклонная рампа позволяет закатывать или выкатывать вертолет из ангара без помощи подъемника, который был необходим на кораблях типа “Kresta” II и “Kara”. Размеры ангара позволяют разместить в нем только один вертолет Ка-25 или Ка-27. Сбоку от рампы расположен пост управления полетами. РЛС обеспечения захода на посадку “Fly Screen”, установленная на крейсере “Киров" и эсминцах типа “Удалой”, на “Славе" отсутствует;

Поисковые и навигационные РЛС: пирамидальная мачта, расположенная непосредственно за мостиком, достигает высоты 32 м над ватерлинией, в верхней точке мачты размещена трехкоординатная антенна РЛС обнаружения воздушных целей, подобные антенны установлены на крейсерах “Киров” и “Киев”, а также антенны УКВ связи. Ниже, на двух платформах, выступающих по бокам, и на одной, выступающей вперед, установлены антенны навигационной РЛС. РЛС этого типа устанавливаются на кораблях, начиная с начала семидесятых годов. На другой пирамидальной мачте, расположенной непосредственно перед дымовой трубой, установлена антенна РЛС обнаружения воздушных целей (аналогичная антенна установлена на крейсере “Киров”) и различные антенны аппаратуры радиоэлектронной борьбы.

РЛС управления огнем: антенна РЛС наведения ракет SS-N-12 расположена на передней грани фок-мачты, примерно на половине ее высоты. Антенна поразительно похожа на антенны РЛС управления огнем крейсеров типа “Киев". Наличие этой антенны послужило одним из доказательств факта оснащения крейсера “Слава” ракетами SS-N-12. Такие же ракеты, но в контейнерах другой формы, установлены на крейсерах типа “Киев”.

РЛС наведения зенитных ракет, такая же, как и на крейсере “Киров”, установлена на высокой платформе на крыше вертолетного ангара. Наличие этой РЛС позволило идентифицировать зенитно -ракетные комплексы крейсера “Слава” как SA-N-6, поскольку такими же ЗРК оснащен крейсер “Киров”. РЛС, наиболее современная в ВМФ СССР, способна сопровождать и осуществлять пуск ракет по восьми целям одновременно;

Две РЛС наведения ЗРК SS-N-4 ближнего радиуса действия расположены на специальных платформах по бокам вертолетного ангара;

РЛС управления артиллерийским огнем (РЛС этого типа используются для управления огнем 100-мм пушек крейсера “Киров”, фрегатов типа “Krivak” II и эсминцев типа “Удалой”, а также 130- мм орудий эсминцев типа “Современный”) расположена на крыше мостика. Управление огнем каждого плутонга 30- мм пушек обеспечивается РЛС. РЛС управления огнем передней пары установок установлена на платформе, возвышающейся непосредственно перед ходовым мостиком. РЛС управления огнем бортовых башен установлены на отдельных платформах над задней частью пусковых установок ракет SS-N-12. Наведение 30- мм орудий может осуществляться и с помощью оптического канала;


Ракетный крейсер "СЛАВА"


Гидроакустическая аппаратура: широкий пандус в середине кормы, имеющий обратный по отношению к самой корме наклон, служит для подъема и спуска погружаемой гидроакустической станции (ГАС). Предположительно, ГАС работает в диапазоне средник частот, как и станции крейсеров типа “Kara”. Судя по характеру волн, образующихся при движении крейсера “Слава”, корабль не имеет бульбообразного обтекателя больших размеров, но, возможно, в носовой подводной части корпуса установлена небольшая низкочастотная ГАС;

Средства погрузки и корабельные плавсредства: пространство между двумя дымоходами используется для походного расположения стрелы большого поворотного подъемного крана, установленного на платформе сразу за дымовыми трубами. Кран используется для подъема и спуска на воду корабельных катеров (размещеных по одному с каждого борта возле дымовой трубы), а также для подъема на борт амуниции и снаряжения. Два деррик-крана, установленных с боков вертолетного ангара, используются для погрузки ракет.


Детали конструкции

Корпус крейсера имеет очень длинный полубак, простирающийся вплоть до вертолетного ангара; оставшуюся часть протяженностью примерно 1/16 от всей длины корабля занимает кавртдек. Ниже верхней палубы расположены четыре (возможно и больше) закрытых палубы. Носовая надстройка представляет собой комбинацию из двухэтажной надстройки впереди и высокого пятиэтажного ходового мостика с пирамидальной главной мачтой. Высокий мостик необходим во избежание неприятных .эффектов, связанных с пуском ракет, ПУ которых расположены по бортам вдоль носовой надстройки. Грот-мачту от мостика отделяет небольшое пространство, за ней расположена спаренная дымовая труба. Кормовая двухдечная надстройка с ангаром для вертолета расположена в 18 м от дымовой трубы. На крейсере, вероятно, установлен активный успокоитель качки.


  “АЗОВ” “СЛАВА” “СЛАВА”* пр. 1164
Тип ВПК ** РКР РКР
Построен, г г. Водоизмещение, т 1972-77 1976-83 1976-83
полное 9700 12500 11280
стандартное 8200 10500 9500
Длина, м 173.8 187 187
Ширина, м 18.6 19 20,8
Макс. скорость хода, уз 34 33-34 32,5
Дальн. плав., миль(уз) 8800(15) ? 8070(18)
Экипаж, чел 525 600? 610
ВООРУЖЕНИЕ      
УР класса поверх­ - 8x2 SS-N-12 16x1 П-500
ность-поверхность   16 ракет 16 ракет
ПЛУР, ПУ 2x4 SS-N-14 - -
ЗРК. ПУ ?х8 SA-N-6 8x8 SA-N-6 64 ракеты 8x1 “Форт” 64 ракеты
  1x2 SA-N-3 44 ракеты 2x2 SA-N-4 40 ракет 2x2 “Оса” 40 ракет
  2x2 SA-N-4 40 ракет    
Артиллерия 2x2 76-мм 1x2 130-мм 1x2 130-мм
  4x6 30-мм 6x6 30-мм 6x6 30-мм
Торпедные аппараты 2x5 533-мм 2x5 533-мм 2x5 533-мм
Реактивные 2x12 РБУ-6000 2x12 РБУ-6000 2x12 РБУ-6000
бомбометы 2x6 РБУ-1000   144 бомбы
Вертолет 1 1 1

Примечания;

* технические данные приведены по материалам открытой российской печати

** по классификации НАТО – guided-missile cruiser (ракетный крейсер)


Заключение

Крейсер “Слава” закончил рейдовые и ходовые испытания на год позже, чем предполагалось. Акцент в вооружении корабля сделан на противокорабельных системах, которые могут применяться и для борьбы с береговыми целями. “Главным калибром" крейсера являютя 16 противокорабельных ракет SS-N-12, размещенных на верхней палубе в пусковых установках новой конструкции. Зенитное вооружение, по сравнению с кораблями предшествующих проектов (за исключением крейсера “Киров”), значительно усилено и состоит из ЗРК большой дальности SA-N-6 и ЗРК малой дальности SA-N-4. Для борьбы с воздушными целями могут также использоваться новейшие универсальные 130-мм орудия и шесть 30-мм пушек типа Гятлинг в башенных установках. Противолодочное вооружение “Славы”, кроме торпед, включает только два бомбомета РБУ6000, хотя крейсер имеет опускаемую ГАС. Особо следует отметить, что вопреки ожиданиям и предположениям, крейсер не оснащен противолодочным управляемым ракетным оружием дальнего действия (ПЛУРО) SS-N-14. Видимо, установить ПЛУРО не позволила нехватка свободной полощади на верхней палубе из-за установки ПУ ракет SS-N- 12, занимающих слишком много места. Наличие на борту только одного вертолета говорит о том, что вертолет нужен, главным образом, для загоризонтного наведения ракет; в то же время, вертолетный ангар “Славы” шире, чем ангар на эсминцах типа “Удалой”, которые несут два противолодочных вертолета Ка-27.

Ранее, при разработке кораблей “Kresta" II и “Kara”, основное внимание уделялось повышению эффективности борьбы с подводными лодками. Появление же крейсера “Слава”, предназначенного для борьбы с надводными целями, отражает изменение ситуации на море и оперативной роли советского ВМФ. Повышенная зависимость стран Запада от морских и океанских перевозок играла ведущую роль при разработке ракетных крейсеров, таких как “Kresta”I и “Kynda”. Проект “Славы” продолжает линию советских “ракетных крейсеров", но его противовоздушное вооружение значительно усилено и резко возросла автономность.

Сбалансированная эскадра для действий на океанских коммуникациях могла бы состоять из тяжелого крейсера типа “Киров" в качестве ядра ударной группы надводных кораблей, крейсера типа “Слава” в качестве эскортного, и эсминцев типа “Удалой” и типа “Современный”. Создание таких кораблей требует более значительных финансовых средств и больших производственных усилий, а также более высоких требований к проектам, чем в предшествующих кораблестроительных программах.

До тех пор, пока на каждый крупный боевой корабль типа крейсеров “Киров”, “Киев” или “Слава” не будет приходиться хотя бы по одному вспомогательному судну типа “Березина”, их боевая ценность при действиях на океанских просторах останется весьма сомнительной. ВМФ СССР все еще остается несбалансированным в этом отношении, и даже подводные лодки зависят от судов снабжения в случае действий за пределами “домашних” вод. Поэтому, появление в составе флота каждого нового боевого корабля, даже такого, как производящий очень сильное впечатление крейсер "Слава”, следует рассматривать в контексте общей стратегической, тактической и индустриальной ситуации во избежание их переоценки.


30 апреля 1997 года поднялся в небо боевой вертолёт нового поколения Ми-28 Н. Более подробный материал о вертолёте будет опубликован в ближайших номерах журнала.

(Фото Алексея Михеева)


Владивостокская крепость – одно из наиболее мощных оборонительных сооружений в мире.



Примечания:



Военная техника России: взгляд с Запада

Многочисленные западные военно-технические журналы пристально следят за развитием советской, а теперь и российской, боевой техники. Зачастую информация, почерпнутая из западной прессы, оказывается единственно доступной. И сегодня, несмотря на гласность и объявленную свободу прессы, не всегда можно найти данные по интересующим изделиям. Во времена исторического материализма, до перестройки, на обложки западных журналов, содержащих информацию о советской военной технике, бдительные товарищи из первых отделов ставили “гайку” – шестигранный штампик, в результате чего взять эти журналы в технической библиотеке рядовому инженеру предприятия “почтовый ящик № такой-то” или студенту какого-нибудь МАИ становилось крайне затруднительно. Если хочешь узнать что-нибудь новенькое об F-15 – пожалуйста, получи “Флайт” или “Авиэйшн Уик”, но если о МиГ-23, из тех же журналов, – ни в коем случае. Сейчас ситуация изменилась: никто не ставит штампики, но западные журналы по- прежнему недоступны широкой аудитории, отчасти из-за малого количества экземпляров, попадающих в нашу страну, отчасти – из-за высоких цен. Поэтому редакция начинает “откручивать гайки” и открывает рубрику “Взгляд с Запада”, где будут публиковаться переводы статей из иностранных журналов, посвященные советской и российской боевой технике. Не надо воспринимать буквально все, что пишут запойные авторы: в статьях порой много неточностей, иногда доходящих до курьезов. Как правило, писали они по горячим следам, имея минимум информации, иногда – десяток, другой мутных фотографий. Потом, журналы – это все-таки не филиал ЦРУ, и их сотрудики пользуются открытой информацией. А какая информация была в советской печати конца семидесятых – начала восьмидесятых годов, к примеру об отечественных межконтинентальных баллистических ракетах, вспомните, Уважаемый читатель. сами. Тем не менее, а целом, оценки западных экспертов правдоподобны. Кроме того всегда интересно знать мнение противника об.отечественном оружии.

Открывает рубрику публикация, посвященная одному из самых красивых боевых кораблей конца XX века – ракетному крейсеру “Слава”. Статья была опубликована в журнале “Интернэшнл Дифенс Ревю” в 1984 г., сразу же после вступления крейсера в строй.



Советский ракетный крейсер “Слава”

После необычно долгого периода постройки и сдаточных испытаний, длившегося с 1976 по 1982 г., крейсер “Слава” (прежде известный на западе как “Black Com 1” и “Krasin”) покинул Черное море, пройдя пролив Босфор 15 сентября 1983 г. Крейсер направился в Северную Атлантику. Строительство второго крейсера такого же класса близко к завершению, заложен третий корабль. На заводе им. 61 коммунара в г. Николаеве, где был построен крейсер “Слава”, ранее были построены семь крейсеров типа “Kara”, один такой корабль строился в среднем четыре года. Крейсера вступали в строй каждый год. Для постройки “Славы” заводу понадобилось шесть лет. Ожидается, что крейсера типа “Слава” будут передаваться ВМФ с интервалом в год – полтора. Более длительное время постройки новых крейсеров связано не только с возросшим объемом работ по окончательной сборке корабля, но и с задержками поставщиков комплектующих систем, и, возможно, из-за проблем, которые выявились в ходе испытаний головного крейсера, поскольку строительство второго ведется гораздо более медленными темпами.

Появление “Славы” первоначально создало впечатление (у западных экспертов – прим. перев.), что корабль представляет новое поколение советских крейсеров, однако, придирчивый анализ его конструкции показывает, что это не так. К примеру, подобное вооружение уже устанавливалось на крейсерах типа “Киев”, “Киров", эсминцах типа “Современный”. “Слава” является экономичной версией атомного крейсера “Киров” и предназначена больше для эскортных операций, чем для использования в качестве флагманского корабля. Подобно крейсеру “Киров”, основной упор в вооружении корабля сделан на ракетные комплексы класса “корабль – поверхность”, предназначенные для поражения надводных целей.

Новое поколение советских кораблей предназначено для действий в открытом океане в составе боевых групп, которые могут использоваться для борьбы с ударными авианосными группами, амфибийными силами, а также для борьбы на морских коммуникациях стран Запада (в том числе и против хорошо защищенных конвоев). Кроме того, боевые группы могут использоваться для действий против берега и поддержки десанта. Лишним доказательством того, что именно такие задачи ставятся новым кораблям, служит появление в составе ВМФ эсминцев типа “Современный”.

Корпус “Славы” сильно отличается от корпусов крейсеров типа “Kara”, хотя предположительно разработан на базе корпусов трех последних запланированных к постройке крейсеров типа “Kara” (N 8-10), строительство которых уже началось в Николаеве. Непосредственным предшественником этих трех крейсеров был четвертый корабль серии – “Азов”. Еще до вступления в состав ВМФ он был модернизирован в сторону усиления средств ПВО корабля и изменения состава вооружения с противолодочного на противокорабельное. “Слава” имеет длину 187 м – на 14 м длиннее крейсеров типа “Kara”, что позволило разместить на крейсере новые системы ПВО. Максимальная ширина корабля 19 м, что незначительно шире предшествующих крейсеров. Однако осадка “Славы” на 0,7 – 0.8 м больше и, видимо, составляет 7,4 – 7,5 м. Предположительно, как и на крейсерах предыдущего типа, на “Славе” установлены газотурбинные двигатели. “Слава” отличается от старых крейсеров необычно высоким мостиком с установленной на нем пирамидальной закрытой фок-мачтой, более высокой, чем грот-мачта, находящаяся перед дымовой трубой. Подобная конфигурация надстройки – результат принятой схемы размещения пусковых установок (ПУ) управляемых ракет класса "поверхность – поверхность”.



Вооружение

Анализ имеющихся в наличии фотографий крейсера позволяет предположить наличие на борту следующего вооружения:

УР класса “поверхность-поверхность”: восемь спаренных ПУ с углом возвышения 16” установлены на верхней палубе по бокам передней надстройки (по четыре с каждого борта). Цилиндрические контейнеры с ракетами имеют диаметр 2,0-2,1 м и длину 11,0-12,5 м. Более точно оценить длину контейнера сложно из-за того, что задняя часть контейнеров закрыта деталями конструкции. Размеры контейнеров и наличие РЛС сопровождения (такая же РЛС установлена на крейсере “Киров”) позволяют предположить, что в контейнерах размещены 16 ракет SS-N-12, которые являются главным оружием корабля. Предположительно, перезарядка ПУ в открытом море невозможна. Радиус ракет около 300 морских миль;

ЗУР дальнего радиуса действия: два ряда по четыре вертикальных ПУ (шахт) размещаются между краном и кормовой надстройкой. Каждая шахта имеет восемь плоских люков, расположенных по окружности, в центре которой расположен двигатель, вращающий установку. Между двумя рядами ПУ размещено оборудование, необходимое для перезарядки шахт. Диаметр каждой восьмизарядной ПУ примерно 4,0 м, что соответствует диаметру ПУ УР SA-N- 6, установленных на крейсере “Киров”. Наличие РЛС управления огнем зенитных ракет подтверждает факт нахождения на борту ракет SA-N-6; дальность стрельбы ракет более 30 миль. На крейсере “Слава” размещено 64 ПУ зениных ракет дальнего радиуса действия;

ЗУР ближнего радиуса действия: с каждой стороны вертолетного ангара, в начале квартдека, расположено по одной верткальной ПУ ракет SA-N-4. Ракеты этого типа используются на советских кораблях с 1970 г. Каждая шахта содержит спаренную ПУ и 20 ракет, радиус ракет 8,8 миль. РЛС управления огнем установлены впереди каждой шахты;

Артиллерийские системы крупного калибра: полностью автоматизированная двухствольная 130-мм башенная установка смонтирована на полубаке. Универсальные орудия со стволами длиной 70 калибров имеют скорострельность 65 выстрелов/мин и дальность стрельбы 28000 м. Такие же установки находятся на вооружении эсминцев типа “Современный”. Углы наводки орудий от – 5° до + 80° по возвышению и 250° по азимуту; если угол возвышения больше 30°, угол обстрела по азимуту около 300°. Сбоку башни смонтирован прицел оптического канала наведения, РЛС управления огнем смонтирована на крыше мостика. Охлаждение орудийных стволов – водяное;

Малокалиберная артиллерия: шесть шестиствольных 30-мм пушек типа Гэтлинг; подобные установки являются стандартными для кораблей ВМФ СССР, начиная с БПК типа “Kresta” II. Установки расположены тремя группами: две в передней части носовой надстройки и еще по две симметрично с обеих бортов на специальных платформах небольших надстроек в средней части крейсера. Огнем каждой группы управляет РЛС. Наиболее эффективна стрельба на расстоянии 1000 – 5000 м, скорострельность 3000 выстрелов/мин;

Торпедное вооружение: как и на крейсере “Киров”, торпедные аппараты “Славы" защищены специальными крышками; предположительно, крышки открываются вверх и внутрь, подобно дверям гаража. Вероятно, за каждой крышкой находится четырех- или пятитрубный 533-мм торпедный алларат. Торпеды могут применяться для поражения как надводных кораблей, так и подводных лодок;

Противолодочное вооружение: для крейсеров типа “Слава” задача борьбы с подводными лодками является второстепенной, поэтому состав противолодочного вооружения минимален: помимо торпедных аппаратов, установлены только два реактивных бомбомета РБУ- 6000 с дальностью стрельбы 6000 м;

Базирование вертолета: конфигурации вертолетной площадки и анагара похожи на подобные устройства крейсеров типа “Kara”, хотя площадка находится на 0,5 м ниже, а наклонная рампа позволяет закатывать или выкатывать вертолет из ангара без помощи подъемника, который был необходим на кораблях типа “Kresta” II и “Kara”. Размеры ангара позволяют разместить в нем только один вертолет Ка-25 или Ка-27. Сбоку от рампы расположен пост управления полетами. РЛС обеспечения захода на посадку “Fly Screen”, установленная на крейсере “Киров" и эсминцах типа “Удалой”, на “Славе" отсутствует;

Поисковые и навигационные РЛС: пирамидальная мачта, расположенная непосредственно за мостиком, достигает высоты 32 м над ватерлинией, в верхней точке мачты размещена трехкоординатная антенна РЛС обнаружения воздушных целей, подобные антенны установлены на крейсерах “Киров” и “Киев”, а также антенны УКВ связи. Ниже, на двух платформах, выступающих по бокам, и на одной, выступающей вперед, установлены антенны навигационной РЛС. РЛС этого типа устанавливаются на кораблях, начиная с начала семидесятых годов. На другой пирамидальной мачте, расположенной непосредственно перед дымовой трубой, установлена антенна РЛС обнаружения воздушных целей (аналогичная антенна установлена на крейсере “Киров”) и различные антенны аппаратуры радиоэлектронной борьбы.

РЛС управления огнем: антенна РЛС наведения ракет SS-N-12 расположена на передней грани фок-мачты, примерно на половине ее высоты. Антенна поразительно похожа на антенны РЛС управления огнем крейсеров типа “Киев". Наличие этой антенны послужило одним из доказательств факта оснащения крейсера “Слава” ракетами SS-N-12. Такие же ракеты, но в контейнерах другой формы, установлены на крейсерах типа “Киев”.

РЛС наведения зенитных ракет, такая же, как и на крейсере “Киров”, установлена на высокой платформе на крыше вертолетного ангара. Наличие этой РЛС позволило идентифицировать зенитно -ракетные комплексы крейсера “Слава” как SA-N-6, поскольку такими же ЗРК оснащен крейсер “Киров”. РЛС, наиболее современная в ВМФ СССР, способна сопровождать и осуществлять пуск ракет по восьми целям одновременно;

Две РЛС наведения ЗРК SS-N-4 ближнего радиуса действия расположены на специальных платформах по бокам вертолетного ангара;

РЛС управления артиллерийским огнем (РЛС этого типа используются для управления огнем 100-мм пушек крейсера “Киров”, фрегатов типа “Krivak” II и эсминцев типа “Удалой”, а также 130- мм орудий эсминцев типа “Современный”) расположена на крыше мостика. Управление огнем каждого плутонга 30- мм пушек обеспечивается РЛС. РЛС управления огнем передней пары установок установлена на платформе, возвышающейся непосредственно перед ходовым мостиком. РЛС управления огнем бортовых башен установлены на отдельных платформах над задней частью пусковых установок ракет SS-N-12. Наведение 30- мм орудий может осуществляться и с помощью оптического канала;


Ракетный крейсер "СЛАВА"


Гидроакустическая аппаратура: широкий пандус в середине кормы, имеющий обратный по отношению к самой корме наклон, служит для подъема и спуска погружаемой гидроакустической станции (ГАС). Предположительно, ГАС работает в диапазоне средник частот, как и станции крейсеров типа “Kara”. Судя по характеру волн, образующихся при движении крейсера “Слава”, корабль не имеет бульбообразного обтекателя больших размеров, но, возможно, в носовой подводной части корпуса установлена небольшая низкочастотная ГАС;

Средства погрузки и корабельные плавсредства: пространство между двумя дымоходами используется для походного расположения стрелы большого поворотного подъемного крана, установленного на платформе сразу за дымовыми трубами. Кран используется для подъема и спуска на воду корабельных катеров (размещеных по одному с каждого борта возле дымовой трубы), а также для подъема на борт амуниции и снаряжения. Два деррик-крана, установленных с боков вертолетного ангара, используются для погрузки ракет.


Детали конструкции

Корпус крейсера имеет очень длинный полубак, простирающийся вплоть до вертолетного ангара; оставшуюся часть протяженностью примерно 1/16 от всей длины корабля занимает кавртдек. Ниже верхней палубы расположены четыре (возможно и больше) закрытых палубы. Носовая надстройка представляет собой комбинацию из двухэтажной надстройки впереди и высокого пятиэтажного ходового мостика с пирамидальной главной мачтой. Высокий мостик необходим во избежание неприятных .эффектов, связанных с пуском ракет, ПУ которых расположены по бортам вдоль носовой надстройки. Грот-мачту от мостика отделяет небольшое пространство, за ней расположена спаренная дымовая труба. Кормовая двухдечная надстройка с ангаром для вертолета расположена в 18 м от дымовой трубы. На крейсере, вероятно, установлен активный успокоитель качки.


  “АЗОВ” “СЛАВА” “СЛАВА”* пр. 1164
Тип ВПК ** РКР РКР
Построен, г г. Водоизмещение, т 1972-77 1976-83 1976-83
полное 9700 12500 11280
стандартное 8200 10500 9500
Длина, м 173.8 187 187
Ширина, м 18.6 19 20,8
Макс. скорость хода, уз 34 33-34 32,5
Дальн. плав., миль(уз) 8800(15) ? 8070(18)
Экипаж, чел 525 600? 610
ВООРУЖЕНИЕ      
УР класса поверх­ - 8x2 SS-N-12 16x1 П-500
ность-поверхность   16 ракет 16 ракет
ПЛУР, ПУ 2x4 SS-N-14 - -
ЗРК. ПУ ?х8 SA-N-6 8x8 SA-N-6 64 ракеты 8x1 “Форт” 64 ракеты
  1x2 SA-N-3 44 ракеты 2x2 SA-N-4 40 ракет 2x2 “Оса” 40 ракет
  2x2 SA-N-4 40 ракет    
Артиллерия 2x2 76-мм 1x2 130-мм 1x2 130-мм
  4x6 30-мм 6x6 30-мм 6x6 30-мм
Торпедные аппараты 2x5 533-мм 2x5 533-мм 2x5 533-мм
Реактивные 2x12 РБУ-6000 2x12 РБУ-6000 2x12 РБУ-6000
бомбометы 2x6 РБУ-1000   144 бомбы
Вертолет 1 1 1

Примечания;

* технические данные приведены по материалам открытой российской печати

** по классификации НАТО – guided-missile cruiser (ракетный крейсер)


Заключение

Крейсер “Слава” закончил рейдовые и ходовые испытания на год позже, чем предполагалось. Акцент в вооружении корабля сделан на противокорабельных системах, которые могут применяться и для борьбы с береговыми целями. “Главным калибром" крейсера являютя 16 противокорабельных ракет SS-N-12, размещенных на верхней палубе в пусковых установках новой конструкции. Зенитное вооружение, по сравнению с кораблями предшествующих проектов (за исключением крейсера “Киров”), значительно усилено и состоит из ЗРК большой дальности SA-N-6 и ЗРК малой дальности SA-N-4. Для борьбы с воздушными целями могут также использоваться новейшие универсальные 130-мм орудия и шесть 30-мм пушек типа Гятлинг в башенных установках. Противолодочное вооружение “Славы”, кроме торпед, включает только два бомбомета РБУ6000, хотя крейсер имеет опускаемую ГАС. Особо следует отметить, что вопреки ожиданиям и предположениям, крейсер не оснащен противолодочным управляемым ракетным оружием дальнего действия (ПЛУРО) SS-N-14. Видимо, установить ПЛУРО не позволила нехватка свободной полощади на верхней палубе из-за установки ПУ ракет SS-N- 12, занимающих слишком много места. Наличие на борту только одного вертолета говорит о том, что вертолет нужен, главным образом, для загоризонтного наведения ракет; в то же время, вертолетный ангар “Славы” шире, чем ангар на эсминцах типа “Удалой”, которые несут два противолодочных вертолета Ка-27.

Ранее, при разработке кораблей “Kresta" II и “Kara”, основное внимание уделялось повышению эффективности борьбы с подводными лодками. Появление же крейсера “Слава”, предназначенного для борьбы с надводными целями, отражает изменение ситуации на море и оперативной роли советского ВМФ. Повышенная зависимость стран Запада от морских и океанских перевозок играла ведущую роль при разработке ракетных крейсеров, таких как “Kresta”I и “Kynda”. Проект “Славы” продолжает линию советских “ракетных крейсеров", но его противовоздушное вооружение значительно усилено и резко возросла автономность.

Сбалансированная эскадра для действий на океанских коммуникациях могла бы состоять из тяжелого крейсера типа “Киров" в качестве ядра ударной группы надводных кораблей, крейсера типа “Слава” в качестве эскортного, и эсминцев типа “Удалой” и типа “Современный”. Создание таких кораблей требует более значительных финансовых средств и больших производственных усилий, а также более высоких требований к проектам, чем в предшествующих кораблестроительных программах.

До тех пор, пока на каждый крупный боевой корабль типа крейсеров “Киров”, “Киев” или “Слава” не будет приходиться хотя бы по одному вспомогательному судну типа “Березина”, их боевая ценность при действиях на океанских просторах останется весьма сомнительной. ВМФ СССР все еще остается несбалансированным в этом отношении, и даже подводные лодки зависят от судов снабжения в случае действий за пределами “домашних” вод. Поэтому, появление в составе флота каждого нового боевого корабля, даже такого, как производящий очень сильное впечатление крейсер "Слава”, следует рассматривать в контексте общей стратегической, тактической и индустриальной ситуации во избежание их переоценки.


30 апреля 1997 года поднялся в небо боевой вертолёт нового поколения Ми-28 Н. Более подробный материал о вертолёте будет опубликован в ближайших номерах журнала.

(Фото Алексея Михеева)


Владивостокская крепость – одно из наиболее мощных оборонительных сооружений в мире.










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх