|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Броня и крылья на ладони Именно так называлась статья, посвященная смотру-конкурсу стендового моделизма, опубликованная в нашем журнале почти два года тому назад (см. «Т и О» №4/96). И вот, в конце 1997 г. в Центральном доме Авиации и космонавтики им. М.В.Фрунзе прошла очередная выставка стендовых моделей боевой и транспортной техники. Несмотря на то, что в этот раз на витринах было представлено чуть меньшее количество моделей, нежели на предыдущих конкурсах, это не предвещало закат моделизма в нашей стране. Напротив, кроме москвичей и жителей Подмосковья, в этот раз в конкурсе приняли участие представители других городов, в том числе целые клубы стендового моделизма, такие как «Авиатор» из Ханты-Мансийска, КСМ из Ульяновска, КТСМ «Весна» из украинского города Бровары и др. В общей сложности 162 участника представили на суд жюри 250 работ. Мало того, в отличие от всех предыдущих конкурсов здесь почти не было повторов – тех самых «джентльменских» наборов, ежегодно выставляемых для создания видимости массовости. А главное, к конкурсу проявили наконец-то интерес неоднократные победители всех слетов 80 х гг. Михаил Маслов и Валерий Кузнецов, причем Маслов принес на выставку уже модели своего сына. Но давайте вместе с вами пройдемся по выставочному залу и попробуем оценить представленные экспонаты. Первое, что бросается в глаза, это обилие диорам. Еще никогда, наверно, их не было так много. Кажется, они занимают все пространство, хотя между ними попадаются отдельные танки, самолеты и даже корабли в бутылках. При этом большинство диорам отражает фронтовые будни Вермахта и Люфтваффе. Интерес к боевой технике нашего противника в годы войны понятен, тем более, что многолетнее застойное «ни-ни» тоже сделало свое дело. В итоге «Тигр», «Пантера»и Ме-262 стали у нас чуть ли не любимыми игрушками. Хуже другое. Если еще год-два назад диорамы не несли никакого идеологического смысла, то в последнее время некоторые любители стендового моделизма стали позволять себе определенные вольности. Во всяком случае, уже появились трупы, а также пленные советские танкисты. Задумайтесь, господа моделисты, на выставку ведь и дети ходят. Но давайте вернемся к конкурсу и попробуем взглянуть на представленные диорамы с точки зрения моделиста. Как правило, за основу берется стандартная пластиковая модель танка или самолета, все остальное – или бурная фантазия автора, или попытка сделать «объемный слепок» с реальной фотографии. Среди танковых диорам, на мой взгляд, наиболее естественно смотрелась работа Сергея Игнатенко «Привал», представлявшая собой сцену загрузки снарядов в истребитель танков «Элефант» («Фердинанд»). Хорошая проработка мелких деталей, отличный фон, почти живые танкисты и… конечно, ложка дегтя – блестящая декаль на борту самоходки, сводящая на нет весь труд Сергея. Очень хорошее впечатление производила диорама Дмитрия Алексеева «Осень» с немецкой «Пантерой». Здесь не только танк и пехота, но и березы смотрелись правдоподобно. Великолепный танк был представлен на диораме «Железный крест» Сергея Цыганова. Здесь бравые фрицы пытаются спалить КВ-2, который в свою очередь давит немецкую противотанковую пушку. Все сделано мастерски. Хорошо съимитированы грязь и следы попадания вражеских снарядов и осколков. Автору удалось даже показать разлитый по броне бензин (его из канистры льет на моторный отсек танка один из оккупантов). Жаль только, что в этой диораме не чувствуется никакой динамики. Впрочем, добиться ее – большое искусство. Очевидно в диорамах нужно использовать более статичные позы. Так, модель танка «Меркава» Виктора Вострикова, хоть и не входила в раздел диорам, великолепно смотрелась не только за счет хорошей покраски и массы навесного оборудования, но и за счет почти живых танкистов, высунувших из люков свои закопченные лица. Довольно динамично смотрелась и диорама Алексея Одинокова с медленно бредущими немецкими солдатами. Ее название «Отступление»говорило само за себя. Две внушительных размеров диорамы в М1:48 Александра Колотилина, посвященных авиационной тематике, казалось были выполнены разными людьми. Одна из них, изображающая аэродром с ремонтируемыми Ju87 и Bf109, зенитной установкой, обложенной мешками с песком и другими атрибутами, выглядела весьма реалистично.Замызганная техника, тропинки на траве и прочие мелочи приковывали к себе внимание. Надо отдать должное Александру, за несколько последних лет столь интересных авиадиорам на конкурсах не было. К сожалению, его вторая работа померкла на фоне первой. Самолеты (FW-190 и Bfl09) безо всяких следов эксплуатации выглядели красивыми игрушками, а летчики, несмотря на отчаянное положение (диорама называется «Последние дни Люфтваффе») просто излучали самодовольство. Довершали столь радостную картину механики, один из которых зачем-то ковырялся в новеньком авиационном моторе, установленном на козлы, а другой под майским ласковым солнцем надраивал до блеска штабной BMW. Очень хорошо смотрелась диорама Сергея Бушуева (1:72), изображающая F-4 «Фантом» на палубе авианосца «Корал Си». В отличие от других диорам подобного плана Сергей показал не только часть взлетной палубы, но и значительный кусок островной надстройки корабля, создавая тем самым задний план – довольно удачное решение всей композиции. Прежде чем основательно разобраться с моделями самолетов, давайте ненадолго вернемся к танкам. Здесь хотелось бы выделить несколько работ постоянных участников выставок. О Викторе Вострикове и его «Меркаве» уже говорилось выше. Им же были представлены и другие модели. Особо хотелось бы отметить танк «Челленджер» и грузовик М-35, на которые он изумительно хорошо «посадил» пыль. Илья Переславцев просто «убил» всех своим «Ягдтигром», а Дмитрий Недогонов представил великолепные(другого слова не подберешь) Т-34, Су-100, КВ и ИСУ-152. Единственное, что смущало в этих моделях, так это их тождественная реалистичность. Судя по грязи на гусеницах, казалось, что все эти боевые машины только что вылезли из одного и того же болота. Ну а теперь перейдем к самому многочисленному классу представленных экспонатов-самолетам.И каких машин здесь только не было. От самолетов первой мировой войны до Ту-160 и Су-34 самых замысловатых цветов. Появились даже экзотики в виде моделей нереализованных немецких проектов, а также «хохмочки» типа трехмоторного «Бофайтера» и поплавковых Яков. Призеры выставки МКСМ-97
Как вы, наверно, знаете, практически все авиамоделисты-стендовики разделились на две группы: любителей «полочного» масштаба 1:72 и «музейного» – 1:48. Мало того, и те и другие делятся на «винты» и «трубы». Время от времени кто-то из «ненормальных» (к коим я отношу и себя) привозит на конкурсы и модели в М1:32. Многолетняя практика проведения выставок показала, что на такие модели почти никто не смотрит, а организаторы слетов стараются задвинуть их подальше и пониже. Но все это было до того момента, пока Сергей Захаров из г. Новокуйбышевска не извлек из коробок самодельные Су-27, Су-34 и F/A-18, выполненные в М1:42!!! Что можно сказать? На мой взгляд Су-34 и F/A-18 просто «украли» выставку. Прежде всего хочется отметить хорошее качество работы, проработку всех мелких деталей и узлов, а на F/A -18 открывающиеся панели и прочие подвижные элементы. Но самое главное – точно угаданный масштаб. Как известно, отдельные самолеты в разных масштабах смотрятся по разному. Никогда Bf109 не заиграет ни в масштабе 1:72, ни в 1:32. Его удел – 1:48, a F-15, наоборот, в 72-м смотрится гораздо лучше. По роду своей профессиональной деятельности мне приходилось изготавливать Су- 34 и в М 1:72 и 1:48. И уже несколько лет тому назад мне стало ясно, что этот самолет лучше всего будет смотреться, если его размер составит порядка 50 см. На данной выставке я с удовольствием разглядывал реализованное подтверждение своих догадок. Одним словом, «свободный» класс начинает пробивать себе дорогу. В более традиционном масштабе 1:48 как всегда массу моделей выставил ветеран всех конкурсов Александр Седун. Он представил на выставку более десятка моделей, из которых Р-47, «Темпест» и «Харрикейн» в зимней окраске были показаны впервые. Валерий Кузнецов (о нем говорилось в начале статьи) после нескольких лет отшельничества скромно выставил на суд жюри невзрачный МиГ-9 – стопроцентную самоделку с подвижными поверхностями управления и такой проработкой ниш шасси, что многие разводили руками, не понимая как же это сделано. Жаль не успел он подготовить к конкурсу МиГ-19. Очень хорошо были собраны модель И-153 Сергея Косачева, уже становившегося победителем предыдущих конкурсов, а также Су-27 Романа Кочнева (к сожалению она стояла в самом нижнем ряду и ее почти не было видно). Особое внимание следует обратить на группу моделей истребителя С-16 Сергея Бабича. Они были и на колесах, и на лыжах, и на поплавках. Особенно сильное впечатление производил колесный вариант. За одни только спицы в колесных дисках его можно было выносить на призовое место. Но это не все. Безукоризненное выполнение всей модели, точнейшая имитация полотняной обшивки и даже работа тяг управления производили довольно сильное впечатление на тех, кто брал эту модель в руки (к счастью для Сергея, таких было не так уж много). И еще несколько слов о масштабе 1:48. Окинув взглядом всю экспозицию, я хотел бы отметить, что несколько моделей самолетов, пусть даже и не очень хорошо сделанные и имевшие отдельные недостатки, смотрелись весьма реалистично. Это Р-38 А. Седуна и М200, М202 А.Сангалова. Переходя к рассмотрению любимого всеми масштаба 1:72 хотелось бы отметить следующее: в этот раз почти все представленные модели были очень высокого качества исполнения. В то же время очень жаль, что в витринах не было той огромной комариной стаи всевозможных детских поделок,склеенных наспех и покрашенных кисточкой. Ребята, вы что, испугались конкуренции взрослых дядей, которые забирают все первые места? Это все ерунда. Конкурс это прежде всего праздник и радость. А такой модели как ваша все равно ни у кого больше нет. И ведь кто-то приходит сюда не на конкурс, а просто на выставку, посмотреть самолеты. Да, и где еще увидишь сразу такое многообразие типов летательных аппаратов. К тому же так интересно угадывать знакомые силуэты в огромном многообразии представленных моделей. Но вернемся к лучшим моделям сезона. Прежде всего, сразу же ощущаешь борьбу двух стоящих рядом «ИГЛов» – F-15C Сергея Черных и F-15E Вячеслава Похило. Конкуренты сильные. Оба – победители слета 1996 г., хотя и в разных номинациях. Тут на модели нужно просто смотреть. Словами их не опишешь. Посмотрим лучше, что скажет жюри. Идем дальше вдоль стеклянных витрин. Стоп. Наше внимание притягивает к себе F-4E«Фантом»II, уляпанный декалями как рождественская елка. Но зато рядом с ним изумительно «живой» F-80 и совершенно бесподобный F 89«Скорпион». Каждая его панель, каждый лючек покрашены отдельно, настолько удачно подобрана краска, что не остается никаких сомнений, что это работа Максима Гуменюка. Так и хочется крикнуть: «Бог с ними, со всеми мелочами, доработками и наворотами.Уважаемые члены жюри, не трогайте руками эти две модели, отойдите на полметра и просто смотрите, ведь они сейчас полетят». Еще только две модели ( на мой взгляд, естественно) не уступали вышеописанным по реалистичности восприятия – это блестящий (в прямом смысле) FH- 1«Фантом»1 Николая Ковязина и матовый черный Х-15 с хромированными баками Андрея Зенова. А вот Валерий Вишняков, также постоянный призер всех последних конкурсов, похоже не сумел добиться полной реалистичности своих F-16 и RF-101, хотя выполнены они безукоризненно. Из представленных им моделей мне более всего понравился RC-135, который вместе с самодельным Ту-160 С. Бабича являлся самым крупным экспонатом в классе 1:72. И все же наибольшее впечатление производила на всех модель истребителя МиГ-21 Александра Мигачева. Обычный чешский пластик был аккуратно обклеен металлической фольгой с имитацией всех накладок, лючков, болтов и анкерных гаек, да так, что не оставалось никакого сомнения, что перед вами настоящий маленкий самолет. Общее впечатление усиливали тщательно проработанные стойки шасси и ниши колес, кабина пилота, воздухозаборник двигателя и реактивное сопло. И даже трубка ПВД, казалось, была настоящей, только уменьшенной в 72 раза. Перед такой работой, пожалуй, и Левша снял бы шапку. Внешний вид модели чуть-чуть портил черезчур блестящий вид и казалось, что МиГ сделан не из дюраля, а из полированного серебра. В то же время по целому комплексу параметров эта модель заслуживает самой высокой оценки. В заключение, прежде чем предоставить слово жюри, мне хотелось бы обратить внимание читателей вот на что: многие из Вас увлекаются стендовым моделизмом и наверно хотели принять участие в наших слетах. Но где и как о них узнать? Ведь объявление в журналах дойдет до Вас уже после окончания выставки. Поэтому отправьте в московский клуб стендового моделизма письмо с вложенным конвертом, и вам заранее сообщат об условиях проведения конкурса. Адрес: 105264, Москва, 9-я Парковая ул., д. 54, корп. 1, кв. 19 Васильеву А. И. Фоторепортаж с выставки стендовых моделей Андрея Малышева Михаил НИКОЛЬСКИЙ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|