|
||||
|
Календарь отечественного кораблестроения Девяносто пять лет назад, 24 (11 по ст. от.) 1903 года в Петербургском порту началось строительство мореходной канонерской лодки «Хивинец». В январе 1902 года Главный морской штаб принял решение о разработке проекта канонерской лодки, предназначавшейся «для стационарной службы в водах Персидского залива и Шатт-эль-Араба». Проектируемый корабль должен был обладать мореходными качествами, необходимыми для океанских переходов и иметь «внушительный внешний вид». Ввиду исключительных условий предстоящей службы предписывалось иметь «приспособления для охлаждения всего судна» и обеспечить хорошие условия обитаемости. Проект канонерской лодки-стационара водоизмещением 1316т был утвержден 22 апреля 1903 года 1* . Работы начались фактически 11 сентября 1903 года, а официальная закладка состоялась 28 августа следующего года. Постройка была закончена в октябре 1905 года и в 1906 году «Хивинец» вошел в строй. Две паровые машины по 751 л. с. обеспечивали канонерской лодке максимальную скорость 11 уз, дальность плавания 2070 миль. Вооружение состояло из двух 120-мм и восьми 75-мм орудий, трех пулеметов. Бронирована была только рубка – 25 мм. Экипаж 167 человек. Для охлаждения внутренних помещений было установлено три рефрежераторных машины углекислотного типа. 18 сентября 1906 года «Хивинец» ушел на Крит на стационарную службу, которую нес до июня 1912 года, после чего у шел на ремонт в Севастополь. К началу первой мировой войны лодка находилась на Балтике и входила в состав Учебного отряда Морского корпуса, принимала участие в войне. После революции корабль находился на долговременном хранении в Кронштадте. После ремонта с февраля 1922 года входил в состав Учебного отряда Морских сил Балтийского моря, 31 декабря переименован в «Красную звезду». С июля 1928 по март 1944 года «Хивинец» выполнял роль плавбазы. В июне 1944 года исключен из списков флота и после войны разрезан на металл. 1* Все даты до 14 февраля 1918 года даны по старому стилю Восемьдесят пять лет назад, 17(4 по ст.ст.) сентября 1913 года вступил в строй первый паротурбинный эсминец Российского флота «Новик». Закладка нового, «36-узлового» эсминца состоялась 19 июля 1910 года. 4 апреля 1911 года корабль зачислили в список судов флота и присвоили имя «Новик», 21 июня состоялся его спуск на воду. В сентябре 1913 года «Новик» вошел в состав Балтийского флота. Три паровые турбины общей мощностью 40 000 л. с. позволили развить на испытаниях максимальную скорость 37,3 уз при водоизмещении 1260 т. Такой скоростью в то время не обладал ни один боевой корабль в мире. Вооружение состояло из четырех 100-мм орудий, четырех пулеметов, четырех двухтрубных поворотных торпедных аппаратов калибра 450 мм. Кроме того, корабль мог принимать на борт 50 мин заграждения. Морское министерство России приняло решение построить большую серию кораблей типа «Новик». При этом первоначальный проект претерпел изменения, особенно в части главных, машин и торпедного вооружения. В зависимости от завода-строителя и времени постройки корабли имели несколько модификаций. Теперь все они оборудовались двухвальной силовой установкой с суммарной мощностью турбин от 25 000 (1914 1915 гг. постройки) до 32 700 л. с. на последующих сериях. Поэтому и скорость полного хода колебалась от 30 до 35 уз. Эскадренные миноносцы типа «Новик» строились для Черного и Балтийского морей. Для этого были привлечены заводы: Метачлический, Пугиловскнй и Невский в Петрограде, «Наваль» и «Руссуд» в Николаеве, Херсонский завод, Русско-Балтийский завод и завод Беккера в Ревеле. Мюль грабенская верфь в Риге. Всего было построено 37 единиц, пять из них вступили в строй в годы Советской власти. 20 вошли в состав Балтийского флота, 17 – в состав Черноморского. После окончания Гражданской войны в составе советского ВМФ осталось 16 «новиков», из них 12 – на Балтике и 4 на Черном море. В 1933- 1936 гг. три эсминца с Балтики были переведены на Север, а два – на Дальний Восток. Во время Великой Отечественной войны эсминцы типа «Новик» принимали активное участие в боевых действиях. Четыре из них – «Валериан Куйбышев», «Незаможник», «Железняков» и «Войков» были награждены орденом Красного Знамени. Удачная конструкция, высокие боевые и маневренные качества обусловили длительный срок их жизни. Последние пять кораблей исключены из состава флота и разобраны во второй половине 50 -х подов. Восемьдесят пять лет назад, 28 (15 и> ст.ст.) сентября 1913 года на Балтийском заводе состоялась официальная закладка четырех подводных лодок типи <Барс». В 1912 году была принята «Программа спешного усиления Балтийского флота», по которой предстояло предстояло построить 12 подводных лодок для Балтики и шесть для Сибирской флотилии. После длительных обсуждений в качестве прототипа приняли черноморские подводные лодки типа «Морж» (Техника и вооружение, № 8, 1998) с внесением в проект ряда усовершенствовании. Разработка технической документации была возложена АО «Ноблссснср» в Ревеле, куда к тому времени перешли на службу братья Бубновы. Головным по постройке лодок определен Балтийский завод. Постройка первых четырех лодок типа «Барс» (такое наименование они получили по названию головной) началась на Балтийском заводе в августе 1913 года, официальная церемония закладки уже строившихся лодок состоялась 15 сентября. Закладка подводных лодок на верфи «Ноблссснср» началась годом позже. Первые две подводные лодки – «Барс» и «Гепард» – Балтийский завод предъявил к испытаниям в июле 1915 года. В 1917 году были сданы две последние, предусмотренные заказом – «Единорог» и «Змея». Гораздо менее успешно со своими заданиями справлялась Петровская верфь (до 1915 года «Ноблесснер»). Первая лодка этой верфи – «Тигр» – прошла приемные испытания только 14 апреля 1916 года. В результате достройка трех из заказанных «Ноблесснеру» лодок была передана Балтийскому заводу. Две из них «Ерш» и «Форель» – достраивались по измененному проекту в качестве подводных минных заградителей. 17 марта 1915 года Морское министерство заключило контракт с Обществом николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ) на постройку для Черного моря четырех подводных лодок по модернизированному проекту «Барс». 30 января 1915 года аналогичный заказ получил Балтийской завод со сдачей лодок на Черном море Николаевским отделением завода. К сожалению, судьба черноморских «барсов» сложилась неудачно. Ни одна из заложенных лодок так и не успела принять участие в первой мировой войне. В мае 1918 года они были захвачены германскими войсками, в декабре перешли в руки англо французских интервентов. Оставляя Россию, они затопили четыре лодки, а две «Буревестника» и «Утку» увели при отступлении в Бизерту (Тунис), где их интернировали. Больше повезло балтийским «барсам». Большинство из них было достроено до конца войны и приняло активное участие в боевых действиях, при этом ни одна лодка не была потеряна. После революции все они вошли в состав Красного флота и многие из них состояли в боевом составе до конца 20 х годов. Особое место среди подводных лодок типа «Барс» занимает «Пантера». 31 августа 1918 года она открыла боевой счет советских подводников, потопив торпедным залпом новейший английский миноносец «Витториа». Единственная из лодок этого типа в 1933-1935 гг. прошла модернизацию: были установлены новые более мощные дизели, калибр торпедных аппаратов увеличен до 533 мм, надстройка и ограждение рубки приобрели современные очертания. Только в 1940 году она была выведена из боевого состава и переформирована в опытовую. Во время войны служила плавучей зарядной станцией, а исключена из состава флота и разобрана на металл уже после войны. Подводные лодки типа «Барс» имели надводное водоизмещение 650, подводное- 780 т, длину – 68, ширину 4,5, осадку в надводном положении – 3,9 м, глубину погружения: рабочую – 45, предельную – 90 м. Подводный ход обеспечивали два электродвигателя по 450 л. с., максимальная скорость – 9 уз. Надводная скорость в зависимости от мощности дизелей колебалась от 9,5 до 16 узлов. Вооружение состояло из двух носовых, двух кормовых трубчатых и 8 наружных, торпедных аппаратов системы Джевецкото калибра 450 мм. На первых лодках, они располагались о наружи прочного корпуса по бортам в специальных, нишах. Опыт эксплуатации показал, что при движении в надводном положении в ветренную погоду образуемые ими волны и брызги заливают мостик. На лодках более поздней постройки их подняли до уровня верхней палубы, а в дальнейшем вообще демонтировали. Артиллерийское вооружение состояло из 2-3 орудий калибра 37-75 мм. Пятьдесят лет назад, 29 сентября 1948 года со стапеля завода имени А.А. Жданова спущен на воду газонной эскадренный миноносец «Смелый» проекта 30бис. Разработка проекта 30 эскадренного миноносца, который должен был заменить основные корабли этого класса 30-х годов проектов 7 и 7У, велась в 1938 1939 гг.. в КБ завода 190 имени А.А.Жданова в Ленинграде. Проект был утвержден 27 октября 1939 года и в том же году началась постройка большой серии эсминцев. Головной корабль – «Огневой» был заложен на заводе 200 имени 61 го коммунара в Николаеве 20 августа 1939 года. Всего по этому проекту заложили 28 эсминцев на заводах в Николаеве, Ленинграде, Молотовске и Комсомльске-на-Амурс. До начала войны на воду успели спустить пять кораблей – два в Николаеве и три на заводе 190 в Ленинграде, но достроить ни один из них не удалось. В августе 1941 гола корпуса «Огневого» и «Озорного» удалось вывести из Николаева, остальные были захвачены немцами и позже разобраны. Строительство других кораблей этого проекта было приостановлено, за исключением «Огневого», который достроили во время войны. Возобновление строительства эскадренных миноносцев после войны началось с достройки по откорректированному проекту 30К законсервированных в различной технической готовности 10 кораблей проекта 30. Корректировка осуществлена в ЦКБ-53, созданном в апреле 1946 года на базе филиала ЦКБ-17 на заводе 190. Главный конструктор проекта Д.М.Юновидов. От «тридцаток» новые короли отличались установкой средств радиолокации, усилением зенитного и торпедного вооружения, заменой на более совершенную аппаратуры радиосвязи. Их постройка осуществлялась на четырех судостроительных предприятиях страны в Ленинграде на заводе 190, в Молотовске на заводе 402, в Комсомольске-на-Амурс на заводе 202 и в Николаеве на заводе 200. Головной, построенный в Комсомольске на Амуре, вступил в строй в 1947, последние три – в 1949 году. В целом эсминцы проекта 30К явились шагом вперед в развитии этого класса, но они уже не могли полностью отвечать требованиям к боевым качествам кораблей послевоенной постройки. В связи с этим началась разработки коренной модернизации эсминцев проекта 30 по проекту 30бис. При сохранении основного состава вооружения (кроме замены трехтрубных торпедных аппаратов на пятитрубные), механизмов, основного оборудования и устройств, корпус корабля проектировался заново о изменением основных размерений и полностью сварной конструкции. Технический проект 30бис был утвержден постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1947 года. Он разрабатывался в ЦКБ-53, главный конструктор проекта О.Л.Фишер. Головной корабль проекта 30бис «Смелый» был заложен на заводе 190 16 мая 1943 года, спущен на воду 29 сентября того же года, вступил в строй 21 декабря 1949 года. Всего с 1948 по 1953 год было построено 68 эскадренных миноносцев проекта 30бис. Основные характеристики корабля следующие: водоизмещение нормальное – 2316, полное – 3066 т; длина наибольшая 120,5, ширина наибольшая – 12,0, осадка средняя при нормальном водоизмещении – 3,9 м; мощность главной энергетической установки 2 х 30 000 л. с.; скорость полного хода – - 36,6 уз; дальность плавания 3660 миль при скорости 15,7 уз; автономность – 10 суток; вооружение: два двухствольных 130 мм башенных установки Б2-ЛМ, одна двухствольная 85-мм башенная установка 92 К, семь одноствольных 37-мм зенитных автоматов 70 К, два спаренных крупнокалиберных пулемета, два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-30бис калибра 533 мм, два бомбомета БМВ I или БМБ-2, два кормовых бомбосбрасывателя; в перегруз могли приниматься мины заграждения; экипаж – 286 человек. В процессе строительства в состав проекта вносились изменения в состав вооружения. Начиная с 1957 года была проведена модернизация девяти кораблей, направленная на усиление противовоздушной и противолодочной обороны, по проекту 31. Вместо носового торпедного аппарата, 85- н 37-мм орудий было установлено пять 57-мм автоматов ЗИФ-71 с системами управления Фут-Б. два реактивных бомбомета РВУ 2500, более совершенные радиолокационные и гидроакустические станции. В результате стандартное водоизмещение возросло до 2600 т, а скорость упала до 33 узлов. В конце 50-х – начале 60-х 11 кораблей были модернизированы для работы в странах с жарким климатом гг переданы девять единиц Индонезии и два – Египту, кроме того, из состава действующего флота по два корабля без переоборудования Египту и Польше. Публикацию подготовил В. Газенко Из истории отечественной артиллерии Александр Широкорад Примечания:Календарь отечественного кораблестроения Девяносто пять лет назад, 24 (11 по ст. от.) 1903 года в Петербургском порту началось строительство мореходной канонерской лодки «Хивинец». В январе 1902 года Главный морской штаб принял решение о разработке проекта канонерской лодки, предназначавшейся «для стационарной службы в водах Персидского залива и Шатт-эль-Араба». Проектируемый корабль должен был обладать мореходными качествами, необходимыми для океанских переходов и иметь «внушительный внешний вид». Ввиду исключительных условий предстоящей службы предписывалось иметь «приспособления для охлаждения всего судна» и обеспечить хорошие условия обитаемости. Проект канонерской лодки-стационара водоизмещением 1316т был утвержден 22 апреля 1903 года 1* . Работы начались фактически 11 сентября 1903 года, а официальная закладка состоялась 28 августа следующего года. Постройка была закончена в октябре 1905 года и в 1906 году «Хивинец» вошел в строй. Две паровые машины по 751 л. с. обеспечивали канонерской лодке максимальную скорость 11 уз, дальность плавания 2070 миль. Вооружение состояло из двух 120-мм и восьми 75-мм орудий, трех пулеметов. Бронирована была только рубка – 25 мм. Экипаж 167 человек. Для охлаждения внутренних помещений было установлено три рефрежераторных машины углекислотного типа. 18 сентября 1906 года «Хивинец» ушел на Крит на стационарную службу, которую нес до июня 1912 года, после чего у шел на ремонт в Севастополь. К началу первой мировой войны лодка находилась на Балтике и входила в состав Учебного отряда Морского корпуса, принимала участие в войне. После революции корабль находился на долговременном хранении в Кронштадте. После ремонта с февраля 1922 года входил в состав Учебного отряда Морских сил Балтийского моря, 31 декабря переименован в «Красную звезду». С июля 1928 по март 1944 года «Хивинец» выполнял роль плавбазы. В июне 1944 года исключен из списков флота и после войны разрезан на металл. 1* Все даты до 14 февраля 1918 года даны по старому стилю Восемьдесят пять лет назад, 17(4 по ст.ст.) сентября 1913 года вступил в строй первый паротурбинный эсминец Российского флота «Новик». Закладка нового, «36-узлового» эсминца состоялась 19 июля 1910 года. 4 апреля 1911 года корабль зачислили в список судов флота и присвоили имя «Новик», 21 июня состоялся его спуск на воду. В сентябре 1913 года «Новик» вошел в состав Балтийского флота. Три паровые турбины общей мощностью 40 000 л. с. позволили развить на испытаниях максимальную скорость 37,3 уз при водоизмещении 1260 т. Такой скоростью в то время не обладал ни один боевой корабль в мире. Вооружение состояло из четырех 100-мм орудий, четырех пулеметов, четырех двухтрубных поворотных торпедных аппаратов калибра 450 мм. Кроме того, корабль мог принимать на борт 50 мин заграждения. Морское министерство России приняло решение построить большую серию кораблей типа «Новик». При этом первоначальный проект претерпел изменения, особенно в части главных, машин и торпедного вооружения. В зависимости от завода-строителя и времени постройки корабли имели несколько модификаций. Теперь все они оборудовались двухвальной силовой установкой с суммарной мощностью турбин от 25 000 (1914 1915 гг. постройки) до 32 700 л. с. на последующих сериях. Поэтому и скорость полного хода колебалась от 30 до 35 уз. Эскадренные миноносцы типа «Новик» строились для Черного и Балтийского морей. Для этого были привлечены заводы: Метачлический, Пугиловскнй и Невский в Петрограде, «Наваль» и «Руссуд» в Николаеве, Херсонский завод, Русско-Балтийский завод и завод Беккера в Ревеле. Мюль грабенская верфь в Риге. Всего было построено 37 единиц, пять из них вступили в строй в годы Советской власти. 20 вошли в состав Балтийского флота, 17 – в состав Черноморского. После окончания Гражданской войны в составе советского ВМФ осталось 16 «новиков», из них 12 – на Балтике и 4 на Черном море. В 1933- 1936 гг. три эсминца с Балтики были переведены на Север, а два – на Дальний Восток. Во время Великой Отечественной войны эсминцы типа «Новик» принимали активное участие в боевых действиях. Четыре из них – «Валериан Куйбышев», «Незаможник», «Железняков» и «Войков» были награждены орденом Красного Знамени. Удачная конструкция, высокие боевые и маневренные качества обусловили длительный срок их жизни. Последние пять кораблей исключены из состава флота и разобраны во второй половине 50 -х подов. Восемьдесят пять лет назад, 28 (15 и> ст.ст.) сентября 1913 года на Балтийском заводе состоялась официальная закладка четырех подводных лодок типи <Барс». В 1912 году была принята «Программа спешного усиления Балтийского флота», по которой предстояло предстояло построить 12 подводных лодок для Балтики и шесть для Сибирской флотилии. После длительных обсуждений в качестве прототипа приняли черноморские подводные лодки типа «Морж» (Техника и вооружение, № 8, 1998) с внесением в проект ряда усовершенствовании. Разработка технической документации была возложена АО «Ноблссснср» в Ревеле, куда к тому времени перешли на службу братья Бубновы. Головным по постройке лодок определен Балтийский завод. Постройка первых четырех лодок типа «Барс» (такое наименование они получили по названию головной) началась на Балтийском заводе в августе 1913 года, официальная церемония закладки уже строившихся лодок состоялась 15 сентября. Закладка подводных лодок на верфи «Ноблссснср» началась годом позже. Первые две подводные лодки – «Барс» и «Гепард» – Балтийский завод предъявил к испытаниям в июле 1915 года. В 1917 году были сданы две последние, предусмотренные заказом – «Единорог» и «Змея». Гораздо менее успешно со своими заданиями справлялась Петровская верфь (до 1915 года «Ноблесснер»). Первая лодка этой верфи – «Тигр» – прошла приемные испытания только 14 апреля 1916 года. В результате достройка трех из заказанных «Ноблесснеру» лодок была передана Балтийскому заводу. Две из них «Ерш» и «Форель» – достраивались по измененному проекту в качестве подводных минных заградителей. 17 марта 1915 года Морское министерство заключило контракт с Обществом николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ) на постройку для Черного моря четырех подводных лодок по модернизированному проекту «Барс». 30 января 1915 года аналогичный заказ получил Балтийской завод со сдачей лодок на Черном море Николаевским отделением завода. К сожалению, судьба черноморских «барсов» сложилась неудачно. Ни одна из заложенных лодок так и не успела принять участие в первой мировой войне. В мае 1918 года они были захвачены германскими войсками, в декабре перешли в руки англо французских интервентов. Оставляя Россию, они затопили четыре лодки, а две «Буревестника» и «Утку» увели при отступлении в Бизерту (Тунис), где их интернировали. Больше повезло балтийским «барсам». Большинство из них было достроено до конца войны и приняло активное участие в боевых действиях, при этом ни одна лодка не была потеряна. После революции все они вошли в состав Красного флота и многие из них состояли в боевом составе до конца 20 х годов. Особое место среди подводных лодок типа «Барс» занимает «Пантера». 31 августа 1918 года она открыла боевой счет советских подводников, потопив торпедным залпом новейший английский миноносец «Витториа». Единственная из лодок этого типа в 1933-1935 гг. прошла модернизацию: были установлены новые более мощные дизели, калибр торпедных аппаратов увеличен до 533 мм, надстройка и ограждение рубки приобрели современные очертания. Только в 1940 году она была выведена из боевого состава и переформирована в опытовую. Во время войны служила плавучей зарядной станцией, а исключена из состава флота и разобрана на металл уже после войны. Подводные лодки типа «Барс» имели надводное водоизмещение 650, подводное- 780 т, длину – 68, ширину 4,5, осадку в надводном положении – 3,9 м, глубину погружения: рабочую – 45, предельную – 90 м. Подводный ход обеспечивали два электродвигателя по 450 л. с., максимальная скорость – 9 уз. Надводная скорость в зависимости от мощности дизелей колебалась от 9,5 до 16 узлов. Вооружение состояло из двух носовых, двух кормовых трубчатых и 8 наружных, торпедных аппаратов системы Джевецкото калибра 450 мм. На первых лодках, они располагались о наружи прочного корпуса по бортам в специальных, нишах. Опыт эксплуатации показал, что при движении в надводном положении в ветренную погоду образуемые ими волны и брызги заливают мостик. На лодках более поздней постройки их подняли до уровня верхней палубы, а в дальнейшем вообще демонтировали. Артиллерийское вооружение состояло из 2-3 орудий калибра 37-75 мм. Пятьдесят лет назад, 29 сентября 1948 года со стапеля завода имени А.А. Жданова спущен на воду газонной эскадренный миноносец «Смелый» проекта 30бис. Разработка проекта 30 эскадренного миноносца, который должен был заменить основные корабли этого класса 30-х годов проектов 7 и 7У, велась в 1938 1939 гг.. в КБ завода 190 имени А.А.Жданова в Ленинграде. Проект был утвержден 27 октября 1939 года и в том же году началась постройка большой серии эсминцев. Головной корабль – «Огневой» был заложен на заводе 200 имени 61 го коммунара в Николаеве 20 августа 1939 года. Всего по этому проекту заложили 28 эсминцев на заводах в Николаеве, Ленинграде, Молотовске и Комсомльске-на-Амурс. До начала войны на воду успели спустить пять кораблей – два в Николаеве и три на заводе 190 в Ленинграде, но достроить ни один из них не удалось. В августе 1941 гола корпуса «Огневого» и «Озорного» удалось вывести из Николаева, остальные были захвачены немцами и позже разобраны. Строительство других кораблей этого проекта было приостановлено, за исключением «Огневого», который достроили во время войны. Возобновление строительства эскадренных миноносцев после войны началось с достройки по откорректированному проекту 30К законсервированных в различной технической готовности 10 кораблей проекта 30. Корректировка осуществлена в ЦКБ-53, созданном в апреле 1946 года на базе филиала ЦКБ-17 на заводе 190. Главный конструктор проекта Д.М.Юновидов. От «тридцаток» новые короли отличались установкой средств радиолокации, усилением зенитного и торпедного вооружения, заменой на более совершенную аппаратуры радиосвязи. Их постройка осуществлялась на четырех судостроительных предприятиях страны в Ленинграде на заводе 190, в Молотовске на заводе 402, в Комсомольске-на-Амурс на заводе 202 и в Николаеве на заводе 200. Головной, построенный в Комсомольске на Амуре, вступил в строй в 1947, последние три – в 1949 году. В целом эсминцы проекта 30К явились шагом вперед в развитии этого класса, но они уже не могли полностью отвечать требованиям к боевым качествам кораблей послевоенной постройки. В связи с этим началась разработки коренной модернизации эсминцев проекта 30 по проекту 30бис. При сохранении основного состава вооружения (кроме замены трехтрубных торпедных аппаратов на пятитрубные), механизмов, основного оборудования и устройств, корпус корабля проектировался заново о изменением основных размерений и полностью сварной конструкции. Технический проект 30бис был утвержден постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1947 года. Он разрабатывался в ЦКБ-53, главный конструктор проекта О.Л.Фишер. Головной корабль проекта 30бис «Смелый» был заложен на заводе 190 16 мая 1943 года, спущен на воду 29 сентября того же года, вступил в строй 21 декабря 1949 года. Всего с 1948 по 1953 год было построено 68 эскадренных миноносцев проекта 30бис. Основные характеристики корабля следующие: водоизмещение нормальное – 2316, полное – 3066 т; длина наибольшая 120,5, ширина наибольшая – 12,0, осадка средняя при нормальном водоизмещении – 3,9 м; мощность главной энергетической установки 2 х 30 000 л. с.; скорость полного хода – - 36,6 уз; дальность плавания 3660 миль при скорости 15,7 уз; автономность – 10 суток; вооружение: два двухствольных 130 мм башенных установки Б2-ЛМ, одна двухствольная 85-мм башенная установка 92 К, семь одноствольных 37-мм зенитных автоматов 70 К, два спаренных крупнокалиберных пулемета, два пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-30бис калибра 533 мм, два бомбомета БМВ I или БМБ-2, два кормовых бомбосбрасывателя; в перегруз могли приниматься мины заграждения; экипаж – 286 человек. В процессе строительства в состав проекта вносились изменения в состав вооружения. Начиная с 1957 года была проведена модернизация девяти кораблей, направленная на усиление противовоздушной и противолодочной обороны, по проекту 31. Вместо носового торпедного аппарата, 85- н 37-мм орудий было установлено пять 57-мм автоматов ЗИФ-71 с системами управления Фут-Б. два реактивных бомбомета РВУ 2500, более совершенные радиолокационные и гидроакустические станции. В результате стандартное водоизмещение возросло до 2600 т, а скорость упала до 33 узлов. В конце 50-х – начале 60-х 11 кораблей были модернизированы для работы в странах с жарким климатом гг переданы девять единиц Индонезии и два – Египту, кроме того, из состава действующего флота по два корабля без переоборудования Египту и Польше. Публикацию подготовил В. Газенко Из истории отечественной артиллерии Александр Широкорад |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|