|
||||
|
Интернационал времен холодной войны или необычные союзники в небе Нигерии В большинстве локальных войн второй половины нашего века за спинами дерущихся друг с другом сторон стояли две супердержавы – СССР и США или их союзники. На этом фоне необычно выглядит межплеменной конфликт в Нигерии: можно ли себе представить в конце 60-х годов ситуацию, когда англичанин пилотирует МиГ-17, сопровождающий DC-3 с регистрационными знаками американской авиакомпании, загруженный советскими бомбами; противостоят же им летающие на легких самолетах летчики-негры во главе с добровольцем-шведом? Для того времени, согласитесь, ситуация достаточно абсурдная, и тем не менее – реальная. Нигерия была развитой и процветающей по африканским меркам страной, чему в немалой степени способствовала нефть – государство занимало в 1967 г. по ее добыче 13 место в мире. Страна получила независимость от Великобритании в 1 960 г., по конституции Нигерия представляла федерацию трех автономных регионов, в которых доминировали три этнических группы Хауса на севере, Юруба на юго-западе и Ибо на юго-востоке страны. Ведущие роли в управлении страной играли выходцы из племени Юруба, мусульмане по вероисповеданию. Народность Хауса также исповедовала мусульманскую религию и поддерживала Юрубу. Представители племени Ибо были христианами, к ним принадлежало наибольшее количество технических специалистов и творческой интеллигенции, по сути, вся интеллектуальная элита Нигерии принадлежала к Ибо, однако «порулить» страной им не давали. Не удивительно, что подобное положение Ибо не устраивало. В январе 1966 г. группа молодых офицеров и политиков совершила государственный переворот и установила военный режим с генералом Айронси во главе, все руководящие посты заняли представители Ибо; в ходе переворота был убит премьер-министр Абубакар Талафа Балева – хауса по национальности. События в столице Нигерии вызвали волну возмущения на севере и юго-западе страны, многие представители народности Ибо, проживавшие в этих регионах, были убиты в ходе стихийных погромов. Уже в июле произошел контрпереворот, а Айронси был убит. Еще до коитрпереворота военный губернатор восточного региона полковник Оджаква взял курс на выход своего края из состава федерации, поняв, что удержать власть над всей Нигерией не удастся. Декларация полковника Оджаквы об отделении восточной провинции страны – Биафры, озвученная 30 мая 1967 г., положила начало одной из самых кровопролитных гражданских войн на африканском континенте. С июля 1967 г. по январь 1970 г. в Нигерии погибло более миллиона человек. Не последнюю роль в боевых действиях играла авиация. Военно-воздушные силы Нигерии были основаны в 1964 г., и первоначально в их состав входили 20 Дорнье Do-27 и 14 Пьяджо P-149D; к 1967 г. было закуплено еще несколько вертолетов и два реактивных учебно-боевых самолета «Джет Провост». Летчики прошли подготовку в ФРГ и Канаде. Вооруженные силы Биафры были лучше подготовлены и сначала смогли не только удержать территорию собственно Биафры, но и оккупировать районы между Бенином и Лагосом. Перед федеральным правительством встали две важных проблемы – поиск и приобретение боевых самолетов и замена летчиков – выходцев из племени Ибо, которые вернулись на свою родину, в Биафру, и стали под знамена мятежного полковника. На помощь руководству Нигерии пришли крайне необычные партнеры; политическую подержку оказывала Великобритания, а военно-техническую – Советский Союз и его союзники. Первая партия самолетов пришла из Египта (16 МиГ-17 и четыре МиГ- 15УТИ) и Чехословакии (12 L 29 «Дельфин»). Позже были поставлены еще шесть Ил-28 из Алжира и Египта и два «Джет Провоста» из Судана. DC-4 компании "Пан Африкэн" Западные демократии были отнюдь не монолитны в нежелании оказывать помощь в борьбе с повстанцами: из Австрии были получены восемь вертолетов «Уирлуинд», еще две купили у британской авиакомпании. В ВВС включили также несколько вертолетов FH-1100 и шесть самолетов DC-3 авиакомпании «Нигерия Эйруэйз». Таким образом, проблему с самолетами удалось решить, проблему летчиков также пришлось разрешать путем «импорта». Летчики ВВС Нигерии были подготовлены к пилотированию реактивных самолетов, но они не имели опыта боевого применения. Большинство летчиков и инструкторов прибыло в Нигерию из Египта, но были и «вольные стрелки» из других государств. На аэродроме г. Кано была организована база по подготовке летно-технического состава МиГов и Илов; командование ВВС располагалось в г. Кадуна. Иностранная военная помощь принесла свои плоды – к середине 1968 г. территория, находившаяся под контролем сепаратистов, уменьшилась до ограниченного анклава вокруг аэродрома Ули. На протяжении 1968 и 1969 годов главной целью ВВС Нигерии был аэродром повстанцев в Ули, хорошо защищенный зенитной артиллерией и пулеметами, в результате чего дневные налеты МиГ-17 и Ил-28 оказались неэффективными. Зато ветеранам DC- 3 удалось значительно осложнить ночные воздушные перевозки повстанцев. На четырех Дугласах были смонтированы простейшие роликовые транспортеры, позволявшие сбрасывать бомбы через грузовые люки. Самолеты действовали с аэродрома Бенин. Они выходили к Ули на высоте 4000-5500 м вне досягаемости зенитных средств и начинали ходить кругами в ожидании самолетов, снабжавших мятежников по линии Красного Креста или различных церковных благотворительных организаций. Экипаж DC-3 связывался с пилотами «гуманитарных» самолетов по УКВ-связи на частоте мятежников и предупреждал их о недопустимости посадки; как правило, этого было достаточно, чтобы «гости» убрались на свои базы в Либревилль и Сан-Томе. Если же рисковый пилот решался сажать свою машину, то, как только зажигались огни ВПП, вниз летели 100- кг бомбы, сброшенные с DC-3. Все же действия ветеранов не могли полностью изолировать Ули, характеристики самолета был далеки от летных данных бомбардировщиков; сброс бомб с большой высоты приводил к значительному рассеиванию, за ночь самолеты были вынуждены возвращаться на базу для дозаправки и пополнения боезапаса. Так что эффект был в большей степени психологический, хотя и вполне ощутимый. Успешные действия Дугласов побудили командование правительственных ВВС купить еще пять DC- 3 у бельгийской авиакомпании «Сабена». К ночным полетам на перехват стали в 1969 г. привлекаться и МиГи- 17. Истребители МиГ-17 ВВС Нигерии Другой важнейшей операцией нигерийских ВВС было снабжение по воздуху в феврале 1969 г. попавшей в окружение в районе Оверри 3-й дивизии морской пехоты. Дугласы под прикрытием Ил-28 и МиГ 17 сбрасывали окруженным боеприпасы и продукты питания. Три DC-3 действовали с аэродрома Порт-Харкорт, сброс производился с высоты 15- 30 м на площадки для гольфа, расположенные в г. Оверри. Учитывая, что на подходах к площадкам сброса мятежники установили значительное количество малокалиберной зенитной артиллерии, полеты к окруженным граничили с самоубийством. Только плохой подготовкой стрелков можно объяснить тот факт, что ни один Дуглас не был сбит, хотя попадания в самолеты бывали в каждом вылете. Транспортные самолеты пилотировали нигерийские летчики, на Ил-28 летали египетские экипажи, а в кабинах МиГ-17 сидели наемники из Британии и ЮАР – полный интернационал, безо всяких политических и расовых предрассудков! Причем нигерийское правительство не уставало утверждать, что иностранцы в боевых действиях участия не принимают. Уместно добавить, что в ходу было и утверждение об использовании ВВС Нигерии МИГ-19, пилотировавшихся летчиками из ГДР и СССР. Задачей Илов и МиГов было подавление зенитных средств. Бомбардировщики оказались гораздо менее эффективны, чем истребители, поскольку действовали одиночно, а точность бомбометания была низкой. МиГ и летали сомкнутым строем и даже если не уничтожали зенитки, то отвлекали на себя их огонь. Федеральные ВВС оказались в состоянии поддерживать воздушный мост лишь несколько дней, после чего все самолеты оказались в ремонте из-за боевых повреждений. Положение окруженных без поддержки с воздуха стало безнадежным. В это время очень кстати в аэропорту Порт-Харкорта приземлился DC-4 авиакомпании «Пан Африкэн Эйрлайнз». Командиру экипажа, американцу, насильно приказали взять на борт боеприпасы и под присмотром солдат на борту и Ил-28 в воздухе отправиться в Оверри. Сразу же после взлета янки сымитировал отказ двигателя и приземлился. Лететь в Оверри он отказался наотрез, заявив, что он не самоубийца, а вторичная попытка заставить совершить такой полет приведет к серьезным политическим последствиям. Очередным DC-4 компании «Пан Африкэн» командовал англичанин. События разворачивались также, как и в предыдущем случае: погрузка под дулами автоматов, взлет, приземление. Англичанин мотивировал отказ лететь нехваткой топлива. После этих двух случаев руководство авиакомпанией не возмутилось, а наоборот, вступило в переговоры о возможности совершения рейсов в Оверри на так сказать «коммерческой» основе, причем главным «переговорщиком» выставило того самого англичанина. Коммерсанты, видимо, заломили слишком высокую цену, и попытки привлечь к перевозкам снаряжения DC-4 закончились ничем. Желание привлечь самолеты «Пап Африкэи» к полетам в Оверри было не случайным, поскольку DC-4 постоянно курсировали между Лагосом и Эиугу, доставляя военные грузы и забирая назад раненых, по в тех полетах по самолетам с земли не стреляли, поэтому и проблем особых НС было. Операции в районе Оверри продолжались в течение двух недель, прежде чем морские пехотинцы порвали кольцо и с тяжелыми потерями вышли из окружения. Полковника Ожакву поддерживали Франция, Португалия, Танзания и Замбия, однако, благодаря дипломатии и искуссной коммерции сепаратистам удавалось получать военную помощь и из ФРГ, ЮАР и даже Англии, поддерживавшей Лагос. ВВС мятежного полковника Оджаквы были значительно скромнее федеральных. Пассажирский Хаукер- Сиддли HS.125 был собственностью правительства Биафры со времен се вхождения в состав Нигерии. Сразу же после провозглашения государства Биафра в аэропорту г. Энугу представители племени Ибо захватили самолет «Нигерия Эйруэйз» Фоккер F.27 и сожгли один DC-3. Повстанцам удалось купить два подержанных Б-26, один не очень новый Б-25 и четыре вертолета SF.-3130 «Алуэтт» II. Так же как и правительственные ВВС, личный состав ВВС Биафры представлял собой сборную солянку рас и народов, к примеру, в экипаж Б-25 входили: командир – кубинец, агент ЦРУ США, второй пилот и бортинженер- американцы, стрелок – португалец. Первые операции независимых ВВС не принесли им славы. Б- 26 правительственные войска отбили в сентябре 1967 г., захватив аэродром Энугу, «Митчел» такая же участь постигла в Порт- Харкурте в мае 1968 г. 4 октября 1967 г. во время попытки бомбить Лагос на собственных бомбах в полете взорвался F.27. В начале войны Оджакве удалось купить несколько реактивных самолетов «Фуга Мажистер», но увы, в результате успешной диверсии эти самолеты остались без крыльев: перевозивший столь важные детали транспортный «Супер Конетеллейшн» был взорван при промежуточной посадке в Биссау. Мятежники не отказались от планов обзавестись реактивными самолетами, однако в данном случае удача был явно не на их стороне. Купленные в Англии осенью 1969 г. два «Метеора» с гражданскими регистрационными номерами (G-ASLW и G-AXNE) разбились 7 декабря на перелете от Мадейры к островам Зеленого Мыса из-за нехватки топлива. Костяком ВВС Биафры стали пять шведских самолетиков Мальме MF1- 9В, закупленных в обстановке секретности через Танзанию весной 1969 г. В Африке эти самолеты называли «Миникон» – искаженное английское «Мinicoin» (COIN – противопартизанский). Основной базой «Миниконов» стал аэродром Орлу. Возглавил авиацию Оджаквы шведский наемник Кунт-Карл Густав фон Розен; под его командованием собрались такие же, как и он сам «дикие гуси» шведской национальности и летчики, дезертировавшие из правительственных ВВС. Первые боевые вылеты шведы совершили между 22 и 28 мая 1969 г., ударам подверглись аэродромы в Порт-Харкоте, Бенине, Энугу. Мятежники использовали рейды в пропагандистких целях. Успехи шведских самолетов, обнародованные представителями племени Ибо, взывают к тени доктора Геббельса: в аэропорту Бенин-Сити уничтожен МиГ 17, поврежден DC-3, в Энугу тяжело поврежден Ил 28, еще один МиГ поврежден в Порт-Харкоте – и все это в первых вылетах. Тогда же, якобы ракетой с партизанского самолета был поврежден в Бенине DC 4 авиакомпании «Пан Африкэн». Однако характер повреждения – подлом передней стойки шасси скорее указывает на неаккуратную рулежку по мягкому грунту, чем на снайперскую точность летчика «Мииикона». Наиболее достоверным успехом повстанцев считается повреждение В-26 на аэродроме Энугу – того самого «Инвэйдера», изначально принадлежавшего сторонникам Оджаквы. DC-3, осуществлявшие ночные рейды на аэродром повстанцев в Ули Ил-28 ВВС Нигерии Все же первые воздушные рейды ВВС Биафры принесли и реальный эффект – в Нигерии прекратились все полеты легких самолетов, дабы не путать их с «Миниконами» и усилена ПВО. Усиление зенитных средств Нигерии привело к неоднозначным результатам, поскольку местные зенитчики предпочитали сначала открывать огонь, а потом разбираться в принадлежности только что обстрелянного летательного аппарата. К примеру, под огонь «дружественных» зениток в разное время попадали DC-3, DC-4, F-27 африканских авиакомпаний и «Вайскаунт» британской компании «Мидлэнд Эйруэйз». Спутать авиалайнеры с одномоторными подкосными монопланами можно лишь при очень большой фантазии, тем не менее, спутали! Полеты самолетов Красного креста с гуманитарными грузами в Ули вызывали сильнейшее раздражение у правительства Нигерии, руководство страны небезосновательно предполагало, что под прикрытием продовольствия и медикаментов перевозится и военное снаряжение. Блокада аэродрома Ули «ночными бомбардировщиками» DC-3 не смогла перерезать воздушное сообщение. Атаки летчиков фон Розена стали последней каплей, переполнившей чашу терпения политиков в Лагосе: летом 1969 г. было принято решение сбивать любые самолеты, направляющиеся в Ули. Одной из жертв такого решения стал DC-6, который перехватила вблизи Порт-Харкорта пара МиГ -17. Летчики истребителей маневрированием предложили командиру транспортника приземлиться па нигерийском аэродроме, благо он был под боком. Сигналы о посадке были проигнорированы, a DC-6 перешел в пологое пикирование в надежде оторваться от МиГов. Далее – типичный расклад в таких случаях: очередь трассирующими перед носом Дугласа, затем очередь по внутреннему мотору. Транспортный самолет загорелся и упал, экипаж в составе командира американца и трех шведов погиб. Почему командир Дугласа игнорировал недвусмысленные предупреждения летчиков МиГов, осталось непонятным: в разбитой машине не нашли никакой военной контрабанды, одно продовольствие. Впрочем, потеря DC-6 не остановила Красный крест, и ночные полеты в Ули продолжались до конца войны. Кроме DC- 6, гуманитарную помощь перевозили американские С-97 и «Трансаллы» из ФРГ; все самолеты имели швейцарскую гражданскую регистрацию, а на их фюзеляжах были накрашены красные кресты. В середине августа 1969 г. налету двух «Миниконов» подверглась вертолетная площадка и станция перекачки нефти компании «Галф Ойл», расположенные в 270 км от столицы Нигерии Лагоса, в устье реки Эскравос. В результате налета три вертолета были легко повреждены, прострелена одна цистерна с нефтью и убит один человек. В последующие шесть месяцев шведские самолетики производили рутинные беспокоящие налеты, реальная отдача от которых заключалась в нервном напряжении правительственных войск. Эти налеты наряду с недружественными акциями федеральной власти по отношению к DC-4 привели к прекращению полетов гражданских самолетов над Нигерией. Идея шведского командующего ВВС Биафры была простой – напугать иностранцев и подорвать нефтяной экспорт. С этой целью предпринимались налеты на транспортные суда в Варри и Эскравосе, станции перекачки нефти в Угелли, Кокори, Квале, Эскравосе и Порт-Харкорте. Осенью 1969 г. силы Кунта фон Розена пополнились четырьмя купленными в Португалии учебными самолетами Т-6 «Тексан» и переоборудованными для ведения противопартизанской войны (парадокс: противопартизанские самолеты COIN применяют с успехом партизаны). Под крыльями монтировалось по одному узлу подвески, на которые подвешивались или контейнеры с двумя 7,5-мм пулеметами MAC, или блоки НАР MATRA с семью 68-мм ракетами каждый. Подвесное вооружение было французское. Пилотировали «Тексаны» наемники из Португалии; показательно. что администрация Салазара помогала поставке военной техники в Биафру, но была резко против участия своих граждан в межплеменной войне. Очень неплохие деньги, предложенные летчикам африканцами, сделали свое дело, и, невзирая па прямые угрозы политической полиции Португалии, пилоты прибыли в Ули вместе с самолетами. Уже традиционно для этой войны не обошлось без потерь – один Т-6 приземлился па территории, контролируемой правительственными войсками, его летчик оставался в плену до окончания боевых действий. Транспортный самолет С-97 Красного Креста, участвовавший в полетах в Биафру Летчики «Тексанов» обычно совершали два-три боевых вылета в неделю. Наиболее успешными были налет на Порт-Харкорт, атака военной колонны на шоссе Аба-Роад и удар по правительственным войскам в Оница-Роад. В налете на аэродром Порт- Харкорта были уничтожены (по данным португальцев) три из четырех базировавшихся там МиГов, тяжело поврежден DC 4 авиакомпании «Пан Африкэн». Африканская пресса сообщила, что аэродром атаковали истребители Р 47D «Тандерболт», – спутать учебный «Тексан» с боевым Р 47 действительно просто. Эйфория первых успехов вскоре сменились рутиной, в каждом полете «Тексаны» получали попадания от огня стрелкового оружия. Не все португальцы, в отличие от хладнокровных шведов, смогли выдержать напряжение боевых действий. Утешение летчики нашли в «ого-ого» – местной самогонке. Последствия не заставили себя ждать – летчик Пигателли не вернулся из очередного рейда, был потерян еще один Т-6. Действия ВВС Биафры оказались чрезвычайно эффективными, учитывая несоизмеримость их боевой мощи с ВВС федеральных властей, и могут рассматриваться в качестве классического примера тактики «булавочных уколов», приводящей к серьезнейшим последствиям. Но силы были слишком неравными. К концу войны в ВВС Биафры уцелели лишь один Т-6 и один «Алуэтт»II. Два «Миникона» были сбиты зенитками в декабре 1969 г.В последний день декабря одна удачная бомба уничтожила два и тяжело повредила третий шведский «кукурузник». ВВС Нигерии за первые два года войны потеряли более 20 реактивных самолетов, но только один – L-29 в боевых условиях, он был сбит зенитками в начале войны. В одной из катастроф погиб командующий ВВС Нигерии полковник Шитту Алэо, разбив на вынужденной посадке свои L- 29. Причиной высокой аварийности был недостаток опыта полетов па реактивных самолетах. Поковник Оджаква покинул Биафру 8 января 1970 г. Кровопролитная гражданская война окончилась. С окончанием боевых действий разошлись и дороги необычных попутчиков англичан, египтян, алжирцев, чехов, русских и нигерийцев. К0ЛЛЕКЦИЯ: БРОНЯ В. ШПАКОВСКИИ. О.ИВАНОВ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|