|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тяжелая артиллерия Советского периода Апександр ШИРОКОРАД 406-ММ ОСАДНАЯ ГАУБИЦА ОБУХОВСКОГО ЗАВОДА Продолжение. Начат см. «ТиВ», №9, 1998. После опытов на острове Березань возник вопрос о создании 406-мм береговых и осадных гаубиц. В ЖЛК № 378 от 9.04.1913 г. был рассмотрен проект 406-мм береговой гаубицы, представленный генералом Забудским. Затвор гаубицы поршневой. Заряжание раздельно-гильзовое. Этим же журналом (№ 378) Дурляхеру было предложено разработать чертежи лафета к проектируемой гаубице и пред- ставить их АК ГАУ. Дурляхер разработал проект лафета, который был рассмотрен в ЖАК № 1518 от 24.12.1913 г. [Табл.36] Таблица 36 Данные проекта Дурляхера Длина пороховой каморы, мм 1513,8 Вес тела орудия, кг около 29 484 Угол ВН* +20°; +60° Угол заряжания (постоянный) около 20° Длина отката,мм 1920 Толщина щита, мм 51 Вес снаряда, кг 870.2 Вес заряда, кг 110,6 Начальная скорость снаряда, м/с 500 Скорострельность, выстр/мин 1 * Предусматривалась стрельба при 0°. Затвор поршневой с приводом от электродвигателя. Лафет состоял из люльки, станка и установочных частей, подобных соответствующим частям 14/52-дм установки. Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Клепаный станок опирался на шары установочного круга, которые закреплены на бетонном основании. Приводы ВН и ГН вручную и от общего электродвигателя. Кроме Дурляхера проект 406- мм гаубичного лафета 7.03.1914 г. представил Металлический завод. По сведениям генерала Барсукова 406 мм мортира была также изготовлена Шнейдером, но в Россию она не поступила. Проектирование и изготовление 406-мм осадных гаубиц В ходе войны появилась необходимость в тяжелых осадных гаубицах. Проекты береговых гаубиц Металлического завода и Дурляхера предполагали тяжелые стационарные установки и для этой цели не годились. Поэтому в 1915 году ДК ГАУ переделал проект 406-мм береговой гаубицы (а скорее создал новую систему). Первый чертеж 406 -мм осадной гаубицы был выполнен 18.11.1915 г. Окончательно чертеж был утвержден генералом Маниковским 26.11.1916 г. Дальность стрельбы новой 406- мм гаубицы была уменьшена с 16-14 км до 10 км. 25 февраля 1916г. Обуховскому заводу был дан наряд № 28 243 на изготовление четырех 406-мм гаубиц (а точнее – их стволов). Согласно этому наряду все четыре гаубицы должны быть изготовлены в 1917 году (в том числе две гаубицы к марту 1917 года). К началу 1920 года стволы 406-мм гаубиц находились на Обуховском заводе. 29 сентября 1920 года в ГАУ вновь был рассмотрен вопрос о 406 мм гаубицах. Работы над ними решили продолжить. но «не в срочном порядке». Тем не менее, доделка гаубиц не велась, хотя бюрократическая переписка о них продолжалась до 1928 года. Так, 13 ноября 1928 года завод «Большевик» заявил АУ, что он за 2-3 года «может изготовить две 406-мм гаубицы». (Под изготовлением, разумеется, имелась ввиду доделка гаубиц). Однако АУ по непонятным причинам отказалось от доделки таких мощных и сравнительно мобильных систем. Аналогичная ситуация сложилась и с лафетами 406-мм гаубиц. На основании Постановления Исполнительной комиссии при Военном министре от 7.04.1915 г. ГАУ заключило контракт с Брянским рельсопрокатным заводом на четыре лафета системы Дурляхера для 406-мм гаубиц. Официально контракт был подписан 13.05.1916г. Стоимость заказа 596 000 рублей. В состав одной системы входили: а) лафет, состоящий из люльки, станка и установочных частей; б) две кокорные тележки, ствольная повозка, передок для повозки станка и подвижная платформа для заряжающих. Таблица 37 Данные 406-мм осадной гаубицы А. Ствол Калибр, мм 406,2 Длина ствола, мм/клб 5264/12,953 ЧИСЛО нарезов 96 Б. Лафет системы Дурляхера Угол ВН 0°; +60° Угол ГН ±20° Высота системы, мм 3581 Максимальная ширина системы, мм 5055 Вес системы в боевом положении без деревянного основания, кг 40 951 Скорострельность, выстр/мин 1 выстрел в 2 минуты В 1918 году изготовленные части лафетов были эвакуированы в Алатырский артсклад. На 15.06.1920 г. часть элементов лафетов была утеряна, и готовность их оценивалась не выше 20%. В конце концов. Брянский завод сумел, подобно Обуховскому, отказаться от заказа. [Табл. 37] Таблица 38 Боекомплект и баллистика
Компрессор гаубицы гидравлический, накатник гидропневматический. Подъемный механизм имел две зубчатые дуги. Поворотный механизм цепной. В походном положении система перевозилась мехтягой на трех повозках – ствольной, лафетной и основания. [Табл.38] Максимальное давление газов в стволе 1760-1960 кг/см2 . Дальность стрельбы по разным источникам 1070-13 300 м. Одновременно с заказом 406-мм гаубиц ГАУ заказало «Русскому обществу для изготовления снарядов» («Обществу Мальцевских заводов») 2000 стальных фугасных и 150 чугунных снарядов. Часть их была изготовлена, но 2 апреля 1919 года АК сообщил на заводы, что потребности в 406 мм снарядах нет и «они могут быть использованы по другой надобности». 203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА 03 История создания мортиры 203-мм корпусная мортира 03 была спроектирована КБ № 2 и изготовлена в 1934 году на заводе «Баррикады». 9 января 1935 гола мортира прибыла на НИАП с завода «Баррикады», а передок с колесами прибыл с завода №7 30 декабря 1934 года. Мортира имела коробчатый лафет. Тормоз отката гидравлический с объемом жидкости 18 литров. Накатник гидропневматический. При откате акатники откатывались вместе со стволом, а тормоз отката был неподвижен. Уравновешивающий механизм пружинный. Имелся механизм быстрого привода в положение для заряжания. Лафет имел подрессоривание и был приспособлен как для конной, так и для механической тяги. Тело мортиры было спроектировано в двух вариантах: с лейнированным стволом и стволом моноблоком. Крутизна нарезов прогрессивная. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое. Рессоры пластинчатые. В системе применялось два типа лафетных колес – с металлической шиной (вес пары колес 404 кг) и с грузошиной (вес пары колес 504 кг). Стрельба велась опытными снарядами весом 80 кг и 100 кг. [Табл.39] Таблица 39 Баллистические данные, полученные на НИЛПе
Меткость стрельбы на полигонных испытаниях оказалась неудовлетворительной. Мортира была плохо уравновешена, и усилия на рукояти маховика вертикального наведения были от 15 до 45 кг. Обкатка мортиры на расстоянии 50 км мехтягой со скоростью 10-12 км/час привела к повреждению колес с металлической шиной и ломке рессор. На вооружение 203-мм мортира 03 не принималась. [Табл.40] Таблица 40 Данные 203-мм мортиры 03 Калибр, мм 203,4 Длина ствола, мм/клб 2435/12 Крутизна нарезов, клб: в начале 36 у дула 18 Число нарвэов . 36 Угол ВН 2°5'; +70° Угол ГН 5°30' Угол заряжания .0° Длина отката (постоянная), мм 1200 Высота линии огня, мм 1121 Ширина системы, мм 2270 Толщина щита, мм 6,0 Вас системы, кг: в боевом положении 3621,5 в походном положении 4096,5 Скорострельность, выстр/мин.1 выстрел в 4.5-5 минут Расчет, чел. 5 Примечание. Весовые данные приведены для колес с металлической шиной весом 404 кг. 203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА «Ж» ЗАВОДА -КРАСНЫЙ ПУТИЛОВЕЦ» История создания мортиры Разработка проекта 203-мм корпусной мортиры была начата КБ завода «Красный Путиловец» на основании сношения АУ РККА от 18.07.1929 г. и опытного заказа АУ от 29.07.1929 г. Тело мортиры состояло из трубы, кожуха и навинченного на заднюю часть кожуха казенника с противовесом и бородой, а также двух колец с захватом. Камора была спроектирована под гильзу и предусматривала возможность использования боекомплекта 203-мм гаубиц и системы «Е» («Шнейдер – Красный Путиловец»), Затвор поршневой, целиком без изменений принят от 203 -мм гаубицы «Е». Имелся механизм быстрого приведения орудия к углу заряжания (взятый от 234-мм гаубицы Виккерса). Лафет коробчатого типа. Тормоз отката и накатник воздушно-гидравлического типа. Подъемный механизм имел два сектора. Уравновешивающий механизм пружинный. Щит толщиной 6 мм жестко прикреплен к станку. Колеса металлические дисковые с резиновой грузошиной. Подрессоривание пружинное. Система имела передок от 152-мм гаубицы обр 1909 г., а прицел – от 152-мм мортиры обр. 1931 г. Сборка первого опытного образца 203-мм мортиры «Ж» была закончена 31.10.1931 г., после чего его направили на НИАП. При стрельбе 15.12.1931 г. на НИАПе при первом выстреле снарядом весом 81,5 кг и зарядом 2,0 кг длина отката составила 640 мм, после чего ствол не накатился. При втором выстреле мортира опрокинулась. После двух выстрелов вышли из строя: пружина подрессоривающего механизма; вал подъемного механизма; цапфенная обойма; тормоз отката. Таблица 41
Систему возвратили на завод для исправления, а затем вновь направили на НИАП. С 22 июня по 31 июля 1932 гола из мортиры было сделано 153 выстрела. Предполагалось получить начальную скорость 310 м/с для снаряда весом 81,1 кг и заряда весом 32,5 кг. Поданным испытаний в июне-июле 1932 года комиссия так и не дала заключения о возможности принятия мортиры на вооружение. Таблица 42
В феврале 1934 года на НИАП для испытаний с завода «Красный Путиловец» была доставлена 203-мм мортира «Ж». С 9 по 16 марта 1934 года она была испытана 26 выстрелами лафетопробным снарядом весом 81 кг и зарядами: [Табл.41] Длина отката составила 920-930 мм. Дальность стрельбы – около 5 км. Следующий этап испытаний 203-мм мортира «Ж» прошла на НИАПе в июне 1934 года. В 1934 годы разрабатывались системы, полученные наложением тела 203-мм мортиры «Ж» на лафет 122-мм корпусной пушки обр. 1931 г. и на лафет 152 мм гаубицы обр. 1931 г. [Табл.42] По мнению ГАУ, целесообразность обоих наложений была сомнительная, так как навесная стрельба мортиры исключалась. В конце концов, от доработки 203 мм мортиры «Ж» отказались [Табл.43. 44] Таблица 43 Данные 203 -мм мортиры «Ж»
Таблица 44 Баллистические данные по проекту
203-ММ КОРПУСНАЯ МОРТИРА М-4 История создания и испытаний Проектирование 203- мм мортиры М-4 велось в КБ завода № 172. Рабочие чертежи были подписаны в апреле 1942 года. 203-мм мортира М-4 представляла собой наложение вновь спроектированного 203-мм ствола моноблока с затвором от 203-мм гаубицы Б-4 на штатный лафет 152 мм гаубицы пушки МЛ- 20. Ствол-моноблок мортиры состоял из однослойной трубы и казенника. Ствол снабжался навинтным дульным тормозом. Затвор по проекту был взят полностью от 203-мм гаубицы Б-4, но в опытном образце использовался затвор от 152-мм пушки Б 30. Схема А.Шепса Лафет и передок заимствовали от МЛ 20 без всяких изменений. Опытный образец 203 -мм мортиры М-4 18 ноября 1942 года прибыл с завода № 172 на Гороховецкий полигон. Однако по ряду причин испытания мортиры задержались и были начаты лишь 21 января 1943 года. В ходе полигонных испытаний было сделано 456 выстрелов и пройдено 558 км по асфальтированному и булыжному шоссе, покрытому снегом, со средними скоростями 14- 23 км/час. В заключении комиссии по испытаниям (от 25.03.1943 г.) сказано, что из мортиры допускается стрельба (в случае самообороны) полным зарядом при угле 0°. В ходе полигонных испытаний к мортире были подобраны подходящие заряды (для снаряда Г 620). [Табл.45] Таблица 45
Согласно заключению комиссии, М-4 испытания выдержала, но отмечалась неудовлетворительная кучность стрельбы на наименьшем заряде № 5, недостаточная прочность люльки, плохая уравновешенность качающейся части и другие недостатки. По «устранении указанных недостатков 203-мм мортира может быть рекомендована на вооружение Красной Армии». Однако на вооружение мортира все-таки не попала. Возможно, это было связано с успехами в разработке тяжелых минометов калибра 160 мм и 240 мм. [Табл.46] Таблица 46 Данные мортиры М-4 Калибр, мм 203.4 Длина ствола клб/мм с дульным тормозом 4328/21,3 без дульного тормоза 3691/18,1 Крутизна нарезов (постоянная), клб 20 Число нарезов 64 Угол ВН -2°; +65° Угол ГН 43º,5' Длина отката, мм: при 0° 1360 при +65°.. 930 Высота линии огня, мм 1580 Высота системы в боевом положении, мм: при 0° 2140 при +65° 4750 Длина системы в боевом положении, мм: при сдвинутых станинах 8010 при раздвинутых станинах 7525 Ширина системы при раздвинутых станинах, мм: 5400 Вес системы, кг: в боевом положении 7668 в походном положении 8498 Вес передка, кг 758 Скорострельность выстр/мин 1 выстрел за 1,5 мин. (т. е. 0,7 выстр./мин) Скорость возки, км/час до 25 Расчет, Чел. 10 Время перехода из походного положения в боевое, мин 10 Время перехода из боевого положения в походное, мин 15 203-ММ МОРТИРА БА-24 История создания мортиры Эскизный проект 203-мм нарезной мортиры БЛ-24 был выполнен в ОКБ- 172 в 1946 году. В 1947 году был разработан технический проект. Мортира БЛ 24 имела жесткий лафет и стреляла с опорной плиты. По схеме и внешнему виду она напоминала тяжелые минометы времен первой мировой войны. Опытный образец БЛ-24 был изготовлен заводом № 172 в июне 1948 года. 31 декабря 1948 года после проведения заводских испытаний опытный образец БД 24 отправили в ГНИАП (г. Ленинград) для проведения полигонных испытаний. По результатам испытаний в конструкцию мортиры, особенно лафета, было внесено много изменений. В конце 1953 года завод № 172 приступил к изготовлению модернизированной мортиры БЛ 24. Однако в декабре 1953 года работы были приостановлены из за дефектов в опорной плите. Предполагалось вновь переделать конструкцию плиты. Дальнейшая судьба БЛ-24 автору неизвестна, во всяком случае на вооружение она не принималась. [Табл.47,48] Та6лица 47 Данные мортиры КЛ-24 Калибр, мм 203 Дпина ствола, клб 26 Угол ВН +50°; +75* Угол ГН 50* Вес системы а боевом положении, кг 5200 Скорострельность, выстр./мин 2 Дульная энергия, мм 1500 Скорость возки, км/час до 40 Таблица 48 Баллистические данные
203-ММ КОРПУСНАЯ ГАУБИЦА М-40 История создания гаубицы Во второй половине 30-х годов руководство РККА решило ввести в корпусную артиллерию 203-мм гаубицы. Мера эта была вполне разумная, другой вопрос, что она опоздала лет на 10-15. Но 203 мм гаубиц для корпусной артиллерии не было. Б-4 была слишком тяжела, дорога и маломобильна, конструкция гаубицы Е-16 завода «Красный Путиловец» устарела, да и испытания ее выявили много конструктивных недостатков. Поэтому 19 февраля 1938 года АУ препроводило заводам №172 и УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения) тактико-технические требования на проектирование новой 203-мм корпусной гаубицы на колесном ходу. КБ завода №172 спроектировало под руководством инженера Ширяева корпусную гаубицу М- 40. Проект ее выслали в Москву 16 июня 1938 года. В октябре того же года проект утвердили. Ствол гаубицы состоял их свободной трубы с кожухом. На кожух навинчивался казенник. Затвор поршневой от пушки Бр-2. Нарезка ствола сделана по типу гаубицы Б-4. Подъемный и поворотный механизмы секторного типа. Уравновешивающий механизм пружинный. Для подъема снарядов использовался кран с лебедкой. Рессоры пластинчатые. Станины клепаные. Передок взят от МЛ 20. Ствол для гаубицы М-40 был изготовлен на заводе № 221 «Баррикады» в июне 1939 года и отправлен на завод №172. После прохождения заводских испытаний опытный образец М-40 был сдан заказчику 1 ноября 1939 года. 13 января 1940 года опытный образец гаубицы М 40 поступил на АНИОП для проведения полигонных испытаний. В отчете АНИОПаот 17 июня 1940 года было сказано, что М-40 полигонные испытания не выдержала. Основным недостатком гаубицы была признана невозможность стрельбы с грунта требовалась деревянная платформа под колеса и деревянные опорные брусья. Кучность стрельбы у М -40 на полном заряде оказалась не хуже кучности гаубицы Б-4 на 5-м заряде. Максимальная толщина железобетонной плиты, пробиваемой 100-кг снарядом у М-40 была 1 метр, а у Б-4 на полном заряде 1,2-1,3 м. Обнаружился и общий недостаток гаубиц М-40 и У-3 (см. ниже) – неудовлетворительная кучность стрельбы при углах возвышения свыше 70°. В ряде случаев снаряды имели боковое отклонение до 1,5 км. Причина этого была легко устранена конструкторами. Дело в том, что по распоряжению АУ во всех нарезных гаубицах (М-40, У-3 и БЛ-39) нарезка делалась по типу Б-4, и крутизна нарезов была 20 клб. При такой нарезке кучность стрельбы при углах возвышения до +60° (максимальный угол возвышения у Б-4) была удовлетворительной, а при больших углах требовалась более пологая нарезка. 28 ноября 1940 года начальник ГАУ маршал Кулик приказал для М-40 и У 3 изготовить по три свободных трубы с крутизной нарезки в 25, 30 и 35 клб для определения наивыгоднейшей нарезки опытным путем. Война в значительной степени сорвала планы доработки М-40 – на вооружение она так и не поступила. Боеприпасы и баллистика гаубицы М-40 Гаубица М-40 стреляла всеми снарядами от Б-4. Заряжание гаубицы картузное. [Табл.49] Таблица 49 Таблица стрельбы М-40 по результатам испытаний на АНИОПе (для снаряда Г-620 весом 100 кг)
203-ММ КОРПУСНАЯ ГАУБИЦА У-3 История создания гаубицы 1 февраля 1938 года АУ утвердил тактико-технические требования на 203-мм корпусную гаубицу и 19 февраля отправил их на Уралмаш (УЗТМ) с предложением о начале проектирования гаубицы. Проект 203-мм гаубицы был разработан в КБ-2 под руководством Сидоренко и получил индекс У 3. Он рассматривался АК в октябре 1938 года вместе с М 40. АК предложил переработать проект У 3, в частности, было предложено: заменить свободную трубу лейнером, принять двухтактный затвор Б 4 без изменений, увеличить диаметр колес с 920 до 1060 мм и ввести двойные колеса с целью увеличения проходимости. 13 января 1939 года АУ предложило Уралмашу изготовить опытный образец гаубицы У-3 с указанными изменениями. Гаубица У-3 стреляла с поддона, который позволял иметь два боевых положения верхнее с высотой линии огня 1680 мм и нижнее с высотой линии огня 1415 мм. Это было сделано, чтобы стрелять под углом возвышения свыше 50° в верхнем положении. В нижнем же положении под этими углами можно было стрелять лишь подрыв грунт под казенником на 150 мм. Зато в нижнем положении гаубица была более устойчива при стрельбе при углах возвышения, близких к 0°. Ствол состоял из свободного лейнера, кожуха и казенника. Поршневой затвор помещался в казеннике. Двухтактный затвор был взят от Б 4 без всяких изменений. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник гидропневматический. Откат переменный. Подъемный механизм секторный, Я поворотный механизм винтовой. Уравновешивающий механизм пружинный. Для подъема снарядов на лафете был установлен кран. Станины станка коробчатые. Колеса троллейбусные, рессоры пластинчатые. Передок почти целиком взят от МЛ-20. Возка нераздельная. В походном положении ствол оттянут. Заводские испытания опытного образца начались на УЗТМ в октябре 1939 года. В ходе испытаний гаубица прошла 200 км. Отметим, что в качестве тягача использовался 5-тонный автомобиль, который тянул гаубицу с большим трудом. Гаубица успешно выдержала заводские испытания и 29.04.1940 г. была направлена на АНИОП для проведения полигонных испытаний, которые прошли с 5 по 17 июля 1940 года. Кучность у гаубицы У-3 на полном заряде оказалась лучше, чем у гаубицы М-40 на полном заряде и у гаубицы Б-4 на пятом заряде (446 м/с). Отмечался резкий откат ствола после выстрела и инструктивные недостатки подъемного механизма. Гидравлическое устройство для установки гаубицы на поддон работало неудовлетворительно. Вести огонь с колес без поддона было нельзя. Неудовлетворительно работал тормоз отката. Всего на полигонных испытаниях У-3 сделала 695 выстрелов и прошла 516 км обкатки. Подвижность системы удовлетворительная, на походе гаубица устойчива. Но согласно заключению комиссии АНИОПа гаубица У-3 полигонные испытания не выдержала, однако главный конструктор УЗТМ Сидоренко высказал особое мнение, заявив, что гаубица выдержала испытания. После полигонных испытаний гаубица У-3 была отправлена на УЗТМ на доработку, которая была закончена в декабре 194) года. После заводских испытаний У 3 отправили на Уральский полигон НКБ для дальнейших испытаний. В апреле 1942 года У-3 с новым стволом с крутизной нарезки 25 клб была доставлена на НИЗАП, где с 5 мая по 15 июня 1942 года были проведены сравнительные полигонно-войсковые испытания 203-мм корпусных гаубиц У-3 и БЛ 39. Из У-3 был сделан 381 выстрел. Производилась возка за трактором «Ворошиловец» со скоростью 20-40 км/час. Выводы комиссии по результатам испытаний: 203-мм гаубица У-3 полигонно- войсковых испытаний не выдержала, основные недостатки системы: 1) Неудовлетворительная работа тормоза отката при угле возвышения +45°. Откат удлиненный 1340 мм вместо 880±40 мм по расчетным данным. В результате возможен удар казенной части о грунт. 2) Недостаточная прочность подъемного механизма. Тем не менее, комиссия отметила: 1) У-3 по конструкции проще гаубицы БЛ-39 и представлена на испытания в значительно более доработанном виде. 2) У-3 по огневым и тактическим характеристикам имеет преимущество перед БЛ 39. Комиссия рекомендовала доработать У-3. Тем не менее, на вооружение У-3 не поступила. Баллистические данные У-3 Для гаубицы У-3 использовались все штатные снаряды от Б-4. Заряжание гаубицы картузное. Гаубицы имела три заряда. [Табл.50] Таблица 50
203-ММ КОРПУСНАЯ ГАУБИЦА БЛ-39 История создания гаубицы В апреле 1939 года ОТБ НКВД 1* в инициативном порядке приступило к разработке проекта 203 мм корпусной гаубицы по тактико техническим данным АУ, утвержденным 2.02.1938г. В июне 1939 года АУ рассмотрело проект 203-мм корпусной гаубицы БЛ 39 (БЛ – индекс ОТБ, предположительно «Берия Лаврентий»), АУ признало проект в целом удовлетворительным, но сделало ряд замечаний. В частности, предлагалось оставить 100 кг снаряд, а 80-кг дальнобойный взять тот же, что и у Б-4. Затвор, открывающийся вверх, имел сложный привод запирающего механизма и сложный уравновешивающий механизм, поэтому АУ предложило поставить затвор от Б-4 без изменений. 10 февраля 1940 года ГАУ заключило договор с заводом № 172 на изготовление одного опытного экземпляра гаубицы БЛ-39. 10 мая 1940 года начальник ОТБ обратился в ГАУ с просьбой изготовить не одну, а две опытные гаубицы БЛ-39, ГДУ дало согласие. Оба ствола для гаубицы БЛ -39 были изготовлены на заводе № 221 «Баррикады» и доставлены 7.08.1940 г. на завод № 172. Опытные образцы БЛ-39, изготовленные заводом № 172, имели ряд отличий: [Табл.51] Кроме того, образцы имели разные рессоры, разное крепление станин по походному и разные передки. 1* ОТБ – особое техническое бюро, в последствии ОКБ-172. Таблица 51
Таблица 53 Данные корпусных гаубиц
Примечание: * – на первом опытном стволе 20 клб. позже стало 25 клб Заводские испытания возкой первого образца БЛ-39 были начаты 15 октября 1940 года, а стрельбой 4 ноября. На следующий день на 16 м выстреле при стрельбе под углом 72,5° после выстрела ствол упал до угла +16° и вышел из строя подъемный механизм. Система была снята с испытаний. В 1940 году до войсковых испытаний БЛ-39 дело не дошло. Так как ствол БЛ-39 имел ту же крутизну нарезки, что М 40 и У-3, то в декабре 1940 года маршал Кулик приказал войсковые испытания БЛ 39 не проводить, а изготовить для нее три свободные трубы с крутизной нарезки 25, 30 и 35 клб. Их предполагалось изготовить к 15.01.1941 года. Судя по всему до апреля 1942 года новых испытаний БЛ 39 провести не удалось, а в апреле 1942 года система поступила на Горховецкий полигон. С 5 мая по 15 июня 1942 года там были проведены сравнительные полигонно-войсковые испытания 203-мм корпусных гаубиц БЛ-39 и У-3. Из БЛ-39 было сделано 395 выстрелов. Возка велась за трактором «Ворошиловец» со скоростью 20-40 км/час. Таблица 52
Выводы комиссии по результатам испытаний: 203-мм гаубица БЛ- 39 полигонно- войсковых испытаний не выдержала. Основные недостатки системы: 1) Гаубица слишком тяжела для корпусной артиллерии 2) Сложность конструкции ходовых частей и недостаточная проходимость системы. 3) Неудовлетворительная конструкция ходовой части. 4) Неудовлетворительная конструкция тормоза отката, который в процессе испытаний вышел из строя. 5) Недостаточная прочность деталей подъемного механизма. По мнению комиссии доработка БЛ- 39 была нецелесообразна. Баллистические данные БА-39 Для гаубиц БЛ-39 использовались все штатные снаряды от гаубицы Б-4. [Табл. 52. 5J] |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|