Действия югославского партизанского флота на Адриатике в 1942 – 1945 гг.

Действия партизанских морских сил на Адриатике в 1941-45 гг. представляют несомненный интерес именно потому, что, казалось бы, партизанские боевые действия на море в XX веке практически невозможны. Считается, что для действий партизан нужны определенные природные условия. Ну а где в век радиолокации и авиации можно укрыться на морс, берега которого заняты активным и сильным врагом. Адриатика для такого рода боевых операций, т.е. для нанесения коротких ударов, возможности действовать малыми боевыми средствами и легкого укрытия их от воздействия противника, рассредоточения, приведения себя снова в боеспособное состояние, подходит как нельзя лучше.

Адриатическое море – часть Средиземного моря между Балканским и Апеннинским полуостровами. Острова Адриатики (а их тысячи) населены, и население их издревле занималось мореходством и рыболовством. Они являлись прекрасным укрытием для небольших судов, чем и пользовались еше в древние времена многочисленные пираты. Большинство крупных островов вытянуты в длину вдоль побережья, между ними узкие, но глубокие проливы. Береговая линия также сильно изрезана – много узких и длинных заливов. Одним словом, и прятаться легко, и следить с возвышенностей за проливами и морем просто. Климат Адриатики мягкий, морс нигде не замерзает. Адриатика относится в Европе к районам с наименьшей облачностью. Видимость очень хорошая, туманы редки. Ветры довольно часты, особенно зимой. Но и они редко достигают силы урагана, длятся недолго, 3-4 дня. А укрыться от них в многочисленных увалах (бухтах) любому суденышку не составляет проблем.

До нападения Германии, Италии, Венгрии и Болгарии на Королевство Югославии 6 апреля 1941 г. последнее обладало небольшим военным флотом, основу которого составляли четыре эсминца и четыре подводные лодки. 17 апреля Югославия капитулировала. Корабли были в основном захвачены итальянцами. а территория бывшей Югославии поделена между агрессорами, и почти все побережье Адриатики оказалось в руках итальянцев. Лишь небольшой его участок достался Независимому Хорватскому Государству (НДХ). Охрану водного района взяли на себя итальянцы, выделившие для этого весьма незначительные корабельные силы.

Народно-освободительная война югославского народа началась вскоре поле нападения фашистской Германии на Советский Союз. 4 июля 1941 г. Политбюро ЦК КПЮ приняло решение о начале вооруженной борьбы против оккупантов. 7 июля партизаны дали свой первый бой. А осенью партизанская война шла уже по всей стране. Активность партизан на море поначалу сводилась лишь к снабжению отдельных партизанских отрядов на побережье или на островах. Было проведено также несколько диверсионных актов на принадлежащих итальянцам судах.

Итальянский каботаж 1941-1943 гг. обеспечивался примерно 60-ю захваченными пароходами, а также примерно сотней парусно-моторных судов (ПМС). В 1942 г. эти суда осуществили более 67 тыс. рейсов и перевезли 9,3 млн. т грузов. Как видим, каботаж был весьма эффективен.

Первоначально действия на море носили чисто партизанский характер. Суда принадлежали тем или иным партизанским отрядам, действовавшим на побережье или островах. Единого управления отрядами не было. Всеми средствами партизаны стремились помешать итальянскому каботажу, нападая на суда с берега и лишь в нескольких случаях с моря. Другим важным делом партизанских судов было снабжение своих отрядов, их перевозки и мелкие десантные действия. Противодействие итальянцев было слабым, и партизаны легко добивались успехов. Всего партизаны совершили 44 акции, в которых нападению подверглись около 80 судов. При этом было захвачено 32 судна, потоплено два. С суши, т. е. с островов и побережья обстрелу из пулеметов и минометов подверглись еще 40 судов, которые получили большие или меньшие повреждения и понесли потери в живой силе.

Из отдельных операций упомянем захват итальянского ПМС «София» 26 июля 1942 г., которое перевозило около 80 заложников из числа жителей о.Малый Иж. В пути они организовали нападение на итальянскую охрану, захватили судно, которое вернулось обратно на остров. Там на него погрузилось около 250 молодых людей, которые отправились на о.Дуги-оток и присоединились к партизанам.

11 августа несколько партизан в весельной лодке напали на парусно-моторное судно «Дукс» и захватили его без боя. Отметим еще нападение партизанского судна на конвой из нескольких судов в Неретванском проливе 31 декабря 1942 г. Было захвачено пять и сожжено одно итальянское судно. В ответ на эта итальянцы решили уничтожить базу в Подгоре, для чего 1 января совершили комбинированное нападение с моря и воздуха и пытались неудачно высадить десант. Им удалось потопить два партизанских судна.



Перевозка бойцов НОЛЮ


Патрульные катера по возвращении из операции, 1943 год


Первая партизанская морская база в Подгоре на побережье южнее Макарской была создана 28 декабря 1942 г., и 23 января 1943 г. там был сформирован первый морской отряд в составе 150 человек. Он располагал моторным судном «Партизан» (PC 1) и ПМС «Пионер». «Партизан» был потоплен в феврале 1943 г. итальянской авиацией, не успев принять участие в боевых действиях. «Пионер» же, а затем и другие парус но-моторные суда совершили несколько нападений на итальянские суда.

В плане борьбы с морскими партизанами итальянцы предприняли ряд операций по «нормализации» или «чистке» с привлечением сил трех дивизий. Существенных результатов они не достигли.

8 сентября 1943г. капитулировала Италия, и партизаны приступили к разоружению итальянских войск и занятию оккупированной ими территории. Ответ немецкого командования был скор и решителен. В 4 часа утра 9 сентября пять немецких моторизованных колонн из внутренних районов двинулись к побережью на Задар, Шибеник, Сплит, Дубровник. К вечеру они вышли к намеченным целям кроме Сплита. Но с ходу десантироваться на острова им не удалось. Началась длительная борьба, продолжавшаяся до января 1944 г.

По приказу верховного главнокомандования НОАЮ его единицы и корабли сосредоточились на острове Вис. В ходе борьбы за острова, сформированные к тому времени ВМС НОАЮ играли большую роль. В это время было образовано несколько военно-морских отделов. Отряд книнского сектора, вскоре переименованный в морской отряд Северо-Далматинского побережья и островов, 26 октября начал свою деятельность как штаб морских сил НОАЮ, разместившись на о.Хвар. Здесь уместно сказать несколько слов о боевых судах НОАЮ. Основу их составляли два типа судов: так называемые вооруженные суда (NB -naoruzani brod) и патрульные катера (PC – patrolni camac). Первые были парусно-моторные деревянные рыболовные суда и несколько малых пассажирских пароходов, захваченных в ходе боевых действий у итальянцев. Их водоизмещение лежало в пределах от 20 до 80 т (лишь NB 11 «Красная звезда» имело 150 т), а вооружение составляло 3-7 автоматических пушек калибра 20-40 мм, пулеметы, а на NB11 еще два миномета. Патрульные катера – моторные суденышки от 3 до 30 т водоизмещения, вооруженные пулеметами и иногда автоматическими пушками.

Из наиболее крупных операций отметим следующие.

Героическая оборона Сплита продолжалась до 27 сентября. В этот день оставшихся в живых защитников партизанские суда перевезли на о-ва Шолта и Брач.

7 октября немецкие части выступили из города Риека и вскоре овладели побережьем вплоть до Цриквсницы. После небольшого затишья, подвергнув бомбардировке о. Лошинь, 13 ноября немецкие отряды численностью 200 человек с двумя танками и 10 бронеавтомобилями при поддержке старого крейсера «Ниобе», одного миноносца и нескольких катеров высадились на остров. После упорной борьбы основные силы партизан ушли на о. Црес на двух рыбачьих судах. На переходе оба судна были повреждены авиацией и захвачены крейсером. В тот же день немцы захватили о-ва Крк и Црес, чтобы ими не могли воспользоваться союзники.

В руках НОАЮ еще оставалась некоторая часть далматинского побережья. 10 декабря партизаны на нескольких моторных судах в сопровождении вооруженного судна «Партизан» III высадили десант на о. Паг, но вскоре его оставили. 20 декабря артиллерийским огнем партизаны отбили попытку высадить десант на о. Раб. А когда позже немцам все же это удалось, бойцы НОАЮ без потерь эвакуировались на о. Дугиоток.

Большое значение в обороне островов играл о.Корчула. На нем находились крупные силы НОАЮ: две бригады, корчулская флотилия вооруженных судов и пр. Немцы любой ценой решили захватить остров. Для этой цели был выделен 750-й полк 118-ой егерской дивизии, усиленный артдивизионом и ротой танков. Десант с моря должны были поддержать три торпедных катера и шесть быстроходных десантных барж. Высадка немцев на остров началась утром 22 декабря. Тяжелые бои длились два дня, и к вечеру 24-го бойцы НОАЮ с большими потерями вынуждены были оставить остров. Потеряна была вся артиллерия. Неудача на о. Корчула поставила под сомнение возможность обороны остальных островов. Поэтому было решено перевести на о.Вис части НОАЮ, действовавшие в 4-м и 5-м приморских секторах (Южная Далмация). Однако на всех крупных оставленных частями НОАЮ островах были сохранены партизанские отряды.


Малый патрульный катер


Вооруженное судно NB 11 "Красная звезда" в гавани, о.Вис, 1944 год


Овладев побережьем и большинством островов, немецкое командование создало управление морскими силами «Юг». Они состояли из захваченных итальянских кораблей, судов, построенных на Адриатике во время войны, а также доставленных из Германии. Организационно они входили в девятую флотилию миноносцев (семь бывших итальянских), 10-ю десантную флотилию (40-50 паромов «Зибель» и танконосцев), транспортную флотилию (60-80 малых судов), флотилию из 6- 8 минных тральщиков, отряд торпедных катеров, флотилию ПЛО и сторожевую флотилию (6-10 судов). При большом превосходстве немецких сил вооруженные суда НОАЮ никогда не решались нападать на немецкие конвои. Они нападали лишь на отдельные парусно-моторные суда и слабо вооруженные пароходы.

Основной задачей немецких и партизанских морских сил была зашита морских коммуникаций. Немцы осуществляли перевозки в основном с сильным охранением. Потери партизанских военно-морских сил в этом периоде резко возросли, причем к ним следует прибавить и потери от действий союзнических кораблей и авиации. Последние не слишком старались разобраться какая цель перед ними и бомбили, и обстреливали все, что им попадалось в поле зрения. Так, в 1944 г. ВМС НОАЮ потеряли два NB и два PC, потопленных англичанами.

Последующие события характеризуются наступательными действиями НОАЮ как на суше, так и на море. С сентября 1943 г. на Адриатике начали действовать корабли и авиация союзников, войска которых высадились на Апеннинском полуострове. Создание авиационной базы союзников вблизи итальянского города Фоджа значительно облегчило положение югославов на море и в то же время усложнило действия немецких военно-морских сил и ничтожных сил НДХ. Немцы бросили на борьбу захваченные итальянские корабли (эсминцы, миноносцы, торпедные катера), а также перебросили из Германии десантные паромы «Зибель», патрульные и взрывающиеся катера. Поначалу их морские силы получили и авиационную поддержку.

20 января 1944 г. Верховный штаб НОАЮ принял решение об отходе на о.Вис и организации его обороны вместе с союзниками Партизаны оставили Кварнерскис о-ва и в их руках остались только Дугиоток, Корнаты и Ластово. Решение об обороне о. Вис имело громадное значение для всего дальнейшего хода народно-освободительной борьбы. С этого острова югославы предпринимали нападения против немецких сил на островах и побережье, на Вис поступали военные материалы от союзников, на нем же базировались и их легкие силы. Между южной Италией и о. Вис установилась регулярная транспортная связь. В апреле на острове стала базироваться первая эскадрилья истребителей НОАЮ, а в июне туда перебазировался верховный штаб. Остров Вис стал главной базой югославских ВМС. К этому времени они насчитывали 10 больших парусно-моторных судов, 11 пароходов (в качестве NB). около 200 малых ПМС и т. д. Правда, около половины этих судов были неисправны, а на острове отсутствовали ремонтные средства.

В сентябре 1944 г. НОАЮ начала серию десантных операций по освобождению островов и побережья средней и южной Далмации. Напомним, что к этому времени войска Красной Армии вступали на территорию Югославии с Востока, и это. безусловно, самым серьезным образом повлияло на действия немецких сил на побережье.

Первый серьезный рейд партизаны произвели на о-ва Млет и Корчула еще 19-26 апреля. Уничтожив 400 немецких солдат и взяв в плен 459, бойцы НОАЮ вернулись на о. Вис. Их потери составили около 230 человек убитых и раненых, а также вооруженное судно NB7.

9-11 мая было совершено нападение на о. Шолта, а 31 мая-5 июня на остров Брач. Последняя операция осуществлялась при поддержке американских и английских солдат. На о. Брач противник потерял 350 убитых и 250 пленных. HOAIO потеряло около 400 убитых и раненых, а англичане и американцы – более 150. Большим несчастьем была гибель партизанского госпитального судна «Марин 2» (11 мая), потопленного немецкими торпедными катерами. На нем погибло более 65 человек, в основном раненых.

После выхода Болгарии из войны (9 сентября 1944 г.), германской труппе армий «Е» в Греции грозило быть отрезанной от метрополии. В ожидании эвакуации этих войск на север верховный штаб НОАЮ приказал 8-му корпусу всеми силами препятствовать движению вдоль побережья. Против 25 тысяч бойцов корпуса на Далматинском побережье находилось 40 тысяч немцев, усташей и четников. Но, владея инициативой, 8-й корпус НОАЮ, которому тогда подчинялась морская флотилия, мог сосредоточить на направление удара превосходящие силы Так началось освобождение Югославского приморья. Первые операции и десанты были направлены на освобождение средних и южных Далматинских островов: Корчула, Хвар, Брач, Шолта и т.д., а также п-ва Пелешац. Эти операции завершились к 24 сентября, и в них противник потерял более 2000 человек. Вскоре затем была освобождена и материковая прибрежная часть Южной Долмации.

Концентрация морских сил на о. Вис предоставила немцам возможность наносить по ним регулярные удары. До конца года в этом районе произошло несколько столкновений на море. Ночью на 23 октября на четыре судна НОАЮ совершили нападение три немецких торпедных катера у о. Маун. В этом бою единственный раз в ходе войны на Адриатике противник применил торпедное оружие, впрочем, безрезультатно. 14 декабря югославские силы вместе с двумя эсминцами англичан совершили рейд на остров Паг. По возвращении с рейда на мине погиб английский эсминец «Олденхэм» со 113 членами экипажа.


Маршал Тито инспектирует вооруженное судно NB 3


Патрульный катер PC 8 "Ударник»


К началу ноября о.Вис оказался уже в глубоком тылу боевых действий. Для движения на север была выбрана новая оперативная база флота и десантных сил, а именно: о.Ист, во внешней линии Кварнерских островов. 20 сентября на остров перешел штаб 2-го приморского оперативного сектора, которому подчинялись пять флотилий в составе четырех вооруженных судов, 20-ти патрульных катеров и вспомогательных судов. 21 октября к ним присоединились три английских канонерских лодки и два торпедных катера. Десантные силы кварнерского отряда, сформированного в ноябре, имели четыре батальона морской пехоты и одну ударную группу. Отряд имел поддержку британского флота и авиации. К тому времени минная обстановка в проливе Кварнерич, у о. Кварнер и вокруг п-ва Истрия была весьма сложной. Немцы буквально засыпали их минами, что весьма осложняло действия союзников на море.

К весне 1945 г., существовавшие на территории Югославии три отдельных фронта – Восточный, Западный и Южный – слились в один. В феврале в Белграде состоялась встреча маршала Тито, маршала Ф.И. Толбухина и английского фельдмаршала Г.Аиександера, на которой были согласованы общие действия против врага. В этой завершающей фазе войны приняла участие и военная флотилия, которая обеспечивала при поддержке сил союзников высадки войск на островах. Так, 4 апреля началась высадка на о. Паг, 12-го – на о. Раб, 17-го – на о. Крк. И, наконец, в ночь на 29 апреля началось освобождение п-ва Истрия. Немецкое командование придавало большое значение обороне полуострова. Однако, почему-то ожидало десанта на Юго-Западное побережье. Партизаны же высадились на Восточном.

Действия на море завершились 5 мая 1945 г., когда несколько боевых судов кварнерского отряда вошли в гавань города Трет (Триест).

За второй и третий периоды югославские ВМС нанесли следующие потери немцам и хорватам: потоплено три судна, действиями с берега – восемь, захвачено 13 в море и 10 – с берега.

Для сравнения – английские ВМС потопили 72 и захватили 16 плавединиц. Сюда входят один миноносец, один корвет, девять торпедных катеров и т. д. В последние недели войны в портах северной Адриатики самолеты союзников потопили три миноносца.

Потери югославских ВМС (из 16 NB и 57 PC) захвачены в морс: один NB, пять PC и пять других судов; потоплены в основном немецкими торпедными катерами по одному NB и PC и пять других судов. Авиация уничтожила четыре NB, четыре PC и девять других судов. На минах погибли один NB и три судна, от действий союзников (по ошибке) – по два NB и PC и 13 других судов. По другим причинам (столкновения, навигационные причины) – по два NB и PC и более 10 малых судов.

Действия на Адриатике представляют собой единственный пример партизанской борьбы на море, в частности, по своей организации и средствам. Югославские военные историки выделяют два основных момента этой борьбы: организация военной флотилии НОАЮ и решение о упорной обороне о. Вис. Боевые действия на море всегда были тесно увязаны с действиями НОАЮ на суше. И хотя итальянцы и немцы предпринимали многочисленные действия по очистке островов и побережья с помощью своего флота, НОАЮ всегда успевала выводить из под удара основные силы своих приморских отрядов. С созданием базы на о. Вис, действия партизанской флотилии стали меньше зависеть от действий на суше.

После высадки союзников в Италии и занятии ими портов на западном берегу Адриатики, а особенно после того, как им был предоставлен в качестве базы о. Вис, они смогли предпринять широкие действия надводными кораблями, десантными отрядами и авиацией.

Югославский историк И.Василевич отмечает, что существует неправильное мнение о том, что из действий «флотилии рыбачьих судов» трудно извлечь какие-либо оперативно-тактические выводы, что они имели лишь морально-политическое значение. Помимо всего прочего, война на Адриатике представляет собой хороший и убедительный пример в сфере отношений «человек-техника». Он показывает, как можно и нужно использовать подручные средства для достижения решающего успеха даже в условиях высоко развитой техники XX века.


А.ПРОТАСОВ, М.ПАВЛОВ









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх