|
||||
|
Танки союзников Как всегда, истина познается в сравнении. Нуждается в нем и наша тридцатьчетверка. Сравнение с современными ей танками противника и союзников позволяет четче подчеркнуть достоинства нашего танка, а, может быть, высветить и некоторые его недостатки. О немецких танках мы уже говорили. А на чем же воевали танкисты наших союзников по антигитлеровской коалиции: англичане, американцы, французы? В умах английских военных в середине 30-х годов господствовала идея двух типов танков – пехотного (тихоходного, но сильно бронированного) и крейсерского (быстроходного, но слабо бронированного). Последний предназначался для крупных механизированных соединений, действовавших в так называемой глубокой операции. Рассмотрим лишь крейсерские танки как более соответствующие по тактическому назначению Т-34. Летом 1939 г в английские войска начал поступать танк А15 “Крусейдер”. “Крусейдер III” последней модификации выпускался до 1943 г. Технически ненадежные “Крусейдеры” были к тому же еще и слабо вооружены. Но это были основные танки британских танковых войск первой половины войны. Учтя недостатки “Крусейдеров”, англичане с конца 1942 г начали выпускать крейсерские танки Mk.VIII “Кромвелл”. Броня его была по тем временам солидной, но проходимость низкой. В боях с немецкими “Пантерами” “Кромвеллы” успеха не имели: не спасала ни толстая броня, ни большая скорость. Не “дотянул” “Кромвелл” и до уровня основных боевых и технических характеристик Т-34-85. В самом конце войны в английскую армию поступили крейсерские танки “Комет”, которые являлись по существу развитием “Кромвелла”, с более мощным вооружением (77- мм пушка – действительный калибр 76,2-мм). Крейсерский танк, основа английских бронетанковых войск, так и не был доведен до уровня современных ему советских и немецких средних танков. Что касается американцев, то гордостью их военного танкостроения был средний танк М4 “Шерман”. Разработка этой машины началась еще в марте 1941 г. В феврале 1942 г был построен опытный экземпляр, а спустя еще два месяца началось серийное производство этого самого массового американского танка. Потребовалось всего 13 месяцев от момента принятия решения до начала выпуска. Танк строился до конца войны, поступал в больших количествах в английскую армию, по ленд-лизу в Советский Союз (4102 единиц), а также во все армии антигитлеровской коалиции. После войны “Шерманы” поставлялись всем союзникам Соединенных Штатов. Еще и сейчас в некоторых армиях они, хотя и значительно модернизированные, находятся на вооружении. Уже сам этот факт говорит о том, сколь надежной машиной был “Шерман” и что он имел большой резерв для модернизации. Танк выпускался разными заводами в нескольких модификациях, отличавшихся способом изготовления корпуса и башни, двигателями, ходовой частью, вооружением. Корпус танка был сварной. Носовая деталь сначала состояла из трех частей на болтах, затем одной литой и, наконец, из литой и катаной частей. На “Шерманах”, в основном, была сохранена ходовая часть предшествующего ему среднего танка М3. Лишь с марта 1944 года была внедрена новая горизонтальная спирально-пружинная подвеска (HVSS), которая применялась практически на всех моделях М4. На модификации М4А2 устанавливался дизель-мотор. Наиболее распространенная в американской армии модификация М4АЗ (с июня 1942 г по май 1945 г выпущено 11324 машины) оснащалась специальным танковым карбюраторным двигателем “Форд” GAA-8. Эти танки имели сварной корпус. Корпус танков модификации М4А4 был изменен для того, чтобы вместить силовой агрегат “Крайслер” А75, составленный из пяти моторов. Модификация М4А6 имела тот же корпус, но в нем устанавливался радиальный дизель-мотор “Катерпиллер RD-1829”. Танки модификации М4А5 выпускались канадскими заводами под обозначением RAM. Все танки М4 имели двигатели, расположенные в кормовой части, а трансмиссию и ведущее колесо спереди. Американские средние танки М4 ”Шерман” на испытаниях в СССР на НИ ИБТ полигоне в Кубинке (на правом фото машина модификации М4АЗ). На “Шерманах” устанавливались, в зависимости от модификации и времени производства, 75- и 76,2-мм пушки разных образцов, а также 105-мм гаубицы (на некоторых машинах модификации М4 и М4АЗ). 75-мм пушка была вскоре признана недостаточно мощной для борьбы с немецкими танками. В августе 1942 г предпринимается попытка установить 76,2-мм пушку в танк М4А1. Однако старая башня оказалась неподходящей для нее. В 1943 г разрабатывается опытный танк Т23 – прототип будущего М26, вооруженного 90-мм пушкой. Его башня, но с 76,2-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом, была без изменений поставлена на М4. Выпуск танков с этой башней начался в марте 1944 г. Бронебойный снаряд новой пушки имел начальную скорость 810 м/с (вместо 620 у прежних 75-мм пушек) и пробивал на дальности 900 м 100-мм броню. Справа на башне на кронштейне устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет. Третий пулемет калибра 7,62-мм находился в шаровой установке в лобовой части корпуса. Башня имела вращающийся заодно с ней полик. Размещение боеукладки на дне боевого отделения потребовало поднять полик, что увеличило общую высоту танка. На части танков применена “мокрая” укладка боеприпасов: выстрелы к пушке размещались в трубках, проходящих через бак с этиленгликолем или водой. При попадании снаряда в укладку жидкость гасила воспламенившиеся боеприпасы. Применялся также стабилизатор пушки в вертикальной плоскости и гидроэлектрический механизм поворота башни, имевший дублированный привод к командиру и наводчику. Боевая масса танков “Шерман” колебалась от 30,2 до 35 т. Танк М4, получивший именно в Англии название “Генерал Шерман”, в 1943-45 гг оказался основным и лучшим танком английской армии. Первые “Шерманы” прибыли в Северную Африку в октябре 1942 г (270 единиц) и 24 октября приняли боевое крещение в бою под Эль-Аламейном. Вместе со средними танками М3 они составляли более половины всех танков 8-й английской армии. Позже англичане установили на “Шерманы” свою 76,2-мм пушку (что потребовало смены башни), и получили таким способом самый сильный танк английской армии в ходе войны. Эти танки назывались “Шерман Файрфлай” и начали поступать в войска с февраля 1944 г. Они единственные из танков союзников были способны бороться с немецкими “Тиграми” и “Пантерами”, да и то на близких расстояниях. М4 оказался неплохим танком, простым в изготовлении. Это облегчило его массовое производство на неспециализированных заводах, не имевших опыта в машиностроении. “Шерман” отличался надежностью в эксплуатации, прочностью конструкции, ремонтопригодностью. Но был относительно слабо вооружен и бронирован. Эти недостатки пытались устранить. В частности, на модификации М4АЗЕ2 путем экранировки была увеличена толщина лобовой брони корпуса до 100 мм. М4 были более или менее равноценны немецким танкам Pz.1V, но не могли (кроме “Шерман Файрфлай”) вести открытый бой с “Тиграми” и “Пантерами”. В Корее (1950-53 гг) не оправдались надежды на М4АЗЕ8, который по вооружению и проходимости уступал Т-34-85. На базе танка М4 были созданы несколько СУ, саперных и вспомогательных машин, в частности, истребители танков М10 и М36, самоходная 155-мм пушка М40 и 203- мм гаубица М-43. Многие танки оборудовались установками для пуска ракетных снарядов. Таковым был второй после Т-34 по массовости танк в мире (выпущено 48071 единица). Он по многим характеристикам уступал нашему танки, но превосходил его по надежности и удобству работы экипажа. В других странах – Италии, Японии, Франции – не было танков, хотя бы в какой-то степени близких по тактико-техническим данным к описанным выше. Т-34-85 на параде в Берлине. ГДР, 1 мая 1959 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|