|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тяжелая артиллерия советского периода Продолжение, начало см. «ТиВ» №№ 9, 10 за 1998 год. 152-ММ ПУШКА Б-10 История создания пушки 152-мм дальнобойная пушка Б-10 предназначалась для поражения глубоко расположенных резервов, передовых аэродромов, железнодорожных станций и других объектов в ближнем тылу противника, а также для разрушения бетонных сооружений вертикального типа. 21 сентября 1929 года АУ выдало заводу «Большевик» тактико-технические требования на проектирование 152-мм пушки АРГК. Ствол № I пушки Б-10 был закончен заводом «Большевик» в апреле 1932 года, а лафет к ней – в ноябре 1932 года. Поэтому первоначально пушка Б-10 №1 была установлена на НИАПе на станке от 152/52-мм береговой пушки системы Виккерса. Испытания стрельбой начались 10 мая 1932 года. Для снаряда весом 49 кг была получена начальная скорость 880 м/с, расчетной начальной скорости 900 м/с получить не удалось. В ходе испытаний программа отстрела была выполнена полностью в объеме 237 выстрелов, и в сентябре 1932 года качающаяся часть была отправлена на завод «Большевик» для установки на штатный лафет. 30.11.1932 г. испытания Б-10 возобновились на 1Ш АПе и продолжались до 3.10.1934 г. Ствол № 2 был подан на полигон с завода «Большевик» 11.05.1933 г. [Табл. 54] Испытывались стволы № 1 и № 2 на одном и том же лафете Б-10 (№ 1). Всего из ствола № I было сделано 336 выстрелов. 14.07.1933 г. в ГАУ рассматривался проект ствола 152-мм пушки Б-10 с углубленными нарезами под нарезные и поясковые снаряды, разработанные АНИИ. Заводу «Большевик» был дан заказ перенарезать ствол № 1 к 1 сентября 1933 года. На стволе были углублены нарезы с 1,5 мм до 2,8 мм, а канал ствола для удобства заряжания был сделан сплошь нарезным. Крутизна нарезов была изменена с 25 клб до 20 клб. Объем зарядной каморы не изменился. Ствол был приспособлен для стрельбы нарезными снарядами. Однако особых успехов при стрельбе нарезными снарядами достичь не удалось. Существенным недостатком Б-10 (со штатным лафетом) был медленный подъем и спуск орудия, производившийся вручную. Так, чтобы придать угол возвышения от 0° до +43°, требовалась 1 минута 20 секунд, чтобы опустить обратно – 55 секунд. В связи с тем, что угол заряжания пушки был близок к 0°, это существенно снижало скорострельность орудия. Для повышения скорострельности в начале 1934 года система Б-10 (нарезной ствол № 1, лафет № 1) была снабжена электроприводом вертикалыного наведения. На автомобиле «Форд-АА» была установлена станция, состоявшая из бензинового двигателя JI-6, генератора HN-60 и аккумуляторной батареи. На Б-10 в лобовой части лафета был установлен электродвигатель HN-20, а на правой стороне – кнопочный центр управления. Таблица 54 Результаты испытаний ствола №2
В ходе испытаний в июне 1934 года на НИАПе подъем пушки от 0° до +52° составил 20 секунд (то есть 2°36' в секунду), а спуск – 25 секунд (2°5' в секунду). Это была первая отечественная артиллерийская система с электроприводом. Распространения она не получила из-за громоздкости, невозможности плавного и медленного наведения, так как для этого нужна была муфта Дженни, как на морских орудиях. С декабря 1934 года по май 1936 года на заводе «Большевик» ствол № 2 пушки Б-10 был перенарезан в полигональный. В июне 1936 года на НИАПе были произведены стрельбы из полигональной пушки Б-10. Испытания закончились 28 июня 1936 года и были признаны неудачными. Больше эта пушка не испытывалась. Прорабатывалось несколько вариантов использования Б-10 в береговой обороне, но на вооружение они приняты не были (см, «Техника и оружие» №3/97). Отметим, что хотя 152-мм пушка Б-10 на вооружение принята не была, она послужила прототипом для последующих 152-мм пушек Б-30 и Бр-2. Данные пушки Б-10 приведены в общей таблице с пушкой Б-30. 152-мм дальнобойная пушка Б-10 №1. Первые стрельбы на станке 152-мм береговой пушки Виккерса 152-ММ ПУШКА Б-30 История создания пушки 152-мм пушка Б-30 была создана на заводе «Большевик» наложением несколько измененного ствола пушки Б- 10 на лафет Б-4. Иногда система называлась Б-10-2-30. Ствол 152-мм пушки Б-30 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Крутизна нарезов постоянная. Затвор был взят от Б-10. Баллистические данные пушки полностью совпадали с Б-10. Первая пушка Б-30 прибыла на НИАП 21.07.1935 г. Испытания стрельбой начались 27.07.1935 г. Проектной начальной скорости (880 м/с) для снаряда чертежа 3200 весом 49 кг получить не удалось, так как при 860 м/с давление в канале ствола превысило расчетное. Тем не менее, при заряде из пороха марки 27/1 удалось получить начальную скорость 884,8 м/с. При стрельбе снарядом чертежа 3241 весом 49 кг с РГМ была получена начальная скорость 862 м/с, дальность составила 26 580 м при угле 45°. Боковое отклонение составило 23,7 м, а отклонение по дальности – 248 м, то есть меткость была совершенно неудовлетворительная. Заряжание пушки производилось с помощью крана и штатного кокора. После полигонных испытаний образец пушки Б-30 был отправлен на войсковые испытания совместно с Б-10. Войсковые испытания проводились с 29 марта по 13 октября 1935 года. На войсковых испытаниях у Б-30 опять оказалось большое рассеивание снарядов при стрельбе. Доворот обеих систем (Б-30 и Б-10) на угол больший, чем позволял механизм ГН, занимал не менее 25 минут. Пушка Б-10 на гусеничном ходу Б-10 возили в раздельном виде, а Б- 30 решили провезти на дистанцию 153 км в нераздельном виде (вес системы 18,2 т) по проселочной дороге. Везти ее пришлось двумя тракторами (цугом). Б- 30 была возвращена с пробега, так как на первых же двух километрах она сломала 3 моста и вязла на мокром грунте. В заключении комиссии было сказано: «Б-30 может быть принята на вооружение при устранении замечаний», Б-10 полигонных испытаний не выдержала. В конце 1936 года завод «Большевик» изготовил малую серию из шести пушек Б-30. Все пушки прошли испытания на НИАПе, причем пушка № 2 была установлена на самоходе СУ-14, на котором к 8.11.1938 г. сделала 16 выстрелов. Часто пушки Б-30 использовались для различных экспериментов. Так, на пушке № 1 была поставлена свободная труба, разработанная итальянской фирмой «Ансальдо». Саму же трубу изготовил завод «Большевик». В этой свободной трубе на длине 846 мм от начала нарезов была сделана нарезка переменной глубины (от 2,8 до 1,5 мм). Летом 1937 года пушка с трубой Ансальдо прошла испытания на НИАПе. Согласно заключению комиссии НИАПа от 12.08.1937 г. «труба с нарезкой Ансальдо полигонные испытания не выдержала из-за остаточных деформаций в канале». Таблица 55 Результаты дальнейших стрельб 11.03.1937 г. – 28.09.1937 г.
152-мм ствол Б-30 №2 со свободной трубой №5505 был нарезан с крутизной 12 клб. 11 ноября 1936 года был сделан первый выстрел нарезным снарядом для опробования ствола и подбора заряда. При снаряде черт. 6258 и заряде 5,0 кг получена начальная скорость 368,6 м/с и давление в канале ствола 1600 кг/см 2 . Дальнейшая стрельба оказалась невозможной, так как новый снаряд в ствол не входил. Пришлось зачистить ствол. [Табл. 55] Сравнение данных испытаний обычного ствола Б-30 со стволом Б-30 № 2 с крутизной нарезки в 12 клб показало, что при стрельбе нарезными снарядами падение начальной скорости больше (после 215 выстрелов). Это было связано с тем, что нарезные снаряды совсем не имели обтюрирующих поясков и происходило «смыливание» нарезов. С учетом этого, а также сложности заряжания и других факторов от нарезных снарядов решили отказаться. Таблица 56 Данные орудий Б-10 Б-30
Примечание: * – по другим сведениям 16 000 кг. В 1937-1938 годах инженеры завода «Большевик» вели тяжелую борьбу с конкурентами с «Баррикад». И по аналогии с Бр-2 на заводе «Большевик» к маю 1938 года для Б-30 был изготовлен длинный ствол в 55 клб вместо 47,2 клб. (Причина непринятия ствола в 55 клб будет указана в главе «Бр-2»). 25.05.1939 г. завод «Большевик» закончил изготовление ствола Б-30 нормальной длины, но с углубленной нарезкой и уменьшенной каморой. Ствол был подан на АНИОП для испытаний 5 июня 1939 года. Тем не менее, по неясным причинам АУ выбрало Бр-2 вместо Б-30. Кстати, руководство АНИОПа выступало категорически против этого выбора. [Табл. 56] 152-ММ ПУШКА БР-2 История создания пушки Бр-2 152-мм пушка Бр-2 была создана в КБ завода «Баррикады» под руководством Иванова. Фактически это было наложение ствола Б-10 на лафет с небольшими изменениями. Нарезка, как у Б-10, была мелкая (глубина нареза 1,5 мм,"ширина нареза 6,974 мм, ширина поля 3,0 мм). Баллистика Бр-2 совпадала с Б-10 и Б-30. Основными отличиями Бр-2 от Б-30 были: скрепленный ствол вместо свободной трубы (у Б-30), наличие гидропневматического уравновешивающего механизма и незначительные изменения в ударном механизме затвора. Опытный образец пушки Бр-2 прибыл 9 декабря 1935 года на НИАП с завода «Баррикады» для проведения полигонных испытаний. Испытания стрельбой велись с 31.12.1935 г. по 20.01.1936 г. Скорострельность Бр-2 колебалась от 3,8 минут до 4,3 минут на выстрел, в зависимости от типа лотка. Меткость Бр-2 была одного порядка с Б-30 и ее признали удовлетворительной. Отмечалось тугое запирание затвора. Всего в ходе заводских и полигонных испытаний пушка Бр-2 сделала 138 выстрелов и ее начальная скорость упала на 1,3%. Согласно заключению комиссии НИАПа «Бр-2 не может быть допущена к войсковым испытаниям из-за неуравновешенности качающейся части» и ряда других недоработок. Однако АУ, вопреки мнению комиссии НИАПа, отправило Бр-2 на войсковые испытания на полигон АКУКС. Испытания Бр-2 были начаты 7 марта 1936 года, но уже 24 марта «в виду явных разрушений системы» прекратились. Обе комиссии, НИАПа и АКУКС, отдали предпочтение Б-30, но высшее руководство АУ выдало заказ на изготовление серии Бр-2 и велело прекратить производство Б-30 на «Большевике». Как следует из намеков в ряде служебных документов, позже ряд руководителей АУ жестоко поплатились за это решение. 14 марта 1936 года АУ предложило заводу «Баррикады» начать производство Бр-2, но не со скрепленным стволом, как в первом опытном образце, а со свободной трубой подобно Б-30. 152-мм подкалиберный снаряд к пушке Бр-2 В 1937 году завод «Баррикады» изготовил малую серию Бр-2 из семи единиц вместо 30 по плану. Пушки Бр-2 выпуска /937 года комплектовались орудийной повозкой Бр-6, пушки Б-30 – повозкой Б-29, а первый опытный образец Бр-2 вообще не имел орудийной повозки. Испытания малой серии Бр-2 показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью 880 м/с живучесть стволов составляла около 100 выстрелов (97-104). Пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, поэтому срочно начали поиски путей повышения живучести. Наиболее эффективными были признаны два способа, разработанные в АНИМИ – удлинение ствола пушки и углубление нарезки. Таблица 57
152-ММ ПУШКА БР-2 СО СТВОЛОМ В 55 КЛБ Как уже говорилось, для повышения живучести пушки Бр-2 к ней был спроектирован новый более длинный ствол. Чтобы избежать смешения центра тяжести ствола, наружной диаметр дульной части был уменьшен с 245 мм до 200 мм. Таким образом, центр тяжести сместился, а общий вес ствола увеличился всего на 150 кг. Затвор остался тот же. Ствол был наложен на лафет Б-4 с уравновешивающим механизмам для Бр-2. Возка ствола производилась на ствольной повозке Бр-6. Завод «Баррикады» изготовил один ствол в 55 клб и провел его заводские испытания в объеме 14 выстрелов. 4 июля 1938 года этот ствол был отправлен на НИАП для проведения полигонных испытаний. [Табл. 57] 152-ММ ПУШКА БР-2 С ГЛУБОКОЙ НАРЕЗКОЙ В июле-августе 1938 года на НИАПе испытывался ствол Бр~2 с углубленной нарезкой (с 1,5 мм до 3,1 мм) и уменьшенной каморой. Пушка стреляла снарядом, у которого вместо двух был один ведущий поясок. По результатам испытаний АУ объявило, что живучес ть пушки Бр-2 увеличилась в 5 раз. К подобному заявлению надо относиться осторожно, так как имело место явное мошенничество, критерий живучести пушки – падение начальной скорости – был тихо увеличен с 4 % до 10 %. Так или иначе, но 21 декабря 1938 года вышло постановление АУ «Утвердить для валового производства 152-мм пушку Бр-2 с углубленной нарезкой», а опыты со стволом Бр-2 в 55 клб решено было прекратить. В 1938 году серийные пушки Бр-2 не сдавались. В 1939 году было сдано четыре пушки (по плану 26), а в 1940 году – 23 пушки (по плану 30), в 1941 году не было сдано ни одной пушки. Таким образом, в 1939-1940 гг. было сдано 27 пушек Бр-2 с глубокой нарезкой, в 1937 году – семь пушек Бр-2 с мелкой нарезкой. Кроме того, до 1.01.1937 г. было сдано промышленностью 16 152-мм пушек обр. 1935 г. (среди них, видимо, были Бр-2 и Б 30). По штату от 19.02.1941 г. в составе тяжелого пушечного полка РВГК состояло 152-мм пушек Бр-2 – 24, тракторов – 104, автомобилей – 287 и'2598 человек личного состава. В полк входили четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло две пушки Бр-2. Всего в АРГК к 22.06.1941 г. с учетом мобилизационного развертывания состоял один пушечный полк (24 пушки Бр-2) и две отдельные тяжелые пушечные батареи (в каждой по две пушки Бр-2). Итого 28 пушек. Всего же в РККА 22.06.1941 г. имелось 37 пушек Бр-2, из которых две требовали капитального ремонта. Тут учтены пушки полигонов и др. Кроме того, можно предположить, что пушки с мелкой нарезкой с вооружения не снимались, но и в части не выдавались. К 1 мая 1945 года число 152-мм пушек Бр-2 в частях РВГК осталось прежним (28). После 1941 года пушки Бр- 2, Б-30 и Бр-19 серийно не производились. 152-ММ ПУШКА БР-19 10 марта 1939 года на совещании в АУ было решено: «Учитывая отсутствие в Б-30 уравновешивающего механизма, что облегчает ее производство и эксплуатацию, считать необходимым форсировать изготовление опытного образца и провести следующие работы по доделке системы Б-30: а) внутреннее устройство трубы взять от Бр-2 (с углубленной нарезкой); б) утолстить кожух между крестовинами с целью получения запаса прочности в этом сечении в 1,3 раза и, соответственно. уравновесить качающуюся часть за счет среза дульной части кожуха; в) затвор взять от Бр-2, в связи с чем выбросить спусковой механизм системы Б-30; г) изменить конфигурацию сечения Б-30 с целью обеспечения постановки на нем нового затвора к установкам на повозке Бр-10 ствола. Новому образцу пушки присвоить заводской индекс Бр-19». Заказ на изготовление опытного ствола Бр-19 был дан заводу «Баррикады». Завод закончил ствол Бр-19 25.05.1939 г., а 5.06.1939 г. его доставили на АНИОП. Ствол был установлен на лафете Б-30, находившемся на АНИОПе. С 25 ноября по 30 декабря 1939 года пушки Бр-2 (с углубленной нарезкой) и Бр-19 прошли войсковые испытания в Саратовской области в МО м артполку. На войсковых испытаниях опытный образец Бр-19 имел ствольную повозку Бр-10. По результатам этих испытаний комиссия сделала заключение: «Бр-19 имеет ряд преимуществ перед Бр-2 и, при условии уменьшения усилия на механизм маховика при приведении орудия на угол заряжания, рекомендуется к принятию на вооружение». 29 декабря 1939 года на заводе «Баррикады» было принято решение немедленно приступить к разработке чертежей валового производства Бр-19. Срок сдачи чертежей – 1 апреля 1940 года. Летом 1940 года опытный образец Бр- 19 вновь испытывался на НИАПе. При весе снаряда 49,1 кг была получена начальная скорость 880 м/с и дальность 25334 м при угле +45°. Кучность находилась в «пределах технических условий». Однако по непонятным причинам валовое производство Бр-19 начато не было. Опыты по стрельбе из 152-мм пушки Бр-2 подкалиберными снарядами Согласно постановлению СТО № С-142сс от 10.11.1935 г. заводу «Баррикады» было поручено разработать рабочие чертежи и изготовить опытный лейнер 152/100-мм (калибр ствола/калибр подкалиберного снаряда) к пушке Б-10 по проекту НКО для стрельбы подкалиберными снарядами типа ЦЕА (срок – декабрь 1936 года). Окончательный проект был получен заводом только в августе 1936 года. По этому проекту калибр был изменен на 162/100-мм вместо 152/ 100-мм. Согласно расчету при нормальном заряде начальная скорост ь состави т (365 м/с и давление в канале ствола – 3200 кг/см2 . Крутизна нарезов постоянная в 14 клб, глубина нарезов 31 мм. Любопытно, что завод «Баррикады» делал один 162/100-мм лейнер, но назначение его три раза менялось. Первоначально он был предназначен для Б- 10, в конце 1937 года – начале 1938 года – для Б-30 и окончательно -для Бр- 2. Сам же лейнер стал именоваться свободной трубой. 8 апреля 1938 года свободная труба к Бр-2 калибра 162/100-мм типа ЦЕЛ была отправлена с завода «Баррикады» на НИАП. Там она была пригнана к стволу № 19 Бр-2. 5.02.1936 г. заводу № 75 был дан заказ на опытную партию 162/100-мм подкалибреных снарядов черт. 6337 АНИИ со звездчатым поддоном. [Табл. 58] Таблица 58 Результаты стрельб пушки Бр-2 снарядами со звездчатым поддоном в 1940 г. Вес конструкции, кг 22,21 Вес активного снаряда, кг 16.84 Начальная скорость, м/с 1100 Давление в канале, кг/см² 2800 Дальность стрельбы не определялась. После стрельб в 1940 году ствол 162/100-мм был поврежден и в дальнейшем мог быть использован для стрельб только неснаряженными снарядами. Снарядов 162/100-мм на АНИОПе осталось 90 (из них 48 с переделанными звездчатыми поддонами и 42 с не переделанными). Некоторые выводы комиссии по стрельбе 162/100-мм снарядами типа ЦЕА со звездчатыми поддонами: Поддоны правильно следуют по каналу и получают вращение. Отделение активных снарядов происходило нормально. Активные снаряды калибра 100 мм не получают достаточной угловой скорости из-за проворота поддонов относительно снарядов. Активные снаряды имеют неправильный полет независимо от величины начальной скорости. Полученная начальная скорость на 8,5-12 % меньше проектной. Условия заряжания подкалиберных снарядов со звездчатыми поддонами сложны, поэтому такие орудия не могут быть применены для полевой артиллерии. По дальности и весу снаряды со звездчатыми поддонами не могут иметь преимуществ перед поисковыми поддонами. Орудия с нарезкой под звездчатые поддоны сложны в производстве и не могут стрелять обычными снарядами. Заключение комиссии: «Область применения орудий с дальностью стрельбы свыше 100 км ограничена, гак как вооруженные силы СССР не имеют задачи стрельбы по городам вообще, а могут иметь задачу стрельбы но площадям военных объектов. Продолжать работы по звездчатым поддонам не следует, а надо продолжить опыты с поисковыми поддонами». Таблица 59
Таблица 60
Таблица 61
Таблица 63 Таблицы стрельбы из Ер-2 с мелкой нарезкой
В 1940 году проводились стрельбы из пушки Бр-2 подкалиберными снарядами с поясковыми поддонами (107/ 152-мм). Результаты были признаны неудовлетворительными, так как дальность 107/152-мм снарядом ненамного превышала дальность 152-мм штатного снаряда. Боеприпасы и баллистика 152-мм пушек обр. 1935 г. Снаряды к пушкам Бр-2 и Б-30 Снаряды к пушкам с мелкой нарезкой Бр-2 и Б-30 имели цифровой индекс 550, а к пушке Бр-2 с углубленной нарезкой – 551. Взаимозаменяемости никакой не было, стрелять нештатными снарядами было категорически запрещено. [Табл. 59] Заряды к Бп-2 с глубокой нарезкой Бр-2 имеет 3 заряда. На службе были «старые» и «новые» заряды. Баллистика у них одинаковая. [Табл. 60, 61] Новый заряд имел индекс 3H-55I, марка пороха – НФ-24/ 1 или НДТ-2 21/1. Таблицы стрельбы Бр-2 (с углубленной нарезкой) [Табл. 62] Максимальное давление в стволе 3000 кг/см² . Таблицы стрельбы из Бр-2 с мелкой нарезкой [Табл. 63] 180-ММ ПУШКА БР-21 История создания пушки В 1935-1938 гг. на заводе «Баррикады» скопилось значительное количество стволов Бр-2 (в основном с мелкой нарезкой), не принятых военной приемкой. Руководство завода решило найти им применение, расточив каналы до калибра 180 мм. Так, в инициативном порядке конструкторы завода № 221 «Баррикады» создали проект 180-мм пушки Бр-21. Рабочие чертежи Бр-21 были закончены 5 ноября 1939 года. В декабре 1939 года завод «Баррикады» изготовил опытный ствол Бр-21. Он состоял из свободной трубы, кожуха и казенника с поршневым затвором. Свободная труба была изготовлена из полуфабриката Бр-2 старого задела. Кожух сняли со ствола Бр-2 и обработали снаружи по чертежам Бр-21. При расточке трубы центр тяжести ствола переместился ближе к казенной части, что позволило снять неудачный уравновешивающий механизм от Бр-2. Таблица 64
Заметим, что сухопутных орудий калибра 180-мм в РККА не было. А использовать штатный 180-мм морской снаряд весом 97,5 кг было нецелесообразно, так как он был рассчитан на давление в канале ствола 2700 кг/см² , то есть давление, не допустимое для столь тонкого ствола, как у Бр-21. Кроме того, при снаряде весом около 100 кг «откат перегружал лафет». Исходя из этого, было решено для Бр-21 спроектировать новый снаряд весом 80 кг. Заряжание, естественно, было картузным, как и на остальных отечественных системах большой и особой мощности. Ствол Бр-21 был наложен на лафет Б-4 без какого-либо изменения самого лафета. В новой системе использовалась ствольная повозка Бр-10, у которой было изменено крепление ствола. 20 декабря 1939 года система Бр-21 поступила с «Баррикад» на АНИОП. За неимением снарядов весом 80 кг пушка была испытана снарядами чертежа 121А весом 97,5 кг от морской 180-мм пушки Б-1-П. На АНИОПе из Бр-21 сделано 36 выстрелов, из них 24 на усиленном заряде. При стрельбе система деформаций и поломок не имела. Кучность оказалась существенно лучше, чем у Бр-2. По расчетам живучесть Бр-21 составляла 340 выстрелов. Таблица 65 Данные пушки Бр-21 Калибр, мм 180 Длина ствола, мм/кпб 7350/40,8 Крутизна нарезов (постоянная), кпб 25 Число нарезов 48 Глубина нареза, мм 1,78 Вес ствола с затвором, кг 5350 Длина отката, мм: длинного 1325-1380 короткого 850-865 Высота линии огня, мм 1920 Длина системы в походном положении, мм: без ствола 8820 со стволом 13 180 Таблица 66 Расчетные баллистические данныеВес снаряда, кг 80 Вес заряда, кг 21 Начальная скорость, м/с 750 Дальность, м 24 000 Давление в канале ствола, кг/см² 2500 При сравнении Бр-19 с Бр-2 выяснилось: а) Фугасное действие 180-мм снаряда весом 97,5 кг, содержащего 7 кг взрывчатого вещества, и 152-мм снаряда весом 49 кг, содержащего 6,5 кг взрывчатого вещества, приблизительно одинаково. Морской снаряд рассчитан на более высокое давление в канале ствола и предназначен для пробития корабельной брони, и поэтому имел так мало взрывчатого вещества. б) На дистанции 9 км 180-мм снаряд пробивал по нормали броню толщиной 139 мм, а 152-мм – только 119 мм, то есть на 17% меньше. в) Глубина проникновения в железобетон на дальности стрельбы 9120 м. [Табл. 64] Конечно, Бр-21 могла бы эффективно работать по финским дотам на Карельском перешейке. Но, увы, АУ решило, что принимать Бр-21 на вооружение нецелесообразно. АУ не хотелось возиться с новым для армии калибром 180 мм, проектировать новые боеприпасы и т.д. Любопытно, что АУ, тем не менее, решило продолжить испытания системы на НИАПе, дабы узнать причины столь хорошей кучности Бр-21. [Табл. 65, 66] 203-ММ ГАУБИЦА Б-4 История создания гаубицы 11.12.1926 г. на заседании Артиллерийского комитета было вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 4-6 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 5 I 225/12Я5 от 22. 03. 1927 г. АК предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Руководителем работ по проектированию 203-мм гаубицы был А. А. Лендер, а после его смерти – А.Г. Гаврилов. Проект гаубицы был закончен 16.01.1928 г. Он был составлен в двух вариантах. В одном – с дульным тормозом, во втором – без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение отдали стволу без дульного тормоза. [Табл. 67] Таблица 67 Данные проекта Калибр, мм 203,4 Длина ствола (без дульного тормоза), мм/кпб 4617/22,7 Крутизна нарезов (постоянная), кпб/град 25/7°10' Число нарезов 68 Глубина нареза, мм 2.0 Угол ВН. град +60° Высота линии огня, мм 2000 Ширина хода, мм 1930 Начальная скорость снаряда весом 100 кг, м/с 550 Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу – КБ завода «Большевик». Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле-августе 1931 г. на НИАПе проводились стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Серийное производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Большевик» в 1932 г. Уже в 1932 г. провели модернизацию Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный (на 3 клб) и прочный ствол. Гаубицы со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а гаубицы с новым стволом – «Б-4 большой мощности» (БМ). Кроме большей длины ствола гаубицу БМ можно было отличить от гаубицы ММ по устройству казенника: бородка казенника большой мощности сзади имела вид прямоугольника с острыми краями, а бородка казенника малой мощности сужена кверху и скруглена. Иных внешних отличий гаубицы БМ и ММ не имели. Чтобы не возвращаться более к гаубицам ММ скажем, что они постепенно в ходе заводских ремонтов переделывались в БМ, и уже в послевоенное время о них не было слышно. Единственный уцелевший образец гаубицы ММ находится сейчас в Одессе на территории военного училища. 203-мм гаубица Б-4 в боевом положении при угле возвышения 0° 203-мм гаубица 6-4 в походном положении при раздельной возке. (Лафетная повозка) 203-мм гаубицы Б-4 на одном из довоенных парадов (нераздельная возка) Официально 203-мм гаубица Б-4 была принята на вооружение 10.06.1934 г. В 1933 году производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Баррикады». В 1933 г. этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, по и ее не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в I полугодии 1934 года. Приспособление на каждом заводе («Большевик» и «Баррикады») конструкции гаубицы к своим производственным возможностям привело к выпуску двух практически различных конструкций. Для устранения этого влияния в 1937 году была проведена работа по выпуску единых чертежей. Но, судя по всему, полной унификации гаубиц добиться не удалось. Мало того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился еще один завод – Новокраматорский. До 1936 года канал гаубицы Б-4 имел ширину поля нареза 3 мм, а ширину нареза 6,974 мм. В 1936 году по распоряжению АУ ширина поля была увеличена до 3,974 мм. а ширина нареза уменьшена до 6,0 мм. После отстрела первых гаубиц с измененной нарезкой в АУ пошли жалобы на омеднение ствола. Но АУ ответило, что лучше омеднение, чем срыв полей нарезки, и приказало делать новую нарезку. Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ изготавливались только скрепленными. Первые опытные лейнеры к Б- 4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейнированный ствол Б-4БМ был изготовлен не ранее конца 1934 года. Далее шло параллельно изготовление скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ. Отметим, что к 1.09.1938 гг. на заводе «Баррикады» не было сделано ни одного лейнированного ствола. Не обошли Б-4 и опыты с нарезными снарядами. В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на опытный ствол Б-4 для стрельбы нарезными снарядами. Крутизна нарезов ствола постоянная 12 клб, число нарезов 48, глубина нареза 2,0 м, ширина нареза 9,0 мм, ширина поля 4,29 мм. Изготовление опытного ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года. В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами. Однако положительных результатов добиться не удалось. А 25.03.1938 г. АУ предложило НИАПу «отправить на завод «Большевик» не позднее 10.04.1938 г. опытный ствол Б-4 № 128 с крутизной нарезки 12 клб для исправления нарезов». Дальнейшая судьба этого ствола неизвестна. Гаубица Б-4ММ и первые партии Б-4БМ относились к так называемой «первой серии» гаубиц, имевших неудовлетворительную конструкцию ходовой части, допускавшую скорость возки по шоссе только до 8 км/час. Во «второй серии» была доработана ходовая часть, которая позволила двигаться со скоростью до 12 км/час. Э.МУМКУ, Ю.ПУРХОНЕН |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|