Тяжелая артиллерия советского периода

Продолжение, начало см. «ТиВ» №№ 9, 10 за 1998 год.


152-ММ ПУШКА Б-10

История создания пушки

152-мм дальнобойная пушка Б-10 предназначалась для поражения глубоко расположенных резервов, передовых аэродромов, железнодорожных станций и других объектов в ближнем тылу противника, а также для разрушения бетонных сооружений вертикального типа. 21 сентября 1929 года АУ выдало заводу «Большевик» тактико-технические требования на проектирование 152-мм пушки АРГК.

Ствол № I пушки Б-10 был закончен заводом «Большевик» в апреле 1932 года, а лафет к ней – в ноябре 1932 года. Поэтому первоначально пушка Б-10 №1 была установлена на НИАПе на станке от 152/52-мм береговой пушки системы Виккерса. Испытания стрельбой начались 10 мая 1932 года. Для снаряда весом 49 кг была получена начальная скорость 880 м/с, расчетной начальной скорости 900 м/с получить не удалось. В ходе испытаний программа отстрела была выполнена полностью в объеме 237 выстрелов, и в сентябре 1932 года качающаяся часть была отправлена на завод «Большевик» для установки на штатный лафет.

30.11.1932 г. испытания Б-10 возобновились на 1Ш АПе и продолжались до 3.10.1934 г. Ствол № 2 был подан на полигон с завода «Большевик» 11.05.1933 г. [Табл. 54] Испытывались стволы № 1 и № 2 на одном и том же лафете Б-10 (№ 1). Всего из ствола № I было сделано 336 выстрелов.

14.07.1933 г. в ГАУ рассматривался проект ствола 152-мм пушки Б-10 с углубленными нарезами под нарезные и поясковые снаряды, разработанные АНИИ. Заводу «Большевик» был дан заказ перенарезать ствол № 1 к 1 сентября 1933 года. На стволе были углублены нарезы с 1,5 мм до 2,8 мм, а канал ствола для удобства заряжания был сделан сплошь нарезным. Крутизна нарезов была изменена с 25 клб до 20 клб. Объем зарядной каморы не изменился. Ствол был приспособлен для стрельбы нарезными снарядами. Однако особых успехов при стрельбе нарезными снарядами достичь не удалось.

Существенным недостатком Б-10 (со штатным лафетом) был медленный подъем и спуск орудия, производившийся вручную. Так, чтобы придать угол возвышения от 0° до +43°, требовалась 1 минута 20 секунд, чтобы опустить обратно – 55 секунд. В связи с тем, что угол заряжания пушки был близок к 0°, это существенно снижало скорострельность орудия. Для повышения скорострельности в начале 1934 года система Б-10 (нарезной ствол № 1, лафет № 1) была снабжена электроприводом вертикалыного наведения. На автомобиле «Форд-АА» была установлена станция, состоявшая из бензинового двигателя JI-6, генератора HN-60 и аккумуляторной батареи. На Б-10 в лобовой части лафета был установлен электродвигатель HN-20, а на правой стороне – кнопочный центр управления.


Таблица 54 Результаты испытаний ствола №2
Снаряд Фугасный черт. 3241 Фугасный черт. 3242
Вес Снаряда, кг 49,5 43,5
Начальная скорость, м/с 880 940
Дальность, м 29 900 29 755

В ходе испытаний в июне 1934 года на НИАПе подъем пушки от 0° до +52° составил 20 секунд (то есть 2°36' в секунду), а спуск – 25 секунд (2°5' в секунду). Это была первая отечественная артиллерийская система с электроприводом. Распространения она не получила из-за громоздкости, невозможности плавного и медленного наведения, так как для этого нужна была муфта Дженни, как на морских орудиях.

С декабря 1934 года по май 1936 года на заводе «Большевик» ствол № 2 пушки Б-10 был перенарезан в полигональный. В июне 1936 года на НИАПе были произведены стрельбы из полигональной пушки Б-10. Испытания закончились 28 июня 1936 года и были признаны неудачными. Больше эта пушка не испытывалась.

Прорабатывалось несколько вариантов использования Б-10 в береговой обороне, но на вооружение они приняты не были (см, «Техника и оружие» №3/97). Отметим, что хотя 152-мм пушка Б-10 на вооружение принята не была, она послужила прототипом для последующих 152-мм пушек Б-30 и Бр-2.

Данные пушки Б-10 приведены в общей таблице с пушкой Б-30.


152-мм дальнобойная пушка Б-10 №1. Первые стрельбы на станке 152-мм береговой пушки Виккерса


152-ММ ПУШКА Б-30

История создания пушки

152-мм пушка Б-30 была создана на заводе «Большевик» наложением несколько измененного ствола пушки Б- 10 на лафет Б-4. Иногда система называлась Б-10-2-30. Ствол 152-мм пушки Б-30 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Крутизна нарезов постоянная. Затвор был взят от Б-10. Баллистические данные пушки полностью совпадали с Б-10.

Первая пушка Б-30 прибыла на НИАП 21.07.1935 г. Испытания стрельбой начались 27.07.1935 г.

Проектной начальной скорости (880 м/с) для снаряда чертежа 3200 весом 49 кг получить не удалось, так как при 860 м/с давление в канале ствола превысило расчетное. Тем не менее, при заряде из пороха марки 27/1 удалось получить начальную скорость 884,8 м/с.

При стрельбе снарядом чертежа 3241 весом 49 кг с РГМ была получена начальная скорость 862 м/с, дальность составила 26 580 м при угле 45°. Боковое отклонение составило 23,7 м, а отклонение по дальности – 248 м, то есть меткость была совершенно неудовлетворительная. Заряжание пушки производилось с помощью крана и штатного кокора.

После полигонных испытаний образец пушки Б-30 был отправлен на войсковые испытания совместно с Б-10. Войсковые испытания проводились с 29 марта по 13 октября 1935 года. На войсковых испытаниях у Б-30 опять оказалось большое рассеивание снарядов при стрельбе. Доворот обеих систем (Б-30 и Б-10) на угол больший, чем позволял механизм ГН, занимал не менее 25 минут.


Пушка Б-10 на гусеничном ходу


Б-10 возили в раздельном виде, а Б- 30 решили провезти на дистанцию 153 км в нераздельном виде (вес системы 18,2 т) по проселочной дороге. Везти ее пришлось двумя тракторами (цугом). Б- 30 была возвращена с пробега, так как на первых же двух километрах она сломала 3 моста и вязла на мокром грунте. В заключении комиссии было сказано: «Б-30 может быть принята на вооружение при устранении замечаний», Б-10 полигонных испытаний не выдержала.

В конце 1936 года завод «Большевик» изготовил малую серию из шести пушек Б-30. Все пушки прошли испытания на НИАПе, причем пушка № 2 была установлена на самоходе СУ-14, на котором к 8.11.1938 г. сделала 16 выстрелов.

Часто пушки Б-30 использовались для различных экспериментов. Так, на пушке № 1 была поставлена свободная труба, разработанная итальянской фирмой «Ансальдо». Саму же трубу изготовил завод «Большевик». В этой свободной трубе на длине 846 мм от начала нарезов была сделана нарезка переменной глубины (от 2,8 до 1,5 мм). Летом 1937 года пушка с трубой Ансальдо прошла испытания на НИАПе. Согласно заключению комиссии НИАПа от 12.08.1937 г. «труба с нарезкой Ансальдо полигонные испытания не выдержала из-за остаточных деформаций в канале».


Таблица 55 Результаты дальнейших стрельб 11.03.1937 г. – 28.09.1937 г.
Номер чертежа 6259 6258
Вес снаряда, кг 50 71
Начальная скорость, м/с 829 673.4
Дальность, м 24 930 17200
Угол, град. 45° -20°
Давление в канале, кг/см² 2620 2355

152-мм ствол Б-30 №2 со свободной трубой №5505 был нарезан с крутизной 12 клб. 11 ноября 1936 года был сделан первый выстрел нарезным снарядом для опробования ствола и подбора заряда. При снаряде черт. 6258 и заряде 5,0 кг получена начальная скорость 368,6 м/с и давление в канале ствола 1600 кг/см 2 . Дальнейшая стрельба оказалась невозможной, так как новый снаряд в ствол не входил. Пришлось зачистить ствол. [Табл. 55]

Сравнение данных испытаний обычного ствола Б-30 со стволом Б-30 № 2 с крутизной нарезки в 12 клб показало, что при стрельбе нарезными снарядами падение начальной скорости больше (после 215 выстрелов). Это было связано с тем, что нарезные снаряды совсем не имели обтюрирующих поясков и происходило «смыливание» нарезов. С учетом этого, а также сложности заряжания и других факторов от нарезных снарядов решили отказаться.


Таблица 56 Данные орудий Б-10 Б-30
Данные орудий Б-10 Б-30
Калибр, мм 152 152
Длина ствола мм/клб 7170/47.1 7175/47.2
Крутизна нарезов, клб 25 25
Число нарезов 48 48
Вас ствола с затвором, кг 5200—5 300 $270—5302
Угол ВН. град. -3°10': +55° 0°30'; +60°35'
Угол ГН. град. 5°10'
Длина отката, мм:
нормального 1100 1256—1300
предельного 1120 1400
короткого нет 850
Длинна системы при угле 0°, мм 11 200 11:300
Высота габаритная мм:
при 0° 2210 2525
при 45° 6225 6900 (при 80°)
Длина орудийной повозки (по гусеницам), мм 2000  
Длина системы, мм.
при 0° - 11600
при 60° - 9070
Вас системы в боевом положении, кг 14 158 * 17 120
Вес системы в походном положении с неснятым стволом, кг 15170 Pi.ieieo
Скорострельность выстр/мин 0,83

Примечание: * – по другим сведениям 16 000 кг.


В 1937-1938 годах инженеры завода «Большевик» вели тяжелую борьбу с конкурентами с «Баррикад». И по аналогии с Бр-2 на заводе «Большевик» к маю 1938 года для Б-30 был изготовлен длинный ствол в 55 клб вместо 47,2 клб. (Причина непринятия ствола в 55 клб будет указана в главе «Бр-2»). 25.05.1939 г. завод «Большевик» закончил изготовление ствола Б-30 нормальной длины, но с углубленной нарезкой и уменьшенной каморой. Ствол был подан на АНИОП для испытаний 5 июня 1939 года.

Тем не менее, по неясным причинам АУ выбрало Бр-2 вместо Б-30.

Кстати, руководство АНИОПа выступало категорически против этого выбора. [Табл. 56]


152-ММ ПУШКА БР-2

История создания пушки Бр-2

152-мм пушка Бр-2 была создана в КБ завода «Баррикады» под руководством Иванова. Фактически это было наложение ствола Б-10 на лафет с небольшими изменениями. Нарезка, как у Б-10, была мелкая (глубина нареза 1,5 мм,"ширина нареза 6,974 мм, ширина поля 3,0 мм). Баллистика Бр-2 совпадала с Б-10 и Б-30. Основными отличиями Бр-2 от Б-30 были: скрепленный ствол вместо свободной трубы (у Б-30), наличие гидропневматического уравновешивающего механизма и незначительные изменения в ударном механизме затвора.

Опытный образец пушки Бр-2 прибыл 9 декабря 1935 года на НИАП с завода «Баррикады» для проведения полигонных испытаний. Испытания стрельбой велись с 31.12.1935 г. по 20.01.1936 г. Скорострельность Бр-2 колебалась от 3,8 минут до 4,3 минут на выстрел, в зависимости от типа лотка. Меткость Бр-2 была одного порядка с Б-30 и ее признали удовлетворительной. Отмечалось тугое запирание затвора. Всего в ходе заводских и полигонных испытаний пушка Бр-2 сделала 138 выстрелов и ее начальная скорость упала на 1,3%.

Согласно заключению комиссии НИАПа «Бр-2 не может быть допущена к войсковым испытаниям из-за неуравновешенности качающейся части» и ряда других недоработок. Однако АУ, вопреки мнению комиссии НИАПа, отправило Бр-2 на войсковые испытания на полигон АКУКС. Испытания Бр-2 были начаты 7 марта 1936 года, но уже 24 марта «в виду явных разрушений системы» прекратились.

Обе комиссии, НИАПа и АКУКС, отдали предпочтение Б-30, но высшее руководство АУ выдало заказ на изготовление серии Бр-2 и велело прекратить производство Б-30 на «Большевике». Как следует из намеков в ряде служебных документов, позже ряд руководителей АУ жестоко поплатились за это решение. 14 марта 1936 года АУ предложило заводу «Баррикады» начать производство Бр-2, но не со скрепленным стволом, как в первом опытном образце, а со свободной трубой подобно Б-30.


152-мм подкалиберный снаряд к пушке Бр-2


В 1937 году завод «Баррикады» изготовил малую серию Бр-2 из семи единиц вместо 30 по плану. Пушки Бр-2 выпуска /937 года комплектовались орудийной повозкой Бр-6, пушки Б-30 – повозкой Б-29, а первый опытный образец Бр-2 вообще не имел орудийной повозки. Испытания малой серии Бр-2 показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью 880 м/с живучесть стволов составляла около 100 выстрелов (97-104). Пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, поэтому срочно начали поиски путей повышения живучести. Наиболее эффективными были признаны два способа, разработанные в АНИМИ – удлинение ствола пушки и углубление нарезки.


Таблица 57
Данные стволов Штатного (обр. 1935 г.) Нового
Длина свободной трубы, мм 7000 8230
Крутизна нарезов, клб 25 25
Число нарезов 48 48
Глубина нареза, мм 1,5 1,5
Ширина нареза, мм 6,974 6,974
Ширина поля, мм 3,0 3,0
Вес снаряда, кг 49 49
Начальная скорость, м/с 880 885
Максимальное давление в стволе, кг/см² 2840 2775
Давление у дула, кг/см² 1260 800

152-ММ ПУШКА БР-2 СО СТВОЛОМ В 55 КЛБ

Как уже говорилось, для повышения живучести пушки Бр-2 к ней был спроектирован новый более длинный ствол. Чтобы избежать смешения центра тяжести ствола, наружной диаметр дульной части был уменьшен с 245 мм до 200 мм. Таким образом, центр тяжести сместился, а общий вес ствола увеличился всего на 150 кг. Затвор остался тот же. Ствол был наложен на лафет Б-4 с уравновешивающим механизмам для Бр-2. Возка ствола производилась на ствольной повозке Бр-6.

Завод «Баррикады» изготовил один ствол в 55 клб и провел его заводские испытания в объеме 14 выстрелов. 4 июля 1938 года этот ствол был отправлен на НИАП для проведения полигонных испытаний. [Табл. 57]


152-ММ ПУШКА БР-2 С ГЛУБОКОЙ НАРЕЗКОЙ

В июле-августе 1938 года на НИАПе испытывался ствол Бр~2 с углубленной нарезкой (с 1,5 мм до 3,1 мм) и уменьшенной каморой. Пушка стреляла снарядом, у которого вместо двух был один ведущий поясок. По результатам испытаний АУ объявило, что живучес ть пушки Бр-2 увеличилась в 5 раз. К подобному заявлению надо относиться осторожно, так как имело место явное мошенничество, критерий живучести пушки – падение начальной скорости – был тихо увеличен с 4 % до 10 %. Так или иначе, но 21 декабря 1938 года вышло постановление АУ «Утвердить для валового производства 152-мм пушку Бр-2 с углубленной нарезкой», а опыты со стволом Бр-2 в 55 клб решено было прекратить.

В 1938 году серийные пушки Бр-2 не сдавались. В 1939 году было сдано четыре пушки (по плану 26), а в 1940 году – 23 пушки (по плану 30), в 1941 году не было сдано ни одной пушки. Таким образом, в 1939-1940 гг. было сдано 27 пушек Бр-2 с глубокой нарезкой, в 1937 году – семь пушек Бр-2 с мелкой нарезкой. Кроме того, до 1.01.1937 г. было сдано промышленностью 16 152-мм пушек обр. 1935 г. (среди них, видимо, были Бр-2 и Б 30).

По штату от 19.02.1941 г. в составе тяжелого пушечного полка РВГК состояло 152-мм пушек Бр-2 – 24, тракторов – 104, автомобилей – 287 и'2598 человек личного состава. В полк входили четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло две пушки Бр-2. Всего в АРГК к 22.06.1941 г. с учетом мобилизационного развертывания состоял один пушечный полк (24 пушки Бр-2) и две отдельные тяжелые пушечные батареи (в каждой по две пушки Бр-2). Итого 28 пушек. Всего же в РККА 22.06.1941 г. имелось 37 пушек Бр-2, из которых две требовали капитального ремонта. Тут учтены пушки полигонов и др. Кроме того, можно предположить, что пушки с мелкой нарезкой с вооружения не снимались, но и в части не выдавались.

К 1 мая 1945 года число 152-мм пушек Бр-2 в частях РВГК осталось прежним (28). После 1941 года пушки Бр- 2, Б-30 и Бр-19 серийно не производились.


152-ММ ПУШКА БР-19

10 марта 1939 года на совещании в АУ было решено: «Учитывая отсутствие в Б-30 уравновешивающего механизма, что облегчает ее производство и эксплуатацию, считать необходимым форсировать изготовление опытного образца и провести следующие работы по доделке системы Б-30:

а) внутреннее устройство трубы взять от Бр-2 (с углубленной нарезкой);

б) утолстить кожух между крестовинами с целью получения запаса прочности в этом сечении в 1,3 раза и, соответственно. уравновесить качающуюся часть за счет среза дульной части кожуха;

в) затвор взять от Бр-2, в связи с чем выбросить спусковой механизм системы Б-30;

г) изменить конфигурацию сечения Б-30 с целью обеспечения постановки на нем нового затвора к установкам на повозке Бр-10 ствола.

Новому образцу пушки присвоить заводской индекс Бр-19».

Заказ на изготовление опытного ствола Бр-19 был дан заводу «Баррикады». Завод закончил ствол Бр-19 25.05.1939 г., а 5.06.1939 г. его доставили на АНИОП. Ствол был установлен на лафете Б-30, находившемся на АНИОПе.

С 25 ноября по 30 декабря 1939 года пушки Бр-2 (с углубленной нарезкой) и Бр-19 прошли войсковые испытания в Саратовской области в МО м артполку. На войсковых испытаниях опытный образец Бр-19 имел ствольную повозку Бр-10. По результатам этих испытаний комиссия сделала заключение: «Бр-19 имеет ряд преимуществ перед Бр-2 и, при условии уменьшения усилия на механизм маховика при приведении орудия на угол заряжания, рекомендуется к принятию на вооружение».

29 декабря 1939 года на заводе «Баррикады» было принято решение немедленно приступить к разработке чертежей валового производства Бр-19. Срок сдачи чертежей – 1 апреля 1940 года. Летом 1940 года опытный образец Бр- 19 вновь испытывался на НИАПе. При весе снаряда 49,1 кг была получена начальная скорость 880 м/с и дальность 25334 м при угле +45°. Кучность находилась в «пределах технических условий». Однако по непонятным причинам валовое производство Бр-19 начато не было.

Опыты по стрельбе из 152-мм пушки Бр-2 подкалиберными снарядами

Согласно постановлению СТО № С-142сс от 10.11.1935 г. заводу «Баррикады» было поручено разработать рабочие чертежи и изготовить опытный лейнер 152/100-мм (калибр ствола/калибр подкалиберного снаряда) к пушке Б-10 по проекту НКО для стрельбы подкалиберными снарядами типа ЦЕА (срок – декабрь 1936 года). Окончательный проект был получен заводом только в августе 1936 года. По этому проекту калибр был изменен на 162/100-мм вместо 152/ 100-мм. Согласно расчету при нормальном заряде начальная скорост ь состави т (365 м/с и давление в канале ствола – 3200 кг/см2 . Крутизна нарезов постоянная в 14 клб, глубина нарезов 31 мм.

Любопытно, что завод «Баррикады» делал один 162/100-мм лейнер, но назначение его три раза менялось. Первоначально он был предназначен для Б- 10, в конце 1937 года – начале 1938 года – для Б-30 и окончательно -для Бр- 2. Сам же лейнер стал именоваться свободной трубой.

8 апреля 1938 года свободная труба к Бр-2 калибра 162/100-мм типа ЦЕЛ была отправлена с завода «Баррикады» на НИАП. Там она была пригнана к стволу № 19 Бр-2.

5.02.1936 г. заводу № 75 был дан заказ на опытную партию 162/100-мм подкалибреных снарядов черт. 6337 АНИИ со звездчатым поддоном. [Табл. 58]


Таблица 58 Результаты стрельб пушки Бр-2 снарядами со звездчатым поддоном в 1940 г.

Вес конструкции, кг   22,21

Вес активного снаряда, кг 16.84

Начальная скорость, м/с 1100

Давление в канале, кг/см² 2800


Дальность стрельбы не определялась.

После стрельб в 1940 году ствол 162/100-мм был поврежден и в дальнейшем мог быть использован для стрельб только неснаряженными снарядами. Снарядов 162/100-мм на АНИОПе осталось 90 (из них 48 с переделанными звездчатыми поддонами и 42 с не переделанными).

Некоторые выводы комиссии по стрельбе 162/100-мм снарядами типа ЦЕА со звездчатыми поддонами:

Поддоны правильно следуют по каналу и получают вращение. Отделение активных снарядов происходило нормально.

Активные снаряды калибра 100 мм не получают достаточной угловой скорости из-за проворота поддонов относительно снарядов.

Активные снаряды имеют неправильный полет независимо от величины начальной скорости.

Полученная начальная скорость на 8,5-12 % меньше проектной.

Условия заряжания подкалиберных снарядов со звездчатыми поддонами сложны, поэтому такие орудия не могут быть применены для полевой артиллерии.

По дальности и весу снаряды со звездчатыми поддонами не могут иметь преимуществ перед поисковыми поддонами.

Орудия с нарезкой под звездчатые поддоны сложны в производстве и не могут стрелять обычными снарядами.

Заключение комиссии: «Область применения орудий с дальностью стрельбы свыше 100 км ограничена, гак как вооруженные силы СССР не имеют задачи стрельбы по городам вообще, а могут иметь задачу стрельбы но площадям военных объектов.

Продолжать работы по звездчатым поддонам не следует, а надо продолжить опыты с поисковыми поддонами».


Таблица 59
Тип орудия Индекс снаряда Вес сна­ряда,кг Длина, кпб Вес ВВ, кг Взры­ватель
         
К Бр-2 с мелкой нарезкой ОФ-550 49 4,6 7,0 РГМ, КДТ,
и Б-30 Г-550 49 4,3 4.2 КДТ-2
К Бр-2 с глубокой нарез­кой ОФ-551 Г-561 48,9 49,0 4,9 6.53 РГМ,Д—1

Таблица 60
Старый заряд Состав заряда Вес. кг
Полный постоян­ный 2 равновесных пучка 16,9
Уменьше­нный №1 ОП + дополнительный пакет + пучок 14,9
Уменьше­нный №2 ОП + дополнительный пакет 14,4

Таблица 61
Новый заряд Состав заряда Вес, кг
Полный Полузаряд + центральный 18,4
  пучок + 2 равновесных пучка  
N81 Полузаряд + центральный пучок + равновесный пучок 16,4
№2 Попузаряд + центральный пучок 14,4
Таблица 62 Таблица стрельбы Бр -2 (с углубленной нарезкой)
Снаряд Выстрелы Заряды (начальная ско­рость/дальность. м/с/м)
    полный №1 №2
ОФ-551 ВОФ-551 880/ 25 000 795/ 21 600 710/ 18 800

Таблица 63 Таблицы стрельбы из Ер-2 с мелкой нарезкой
Снаряд Заряд Вес заряда, кг Началь­ная ско­рость, м/с Даль­ность, м
ОФ-550 Полный 18 880 27 000
  Уменьшен­ный 13 700 19 160

В 1940 году проводились стрельбы из пушки Бр-2 подкалиберными снарядами с поясковыми поддонами (107/ 152-мм).

Результаты были признаны неудовлетворительными, так как дальность 107/152-мм снарядом ненамного превышала дальность 152-мм штатного снаряда.

Боеприпасы и баллистика 152-мм пушек обр. 1935 г.

Снаряды к пушкам Бр-2 и Б-30

Снаряды к пушкам с мелкой нарезкой Бр-2 и Б-30 имели цифровой индекс 550, а к пушке Бр-2 с углубленной нарезкой – 551. Взаимозаменяемости никакой не было, стрелять нештатными снарядами было категорически запрещено. [Табл. 59]

Заряды к Бп-2 с глубокой нарезкой

Бр-2 имеет 3 заряда. На службе были «старые» и «новые» заряды. Баллистика у них одинаковая. [Табл. 60, 61] Новый заряд имел индекс 3H-55I, марка пороха – НФ-24/ 1 или НДТ-2 21/1.

Таблицы стрельбы Бр-2 (с углубленной нарезкой)

[Табл. 62] Максимальное давление в стволе 3000 кг/см² .

Таблицы стрельбы из Бр-2 с мелкой нарезкой [Табл. 63]


180-ММ ПУШКА БР-21

История создания пушки

В 1935-1938 гг. на заводе «Баррикады» скопилось значительное количество стволов Бр-2 (в основном с мелкой нарезкой), не принятых военной приемкой. Руководство завода решило найти им применение, расточив каналы до калибра 180 мм. Так, в инициативном порядке конструкторы завода № 221 «Баррикады» создали проект 180-мм пушки Бр-21. Рабочие чертежи Бр-21 были закончены 5 ноября 1939 года.

В декабре 1939 года завод «Баррикады» изготовил опытный ствол Бр-21. Он состоял из свободной трубы, кожуха и казенника с поршневым затвором. Свободная труба была изготовлена из полуфабриката Бр-2 старого задела. Кожух сняли со ствола Бр-2 и обработали снаружи по чертежам Бр-21. При расточке трубы центр тяжести ствола переместился ближе к казенной части, что позволило снять неудачный уравновешивающий механизм от Бр-2.


Таблица 64
Система Бр-21 Бр-2 Б-4
Калибр, им 180 152 203
Толщина железобетона. мм 1560 1240 987

Заметим, что сухопутных орудий калибра 180-мм в РККА не было. А использовать штатный 180-мм морской снаряд весом 97,5 кг было нецелесообразно, так как он был рассчитан на давление в канале ствола 2700 кг/см² , то есть давление, не допустимое для столь тонкого ствола, как у Бр-21. Кроме того, при снаряде весом около 100 кг «откат перегружал лафет». Исходя из этого, было решено для Бр-21 спроектировать новый снаряд весом 80 кг. Заряжание, естественно, было картузным, как и на остальных отечественных системах большой и особой мощности.

Ствол Бр-21 был наложен на лафет Б-4 без какого-либо изменения самого лафета. В новой системе использовалась ствольная повозка Бр-10, у которой было изменено крепление ствола. 20 декабря 1939 года система Бр-21 поступила с «Баррикад» на АНИОП. За неимением снарядов весом 80 кг пушка была испытана снарядами чертежа 121А весом 97,5 кг от морской 180-мм пушки Б-1-П. На АНИОПе из Бр-21 сделано 36 выстрелов, из них 24 на усиленном заряде.

При стрельбе система деформаций и поломок не имела. Кучность оказалась существенно лучше, чем у Бр-2. По расчетам живучесть Бр-21 составляла 340 выстрелов.


Таблица 65 Данные пушки Бр-21

Калибр, мм 180

Длина ствола, мм/кпб 7350/40,8

Крутизна нарезов (постоянная), кпб 25

Число нарезов 48

Глубина нареза, мм 1,78

Вес ствола с затвором, кг 5350

Длина отката, мм:

длинного 1325-1380

короткого 850-865

Высота линии огня, мм 1920

Длина системы в походном положении, мм:

без ствола 8820

со стволом 13 180

Таблица 66 Расчетные баллистические данные

Вес снаряда, кг 80

Вес заряда, кг 21

Начальная скорость, м/с 750

Дальность, м 24 000

Давление в канале ствола, кг/см² 2500


При сравнении Бр-19 с Бр-2 выяснилось:

а) Фугасное действие 180-мм снаряда весом 97,5 кг, содержащего 7 кг взрывчатого вещества, и 152-мм снаряда весом 49 кг, содержащего 6,5 кг взрывчатого вещества, приблизительно одинаково. Морской снаряд рассчитан на более высокое давление в канале ствола и предназначен для пробития корабельной брони, и поэтому имел так мало взрывчатого вещества.

б) На дистанции 9 км 180-мм снаряд пробивал по нормали броню толщиной 139 мм, а 152-мм – только 119 мм, то есть на 17% меньше.

в) Глубина проникновения в железобетон на дальности стрельбы 9120 м. [Табл. 64]

Конечно, Бр-21 могла бы эффективно работать по финским дотам на Карельском перешейке. Но, увы, АУ решило, что принимать Бр-21 на вооружение нецелесообразно. АУ не хотелось возиться с новым для армии калибром 180 мм, проектировать новые боеприпасы и т.д. Любопытно, что АУ, тем не менее, решило продолжить испытания системы на НИАПе, дабы узнать причины столь хорошей кучности Бр-21. [Табл. 65, 66]


203-ММ ГАУБИЦА Б-4

История создания гаубицы

11.12.1926 г. на заседании Артиллерийского комитета было вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 4-6 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 5 I 225/12Я5 от 22. 03. 1927 г. АК предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Руководителем работ по проектированию 203-мм гаубицы был А. А. Лендер, а после его смерти – А.Г. Гаврилов.

Проект гаубицы был закончен 16.01.1928 г. Он был составлен в двух вариантах. В одном – с дульным тормозом, во втором – без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение отдали стволу без дульного тормоза. [Табл. 67]


Таблица 67 Данные проекта

Калибр, мм 203,4

Длина ствола (без дульного тормоза), мм/кпб 4617/22,7

Крутизна нарезов (постоянная), кпб/град 25/7°10'

Число нарезов 68

Глубина нареза, мм 2.0

Угол ВН. град +60°

Высота линии огня, мм 2000

Ширина хода, мм 1930

Начальная скорость снаряда весом 100 кг, м/с 550


Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу – КБ завода «Большевик».

Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле-августе 1931 г. на НИАПе проводились стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. Серийное производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Большевик» в 1932 г.

Уже в 1932 г. провели модернизацию Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет был наложен более длинный (на 3 клб) и прочный ствол. Гаубицы со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а гаубицы с новым стволом – «Б-4 большой мощности» (БМ). Кроме большей длины ствола гаубицу БМ можно было отличить от гаубицы ММ по устройству казенника: бородка казенника большой мощности сзади имела вид прямоугольника с острыми краями, а бородка казенника малой мощности сужена кверху и скруглена. Иных внешних отличий гаубицы БМ и ММ не имели. Чтобы не возвращаться более к гаубицам ММ скажем, что они постепенно в ходе заводских ремонтов переделывались в БМ, и уже в послевоенное время о них не было слышно. Единственный уцелевший образец гаубицы ММ находится сейчас в Одессе на территории военного училища.


203-мм гаубица Б-4 в боевом положении при угле возвышения 0°


203-мм гаубица 6-4 в походном положении при раздельной возке. (Лафетная повозка)


203-мм гаубицы Б-4 на одном из довоенных парадов (нераздельная возка)



Официально 203-мм гаубица Б-4 была принята на вооружение 10.06.1934 г. В 1933 году производство гаубиц Б-4 было начато на заводе «Баррикады». В 1933 г. этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, по и ее не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в I полугодии 1934 года.

Приспособление на каждом заводе («Большевик» и «Баррикады») конструкции гаубицы к своим производственным возможностям привело к выпуску двух практически различных конструкций. Для устранения этого влияния в 1937 году была проведена работа по выпуску единых чертежей. Но, судя по всему, полной унификации гаубиц добиться не удалось. Мало того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился еще один завод – Новокраматорский.

До 1936 года канал гаубицы Б-4 имел ширину поля нареза 3 мм, а ширину нареза 6,974 мм. В 1936 году по распоряжению АУ ширина поля была увеличена до 3,974 мм. а ширина нареза уменьшена до 6,0 мм. После отстрела первых гаубиц с измененной нарезкой в АУ пошли жалобы на омеднение ствола. Но АУ ответило, что лучше омеднение, чем срыв полей нарезки, и приказало делать новую нарезку.

Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ изготавливались только скрепленными. Первые опытные лейнеры к Б- 4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейнированный ствол Б-4БМ был изготовлен не ранее конца 1934 года. Далее шло параллельно изготовление скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ. Отметим, что к 1.09.1938 гг. на заводе «Баррикады» не было сделано ни одного лейнированного ствола.

Не обошли Б-4 и опыты с нарезными снарядами. В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на опытный ствол Б-4 для стрельбы нарезными снарядами. Крутизна нарезов ствола постоянная 12 клб, число нарезов 48, глубина нареза 2,0 м, ширина нареза 9,0 мм, ширина поля 4,29 мм. Изготовление опытного ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года.

В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами. Однако положительных результатов добиться не удалось. А 25.03.1938 г. АУ предложило НИАПу «отправить на завод «Большевик» не позднее 10.04.1938 г. опытный ствол Б-4 № 128 с крутизной нарезки 12 клб для исправления нарезов». Дальнейшая судьба этого ствола неизвестна.

Гаубица Б-4ММ и первые партии Б-4БМ относились к так называемой «первой серии» гаубиц, имевших неудовлетворительную конструкцию ходовой части, допускавшую скорость возки по шоссе только до 8 км/час. Во «второй серии» была доработана ходовая часть, которая позволила двигаться со скоростью до 12 км/час.


Э.МУМКУ, Ю.ПУРХОНЕН










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх