Бронетехника Финляндии 1918 – 1997 гг. Часть вторая

Начало см. ТиВ № 10-98.

Перевод и обработка Ивана Кудишина


Поставки из СССР

Дисбаланс финского импорта во взаимной торговле с СССР и открытие СССР кредита Финляндии в конце 50- х годов сделали возможными поставки в Финляндию советской военной техники. Эти поставки начались 3 сентября 1959 г. с прибытием первой партии из 12 танков Т-54 и 10 зенитных установок ЗСУ-57-2 5 октября 1960 г.

Поступление новой техники сделало возможным списание все еще состоявших на вооружении танков Т-26, Т 34, Т-34-85 и PzKpfw IV в 1961-62 гг. На вооружении из старой техники остались лишь SluG III и САУ «Ландсверк Анти II», используемые отныне лишь в учебных целях. Последние машины этих типов списали лишь в 1967 г., причем САУ после списания превратили в неподвижные огневые точки (о них будет сказано ниже).

В 1960,1962,1963 и 1965 гг. в Финляндию в связи с поставками артиллерии прибыли партии артиллерийских тягачей АТ-С и АТС-59.

В конце октября 1963 г. в Финляндии появились легкие плавающие танки ПТ-76, а в декабре 1963 г. прибыла первая партия из 15 бронетранспортеров БТР-50ПК.

В 1965 г. в СССР был приобретен старый танк Т-54 для использования в учебных целях. Он не получил регистрационного номера. Эта машина была модернизирована в 1983 г.

В 1965 г. парламент утвердил многолетнюю программу закупок боевой техники в СССР. В 1965 и 1967 г.г. были закуплены две партии танков Т-55, а в 1966-68 гг. – еще одна партия БТР- 50ПК. Командирские танки Т-55К и командирские модификации БТР-50ПУ поступили в 1967 г. В январе 1966 г. для испытаний был поставлен образец БТР-60ПА. Некоторое внутреннее оборудование для него было допоставлено в 1974 г., что позволило использовать машину в качестве командирской на маневрах. Она была списана в 1988 г.

Первый Т-54 был списан в феврале 1966 г., после выработки ресурса. Его стали использовать в качестве учебного пособия для изучения конструкции танка. В 1992 г. этот танк передали в музей.

Планами закупок в 70-х годах предусматривалось приобретение плавающего БТР 60ПБ для оснащения частей мотопехоты. Поставки БТР осуществлялись в 1971, 1972, 1974 и 1975 годах. Первые машины этого типа пошли под списание в 1992 г.

Поставлялись также машины специального назначения и дополнительное оборудование для техники, поступившей ранее. В 1971 г. прибыли бронированные тягачи БТС-2, в 1971 и 1976 гг. – мостоукладчики МТУ-20 (на базе Т-55); колесные тягачи МАЗ- 537Г со спецприцепами ЧМЗАП- 5247Г в 1971 и 1977 гг. Еще одна партия командирских БТР 5011У поступила в 1971 и 1976 гг. Дополнительный заказ на 12 танков Т -55 был выполнен в 1972 г.

В 1971 г. силы самообороны Финляндии получили для испытаний гусеничный транспортер ГТ-СМ (ГАЗ 71).


Списание британских танков

Как уже отмечалось, английские танки «Комет», полученные с консервации из Англии, использовались в качестве учебных в бронебригаде и нескольких военных училищах. Обучение на этих танках потеряло смысл после поступления Т-54 и Т-55 из СССР. Поэтому такие «Комет» в 1971 г. были списаны. Несколько танков было списано еще раньше, начиная с середины 60 -х годов. Их служба в Финляндии продлилась всего 10 лет.


Танк Т-54 с минным тралом, лето 1983 г.


Танк Т-54. 1959 г.


Модернизированный Т-55М, весна 1989 г.


В начале 70-х г.г. «Чэриотиры» использовались с большой интенсивностью в армейских танковых подразделениях, приписанных к пехотным частям, и в училищах. Эти машины использовались противотанковыми частями, а также на маневрах, в качестве целей. «Чэриотиры» были списаны практически полностью за очень короткий промежуток времени начиная с 1973 г., а школа младшего офицерского состава была последним местом службы этого типа танков – там «Чэриотиры» закончили свой путь в январе 1980 г. Завершился длительный период использования английской бронетехники в Финляндии, начавшийся еще в 1933 г.


Танки и САУ в качестве неподвижных огневых точек

Штурмовые орудия StuG 111 после списания служили в качестве неподвижных огневых точек до конца 80-х годов. Имея весьма мощную артсистему, эти машины прекрасно исполняли роль заслона подходов к аэропортам. Некоторые «Кометы» и «Чэриотиры» также служили в этом качестве после вывода из активной эксплуатации. Они были списаны в начале 90-х.


БТР финской разработки для войск ООН

В начале 70-х годов изучался вопрос о разработке БТР полностью оригинальной конструкции для оснащения финского контингента войск ООН. Получивший неофициальное прозвище «Мастер-сержант ООН» БТР начал разрабатываться в 1972 г. на заводе Ваммаскоски в г. Ваммалав в сотрудничестве с КБ Кеуруу лтд. Испытания первого прототипа, названного VK, прошли осенью 1976 г. После испытаний машина была передана армии 6 января 1977 г.

Этот БТР оказался малоудачным, главным образом, из-за недостаточной мощности двигателя, плохо подобранных передаточных чисел редукторов, взятых от лесотрелевочных тракторов, а также фиксированной задней подвески, скомпонованной таким образом из- за требования заказчика об оснащении БТР узлами и деталями исключительно финского производства. Армейские испытания проводились сначала в бронебригаде, а затем, с 1979 г. – в Карельской бригаде. В 1987 г. машина была списана и помещена в музей.


Танк Т72M1K. 1985 г.


Конкурс на БТР для оснащения истребительных бригад

Подготовительные работы по конкурсу на новый БТР финской конструкции начались в 1979 г. с утверждения предварительных технических требований и их рассылки на четыре фирмы: завод Раума -Репола лтд. фирмы Локомо лтд., Сису-Авто лтд., завод фирмы Валмет лтд. в г. Турелла и завод Ваммаскоски. В 1980 г. было принято решение заказать прототипы двум фирмам. Производство и заводские испытания были запланированы на 1981 – 1983 г.г. Машины были подвергнуты сравнительным испытаниям начиная с весны 1983 г. с целью выбрать один из них к лету того же года. Ни один из конкурентов в этот график не уложился. БТР «Сису» ХА-180, разработанный

фирмой Сису Авто лтд., был поставлен заказчику 31 октября 1983 г. «Валмет» 1912-6 разработки Валмет лтд. – лишь 18 марта 1984 г. 22 декабря 1983 г. правительство отдало предпочтение БТР фирмы Сису Авто лтд. Первый заказ составил 50 машин для сил самообороны и еще девять – для финского контингента ООН. Первые XА-180 для ООН были поставлены в августе 1984 г., серийное производство в интересах армии началось 23 ноября 1984 г. После этого серийное производство и поставки ХА-180 продолжались, достигнув 400 машин в 1994 г. БТР не используются бронетанковыми войсками, они приписаны лишь к истребительным бригадам.

После проигрыша в конкурсе по техническим причинам, единственный образец БТР «Валмет» 1912-6 использовался инженерным батальоном Центральной Финляндии вплоть до списания и передачи в музей в 1990 г.


Иностранное вооружение в финских частях ООН

Финские части ООН принимали участие в нескольких операциях начиная с 1957 г., но лишь после поступления на вооружение БТР ХА-180 они получили бронетехнику финского производства. До того использовалась техника, принадлежавшая другим контингентам. Финский персонал проходил соответствующую подготовку и мог использовать иностранную боевую технику, даже не состоявшую на вооружении войск ООН.

Финский батальон на Кипре в 1964- 1977 гг. использовал британские БА Хамбер «Пиг» и Даймлер «Феррет». В начале операций на Кипре машины имели камуфляжную зелено-желтую окраску, а затем, начиная с 1974 г., все машины войск ООН были перекрашены в белый цвет.

Финский персонал в ходе операций в районе Суэцкого канала в 1970- 1973 гг. обучался вождению БА Элвис «Сарацин» из наблюдательно-разведывательного соединения UNSTO под руководством английских инструкторов.

В начале операции UNIFIL в Ливане финский батальон использовал две бронемашины английского производства Хотспур «Сандрингсм» – легкобронные машины повышенной проходимости на базе «Лендроверов». Они использовались для сопровождения конвоев в 1983 г. С 1996 г. финский батальон UNIFIL использует две легкие бронемашины южноафриканского производства TFM RG-31 «Ньяла».


Легкий плавающий танк ПТ-76, декабрь 1980 г.


БТР-50ПК, осень 1989 г.


БТР-50ПУМ, лето 1988 г.


Поставки из СССР в 80-х годах

Поставки техники в новом десятилетии начались в июне 1981 г. с прибытием из СССР первой партии боевых машин пехоты БМП-1. Вторая партия БМП 1 и командирских машин на их базе БМП-1 К поступила летом 1982 г.

Согласно решению третьей парламентской комиссии но обороне, развитие сухопутных войск и, в частности, танковых, должно было продолжаться в период 1982-1996 гг. В 1985 г. был учрежден Парламентский Оборонный комитет, который принял на себя полномочия комиссии по обороне, выработавшей рекомендации по финансированию военных программ на период 1987-1991 гг. Основываясь на рекомендациях комиссии и Комитета, были размещены новые заказы на КШМ, танки, БМП и БТР, поступление которых на вооружение позволило организовать вторую бронебригаду, разворачиваемую по нормам военного времени.

Связное оборудование играет важнейшую роль в руководстве мобильными бронетанковыми силами. Модернизация связного радиооборудования на бронемашинах и танках началась в первой половине 80-х. В 1983 г. были также дополнительно закуплены в СССР три машины управления Р-145БМ на шасси БТР-60.

Десять гусеничных транспортеров МТ-ЛБ были получены для испытаний 10 декабря 1984 г. Испытания проходили как в бронебригаде, так и в Карельской бригаде. По результатам испытаний была заказана партия транспортеров МТ-ЛБВ с расширенными гусеницами. Машины были поставлены в Финляндию в 1988-1990г.г. Они стали стандартными транспортерами в частях мотопехоты, а ранее использовавшиеся в этих целях БТР 60ПБ были переданы в истребительные бригады. В бронебригаде использование БТР 60ПБ постепенно сошло на нет, но машины продолжали выполнять роль учебных при некоторых гарнизонах в юго восточной Финляндии. 13 декабря 1984 г. в Финляндию прибыли первые основные танки Т-72М1, закупленные в СССР. Последующие партии этих танков для оснащения одной бригады прибыли в 1985-1988 и 1990 гг.

В 1988-1990 гг. в небольших количествах на вооружение поступили боевые машины пехоты БМП-2. Основная партия этих машин 84 шт. была поставлена в 1992 г.


Модернизация и модификации

Конец 80-х – начало 90-х годов для Финляндии было временем проведения модернизации и модификационных работ в бронетанковых войсках. В 1983 г. началась работа по конверсированию танка Т-54 в эвакуационную машину, оборудованную тяжелым краном. Новая машина, получивший обозначение КАМ-1, была переделана из старого Т-54, полученного в свое время для учебных целей, к октябрю 1984 г. Весной 1985 г. из танка Т-54 была переделана еще одна эвакуационная машина с краном меньшей грузоподъемности. К февралю 1987 г. она была готова, и ей присвоили обозначение КАМ-2. Обе переделки были проведены заводом Ваммаскоски.

В конце 1985 г. была закончена модернизация первого командирского БТР-50ПУМ, заключавшаяся в установке нового связного оборудования, антенн и создании более комфортных условий для командного состава. Состав радиооборудования на машине представлял собой примерный аналог Р-145БМ. На многих командирских машинах в 1988-1992 гг. была улучшена броневая защита.


БТР-60ПБ, весна 1989 г.


Опытный образец бронетранспортера «Валмет» 1912-6


БТР XA-180SA. 1989 г.


Командирская версия БТР -60ПБК создавалась для нужд командования истребительных бригад в 1985-1987 гг. Модернизация стандартного БТР- 60ПБ состояла в добавлении еще одной радиостанции, телескопической штыревой антенны и внешнего дополнительного электрогенератора.

В 1986 г. началась разработка машины – артиллерийского наблюдателя и корректировщика для артиллерии, приписанной к бронебригаде. Было решено переделать машину из транспортера МТ ЛБ, работы были произведены в 1986 87 гг. Машина получила наименование МТ-ЛБ TJ. При испытаниях машина показала свою непригодность для новых задач из-за состава своего бортового оборудования и компоновки интерьера. В конце 1988 г. транспортер претерпел обратную конверсию. Второй прототип корректировочно наблюдательной машины «Туйя» был переделан из БМП-1 к концу 1989 г. После годичных испытаний машина начала выпускаться серийно с 1991 г. Серийное производство было завершено к 1992 г.

В 1986-88 гг. был разработан комплекс модернизационных работ по танку Т-55. В результате, в 1989-1993 гг. все имеющиеся на вооружении Т-55 и Т 55 К были переделаны с добавлением к индексу буквы М.

В 1985 г. фирме Ян тропик лтд. был заказан опытный образец БА «Сису» ХА-180 с РЛС обнаружения и сопровождения целей Эриксон «Жираф» Mk.IV. Прототип, получивший индекс J 1000, был переделан из Б А ХА-180 к концу 1986 г. К серийному производству были рекомендованы машины с видоизмененным корпусом, предназначенные специально для установки РЛС. Позже прототип был переоборудован по аналогии с серийными машинами.

Летом 1988 г. в качестве стандартного ЗРК ПВО среднего радиуса действия был выбран комплекс «Кроталь» NG французской фирмы Томсон CSF. Его решили разместить на шасси БА «Сису» ХА-180. Прототип был готов в 1990 г. и принял участие в широкомасштабных испытаниях и международной оружейной выставке. После закупки ЗРК во Франции в 1992-92 гг. было налажено серийное производство несколько видоизмененных машин, получивших обозначение XA-I8I. Прототип же в 1994 г. был переделан в машину для подготовки водителей.

В 1984-1988 гг. велись работы по замене устаревших ЗСУ-57-2. В январе-феврале 1988 г. в Финляндии проходила испытания башня «Марксман» для мобильного ЗАК фирмы Маркони. По результатам испытаний 14 декабря 1988 г. было принято решение о подписании контракта на поставку башен «Марксман». Изначально было решено оснастить этими башнями шасси танков Т-54, но в результате окончательное решение оказалось еще дешевле – в 1990 г. в Польше было закуплено 10 модернизированных шасси более современных танков Т-55. В январе – феврале 1991 г. их доработали на заводе Ваммас лтд., где первые три башни и были установлены на корпуса. В начале 1992 г. одна башня без вооружения, специально приобретенная у фирмы Маркони, была установлена на шасси для использования в качестве учебной машины для механиков-водителей. Остальные башни из заказа поступили осенью 1994 и весной 1995 г.


БТР-80 или «Паси»?

В июле 1990 г. в Финляндию прибыли два БТР 80, закупленные для проведения испытаний, целью которых было проверить их в качестве новых машин для оснащения истребительных бригад и последующих больших заказов. Но по ряду причин и, в основном, из-за неопределенности, вызванной распадом СССР, от закупок БТР-80 отказались в пользу дополнительных поставок БА ХА-180.


Перевозка БМП-1 транспортером МАЗ-5Э7Г


БМП-2. 1989 г.


ЗСУ-57-2. 1989 г.


Поступление на вооружение техники из бывшей ГДР

В 1990 г. финское правительство денонсировало параграфы Парижского договора, запрещавшие приобретать вооружения в Германии, как не соответствующие духу времени. Это позволило произвести закупки техники, ранее принадлежавшей Национальной Народной армии ГДР, со складов. Первая финская делегация посетила Германию в марте 1991 г., а первый контракт о поставках вооружения был подписан в августе. Согласно этим договорам, большое количество единиц бронетехники из бывшей ГДР поступило в Финляндию. В их числе было 397 танков, которые прибыли в Финляндию между январем 1992 г. и сентябрем 1994 г.

В поставки входили следующие типы бронетехники: Т-72М1, Т- 72М1К, Т-72М1К1, БМП-1, БМ11 1П, САУ 2С1, командирские машины МТ- ЛБу типа 1В12, БТР-50ПУ, мостоукладчики БЛГ-60М2, инженерные машины ЖВБТ-55А и ВТ-55А (чехословацкого производства). Основные танки Т 72М1, самоходные гаубицы 2С1, танковые мостоукладчики БЛГ 60М2 и эвакуационные машины ЖВБТ-55А и ВТ 55А перед поставкой прошли плановый капремонт и модернизацию.

Командирские БТР-50ПУ были модернизированы все, кроме машины БТР 50ПУM1. Все БМП-1 и БМП 1П были отремонтированы и модернизированы в 1994 1997 гг. до стандартов БМП 1 ПС и БМП-1 К1 на заводе Ваммас лтд. С машин 1В13, 1В14, 1В15 и 1В16 типа 1В12 – машин-корректировщиков артиллерийского огня и наблюдения на базе транспортеров МТ- ЛБу было демонтировано все специальное оборудование. На заводе Ваммас лтд. в 1993 и 1995-1997 гг. была проведена переделка этих машин в: командирскую машину артиллерийского батальона МТ-ЛБу ПС, командирскую машину артиллерийской батареи МТ ЛБу ТП и геодезическую машину МТ ЛБу-П.


Финская бронетехника в миротворческих операциях

С самого начала разработки бронемашины «Сису» ХА 180 фирмы Сису Ауто лтд., ею предполагалось оснащать финские части ООН. Из первой партии серийных БТР девять поступили в войска ООН. Первые два БТР с собственными именами «Енсио» и «Река» были переданы секции ООН МО Финляндии 17 августа 1984 г. «Енсио» остался в ООНовском центре подготовки в г. Ниинисало, а «Река» на борту транспорта «Хеспенс» отбыл в Ливан 9 октября того же года. Остальные машины прибыли в Ливан до конца 1984 г. ООНовская серия БТР несколько отличается от остальных машин, предназначенных для финской армии. На них не установлены движители для передвижения по воде, и имеется более мощная система охлаждения двигателя. Они были модифицированы силами войск ООН на месте для различного целевого использования. У большинства машин на крышах были смонтированы зенитные пулеметы. Позднее МО Финляндии заказало дополнительно большую партию таких БТР для использования в Ливане и на Голанских высотах.

Для операции в Намибии армия Финляндии передала МО в 1989 г. партию БТР ХА-180. Эти машины после операции были возвращены в ООНовский центр подготовки. Их использовали в качестве замены для старых машин, возвращаемых в Финляндию для ремонта. Армия выделила 48 машин этого типа для выполнения миротворческой миссии ООН в Македонии в 1993 г. и 36 машин – для боснийской операции IFOR в 1995 г.

Машины XA-180 имеют прекрасную репутацию в миротворческих операциях, их также используют шведский, норвежский, ирландский, австрийский и ганский ООН-овские контингенты.

В марте 1994 г. Норвегия заказала 22 усовершенствованных БТР «Сису» ХА-186 в четырех вариантах: БМП, командирском, медицинском и ремонтном. ХА-186 лучше бронирован и во многом отличается от своих предшественников – ХА-180 и ХА- 185. В феврале 1997 г. фирма Сису Дифенс лтд. подписала с Голландией контракт на поставку 90 машин типа ХА-188 стоимостью 450 млн. финских марок.


Инженерная машина КАМ-1, весна 1985 г.


Тягач ГТ-СМ


Поставки из СССР и России в 90-х годах

Последний заказ на поставку самоходных орудий 2С5 был выполнен СССР в ноябре 1991 г. Была заказана дополнительная партия этих орудий, которая прибыла в сентябре 1994 г. Задержка в поставках была связана с распадом СССР и закупками самоходных гаубиц 2С1 в бывшей ГДР.

В декабре 1995 г. Россия и Финляндия подписали договор, по которому внешний долг СССР перед Финляндией компенсировался за счет военных поставок. Россия поставила в Финляндию три полностью оборудованные батареи ЗРК «Бук-1М». Первая батарея прибыла в декабре 1996 г., остальные – в 1997 г.


Бронетехника Финляндии в 90-х годах

В начале 1990-х годов была несколько изменена конструкция БТР «Сису» ХА-180 – увеличено число люков и стрелковых амбразур в корпусе. В 1991 г. на одном БТР была испытана норвежская пулеметная установка «Хегглундс Моелв» NM-165. Начиная с 1992 г. эта установка стала стандартной для БТР, ею же оснастили и более ранние машины. В то же время, была изменена конфигурация люка двигательного отсека и на нем был установлен крепеж для маскировочной сетки.

После снятия с производства двигателя для ХА-180 в конце 1993 г., фирма Сису-Авго лтд. была вынуждена спроектировать вариант БТР с новым двигателем «Валмет» 612, получивший индекс ХА-185. Установка более мощного двигателя потребовала разработки новой трансмиссии. Чисто внешне ХА-185 остался практически идентичен своему предшественнику, но основные конструктивные элементы и узлы претерпели сильные изменения. Прототип этой машины начал программу испытаний весной 1993 г., а в декабре уже поступил в войска. Последний ХА 180 был поставлен в войска в январе 1994 г., после чего в производстве остались только ХА-185.

Начиная с 1991 г. устаревшие танки Т-54 начали интенсивно списываться. Один Т 54 был передан в танковый музей в г. Парола в июле 1991 г.

Замена зенитных установок ЗСУ- 57-2 была осуществлена лишь частично в начале 90-х гг. на танки с башнями «Марксман». Имелись также планы модернизации ЗСУ-57-2, для чего была осуществлена закупка запчастей для этих машин в Венгрии. Их шасси были модернизированы до стандарта Т-55А. Прототип новой машины прошел испытания в Геделле (Венгрия) в августе 1992 г. и был доставлен в Финляндию 27 октября. Серийная модернизация началась в августе 1993 г.

Модернизационные работы нового поколения на ранее модернизированной технике начались в 1992 г. Было решено частично заменить связное и прочее радиооборудование на всем парке машин, приписанных к бронебригадам. В мае 1993 г. был изготовлен прототип командирского БТР 50ПУМ1. Еще несколько машин было модернизировано до этого стандарта в 1995-1997 гг.

Новая комбинированная антенная система связи YV111 была установлена на всем парке машин обеих бронебригад. В частности, этой системой были оснащены связные BTP-50YVI, переделанные из БТР-50ПК. Имеется пять вариантов связного БТР 50YVI: -ЕК, ИТ, -С1, -С2 и -СЗ. Прототипы были готовы в конце 1993 г., а серийная модернизация прошла в 1994-1997 гг.

В феврале 1994 г. разведывательные легкие танки ПТ-76 были отстранены от выполнения своих основных задач. Танки, находившиеся в наиболее хорошем техническом состоянии, были переделаны в машины для подготовки механиков водителей ПТ-А. Их используют для подготовки водителей и командиров БТР-50ПУМ1 и BTP-50YV I.

Командирские машины Р 145БМ были в 1996-1997 гг. модернизированы до стандарта БТР 60Г1УМ для использования в качестве командирских машин истребительных батальонов. Были заменены командирское рабочее место, связное и антенное оборудование. На машинах были установлены 12,7-мм зенитные пулеметы.

Михаил НИКОЛЬСКИЙ. Янина МАСКАЕВА. Вячеслав ШПАКОВСКПЙ


Бронетехника в ближневосточных войнах









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх