«Щукины» дети

(Окончание. Начало см. «ТиВ» Ый 10/98}


Ракета Х-28


В начале шестидесятых годов зенитно ракетные комплексы широко внедрялись как в отечественные, так и в зарубежные системы ПВО, в том числе и в размещаемые на предполагаемых театрах военных действий Сухопутных войск. В этих условиях успешные действия фронтовой авиации – как ударной, так и разведывательной требовали подавления соответствующих средств противника, прежде всего радиолокаторов обнаружения целей и наведения зенитных ракет.

Дальняя авиация с начала шестидесятых годов приняла на вооружение противорадиолокационную ракету КСР- 11 первый в мире серийный образец такого оружия. Однако, по весогабаритным параметрам она не подходила ни для уже снимаемых с вооружения Ил 28. ни, тем более, для относительно миниатюрного Як 28 наиболее крупного фронтового ударного самолета, выпускавшегося в шестидесятые годы. Кроме того, по уровню летно-тактических характеристик крупноразмерная околозвуковая КСР 11 имела немного шансов прорваться к цели при встречном обстреле зенитными ракетами противника. Исходя из этого, Партия и Правительство 10 января 1963 года задали разработку ракетного комплекса К 2811 в составе самолета Як 28Н с двумя ракетами Х-28.

В соответствии с уже вполне определившимися к тому времени возможностями Як 28 для комплекса был определен радиус действия 1 000 1100 км при действии на скорости самолета- носителя 1000 км/час. Максимальная скорость носителя задавалась величиной I 700 км/час. Пуск ракеты должен был производиться в диапазоне высот от 500 м до 15 000 м на удалении от 36 до 120 км от цели. При последующем полете ракета должна была развивать скорость до 3300 км/час. С вероятностью 0.8 ракета должна была попасть в круг радиусом 20 м от цели, что соответствовало поражению цели боевой частью весом 160 кг.

После падения семейства Берия Туполеву с его уникальным положением в советской военно промышленном комплексе удалось добиться того, что применительно к авиационно ракетным комплексам «капо ди тути капо» – головным разработчиком системы в целом становились не ракетчики, и даже не электронщики (как при разработке зенитно ракетных комплексов), а «хозяин» самолета носителя. В данном случае в этой роли было определено яковлевское ОКБ 115, ракету поручили дубненскому филиалу микояновского ОКБ 155 во главе с Березняком, который к тому времени уже практически стал монополистом в области создания управляемых ракет «воздух земля». Впрочем, фактически в разработке столь высокоточного оружия не меньшая, а то и большая роль принадлежала «электронщикам» омскому ЦКБ-111 ГКРЭ (в дальнейшем НПО «Автоматика») во главе с А.С.Кирчуком по ГСН, а также традиционному для авиапрома разработчику автопилотов – ИИИ-923 с главным конструктором Е.Ф. Антиповым. Боевая часть разрабатывалась в НИИ-6. Первоначально предусматривалось, что ракета будет оснащена твердотопливным двигателем, разработкой которого должно было заняться КБ И.И.Картукова на заводе 81. Правительственный документ задал сроки выхода на совместные летные испытания во II III кв. 1965 г. для нескольких вариантов ракет с ГСН различного частотного диапазона.

Не прошло и года, как было принято решение о применении на ракете взамен твердотопливного двигателя ЖРД, созданного в ОКБ С.К.Туманского, что более отвечало тогдашнему уровню развития отечественного двигателестроения и уже сложившимся традициям дубненской фирмы.

В последние дни 1964 года, руководители промышленности и ВВС обратились в Правительство с предложением о применении на ракете взамен твердотопливного двигателя ЖРД, на базе двигателя создаваемого в ОКБ С.К.Туманского для ракеты КСР 5, Это более отвечало тогдашнему уровню развития отечественного двигателестроения и уже сложившимся традициям дубненской фирмы. Предложение также мотивировалось вполне понятным доводом о необходимости обеспечения заданной дальности при пусках с малых высот, а также несколько странным рассуждениями о необходимости унификации двигателей авиационных ракет как будто в то время еще не были очевидны эксплуатационное превосходство твердого топлива! Применение нового двигателя и выявившаяся необходимость разработки неконтактного взрывателя послужили основанием для отсрочки начала испытаний более, чем на год.

Более-менее в заданный срок в 1966 г. – были начаты испытания самолета-носителя Як 28Н. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива», при этом пару похожих на рога антенн установили в районе передней кромки правого двигателя.

Однако, разработка ракеты затянулась до начала следующего десятилетия.

В какой то мере сказались и уточнения требований к противорадиолокационным ракетам, связанные с результатами анализа боевого применения аналогичных американских ракет во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. О значимости этого оружия свидетельствовали масштабы закупок ракет «Шрайк» – в 1965-1974 гг. американские ВВС и флот приобрели в общей сложности 20 805 единиц этой далеко не дешевой техники. Разумеется, в ходе боевых действий были выработаны технические средства и тактические приемы, снижающие потери РЛС от противорадиолокационных ракет. Однако, в большинстве случаев применение этих ракет было вполне оправдано, так как реализация мер противодействия снижала эффективность действий сил и средств ПВО, зачастую срывая обстрел воздушных целей зенитно ракетными комплексами.

Были и чисто технические проблемы. Для адекватного анализа сложных процессов работы автопилота при пикировании ракеты на цель пришлось привлечь НИИ 2 в дальнейшем Государственный НИИ авиационных систем.

К началу семидесятых годов прекратился выпуск Як 28, который гак и не стал по настоящему массовым самолетом наподобие Ил 28. В качестве основного перспективного носителя стал рассматриваться Су-24. Этот «журавль в небе» все ешс проходил испытания и, как «синицу в руке» для комплекса приняли более простой, уже поступивший на вооружение носитель – Су-17. Разумеется, применение ракеты должна была обеспечивать соответствующая модернизация базового бортового оборудования самолета, что было внедрено на очередной модернизации Су 17M.

В соответствии с относительно небольшими размерами носителя в составе вооружения Су-17 применялась только одна Х-28. Пусковая установка ПУ- 28С подвешивалась под фюзеляжем, а контейнер с аппаратурой «Метель Л» для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, выдаваемого на бортовую аппаратуру ракет устанавливался на пилоне под неподвижной частью крыла (на точке подвески №6).

Сама ракета Х-28 (изделие 93, Д 8) смотрелась как пропорционально вдвое уменьшенная ракета X 22, разработанная в КБ того же Березняка. Общими были самолетная схема с треугольным крылом с углом стреловидности 75°, «+» образное треугольное оперение. Наиболее заметными внешними отличиями были косой срез законцовки верхнего цельноповоротного киля, а также малое удлинение неподвижного подфюзеляжного киля.

Спереди за радиопрозрачным обтекателем располагалась аппаратура пассивно радиолокационной ГСН типа ПРГ-28М. Далее устанавливался неконтактный взрыватель РОВ 5, обеспечивавшего воздушный подрыв боевой части, оптимальный для поражения незащищенной цели – РЛС. В отличие от более ранних крылатых ракет Березняка боевая часть 9А283 как на зенитных ракетах монтировалась в корпусе с торца, а не через большой люк в верхней части фюзеляжа. За ней размещался электромеханический взрыватель ЭВМУ-139. а далее шли последовательно расположенные баки-отсеки окислителя (азотной кислоты) и горючего. Впервые на ракетах Березняка разделительное днище было выполнено по уже освоенной на баллистических ракетах совмещенной схеме, без межбакового отсека.

Трубопроводы подачи компонентов топлива п арматура пневмосистемы были проложены в коробе (гаргроте) – довольно громоздком, по отношении к изящному корпусу ракеты. В гаргроте находился также датчик угловых скоростей автопилота, установленный примерно в середине длины ракеты, что позволило свести к минимуму влияние изгибных колебаний на замеряемые угловые отклонения ракеты. Позади баков отсеков размещались элементы сопряжения с системами носителя и электромеханический преобразователь ПТО 300/500К, за ними основной блок автопилота АИР 28 и моноампульная батарея А 221. Хвостовую часть ракеты занимали элементы электрогидравлического привода ЭГС-40Л и жидкостный ракетный двигатель Р -253 300.

Вес фронтовой противорадиолокационной ракеты X 28 составлял 690 кг. включая боевую часть весом 140 кг. Длина ракеты была вполне соизмерима с Су 17 почти 6 м, размах крыла 1,39 м, диаметр фюзеляжа – 0,43 м.

Пуск ракеты осуществлялся на дальности до 70 км с высоты 5000 м. При маловысотном полете максимальная дальность снижалась до 45 км.

В 1976 г. были завершены испытания и Су 24, на котором можно было разместить одновременно до двух X- 28. Самолет нес встроенную аппаратуру разведки цели и выдачи целеуказания «Филин». Антенны станции «Филин» образуя характерную горизонтальную «гребенку» из 4 «рогов» размещались на острие обтекателя РЛС, а также на пилоне под обтекателем оптической станции «Чайка». Важнейшим достоинством Су 24 как носителя Х-28 было присутствие на борту свободного от пилотирования второго члена экипажа штурмана, способного более качественно анализировать радиотехническую обстановку и обеспечивать применение противорадиолокационных ракет.

Однако, ракеты X 28 уже на момент принятия на вооружение имели ряд очевидных недостатков, прежде всего – сложную в эксплуатации жидкостную двигательную установку на агрессивных и высокотоксичных компонентах топлива. Ракеты не могли длительное время находиться в заправленном состоянии. Вообще, условия работы с таким компонентами топлива были противопоказанны для фронтовой авиации, боевое применение которой предусматривалось исходя из высокой мобильности и базирования на малоподготовленных аэродромах. Поэтому, начиная с середины шестидесятых годов в дубненском ОКБ, окончательно вышедшем из подчинения ОКБ Микояна и с 1967 г. получившем наименование ОКБ «Радуга» начались работы над твердотопливной фронтовой противорадиолокационной ракетой, которая первоначально рассматривалась под обозначениями X 24 и X 28М. В дальнейшем ракета стала именоваться X 58 (изделие 112, Д- 7) и поступила на вооружение самолетов фронтовой авиации. Боевое применение ракет типа X 58 на самолетах семейства Су 17 обеспечивалось станциями в подвесных контейнерах «Вьюга 17», на Су 24М «Фантасмагория».


Ракета Х-58У


В отличие от ранее рассмотренных ракет, X 58У относительно современная ракета, поэтому ограничимся информацией, приведенной в томе известного справочника «Оружие России», относящемся к вооружению ВВС.

Противорадиолокационная ракета Х-58У. Длина ракеты составляет 4813 мм, диаметр 380 мм, размах крыльев 1170 мм. Ракета твердотопливная, выполнена по нормальной схеме с X -образным расположением треугольных крыльев и цельноповоротного хвостового оперения. В качестве типовой цели рассматриваются радиолокационные средства ЗРК «Хок». Носители ракеты самолеты фронтовой авиации Су 17МЗ, Су 17М4, Су 24, Су 24М и Миг 25БМ.

В течение некоторого времени ракеты типа Х-28 и X 58 параллельно состояли на вооружении ВВС'. Применение X 28 предусматривалось с авиационных катапультах установок АКУ 58 с использованием переходной балки.

Постепенно жидкостные Х-28 вырабатывали ресурс и снимались с вооружения наших ВВС. Начались поставки в дружественные страны. В конце восьмидесятых годов иракцы поступили весьма оригинально, показав Х-28 под наименованием «Ниссан 28» на выставке, проведенной по завершении войны с Ираном, на которой они по сути предложили на продажу ряд поставленных им образцов советского оружия.

Нужно отметить, что X 28 и Х-58У были в какой то мере советским аналогом американских ракет «Стандарт АРМ» со стартовым весом около 816 кг. а не наиболее массовых ракет «Шрайк», весящих порядка 180 кг. К последним ближе отечественные ракеты семейства X 27 – Х-25МИ, которые, как и американский аналог, ведут свою родословную от ракеты «воздух воздух».

Помимо большой дальности, ракеты Х-28 и X 58У превосходят американские ракеты «Шрайк» и ХАРМ по весу боевой части. В условиях реальных боевых действий при противодействии противника трудно обеспечить полигонный уровень точности. А при попадании ракеты всего лишь в «район цели», мощность боевой части становится фактором, определяющим эффективность.

Поэтому наверно не стоит критически оценивать отечественные противорадиолокационные ракеты, распространяя на них прибаутку о «самых больших в мире микросхемах». А очевидное превосходство в летно тактических характеристиках, достигнутое на ракете Х-58У в сравнении с Х-28 одновременно с переходом на предпочтительное в эксплуатации твердое топливо свидетельствует о огромном труде, успешно вложенном коллективом МКБ «Радуга» в развитие этого важного вида авиационного вооружения.


Инна Косырева









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх