|
||||
|
К 40-летию брянского автомобильного завода Датой рождения Брянской) автозавода (БАЗ) является 4 июня 1958 г. Именно тогда было создано современное инструментальное производство, во многом обеспечившее поступательное развитие предприятия в будущем. Завод еще строился, а инженерные службы уже вели подготовку к серийному изготовлению автомобилей. Народное хозяйство и оборонный комплекс страны испытывали колоссальную потребность в колесных машинах, способных двигаться по бездорожью. В 1958 г. был организован Отдел главного конструктора (ОГК), в структуре которого в следующем году появилось Специальное конструкторское бюро (СКБ), ориентированное на разработку специальной автомобильной техники. Это подразделение было усилено опытными специалистами, прибывшими с Горьковского автозавода (ГАЗ). Среди них были Р.А.Розов – талантливый инженер, возглавивший СКБ, И.Л.Юрин, впоследствии главный конструктор БАЗа, лауреат государственной премии, Д.С.Канышев и т. д. Первыми изделиями военно-технического назначения, которые предстояло освоить, стали бронетранспортер БТР 152 различных модификаций и большой плавающий автомобиль БАВ 485. В конструкции обеих машин широко использовались узлы и агрегаты трехосного полноприводного грузовика ЗИЛ-157. Передача технической.документации на БТР 152, который ранее изготавливался на Заводе им.Лихачева (ЗИЛ) началась в 1959 г. Через год приступили к серийному выпуску бронетранспортера с индексом БТР-152В1. Элементы ходовой части и трансмиссии, а также силовую установку поставлял ЗИЛ. Позже двигатель и коробка передач стали приходить с Кутаисского автозавода (КАЗ). Бронекорпуса производились на Выксунском заводе дробильно-размолочного оборудования (ДРО) №177. БТР-152ВI являлся основной машиной мотопехоты в сухопутных частях Советской Армии. В нем размещались 17 полностью экипированных бойцов и два члена экипажа. Броня защищала от пуль и осколков гранат. Бронетранспортер оснащался 6-цилиндровым 110-сильным бензиновым мотором и 5-ступенчатой коробкой передач. Вооружение состояло из одного пулемета СГМБ калибром 7,62 мм. По грунтам с низкой несущей способностью машина могла двигаться используя специальную систему, которая снижала давление воздуха в шинах с 3 до 0,5 кг/ см 2 . Передняя и задняя подвески рессорные зависимые. Полная масса достигала 8950 кг. Кроме этого образца на БАЗе изготавливались модификации «152И», «152К» – с бронированной крышей. «152С1» – машина управления, и экспортный вариант «152Ю1». Производство бронетранспортеров продолжалось до конца 1962 г. Всего их было выпущено 2520 единиц. Параллельно было налажено изготовление больших плавающих автомобилей БАВ-485. Первоначально их строили на ЗИЛе, а потом на Днепропетровском автозаводе (ДАЗ). Разработкой этого изделия руководил выдающийся отечественный конструктор В.А.Грачев, возглавлявший с 1954 г. Специальное конструкторское бюро, организованное на ЗИЛе. Многие узлы, агрегаты, системы для плавающего автомобиля в Брянск поступали со столичного автозавода. Амфибия «485», изготавливаемая на БАЗе до 1962 г. (включительно), могла на суше транспортировать 2,5 т груза, а на воде этот показатель увеличивался до 3,5 г. Шестицилиндровый двигатель мощностью 110 л.с. разгонял машину на шоссе до 70 км/ч, а па водной поверхности – до 10,7 км/ч. Полная масса составляла 9,8 т. Автомобиль долгое время находился на вооружении инженерных частей сухопутных войск. В октябре 1961 г. в Брянске наладили производство узлов для армейского грузовика ЗИЛ-131. Среди них ведущие мосты, раздаточные коробки, лебедки, реактивные штанги подвески и т. д. Здесь впервые среди промышленных предприятий области было внедрено более двух десятков автоматических линий, а также термический и цех гальванопокрытий. Свою роль в формировании и укреплении проектно-технологического потенциала сыграло и то обстоятельство, что в год своего основания на БАЗе был создан трактор промышленного назначения Т- 140, а в 1961 г. на его базе разработали более совершенный образец Т-180 с гидроприводом навесного оборудования, способный выполнять различные работы на скальном грунте в самых суровых климатических условиях. Несколько позднее начался выпуск гусеничного трубоукладчика Д-804. В первой половине 60-х годов предприятие получает важное государственное задание – освоить производство специальной колесной техники, предназначенной для размещения новейших ракетных вооружений, созданных в СССР. Разработка, изготовление опытных образцов и всесторонние испытания были проведены на ЗИЛе в СКБ. которым руководил В.А.Грачев. К тому времени это подразделение занимало ведущие позиции в стране в области автомобилей высокой проходимости. Большой плавающий автомобиль БАВ-485 выпускался в Брянске до 1962 года Тактический ракетный комплекс "Луна" на шасси ЭИЛ-135ЛМ Мобильный ракетный комплекс «2П3О» на базе ЗИЛ-135К РСЗО "Ураган" на шасси БАЗ-135ЛМП Первой серийной машиной, производство которой брянским автостроителям удалось развернуть, стало длиннобазное колесное шасси ЗИЛ-135К – носитель пусковой установки крылатой ракеты С5, разработанной в ОКБ В.М.Челомея. Уникальный мобильный комплекс, «презентация» которого состоялась на военном параде в ноябре 1961 г., своей мощью привел в трепет военных специалистов североатлантического блока. Значимость чтого события тем более возрастала, поскольку ничего подобного на Западе тогда не существовало. Чтобы уложиться в очень жесткие рамки тактико-технических требований инженерам, проектировавшим транспортер, пришлось прибегнуть к весьма неординарным конструктивно-компоновочным решениям. Многие из них были настолько необычными, что не укладывались в рамки существовавших тогда представлений и не сразу были приняты как отраслевыми научно-исследовательскими организациями, так и военными заказчиками. Имея общую габаритную длину 13,5 м, установка несла 12-метровый пусковой контейнер. Этого удалось добиться за счет того, что кабина располагалась в переднем свесе, а под ней размещался моторный отсек с двумя бензиновыми двигателями ЗИЛ-375Я и Я2. Каждый из них мощностью 180 л.с. посредством карданного вала соединялся с трехступенчатой гидромеханической коробкой передач, от которой крутящий момент с помощью бортовых и колесных редукторов передавался колесам своего борта. Такая бездифференциальная схема обеспечивала наивысшее тяговые усилия во время движения по бездорожью. Сближенные средние колеса и разнесенные крайние позволяли преодолевать значительные по величине профильные препятствия (ямы. окопы, рвы и т. п.). Заданные параметры опорно-сцепной проходимости были достигнуты благодаря применению вездеходных шин диаметром около 1400 мм, большому дорожному просвету (около 600 мм), и наличию системы регулирования внутреннего давления воздуха в шинах. Машина уверенно преодолевала подъемы крутизной 31°, рвы шириной свыше 2 м, брод глубиной до 1,5 м. Для сохранения маневренных качеств управляемыми были сделаны колеса передней и задней осей. При этом поворот движителей происходил во взаимно противоположных направлениях. Естественно предусматривались гидроусилители рулевого управления (по одному на каждую управляемую ось). Интересной особенностью автомобиля являлось отсутствие упругой подвески. Ее роль выполняли высокоэластичные шины с большим объемом заключенного в них воздуха. Колеса жестко прикреплялись к мощной лонжеронной раме. Подобное решение вполне оправдано, что и было подтверждено практикой эксплуатации. Чтобы противостоять многотонному стартовому импульсу выходящей из пускового контейнера ракеты, кабину выполнили из стеклопластика, а лобовому стеклу придали обратный наклон. В кабине размешался экипаж из четырех человек. Установка, получившая обозначение «2П3О», на твердой дороге разгонялась до 55 км/ч, и на местности показывала высокую среднетехническую скорость движения. Прогресс, достигнутый в развитии военных технологий, повлиял па формирование оборонной доктрины СССР. Она предусматривала максимальное насыщение различных родов войск ракетным оружием. В полной мере это коснулось сухопутной армии. Ее предстояло оснастить мобильными системами, способными наносить сокрушительные огневые удары по передовым позициям противника, скоплениям бронетанковой и механизированной техники, а также живой силе, тыловым частям, коммуникациям, хорошо укрепленным объектам и т. д. Созданием транспортной базы для размещения ракетных установок различных типов занялись ведущие предприятия автомобильной отрасли. В их числе были ЗИЛ и БАЗ. Первому надлежало разработать и пост рои ть опытные образцы, а второму – начать серийное производство специальной колесной техники. Тесное взаимодействие обоих заводов позволило уже во второй половине 1963 г. приступить в Брянске к сборке четырехосных шасси (8 х 8) ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ 135ЛТМ (главный конструктор В.А.Грачев). На них были смонтированы тактический ракетный комплекс «Луна», реактивная система залпового огня «Ураган» и другие типы вооружений. Машины имели оригинальную компоновочную схему. Каждый из двух бензиновых I Несильных двигателей ЗИЛ 375 передавал мощность с помощью многоступенчатой бездифференциальной трансмиссии на колеса своего борта. Жесткая кинематическая связь между колесами каждого борта позволяет реализовать максимальную тягу, развиваемую движителями в условиях полного бездорожья. Бортовой грузовик БАЗ-1Э5Л4 Береговой ракетный комплекс «Редут" на шасси БАЗ-1Э5МБ Шасси БАЭ-135МБ БАЗ-135МБК с бортовой платформой Снижение вредного воздействия возникающей при этом циркуляции мощности достигается использованием для привода колес каждого борта индивидуального двигателя, обладающего определенной приспосабливаемостью по частоте вращения, а также применением высокоэластичных в радиальном и тангенциальном направлениях шин размерностью 16.00-20. Внутреннее давление в них в диапазоне от 0,5 до 2 кгс/см2 изменяет централизованная система, управляемая с места водителя. Это дает возможность в зависимости от характера опорной поверхности (твердая дорога, песок, снег, размокший фунт), достигать наивысших скоростных показателей или оптимальных параметров onopно-сцепной проходимости. Немалый интерес представляет конструкция ходовой части. Вторая и третья оси сближены, а первая и четвертая разнесены и выполнены управляемыми. Поворот последних двух осуществляется во взаимопротивоположных направлениях. Подобное решение имеет ряд преимуществ. Улучшаются маневренные свойства, поскольку при габаритной длине шасси около 9,3 м минимальный радиус поворота составляет 12,5 м. Размещение неуправляемых осей вблизи центра масс автомобиля уменьшает затраты мощности на преодоление сопротивления при повороте. Кроме того, возрастает профильная 'проходимост ь, особенно во время преодоления таких препятствий, как канавы и окопы. Независимую торсионную подвеску имеют только управляемые колеса, средние связаны с рамой посредством мощных кронштейнов. Плавность хода при этом практически не ухудшается. Четырехместная кабина, расположенная впереди моторного отсека, выполнена из полиэфирной смолы армированной стеклотканью. Это не только повысило коррозионную стойкость, но и улучшило ремонтопригодность в полевых условиях. Преодолеваемый подъем составлял 30°, брод- 1,2 м. Максимальная скорость достигала 65 км/ч. Клиренс равен 580 мм. Грузоподъемность шасси достигала 9 т, а полная масса – 20 т. Следует обратить внимание на то, что отношение полезной нагрузки к собственному весу приближается к единице – для автомобиля высокой проходимости труднодостижимый показатель. Технический уровень ЗИЛ-135ЛМ и ЗИЛ-П5ЛТМ во многом превосходил отечественные и зарубежные аналоги. Сказанное в полной мере можно отнести и к длиннобазному шасси БАЭ-135МБ, которое также является представителем этого поколения брянских машин. Сохранив с описанными выше изделиями преемственность конструктивно-компоновочных решений и унификацию по большинству агрегатов ходовой части и трансмиссии, машина в то же время имела ряд отличий. Дизельный двигатель ЯМЗ- 238Н мощностью 300 л.с., располагавшийся в переднем свесе под кабиной, давал возможность разместить 9-метровую контейнерную установку для запуска противокорабельных крылатых ракет или другое военное оборудование. Позже шасси (БАЗ-135МБК) оснастили бортовой металлической платформой. Крутящий момент к колесам обоих бортов подводили механическая коробка передач и межбортовой конический дифференциал. Стеклопластаковая кабина вмещала боевой расчет из шести человек. Применение стеклопластика и обратный наклон ветрового стекла в этом случае было вызвано, как и на «135К», назначением машины, поскольку кабина, выполненная из стали, не выдерживала ударный импульс реактивной струи, возникающий во время старта ракеты. Береговой ракетный комплекс «Редут», смонтированный на шасси БАЗ-135МБ, показал высокую боевую эффективность. В 80-е годы ЗИЛ-135ЛМ прошел модернизацию, сводившуюся к установке устройств, обеспечивающих функционирование возимых оружейных систем. Машина получила новый индекс ЗИЛ-135ЛМП. Была также выпущена небольшая партия бортовых грузовиков ЗИЛ-135Л4. Надо отметить, что автомобили первого поколения обладали не только заданными техническими параметрами, но также были надежны в эксплуатации и отличались высокой боеспособностью. Об этом свидетельствуют военные конфликты на Ближнем Востоке, в Ираке и Афганистане. Именно там продукция с маркой БАЗ показала свое превосходство над лучшими зарубежными образцами. Другим ответственным заданием, которое правительство поручило брянским автостроителям, стало создание и постановка на производство семейства плавающих машин – носителей ракетного и зенитно-ракетного вооружения. За реализацию поставленной цели с большим энтузиазмом ко;шектив взялся в 1966 г. Ведущими конструкторами этих изделий стали Лазарев В.В., Гринченко И В. и Авершин В.Т. В результате напряженной работы армия получила унифицированное семейство плавающих машин, являвшимися мобильными средствами тактической ракетной системы «Точка» и зенитно-ракетного комплекса «Оса», принятых на вооружение в 70-е годы. Накопленный опыт позволил успешно справиться с весьма сложными проблемами, стоявшими перед проектировщиками. В конструкции амфибий удачно сочетались новые разработки и хорошо зарекомендовавшие себя решения. Модели «5937» и «5939» с колесной формулой 6x6 имеют водонепроницаемый стальной корпус, в носовой части которого расположена кабина управления, в средней – грузовой отсек, а в кормовой – моторное отделение. Необходимая скорость на плаву поддерживается двумя водометными движителями. Трехосная амфибия БАЗ 5937 (1) Зенитный ракетный комплекс "Оса" на шасси БАЗ-5937 (2) Машина транспортного обслуживания БАЗ-5938 комплекса "Оса» (3) Плавающее шасси БАЗ-5921 Амфибия БАЗ-5922 Практически равномерное расположение осей по базе вызвано желанием поднять показатели геометрической проходимости и оптимальным образом распределить нагрузку на колеса. Вместе с тем, такая компоновка заставила сделать управляемыми колеса крайних осей, что, впрочем, не т олько уменьшило радиус поворота, но и снизило сопротивление во время движения по криволинейной траектории. Последнее обстоятельство объясняется тем, что колеса третьей оси перемещаются по колее, проложенной в деформируемом фунте колесами первой оси. В качестве энергетической установки применен шестицилиндровый 300- сильный дизель 5Д20Б-300 Барнаульского завода транспортного машиностроения, который получил распространение на некоторых видах бронетанковой техники. Механическая коробка передач, посредством раздаточной коробки, оснащенной встроенным дифференциалом, передает усилие на колеса правого и левого бортов. Независимая подвеска колес на поперечных рычагах и торсионах. Машина оборудована системой, с помощью которой регулируется давление воздуха в широкопрофильных шинах размерностью 1200x500-508. На БАЭ-5937 боевой расчет состоит из пяти человек, на БАЭ-5939 – из двух. Трехосные полноприводные амфибии БАЗ-5921 и БАЗ-5922 отличаются от предыдущих моделей несколько измененной формой корпуса и тем, что моторный отсек находится не в корме, а расположен сразу за отделением управления. Подобная компоновка объясняется тем, что старт оперативно-тактической ракеты осуществляется из вертикального положения. Остальные элементы шасси унифицированы. Как и ранее, рулевое управление снабжено гидравлическими усилителями. В 1989 г. на вооружение был принят модернизированный комплекс «Точ- ка-У», который был установлен на шасси «5922». Важной вехой в истории Брянского автозавода явилась разработка и серийный выпуск семейства БАЗ -6944, которое использовалось для оперативно-тактического ракетного комплекса «Ока». В войска эта уникальная система поступила в 1980 г. и была ликвидирована в соответствии с договором по разоружению ОСВ-1. В с странах НАТО до сих пор нет равноценной установки. К конструкции плавающего четырехосного полноприводного шасси предъявлялись очень жесткие требования. Это и определяло компоновку машины в целом, а также исполнение того или иного узла, агрегата, системы. Экипаж, насчитывающий четыре человека, находился в носовой части, в средней части сразу за кабиной располагалось моторное отделение, все остальное пространство отводилось грузовому отсеку. Возросшая до 12 т масса транспортируемого оборудования заставила обратить самое серьезное внимание на прочностные свойства водонепроницаемого стальною корпуса большой длины. Для ею усиления внутри была установлена лонжеронная рама. В движение автомобиль приводил V-образный 8-цилиндровый дизель УТД-25 мощностью 400 л.с., поставляемый Барнаульским заводом транспортного машиностроения. Широкий спектр тягово-скоростных качеств обеспечивали гидромеханическая пятиступенчатая коробка передач и связанная с ней двухступенчатая раздаточная коробка, которая посредством промежуточных кинематических звеньев (бортовые передачи, колесные редукторы, карданные передачи) приводит во вращение колеса каждого борта. Трансмиссия снабжена межбортовым дифференциалом, а также дифференциальным механизмом, исключавшим жесткую кинематическую связь между колесами передней и задней тележек своего борта. Создавая эту амфибию конструкторы отошли от привычного расположения колес по базе, применявшегося на четырехосных транспортерах предшествующего периода. Колеса первой и второй, третьей и четвертой осей сближены. Подвеска независимая торсионная на поперечных рычагах. Управление осуществляется за счет поворота колес двух передних осей. Усилие на рулевом колесе снижено благодаря гидроусилителю. Широкопрофильные шины 1300 х 530-533 с хорошо развитыми грунтозацепами обеспечивают высокое сцепление с деформируемыми грунтами. Во многом этому также способствует централизованная система peгулирования давления воздуха в шинах. На воде амфибию перемещают два водометных движителя. Несколько иные задачи возлагались на трехосную плавающую машину БАЗ- 5947, которое от БАЗ-6944 унаследовала большинство механизмов и систем, а также их взаимное расположение. Более короткий грузовой отсек обусловил размещение двух сближенных и управляемых осей спереди и одной неуправляемой – сзади. Ракетная система тактического назначения "Точка" на шасси БАЗ-5921 Габаритные размеры шасси БАЗ-69501 грузоподъемностью 12 т Грузовой автомобиль с бортовой платформой БАЗ-69501ПТ Топливозаправщик БАЗ-69505 Агрегатный состав БАЗ-6944 лег так- же в основу четырехосного шасси БАЗ- 6950. Однако заказчик в соответствии с функциональным назначением изделия не выдвигал требования плавучести. В то же время длина грузового отсека должна быть такой, чтобы смогло разместиться крупногабаритное армейское снаряжение. С этой целью стеклопластиковая четырехместная кабина максимально смещена вперед и находится в пределах переднего свеса. За ней расположен 400-сильный дизель УТД-25. В остальном сухопутный автомобиль идентичен четырехосной амфибии. На смену упомянутым моделям во второй половине 80-х годов пришли изделия третьего поколения. Амфибия по- |учила цифровой индекс «69441», сухопутная машина с несущим корпусом – (69481», рамное шасси – «69501», боровой автомобиль на его базе 69501 ПТ», а появившийся позже балластный тягач – «6953». Грузоподъемность плавающей машины повышена до 3 т, не плавающих – до 14 г. Вместо дизелей УТД-25 и 5Д20 с низким ресурсом применены два 210-сильных дизеля автомобильного типа КаАЗ-740, каждый из которых работает на свой борт. В силовую цепочку входят пяступепчатые механические коробки передач, двухскоростная раздаточная коробка с принудительно блокируемым симметричным дифференциалом, бортовые и колесные редукторы. Использование именно такой схемы – мера в значительной степени вынужденная, ввиду того, что тогда не удалось подобрать один мощный и долговечный двигатель. Возросшие габариты трансмиссии из-за увеличившегося числа агрегатов ухудшили монтажные возможности автомобилей серии «69501». В свою очередь, отсутствие гидромеханической коробки передач привело к повышению нагрузок, воздействующих на трансмиссию моделей всего семейства. Подвеска колес – традиционная, с использованием поперечных рычагов и торсионов. Система регулирования давления воздуха в шинах размерностью 1300 х 530-533 изменяет его значение в границах от 1 до 4 кг/см2 . Кабина четырехместная стеклопластиковая. Управляемыми являются колеса двух первых осей. В распоряжении водителя регулируемое подрессоренное сиденье и гидроусилитель руля. Бортовой грузовик способен буксировать по бездорожью прицеп полной массой 15 т. В 1989 г. было построено четырехосное шасси БАЗ- 695 (П, которое в отличие от других машин имеют два дизеля КамАЗ-74043 мощностью по 260 л.с., установленные между вторым и третьим мостами под грузовой платформой. Трансмиссия автомобиля выполнена по бортовой схеме, подвеска независимая. Наступившие экономические реформы отрицательно сказались на положении предприятия, доля военной продукции в общем объеме производства которого достигала 95%. Неплатежеспособность Вооруженных сил привела к тому, что количество заказов стало стремительно сокращаться. Преобразовав свой завод в Открытое акционерное общество, коллектив попытался переломить ситуацию, адаптировав серийно выпускаемые и освоив производство новых изделий для гражданских целей. Сделать это оказалось непросто. Перспективным считался проект изготовления панельных фургонов семейства БАЗ-3783 грузоподъемностью 1,5 т. Автомобиль предназначался для перевозки мелких партий грузов в городах и пригородной зоне. Полукапотная компоновка предполагала рациональное использование внутреннего пространства для размещения в нем груза. Трехместная кабина была отделена от остального объема стальной перегородкой со смотровым окошком. Погрузочно-разгрузочные операции облегчали низкое расположение пола кузова относительно дорог и, широкая сдвижная дверь, расположенная с правой стороны, и задние распашные дверцы. Бензиновый мотор мощностью 92 л.с. разгонял фургон до 100 км/ч. Эргономика рабочего места водителя соответствовала современным стандартам, а наружные формы привлекали своей эстетикой. Работа над машиной шла мучительно. Не хват ало средств для закупки необходимого технологического оборудования, а детали и узлы, выпускаемые на собственном универсальном станочном парке, делали себестоимость автомобиля слишком высокой. Точку в этой истории поставил Горьковский автозавод, наладивший в конце 1995 г. крупномасштабное изготовление более дешевых панельных фургонов семейства ГАЗ-2705. Соперничать в Брянске с ГАЗом не смогли, выпустив в общей сложности менее сотни экземпляров БАЗ-3783. БАЗ-69507 с грузовой платформой Четырехосное шасси БАЗ-69506 Тягач БАЗ-6953 для буксировки артиллерийских систем Седельный тягач БАЗ-6402 Далеко не все благополучно складывалось с возможностью использования армейских вездеходов в иных, чем ранее областях. Дело в том, что полноприводные машины проектировались для установки и функционирования только одного или очень узкой группы специализированных объектов, которые определялись военными заказчиками. Не случайно автомобили носили ярко выраженный индивидуальный характер. Это в равной степени касается конструктивного исполнения и тактико-технических параметров. Нельзя также забывать о том, что машины изначально создавались для эксплуатации только с полной нагрузкой, поскольку являлись носителями образцов различного вооружения. Свой отпечаток накладывало обеспечение способности работать в экстремальных условиях. Анализируя сложившуюся ситуацию, специалисты завода пришли к выводу, что амфибии можно с успехом использовать в районах стихийных бедствий, например, во время наводнения. Наиболее подходящим для этого оказался БАЗ-5921. После демонтажа ракетного комплекса получили достаточно просторную платформу. На ней свободно размещалась машина скорой медицинской помощи, разработанная на базе автобуса малого класса, либо другой сопоставимый по габаритам автомобиль, оборудованный соответствующим образом, который необходимо перебросить через водное препятствие. Транспортная техника в грузовой отсек амфибии въезжает своим ходом по специальным аппарелям. Помимо этого, можно перевозить людей и различные грузы массой до 7,5 т. Партия конверсионных БАЗ-5921 была поставлена спасательной службе Эстонии Лучше приспособлены для выполнения универсальных задач бортовые грузовики БАЗ-69506 и БАЗ-6950Х, которые перевозят до 12 т или шасси БАЗ-69507 под монтаж спецнадстроек грузоподъемностью 14 т. Все образцы являются дальнейшим развитием семейства «69501». Вместо двух двигателей устанавливается один производства Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Заказчик может выбрать модель «238Р» мощностью 300 л.с. или «238БЛ», развивающую 310 л.с. Оба мотора 8-цилиндровые с V-образным расположением цилиндров и турбонаддувом. С ними агрегатируется 8-ступенчатая механическая коробка передач. Более компактные силовые агрегаты дали выигрыш в полезной длине грузового отсека. Размерность шин увеличена до 1500x600-635. Сохранены бортовая схема раздачи мощности, независимая торсионная подвеска колес, четырехместная стеклопластиковая кабина. Шасси БАЗ-69507 используется в качестве транспортной базы для нефтепромыслового оборудования. В частности, Кунгурский машиностроительный завод монтирует на этих машинах агрегаты для бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин АРБ 100 и А60/80. Достоинством этой мобильной установки является ее подвижность и проходимость в самых сложных дорожных условиях. Кроме этого, БАЗ-69507 легко превращается в топливозаправщик, пожарный автомобиль и т.д. Коммерческая привлекательность работы предприятия, оказавшегося в кризисном состоянии, с организациями добывающих отраслей не нуждается в особых комментариях. Именно эти области являются на сегодня одними из самых стабильных. Только они могут поддержать оборонный комплекс, технологический потенциал которого, в свою очередь, способен сделать более эффективной работу газовиков и нефтяников, которые обеспечат загрузку оборонных заводов при все более уменьшающихся военных заказах. В последние годы конструкторский отдел, возглавляемый главным конструктором В.П.Трусовым (ныне Ю.А.Шпаком), упорно работал над созданием семейства колесных машин четвертой) поколения грузоподъемностью 13-21 т. Изначально автомобили проектировались как изделия двойного назначения. В их конструкции воплощен огромный опыт, накопленный за четыре десятилетия, а также учтены замечания и предложения различных потребителей внутри страны и за рубежом. Новые модели с одинаковым успехом могут использоваться в вооруженных силах и добывающих отраслях экономики. Четырехосные машины включают базовое шасси БАЗ-6909 грузоподъемностью 21 т и его версию с колесной базой увеличенной длины. Трехосные модели представлены шасси БАЗ-69092, способного транспортировать 13 т груза, седельным тягачом БАЗ-6402, предназначенным для буксирования полуприцепов полной массой до 30 т по всем видам дорог и местности, а также полуприцепов полной массой до 40 т по шоссе и улучшенным фунтовым дорогам. Трехосное шасси БАЗ-69022 грузоподъемностью 13 т Базовое шасси БАЗ-6909 последнего поколения Следующий вариант БАЗ-630б с колесной формулой 8x8 способен буксировать прицепы полной массой до 15 т по всем видам дорог и местности, прицепы полной массой 50 т – по дорогам с твердым покрытием, а, кроме того, самолеты на аэродромах. Более высокий технический уровень и улучшенные эксплуатационные параметры выгодно отличают новые образцы от своих предшественников. Кабина транспортеров по сложившейся традиции расположена перед моторным отсеком в пределах переднего свеса, что позволяет разместить на шасси тяжеловесные неделимые грузы, крупногабаритное технологическое оборудование. либо широкий спектр боевых систем. Важным решением, которым руководствовались создатели, являлось применение двигателей с большим ресурсом работы. Трансмиссия включает^-ступенчатую механическую коробку передач, а в дальнейшем гидромеханическую передачу, мостовую схему раздачи мощности, дифференциальный межосевой и межколесный приводы. Поступательное движение обеспечивают многотопливные турбонаддувные дизели Ярославского моторного завода ЯМЗ-849 и ЯМЗ-8424 мощностью 425-500 л.с., а также ЯМЗ-7511, развивающий 400 л.с. Подвеска колес независимая торсионная, рулевое управление с гидроусилителем. Прочная длинная рама дает возможность разместить самые различные надстройки, а широкопрофильные шины размерностью 1350 х 550-533Р с хорошо развитыми грунтозацепами и системой, регулирующей давление воздуха в них, повышают проходимость во время движения по бездорожью. Тормозная система двухконтурная пневмогидравлическая. По заказу устанавливаются коробки отбора мощности, тросовые лебедки и т.д. Машины снабжены трехместной металлической кабиной со всеми необходимыми удобствами для работы экипажа. Разрабатываются разновидности кабин, в которых могут разместиться 7 человек, либо оборудовано спальное место. Максимальная скорость по шоссе достигает 80 км/ч, запас хода – не менее 1000 км. В 1998 г. закончены заводские испытания шасси БАЗ-6906, БАЗ- 69091 и БАЗ-69092 в объеме гарантийного пробега 30000 км. Столь же удачными разработками автостроителей из Брянска являются опытный образец пятиосного транспортера БАЗ-79094 с колесной формулой 10x8 грузоподъемностью 29 т, предназначенный для установки широкой гаммы огневых средств и оборудования военно-технического назначения, а также комплект технической документации на шестиосное нолноприводное шасси (полезная нагрузка свыше 30т), спроектированного в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны. Надежность и работоспособность новых изделий оценена положительно. Шасси имеют высокую подвижность во время движения вне дорог. Минимальный радиус поворот а у машин последнего семейства находится в пределах 12-15 м (в зависимости от базы), ресурс до капитального ремонта не менее 100 000 км. Автомобили могут эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха от минус 50° до плюс 45°С, а, кроме того, способны преодолевать перевалы высотой до 4650 м и рассчитать на безгаражное хранение. Совместно с Министерством обороны планирует ся проведение работ по дальнейшему увеличению грузоподъемности шасси последнего поколения. Параллельно с проведением опытно-конструкторских работ осуществляется технологическая подготовка производства этой техники. Уже сейчас большая часть деталей и узлов новых машин изготавливается в цехах основного производства. Это позволит значительно сократить время, отведенное для налаживания серийного изготовления. В перспективе ожидается внедрение на автомобилях унифицированной центральной микропроцессорной системы управления (УЦ МСУ). Завод освоил капитальный ремонт военной техники комплекса «Оса», выпущенных ранее, обеспечивает поставки комплектующих узлов и деталей для более чем десяти машиностроительных заводов России. В это число входят ведущие мосты, балансирные подвески, лебедки, коробки отбора мощности, поставляемые для полноприводных автомобилей, выпускаемых на АМО ЗИЛ. ОАО УралАЗ и др. На Брянском автозаводе были созданы маневренные эффективные снегоуборочные машины «Вьюга», оснащаемые разнообразными навесными приспособлениями. За 40 лет на БАЗе было спроектировано и выпущено 63 типа колесных машин, из которых 24 являются опыт ными образцами. Нельзя не отметить большой вклад в создание военной техники, который внесли специалисты БАЗа Н.Г.Кучеренко, В.А.Звягинцев, И.Н.Лештан, Н.И.Андрейчикова, В.А.Ежов, В.В.Земских, Н.И.Честюхин, А.М.Есин, В.А.Сипакин, В.Левкин, Н.Е.Басатин, Б.М.Климов, А.В.Котляров, К.Ф.Кристи, В.Г.Климова, В.В.Клевин, В.И.Рябоконь, В.С.Седых, В.М.Старкин, Я.Т.Кравец, В.Х.Чекулаев, Ф.С.Борисов и многие другие. Самых добрых слов заслуживают имена представителей заказчика Н.Т.Кашеева, Ю Н.Басова, В.И.Зайцева, И.П.Поляруша. В непростых экономических условиях работает коллектив Брянского автозавода. Сохранить интеллектуальный потенциал, высококвалифицированные кадры и накопленные ими бесценный опыт и знания в создании военной автомобильной техники – задача не только Министерства обороны, но и всех заинтересованных сторон. На сегодня БАЗ является единственным в России изготовителем автомобилей высокой проходимости грузоподъемностью свыше 13 т. Потеря бесценного опыта разработки и производства военной автомобильной техники может привести к потере конструкторской школы и приоритетов в создании и выпуске уникальных образцов колесных машин, не имеющих аналогов в мировом автостроении. В российской армии на автомобильной базе монтирует ся более тысячи образцов вооружения и военной техники, что составляет более 90% от общего количества наземных армейских комплексов по всем видам и родам войск. Важным и неотъемлемым звеном в этой цепи должен быть АО «БАЗ». В перспективе значение военной автомобильной техники как транспортной базы возрастет еще более. Для обеспечения потребностей армии нужны новые, более совершенные специальные колесные шасси, создаваемые Брянскими автостроителями по тактико-техническим требованиям Министерства обороны. Автор выражает благодарность руководству и сотрудникам АО «БАЗ», а также Ю.Дородонову за помощь в подготовке статьи. Начало военному производству на БАЗе положил бронетранспортер БТР – 152В1 и его модификации Дпиннобазное шасси ЗИЛ- 135К Шасси ЗИЛ- 135М Плавающий автомобиль БАЗ-6944 Тягач БАЗ-6953 Александр ШИРОКОРАД |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|