|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ракетный таран сухопутных войск (неуправляемые тактические ракеты 50-60-х годов) Единственными носителями первых ядерных бомб были стратегические бомбардировщики – Б-29 и Б-36 в США и Ту-4 в СССР. Следует заметить, что стратегические бомбардировщики 50-60-х годов мало подходили для нанесения ядерных ударов по передовым позициям войск. С уменьшением весогабаритных характеристик ядерных боеприпасов (ЯБП) эффективными носителями ядерного оружия стали истребители-бомбардировщики. Но и они имели ряд существенных недостатков. Их применение зависело от погоды, времени суток и насыщенности ПВО противника, у них было весьма велико время реакции (от подачи заявки до нанесения удара). Наиболее оптимальным вариантом было предоставление корпусам, дивизиям, полкам и даже батальонам средств доставки ЯБП В 50-60-е годы такими средствами могли быть классические артиллерийские орудия, безоткатные орудия и неуправляемые тактические ракеты. В США было решено вести работы по всем трем направлениям, аналогично поступили и в СССР, хотя и с некоторым запаздыванием. Уже в конце 40-х годов в США началась разработка огромных атомных пушек. В результате в 1952 году была принята на вооружение 280-мм пушка Т-131, представлявшая собой полустационарную установку, мало отличавшуюся по конструкции от орудий первой мировой войны. Установка могла перевозиться только по шоссе двумя тягачами. Несколько часов требовалось на инженерную подготовку позиции к стрельбе. Орудие стреляло снарядами Т-124 (1952 г.) и Т-315 (1963 г.) с ЯБП мощностью 15 кТ на дальность до 28,7 км. Хотя пушка Т-131 и состояла на вооружении армии США до 1963 года, еще в процессе испытаний стаю ясно, что 75,5-тонная махина не отвечает предъявленным требованиям. В СССР шли также методом проб и ошибок, ив 1953 1957 годах создали два монстра – 406-мм нарезную пушку СМ-54 (2A3) и 420-мм гладкоствольный миномет СМ-58 (2Б1). Вес установок был, соответственно, 55 и 64 тонны, длина 2Б1-свыше 20 м, а высота – 5,73 м. Хотя оба монстра и были самоходными, их мобильность была еще хуже, чем у Т-131. Они не проходили ни по мостам, ни под мостами, телеграфными и силовыми проводами, не вписывались в повороты городских и сельских улиц и т. д. Единственной альтернативой огромным артиллерийским орудиям могли стать ракетные установки. Первые тактические ракеты носители ядерных боеприпасов были неуправляемыми как в США, так и в СССР. Причин этому много. Радиоуправление было нежелательно, так как в этом случае ракета становилась зависимой от помех, кроме того, требовался воздушный или наземный пост наведения. Системы самонаведения в начале 50- х годов только создавались, и то лишь для морских и воздушных целей, а для наземных целей они даже и не проектировалась. И, наконец, существовавшие тогда инерциальные системы управления при дальности 100-300 км давали отклонение 2-5 км, т. е. среднее вероятное отклонение при стрельбе на дистанцию порядка 30 км было бы 500-1000 м, что соизмеримо с точностью неуправляемых снарядов. С 1953 года до середины 60-х годов в США выпускались различные варианты неуправляемой твердотопливной ракеты «Онест Джон». Основным назначением ракеты была стрельба ЯБП. Для нее были разработаны ЯБП W-7Y2 и W-31 мод.О, 1, 2 мощностью от 2 до 40 к Т. Кроме того, ракета имела фугасные, химические и бактериологические боевые части. В полете ракета стабилизировалась хвостовым оперением, а для компенсации неравномерности тяги двигателя снаряду придавалось небольшое вращение восемью небольшими тангенциально расположенными реактивными двигателями. Для транспортировки и пуска ракет «Онест Джон» использовались установки М286 и М289, созданные на шасси 5-тонного грузового автомобиля. При возке на большие расстояния ракета разбиралась на три части – боеголовку, двигательную установку и плоскости стабилизатора. Первые серийные образцы ракеты «Онест Джон» (снаряд МЗ1) имели дальность стрельбы 27,5 км, а в 1961 году принята на вооружения модификация (снаряд М50) дальностью 40 км. Па вооружении ракеты «Онест -Джон» состояли до 1987 года. Ракетная система "Коршун» Твердотопливная ракета «Литлл Джон» имела ту же схему стабилизации и отличалась от «Онест Джон» в основном габаритами. Ракета оснащалась ЯБП W45 (Yl, Y2, Y3) мощностью от 0,5 до 15 кТ. Ракета «Литлл Джон» имела две пусковые установки облегченную и самоходную. Облегченная установка состояла из лафета, выполненного в виде одноосного прицепа. Самоходная установка монтировалась на шасси гусеничного трактора, вес ее 7,5 тонн. Естественно, что к разработке неуправляемых тактических ракет приступили и в СССР. РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «КОРШУН» Ракетная система «Коршун» с тактическими ракетами ЗР7 до сих пор малоизвестна. В отличие от всех других серийных неуправляемых ракет сухопутных войск ЗР7 имела не твердотопливные, а жидкостные реактивные двигатели. Корпус ракеты калиберный, т. е. диаметр головной части равен диаметрам средней и хвостовой частей. Боевая часть фугасная. Стабилизация ракеты производилась за счет четырех крыльевых стабилизаторов и вращения ракеты (для компенсации эксцентриситета двигателя). Ракета ЗР7 была разработана в ПИИ 88 в поселке Подлипки под Москвой. Пусковая установка СМ 44 (артиллерийская часть) была спроектирована в ЦКБ-34 в г. Ленинграде. Рабочие чертежи и техническая документация СМ-44 были закончены 14.04.1955 г. В качестве шасси был использован трехосный полноприводный автомобиль высокой проходимости ЯАЗ-214. Первые опытные образцы ЯАЗ-214 были изготовлены в 1951 г., но к их серийному производству Ярославский завод приступил лишь в начале 1957 г. В 1959-1960 гг. производство автомобилей ЯАЗ-214 было перенесено в город Кременчуг, где они получили название КрАЗ-2) 4. ЯАЗ 214 был оснащен шестицилиндровым дизелем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. е., который позволял автомобилю развивать скорость по шоссе до 55 км/час и преодолевать подъемы крутизной до 30°. Расход топлива составлял 55 л на 100 км пути. Таким образом, по контрольному расходу топлива запас хода составлял 650 км. Вес шасси ЯАЗ-214 – 12,3 т, а грузоподъемность – 7 т. В серийное производство система «Коршун» поступила в 1957 г. В том же году состоялся и первый показ системы во время парада 7 ноября на Красной площади. Ракетная система «Коршун» на шасси автомобиля ЯАЗ-214 Пусковая установка 2П4 «Тюльпан» комплекса «Филин» Данные ракеты 3Р7 Конструктивные данные Калибр ракеты, мм 250 Длина ракеты, мм/клб 5535/22,1 Вес боевой части, кг 100 Вес топлива, кг 162 Вес ракеты стартовый, кг 375 Число направляющих на ПУ 6 Максимальный угол возвышения ПУ 52° Баллистические данные Дальность стрельбы максимальная, км 55 Время работы двигателя, с 7,8 Длина активного участка траектории, км 3,8 Скорость максимальная, м/с 1002 РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «ФИЛИН» Первые отечественные тактические твердотопливные ракеты 3P1 «Марс» и 3Р2 «Филин» были разработаны в Московском институте теплотехники (МИТ – другое название НИИ-1 ГКОТ) под руководством М.П.Мазурова. На вооружение комплекс «Филин» поступил в 1955 г.. а в следующем году началось его серийное производство. Надкалиберная головная часть оснащалась спецзарядом. Стабилизация ракеты в полете производилась с помощью крыльевых стабилизаторов и вращением (для компенсации эксцентриситета двигателя). Первоначальное проворачивание ракете придавала сама направляющая. К продольной балке направляющей был прикреплен винтовой ведущий полоз Т-образного сечения, по которому при старте ракеты двигался ее штифт. Твердотопливная тактическая ракета ЗР2 комплекса "Филин" (схема А.Кощавцева) Пусковая установка С-119А комплекса "Марс» Силовая установка двухкамерная, пороховая. Она состояла из головной и хвостовой камер сгорания. Промежуточная сопловая крышка имела переходный конус для соединения с хвостовой камерой. По ее окружности расположены 12 сопловых отверстий, оси которых наклонены к продольной оси ракеты под углом 15°. Это предотвращало удар истекающей струи газов по корпусу хвостовой камеры, т. к. струи раскаленных газов направлялись назад и в сторону. Кроме того, оси сопловых отверстий расположены под углом 3° к образующей, чем создавался крутящий момент, сообщающий ракете вращательное движение. Через контакты пиросвеч напряжение подавалось на пиропатроны. Раскаленная нить воспламеняла пороховой состав. Возникший луч огня зажигал дымный порох воспламенителя головной камеры. Обе камеры начинали работать практически одновременно. Металлические заглушки, которые герметизировали сопла в обычных условиях эксплуатации, вышибались давлением пороховых газов. Ракета начинала движение по направляющей. Комплекс «Филин» включал в себя пусковую установку 2П4 «Тюльпан» на шасси объекта 804. Объект 804 был создан на базе самоходной установки ИСУ-152К. Вес пусковой установки составлял 40 т.
РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «МАРС» Ракета ЗР1 комплекса «Марс» принципиально была устроена подобно «Филину». Двигатель имел два сопловых блока и две камеры (головную и хвостовую). Вес порохового заряда – 496 кг пороха марки НМФ-2. Сила тяги существенно зависели от окружающей среды: при +40°С – 17,4 т; при + 16°С – 17,3 т, а при -40°С – 13,6 т. Боевая часть ракеты с ЯБП покрывалась специальным чехлом для термо- статирования. Первоначально подогрев осуществлялся с помощью горячей жидкости, а затем – с помощью специальных электронагревателей (спиралей в чехле). Для этого на пусковой установке или транспортно-заряжающей машине был установлен специальный электрогенератор. Скорость схода ракеты с пусковой: 37 м/с при +15°С и 32 м/с при -40°. Минимальная дальность стрельбы 8-10 км получалась при угле B1I+24°. При максимальной дальности стрельбы 17,5 км время полета ракеты составляло 70 секунд, а скорость у цели достигала 350 м/сек. Самоходная пусковая установка 2П2 для комплекса «Марс» была создана в 1957-1959 гг. в ЦНИИ-58 под общим руководством Грабина. Главный конструктор системы Федоров. Пусковая установка выполнена на шасси плавающего танка ПТ-76 и получила индекс ЦНИИ-58 – С-119А (в ряде документов она именовалась С-123А). Кроме того, в ЦНИИ-58 были спроектированы транспортно-заряжающая машина 2ПЗ (С-120) и баллистическая пусковая установка С-121. Транспортно-заряжающая машина 2ПЗ также была создана на шасси ПТ-76. На ней находились две ракеты и кран. Серийное производство пусковых установок (ПУ) и транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) для комплекса «Марс» велось на заводе «Баррикады» в Сталинграде. В 1959-1960 гг. заводом «Баррикады» было изготовлено 25 ПУ 2П2 и 25 ТЗМ 2ПЗ. Для замены гусеничной пусковой установки была предпринята попытка создания пусковой установки на колесном шасси. С этой целью завод ЗИЛ изготовил в 1960 г. два автомобиля ЗИЛ-И5Е под пусковую установку «Марс». 20.09.1958 г. ОКБ завода «Бар- рикады» под руководством Г. И. Сергеева приступило к разработке ПУ Бр- 217 и ТЗМ Бр-118 на колесном шасси для ракет «Марс». Однако на вооружение они приняты не были. Данные ПУ С 1234 комплекса «Марс» Угол ВН. град 15''; +60' Угол ГН, град. ±5" Длина направляющей, мм 6700 Расстояние от грунта до оси снаряда, мм. 2650 Расстояние от фунта до оси цапф ПУ, мм .2100 Клиренс ПУ, мм 400 Вес качающейся части без ракеты, кг 1377 Вес вращающейся части (без качающейся части и ракеты), кг 1105 Вес артиллерийской части с ракетой, кг 5112 Вес шасси, кг 11329 Полный вес ПУ в боевом положении, кг 16441 Расчет, чел. 3 Запас хода по шоссе по горючему, км 250 Скорость максимальная, км/час: заряженной ПУ 20 незаряженной ПУ 30-40 Мощность двигателя шасси, п, с 235 Отметим, что у комплекса «Марс» были и конкуренты. Так, по Постановлению СМ № I 89-89 от 13.02.1958 г. в СКБ-172 (г. Пермь) разрабатывали твердотопливную ракету «Ладога». По первоначальному проекту ракета имела две ступени. Однако летно-конструкторские испытания, проведенные в 1960 г., показали, что двухступенчатая схема очень сложна и «не обеспечивает нормальные пуски». В конце 1960 г. СКБ-172 отказалось от дальнейшей отработки двухступенчатой схемы ракеты и перешло к одноступенчатой схеме. Пусковая установка 2П16 комплекса "Луна» Транспортная машина 2У663 комплекса »Луна» Проект ПУ Бр-230 на специальном полуприцепе, буксируемом седельным тягачом Пусковая установка 2П16 комплекса -Луна» на базе плавающего танка ПТ-76 Бросковые испытания одноступенчатой ракеты в апреле 1961 г. дали положительные результаты. Но в ходе трех пусков в июле-сентябре 1961 г. происходило разрушение ракеты на активном участке траектории из за потери устойчивости и разрушения раструба сопла. В конце 1961 г. сопловый блок был доработан, и в начале 1962 г. на заводе № 172 шла сборка 12 опытных ракет с новым сопловым блоком. Однако 3 марта 1962 г. вышло Постановление № 213-113, в котором было предписано прекратить все работы по «Ладоге» на стадии летно-конструкторских испытаний «как по неперспективному изделию». На заводе «Уралмаш» под руководством П П. Петрова создавался комплекс «Онега» с твердотопливной ракетой. 11о и «Онегу» постигла участь «Ладога». РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «ЛУНА» Проектирование комплекса «Луна» было начато в 1953 г. в МИТе под руководством Мазурова, а полномасштабные работы – в 1956 г. В 1961 г. комплекс был принят на вооружение. 1 {елью разработки нового комплекса было увеличение дальности стрельбы по сравнению с «Филином» и «Марсом», которые уступали «Честному Джону». Первоначально разработчики спецзаряда предложили конструкцию, которую можно было разместить в головной части диаметром 415 мм. Поэтому ракета «Луна» 3Р9 проектировалась с калиберной головной частью как для спецзаряда, так и для осколочно-фугасного боеприпаса. Однако в процессе разработки размеры и вес спецзаряда существенно увеличились, и работы по ракете 3Р9 продолжались только в варианте с осколочно-фугасной головной частью 3Н15. Для ядерного заряда пришлось делать новую ракету 3Р10 с более тяжелой надкалиберной головной частью 31114. Ракетный двигатель обеих ракет был одинаков. Твердотопливный двигатель имел два сопловых блока и две камеры, подобно ракете 3Р1 комплекса «Марс». За счет меньшего веса и лучшей аэродинамики боеголовки ракета 3Р9 имела большую дальность стрельбы, чем 3Р10 (44,5 км против 32,2 км). Двигательная установка была спроектирована ПИИ-1 и НИИ-125. Опытная пусковая установка Бр-226-11 (2П21) комплекса "Луна" Фото предоставил А.Ф.Рябец) Пусковая установка 9П113 комплекса "Луна-М" В серийное производство ракета ЗР10 была запущена в 1961 г. Пусковая установка для ракеты «Луна» была создана в ЦНИИ-58 и получила индекс ЦНИИ – С-123А и индекс ГАУ – 2П16. Гусеничное шасси для пусковой установки (объект 906) было создано на базе ПТ-76 в КБ Волгоградского тракторного завода. Комплекс «Луна» в целом получил индекс ГАУ – 2К6. В состав комплекса входили: пусковая установка 2П16, транспортная машина 2У663 (специальный полуприцеп с тягачом ЗИЛ- 157В с двумя ракетами 3Р9 или 3Р10), а также автомобильный кран К-51 грузоподъемностью 5 т. Так как ресурс по километражу ходовой части был невысок, то при перевозке на большие расстояния пусковая установка 2П16 устанавливалась на специальный полуприцеп и транспортировалась седельным тягачом MA3-535B. В конце 1962 г. в ходе Карибского кризиса комплексы «Луна» и «Онест Джон» оказались на грани боевого применения. Двенадцать пусковых установок 2П16 с ракетами 3Р10 были доставлены на Кубу. А ракеты «Онест Джон» с ядерными боеголовками вошли в состав американских сил вторжения, приготовленных к броску на остров Свободы. К.06.1959 г. было принято Постановление СМ № 378-180 о разработке колесной пусковой установки для комплекса «Луна». Замена гусеничной пусковой на колесную обосновывалась целым рядом факторов. Существенно увеличивался ресурс ходовой части (до капремонта), а также скорость движения по шоссе. Дешевле становилась эксплуатация пусковой установки. Наконец, при движении но бездорожью и грунтовым дорогам гусеничные шасси сильно трясло. Эта тряска была нипочем неуправляемой ракете, но плохо влияла на устройства спецзаряда в 3Р10. С 10 марта 1959 г. в ОКБ завода «Баррикады» под руководством Сергеева началась разработка колесного шасси для пусковой установки комплекса «Луна». Были созданы проекты пусковых установок: Бр 226-1 на шасси автомобиля ЯАЗ-214; Бр-226-11 на шасси автомобиля ЗИЛ-1 34 "(изделие «135»); Бр-226-III на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л. 20 февраля 1960 г. началось проектирование пусковой установки Бр 230 на специальном полуприцепе, буксируемом седельным тягачом. Отметим, что существовал вариант пусковой установки на плавающем транспортере ПТС-65. Из всех этих вариантов в металле были изготовлены только пусковые установки Бр-226-11 (Индекс ГРАУ – 2Г121) . На четырехосный автомобиль ЗИЛ- 134 была наложена баллистическая установка С-121. Всего за месяц Бр-226-II была собрана и отправлена на испытания. В мае 1959 г. установка Бр 226-11 проходила ходовые испытания в излучине Дона. Машина была плавающая, но при попытке плыть по Дону она едва не перевернулась. Затем Бр-226-П отправили на полигон, где провели три пуска ракет. Вертолетная пусковая установка Бр-257 (9П114). Фото предоставил А.Ф.Рябец Опытная пусковая установка Бр-235 (9П112) Транспортная машина 9129 комплекса "Луна-М» Выводы комиссии, испытывавшей установку: Пусковая установка с задними домкратами и опорами под передней осью с сухого твердого грунта имеет достаточную устойчивость. Перемещение корпуса установки при стрельбе практически одинаково с перемещением гусеничной установки 2П16. Технические характеристики пусковой установки 21121 (плавающей): – вес автомобиля ЗИЛ-134 (изделие 135) -9700 кг; – двигатель – два V20BK карбюраторных шестицилиндровых верхнеклапанных мощностью по 120 л.с.; – максимальная скорость – 40 км/час; – тип кузова: плавающий герметичный цельнометаллический корпус со встроенной рамой. Из-за установки артчасти расчетная грузоподъемность автомобиля была превышена, и он потерял свои водоходные качества. В связи с созданием комплекса «Луна-М» Постановлением СМ № 694-233 от 15.06.1963 г. работы по пусковым установкам 2П21 были прекращены «как по устаревшему образцу». РАКЕТНАЯ СИСТЕМА «ЛУНА-М» 16.03.1961 г. вышло Постановление СМ № 247-104 о создании ракетного комплекса 9К52 «Луна-М». Основной задачей разработки комплекса было увеличение дальности стрельбы тактической ракетой до 65 км. В состав комплекса должны были входить ракеты с несколькими головными частями: ядерной, химической и фугасной. Постановлением также предусматривалось проектирование двух пусковых установок колесной и гусеничной. Головным исполнителем работ был назначен Московский институт теплотехники (МИТ). Ракета 9М21Ф имела фугасную боевую часть 9Н18Ф, снаряженную 200 кг сильного взрывчатого вещества ТГА-40/60. Взрыватель неконтактного действия. При разрыве 91118Ф образовывалось около 15000 осколков. Ракета 9М21Б оснащалась специальной боевой часть АА21 с радиовзрывателем. Позже появились ракеты 9М21Б1 с более мощной боевой частью АА38. Ракета 9М21Г оснащалась химической боевой частью 9Н18Г. Разработка 9П1 8Г отставала от графика и на вооружение ракета 9М21Г поступила не ранее конца 1965 г. Уже в ходе работ над «Луной-М» в НИИ-24 была разработана ракета 9М21А с агитационной головной частью 91118А. Первые летные испытания 9M21А проводились в марте 1964 г. В 1963-1964 гг. начались испытания ракет 9М21-ОФ с кассетной боевой частью 91118-ОФ. Вес боевой части 9111 8-ОФ был около 400 кг. Она содержала 42 боевых элемента весом по 7,5 кг каждый. Элемент содержал 1,7 кг ВВ. Осколки боевых элементов одной ракеты могли поразить живую силу и легкобронированные объекты противника на площади порядка нескольких гектаров. Головная часть 9Н i 8-ОФ снабжалась радиовзрывателем. Подрыв головной части, и разлет боевых элементов производились на высоте 1400- 1000 м. Па вооружение ракета 9М21- ОФ поступила лишь в 1969 г. Кроме того, для учебных целей использовались ракеты 9М21Е и 9М21Е1. Все ракеты комплекса «Луна-М» имели одинаковый пороховой двигатель 3X18. Принципиально его работа была аналогична двигателю ракет «Луна». 29 февраля 1960 г. (т. е. еще до выхода постановления № 247-104) ОКБ завода «Баррикады» начало проектирование колесной пусковой установки Бр-231 на шасси автомобиле ЗИЛ- 135ЛМ. А 14 июня 1960 г. ОКБ параллельно начало проектирование гусеничной пусковой установки Бр-237 на шасси «объект 910». Объект 910 был создан на базе ПТ-76 на Волгоградском тракторном заводе под руководством И.В.Гавалова. 29 марта 1961 г. для комплекса «Луна-М» началось проектирование сверхоригинальной пусковой установки Бр-257. Она была создана на базе легкого малогабаритного самоходного двухосного шасси и предназначалась для перевозки в вертолете. В начале 60- х годов, в СССР были созданы тяжелые вертолеты, способные перевозить автомобили, артиллерийские орудия и другую технику. Наших военных обуяла идея создать специальные малогабаритные и легкие самоходные пусковые установки для тактических и оперативно- тактических ракет, которые могли бы транспортироваться такими вертолетами. 5 февраля 1962 г. вышло Постановление СМ № 135-66 о создании комплекса 9К53 «Луна- МВ». Пусковая установка 9П113 комплекса «Луна-М» на базе автомобиля ЗИЛ-1Э5ЛМ Замышлялась целая система ракет- но-вертолетных комплексов в составе комплексов МИ-10РВК и МИ-6РВК. В первом комплексе вертолет МИ-10 транспортировал самоходную пусковую установку 911116 с крылатой ракетой 4К95 (С-5В). А вертолет МИ-6 мог транспортировать как комплекс 9К73 с баллистической ракетой Р-17В, известной на западе как «Скад», так и комплекс 9К53 с ракетой «Луна -МВ». В комплексе 9К53 ракета «Луна- МВ» устанавливалась на легкую самодвижущуюся пусковую установку 9П114 и лебедкой затаскивалась в грузовую кабину вертолета МИ-6 или В-10. Предполагалось, что вертолет может доставить ее в удаленный или недоступный для наземного транспорта район, а то и в тыл противника. Далее при необходимости пусковая установка проделает еще какой-то пу ть на колесах и затем внезапно нанесет ракетный удар из точки, где враг и не мог предполагать наличие ракетной установки. Разработчиками «Луны-МВ» были НИИ-1 (по комплексу) и ОКБ-329 ГКАТ (по приспособлению вертолетов МИ-6 и В-10 в качестве носителей пусковых 9ПII4). Вертолетная пусковая установка (ВПУ) была разработана в КБ завода «Баррикады» (ныне ЦКБ «Титан»). Основные характеристики ВПУ Бр-257 (9П114) Вес ВПУ без ракеты, т 4,5 Вес ВПУ о ракетой, т 7,5 Скорость самодвижения с ракетой, км/час 3-8 Запас хода по горючему, км 40-45 Скорость буксировки за тягачом, км/час: ВПУ с ракетой 10 ВПУ без ракеты 15 Габариты ВПУ без ракеты, м; высота 1535 ширина 2430 длина 8950 В качестве двигателя ВПУ был использован карбюраторный двигатель М- 407 мощностью 45 л. с. от автомобиля «Москвич». В ходе разработки проект ВПУ был модернизирован и получил индекс Бр-257-1. Два опытных образца Бр-257-1 изготовил завод «Баррикады». Заводские испытания первой установки проходили с 29.09. по 6.10.1964 г., а второй – с 12 по 17 марта 1965 г. В 1964 г. все три ПУ комплекса «Луна»: колесная Бр-231 (индекс ГАУ – 9П113), гусеничная Бр-237 (9П112) и вертолетная Бр-257 (9П114) прошли полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом. По результатам испытаний пусковой установки 9П114 было решено ее доработать. Забегая вперед, скажем, что в 1965 г. комплекс МИ 6РВК(9К53 и 9К74) поступил в войска для опытной эксплуатации. Не вдаваясь в подробности, скажем, что создание ракетно-вертолетных комплексов было в целом нелепой идеей, имевшей массу заведомо неустранимых недостатков. В результате этого ни один из них так и не поступил на вооружение. Тем не менее, стоит отметить, что конструкторы ЦКБ «Титан» успешно справились с задачей и предложили ряд интересных конструктивных решений. Гусеничная пусковая установка Бр-235 (911112) после испытаний была забракована. А на вооружение был принят комплекс 9К52 «Луна-М», в составе которого были ракеты 9М21Б и 9М21Ф, колесная пусковая установка 9П113 и транспортная машина 9Т29. Пусковая установка 9П113 была создана на базе автомобиля ЗИЛ- 135ЛМ, разработанного в 1963 г. В том же году производство этих автомобилей было перенесено на Брянский автозавод. ЗИЛ-135ЛМ представлял собой четырехосное шасси высокой проходимости со всеми ведущими колесами. Силовая установка состояла из двух двигателей ЗИЛ 375Я. Двигатели карбюраторные, восьмицилиндровые, V образные, с жидкостным охлаждением, мощностью по 180 л. с. каждый. Установка двух двигателей на шасси позволяла с незначительными ограничениями продолжать движение на одном двигателе в случае выхода из строя другого двигателя. Радиус поворота ПУ 9П113 составлял 12,5 метров. Максимальный угол подъема на сухом твердом грунте (с ракетой) – 30°. Допустимый крен при движении но косогору достигал 20°. Преодолеваемый брод- 1,2 м. Установка 9П113 имела собственный гидромеханический кран грузоподъемностью в 2,6 т для погрузки ракет, что позволило исключить самоходный кран из состава комплекса. Кран позволил производить не только заряжание пусковой установки ракетой с ТЗМ, но делать перестыковку (замену) головных частей на своей направляющей. Перегрузка ракет комплекса "Луна-М» с транспортной машины 9Т29 Данные ракет типа «Луна» Ракета
* -для ракет 9М21Б. Ф. Е79М21Б1 и Е1 Установка 2П113 могла гарантированно произвести не менее 200 пусков ракеты «Луна-М». Причем, при необходимости она могла вести огонь прямой наводкой. Транспортно-заряжающая машина 9Т29 была создана также на„шасси ЗИЛ-135ЛМ. Она перевозила три ракеты «Луна-М» любой модификации. Расчет машины состоял из двух человек. По специальному заданию правительства в 1968 г. на основе комплекса 9К52 «Луна-М» был создан комплекс 9К52ТС, приспособленный к условиям тропического климата. При этом пусковая установка 9П11ЗТС и транспортная машина 9Т29ТС были доработаны для эксплуатации ракет только с фугасными боеголовками. 29.07.1966 г. вышло Постановление СМ о новой модернизации комплекса «Луна». Основной целью модернизации комплекса было увеличение точности стрельбы. Как старые ракеты ЗР- 10 и ЗР-9, так и новые ракеты «Луна-М» имели круговое вероятное отклонение (КВО) от 1200 до 2000 м (на разных дальностях стрельбы). Новая ракета «Луна-3» должна была иметь КВО меньше в 1,5-2 раза. Кроме того, исключалось применение метеозондов, которые запускались перед стартом всех неуправляемых снарядов («Марс», «Филин», «Луна» и «Луна- М») и тем демаскировали комплекс. Для повышения точности стрельбы в ракете устанавливался так называемый корректор дальности, управляющий аэродинамическими щитками. В 1967 г. ОКБ завода «Баррикады» провело модернизацию комплекса 9К52. Новый комплекс 9К52М с пусковой установкой 9П113M мог производить пуски как ракет «Луна-М», так и ракет «Луна-3». Однако проведенные в 1968-1969 гг. летные испытания ракет «Луна-3» дали еще большее КВО, чем у «Луны- М», то есть корректор работал неудовлетворительно. Было признано проведение дальнейших работ по усовершенствованию «Луны» нецелесообразным и принято решение для дивизионной тактической ракеты начать проектирование полномасштабной системы управления. Таким ракетным комплексом стала «Точка», разработка которого началась в марте 1968 г. «Точка» поставила точку в развитии дивизионных тактических неуправляемых ракет. Комплекс 9К52 широко экспортировался в различные страны мира. Комплекс «Луна-М» использовался иракской армией в ходе операции «Буря в пустыне». При объединении ГДР и ФРГ комплекс «Луна-М» со всей документацией и обслуживающим персоналом попал в распоряжение НАТО. Данные пусковые установок
* – с ракетой ЗР10/ЗР9 Пусковая установка 9П113 в боевом положении Пусковая установка 2П16 комплекса «Луна» Пусковая установка 9П113 комплекса «Луна-М» Опытная пусковая установка 2П21 комплекса «Луна» |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|