Тяжелая артиллерия Советского периода

Продолжение Начало см. «ТиВ» №№ 9. 10/98: № 1/99


ПРОИЗВОДСТВО И БОЕВАЯ СЛУЖБА ГАУБИЦ Б-4

К 6 марта 1933 года в войсках имелось семь гаубиц Б 4 (видимо, все малой мощности).

К I ноября 1936 года в РККА состояло 203 мм гаубиц Б 4: [Табл. 68]

К 1.01.1937 г. была изготовлена 31 г аубица Б-4ММ и 88 гаубиц Б-4БМ.

Таким образом, всего было произведено 31 гаубица Б-4ММ и 977 гаубиц Б 4БМ.

Гаубицы Б 4 принимали участие в Финской войне 1039 1940 годов. На 1.03.1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя четыре гаубицы Б- 4 (одна в декабре 1939 года и три в январе феврале 1940 года).


Таблица 68
Годных к использованию Б-4БМ Б-4ММ
Требующих капитального ремонта 85 30
ВСЕГО 88 1
Таблица 69 Производство гаубиц Б-4БМ в 1937-1941 годах
год 1937 1938 1939 1940 1941
Число гаубиц 42 124 229 168 326

К 22 июня 1941 года в РККА имелось всего 849 гаубицы Б 4, из которых 41 гаубица нуждалась в капитальном ремонте.

В 1938 1939 гг. была предпринята попытка ввести 203 мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»), по шесть гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпусной артиллерии, причем взамен шести гаубиц каждый дивизион получил 12-15 гаубиц пушек МЛ-20.

К началу войну гаубицы Б 4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло две гаубицы, соответственно, одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы, 112 тракторов, 242 автомобиля, 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б 4, то есть всего по штату 792 гаубицы, а фактически в полках состояло 727 гаубиц.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б 4, а от промышленности отпущено в войска 105 гаубиц. В ходе войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так, в г. Дубно был захвачен немцами 529 й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203 мм гаубиц Б 4. Часть из них поступила на вооружение германской армии пол названием 20,3-см Н.503(г). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.503(т), выстрелы к которым комплектовались из советских 203 мм бетонобойных снарядов Г 620 и немецких зарядов. Вес полного немецкого заряда составлял 15.4 кг.

В советской армии гаубицы Б 4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. К 1 мая 1945 года имелись в 30 бригадах и четырех отдельных полках. Всего по штату должно было быть 768 гаубиц, а имелось 760.


Вооружение гаубицы Б-4. Повозка со стволом на лафете. Вид сзади


Ствольная повозка на колесном ходу к гаубице Б-4


Ствольная повозка Бр-10 203-мм гаубицы Б-4


Устройство ствола Б-4

Гаубицы Б 4 имели стволы:

а) скрепленные без лейнера и с лей- нером;

б) моноблоки с лейнером.

Затвор поршневой типа Шнейдер. Тс и другие стволы могли иметь двухтактные и трехтактные затворы. Лейнеры для двухтактного затвора не взаимозаменяемы с лейнерами для трехтактных затворов.

I) Скрепленный ствол (без лейнера) состоял из трубы, кожуха, казенника и втулки кожуха.

Кожух надет на трубу в горячем состоянии с натяжением.

2) Скрепленный ствол с лейнером состоял из лейнера, трубы, кожуха, казенника и втулки кожуха.

Лейнер вставлялся в трубу с диаметральным зазором 0,03-0,2 мм.

3) Ствол моноблок с лейнером по внешнему виду ничем не отличался от скрепленного ствола с лейнером. Ствол моноблок имел только двухтактный затвор.

Замена лейнера могла производиться в полевых условиях.

Устройство лафета Б-4 (с указанием отличий для Бр-2 и Бр-5)

Лафет Б-4 имел некоторые отличия от лафетов Бр-2 и Бр-5. Так, у Бр-2 в лафет введен дополнительный уравновешивающий механизм, а у мортиры Бр-5 изменен профиль шпонок в тормозе отката, усилен кран заряжания и др. В связи с этим и постановка стволов различных калибров на один и тот же лафет могла быть произведена только в заводских условиях.

Стрельба из мортиры Бр -5 при углах ВН меньших 15° ввиду слабой устойчивости системы при малых углах возвышения допускалась только в исключительных случаях.

Подъемный механизм имел один сектор, прикрепленный к люльке. Поворотный механизм секторный. Уравновешивающий механизм (имелся только у Бр-2) гидропнсвматичсский, толкающего типа. Тормоз отката гидравлический, а накатник гидропневматический. Все противооткатные устройства при накате неподвижны.

Верхний станок представлял собой клепаную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и вращался на нем при действии поворотным механизмом. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм.

В лобовой части нижнего станка под нижним листом по бокам приклепаны литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось круглого сечения. На конус боевой оси надевались гусеницы.

Заряжание производилось в помощью крана с лебедкой и при помощи кокора.

Орудийные повозки

Орудийная повозка Бр-10 состояла из корпуса повозки, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Повозка снабжена листовыми рессорами. Скорость возки Бр-10 со стволом до 25 км/час.

Кроме повозки Бр-10 были на вооружении:

а) Железная ствольная повозка с колесами тракторного типа. Повозка имела ограниченную проходимость. Подрессоривание отсутствовало.

б) Ствольная повозка на гусеничном ходу Б-29. Ход от танка Т-26. Повозка отличалась большим весом (7,7 т без ствола), скорость возки до 10 км/час.


Таблица 70 Данные серийных орудий триплекса Б-4БМ, Кр-5 и Бр-2
Данные орудий Б-4ММ Б-4БМ Бр-5 Бр-2
Калибр, мм 203.4 203.4 279,4 152
Длина ствола, мм/клб 4466 5087/25 4750/17 7170/47,2
Тип нарезки Постоянной крутизны Постоянной крутизны Постоянной крутизны Постоянной крутизны
Число нарезов 64 64 88 32
Глубина нареза, мм 2,0 2,0 1,7 3,1
Угол ВН, град. 0°; +60° 0°; +60° 0°; +60° 0°; +60°
Угол ГН, град. ±4° ±4° ±4° ±4°
Угол заряжания, град.
Длина отката при углах ВН, мм.
от 0° до 30° 1300-1400 1300—1400 1300—1410 1250-1360
от 30° до 42° 1300-760 1400—850 1410—850 1360-850
от 42° до 60° 760 850-880 850—880 850—880
Высота линия огня, мм 1920 1920 1920 1920
Длина системы в боевом положении, мм 9000 9600 8993 11448
Ширина системы в боевом положении, мм 2490 2490 2490 2490
Ширина трака гусеницы, мм 460 460 460 460
Вес системы в боевом положении, кг 15 800 17 700 18 400 18 200
Система в походном положений
1) Нераздельная возка
Длина системы, мм ' 10 ?$0 11 370 10 941 I ; 13 403
Вес системы, кг 16 830 Около 19000 около 19 700 около 19 500
2) Лафетная повозка
Длина с передком, мм 9090 9090 9090 9090
Высота, мм 2550 2600 2600 2600
Ширина, мм 2655 2700 2700 2700
Клиренс, мм 260 320 320 320
Вес лафетной повозки с перед­ком, кг _ 13 800 13 800 13 800
Вес передка лафета, кг 1300 1300 1300 1300
3) Орудийная повозка Бр-10
Длина повозки, мм 7380 7043 10 490
Ширина повозки, мм 2555 2555 2555
Высота повозки, мм 1900 2000 1900
Клиренс, мм 310 310 310 310
Вес пустой повозки, кг   около 5400 около 5400 около 5400
Вес повозки со стволом кг около 10600 около 11 300 около 11 100
4) Орудийная повозка , с колесами такторного типа
Длина повозки, мм 7535 8165 8165 8165
Высота повозки, мм 1855 1850 1850 1850
Ширина хода, мм 2655 2655 2655 2655
Кпиренс, мм 310 310 310 310
Вес повозки со стволом, кг 9230 9590   _
5) Орудийная повозка Б 29
(на гусеничном ходу)
Длина без ствола, мм 5590 5590 5590
Длина со стволом (со стре­лой/без стрелы), мм _ 6790/8480   8770/10460
Ширина, мм   2410 2410 2410
Ширина хода, мм 2130 2130 2130
Ширина трака гусеницы, мм   285 285 285
Клиренс, мм 350 350 350
Вес повозки без ствола, кг около 7700 около 7700 около 7700
Вес повозки со стволом, кг _ около 12 900 около 13650 около 13 420
Эксплуатационные данные
Расчет, чел. 15 15 15 15
Скорострельность, выстр./мин один в 2 мин один в 2 мин один в 2 мин один в 2 мин
Скорость возки по шоссейным и грунтовым дорогам, км/час.
для лафетной повозки до 8 12—15 12—15 12—15
для орудийной повозки до 8 до 25 до 25 до 25
система в вооруженном виде до 5 ДО 5 ДО 5 ДО 5
Скорость возки по булыжной мостовой и пересеченной местности, км/час:
для лафетной повозки до 5 до 8 до 8 до 8
для орудийной повозки до 5 15—18 15—18 15—18
система в вооруженном виде до 3 до 3 до 3 до 3
Время перехода из походного положения в боевое, включая вооружение орудия, и отрыв­ку ровиков под сошник и ка­зенную часть ствола в зависи­мости от грунта и времени года от 45 мин до двух часов от 45 мин до двух часов от 45 мин до двух часов от 45 мин до двух часов

Орудийная повозка Б-29 на гусеничном ходу


Таблица 71 Боеприпасы и баллистика
наименование снаряда Индекс снаряда Вес снаряда, кг Длина, клб Вес ВВ,кг Тип взры­вателя
Фугасный Ф-625Д* 100   15,77 РГМ-2
Фугасный с привинтной головкой Ф-625 100 4,3 23,4 РГМ-2
Бетонобойный Г-620 100 4,4 15,36 ДБТ или КГГД
Бетонобойный Г-620Т 146 5.0 10,72 ДБТ
Фугасный Ф-620 98,75 4,75 18,97 ЗДТ-2
Фугасный английский Ф-621 98,35 3,85 15,91 УГТ
Фугасный английский Ф-621Г 98,51 3,85 15,91 4ГТ

Примечание:

* – Снаряд Ф-625Д отличается от Ф-625 только увеличенной длиной цилиндрической части.


Таблица 72
Заряд Состав заряда Вес заря­да, кг
Полный Пакет + 6 равновесных пучков 15-15,5
№ 1 Пакет + 5 равновесных пучков 13,9—14,1
№2 Пакет + 4 равновесных пучка 12,8—13,3
№3 Пакет + 3 равновесных пучка 11,78—12,27
№4 Пакет + 2 равновесных пучка 10.72—11.2
№5 Пакет + 1 равновесный пучок 9.66-10.14
№6 Пакет 9,075
№7 Пакет № 11+ пучки №№ 10.9, 8, 7 5,3—5,42
№8 Пакет № 11 + пучки №№ 10. 9, 8 4.64-4,7
№9 Пакет № 11+ пучки №№ 10, 9 4,07
№10 Пакет № 11 + пучок № 10 3,56—3,6
№11 Пакет № 11 3,24

Таблица 73 Б. Выстрелы для Б-4
Снаряд Выстрел Заряды
Ф-620 ВФ-625 Полный, №№ 1—11
Ф-621 ВФ-625А №№2—11
Ф-621Г ВФ-625АГ №№2—11
Ф625 №№1—5,7—11
Фугасный марки VI к №№ 1—10
Г-620 ВГ-625 Полный, №№ 1—11
Г-620Т ВГ-625Т №№2—11

Таблица 74 Таблица стрельбы Б-4БМ
Снаряд Заряды (начальная скорость 1 дальность.м/с/м)
  Полный № 1 №2 No 3 No 4 No 5 №6 №7 No 8 №9 No 10 №11
Ф-625 нельзя   526 497 467 437 нет 370 344 320 298 нет
    13600 12 800 12 200 11 600 10 800 тс 9200 8400 7600 700
Ф-625Д, Г-620. 607 573 542 510 478 446 414 379 352 327 305 288
Г-620.Ш                        
  17 890 16 800 15600 14 800 13 600 12 600 11800 10 800 9800 9000 8000 7480
Ф-621. гра­ната от гаубицы VI   565 538 506 474 442 407 373 347 323 202 286
  нельзя   12 835 12 235 11 545 10810 10 055 9280 8630 8005 /340 6625
Г-620Т нельзя нельзя 480 4S5 429 402 12180 374 11 050 312 8550 290 7580 270 6600 254 5880 242" 5390
      15 420 14 430 13 300              
Таблица стрельбы Б 4ММ
Г-620 нельзя 551 518 486 454 422 392 366 339 315 296 280
Г-620Ш   16 038, 15 000 13 950 12 905 11 960 11 114 10 330 9400 8464 7730 7126
Ф-621 нельзя 506 416 385 363 334 3091 290 274
      12 260 I   9865 9260 8758 8010; 17207 6670 6106

Примечание: Согласно ряду документов, стрелять английским снарядом Ф-621 из гаубицы Б-4ММ можно было только зарядами № 2-11. А по другим документам можно было стрелять и зарядом № 1



Обе повозки постепенно заменялись на Бр-10. [Табл. 70]

А. Заряды для Б 4БМ

1) Заряд полный переменный 3-625 (полный, №№ 1-6) марки 17/7 или 15/7.

2) Заряд уменьшенный переменный 3-625У (№№ 7-11) марки 4/1 или 5/1.

Гаубица Б-4ММ стреляла всеми снарядами от Б-4БМ и всеми се зарядами, кроме полного.

Боеприпасы и баллистика

[Табл. 71-74)


280-ММ МОРТИРА Б-33

История создания мортиры

Триплекс большой мощности был слишком лакомым куском, чтобы заводы «Баррикады» и «Большевик» не вступили в острую борьбу за каждую систему, входившую в триплекс. В 1935 году на заводе «Большевик» в инициативном порядке был изготовлен ствол 280-мм мортиры Б-33, позднее включенный в план 1936 года. Руководителем проекта был инженер Крупчатников.

Ствол мортиры состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор поршневой от 280 мм мортиры Шнейдера. Ствол был установлен на лафете Б 4.

Уравновешивающего механизма у Б- 33 не было, но качающаяся часть уравновешивалась на цапфах увеличением веса казенной части. К казеннику прикреплялся добавочный груз. Ствольная повозка к мортире разработана не была, и мортира испытывалась возкой только в нераздельном положении.

1 февраля 1936 года мортира Б-33 была отправлена на НИАП, где она прошла заводские испытания в объеме восьми выстрелов. 24 апреля мортира была принята заказчиком и вновь отправлена на завод. 17 мая 1936 года мортира Б-33 вновь прибыла на НИАП для проведения полигонных испытаний.

В ходе полигонных испытаний мортира стреляла снарядом весом 200 кг длиной 3,25 клб с взрывателем 5ДТ 2. [Табл. 751


Таблица 75

Вес заряда, кг 11,45

Начальная скорость, м/с 420

Дальность приведенная, м 11 060

Угол, град 45°

Средние отклонение снаряда:

по дальности – 28,5 м,

боковое 6,7 м.


Меткость была лучше, чем у 280-мм мортиры Шнейдера.

В ходе полигонных испытаний было отмечено тугое открывание замка. Проходимость при нераздельной возке оказалась одинаковой с гаубицей Б-4. Согласно заключению комиссии мортира Б 33 полигонные испытания выдержала, а после устранения отмеченных недостатков может быть допущена к войсковым испытаниям.

Однако по непонятным соображениям АУ и на этот раз отдало предпочтение заводу «Баррикады», и в серию пошли 280-мм мортиры Бр-5. А опытный образец мортиры Б-33 в дальнейшем использовался для стрельб в интересах Бр-5. 20 марта 1939 года мортира Б 33 была отправлена с АНИОПа на завод «Баррикады», чтобы конструкторам было легче копировать наработки «Большевика». [Табл. 76]


Таблица 76 Данные 280 -мм мортиры Б-33

Калибр, мм 280

Длина ствола, мм/клб 5210/18,6

Крутизна нарезов, клб 20

Число нарезов 88

Глубина нареза, мм 1,7

Вес ствола с затвором,кг 5636

Угол ВН. град + 60°

Угол ГН, град 4°

Длина отката, мм:

длинного для углов от 0° до+38° 1350-1400

короткого для углов более +38° 850-900

Высота линии огня, мм… 1920

Длина системы, мм:

в боевом положении при угле 0° 9400

в походном положении 11 330

Скорострельность (на полигонных испытаниях) выстр./мин один выстрел за 2 мин 30 сек

Время перехода из боевого положения в походное или обратно при неразделенной возке, мин 10-15

Максимальная скорость при неразделенной возке, км/ч 6


280-ММ МОРТИРА ОБР. 1939 Г. БР-5

История создания мортиры

Ствол 280-мм мортиры Бр-5 был разработан на заводе «Баррикады» под руководством Иванова. Ствол мортиры скрепленный, состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор двухтактный типа Шнейдера.

Опытный образец мортиры испытывался на заводе 19 и 29 декабря 1936 года. Было сделано 10 выстрелов. Отмечалось тугое закрывание затвора.

13.04.1937 года опытный образец Бр -5 прибыл на НИАП с «Баррикад». В ходе полигонных испытаний было сделано 103 выстрела. Меткость оказалась хуже, чем у 280-мм мортиры Шнейдера. Опытная мортира Бр-5 была уравновешена муфтой, надетой на дуло орудия. В последующих системах ствол был уравновешен дульным утолщением. Таким образом, ни у опытной, ни у серийных мортир не было уравновешивающего механизма.

Средняя скорострельность мортиры составила один выстрел за 11 минут. Но здесь необходимо учитывать время на уход расчета в укрытие. Без этого на выстрел уходило около восьми минут.

Согласно заключению комиссии от 9.10.1937 г. «Бр 5 полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям без исправления дефектов и повторных полигонных испытаний на НИАПе.»

Постановлением СТО от 13.05.1937 г. заводу «Баррикады» предписывалось изготовить восемь 280 мм мортир в 1937 году. Ввиду недоработанное™ конструкции АУ сократило заказ 1937 года до двух мортир, но ни в 1937 году, ни в 1938 они изготовлены не были. Их закончили только в начале 1939 года. На НИАП две системы доставили лишь 5 июня 1939 года. Эти мортиры отличались способом заряжания. У мортиры № 2 тележка со снарядом передвигалась по рельсовому пути, и снаряд досылался механическим прибойником, как у 280 мм мортиры Шнейдера, а у мортиры № 3 подвоз снарядов осуществлялся тележкой без рельс, а подъем снарядов производился краном, как у Б 4. После сравнительных испытаний для серийных мортир был принят второй способ заряжания.


Таблица 77 Боеприпасы Бр-5
Наименование снаряда Индекс снаряда Вес сна-, ряда, кг Длина, клб Вес ВВ, кг Тип взры­вателя
Бетонобойный Г-675 1 246 4.61 44,8 КТД
Фугасная стальная тротиповая граната Ф-674 286,7 4.5 58.7 5ДТ-2 или 5ДМ
Фугасная стальная тротиповая граната Ф-674К 200,7 3,25 33,6 - * -
Сталистого чугуна ме- пенитовая француз­ская граната Ф-674Ф 205 3,25 36/45* ПВМЗ, РГМ-2

Примечание * – Вес мелинита/вес тротила. В 30-х годах при переснаряжении тротилом указанные взрыватели заменялись на УГТ и УГТ-2.


Таблица 78 Таблицы стрельбы из мортиры Бр- 5Заряд
Состав заряда Вес за­ряда. кг Начальная скорость, м/с Даль­ность, м
1. Для снаряда Г-675
3-675Б Полный ОП + 4 пучка 9,88 356 10410
полный переменный Ns 1 ОП + 3 пучка 9.21 340 9800
  № 2 ОП + 2 пучка 8,54 324 9140
  N8 3 ОП + 1 пучок 7,87 308 8440
  №4 .. ОП 7.20 292 7700
  № 5 ОП + 5 пучков 5.70 277 6960
3-675БУ № 6 ОП + 4 пучка 5.25 264 6330
уменьшенный        
переменный        
  № 7 ОП + 3 пучка 4,60 251 5750
  № 8 ОП + 2 пучка 4,35 238 5220
  № 9 ОП + 1 пучок З.90 224 4670
  № 10 ОП 3.45 ; 210 4150
2. Для снаряда Ф-674К
3-675 полный Полный ОП + 1 пучок 11.56 423 10 950
переменный №1 ОП 870 350 9090
3-675У №2 ОП + 2 тучка 5.13 280 6660
уменьшенный: № 3 ОП + 1 пучок 4.22 250 5460
переменный j №4 ОП 3 25 220 4770
3. Для снаряда Ф-674
3-675А полный Полный ОП + 2 пучка 8 55 290 7350
  № 1 ОП +1 пучок 7,375 265 6230
  № 2 ОП 6.20 240 5220
4. Для снаряда Ф-674Ф
3-675Ф полный Полный ОП+3 пучка 9.51 360 9350
  № 1 ОП + 2 пучка 8.09 324 8400
  № 2 ОП + 1 пучок 6,67 287 7000
  №3 ОП 5.25 250 5430


В августе 1939 года при стрельбе из Бр-5 на АНИОПе деформировался нижний станок, и АУ распорядилось упрочить станки мортир. Хотя мортира Бр 5 не была отлажена, завод «Баррикады» запустил се в валовое производство. Всего в 1939 году было сдано 20 мортир, и еще 25 – в 1940 году. В 1941 году не было сдано ни одной 280 мм мортиры. После начала Великой Отечественной войны Бр-5 не производились.

Четыре 280- мм мортиры Бр-5 поступили в ноябре 1939 гола в 40- й ОАД ОМ. С началом Финской войны они прошли своим ходом 260 км до огневой позиции. Всего в ходе боевых действий было сделано 414 выстрелов, то есть приблизительно по 100 выстрелов на ствол. При стрельбе по прежнему отмечалось тугое открывание и закрывание затвора. Компрессор выбрасывал жидкость через корпус сальника – причину устранить не удалось. При угле возвышения 18- 20° разбивался железный опорный брус. В ходе Финской войны ни одна мортира Бр- 5 не была потеряна.

22.06.1941 г. в РККА имелось на вооружении 25 280-мм мортир Шнейдера и 47 280-мм мортир Бр 5 (видимо 45 серийных мортир и две опытные мортиры, сданные в начале 1939 года). Все 280 мм мортиры входили в восемь ОАД ОМ. В каждом дивизионе имелось по 6 мортир. Итого в АРГК было 48 280-мм мортир Шнейдера и Бр-5. К 1 мая 1945 года в АРГК также было налицо 48 мортир.

Боеприпасы и баллистика мортиры Бр-5

Следует отметить, что все фугасные снаряды к Бр-5 были спроектированы еще до 1917 года и предназначались для 280 мм мортиры Шнейдера. Ф-674 и Ф 674К – русские старые гранаты, а Ф 674Ф французская.

Бетонобойный снаряд Г 675 был испытан в 1939 году, но в таблицах боевой комплектации появился лишь в 1942 году [Табл. 78]

Максимальное давление в канале ствола 1760 кг/см2 (для Г 675).

Данные приведены по таблицам стрельбы 1939 года. По таблицам стрельбы 1954 года начальная скорость осталась без изменений, несколько изменились веса зарядов и дальности полета. Например, для полного заряда (Г 675) дальность составила 10650 м, а для № 10 дальность 4200 м.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ЛАФЕТНЫХ И СТВОЛЬНЫХ ПОВОЗОК К Б-4

История

Триплекс в составе 203 мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр 2 и 280-мм мортиры Бр-5 формально был принят на вооружение. Но фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную «войну» с его ходовой частью. Так, при эксплуатации ствольных повозок Б 29. изготовленных заводом «Большевик», постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б 29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр 10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два «Коминтерна» цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки БР-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.д.


Мортира Бр-5


Таблица 79 Данные триплекса М-50
Орудие Пушка Гаубица Мортира
Калибр, мм 152 203,4 280
Угол ВН, град. ~4°; +45° -4°; +60° -4°; +70°
Угол ГН, град. 60" 60° 60°
Диаметр колеса, мм 1070 1070 1070
Вес системы в боевом по­ложении, кг 19 500 19 600 19 500
Время перехода из походного положения в боевое, мин 30 30 30
Скорость возки по шоссе, км/час 25 25 25


Таблица 80 Данные модернизированных лафетов
  Б-4М Бр-2М I
Угол ВН, град. 0°. +60° 0° +60°
Угол ГН. град.
Длина отката, мм:    
при углах от 0° до 30° 1300 - 1410 до 1370
при углах от 30° до 42" 1400 -- 850 _
при углах от 42° до 60° 850—880
Высота линии огня, мм 1920
Длина орудия в боевом положении, мм 9400 11 500
Длина орудия (со стволом) в походном положении, мм 10 100 10 100
Ширина орудия в походном и боевом положении, мм 3,50 3,50
Высота орудия в боевом по­ложении при угле 0°, мм 2230 2230
Высота орудия в походном положении (ствол закреп­лен по походному), мм 3000 3000
Ширина хода, мм 2250 2250
Вес системы в боевом поло­жении, кг 19 700 20 200
Вес системы в походном по­ложении с укладкой и передком, кг 21 9СЭ 22 400
Время перехода из походного положения в боевое, мин 30-60 30-60

В отчете о сравнительных испытаниях ствольных повозок Бр 10иБ-29от7 августа 1938 года не без основания было сказано: «Обе повозки плохи и не отвечают предъявленным требованиям». Работы по созданию новых ходовых частей как к лафету Б 4, так и новых ствольных повозок, в 1936-1941 гг. велись на многих заводах. Так, в 1937 году на заводе «Баррикады» был изготовлен опытный образец гусеничного хода для лафета Б-4, получивший индекс Бр 7. Однако он не выдержал полигонных испытаний и дальнейшей отработке не подлежал.

С 25 ноября по 30 декабря 1939 года проходила войсковые испытания 203-мм гаубица Б 4 с новым гусеничным ходом лафета Т-117. Гаубица Б-4 на Т-117 прошла 962 км за трактором «Ворошиловец» со средней скоростью 8-14 км/час, максимальная скорость на отдельных участках достигала 25 -30 км/час. По сравнению со старым гусеничным ходом Т 117 имел следующие преимущества: меньшее удельное давление на грунт, выше проходимость и скорость движения, система была более устойчива на походе и при стрельбе. Недостатками Т 117 являлись: больший на 1330 кг вес хода и недостаточная прочность траков. По результатам испытаний комиссия сделала вывод: Т 117 полигонные испытания выдержал, но этих испытаний недостаточно для принятия его на вооружение, надо провести дополнительные полигонные испытания в весенне-летних условиях. На вооружение гусеничный ход Т-117 так и не поступил. В 1939 году заводом «Баррикады» была создана колесная ствольная повозка Бр-15. Заводские испытания Бр-15 прошла с 28 апреля по 7 мая 1940 года. Вес Бр- 15 без ствола составлял 5650 кг (с укладкой 6090 кг). По сравнению с Бр-10 у Бр-15 была увеличена ширина шин задних колес, а у передних колес диаметр увеличен с 900 до 1250 мм, клиренс увеличен с 310 до 410 мм.

На заводских и полигонных испытаниях повозка Бр-15 показала лучшую проходимость, чем Бр 10 и была рекомендована к принятию на вооружение при условии переделки тормозов.

Но на вооружение Бр 15 принята не была. Да и вообще, имея буксируемый триплекс на гусеничном ходу, существенных улучшений в маневренности и скорости возки добиться было нельзя. И что толку, если колесная ствольная повозка сможет двигаться в 2 раза быстрее, чем лафет на гусеничном ходу? Кардинальным решением вопроса мог стать только переход триплекса на новый колесный лафет.


Эскиз 152-мм пушки дуплекса М-50


ТРИПЛЕКС М-50

История проектирования триплекса М-50

Неудовлетворительная маневренность лафета Б-4 заставила ЛУ наряду с попытками модернизировать этот лафет начать проектирование принципиально нового колесного лафета. 8 февраля 1938 года ЛУ утвердило тактико-технические требования на разработку 203 мм гаубицы и 152-мм пушки на едином лафете (дуплекса). Лафет и ствольная повозка должны быть на колесах и быть едиными для обеих систем. Качающиеся части орудий. баллистика и боеприпасы должны быть взяты от 152 мм пушки Бр-2 и 203-мм гаубицы Б 4.

ЛУ заключило с заводом № 172 договор на разработку проекта дуплекса со сроком сдачи в мае 1939 года. Опытный образец планировалось изготовить в ноябре 1939 года. В Перми дуплексу присвоили заводской индекс М 50 и этим ограничились, ссылаясь на занятость конструкторов проектированием 107-мм дивизионной пушки М 60 и 203-мм корпусной гаубицы М-40. К работе над М 50 на заводе вернулись лишь в начале 1940 гола. 9 июня 1940 года ЛУ- потребовало от завода № 172 обеспечить наложение на лафет еще и тела 280 мм мортиры Бр-5, то есть дуплекс превратился в триплекс.

Для ускорения работы над М-50 в 1940 году на ЛНИОПе были испытаны 220 мм гаубица фирмы Шкода и 211 -мм немецкая мортира. В конце концов, завод № 172 разработал проект триплекса М 50. Лафет имел раздвижные клепаные станины. На первой повозке находился ствол и поддон (поворотный круг), на другой – лафет. При переходе в боевое положение лафет наезжал на поддон. Тем не менее, пассивное сопротивление КБ завода № 172 принесло свои плоды, и к 22 июня 1941 года триплекс М 50 был готов только на бумаге. Чтобы исправить положение ГАУ попыталось привлечь к проектированию триплекса заводы № 352 (Новочеркасск) и Уралмаш, но и те ничего не сделали или не хотели делать. [Табл.79]


203-ММ ГАУБИЦА Б-4М И 152-ММ ПУШКА БР-2М

История модернизации лафетов

Разработка проекта лафета для 203 мм гаубицы Б-4 была проведена на заводе «Баррикады» в инициативном порядке под руководством Сергеева Г.И. Технический проект нового лафета закончили в апреле 1954 года, а уже в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203 мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были поданы на испытания. Новый колесный лафет был принят на вооружение в 1955 году. 203 мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М. 152-мм пушка Бр-2М. а 280-мм мортира- Бр-5М. Новые тела гаубиц, нушек и мортир не производились, происходила лишь замена лафетов.

Устройство лафетов

Модернизация главным образом заключалась в замене гусеничного хода колесным, что позволило значительно увеличить подвижность и маневренность этих орудий. Ниже приводятся описания Б 4М и Бр 2М, но основные механизмы имеют одинаковое устройство и для мортиры Бр 5М.

В модернизированных орудиях повышена живучесть ходовой части и осуществлена нераздельная возка на одной повозке. В связи с этим отпала необходимость комплектации каждого орудия ствольной повозкой Бр-10. Баллистические характеристики модернизированных орудий и выстрелы к ним не менялись.


1 – корпус; 2 – ведущий поясок; 3 – разрывной заряд; 4 – взрыватель; 5 – ввинтное дно; 6 – запальный стакан; 7 – привинтная головка; 8 -шашки ВВ


Б 4М и Бр-2М перевозились в нераздельном виде с оттянутым стволом штатным тягачом АТТ. Наибольшая скорость возки:

– по шоссе до 35 км/час; по грунтовым дорогам и булыжнику до 20 км/час;

– по пересеченной местности, пашне до 12-15 км/час.

На дистанции 3-5 км орудия можно перевозить с неоттянутым стволом со скоростью 8-10 км/час.

В боевом положении орудие устанавливалось на два поддона и закреплялось растяжками. Перевод орудия из походного положения в боевое и обратно мог быть произведен непосредственно в орудийном окопе.

Угол горизонтального наведения ±4° в каждую сторону от среднего положения верхнего станка. Для большего поворота использовался механизм разворота, прикрепляемый в хоботовой части орудия и в брусе, который позволял увеличить угол горизонтального наведния до ±10° без изменения положения бруса.

Колея переднего и заднего ходов имели размер 1350 х 380 мм. Резиновая шина внутри заполнялись губчатой резиной. Задний ход состоял их двух независимых ходов – правого и левого, которые надевались на боевую ось орудия. По устройству правый и левый хода одинаковые. Каждый ход представлял собой продольную параллелограмно-балансирную подвеску на 2 колеса. Подрессоривание было выполнено по принципу независимой подвески каждого колеса с применением торсионных валиков, расположенных в шарнирах параллелограмма.

Для перехода из походного положения в боевое требовалось:

– перевести ствол в боевое положение и соединить его с противооткатными устройствами;

– орудие опустить на поддон, колеса поднять;

– вырыть ролик под сошник и брус;

– отрыть котлован для помещения казенника при откатах при стрельбе на больших углах возвышения;

– закрепить орудие растяжками.

Стрелять из орудий при касании колес грунта запрещалось.


203-мм гаубица Б-4М в походном положении


203-мм гаубица Б-4М в боевом положении



Навешивание кокора на гаубице Б-4М

1 – казенник;

2 – затвор;

3 – цилиндр тормоза отката;

4 – кран для заряжания;

5 – кокор;

6 – снаряд




А. Бахметов, Г. Кандрашин, Ю. Спасибухов









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх