|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тяжелая артиллерия Советского периода Продолжение Начало см. «ТиВ» №№ 9. 10/98: № 1/99 ПРОИЗВОДСТВО И БОЕВАЯ СЛУЖБА ГАУБИЦ Б-4 К 6 марта 1933 года в войсках имелось семь гаубиц Б 4 (видимо, все малой мощности). К I ноября 1936 года в РККА состояло 203 мм гаубиц Б 4: [Табл. 68] К 1.01.1937 г. была изготовлена 31 г аубица Б-4ММ и 88 гаубиц Б-4БМ. Таким образом, всего было произведено 31 гаубица Б-4ММ и 977 гаубиц Б 4БМ. Гаубицы Б 4 принимали участие в Финской войне 1039 1940 годов. На 1.03.1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя четыре гаубицы Б- 4 (одна в декабре 1939 года и три в январе феврале 1940 года). Таблица 68
К 22 июня 1941 года в РККА имелось всего 849 гаубицы Б 4, из которых 41 гаубица нуждалась в капитальном ремонте. В 1938 1939 гг. была предпринята попытка ввести 203 мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»), по шесть гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпусной артиллерии, причем взамен шести гаубиц каждый дивизион получил 12-15 гаубиц пушек МЛ-20. К началу войну гаубицы Б 4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло две гаубицы, соответственно, одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы, 112 тракторов, 242 автомобиля, 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б 4, то есть всего по штату 792 гаубицы, а фактически в полках состояло 727 гаубиц. С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б 4, а от промышленности отпущено в войска 105 гаубиц. В ходе войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так, в г. Дубно был захвачен немцами 529 й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203 мм гаубиц Б 4. Часть из них поступила на вооружение германской армии пол названием 20,3-см Н.503(г). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.503(т), выстрелы к которым комплектовались из советских 203 мм бетонобойных снарядов Г 620 и немецких зарядов. Вес полного немецкого заряда составлял 15.4 кг. В советской армии гаубицы Б 4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК. К 1 мая 1945 года имелись в 30 бригадах и четырех отдельных полках. Всего по штату должно было быть 768 гаубиц, а имелось 760. Вооружение гаубицы Б-4. Повозка со стволом на лафете. Вид сзади Ствольная повозка на колесном ходу к гаубице Б-4 Ствольная повозка Бр-10 203-мм гаубицы Б-4 Устройство ствола Б-4 Гаубицы Б 4 имели стволы: а) скрепленные без лейнера и с лей- нером; б) моноблоки с лейнером. Затвор поршневой типа Шнейдер. Тс и другие стволы могли иметь двухтактные и трехтактные затворы. Лейнеры для двухтактного затвора не взаимозаменяемы с лейнерами для трехтактных затворов. I) Скрепленный ствол (без лейнера) состоял из трубы, кожуха, казенника и втулки кожуха. Кожух надет на трубу в горячем состоянии с натяжением. 2) Скрепленный ствол с лейнером состоял из лейнера, трубы, кожуха, казенника и втулки кожуха. Лейнер вставлялся в трубу с диаметральным зазором 0,03-0,2 мм. 3) Ствол моноблок с лейнером по внешнему виду ничем не отличался от скрепленного ствола с лейнером. Ствол моноблок имел только двухтактный затвор. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Устройство лафета Б-4 (с указанием отличий для Бр-2 и Бр-5) Лафет Б-4 имел некоторые отличия от лафетов Бр-2 и Бр-5. Так, у Бр-2 в лафет введен дополнительный уравновешивающий механизм, а у мортиры Бр-5 изменен профиль шпонок в тормозе отката, усилен кран заряжания и др. В связи с этим и постановка стволов различных калибров на один и тот же лафет могла быть произведена только в заводских условиях. Стрельба из мортиры Бр -5 при углах ВН меньших 15° ввиду слабой устойчивости системы при малых углах возвышения допускалась только в исключительных случаях. Подъемный механизм имел один сектор, прикрепленный к люльке. Поворотный механизм секторный. Уравновешивающий механизм (имелся только у Бр-2) гидропнсвматичсский, толкающего типа. Тормоз отката гидравлический, а накатник гидропневматический. Все противооткатные устройства при накате неподвижны. Верхний станок представлял собой клепаную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и вращался на нем при действии поворотным механизмом. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм. В лобовой части нижнего станка под нижним листом по бокам приклепаны литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось круглого сечения. На конус боевой оси надевались гусеницы. Заряжание производилось в помощью крана с лебедкой и при помощи кокора. Орудийные повозки Орудийная повозка Бр-10 состояла из корпуса повозки, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Повозка снабжена листовыми рессорами. Скорость возки Бр-10 со стволом до 25 км/час. Кроме повозки Бр-10 были на вооружении: а) Железная ствольная повозка с колесами тракторного типа. Повозка имела ограниченную проходимость. Подрессоривание отсутствовало. б) Ствольная повозка на гусеничном ходу Б-29. Ход от танка Т-26. Повозка отличалась большим весом (7,7 т без ствола), скорость возки до 10 км/час. Таблица 70 Данные серийных орудий триплекса Б-4БМ, Кр-5 и Бр-2
Орудийная повозка Б-29 на гусеничном ходу Таблица 71 Боеприпасы и баллистика
Примечание: * – Снаряд Ф-625Д отличается от Ф-625 только увеличенной длиной цилиндрической части. Таблица 72
Таблица 73 Б. Выстрелы для Б-4
Таблица 74 Таблица стрельбы Б-4БМ
Примечание: Согласно ряду документов, стрелять английским снарядом Ф-621 из гаубицы Б-4ММ можно было только зарядами № 2-11. А по другим документам можно было стрелять и зарядом № 1 Обе повозки постепенно заменялись на Бр-10. [Табл. 70] А. Заряды для Б 4БМ 1) Заряд полный переменный 3-625 (полный, №№ 1-6) марки 17/7 или 15/7. 2) Заряд уменьшенный переменный 3-625У (№№ 7-11) марки 4/1 или 5/1. Гаубица Б-4ММ стреляла всеми снарядами от Б-4БМ и всеми се зарядами, кроме полного. Боеприпасы и баллистика [Табл. 71-74) 280-ММ МОРТИРА Б-33 История создания мортиры Триплекс большой мощности был слишком лакомым куском, чтобы заводы «Баррикады» и «Большевик» не вступили в острую борьбу за каждую систему, входившую в триплекс. В 1935 году на заводе «Большевик» в инициативном порядке был изготовлен ствол 280-мм мортиры Б-33, позднее включенный в план 1936 года. Руководителем проекта был инженер Крупчатников. Ствол мортиры состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор поршневой от 280 мм мортиры Шнейдера. Ствол был установлен на лафете Б 4. Уравновешивающего механизма у Б- 33 не было, но качающаяся часть уравновешивалась на цапфах увеличением веса казенной части. К казеннику прикреплялся добавочный груз. Ствольная повозка к мортире разработана не была, и мортира испытывалась возкой только в нераздельном положении. 1 февраля 1936 года мортира Б-33 была отправлена на НИАП, где она прошла заводские испытания в объеме восьми выстрелов. 24 апреля мортира была принята заказчиком и вновь отправлена на завод. 17 мая 1936 года мортира Б-33 вновь прибыла на НИАП для проведения полигонных испытаний. В ходе полигонных испытаний мортира стреляла снарядом весом 200 кг длиной 3,25 клб с взрывателем 5ДТ 2. [Табл. 751 Таблица 75 Вес заряда, кг 11,45 Начальная скорость, м/с 420 Дальность приведенная, м 11 060 Угол, град 45° Средние отклонение снаряда: по дальности – 28,5 м, боковое 6,7 м. Меткость была лучше, чем у 280-мм мортиры Шнейдера. В ходе полигонных испытаний было отмечено тугое открывание замка. Проходимость при нераздельной возке оказалась одинаковой с гаубицей Б-4. Согласно заключению комиссии мортира Б 33 полигонные испытания выдержала, а после устранения отмеченных недостатков может быть допущена к войсковым испытаниям. Однако по непонятным соображениям АУ и на этот раз отдало предпочтение заводу «Баррикады», и в серию пошли 280-мм мортиры Бр-5. А опытный образец мортиры Б-33 в дальнейшем использовался для стрельб в интересах Бр-5. 20 марта 1939 года мортира Б 33 была отправлена с АНИОПа на завод «Баррикады», чтобы конструкторам было легче копировать наработки «Большевика». [Табл. 76] Таблица 76 Данные 280 -мм мортиры Б-33 Калибр, мм 280 Длина ствола, мм/клб 5210/18,6 Крутизна нарезов, клб 20 Число нарезов 88 Глубина нареза, мм 1,7 Вес ствола с затвором,кг 5636 Угол ВН. град + 60° Угол ГН, град 4° Длина отката, мм: длинного для углов от 0° до+38° 1350-1400 короткого для углов более +38° 850-900 Высота линии огня, мм… 1920 Длина системы, мм: в боевом положении при угле 0° 9400 в походном положении 11 330 Скорострельность (на полигонных испытаниях) выстр./мин один выстрел за 2 мин 30 сек Время перехода из боевого положения в походное или обратно при неразделенной возке, мин 10-15 Максимальная скорость при неразделенной возке, км/ч 6 280-ММ МОРТИРА ОБР. 1939 Г. БР-5 История создания мортиры Ствол 280-мм мортиры Бр-5 был разработан на заводе «Баррикады» под руководством Иванова. Ствол мортиры скрепленный, состоял из трубы, кожуха и казенника. Затвор двухтактный типа Шнейдера. Опытный образец мортиры испытывался на заводе 19 и 29 декабря 1936 года. Было сделано 10 выстрелов. Отмечалось тугое закрывание затвора. 13.04.1937 года опытный образец Бр -5 прибыл на НИАП с «Баррикад». В ходе полигонных испытаний было сделано 103 выстрела. Меткость оказалась хуже, чем у 280-мм мортиры Шнейдера. Опытная мортира Бр-5 была уравновешена муфтой, надетой на дуло орудия. В последующих системах ствол был уравновешен дульным утолщением. Таким образом, ни у опытной, ни у серийных мортир не было уравновешивающего механизма. Средняя скорострельность мортиры составила один выстрел за 11 минут. Но здесь необходимо учитывать время на уход расчета в укрытие. Без этого на выстрел уходило около восьми минут. Согласно заключению комиссии от 9.10.1937 г. «Бр 5 полигонные испытания не выдержала и не может быть допущена к войсковым испытаниям без исправления дефектов и повторных полигонных испытаний на НИАПе.» Постановлением СТО от 13.05.1937 г. заводу «Баррикады» предписывалось изготовить восемь 280 мм мортир в 1937 году. Ввиду недоработанное™ конструкции АУ сократило заказ 1937 года до двух мортир, но ни в 1937 году, ни в 1938 они изготовлены не были. Их закончили только в начале 1939 года. На НИАП две системы доставили лишь 5 июня 1939 года. Эти мортиры отличались способом заряжания. У мортиры № 2 тележка со снарядом передвигалась по рельсовому пути, и снаряд досылался механическим прибойником, как у 280 мм мортиры Шнейдера, а у мортиры № 3 подвоз снарядов осуществлялся тележкой без рельс, а подъем снарядов производился краном, как у Б 4. После сравнительных испытаний для серийных мортир был принят второй способ заряжания. Таблица 77 Боеприпасы Бр-5
Примечание * – Вес мелинита/вес тротила. В 30-х годах при переснаряжении тротилом указанные взрыватели заменялись на УГТ и УГТ-2. Таблица 78 Таблицы стрельбы из мортиры Бр- 5Заряд
В августе 1939 года при стрельбе из Бр-5 на АНИОПе деформировался нижний станок, и АУ распорядилось упрочить станки мортир. Хотя мортира Бр 5 не была отлажена, завод «Баррикады» запустил се в валовое производство. Всего в 1939 году было сдано 20 мортир, и еще 25 – в 1940 году. В 1941 году не было сдано ни одной 280 мм мортиры. После начала Великой Отечественной войны Бр-5 не производились. Четыре 280- мм мортиры Бр-5 поступили в ноябре 1939 гола в 40- й ОАД ОМ. С началом Финской войны они прошли своим ходом 260 км до огневой позиции. Всего в ходе боевых действий было сделано 414 выстрелов, то есть приблизительно по 100 выстрелов на ствол. При стрельбе по прежнему отмечалось тугое открывание и закрывание затвора. Компрессор выбрасывал жидкость через корпус сальника – причину устранить не удалось. При угле возвышения 18- 20° разбивался железный опорный брус. В ходе Финской войны ни одна мортира Бр- 5 не была потеряна. 22.06.1941 г. в РККА имелось на вооружении 25 280-мм мортир Шнейдера и 47 280-мм мортир Бр 5 (видимо 45 серийных мортир и две опытные мортиры, сданные в начале 1939 года). Все 280 мм мортиры входили в восемь ОАД ОМ. В каждом дивизионе имелось по 6 мортир. Итого в АРГК было 48 280-мм мортир Шнейдера и Бр-5. К 1 мая 1945 года в АРГК также было налицо 48 мортир. Боеприпасы и баллистика мортиры Бр-5 Следует отметить, что все фугасные снаряды к Бр-5 были спроектированы еще до 1917 года и предназначались для 280 мм мортиры Шнейдера. Ф-674 и Ф 674К – русские старые гранаты, а Ф 674Ф французская. Бетонобойный снаряд Г 675 был испытан в 1939 году, но в таблицах боевой комплектации появился лишь в 1942 году [Табл. 78] Максимальное давление в канале ствола 1760 кг/см2 (для Г 675). Данные приведены по таблицам стрельбы 1939 года. По таблицам стрельбы 1954 года начальная скорость осталась без изменений, несколько изменились веса зарядов и дальности полета. Например, для полного заряда (Г 675) дальность составила 10650 м, а для № 10 дальность 4200 м. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ЛАФЕТНЫХ И СТВОЛЬНЫХ ПОВОЗОК К Б-4 История Триплекс в составе 203 мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр 2 и 280-мм мортиры Бр-5 формально был принят на вооружение. Но фактически эксплуатация триплекса превратилась в непрерывную «войну» с его ходовой частью. Так, при эксплуатации ствольных повозок Б 29. изготовленных заводом «Большевик», постоянно летели траки на гусеницах. Тяговое усилие при стягивании с места Б 29 достигало 1250 кг. Для сравнения, колесная повозка со стволом Бр 10 имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два «Коминтерна» цугом, а у одного лишь проскальзывали гусеницы. Зато повозки БР-10 застревали на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.д. Мортира Бр-5 Таблица 79 Данные триплекса М-50
Таблица 80 Данные модернизированных лафетов
В отчете о сравнительных испытаниях ствольных повозок Бр 10иБ-29от7 августа 1938 года не без основания было сказано: «Обе повозки плохи и не отвечают предъявленным требованиям». Работы по созданию новых ходовых частей как к лафету Б 4, так и новых ствольных повозок, в 1936-1941 гг. велись на многих заводах. Так, в 1937 году на заводе «Баррикады» был изготовлен опытный образец гусеничного хода для лафета Б-4, получивший индекс Бр 7. Однако он не выдержал полигонных испытаний и дальнейшей отработке не подлежал. С 25 ноября по 30 декабря 1939 года проходила войсковые испытания 203-мм гаубица Б 4 с новым гусеничным ходом лафета Т-117. Гаубица Б-4 на Т-117 прошла 962 км за трактором «Ворошиловец» со средней скоростью 8-14 км/час, максимальная скорость на отдельных участках достигала 25 -30 км/час. По сравнению со старым гусеничным ходом Т 117 имел следующие преимущества: меньшее удельное давление на грунт, выше проходимость и скорость движения, система была более устойчива на походе и при стрельбе. Недостатками Т 117 являлись: больший на 1330 кг вес хода и недостаточная прочность траков. По результатам испытаний комиссия сделала вывод: Т 117 полигонные испытания выдержал, но этих испытаний недостаточно для принятия его на вооружение, надо провести дополнительные полигонные испытания в весенне-летних условиях. На вооружение гусеничный ход Т-117 так и не поступил. В 1939 году заводом «Баррикады» была создана колесная ствольная повозка Бр-15. Заводские испытания Бр-15 прошла с 28 апреля по 7 мая 1940 года. Вес Бр- 15 без ствола составлял 5650 кг (с укладкой 6090 кг). По сравнению с Бр-10 у Бр-15 была увеличена ширина шин задних колес, а у передних колес диаметр увеличен с 900 до 1250 мм, клиренс увеличен с 310 до 410 мм. На заводских и полигонных испытаниях повозка Бр-15 показала лучшую проходимость, чем Бр 10 и была рекомендована к принятию на вооружение при условии переделки тормозов. Но на вооружение Бр 15 принята не была. Да и вообще, имея буксируемый триплекс на гусеничном ходу, существенных улучшений в маневренности и скорости возки добиться было нельзя. И что толку, если колесная ствольная повозка сможет двигаться в 2 раза быстрее, чем лафет на гусеничном ходу? Кардинальным решением вопроса мог стать только переход триплекса на новый колесный лафет. Эскиз 152-мм пушки дуплекса М-50 ТРИПЛЕКС М-50 История проектирования триплекса М-50 Неудовлетворительная маневренность лафета Б-4 заставила ЛУ наряду с попытками модернизировать этот лафет начать проектирование принципиально нового колесного лафета. 8 февраля 1938 года ЛУ утвердило тактико-технические требования на разработку 203 мм гаубицы и 152-мм пушки на едином лафете (дуплекса). Лафет и ствольная повозка должны быть на колесах и быть едиными для обеих систем. Качающиеся части орудий. баллистика и боеприпасы должны быть взяты от 152 мм пушки Бр-2 и 203-мм гаубицы Б 4. ЛУ заключило с заводом № 172 договор на разработку проекта дуплекса со сроком сдачи в мае 1939 года. Опытный образец планировалось изготовить в ноябре 1939 года. В Перми дуплексу присвоили заводской индекс М 50 и этим ограничились, ссылаясь на занятость конструкторов проектированием 107-мм дивизионной пушки М 60 и 203-мм корпусной гаубицы М-40. К работе над М 50 на заводе вернулись лишь в начале 1940 гола. 9 июня 1940 года ЛУ- потребовало от завода № 172 обеспечить наложение на лафет еще и тела 280 мм мортиры Бр-5, то есть дуплекс превратился в триплекс. Для ускорения работы над М-50 в 1940 году на ЛНИОПе были испытаны 220 мм гаубица фирмы Шкода и 211 -мм немецкая мортира. В конце концов, завод № 172 разработал проект триплекса М 50. Лафет имел раздвижные клепаные станины. На первой повозке находился ствол и поддон (поворотный круг), на другой – лафет. При переходе в боевое положение лафет наезжал на поддон. Тем не менее, пассивное сопротивление КБ завода № 172 принесло свои плоды, и к 22 июня 1941 года триплекс М 50 был готов только на бумаге. Чтобы исправить положение ГАУ попыталось привлечь к проектированию триплекса заводы № 352 (Новочеркасск) и Уралмаш, но и те ничего не сделали или не хотели делать. [Табл.79] 203-ММ ГАУБИЦА Б-4М И 152-ММ ПУШКА БР-2М История модернизации лафетов Разработка проекта лафета для 203 мм гаубицы Б-4 была проведена на заводе «Баррикады» в инициативном порядке под руководством Сергеева Г.И. Технический проект нового лафета закончили в апреле 1954 года, а уже в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203 мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были поданы на испытания. Новый колесный лафет был принят на вооружение в 1955 году. 203 мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М. 152-мм пушка Бр-2М. а 280-мм мортира- Бр-5М. Новые тела гаубиц, нушек и мортир не производились, происходила лишь замена лафетов. Устройство лафетов Модернизация главным образом заключалась в замене гусеничного хода колесным, что позволило значительно увеличить подвижность и маневренность этих орудий. Ниже приводятся описания Б 4М и Бр 2М, но основные механизмы имеют одинаковое устройство и для мортиры Бр 5М. В модернизированных орудиях повышена живучесть ходовой части и осуществлена нераздельная возка на одной повозке. В связи с этим отпала необходимость комплектации каждого орудия ствольной повозкой Бр-10. Баллистические характеристики модернизированных орудий и выстрелы к ним не менялись. 1 – корпус; 2 – ведущий поясок; 3 – разрывной заряд; 4 – взрыватель; 5 – ввинтное дно; 6 – запальный стакан; 7 – привинтная головка; 8 -шашки ВВ Б 4М и Бр-2М перевозились в нераздельном виде с оттянутым стволом штатным тягачом АТТ. Наибольшая скорость возки: – по шоссе до 35 км/час; по грунтовым дорогам и булыжнику до 20 км/час; – по пересеченной местности, пашне до 12-15 км/час. На дистанции 3-5 км орудия можно перевозить с неоттянутым стволом со скоростью 8-10 км/час. В боевом положении орудие устанавливалось на два поддона и закреплялось растяжками. Перевод орудия из походного положения в боевое и обратно мог быть произведен непосредственно в орудийном окопе. Угол горизонтального наведения ±4° в каждую сторону от среднего положения верхнего станка. Для большего поворота использовался механизм разворота, прикрепляемый в хоботовой части орудия и в брусе, который позволял увеличить угол горизонтального наведния до ±10° без изменения положения бруса. Колея переднего и заднего ходов имели размер 1350 х 380 мм. Резиновая шина внутри заполнялись губчатой резиной. Задний ход состоял их двух независимых ходов – правого и левого, которые надевались на боевую ось орудия. По устройству правый и левый хода одинаковые. Каждый ход представлял собой продольную параллелограмно-балансирную подвеску на 2 колеса. Подрессоривание было выполнено по принципу независимой подвески каждого колеса с применением торсионных валиков, расположенных в шарнирах параллелограмма. Для перехода из походного положения в боевое требовалось: – перевести ствол в боевое положение и соединить его с противооткатными устройствами; – орудие опустить на поддон, колеса поднять; – вырыть ролик под сошник и брус; – отрыть котлован для помещения казенника при откатах при стрельбе на больших углах возвышения; – закрепить орудие растяжками. Стрелять из орудий при касании колес грунта запрещалось. 203-мм гаубица Б-4М в походном положении 203-мм гаубица Б-4М в боевом положении Навешивание кокора на гаубице Б-4М 1 – казенник; 2 – затвор; 3 – цилиндр тормоза отката; 4 – кран для заряжания; 5 – кокор; 6 – снаряд А. Бахметов, Г. Кандрашин, Ю. Спасибухов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|