|
||||
|
«Москитный флот» во Вьетнаме РЕЧНЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМВся территория южнее Сайгона занята дельтой великой реки Юго-Восточной Азии – Меконга. Дороги в этой местности полностью заменяют многочисленные протоки Меконга, его притоки и рукотворные каналы, большинство из которых имеют глубину более 1,8 м и доступны для плавания небольших судов, различных джонок и сампанов. Общая протяженность водных путей на юге Вьетнама в шестидесятые годы составляла примерно 5 000 км. При этом дельта – вовсе не дикий уголок нашей планеты, – численность населения этого района в 60-е годы оценивалась в 8 млн. человек. Неудивительно, что еще со времен войны с французскими колонизаторами рукава и каналы широко использовались разного рода партизанами. Для борьбы с отрядами коммунистов французы создали специальные речные силы, а в 1949 году началось формирование ВМС Республики Вьетнам. К боевым действиям на реках, однако, вьетнамские боевые корабли приступили только в 1953 году. Главной базой вьетнамской речной флотилии стал город Кан Тхо, расположенный на одном из рукавов Меконга. В состав флотилии входили пять переданных французами десантных кораблей LCVP американской постройки времен второй мировой войны. Все офицеры были французы. После поражения колониальных войск Франции в Индокитае южновьетнамцам в наследство достались и другие речные боевые корабли и катера, в частности, модернизированные десантные корабли LCVP и LCM, бронекатера типа STCAN/FOM, специально построенные во Франции для действий в дельте Меконга. Несколько LCM вьетнамцы переоборудовали в корабли управления и связи; в носу у них устанавливалась бронированная башня с 20-мм пушкой, в кормовой части корпуса располагалась закрытая надстройка. Кроме пушки, эти корабли вооружались 1-2 пулеметами калибра 7,62 или 12,7 мм на шкворневых турелях. Три LCM получили более мощное вооружение и бронирование. В южновьетнамском флоте их называли мониторами. Все три монитора отличались друг от друга. Как и на кораблях управления, «главный калибр» мониторов находился в носовой вращающейся башне. На одном корабле это была башня с 37-мм пушкой от бронеавтомобиля М8, на другом – специально разработанная башня с 40-мм пушкой и на третьем – еще один вариант башни с 40- мм орудием. Основу речных флотилий составляли бронекатера и бронированные LCVP. Катера типа STCAN/FOM или просто FOM 1* постройки конца 50-х годов были вооружены 12,7-мм пулеметом в башне и двумя 7,62-мм пулеметами в боковых спонсонах, причем размещение оружия позволяло сосредотачивать огонь всех трех пулеметов в носовом секторе. Мощное вооружение наряду с малыми размерами и осадкой катеров являлись их главными достоинствами, в то же время броня RAG -ботов не защищала даже от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм, а скорость их полного хода была недостаточной (не более 10 узлов). 1* STCAN/FOM по названию организации, где их спроектировали – Services Technique des Constructions et Armes Navales/France Outre Мег – аббревиатура FOM говорит о том, что катера предназначены для использования за пределами Франции), наиболее распостраненное название – RAG- боты (RAG – River Assault Group – речная ударная группа, основное соединение речного флота Южного Вьетнама Американские десантные LCVP французы модернизировали в речные катера в начале 50-х годов. Типичный «Папа-бот» вооружался прикрытой щитом 20-мм пушкой, установленной на тумбе в носовой части, и двумя 7,62-мм пулеметами в боковых спонсонах ближе к корме. С уходом Франции из Вьетнама мир на полуострове не наступил. Речные катера южновьетнамцев пытались бороться с перевозками с территории Камбоджи и ДРВ грузов и людей для отрядов Вьет Конга. В 1956 году флот имел уже шесть пунктов базирования: Мэй То, Кэт Jlo, Винь Лон, Дон Гха, Кэт Лай и Лонь Ксиен. В собственном соку азиаты варились до 1960 года, когда началась модернизация ВМС Южного Вьетнама с участием американцев. Военно-морская секция группы военных советников США насчитывала 60 человек. Проблема была не только (и не столько) в техническом оснащении флота, сколько в тактике использования кораблей. Вьетнамцы придавали свои катера и мониторы сухопутным подразделениям, командиры которых абсолютно не представляли, как применять эту силу. Кроме того, многие флотские командиры делали свой маленький бизнес – перевозили грузы и людей в своих небескорыстных интересах, причем нередко груз предназначался Вьет Конгу. Как и следовало ожидать, началась эскалация военного присутствия США. Количество советников возрастало с каждым годом, они уже вовсю принимали участие в боевых операциях. При помощи янки в дополнение к регулярному речному флоту были организованы парамилицейские формирования, так называемые «Джонк Форсез», действовавшие на вооруженных джонках, а также «Сеа Форсез», предназначенные для операций в прибрежной зоне. В 1962 году корабли, патрулировавшие прибрежные воды Тонкинского залива вблизи Демилитаризованной зоны, стали сопровождать эсминцы US NAVY. В непосредственный огневой контакт с судами коммунистов эсминцы не вступали. Используя свои РЛС, они наводили на них южновьетнамские патрульные силы. В начале шестидесятых годов в составе южновьетнамских ВМС числилось, наряду с различными вариантами LCM: 36 LCVP; два патрульных корабля, переделанных из больших десантных кораблей LSIL (бывшие LSIL-698 ВМС США и LSIL-9029 ВМС Франции); вооруженные одной 76-мм и двумя 40-мм пушками корабли «Нгуен Док Бонг» (бывшее большое вспомогательное судно ВМС США LSSL-129) и «Нгуен Нгок Лонг»; большой патрульный корабль «Линь Кейм» (бывший французский «Аркебуз», еще ранее – американский LCS «Крессман»); французские речные бронекатера STCAN/FOM (RAG -боты) и около 500 джонок. Вооруженный десантный корабль LCVP Модернизированные вьетнамцами десантные корабли LCM. Вверху показан вариант с башней от американского БА М8, внизу – с 40-мм пушкой в башне Патрульный корабль "Нгуен Нгог Лонг» 11едостаток запасных частей к французским катерам затруднял их эксплуатацию. В 27-й речной ударной группе RAG-боты заменили катерами RPC (River Patrol Craft-речной патрульный корабль). Их вооружение состояло из двух крупнокалиберных и одного 7,62- мм пулеметов. Из всех джонок парамилицейских формирований («Джонк Форсез») стационарно установленное вооружение имели только 17- метровые суда типа «Ябута»: один 12,7-мм пулемет в носу и один 7,62-мм пулемет на корме. Вооружение более мелких джонок с длиной корпуса 10-13 м состояло только из личного оружия экипажа. Джонки типа «Ябута» как правило возглавляли в патрульных операциях группы более мелких суденышек. Кроме того в патрулирован ни побережья принимали участие большой охотник типа PC «Тай Донг» и катера типа PGM американской постройки времен войны. Всего по состоянию на 1964 год в ВМС насчитывалось 6000 человек личного состава. Им «помогаю» уже 700 американцев. Вклад в боевые действия против коммунистов этих совсем немаленьких сил был минимальным. Неудивительно, что в 1964 году началась очередная реорганизация ВМС' при активном участии американских советников. Главная цель реорганизации – резко уменьшить, а еще лучше – полностью прекратить инфильтрацию судов Вьет Конга в воды Южного Вьтнама. Перевозки коммунистов шли двумя путями: по рукавам и каналам Меконга из Камбоджи (на сампанах) и вдоль побережья Тонкинского залива из ДРВ (на джонках и рыболовных траулерах). Поставил точку в реорганизации ВМС Южного Вьетнама, вместе с этим открыв уже новую главу в долгой индокитайской войне, Тонкинский инцидент. С августа 1964 г. американских военных советников сменили регулярные формирования вооруженных сил США; началась «грязная война во Вьетнаме». Американцам в конце концов пришлось взять на себя всю тяжесть войны на реках и у берегов Южного Вьетнма. Вода в реках этого региона имеет коричневый цвет, и «москитный» флот США в Индокитае получил прозвище «Эскадра Коричневой воды». ОПЕРАЦИЯ «МАРШ ПЛЭЙС». ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА 115 Самоуверенные янки совершенно не учли опыт французов. Войне на водах они не придали особого значения первую заметную операцию (не считая, конечно, действий авианосцев) американцы провели только 16 февраля 1965 г., причем флот в ней участия не принимал. Армейские вертолеты в заливе Вангро, недалеко от Нятранга, засекли замаскированный траулер, стоявший на якоре. Дабы избежать потопления, судну пришлось выброситься на берег: Согласно спешно разработанному плану, в залив предполагалось спешно перебросить южновьетнамскую пехоту на южновьетнамских же кораблях. Однако из за несогласованных действий и взаимных препирательств командиров, южновьетнамцы появились в заливе только спустя двое суток. За это время въетконговцы успели поч ти полностью разгрузить траулер и эвакуировать оружие, медикаменты и снаряжение из опасного района. Таким образом, 18 февраля южновьетнамцам в заливе делать было уже нечего. Добыча «уплыла». Этот случай стал последней каплей, переполнившей чашу терпения американского главкома в Индокитае генерала Уэстморленда; 3 марта он созвал совещание, на кот ором устроил разнос местным американским флотоводцам. «Почему столь многочисленный флат ничего не может сделать с партизанскими перевозками?» Все операции в прибрежной зоне отныне должны были выполнять корабли ВМС США. Типичная джонка, использовавшаяся вьетконговцами для перевозки оружия и боеприпасов Патрульный катер типа PCF («Свифт») Рекомендации совещания стали претворяться в жизнь немедленно. Уже 16 марта на патрулирование вод вблизи границы с ДРВ вышли эсминцы DD 806 «Хигби» и DD 666 «Блэк». С воздуха патрулирование проводили самолеты авиации флота Р 2V, базировавшиеся на авиабазе Тан Сон Нат. Неделей позже, 24 марта, действия по пресечению каботажных перевозок получили наименование «Операция Маркет Плэйс». В апреле в операции принимали участие 28 боевых кораблей оперативной группы «Тэск Форс 71», в которую входили эсминцы и 36 патрульных катеров типа PCF («Свифт»). Последние пользовались большой популярностью у личного состава. «Свифты» адаптировали под вьетнамские требования из гражданских катеров, которые использовались в Мексиканском заливе для доставки людей и грузов на нефтяные платформы. Алюминиевые катера длиной 15 метров под двумя 475 -сильными дизелями развивали скорость до 25 узлов и были вооружены спаренным 12,7-мм пулеметом на крыше рубки и еще одним пулеметом такого же калибра, установленным на одной тумбе с 81 мм минометом в кормовой части палубы катера. Экипаж катера состоял из командира, пяти матросов и вьетнамца- переводчика. Обеспечивали действия «Свифтов» десантные корабли LST, переделанные в плавбазы катеров. Береговая охрана США отрядила в «Тэск Форс 71» семнадцать 82- фуговых патрульных катеров WPB (всепогодные патрульные катера). Длина корпуса WPB 25 м, его 800 сильный дизель позволял развивать на еггокойной воде скорость в 18 узлов. В отличие от полностью алюминиевых PCF, из «крылатого металла» на WPB изготовлены были только надстройки, корпус катера – стальной. Экипаж – 11 человек, вооружение – четыре 12,7 мм пулемета и еще один такой же пулемет, установленный на одной тумбе с 81 -мм минометом. Катера Береговой охраны прикрывали наиболее опасные участки вблизи 17 й параллели (12 й дивизион) и границы с Камбоджей (11-й дивизион). Формально до августа 1964 г. «Тэск Форс 71» подчинялось командованию Тихоокеанского флота США, с августа – непосредственно генералу Уэстморленду, тогда же «Тэск Форс 71» поменяла номер на «115». Несмотря на отдельные успехи, такие как перехват эсминцем DD761 «Бак» джонки с оружием, эффективность действий флота возросла незначительно. На отсутствие результатов обратил свое внимание в ходе поездки на театр военных действий министр обороны США Роберт Макнамара. После этой поездки количество «Свифтов» возросло до 44. Основными базами «Тэск Форс 115» стали Кам Рань, Куи Нон и Вант Тау. Пункты базирования имелись но всему побережью Южног о Вьетнама. Прибрежные районы разбили на девять патрульных зон шириной 40 миль и длиной 80- 120 миль каждая. В каждой зоне постоянно дежурили патрульные катера и эсминцы. Иногда эсминцы заменяли тральщиками. Летом 1965 года «Тэск Форс 115» опять усилили, доведя количество «Свифтов» до 84, a VVPB до 26, что позволило организовать третий – 13 й дивизион катеров WPB. «Свифты» были сведены в шесть дивизионов. Максимальное количество катеров, входивших в 115 ю оперативную группу, достигало 144. Обычно в каждой зоне патрулировал эсминец или тральщик типа «Эджайл» и дивизион из четырех «Свифтов», причем катера действовали индивидуально, каждый в своем районе. Наиболее лакомую добычу для патрульных сил ВМС США представляли 100-тонные траулеры 125-й морской транспортной группы вооруженных сил ДРВ. Эти суда были наиболее крупными транспортами, доставившими грузы в Южный Вьетнам. Наибольших успехов в перехвате траулеров добились корабли Береговой охраны США. В мае 1966 г. катер «Пойнт Грей» (WPB 82324) перехватил такое судно в районе полуострова Kay May. Траулер выбросился на берег. Десантная партия с WPB, попытавшаяся высадиться на судно, была встречена автоматным огнем. На помощь «Пойнт Грей» оперативно пришел «Пойнт Кипресс» (WPB 82326). Катера огнем своих крупнокалиберных пулеметов подожгли северовьетнамское судно. Это был реванш за Вангро. Месяц спустя, 20 июня, «Пойнт Легю» (WPB 82304) обнаружил траулер в районе ВангТау. При попытке приблизиться к судну катер подвергся обстрелу. Завязалась перестрелка. С подходом еще двух катеров «Пойнт Слокам» (WPB 82313) и «Пойнт Гудзон» (WPB 82322) траулер удалось взять на абордаж. Судно отбуксировали в порт Ванг Тау; Вьет Конг не досчитался нескольких тонн оружия, боеприпасов и медикаментов. Два потерянных за один месяц траулера снизили активность перевозок коммунистов на прибрежных маршрутах. Некоторое разноообразие в рутинный досмотр джонок рыбаков и «мирных» контрабандистов внесли американские летчики. В августе 1966 г. патрульный самолет обнаружил в ночной темноте подозрительное судно. Летчики атаковали незнакомца и заставили его выброситься на берег. Результаты обстрела двое убитых, трое раненых. Как выяснилось, незнакомцем оказался WPB 82330 «Пойнт Уэлкем». Тяжело поврежденный катер пришлось отбуксировать на ремонт в Да Нант. Год 1966 стал переломным. До 1966 года примерно три четверти грузов для отрядов Вьет Конга дост авлялись морем, после – всего 10%. О напряженной работе экипажей «Свифтов» и WPB говорит тот факт, что в среднем в 1966 году ежемесячно досматривалось порядка 16000 джонок, более чем по 100 на каждый патрульный катер. Кроме чисто патрульных операций, катера привлекались к обеспечению действий сил специальных операции (в том числе и на реках), обстреливали из бортового оружия подозрительные места побережья. Патрульный катер береговой охраны типа WPB Катер "Пойнт Лепо" на фоне горящего северовьетнамского траулера, июнь 1966 г. Жертва американских катерников – северовьетнамский траулер По достоинству оценив высокую выучку экипажей катеров, а также большую мореходность и автономность WPB по сравнению со «Свифтами», командование ВМС обратилось в начале 1967 года к Береговой охране с просьбой направить во Вьетнам более крупные корабли. Ими стали пять патрульных катеров тина WHEC (катера большой автономности): «Хаф Мун», «Якутат», «Гришэм», «Баратия» и «Беринг Стрэйт». Позже к ним присоединились «Андроскоггин», «Винона», «Кэстл Рок», «Кук Икнет», «Раш», «Шерман», «Моргентау» и «Миннетонка». Каждый «катер» имел длину 95 м и был вооружен 127 мм орудиями… Эти корабли не вписали замечательных боевых страниц в историю американских ВМС, но их присутствие в водах Индокитая позволило по-новому организовать патрульную службу. Корабли стали снабжать всем необходимым катера, меня ть на них экипажи, в результате резко возросло время нахождения катеров на позициях. В целях повышения автономности катеров командование «Тэск Форс 115» попыталось перевести большинство патрульных станционаров со «Свифтов» на WPB, однако такое решение в штыки восприняли команды «Свифтов», не желавшие переходить пусть на более мореходные, но менее маневренные WPB. В феврале во Вьетнаме появились новые корабли – патрульные артиллерийские катера типа «Эшвилл», разработанные специально под «индокитайские» требования. Катера могли разгоняться со «стопа» до 40 узлов всего за минуту и были вооружены 76 мм орудием с радиолокационным наведением, 40-мм пушкой, 81 мм минометом и двумя крупнокалиберными пулеметами. Но мореходности и автономности они не уступали WPB. В составе «Тэск Форс 115» проходили испытания в боевых условиях два патрульных катера на подводных крыльях PGH 2 «Тукумкари» и PGH-1 «Флэгстафф». Эти катера развивали скорость до 50 узлов, а их вооружение было вполне адекватно поставленным задачам – 40-мм пушка и шесть 12,7 мм пулеметов, но из-за проблем с обслуживанием этих новинок и ограниченной мореходности боевая карьера катеров оказалась недолгой. Дивизион из трех катеров типа «Эшвилл» (PG 84 «Эшвилл», PG 85 «Гэллап» и PG88 «Крокетт») и двух PGH базировался в Кам Рани. За весь 1967 год катерам удалось перехватить только один траулер: в июле WP 82319 «Пойнт Ориент» принудил выброситься на пляж северовьетнамское судно. Зато следующий 1968 год оказался для американских патрулей удачным. Морские перевозки резко активизировались, поскольку отряды Вьет Конга спешно восполняли потери, понесенные в ходе «новогоднего» наступления. В феврале флотилия из нескольких «Свифтов», «Пойнт Грэя» и «Пойнт Уэлкема», возглавляемая «Андроскоггеном», потопила траулер в районе Да – Нанга. В этот же день еще один траулер потопили «Свифты» и WPB в районе Ня Транга. Третий за день транспорт был уничтожен в районе Kay May, здесь постарались экипажи «Виноны», «Пойнт Гудзона», «Пойнт Марона» (WPB 82331) и «Свифтов». Еще один траулер загнал в территориальные воды ДРВ сторожевик «Миннетонка». Три транспорта за день – это самый крупный успех «Тэск Форс 115» за все время боевых действий. После тяжелых потерь в феврале траулеры долго не рисковали соваться в воды Южного Вьетнама, что позволило в гораздо большей, чем обычно, степени привлекать большие катера и сторожевики Береговой охраны к обстрелу побережья. Экипажи катеров занимались также проведением поисково спасательных операций и гидрографическими работами. В 1969 году, в духе всеобщей «вьетнамизации», американские моряки стали готовить себе смену. Подготовка южновьегнамских экипажей катеров WPB началась сразу во всех трех дивизионах. Первыми ВМС республики Вьетнам передали WPB 82310 «Пойнт Гарнет» и WPB 82304 «Пойнт Легю», последний WPB вьетнамцы получили 15 августа 1970 г В начале 1970 года вьетнамский флаг подняли над сторожевиками «Якутат», «Беринг Стрэйт», «Кэстл Рок» и «Кук Инлет». Все катера и корабли американской Береговой охраны были сведены в 1970 г. в одно соединение. До ухода янки из Индокитая американским сторожевикам еще два раза удалось перехватить северовьетнамские траулеры. В ноябре 1970 г. «Раш» и «Шерман» орудийным огнем потопили один транспорт, а в апреле 1971 г. «Раш» в компании с «Моргентау» отправили на дно в районе полуострова Kay May еще один. К концу 1971 года в водах Вьетнама остался только «Кук Инлет». 21 декабря его передали вьетнамцам. Стоит отметить, что американские патрульные силы не столько воевали, сколько работали – не было у катеров и кораблей на море достойных противников. За всю войну на кораблях Береговой охраны было убито семеро (трое из них на совести американской авиации) и ранено 53 человека, примерно такие же потери были в составе команд «Свифтов». Зато потери коммунистов в столкновениях с морскими силами оцениваются от 1 000 до 10 000 убитых и раненых (последняя цифра весьма сомнительна, ее приводят эмигранты из Сайгона). 12,7-мм пулемет на одной тумбе с 81-мм минометом на корме – характерный вариант вооружения америкаских катеров Кроме патрульных сил прибрежной зоны, в состав оперативной группы 115 входили подразделения, главной задачей которых была охрана южновьетнамских ггортов. Необходимость такой службы наглядно продемонстрировал взрыв боевыми пловцами Вьет Коша американского транспорта на рейде Сайгона в 1964 году. Реально силы охраны портов в Южном Вьетнаме американцы развернули только к 1967 году. Их организация включала три элемента: центральный пост управления охраной порта, патрульные силы акватории порта и досмотровые команды, отвечавшие за проверку судов и джонок, входящих в порт. В (967 году пять главных портов Южного Вьетнама в рамках операции «Надежная дверь» получили защиту; в первую очередь охранять стали самый крупный порт – Кам Рань и «ворота» Сайгона Вант Тау. На вооружении патрульных сил имелось 24 быстроходных катеров LCPL, вооруженных одним- двумя крупнокалиберными пулеметами. Организовали и своего рода «силы быстрого реагирования», на вооружении которых были стеклопластиковые лодки «Скиммер», оснащенные двумя 75-сильными подвесными моторами. Лодки вмещали пять-шесть человек, что обычно было вполне достаточно для досмотра неожиданно появившихся джонок. Силы охраны портов оставались в Индокитае до 1972 года, но в 1971 году все плавсредства и прочую технику передали вьетнамцам. После передачи техники вьетнамцам личный состав американских патрульных сил не покинул Вьетнам, практически в полном составе янки задержались еще на год, но уже в качестве советников ОПЕРАЦИЯ «ГЕЙМ УОРДЕН». ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА 116 Датой отсчета истории 116-й оперативной группы («Тэск Форс 116») считается 18 декабря 1965 г. На это соединение легла основная тяжесть речной войны. Первоначально планировалось, что TF-116 будет оказывать помощь южновьетнамским катерникам в дельте Меконга и в районе Сайгона, на деле – аборигены оказывали помощь американцам, а чаще всего корабли TF-116 действовали самостоятельно. В Вашингтоне посчитали, что для обеспечения безопасности внутренних водных путей юга Вьетнама будет достаточно 120 быстроходных катеров типа PBR и двадцати десантных кораблей типов LCVP, LSD и LST. Формируемое соединение задумывалось как комбинированная группа: боевым кораблям придавалась эскадрилья вооруженных вертолетов UH- 1В. Основой корабельного состава TF- 116 были быстроходные катера типа PBR. Для подразделений, действовавших на крайнем юге Вьетнама «пиберы» стали речным аналогом воздушного «мастера на все руки» – многоцелевого вертолета UH-1 «Хью». Не в последнюю очередь благодаря Фрэнсису Копполе, снявшего PBR в знаменитом фильме «Апокалипсис сегодня», этот катер стал таким же символом войны США во Вьетнаме, как штурмовая винтовка М16 и вертолет «Хью». Американские войска, действовавшие в Дельте очень быстро почувствовали на собственной шкуре необходимость быстроходных речных катеров, способных выполнять высадку небольших десантов, огневую поддержку, патрулирование, эвакуацию раненых и массу других задач. Командование ВМС, вынашивавшее планы создания речной флотилии в Индокитае весь 1965 год, оказалось в довольно затруднительном положение. Во первых, катера требовались немедленно и времени на долгие проектные работы не было; во вторых – никто не знал какими эти катера должны быть. Как всегда в подобных случаях, на помощь военным пришли акулы капиталистического труда, почуявшие запах хороших денег. Быстроходный катер LCPI, входивший в состав сил охраны портов Адмиралам предложили свои услуги сразу несколько фирм, строивших маломерные быстроходные речные катера, предназначенные д!гя гражданского использования. Инженеры этих фирм оперативно сделали проекты размещения на корабликах разнообразного вооружения. Выиграла конкурс на постройку 120 катеров фирма Юнайтед Ботбьюлдерз. Контракт с ней ВМС подписали в ноябре 1966 г., при этом стоимость одного катера определялась в 75 000 зеленых (позже цена выросла до 90 000). В основу проекта был положен коммерческий катер «Гаттерос», имевший стеклопластиковый корпус. Получившийся на его основе «пибер» при небольших размерениях (длина всего 9 м) развивал скорость 25 узлов и нес чрезвычайно мощное вооружение – три пулемета калибра 12,7 мм, один 7,62-мм пулемет и автоматический гранатомет Mk. 18. Два водометных движителя обеспечивали прекрасную маневренность и проходимость по мелкой воде (катера оказались способными действовать на глубинах более 30 см, то есть – в луже!). За счет реверса водометов катер останавливался с полного хода, пройдя всего 10 м. Однако применение водометных движителей имело и негативные моменты. «Пиберы» теоретически могли действовать на затопленных овощных плантациях и рисовых чеках, на практике же водометы быстро забивались растительностью, и катера оставались без хода. Благодаря навигационной РЛС Рейтеон 1900/W, катера были способны действовать на рукавах Меконга круглосуточно. Первый катер PBR передали ВМС в феврале 1966 г. (на два месяца раньше срока, предусмотренного контрактом). Экипаж «Свифта» готовится к осмотру вьетнамской джонки Легендарный катер PBR Плавбаза для обеспечения боевых действий "пиберов" («Гарретт Каунти») Довольно многочисленные десантные корабли предназначались для обеспечения боевых действиях речных катеров. Все корабли были переоборудованы в плавучие базы. На них оборудовалась вертолетная площадка, рассчитанная на два «Хыо», и монтировались швартовочные узлы для катеров PBR. Первые четыре десантных корабля LSD -26 «Тортуга», LSD-2 «Билль Гров», LSD 19 «Комсток» и LST 762 «Флойд Каунти» модернизировались в спешном порядке. Когда же было признано необходимым увеличить состав сил, задействованных в операции «Гейм Уорден», десантные корабли стали переделывать в плавбазы «пиберов» но специальному проекту. Для модернизации в плавбазы катеров PBR были взяты танкодесантные корабли LST-786 «Гарретг Каунти», LST 821 «Харнст Каунти», LST-838 «Хантердон Каунти» и LST 846 «Дженнингз Каунти». Каждая плавбаза могла поддерживать операции тридцати катеров. В трюмах кораблей оборудовались мастерские для ремонта механических и электрических узлов и систем катеров; при необходимости с помощью корабельного крана можно было поместить в трюм сам катер. Вертолетная площадка оборудовалась светотехнической системой, обеспечивавшей круглосуточные взлет и посадку вертолетов. Оперативная группа 116 подразделялась на две флотилии: TF-116.1, ответственную за операции в Дельте и TF-116.2, действовавшую в специальной зоне Рант Сат. Первая флотилия по своим возможностям значительно превосходило вторую; ей предназначались 80 из 120 «пиберов» первого заказа, но и район ее ответственности был гораздо больше. Первые катера прибыли во Вьетнам в феврале 1966 г., а к боевому патрулированию «пиберы» приступили в марте. Их действия не носили характер организованной кампании, а скорее походили на испытания в боевых условиях. Катеров и обученных экипажей было еще мало, отсутствовало тыловое обеспечение. Пока из Штатов не прибыли плавбазы, катера базировались в речных портах Ня Би (район Сайгона) и Кэт Ло (один из главных рукавов Дельты). Первый боевой опыт катерников немедленно обобщался в Военно-морском учебном центре речных операций, расположенном в Калифорнии. В этом центре проходил подготовку личный состав TF-116. (Продолжение следует) Примечания:«Москитный флот» во Вьетнаме РЕЧНЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМВся территория южнее Сайгона занята дельтой великой реки Юго-Восточной Азии – Меконга. Дороги в этой местности полностью заменяют многочисленные протоки Меконга, его притоки и рукотворные каналы, большинство из которых имеют глубину более 1,8 м и доступны для плавания небольших судов, различных джонок и сампанов. Общая протяженность водных путей на юге Вьетнама в шестидесятые годы составляла примерно 5 000 км. При этом дельта – вовсе не дикий уголок нашей планеты, – численность населения этого района в 60-е годы оценивалась в 8 млн. человек. Неудивительно, что еще со времен войны с французскими колонизаторами рукава и каналы широко использовались разного рода партизанами. Для борьбы с отрядами коммунистов французы создали специальные речные силы, а в 1949 году началось формирование ВМС Республики Вьетнам. К боевым действиям на реках, однако, вьетнамские боевые корабли приступили только в 1953 году. Главной базой вьетнамской речной флотилии стал город Кан Тхо, расположенный на одном из рукавов Меконга. В состав флотилии входили пять переданных французами десантных кораблей LCVP американской постройки времен второй мировой войны. Все офицеры были французы. После поражения колониальных войск Франции в Индокитае южновьетнамцам в наследство достались и другие речные боевые корабли и катера, в частности, модернизированные десантные корабли LCVP и LCM, бронекатера типа STCAN/FOM, специально построенные во Франции для действий в дельте Меконга. Несколько LCM вьетнамцы переоборудовали в корабли управления и связи; в носу у них устанавливалась бронированная башня с 20-мм пушкой, в кормовой части корпуса располагалась закрытая надстройка. Кроме пушки, эти корабли вооружались 1-2 пулеметами калибра 7,62 или 12,7 мм на шкворневых турелях. Три LCM получили более мощное вооружение и бронирование. В южновьетнамском флоте их называли мониторами. Все три монитора отличались друг от друга. Как и на кораблях управления, «главный калибр» мониторов находился в носовой вращающейся башне. На одном корабле это была башня с 37-мм пушкой от бронеавтомобиля М8, на другом – специально разработанная башня с 40-мм пушкой и на третьем – еще один вариант башни с 40- мм орудием. Основу речных флотилий составляли бронекатера и бронированные LCVP. Катера типа STCAN/FOM или просто FOM 1* постройки конца 50-х годов были вооружены 12,7-мм пулеметом в башне и двумя 7,62-мм пулеметами в боковых спонсонах, причем размещение оружия позволяло сосредотачивать огонь всех трех пулеметов в носовом секторе. Мощное вооружение наряду с малыми размерами и осадкой катеров являлись их главными достоинствами, в то же время броня RAG -ботов не защищала даже от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм, а скорость их полного хода была недостаточной (не более 10 узлов). 1* STCAN/FOM по названию организации, где их спроектировали – Services Technique des Constructions et Armes Navales/France Outre Мег – аббревиатура FOM говорит о том, что катера предназначены для использования за пределами Франции), наиболее распостраненное название – RAG- боты (RAG – River Assault Group – речная ударная группа, основное соединение речного флота Южного Вьетнама Американские десантные LCVP французы модернизировали в речные катера в начале 50-х годов. Типичный «Папа-бот» вооружался прикрытой щитом 20-мм пушкой, установленной на тумбе в носовой части, и двумя 7,62-мм пулеметами в боковых спонсонах ближе к корме. С уходом Франции из Вьетнама мир на полуострове не наступил. Речные катера южновьетнамцев пытались бороться с перевозками с территории Камбоджи и ДРВ грузов и людей для отрядов Вьет Конга. В 1956 году флот имел уже шесть пунктов базирования: Мэй То, Кэт Jlo, Винь Лон, Дон Гха, Кэт Лай и Лонь Ксиен. В собственном соку азиаты варились до 1960 года, когда началась модернизация ВМС Южного Вьетнама с участием американцев. Военно-морская секция группы военных советников США насчитывала 60 человек. Проблема была не только (и не столько) в техническом оснащении флота, сколько в тактике использования кораблей. Вьетнамцы придавали свои катера и мониторы сухопутным подразделениям, командиры которых абсолютно не представляли, как применять эту силу. Кроме того, многие флотские командиры делали свой маленький бизнес – перевозили грузы и людей в своих небескорыстных интересах, причем нередко груз предназначался Вьет Конгу. Как и следовало ожидать, началась эскалация военного присутствия США. Количество советников возрастало с каждым годом, они уже вовсю принимали участие в боевых операциях. При помощи янки в дополнение к регулярному речному флоту были организованы парамилицейские формирования, так называемые «Джонк Форсез», действовавшие на вооруженных джонках, а также «Сеа Форсез», предназначенные для операций в прибрежной зоне. В 1962 году корабли, патрулировавшие прибрежные воды Тонкинского залива вблизи Демилитаризованной зоны, стали сопровождать эсминцы US NAVY. В непосредственный огневой контакт с судами коммунистов эсминцы не вступали. Используя свои РЛС, они наводили на них южновьетнамские патрульные силы. В начале шестидесятых годов в составе южновьетнамских ВМС числилось, наряду с различными вариантами LCM: 36 LCVP; два патрульных корабля, переделанных из больших десантных кораблей LSIL (бывшие LSIL-698 ВМС США и LSIL-9029 ВМС Франции); вооруженные одной 76-мм и двумя 40-мм пушками корабли «Нгуен Док Бонг» (бывшее большое вспомогательное судно ВМС США LSSL-129) и «Нгуен Нгок Лонг»; большой патрульный корабль «Линь Кейм» (бывший французский «Аркебуз», еще ранее – американский LCS «Крессман»); французские речные бронекатера STCAN/FOM (RAG -боты) и около 500 джонок. Вооруженный десантный корабль LCVP Модернизированные вьетнамцами десантные корабли LCM. Вверху показан вариант с башней от американского БА М8, внизу – с 40-мм пушкой в башне Патрульный корабль "Нгуен Нгог Лонг» 11едостаток запасных частей к французским катерам затруднял их эксплуатацию. В 27-й речной ударной группе RAG-боты заменили катерами RPC (River Patrol Craft-речной патрульный корабль). Их вооружение состояло из двух крупнокалиберных и одного 7,62- мм пулеметов. Из всех джонок парамилицейских формирований («Джонк Форсез») стационарно установленное вооружение имели только 17- метровые суда типа «Ябута»: один 12,7-мм пулемет в носу и один 7,62-мм пулемет на корме. Вооружение более мелких джонок с длиной корпуса 10-13 м состояло только из личного оружия экипажа. Джонки типа «Ябута» как правило возглавляли в патрульных операциях группы более мелких суденышек. Кроме того в патрулирован ни побережья принимали участие большой охотник типа PC «Тай Донг» и катера типа PGM американской постройки времен войны. Всего по состоянию на 1964 год в ВМС насчитывалось 6000 человек личного состава. Им «помогаю» уже 700 американцев. Вклад в боевые действия против коммунистов этих совсем немаленьких сил был минимальным. Неудивительно, что в 1964 году началась очередная реорганизация ВМС' при активном участии американских советников. Главная цель реорганизации – резко уменьшить, а еще лучше – полностью прекратить инфильтрацию судов Вьет Конга в воды Южного Вьтнама. Перевозки коммунистов шли двумя путями: по рукавам и каналам Меконга из Камбоджи (на сампанах) и вдоль побережья Тонкинского залива из ДРВ (на джонках и рыболовных траулерах). Поставил точку в реорганизации ВМС Южного Вьетнама, вместе с этим открыв уже новую главу в долгой индокитайской войне, Тонкинский инцидент. С августа 1964 г. американских военных советников сменили регулярные формирования вооруженных сил США; началась «грязная война во Вьетнаме». Американцам в конце концов пришлось взять на себя всю тяжесть войны на реках и у берегов Южного Вьетнма. Вода в реках этого региона имеет коричневый цвет, и «москитный» флот США в Индокитае получил прозвище «Эскадра Коричневой воды». ОПЕРАЦИЯ «МАРШ ПЛЭЙС». ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА 115 Самоуверенные янки совершенно не учли опыт французов. Войне на водах они не придали особого значения первую заметную операцию (не считая, конечно, действий авианосцев) американцы провели только 16 февраля 1965 г., причем флот в ней участия не принимал. Армейские вертолеты в заливе Вангро, недалеко от Нятранга, засекли замаскированный траулер, стоявший на якоре. Дабы избежать потопления, судну пришлось выброситься на берег: Согласно спешно разработанному плану, в залив предполагалось спешно перебросить южновьетнамскую пехоту на южновьетнамских же кораблях. Однако из за несогласованных действий и взаимных препирательств командиров, южновьетнамцы появились в заливе только спустя двое суток. За это время въетконговцы успели поч ти полностью разгрузить траулер и эвакуировать оружие, медикаменты и снаряжение из опасного района. Таким образом, 18 февраля южновьетнамцам в заливе делать было уже нечего. Добыча «уплыла». Этот случай стал последней каплей, переполнившей чашу терпения американского главкома в Индокитае генерала Уэстморленда; 3 марта он созвал совещание, на кот ором устроил разнос местным американским флотоводцам. «Почему столь многочисленный флат ничего не может сделать с партизанскими перевозками?» Все операции в прибрежной зоне отныне должны были выполнять корабли ВМС США. Типичная джонка, использовавшаяся вьетконговцами для перевозки оружия и боеприпасов Патрульный катер типа PCF («Свифт») Рекомендации совещания стали претворяться в жизнь немедленно. Уже 16 марта на патрулирование вод вблизи границы с ДРВ вышли эсминцы DD 806 «Хигби» и DD 666 «Блэк». С воздуха патрулирование проводили самолеты авиации флота Р 2V, базировавшиеся на авиабазе Тан Сон Нат. Неделей позже, 24 марта, действия по пресечению каботажных перевозок получили наименование «Операция Маркет Плэйс». В апреле в операции принимали участие 28 боевых кораблей оперативной группы «Тэск Форс 71», в которую входили эсминцы и 36 патрульных катеров типа PCF («Свифт»). Последние пользовались большой популярностью у личного состава. «Свифты» адаптировали под вьетнамские требования из гражданских катеров, которые использовались в Мексиканском заливе для доставки людей и грузов на нефтяные платформы. Алюминиевые катера длиной 15 метров под двумя 475 -сильными дизелями развивали скорость до 25 узлов и были вооружены спаренным 12,7-мм пулеметом на крыше рубки и еще одним пулеметом такого же калибра, установленным на одной тумбе с 81 мм минометом в кормовой части палубы катера. Экипаж катера состоял из командира, пяти матросов и вьетнамца- переводчика. Обеспечивали действия «Свифтов» десантные корабли LST, переделанные в плавбазы катеров. Береговая охрана США отрядила в «Тэск Форс 71» семнадцать 82- фуговых патрульных катеров WPB (всепогодные патрульные катера). Длина корпуса WPB 25 м, его 800 сильный дизель позволял развивать на еггокойной воде скорость в 18 узлов. В отличие от полностью алюминиевых PCF, из «крылатого металла» на WPB изготовлены были только надстройки, корпус катера – стальной. Экипаж – 11 человек, вооружение – четыре 12,7 мм пулемета и еще один такой же пулемет, установленный на одной тумбе с 81 -мм минометом. Катера Береговой охраны прикрывали наиболее опасные участки вблизи 17 й параллели (12 й дивизион) и границы с Камбоджей (11-й дивизион). Формально до августа 1964 г. «Тэск Форс 71» подчинялось командованию Тихоокеанского флота США, с августа – непосредственно генералу Уэстморленду, тогда же «Тэск Форс 71» поменяла номер на «115». Несмотря на отдельные успехи, такие как перехват эсминцем DD761 «Бак» джонки с оружием, эффективность действий флота возросла незначительно. На отсутствие результатов обратил свое внимание в ходе поездки на театр военных действий министр обороны США Роберт Макнамара. После этой поездки количество «Свифтов» возросло до 44. Основными базами «Тэск Форс 115» стали Кам Рань, Куи Нон и Вант Тау. Пункты базирования имелись но всему побережью Южног о Вьетнама. Прибрежные районы разбили на девять патрульных зон шириной 40 миль и длиной 80- 120 миль каждая. В каждой зоне постоянно дежурили патрульные катера и эсминцы. Иногда эсминцы заменяли тральщиками. Летом 1965 года «Тэск Форс 115» опять усилили, доведя количество «Свифтов» до 84, a VVPB до 26, что позволило организовать третий – 13 й дивизион катеров WPB. «Свифты» были сведены в шесть дивизионов. Максимальное количество катеров, входивших в 115 ю оперативную группу, достигало 144. Обычно в каждой зоне патрулировал эсминец или тральщик типа «Эджайл» и дивизион из четырех «Свифтов», причем катера действовали индивидуально, каждый в своем районе. Наиболее лакомую добычу для патрульных сил ВМС США представляли 100-тонные траулеры 125-й морской транспортной группы вооруженных сил ДРВ. Эти суда были наиболее крупными транспортами, доставившими грузы в Южный Вьетнам. Наибольших успехов в перехвате траулеров добились корабли Береговой охраны США. В мае 1966 г. катер «Пойнт Грей» (WPB 82324) перехватил такое судно в районе полуострова Kay May. Траулер выбросился на берег. Десантная партия с WPB, попытавшаяся высадиться на судно, была встречена автоматным огнем. На помощь «Пойнт Грей» оперативно пришел «Пойнт Кипресс» (WPB 82326). Катера огнем своих крупнокалиберных пулеметов подожгли северовьетнамское судно. Это был реванш за Вангро. Месяц спустя, 20 июня, «Пойнт Легю» (WPB 82304) обнаружил траулер в районе ВангТау. При попытке приблизиться к судну катер подвергся обстрелу. Завязалась перестрелка. С подходом еще двух катеров «Пойнт Слокам» (WPB 82313) и «Пойнт Гудзон» (WPB 82322) траулер удалось взять на абордаж. Судно отбуксировали в порт Ванг Тау; Вьет Конг не досчитался нескольких тонн оружия, боеприпасов и медикаментов. Два потерянных за один месяц траулера снизили активность перевозок коммунистов на прибрежных маршрутах. Некоторое разноообразие в рутинный досмотр джонок рыбаков и «мирных» контрабандистов внесли американские летчики. В августе 1966 г. патрульный самолет обнаружил в ночной темноте подозрительное судно. Летчики атаковали незнакомца и заставили его выброситься на берег. Результаты обстрела двое убитых, трое раненых. Как выяснилось, незнакомцем оказался WPB 82330 «Пойнт Уэлкем». Тяжело поврежденный катер пришлось отбуксировать на ремонт в Да Нант. Год 1966 стал переломным. До 1966 года примерно три четверти грузов для отрядов Вьет Конга дост авлялись морем, после – всего 10%. О напряженной работе экипажей «Свифтов» и WPB говорит тот факт, что в среднем в 1966 году ежемесячно досматривалось порядка 16000 джонок, более чем по 100 на каждый патрульный катер. Кроме чисто патрульных операций, катера привлекались к обеспечению действий сил специальных операции (в том числе и на реках), обстреливали из бортового оружия подозрительные места побережья. Патрульный катер береговой охраны типа WPB Катер "Пойнт Лепо" на фоне горящего северовьетнамского траулера, июнь 1966 г. Жертва американских катерников – северовьетнамский траулер По достоинству оценив высокую выучку экипажей катеров, а также большую мореходность и автономность WPB по сравнению со «Свифтами», командование ВМС обратилось в начале 1967 года к Береговой охране с просьбой направить во Вьетнам более крупные корабли. Ими стали пять патрульных катеров тина WHEC (катера большой автономности): «Хаф Мун», «Якутат», «Гришэм», «Баратия» и «Беринг Стрэйт». Позже к ним присоединились «Андроскоггин», «Винона», «Кэстл Рок», «Кук Икнет», «Раш», «Шерман», «Моргентау» и «Миннетонка». Каждый «катер» имел длину 95 м и был вооружен 127 мм орудиями… Эти корабли не вписали замечательных боевых страниц в историю американских ВМС, но их присутствие в водах Индокитая позволило по-новому организовать патрульную службу. Корабли стали снабжать всем необходимым катера, меня ть на них экипажи, в результате резко возросло время нахождения катеров на позициях. В целях повышения автономности катеров командование «Тэск Форс 115» попыталось перевести большинство патрульных станционаров со «Свифтов» на WPB, однако такое решение в штыки восприняли команды «Свифтов», не желавшие переходить пусть на более мореходные, но менее маневренные WPB. В феврале во Вьетнаме появились новые корабли – патрульные артиллерийские катера типа «Эшвилл», разработанные специально под «индокитайские» требования. Катера могли разгоняться со «стопа» до 40 узлов всего за минуту и были вооружены 76 мм орудием с радиолокационным наведением, 40-мм пушкой, 81 мм минометом и двумя крупнокалиберными пулеметами. Но мореходности и автономности они не уступали WPB. В составе «Тэск Форс 115» проходили испытания в боевых условиях два патрульных катера на подводных крыльях PGH 2 «Тукумкари» и PGH-1 «Флэгстафф». Эти катера развивали скорость до 50 узлов, а их вооружение было вполне адекватно поставленным задачам – 40-мм пушка и шесть 12,7 мм пулеметов, но из-за проблем с обслуживанием этих новинок и ограниченной мореходности боевая карьера катеров оказалась недолгой. Дивизион из трех катеров типа «Эшвилл» (PG 84 «Эшвилл», PG 85 «Гэллап» и PG88 «Крокетт») и двух PGH базировался в Кам Рани. За весь 1967 год катерам удалось перехватить только один траулер: в июле WP 82319 «Пойнт Ориент» принудил выброситься на пляж северовьетнамское судно. Зато следующий 1968 год оказался для американских патрулей удачным. Морские перевозки резко активизировались, поскольку отряды Вьет Конга спешно восполняли потери, понесенные в ходе «новогоднего» наступления. В феврале флотилия из нескольких «Свифтов», «Пойнт Грэя» и «Пойнт Уэлкема», возглавляемая «Андроскоггеном», потопила траулер в районе Да – Нанга. В этот же день еще один траулер потопили «Свифты» и WPB в районе Ня Транга. Третий за день транспорт был уничтожен в районе Kay May, здесь постарались экипажи «Виноны», «Пойнт Гудзона», «Пойнт Марона» (WPB 82331) и «Свифтов». Еще один траулер загнал в территориальные воды ДРВ сторожевик «Миннетонка». Три транспорта за день – это самый крупный успех «Тэск Форс 115» за все время боевых действий. После тяжелых потерь в феврале траулеры долго не рисковали соваться в воды Южного Вьетнама, что позволило в гораздо большей, чем обычно, степени привлекать большие катера и сторожевики Береговой охраны к обстрелу побережья. Экипажи катеров занимались также проведением поисково спасательных операций и гидрографическими работами. В 1969 году, в духе всеобщей «вьетнамизации», американские моряки стали готовить себе смену. Подготовка южновьегнамских экипажей катеров WPB началась сразу во всех трех дивизионах. Первыми ВМС республики Вьетнам передали WPB 82310 «Пойнт Гарнет» и WPB 82304 «Пойнт Легю», последний WPB вьетнамцы получили 15 августа 1970 г В начале 1970 года вьетнамский флаг подняли над сторожевиками «Якутат», «Беринг Стрэйт», «Кэстл Рок» и «Кук Инлет». Все катера и корабли американской Береговой охраны были сведены в 1970 г. в одно соединение. До ухода янки из Индокитая американским сторожевикам еще два раза удалось перехватить северовьетнамские траулеры. В ноябре 1970 г. «Раш» и «Шерман» орудийным огнем потопили один транспорт, а в апреле 1971 г. «Раш» в компании с «Моргентау» отправили на дно в районе полуострова Kay May еще один. К концу 1971 года в водах Вьетнама остался только «Кук Инлет». 21 декабря его передали вьетнамцам. Стоит отметить, что американские патрульные силы не столько воевали, сколько работали – не было у катеров и кораблей на море достойных противников. За всю войну на кораблях Береговой охраны было убито семеро (трое из них на совести американской авиации) и ранено 53 человека, примерно такие же потери были в составе команд «Свифтов». Зато потери коммунистов в столкновениях с морскими силами оцениваются от 1 000 до 10 000 убитых и раненых (последняя цифра весьма сомнительна, ее приводят эмигранты из Сайгона). 12,7-мм пулемет на одной тумбе с 81-мм минометом на корме – характерный вариант вооружения америкаских катеров Кроме патрульных сил прибрежной зоны, в состав оперативной группы 115 входили подразделения, главной задачей которых была охрана южновьетнамских ггортов. Необходимость такой службы наглядно продемонстрировал взрыв боевыми пловцами Вьет Коша американского транспорта на рейде Сайгона в 1964 году. Реально силы охраны портов в Южном Вьетнаме американцы развернули только к 1967 году. Их организация включала три элемента: центральный пост управления охраной порта, патрульные силы акватории порта и досмотровые команды, отвечавшие за проверку судов и джонок, входящих в порт. В (967 году пять главных портов Южного Вьетнама в рамках операции «Надежная дверь» получили защиту; в первую очередь охранять стали самый крупный порт – Кам Рань и «ворота» Сайгона Вант Тау. На вооружении патрульных сил имелось 24 быстроходных катеров LCPL, вооруженных одним- двумя крупнокалиберными пулеметами. Организовали и своего рода «силы быстрого реагирования», на вооружении которых были стеклопластиковые лодки «Скиммер», оснащенные двумя 75-сильными подвесными моторами. Лодки вмещали пять-шесть человек, что обычно было вполне достаточно для досмотра неожиданно появившихся джонок. Силы охраны портов оставались в Индокитае до 1972 года, но в 1971 году все плавсредства и прочую технику передали вьетнамцам. После передачи техники вьетнамцам личный состав американских патрульных сил не покинул Вьетнам, практически в полном составе янки задержались еще на год, но уже в качестве советников ОПЕРАЦИЯ «ГЕЙМ УОРДЕН». ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА 116 Датой отсчета истории 116-й оперативной группы («Тэск Форс 116») считается 18 декабря 1965 г. На это соединение легла основная тяжесть речной войны. Первоначально планировалось, что TF-116 будет оказывать помощь южновьетнамским катерникам в дельте Меконга и в районе Сайгона, на деле – аборигены оказывали помощь американцам, а чаще всего корабли TF-116 действовали самостоятельно. В Вашингтоне посчитали, что для обеспечения безопасности внутренних водных путей юга Вьетнама будет достаточно 120 быстроходных катеров типа PBR и двадцати десантных кораблей типов LCVP, LSD и LST. Формируемое соединение задумывалось как комбинированная группа: боевым кораблям придавалась эскадрилья вооруженных вертолетов UH- 1В. Основой корабельного состава TF- 116 были быстроходные катера типа PBR. Для подразделений, действовавших на крайнем юге Вьетнама «пиберы» стали речным аналогом воздушного «мастера на все руки» – многоцелевого вертолета UH-1 «Хью». Не в последнюю очередь благодаря Фрэнсису Копполе, снявшего PBR в знаменитом фильме «Апокалипсис сегодня», этот катер стал таким же символом войны США во Вьетнаме, как штурмовая винтовка М16 и вертолет «Хью». Американские войска, действовавшие в Дельте очень быстро почувствовали на собственной шкуре необходимость быстроходных речных катеров, способных выполнять высадку небольших десантов, огневую поддержку, патрулирование, эвакуацию раненых и массу других задач. Командование ВМС, вынашивавшее планы создания речной флотилии в Индокитае весь 1965 год, оказалось в довольно затруднительном положение. Во первых, катера требовались немедленно и времени на долгие проектные работы не было; во вторых – никто не знал какими эти катера должны быть. Как всегда в подобных случаях, на помощь военным пришли акулы капиталистического труда, почуявшие запах хороших денег. Быстроходный катер LCPI, входивший в состав сил охраны портов Адмиралам предложили свои услуги сразу несколько фирм, строивших маломерные быстроходные речные катера, предназначенные д!гя гражданского использования. Инженеры этих фирм оперативно сделали проекты размещения на корабликах разнообразного вооружения. Выиграла конкурс на постройку 120 катеров фирма Юнайтед Ботбьюлдерз. Контракт с ней ВМС подписали в ноябре 1966 г., при этом стоимость одного катера определялась в 75 000 зеленых (позже цена выросла до 90 000). В основу проекта был положен коммерческий катер «Гаттерос», имевший стеклопластиковый корпус. Получившийся на его основе «пибер» при небольших размерениях (длина всего 9 м) развивал скорость 25 узлов и нес чрезвычайно мощное вооружение – три пулемета калибра 12,7 мм, один 7,62-мм пулемет и автоматический гранатомет Mk. 18. Два водометных движителя обеспечивали прекрасную маневренность и проходимость по мелкой воде (катера оказались способными действовать на глубинах более 30 см, то есть – в луже!). За счет реверса водометов катер останавливался с полного хода, пройдя всего 10 м. Однако применение водометных движителей имело и негативные моменты. «Пиберы» теоретически могли действовать на затопленных овощных плантациях и рисовых чеках, на практике же водометы быстро забивались растительностью, и катера оставались без хода. Благодаря навигационной РЛС Рейтеон 1900/W, катера были способны действовать на рукавах Меконга круглосуточно. Первый катер PBR передали ВМС в феврале 1966 г. (на два месяца раньше срока, предусмотренного контрактом). Экипаж «Свифта» готовится к осмотру вьетнамской джонки Легендарный катер PBR Плавбаза для обеспечения боевых действий "пиберов" («Гарретт Каунти») Довольно многочисленные десантные корабли предназначались для обеспечения боевых действиях речных катеров. Все корабли были переоборудованы в плавучие базы. На них оборудовалась вертолетная площадка, рассчитанная на два «Хыо», и монтировались швартовочные узлы для катеров PBR. Первые четыре десантных корабля LSD -26 «Тортуга», LSD-2 «Билль Гров», LSD 19 «Комсток» и LST 762 «Флойд Каунти» модернизировались в спешном порядке. Когда же было признано необходимым увеличить состав сил, задействованных в операции «Гейм Уорден», десантные корабли стали переделывать в плавбазы «пиберов» но специальному проекту. Для модернизации в плавбазы катеров PBR были взяты танкодесантные корабли LST-786 «Гарретг Каунти», LST 821 «Харнст Каунти», LST-838 «Хантердон Каунти» и LST 846 «Дженнингз Каунти». Каждая плавбаза могла поддерживать операции тридцати катеров. В трюмах кораблей оборудовались мастерские для ремонта механических и электрических узлов и систем катеров; при необходимости с помощью корабельного крана можно было поместить в трюм сам катер. Вертолетная площадка оборудовалась светотехнической системой, обеспечивавшей круглосуточные взлет и посадку вертолетов. Оперативная группа 116 подразделялась на две флотилии: TF-116.1, ответственную за операции в Дельте и TF-116.2, действовавшую в специальной зоне Рант Сат. Первая флотилия по своим возможностям значительно превосходило вторую; ей предназначались 80 из 120 «пиберов» первого заказа, но и район ее ответственности был гораздо больше. Первые катера прибыли во Вьетнам в феврале 1966 г., а к боевому патрулированию «пиберы» приступили в марте. Их действия не носили характер организованной кампании, а скорее походили на испытания в боевых условиях. Катеров и обученных экипажей было еще мало, отсутствовало тыловое обеспечение. Пока из Штатов не прибыли плавбазы, катера базировались в речных портах Ня Би (район Сайгона) и Кэт Ло (один из главных рукавов Дельты). Первый боевой опыт катерников немедленно обобщался в Военно-морском учебном центре речных операций, расположенном в Калифорнии. В этом центре проходил подготовку личный состав TF-116. (Продолжение следует) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|