|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Секретные монстры Объект 770 Окончание. Начало см. №№ 3, 4/99 ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ С ПУШКОЙ М-65 12 августа 1955 г. вышло Постановление СМ СССР № 1498-837 о начале проектирования тяжелых танков об.279 и 770. Этим же постановлением было начато проектирование 130-мм нарезной пушки М-65 к этим танкам. Технический проект 130-мм пушки М-65 был выполнен КБ завода № 172 под руководством М.Ю.Цирульникова весной 1956 г., а в июне 1956 г. были начаты испытания опытных образцов пушек. Ствол пушки М-65 состоял из трубы моноблока, кожуха, казенника, эжектора и целевого дульного тормоза. Заряжание пушки раздельно-гильзовое, вес заряда 12,2 кг, подача механическая, досылатель электромеханического типа. Поскольку пушка не была принята на вооружение, официальная скорострельность ее отсутствует, но прорабатывался вариант подачи, допускаемой скорострельностью 10-15 выстр./мин. Пушка была оснащена двухплоскостным стабилизатором «Гроза», прицелом-дальномером ТДПС и ночным прицелом ТПН-1. Пушка М-65 была установлена в опытные тяжелые танки об. 277, 278, 279 и 770. Кроме того, с пушкой М- 65 проектировалась казематная установка. Чтобы не возвращаться к вооружению этих танков скажем, что все они имели по одному 14,5-мм пулемету КПВТ, спаренному с пушкой. Следует отмстить, что фактически проектирование новых тяжелых танков началось в январе 1955 г., еще до выхода Постановления № 1498- 837. Танк разрабатывался в двух варианта?:: об.277 и об.278 с газотурбинной установкой (ГТУ). Оба варианта отличались лишь моторными отделениями. В об.277 в качестве двигателя предполагалось использовать модернизированный вариант дизеля В-2 мощностью 1000 л.с. или морской дизель М-850, серийно изготавливавшийся Ленинградским заводом им. Ворошилова. Котин предпочел синицу в руках и не ошибся – модернизированный образец двигателя В-2 конструкции И.Я.Трашутина был выпущен лишь в 1958 году и то в опытных экземплярах. Л об.277 получил отличный двенадцатицилиндровый дизель, развивавший мощность 1090 л.с. при 1850 об/мин. Дизель М-850 был расположен по оси танка, а по бокам размещались эжекторы системы охлаждения, под ними – масляный и топливный баки. В передней части моторно-трансмиссионного отделения установливался воздухоочиститель. В корме, между бортовыми редукторами, были размещены восьмискоростная планетарная коробка передач с механизмами поворота типа ЗК и гидравлическая система управления. Опорные катки небольшого диаметра с внутренней амортизацией конструктивно были подобны каткам первых образцов танков КВ и давали экономию по массе машины. Это позволило увеличить длину торсионов за счет выноса головок внутри опорных балансиров до наружной кромки катков. На крайних опорах предусмотрели гидравлические амортизаторы телескопического типа. Длинные торсионы в совокупности с гидроамортизаторами обеспечивали тяжелому танку достаточную плавность хода и позволили рассчитывать на высокие скорости при движении по пересеченной местности и неровностям почвы. Броня об.277 выдерживала выстрелы почти в упор калиберными бронебойными снарядами 122-мм "пушки Д-25Т. Не пробивали ее и состоявшие на вооружении к 1957 году 76 – 122-мм кумулятивные снаряды и реактивные гранатометы. На об.277 впервые были установлены элементы противоатомной защиты . Впервые в отечественной практике был принят прицел-дальномер ТПД-2С, в котором сочетался стабилизированный в двух плоскостях прицел с оптическим дальномером с базовой трубкой, расположенный снаружи поперек башни. Созданию ТПД- 2С предшествовали длительные испытания, проведенные совместно Кировским заводом с Красногорским механическим заводом на опытном танке об.269 в 1953-1954 гг. В объект 277 был установлен полуавтоматический кассетный механизм заряжания. Снаряды размещались вертикально в замкнутом цепном транспортере, расположенном в задней части боевого отделения на вращающемся полу за границей отката пушки, а гильзы укладывались горизонтально на специальном транспортере, установленном в нише башни. Снаряд автоматически поворачивался в горизонтальное положение и подавался на линию досылания. Далее снаряд на лотке соединялся с гильзой, после чего выстрел целиком за один ход досылателя подавался в камору орудия. Тяжелый танк об.277. Данные тяжелых отечественных танков 1945-1960 гг.
Примечания: * – заряжение вручную/с механизмом досылания; ** – угол ВН см данные пушки М-65 (± 1°). Тяжелый танк об. 277 Тяжелый танк об. 279 Тяжелый танк об. 279 в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке Экипаж танка состоял из четырех человек, командира, наводчика, заряжающего и механика водителя. В феврале 1956 г. в ГБТУ был рассмотрен и отклонен эскизный проект об.277. Однако в течение месяца КБ ЛКЗ доработало проект и добилось его утверждения. В 1957 году на Кировском заводе было изготовлено два опытных образца об.277 и начаты их заводские испытания. Один образец об.277 был продемонстрирован Хрущеву. Но вождю танк не понравился, поскольку его убедили, что «единый» (т.е. средний) танк может решать все задачи тяжелого танка. На об.278 предполагалось установить первый отечественный и, по – видимому, первый в мире танковый газотурбинный двигатель ГТД 1 мощностью 1000 л.с. Было изготовлено и испытано два двигателя ГТД1, однако с прекращением работ по тяжелым танкам были закрыты работы и по ГТД 1. В 1952 году в КБ ЛКЗ под руководством Л.С.'Гроянова был разработан проект уникальною тяжелого танка с четырьмя гусеницами об.279. Танк имел литую башню, а корпус был сварен из четырех литых блоков. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни у этого танка не пробивалась 122 мм бронебойным и 90-мм кумулятивным снарядами при всех углах обстрела. Лобовая броня корпуса была в два раза толще, чем у серийного танка Т-10М. Кроме того, конструкция литого корпуса и башни предусматривала противокумулятивные экраны. Среди всех тяжелых танков об.279 имел наименьший забронированный объем (11,47 м2 ). В танке устанавливался 16-цилиндровый дизель 2ДГ8-М с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л.с. при 2400 об./мин. Он работал совместно с ГМТ. В ходовой части применялась гидропневматическая подвеска и ленточный гусеничный двигатель, в состав которого входило четыре гусеницы с закрытым металлическим шарниром. Такая конструкция обеспечивала высокую проходимость и исключала посадку танка на днище. Однако она была очень сложной, затрудняла эксплуатацию и ремонт в полевых условиях. Первый опытный образец танка был изготовлен ЛКЗ в 1959 году, еще два в 1960 году. В 1957 году в КБ ЧКЗ под руководством П.П.Исакова был спроектирован тяжелый танк об.770 и изготовлен его опытный образец. Корпус танка был цельнолитым, его лобовая броня обеспечивала защиту от 122- мм бронебойного снаряда при обстреле с дистанции 200 м. Наклонные листы корпуса имели угол от 64° до 70° к вертикали, толщина их соответственно, от 65 до 84 мм. Башня танка литая, толщина ее лобовой брони 290 мм. Поперек корпуса был установлен 10-цилиндровый четырехтактный дизель ДТМ-10 мощностью 1000 л.с. при 2500 об./мин. Трансмиссия гидромеханическая, с комплексным гидротрансформатором и планетарной коробкой передач. В ходовой части применена гидропневматичсская подвеска, опорные катки большого диаметра с внутренней амортизацией и гидравлический механизм натяжения гусениц. Вид на правую сторону башни тяжелого танка об. 279 Объект 279, Вид спереди ¦Ходовая часть танка об. 279 Тяжелый танк об.279, Таким образом, к 1961 году проходили полигонные испытания четырех типов тяжелых танков с пушкой М 65. Но 17 февраля 1961 г. грянул гром – вышло Постановление СМ СССР № 141 – 5 «В целях ускорения выполнения первоочередных важнейших разработок…» В этих неуклюжих цветистых фразах заключался смертный приговор отечественным тяжелым танкам все разработки были прекращены. А в 1966 году был снят с производства танк Т-10М. На вооружение же он оставался до 1993 года. Единого мнения о целесообразности прекращения работ над тяжелыми танками до сих пор нет. Сторонники тяжелых танков не без основания ссылаются на опыт западного танкостроения. Действительно, вес современных «основных боевых танков» давно превысил 50-тонный рубеж. Так, вес американских танков «Абрамс» М1А1 составляет 57,1 т, М60АЗ – 51т; английского «Челенджера» – 62 тонны; немецкого «Леопарда-2А4» – 55,2 т; израильского «Меркава» Мк.2 – 60 т. и т.д. С другой стороны, из приводимых в статье таблиц явствует, что в середине 60-х годов отечественные средние танки по защищенности подошли близко к тяжелым танкам, а по бронепробиваемости орудий даже превзошли. Вряд ли кто либо рискнет оспаривать превосходство 125-мм гладкоствольных пушек семейства Д81 над 130-мм нарезными пушками М-65. Кстати, гладкоствольные пушки Д-81 выдержали конкурс с мощными нарезными системами 122 мм пушкой Д-83 и 130-мм пушкой, проектировавшейся для танков Т-64 и Т-72. Кроме того, большую роль сыграло и развитие ПТУР. Так или иначе, а стальные гиганты, избежавшие мартеновских печей, нашли свой последний приют в павильонах музея в подмосковном городке Кубинка. Игорь Шмелев |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|