|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тяжелая артиллерия советского периода Продолжение. Начало см. «ТиВ» №№ 9, 10/98, №№ 1,2,3/99 450-ММ ГАУБИЦА БР-23 История создания гаубицы 14 мая 1941 г. маршал Кулик направил наркому Тимошенко доклад с предложением начать изготовление 450-мм гаубиц Бр-23. Испытания Бр-18 (см. ниже) показали слабое бетонобойное действие ее снарядов. В принципе, Бр–5 и Бр-18 были рассчитаны на разрушение железобетонных перекрытий толщиной от 1,0 до 2,1 м, 500-мм гаубица ТГ-1 должна была разрушать перекрытия до 4,4 м, но она была привязана к железнодорожной колее. Кулик предложил изготовить достаточно мобильную 450 мм полевую гаубицу, рассчитанную на передвижение по грунтовым дорогам. В 1940 году ЛУ Красной Армии были разработаны тактико-технические требования, которые были согласованы с генштабом Красной Армии, и на их основе заключен договор с заводом № 221 на проектирование 450- мм полевой гаубицы. Состояние работ на 1 мая 1941 г.: 1) Заводом № 221 разработан эскизный проект, который был утвержден ЛУ ГАУ 17 июня 1940 г. 2) Разработан технический проект, который был утвержден АК ГАУ 26 октября 1940 г. 3) Разработан полный комплект рабочих чертежей 450 мм полевой гаубицы. 4) По тактико-техническим требованиям ГАУ заводом № 221 и ЛНИОПом был разрешен вопрос о наложении на лафет 450-мм полевой гаубицы ствола 305-мм пушки. В мае 1940 г. было принято постановление Комитета обороны «Об изготовлении 450-мм гаубицы, полигонного станка для ее испытаний и выстрелов к ней». Заводу № 22I поручалось изготовить 450-мм гаубицу и полигонный станок со сроком сдачи 1 квартал 1942 года. К тому же сроку наркомат боеприпасов должен предоставить снарядов: [Табл. 88] Таблица 88
Чертежи снарядов были разработаны НИИ -24. Устройство системы Ствол моноблок с коническим лейнером. Первоначально предполагалось принять постоянную крутизну нарезов в 20 клб, но после неудачных стрельб 203-мм гаубицы М-40 было решено делать нарезку в 25 клб. Затвор помещен в моноблоке. Затвор поршневой, открывался вверх с помощью пружинного уравновешивающего механизма. Заряжание картузное. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, состоял из двух цилиндров, расположенных внизу ствола в корытообразной люльке. Накатник гидравлический, состоял из двух цилиндров, расположенных над стволом, а между ними расположен цилиндр пружинного уравновешивающего механизма затвора. Механизм вертикального наведения имел привод от электромотора, а также ручной привод с двумя скоростями наведения. Электродвигатель вертикального наведения развивает мощность 6 л. с. при 750 об./мин. Механизм горизонтального наведения имел только ручной привод также с двумя скоростями наведения. Верхний станок вместе с люлькой соединялся с нижним станком при помощи болтов и разъединялся только при переходе в походное положение. Нижний станок накладывался на основание и вращался передней частью на опоре с шаровым погоном. В хоботовой части нижнего станка имелись подрессоренные катки. Приспособление для заряжания было принято в виде падающей каретки с лотком, перемещаемой по наклонным направляющим ферм. Подача каретки осуществлялась от электромотора и вручную. Угол заряжания составлял 7°, что позволяло осуществлять досылку снаряда вручную. При переходе из походного положения в боевое должен был отрываться котлован длиной 5 м, шириной 12 м и глубиной 1 м. Сзади и спереди котлована укладывался рельсовый путь. Перевооружение гаубицы производилось при помощи крана. В походном положении система разделялась на шесть повозок: первая – ствол моноблок с затвором; вторая блок с противооткатными устройствами; третья – люлька с верхним станком; четвертая – нижний станок; пятая – передняя часть основания; шестая – задняя часть основания. [Табл. 89] Таблица 89 Данные 450-мм гаубицы Бр-23 (по техническому проекту) Калибр, мм 450 Длина ствола, мм/клб. 9500/21 Крутизна нарезов, клб первоначально 20, затем 25 Число нарезов 96 Глубина нареза, мм 4,5 Угол ВН -7°; +70° Угол ГН 50° Скорость вертикального наведения, град/с: от электродвигателя 7 вручную 2 Скорость горизонтального наведения вручную, град/с 0,7 Длина отката, мм 1400 Высота линии огня, мм.. 2700 Габариты системы в боевом положении: длина при угле ВН 0°, м.. 12,5 ширина, м 11,1 Вес системы в боевом положении с подъемниками снарядов, т 110 Вес системы в походном положении 150 Число повозок 6 Максимальный вес повозки, m около 26 Ширина хода, мм 2150 Клиренс, мм 420 Скорострельность 1 выстрел в 5 минут Время перехода из походного положения в боевое (без рытья котлована), час 6 Скорость возки повозок по шоссе, км/ч 25-30 Прицел гаубицы МЦ-4 Таблица 90 Боеприпасы и баллистика Бр-23
Бетонобойный снаряд должен был пробивать 3,3-метровое железобетонное перекрытие. Максимальное давление в канале составляло 1860 кг/см2 . [Табл. 90, 91] 500-ММ ПОЛЕВАЯ ГАУБИЦА История создания и устройство системы Эскизный проект 500-мм полевой гаубицы был разработан в НИО АНИ- 011а под руководством начальника 2 го сектора Н. Иванова. Чертежи эскизного проекта были подписаны к 16 января 1940 г. Ствол был скреплен кожухом. Дульный тормоз отсутствовал. Затвор поршневой. Внешне качающаяся часть походила на Б-4. Механизм вертикального наведения имел два зубчатых сектора. Щита не было. В связи с началом Великой Отечественной войны работы над гаубицей были прекращены. [Табл. 92] Таблица 91 Вес заряда Бр-23
Таблица 92 Данные гаубицы Калибр, мм 500 Длина ствола полная, мм/клб 9975/20 Угол ВН +72° Угол ГН +9° Длина отката, мм 1800 Высота линии огня от платформы, мм 3000 Высота системы по верху казенника, мм 4400 Длина установки со стволом (при 0°), мм 13 250 Вес системы в боевом положении, т около 220 В походном положении система перевозится на 12 повозках. 210-ММ ПУШКА БР-17 И 305-ММ ГАУБИЦА БР-18 История создания Летом 1937 года комиссия в составе видных советских артиллеристов посетила завод «Шкода» в Чехословакии. Там ей были представлены проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы. Огвол пушки был лейнированный, а гаубицы – скрепленный. Затворы у обеих систем клиновые горизонтальные, заряжание раздельно-гильзовое. Не удержусь от авторской реплики – на отчете комиссии какой-то умник из АУ подчеркнул «раздельно-гильзовое» и размашисто написал: «Это минус – нужно картузное». В итоге советская сторона предложила фирме Шкода внести в конструкцию артиллерийских систем ряд изменений. По результатам переговоров фирма доработала проект. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным. Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Шкода, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация на изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила 2 375 000 долларов (около 68 млй. крон). Чтобы ускорить постановку валового производства артсистем на отечественных заводах было принято решение начать производство сразу целой опытной серии и притом по чертежам фирмы, не проверенным в производстве. Изготовление опытной серии 210-мм пушек и 305-мм гаубиц (по шесть штук) постановлением Комитета обороны № 76 от 8 мая 1938 г. было возложено на завод № 221 1*. Кроме того, фирма Шкода поставляла (по другому договору с промышленностью) три комплекта поковок ствола и затвора для 305-мм гаубицы в I квартале 1939 года и шесть комплектов поковок ствола и затвора для 210- мм пушек в I полугодии 1939 года (по одному комплекту ежемесячно), а также готовый инструментарий через месяц после внедрения его в производство на заводе «Шкода». Первая партия чертежей стволов с затворами и поковок была получена от фирмы Шкода в августе 1938 г. Только в ноябре 1938 г. на заводе № 221 («Баррикады») было организовано небольшое ОКБ и ОТБ (особое техническое бюро) для подготовки чертежей и технологии фирмы Шкода к производству. Впоследствии ОКБ и ОТБ были значительно расширены. Работы над дуплексом именовались «Сталинским заказом». Как уже отмечалось, первоначально было решено изготовить опытные образцы по чертежам фирмы без каких либо изменений. Тем не менее, представители НИИ-13 настаивали на введении углубленной нарезки, так как глубина нарезки у фирмы Шкода была менее 1%, а завод № 221 хотел внести изменения в чертежи фирмы в основном с целью упрощения производства системы. Окончательно, протоколом от 15 сентября 1939 г., утвержденном Наркомом вооружений и начальником АУ РККА, было решено внести некоторые изменения в чертежи фирмы, в том числе упростить часть деталей, заменить кое-где поковку литьем, сократить расход бронзы, перейти на ОСТ и прочее. Основные изменения завода № 221 1) По 210-мм стволу: Ствол «Шкода» состоял из моноблока, муфты, опорного кольца и лейнера. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера. Лейнер «Шкода» цилиндрический, а завода № 221 – конический с выступами у казенного торца. Диаметральный зазор между лейнером и моноблоком с 0,1-0,2 мм доведен до 0,25 мм (постоянный). Предел упругости лейнера повышен до 80 кг/мм2 . 2) По 305-мм стволу: Ствол «Шкода» состоял из кожуха, трубы, лейнера, скрепляющего кольца и муфты. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера. 3) По затворам 210-мм и 305-мм: Ударно-спусковой механизм фирмы Шкода был заменен на ударно- спусковой механизм гаубицы Б-4. Кроме того, была упрощена рама затвора. 4) Прочее: Внесен ряд изменений в повозках. Для них приняты отечественные колеса. Изменено приспособление для заряжания. 1* Иногда 8 мая 1938 г. считается датой принятия Бр-17 и Бр-18 на вооружение (Латухин А Н. «Современная артиперия», М. 1970). Пушка Бр-17 в боевом положении (вид слева) 1 – ствол; 2 – привод прицела; 3 – подъемный механизм; 4 – люлька с противооткатными устройствами; 5 – прицеп; 6 – поворотный механизм; 7 – затвор; 8 – приспособление для заряжания; 9 – основание; 10 – станок; 11 – вспомогательное оборудование Работы по созданию опытных образцов Постановлением КО № 142 от I июня 1939 г. завод № 221 должен был сдать к 1 апреля 1940 г. три 210-мм пушки и три 305-мм гаубицы. Несмотря на захват Чехословакии Германией, поставки в СССР продолжались, хотя и с некоторым отставанием от графика. Фирма Шкода предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня по плану в октябре 1939 г. 210-мм пушка Бр-17 Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии под председательством И.И.Иванова. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г. Результаты заводских испытаний 210-мм пушки: а) Пушка неустойчива при стрельбе полным зарядом при углах возвышения до +20°. б) Время вооружения – 1 час 45 минут, а разоружения – 1 час 20 минут. в) Время перехода из походного положения в боевое и обратно – около двух часов. [Табл. 93, 94/ Таблица 93 Результаты заводских испытаний 305-мм гаубицы Угол ВН, град +40°; +70° Угол ГН. град 360° Скорострельность, выстр/мин 1 выстрел за 2 мин. 20 сек. Вес системы в боевом положении, т 44,1 Вес повозок, т: основная 21,8 ствола 19,9 станка 20,4 Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем фирма Шкода провела с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке (Глубокое) на территории, оккупированной немцами.В отчете фирмы сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0° до +50°, а полным зарядом – от + 16° до +50°. Стоит отмстить, что неустойчивость пушки под малыми углами возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, эту пушку можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы основание орудия заделать в бетонный блок. Таблица 94 Данные стрельб
На основании условий договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний. В октябре 1940 года из США были получены пневмошины для колес системы Шкода в количестве 54 штук (48 комплектных и шесть запасных). Временно, до освоения отечественной промышленностью шин 12 х 24", 210-мм и 305-мм системы решено было комплектовать колесами 12 х 20". Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом № 221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 года. После заводских испытаний этот образец 9 сентября 1940 г. прибыл на АНИОП для проведения полигонных испытаний. Стрельба из него на АНИОПе велась с 21 сентября по 11 декабря 1940 года. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником». «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек. На малых углах возвышения система оказалась неустойчива. Скорострельность составила 2- 3 минуты на один выстрел в зависимости от углов возвышения. Испытания возкой проводились по маршруту Луга – Ленинград. Использовались тягачи «Ворошиловец». Средняя скорость на маршруте составила 7 км/ч, максимальная скорость на участке 15 км – 28,6 Км/ч. При движении по проселку с высоким уровнем грунтовых вод все повозки глубоко увязали (на 60-90 см). Повозки, снабженные в качестве варианта уширенными шинами против штатных, заметных преимуществ в отношении проходимости не выявили. Попытки вооружить Бр-17 в районе АНИОПа 7 и 10 октября не удались ввиду слабого болотистого грунта. Вооружение удалось в 7 км от АНИОПа на мягком глинистом грунте. Первая 305 мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе № 221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода № 221, другой – «Шкода») и один с углубленной нарезкой. Отмечалось тугое закрывание затвора силами двух номеров расчета. Досылающий механизм, как и у Бр-17, особых выгод не дал, поэтому его заменили «досыльником». Скорострельность при углах около 70° – 2,5 минуты за выстрел, а при угле 45° – 2,1 минуты за выстрел. Система была устойчива при углах возвышения от 45° до 70°, а при меньших углах из гаубицы вообще не стреляли. [Табл. 95] 305-мм гаубица Бр-18 Таблица 95 Время, затраченное на переход Бр-17 и Бр-18 из походного в боевое положение на АНИОПе в октябре 1940 г.
Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр- 17 были не полигонными, а полигонно войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал. С 305-мм же гаубицей Бр-18 ситуация осталась неясной. [Табл. 961 Таблица 96 Изготовление орудий на заводе «Баррикады» (№ 221)
После начала войны Бр-17 и Бр- 18 не изготавливались. По официальной статистике на 22 июня 1941 г. на вооружении РККА имелось девять 210 мм пушек Бр-17, а о Бр-18 вообще ничего не сказано, видимо, три эти гаубицы вообще не были приняты на вооружение. К 22 июня 1941 г. в составе АРГК был сформирован отдельный пушечный дивизион ОМ трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло по две 210 мм пушки Бр-17, а всего их было в дивизионе шесть. ГАУ подсчитало, что на первые три месяца боев АРГК потребуется три тысячи 210 мм снарядов. Но, увы, их не было совсем. В графе «наличие 210-мм снарядов» в соответствующем документе стоял прочерк. К 1 мая 1945 г. в составе АРГК имелось четыре пушечных полка ОМ. На вооружении такого полка состояло по шесть 152-мм пушек Бр-2 и по две 210-мм пушки Бр-17. Гаубица Бр-18 со стволом № 1 и лафетом № 1 с 1960 года и в настоящее время находится в Артиллерийском музее в Ленинграде. В конце 80-х годов две пушки Бр 17 поступили в Артиллерийский музей и Центральный музей вооруженных сил. Устройство стволов Бр-17 и Бр-18 Ствол пушки Бр-17 состоял из трубы моноблока, лейнера и казенника, навинченного на моноблок, В комплект каждой пушки входил запасной лейнер. Нарезы постоянной крутизны. Ствол гаубицы Бр-18 представлял собой моноблок с коническим лейнером. Казенник навинтной. Крутизна нарезов постоянная. Оба орудия имели поршневые двухтактные затворы с обтюраторами типа Банжа. 305-мм гаубица Бр-18. Вид спереди Устройство лафета (общий для Бр-17 и Бр-18) Особенность конструкции качающейся части – сочетание люльки обойменного типа с откатывающимися цилиндрами противооткатных устройств. При выстреле ствол откатывается в люльке, увлекая за собой цилиндры противооткатных устройств. Для соединения с шестернями коренного вала подъемного механизма люлька имела два сектора (правый и левый). Люлька – литая обойма. ВН – два зубчатых сектора. Накатник гидропневматический с плавающим поршнем, расположен сверху ствола, а тормоз отката снизу. Длина отката переменная. Станок и другие нижние части лафета (за исключением небольших отличий в сошниковой опоре и др.) 210- мм пушки и 305- мм гаубицы одинаковы. Однако замена одной качающейся части на другую могла быть произведена только в заводских условиях. Станок пушки клепаный, соединенный с поворотной частью основания болтами. Поворотная часть основания для облегчения горизонтального наведения опиралась на шары. Угол ГН для Бр- 17 и Бр-18 составлял 30°. При переносе опорных пят и сошниковых опор можно было получить круговой обстрел. Неподвижная часть основания опущена в боевом положении в котлован в грунте, причем котлован предварительно облицовывается специальными угольниками и брусьями. Как поворотная, так и неподвижная части основания клепаные. Неподвижная часть основания имела на всех четырех углах разводящиеся опорные станины. Прицел с независимой линией прицеливания. Приспособления для заряжания состояли из: а) наклонного рельсового пути, укрепленного на поворотной части системы; б) подающей каретки, перемещаемой по рельсовому пути с помощью троса и лебедки; в) тележек для подноса снарядов. Заряжание пушки и гаубицы производилось совершенно одинаково. Снаряд вручную погружался на специальную снарядную тележку. Затем тележка подкатывалась к началу рельсового пути, и снаряд перегружался на снарядную катерку. Подтягивание каретки со снарядом вверх к казенной части орудия производилось с помощью ручной лебедки, смонтированной по ферме лафета. После приведения качающейся части в положение для заряжания (угол +8°) вручную усилием 6-8 номеров с помощью прибойника производилась досылка снаряда. Заряды подносились вручную и также досылались прибойником. Для походного положения пушка разбиралась на три основные части: 1) Основание вместе с опорными сошниками (повозка № 1). 2) Станок с люлькой, бугелем и противооткатными устройствами (повозка № 2). 3) Ствол с затвором (повозка № 3). Повозки устроены так, что корпусом повозки является сама возимая часть пушки, к которой присоединяются передние и задние хода. В большей части устройства хода являются общими для всех трех повозок, отличаясь только монтажными частями для соединения с грузами. Хода имели подрессоривание из листовых рессор. Для перевозки на походе штатных объемных частей системы (кроме возимых на трех повозках), а также ЗИПа. на каждое орудие придавались: один трехтонный автомобиль и четыре трехтонных прицепа. Прицепы возились в виде поезда трактором «Ворошиловец». Смена лейнера могла быть произведена как в артиллерийской мастерской, так и в полевых условиях. [Табл. 97] Таблица 97 Данные систем Бр-17 и Бр-18
Примечание: * – длина отката постоянная; ** – по руководству службы. Боеприпасы и баллистика 210-мм пушки Бр-17 А. Снаряды [Табл. 98] Всс головного взрывателя N6- CVZR 70 – 4,15 кг Вес донного взрывателя DZDR-58 -1,8 кг Б, Заряды [Табл. 99] Заряжание картузное. Применялись советские и чешские заряды, каждый включал в себя два заряда. Заряды «Шкода» приведены для фугасных снарядов. Для бетонобойных снарядов № 2 меньше на 1 кг, а № I – на 2 кг. Заряд № 2 «Шкода» соответствует отечественному полному заряду, а № 1 – отечественному заряду № 1. В. Таблицы стрельбы [Табл. 100] 210- мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 1,5-2 м и диаметром 5-5,5 м. 210 -мм бетонобойный снаряд по нормали при начальной скорости 555 м/с пробивал 2,5-метровую бетонную стенку, а при начальной скорости 358 м/с под углом 60" пробивал бетонную стенку толщиной 2 метра. Устойчивость системы позволяла стрелять полным зарядом только при углах возвышения свыше +20°, а при углах от +6° до +20° – только в исключительных случаях. Таблицы стрельбы «210-мм пушки Бр-17 обр. 1939 г.» и «21-см тяжелой пушки Шкода» были впервые выпущены в 1944 году (утверждены 5 февраля 1944 г.). Таблица 98
Боеприпасы и баллистика 305-мм гаубицы Бр-18 Для 305-мм гаубицы Бр-18 использовались только снаряды, изготовленные в Чехословакии. [Табл. 101] Заряжание картузное. Всего пять зарядов – полный, № 1, № 2, № 3 и №4. 305-мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 2-2,5 м и диаметром 5,5-8 м. 305-мм фугасная граната разрушала вертикальные кирпичные стенки толщиной до двух метров. Одно попадание бетонобойного снаряда МИ-1063 при скорости 330- 335 м/с и угле падения свыше 60° разрушало железобетонное перекрытие толщиной 2 м, при скорости 255 м/с и угле 60° при двух попаданиях в одно место разрушалось железобетонное перекрытие толщиной 3 м. Владимир ОДИНЦОВ Посвящается 125 – летию русской шрапнели Примечания:Тяжелая артиллерия советского периода Продолжение. Начало см. «ТиВ» №№ 9, 10/98, №№ 1,2,3/99 450-ММ ГАУБИЦА БР-23 История создания гаубицы 14 мая 1941 г. маршал Кулик направил наркому Тимошенко доклад с предложением начать изготовление 450-мм гаубиц Бр-23. Испытания Бр-18 (см. ниже) показали слабое бетонобойное действие ее снарядов. В принципе, Бр–5 и Бр-18 были рассчитаны на разрушение железобетонных перекрытий толщиной от 1,0 до 2,1 м, 500-мм гаубица ТГ-1 должна была разрушать перекрытия до 4,4 м, но она была привязана к железнодорожной колее. Кулик предложил изготовить достаточно мобильную 450 мм полевую гаубицу, рассчитанную на передвижение по грунтовым дорогам. В 1940 году ЛУ Красной Армии были разработаны тактико-технические требования, которые были согласованы с генштабом Красной Армии, и на их основе заключен договор с заводом № 221 на проектирование 450- мм полевой гаубицы. Состояние работ на 1 мая 1941 г.: 1) Заводом № 221 разработан эскизный проект, который был утвержден ЛУ ГАУ 17 июня 1940 г. 2) Разработан технический проект, который был утвержден АК ГАУ 26 октября 1940 г. 3) Разработан полный комплект рабочих чертежей 450 мм полевой гаубицы. 4) По тактико-техническим требованиям ГАУ заводом № 221 и ЛНИОПом был разрешен вопрос о наложении на лафет 450-мм полевой гаубицы ствола 305-мм пушки. В мае 1940 г. было принято постановление Комитета обороны «Об изготовлении 450-мм гаубицы, полигонного станка для ее испытаний и выстрелов к ней». Заводу № 22I поручалось изготовить 450-мм гаубицу и полигонный станок со сроком сдачи 1 квартал 1942 года. К тому же сроку наркомат боеприпасов должен предоставить снарядов: [Табл. 88] Таблица 88
Чертежи снарядов были разработаны НИИ -24. Устройство системы Ствол моноблок с коническим лейнером. Первоначально предполагалось принять постоянную крутизну нарезов в 20 клб, но после неудачных стрельб 203-мм гаубицы М-40 было решено делать нарезку в 25 клб. Затвор помещен в моноблоке. Затвор поршневой, открывался вверх с помощью пружинного уравновешивающего механизма. Заряжание картузное. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, состоял из двух цилиндров, расположенных внизу ствола в корытообразной люльке. Накатник гидравлический, состоял из двух цилиндров, расположенных над стволом, а между ними расположен цилиндр пружинного уравновешивающего механизма затвора. Механизм вертикального наведения имел привод от электромотора, а также ручной привод с двумя скоростями наведения. Электродвигатель вертикального наведения развивает мощность 6 л. с. при 750 об./мин. Механизм горизонтального наведения имел только ручной привод также с двумя скоростями наведения. Верхний станок вместе с люлькой соединялся с нижним станком при помощи болтов и разъединялся только при переходе в походное положение. Нижний станок накладывался на основание и вращался передней частью на опоре с шаровым погоном. В хоботовой части нижнего станка имелись подрессоренные катки. Приспособление для заряжания было принято в виде падающей каретки с лотком, перемещаемой по наклонным направляющим ферм. Подача каретки осуществлялась от электромотора и вручную. Угол заряжания составлял 7°, что позволяло осуществлять досылку снаряда вручную. При переходе из походного положения в боевое должен был отрываться котлован длиной 5 м, шириной 12 м и глубиной 1 м. Сзади и спереди котлована укладывался рельсовый путь. Перевооружение гаубицы производилось при помощи крана. В походном положении система разделялась на шесть повозок: первая – ствол моноблок с затвором; вторая блок с противооткатными устройствами; третья – люлька с верхним станком; четвертая – нижний станок; пятая – передняя часть основания; шестая – задняя часть основания. [Табл. 89] Таблица 89 Данные 450-мм гаубицы Бр-23 (по техническому проекту) Калибр, мм 450 Длина ствола, мм/клб. 9500/21 Крутизна нарезов, клб первоначально 20, затем 25 Число нарезов 96 Глубина нареза, мм 4,5 Угол ВН -7°; +70° Угол ГН 50° Скорость вертикального наведения, град/с: от электродвигателя 7 вручную 2 Скорость горизонтального наведения вручную, град/с 0,7 Длина отката, мм 1400 Высота линии огня, мм.. 2700 Габариты системы в боевом положении: длина при угле ВН 0°, м.. 12,5 ширина, м 11,1 Вес системы в боевом положении с подъемниками снарядов, т 110 Вес системы в походном положении 150 Число повозок 6 Максимальный вес повозки, m около 26 Ширина хода, мм 2150 Клиренс, мм 420 Скорострельность 1 выстрел в 5 минут Время перехода из походного положения в боевое (без рытья котлована), час 6 Скорость возки повозок по шоссе, км/ч 25-30 Прицел гаубицы МЦ-4 Таблица 90 Боеприпасы и баллистика Бр-23
Бетонобойный снаряд должен был пробивать 3,3-метровое железобетонное перекрытие. Максимальное давление в канале составляло 1860 кг/см2 . [Табл. 90, 91] 500-ММ ПОЛЕВАЯ ГАУБИЦА История создания и устройство системы Эскизный проект 500-мм полевой гаубицы был разработан в НИО АНИ- 011а под руководством начальника 2 го сектора Н. Иванова. Чертежи эскизного проекта были подписаны к 16 января 1940 г. Ствол был скреплен кожухом. Дульный тормоз отсутствовал. Затвор поршневой. Внешне качающаяся часть походила на Б-4. Механизм вертикального наведения имел два зубчатых сектора. Щита не было. В связи с началом Великой Отечественной войны работы над гаубицей были прекращены. [Табл. 92] Таблица 91 Вес заряда Бр-23
Таблица 92 Данные гаубицы Калибр, мм 500 Длина ствола полная, мм/клб 9975/20 Угол ВН +72° Угол ГН +9° Длина отката, мм 1800 Высота линии огня от платформы, мм 3000 Высота системы по верху казенника, мм 4400 Длина установки со стволом (при 0°), мм 13 250 Вес системы в боевом положении, т около 220 В походном положении система перевозится на 12 повозках. 210-ММ ПУШКА БР-17 И 305-ММ ГАУБИЦА БР-18 История создания Летом 1937 года комиссия в составе видных советских артиллеристов посетила завод «Шкода» в Чехословакии. Там ей были представлены проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы. Огвол пушки был лейнированный, а гаубицы – скрепленный. Затворы у обеих систем клиновые горизонтальные, заряжание раздельно-гильзовое. Не удержусь от авторской реплики – на отчете комиссии какой-то умник из АУ подчеркнул «раздельно-гильзовое» и размашисто написал: «Это минус – нужно картузное». В итоге советская сторона предложила фирме Шкода внести в конструкцию артиллерийских систем ряд изменений. По результатам переговоров фирма доработала проект. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным. Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Шкода, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация на изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила 2 375 000 долларов (около 68 млй. крон). Чтобы ускорить постановку валового производства артсистем на отечественных заводах было принято решение начать производство сразу целой опытной серии и притом по чертежам фирмы, не проверенным в производстве. Изготовление опытной серии 210-мм пушек и 305-мм гаубиц (по шесть штук) постановлением Комитета обороны № 76 от 8 мая 1938 г. было возложено на завод № 221 1*. Кроме того, фирма Шкода поставляла (по другому договору с промышленностью) три комплекта поковок ствола и затвора для 305-мм гаубицы в I квартале 1939 года и шесть комплектов поковок ствола и затвора для 210- мм пушек в I полугодии 1939 года (по одному комплекту ежемесячно), а также готовый инструментарий через месяц после внедрения его в производство на заводе «Шкода». Первая партия чертежей стволов с затворами и поковок была получена от фирмы Шкода в августе 1938 г. Только в ноябре 1938 г. на заводе № 221 («Баррикады») было организовано небольшое ОКБ и ОТБ (особое техническое бюро) для подготовки чертежей и технологии фирмы Шкода к производству. Впоследствии ОКБ и ОТБ были значительно расширены. Работы над дуплексом именовались «Сталинским заказом». Как уже отмечалось, первоначально было решено изготовить опытные образцы по чертежам фирмы без каких либо изменений. Тем не менее, представители НИИ-13 настаивали на введении углубленной нарезки, так как глубина нарезки у фирмы Шкода была менее 1%, а завод № 221 хотел внести изменения в чертежи фирмы в основном с целью упрощения производства системы. Окончательно, протоколом от 15 сентября 1939 г., утвержденном Наркомом вооружений и начальником АУ РККА, было решено внести некоторые изменения в чертежи фирмы, в том числе упростить часть деталей, заменить кое-где поковку литьем, сократить расход бронзы, перейти на ОСТ и прочее. Основные изменения завода № 221 1) По 210-мм стволу: Ствол «Шкода» состоял из моноблока, муфты, опорного кольца и лейнера. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера. Лейнер «Шкода» цилиндрический, а завода № 221 – конический с выступами у казенного торца. Диаметральный зазор между лейнером и моноблоком с 0,1-0,2 мм доведен до 0,25 мм (постоянный). Предел упругости лейнера повышен до 80 кг/мм2 . 2) По 305-мм стволу: Ствол «Шкода» состоял из кожуха, трубы, лейнера, скрепляющего кольца и муфты. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера. 3) По затворам 210-мм и 305-мм: Ударно-спусковой механизм фирмы Шкода был заменен на ударно- спусковой механизм гаубицы Б-4. Кроме того, была упрощена рама затвора. 4) Прочее: Внесен ряд изменений в повозках. Для них приняты отечественные колеса. Изменено приспособление для заряжания. 1* Иногда 8 мая 1938 г. считается датой принятия Бр-17 и Бр-18 на вооружение (Латухин А Н. «Современная артиперия», М. 1970). Пушка Бр-17 в боевом положении (вид слева) 1 – ствол; 2 – привод прицела; 3 – подъемный механизм; 4 – люлька с противооткатными устройствами; 5 – прицеп; 6 – поворотный механизм; 7 – затвор; 8 – приспособление для заряжания; 9 – основание; 10 – станок; 11 – вспомогательное оборудование Работы по созданию опытных образцов Постановлением КО № 142 от I июня 1939 г. завод № 221 должен был сдать к 1 апреля 1940 г. три 210-мм пушки и три 305-мм гаубицы. Несмотря на захват Чехословакии Германией, поставки в СССР продолжались, хотя и с некоторым отставанием от графика. Фирма Шкода предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня по плану в октябре 1939 г. 210-мм пушка Бр-17 Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии под председательством И.И.Иванова. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г. Результаты заводских испытаний 210-мм пушки: а) Пушка неустойчива при стрельбе полным зарядом при углах возвышения до +20°. б) Время вооружения – 1 час 45 минут, а разоружения – 1 час 20 минут. в) Время перехода из походного положения в боевое и обратно – около двух часов. [Табл. 93, 94/ Таблица 93 Результаты заводских испытаний 305-мм гаубицы Угол ВН, град +40°; +70° Угол ГН. град 360° Скорострельность, выстр/мин 1 выстрел за 2 мин. 20 сек. Вес системы в боевом положении, т 44,1 Вес повозок, т: основная 21,8 ствола 19,9 станка 20,4 Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем фирма Шкода провела с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке (Глубокое) на территории, оккупированной немцами.В отчете фирмы сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0° до +50°, а полным зарядом – от + 16° до +50°. Стоит отмстить, что неустойчивость пушки под малыми углами возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, эту пушку можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы основание орудия заделать в бетонный блок. Таблица 94 Данные стрельб
На основании условий договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний. В октябре 1940 года из США были получены пневмошины для колес системы Шкода в количестве 54 штук (48 комплектных и шесть запасных). Временно, до освоения отечественной промышленностью шин 12 х 24", 210-мм и 305-мм системы решено было комплектовать колесами 12 х 20". Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом № 221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 года. После заводских испытаний этот образец 9 сентября 1940 г. прибыл на АНИОП для проведения полигонных испытаний. Стрельба из него на АНИОПе велась с 21 сентября по 11 декабря 1940 года. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником». «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек. На малых углах возвышения система оказалась неустойчива. Скорострельность составила 2- 3 минуты на один выстрел в зависимости от углов возвышения. Испытания возкой проводились по маршруту Луга – Ленинград. Использовались тягачи «Ворошиловец». Средняя скорость на маршруте составила 7 км/ч, максимальная скорость на участке 15 км – 28,6 Км/ч. При движении по проселку с высоким уровнем грунтовых вод все повозки глубоко увязали (на 60-90 см). Повозки, снабженные в качестве варианта уширенными шинами против штатных, заметных преимуществ в отношении проходимости не выявили. Попытки вооружить Бр-17 в районе АНИОПа 7 и 10 октября не удались ввиду слабого болотистого грунта. Вооружение удалось в 7 км от АНИОПа на мягком глинистом грунте. Первая 305 мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе № 221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода № 221, другой – «Шкода») и один с углубленной нарезкой. Отмечалось тугое закрывание затвора силами двух номеров расчета. Досылающий механизм, как и у Бр-17, особых выгод не дал, поэтому его заменили «досыльником». Скорострельность при углах около 70° – 2,5 минуты за выстрел, а при угле 45° – 2,1 минуты за выстрел. Система была устойчива при углах возвышения от 45° до 70°, а при меньших углах из гаубицы вообще не стреляли. [Табл. 95] 305-мм гаубица Бр-18 Таблица 95 Время, затраченное на переход Бр-17 и Бр-18 из походного в боевое положение на АНИОПе в октябре 1940 г.
Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр- 17 были не полигонными, а полигонно войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал. С 305-мм же гаубицей Бр-18 ситуация осталась неясной. [Табл. 961 Таблица 96 Изготовление орудий на заводе «Баррикады» (№ 221)
После начала войны Бр-17 и Бр- 18 не изготавливались. По официальной статистике на 22 июня 1941 г. на вооружении РККА имелось девять 210 мм пушек Бр-17, а о Бр-18 вообще ничего не сказано, видимо, три эти гаубицы вообще не были приняты на вооружение. К 22 июня 1941 г. в составе АРГК был сформирован отдельный пушечный дивизион ОМ трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло по две 210 мм пушки Бр-17, а всего их было в дивизионе шесть. ГАУ подсчитало, что на первые три месяца боев АРГК потребуется три тысячи 210 мм снарядов. Но, увы, их не было совсем. В графе «наличие 210-мм снарядов» в соответствующем документе стоял прочерк. К 1 мая 1945 г. в составе АРГК имелось четыре пушечных полка ОМ. На вооружении такого полка состояло по шесть 152-мм пушек Бр-2 и по две 210-мм пушки Бр-17. Гаубица Бр-18 со стволом № 1 и лафетом № 1 с 1960 года и в настоящее время находится в Артиллерийском музее в Ленинграде. В конце 80-х годов две пушки Бр 17 поступили в Артиллерийский музей и Центральный музей вооруженных сил. Устройство стволов Бр-17 и Бр-18 Ствол пушки Бр-17 состоял из трубы моноблока, лейнера и казенника, навинченного на моноблок, В комплект каждой пушки входил запасной лейнер. Нарезы постоянной крутизны. Ствол гаубицы Бр-18 представлял собой моноблок с коническим лейнером. Казенник навинтной. Крутизна нарезов постоянная. Оба орудия имели поршневые двухтактные затворы с обтюраторами типа Банжа. 305-мм гаубица Бр-18. Вид спереди Устройство лафета (общий для Бр-17 и Бр-18) Особенность конструкции качающейся части – сочетание люльки обойменного типа с откатывающимися цилиндрами противооткатных устройств. При выстреле ствол откатывается в люльке, увлекая за собой цилиндры противооткатных устройств. Для соединения с шестернями коренного вала подъемного механизма люлька имела два сектора (правый и левый). Люлька – литая обойма. ВН – два зубчатых сектора. Накатник гидропневматический с плавающим поршнем, расположен сверху ствола, а тормоз отката снизу. Длина отката переменная. Станок и другие нижние части лафета (за исключением небольших отличий в сошниковой опоре и др.) 210- мм пушки и 305- мм гаубицы одинаковы. Однако замена одной качающейся части на другую могла быть произведена только в заводских условиях. Станок пушки клепаный, соединенный с поворотной частью основания болтами. Поворотная часть основания для облегчения горизонтального наведения опиралась на шары. Угол ГН для Бр- 17 и Бр-18 составлял 30°. При переносе опорных пят и сошниковых опор можно было получить круговой обстрел. Неподвижная часть основания опущена в боевом положении в котлован в грунте, причем котлован предварительно облицовывается специальными угольниками и брусьями. Как поворотная, так и неподвижная части основания клепаные. Неподвижная часть основания имела на всех четырех углах разводящиеся опорные станины. Прицел с независимой линией прицеливания. Приспособления для заряжания состояли из: а) наклонного рельсового пути, укрепленного на поворотной части системы; б) подающей каретки, перемещаемой по рельсовому пути с помощью троса и лебедки; в) тележек для подноса снарядов. Заряжание пушки и гаубицы производилось совершенно одинаково. Снаряд вручную погружался на специальную снарядную тележку. Затем тележка подкатывалась к началу рельсового пути, и снаряд перегружался на снарядную катерку. Подтягивание каретки со снарядом вверх к казенной части орудия производилось с помощью ручной лебедки, смонтированной по ферме лафета. После приведения качающейся части в положение для заряжания (угол +8°) вручную усилием 6-8 номеров с помощью прибойника производилась досылка снаряда. Заряды подносились вручную и также досылались прибойником. Для походного положения пушка разбиралась на три основные части: 1) Основание вместе с опорными сошниками (повозка № 1). 2) Станок с люлькой, бугелем и противооткатными устройствами (повозка № 2). 3) Ствол с затвором (повозка № 3). Повозки устроены так, что корпусом повозки является сама возимая часть пушки, к которой присоединяются передние и задние хода. В большей части устройства хода являются общими для всех трех повозок, отличаясь только монтажными частями для соединения с грузами. Хода имели подрессоривание из листовых рессор. Для перевозки на походе штатных объемных частей системы (кроме возимых на трех повозках), а также ЗИПа. на каждое орудие придавались: один трехтонный автомобиль и четыре трехтонных прицепа. Прицепы возились в виде поезда трактором «Ворошиловец». Смена лейнера могла быть произведена как в артиллерийской мастерской, так и в полевых условиях. [Табл. 97] Таблица 97 Данные систем Бр-17 и Бр-18
Примечание: * – длина отката постоянная; ** – по руководству службы. Боеприпасы и баллистика 210-мм пушки Бр-17 А. Снаряды [Табл. 98] Всс головного взрывателя N6- CVZR 70 – 4,15 кг Вес донного взрывателя DZDR-58 -1,8 кг Б, Заряды [Табл. 99] Заряжание картузное. Применялись советские и чешские заряды, каждый включал в себя два заряда. Заряды «Шкода» приведены для фугасных снарядов. Для бетонобойных снарядов № 2 меньше на 1 кг, а № I – на 2 кг. Заряд № 2 «Шкода» соответствует отечественному полному заряду, а № 1 – отечественному заряду № 1. В. Таблицы стрельбы [Табл. 100] 210- мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 1,5-2 м и диаметром 5-5,5 м. 210 -мм бетонобойный снаряд по нормали при начальной скорости 555 м/с пробивал 2,5-метровую бетонную стенку, а при начальной скорости 358 м/с под углом 60" пробивал бетонную стенку толщиной 2 метра. Устойчивость системы позволяла стрелять полным зарядом только при углах возвышения свыше +20°, а при углах от +6° до +20° – только в исключительных случаях. Таблицы стрельбы «210-мм пушки Бр-17 обр. 1939 г.» и «21-см тяжелой пушки Шкода» были впервые выпущены в 1944 году (утверждены 5 февраля 1944 г.). Таблица 98
Боеприпасы и баллистика 305-мм гаубицы Бр-18 Для 305-мм гаубицы Бр-18 использовались только снаряды, изготовленные в Чехословакии. [Табл. 101] Заряжание картузное. Всего пять зарядов – полный, № 1, № 2, № 3 и №4. 305-мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 2-2,5 м и диаметром 5,5-8 м. 305-мм фугасная граната разрушала вертикальные кирпичные стенки толщиной до двух метров. Одно попадание бетонобойного снаряда МИ-1063 при скорости 330- 335 м/с и угле падения свыше 60° разрушало железобетонное перекрытие толщиной 2 м, при скорости 255 м/с и угле 60° при двух попаданиях в одно место разрушалось железобетонное перекрытие толщиной 3 м. Владимир ОДИНЦОВ Посвящается 125 – летию русской шрапнели |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|