|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тяжелая артиллерия советского периода Окончание. Начало см. «ТиВ» №№ 9. 10/98, №№ I. 2. 3. 7/99 210-ММ ПУШКА «У-3» (В-3) История создания пушки 210-мм пушка V-3 была создана фирмой Шкода в конце 40-х годов. Пушка представляла собой дальнейшее развитие 210 мм пушки Бр 17. Характерным внешним отличием V 3 от Бр 17 было наличие дульного тормоза. Пушка V-3 отличалась от своей старшей сестры Бр- 17 улучшенной баллистикой, меньшим весом, упрощенной системой заряжания и лучшей проходимостью повозок на походе. В 1950 году на русском языке было издано руководство службы V 3. Кстати, в отечественной документации пушку величали и V 3, и В-3. Мушка V-3 испытывалась в СССР, но серийно у нас не производилась. Документов о принятии ее на вооружение автором не найдено. Устройство пушки Ствол состоял из свободной грубы, кожуха, казенника и дульного тормоза. Казенник навинчен на кожух. Дульный тормоз двухкаморный, по обеим сторона его расположено по два окна. Крутизна нарезов постоянная. Затвор поршневой двухтактный с пластинчатым обтюратором типа Банжа. Действия с затвором только вручную. Механизм горизонтального наведения имел две скорости. Механизма для быстрого привода ствола в положение для заряжания не было. Основание состояло из неподвижной и вращающейся частей. В боевом положении основание опускалось в котлован глубиной 600 мм. Внутри основания помещался шаровой погон, допускающий возможность поворота пушки на 360°. На шаровой погон основания опирался поворотный круг. По обеим сторонам поворотного круга имелась площадка для расчета. Задняя часть поворотного круга (хоботовая опора) съемная с опорной плитой на конце. Сверху к хоботовой опоре прикреплены железные рельсы, по которым накатывалась тележка для заряжания. Поворотный механизм имел две скорости наведения, привод ручной. Система вообще не имела электродвигателей. При горизонтальном наведении системы надо было сначала поднять опорную плиту, а перед выстрелом опустить ее вновь. Приспособления для заряжания включали в себя рельсовый путь, расположенный на поворотном круге основания, и тележку для заряжания. На тележку вручную укладывался снаряд и один полузаряд. При стрельбе полным зарядом второй полузаряд подносился к орудию одним номером расчета. Пять номеров расчета накатывали тележку со снарядом к орудию по рельсовому пути. На конечном участке пути наклон тележки соответствовал углу заряжания орудия, т. с. 7". В последний момент накатывания тележки ее опора входила в затворное гнездо ствола. Для ускорения заряжания орудию придавали две тележки. Досылку снаряда в камору производили 6-7 человек вручную с помощью прибойника. Система в походном положении состояла из трех специальных повозок: повозки ствола, повозки станка, повозки основания. Ствол имел специальную повозку, а станок и основание имели только колесные хода и сами составляли корпуса повозок. Каждая повозка перевозилась отдельным тягачом с необходимыми приспособлениями для перевода системы из походного положения в боевое, с инструментом и принадлежностью для разборки и сборки отдельных групп системы и запасными частями. Приспособления, инструмент и принадлежность могли перевозиться и на отдельно выделенных автомашинах. Корпуса ходов повозок снабжались пневматическими шинами. Хода повозок имели независимое подрессоривание, рессоры листовые. [Таблица 102] 210-мм пушка V-3 в боевом положении Данные 210-мм пушки V-3 Калибр, мм 210 Длима ствола с дульным тормозом, мм/кпб 11 442/54.5 Длина нарезной части, мм 8237 Крутизна нарезов, град 6°38'13" Число нарезов 64 Глубина нареза, мм 3,15 Ширина нареза, мм 5,7 Угол ВН, град -4° +45° Угол ГН. град 360° Угол заряжания, град +7° Длина отката при углах возвышения, мм: 0°; +15°30' (длинный откат) 1080-1270 +22°19'; +45° (короткий откат) 765-890 Высота линии огня, мм… 2250 Вес системы в боевом положении без дополнительного груза: упорных плит, забиваемых башмаков, кг около 38.000 Вес системы в боевом положении с вышеперечисленным, кг около 41.000 Вес системы в походном положении, кг 55.500 Примечание: *- При стрельбе полным зарядом система устойчива при углах от +6° до +45°. Пушка V-3 Таблица 103 Таблица стрельбы фугасной гранатой
Боеприпасы и баллистика Снаряд фугасный (чешский) весом 135 кг с двумя взрывателями, головным CHVZR-50 и донным DZDR 58. [Таблица 103] Таблицы стрельбы пушки V 3 изданы в 1950 году. В СССР для пушки V-3 был спроектирован новый выстрел с фугасным снарядом. Работы по нему были прекращены 15.02.1961 г. Ствольная повозка со стволом 211-мм немецкая мортира обр. 1918 года в боевом положении 211-ММ НАРЕЗНАЯ МОРТИРА ОБР. 1918 ГОДА История создания мортиры 211-мм (21-см) мортира обр. 1918 года была создана фирмой Круппа. На вооружение германской армии она поступила в 1939 году и изготавливалась до конца войны. К 1 июня 1941 г. в германской армии было 388 мортир обр. 1918 года, а к 1 февраля 1942 г. – 404 мортиры. В 1940 году в СССР на АНИОПе испытывались две немецкие 211-мм мортиры. К 1 мая 1945 г. в составе РВГК имелось 16 трофейных 211-мм мортир обр. 1918 года. Устройство 211-мм мортиры обр. 1918 года Тело мортиры состояло из ствола моноблока, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный. Особенностью устройства мортиры являлось применение двойного отката: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком – по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. Уравновешивающий механизм гидропневматический толкающего типа. Стрельба мортиры велась с поддона. В походном положении мортира перевозилась на двух подрессоренных повозках – лафетной и ствольной. На короткие дистанции со скоростью не выше 4-6 км/час допускалась возка мортиры в нераздельном виде. Для производства заряжания мортира переводилась к углу заряжания 0°. Заряжание производилось при помощи кокора, на котором уложен снаряд и который поднимался к казенной части орудия четырьмя номерами орудийного расчета. Снаряд досылался при помощи ручного прибойника. Таблица 104 Данные 211-мм мортиры обр. 1918 годаКалибр, мм 210,9 Длина ствола, мм/клб. 6510/31 Число нарезов 64 Глубина нареза, мм 2.4 Ширина нареза, мм 5,6 Ширина поля, мм 3,9 Угол ВН, град 0°: +70° Угол ГН, град.: без перестановки хобота 16° с перестановкой хобота 360° Высота линии огня, мм.. 1890 Высота системы в боевом положении при 0° 2640 Ширина системы максимальная, мм 2700 Ширина хода, мм 2168 Вес системы, кг: в боевом положении.. 16.700 в походном положении при нераздельной возке 17.900 в походном положении двух повозок 22.700 Скорострельность, выстр./мин 1 выстрел за 2 минуты Расчет, чел 12-15 Время перевода системы из походного положения в боевое, мин около 30 Скорость буксировки при раздельной возке, км/час до 20 Боекомплект и баллистика 211-мм мортиры [Таблица 105] A. Снаряды Б. Заряжание раздельно гильзовое. Длина гильзы 410 мм. Зарядов 6. Веса зарядов: 2,48 – 15,8 кг диглеголевого пороха 2,195-14,05 кг нитроглицеринового пороха [Таблица 106] B. Таблицы стрельбы Мортира обладала устойчивостью при стрельбе на 1,2, 3 и 4 зарядах при всех углах возвышения, а при стрельбе на 5 и 6 (полном) зарядах она была устойчива лишь при углах возвышения, больших 7,5°. Таблица 105
Примечание: У немцев была принята обратная нумерация зарядов Таким образом, у 211-мм мортиры немецкий заряд N« 6 соответствовал нашему полному, заряд № 5 нашему № 1 и т. д. БОЛЬШОЙ ТРИПЛЕКС НИИ-58 (С-23, С-33, С-43) История создания Разработка элементов нового триплекса была начата в 1944 году в ЦАКБ иод руководством В.Г. Грабина. Первоначально 180-мм и 210 мм пушки разрабатывались под шифром Н6-277. Как триплекс тема окончательно сформировалась в 1945 году, когда был выполнен аванпроект триплекса из 180-мм пушки Г6.536, 210-мм гаубицы Г6.536-1 и 280-мм мортиры Г6.536-II. В 1947 году проект был доработан. В состав системы была включена и 203-мм пушка-гаубица, но система по- прежнему именовалась триплексом. Таблица 107Состав системы на 1947 год: С-23 180-мм пушка С-23-I 210-мм гаубица С-23-II 280-мм мортира C-23-IV 203-мм пушка-гаубица Таблица 108
Пушка С-23 в походном положении 180-мм пушка С-23 в боевом положении Лафет для всех орудий единый. Установка на позиции должна была производиться силами расчета и не требовала предварительной се подготовки. Возка системы раздельная. [Таблица 108] В 1953 году проект систем был окончательно завершен, и они в очередной раз получили новые индексы: С- 23 – 1 80 мм пушка; С-33 – 210-мм гаубица и С-43 – 280~ мм мортира. Изготовление всех трех систем было поручено заводу «Баррикады» (по договору от 10 сентября 1953 г.). Зарядами триплекса занималось НИИ 6. В 1955 году завод «Баррикады» сдал семь пушек С-23, одну гаубицу С- 33 и одну мортиру С-43. [Таблица 109] Первоначально заряжание всех систем триплекса было раздельно-гильзовым. Однако из-за патологического пристрастия ГАУ к картузам был разработан вариант С-23, С-33 и С-43 с картузным заряжанием. О С-23 вспомнили в начале 70-х годов, когда арабам было нечего противопоставить 175-мм израильским пушкам M107, стрелявшим на дальность 32 км. Тогда по постановлению Совета Министров СССР заводу «Баррикады» пришлось срочно восстанавливать производство 180-мм пушек С- 23 для поставки на Ближний Восток. По сообщениям западной печати, 180 – мм пушки С-23 были поставлены в Сирию и принимали активное участие в Ближневосточном конфликте. Устройство 180-мм пушки С-23 Ствол пушки состоял из свободной трубы, кожуха, муфты, казенника и дульного тормоза. Затвор поршневой двухтактный с пластинчатым обтюратором. Действия с затвором, как, впрочем, и все остальные операции с пушкой, производились вручную. Тормоз отката гидравлический, с переменной длиной отката. Накатник гидропневматический. Подъемный механизм имел один сектор и две скорости наведения. Поворотный механизм секторного типа, расположен на лобовой коробке верхнего станка. Уравновешивающий механизм гидропневматического типа. При переводе пушки из походного положения в боевое колеса вывешиваются с помощью гидравлических домкратов. Стрельба могла вестись только с сошниковых опор. Сошниковые опоры включали в себя две центральные опоры и четыре боковые опоры. Для стрельбы система устанавливалась на ровной площадке размером 8 г 8 метров, по возможност и с твердым грунтом. При установке пушки на мягком грунте использовались специальные балки, закапываемые в грунт. Пушка лобовой коробкой нижнего станка устанавливалась на балку и крепилась к ней цепями. Подрессоривание переднего и заднего ходов системы торсионное. В боевом положении передний ход отделялся от станин и отводился вместе с тягачом в укрытие. Возка системы нераздельная с оттянутым стволом. Прицельные приспособления состояли из механического прицела С -85 с орудийной панорамой ПГ-1М и прицельной трубки МВШП для прямой наводки пушки. Таблица 110 Данные 180-мм пушки С-23Калибр, мм 180 Длина ствола с дульным тормозом, мм/клб 8649/48 Объем зарядной каморы, дм³ 42,4 Крутизна нарезов постоянная, клб 25 Число нарезов 40 Глубина нареза, мм 3,6 Ширина нареза, мм 8,9 Ширина поля, мм 5,23 Угол ВН, град 0°; +55° Угол ГН, град 40° Длина отката, мм: при углах от 0° до 30° 1350 при углах от 30° до 55° 700 предельная 1440 Длина системы в боевом положении при 0°, мм 14.000 Габариты в походном положении, мм: высота по стволу 2690 длина системы без тягача 13.050 ширина системы 3025 длина с тягачом ATT 20.200 Ширина хода, мм: заднего 2195 переднего 2470 Клиренс 400 Вес системы, кг: в боевом положении 21.500 в походном положении 21.200 Скорострельность, выстр/мин 0,5-1 Расчет, чел 14 Таблица 111 Снаряды пушки С-23
Время перехода из походного положения в боевое, мин 30 Время перехода из боевого положения в походное, мин 30 Скорость возки, км/ч: по шоссе до 35 по хорошим булыжным дорогам до 30 по бездорожью до 12 Таблица 112 Таблица стрельбы 180-мм пушки С-23
Боеприпасы и баллистика [Таблица 111,112]. БОЛЬШОЙ ДУПЛЕКС НИИ-58 (С-72 И С-73) История создания дуплекс Большой дуплекс 1* в составе 210 мм пушки и 305~мм гаубицы на едином лафете начал разрабатываться ЦНИИ 58 под руководством В.Г.Грабина еще в 1946 году под индексами Г- 18-110 и Г-18-110Г. В начале 1949 года 210 мм буксируемая пушка получила индекс С-72, а повозка к ней – С-74. Л 305 мм буксируемая гаубица получила индекс С- 73, а повозка к ней – С-75. Для дуплекса был предусмотрен единый лафет Г 0914. Опытный образец 305 -мм гаубицы С-73 имел «классический» лафет с двумя станинами, щитом и одной боевой осью. В боевом положении система опиралась на опорную плиту. Ствол имел дульный тормоз, подобный тормозу пушки С-23. Заказ на изготовление опытных образцов 210 мм пушки С-72 и 305 мм гаубицы С-73 был дан заводу «Баррикады». В 1954 году один опытный образец С 72 и один опытный образец С 73 прошли заводские испытания, затем обе системы были возвращены на «Баррикады». 24 ноября 1955 г. обе системы были вновь отправлены на полигон С- 72 для проведения заводских испытаний, а С 73 на государственные испытания. 210-мм пушка С 72 испытывалась фугасными снарядами весом 133 кг, снаряженными 16,8 кг взрывчатого вещества и бетонобойными снарядами весом 154 кг. Кроме того, разрабатывался 210-мм активно реактивный снаряд чертежа 5735. В мае 1954 г. НИИ-58 был закончен технический проект наложения 280 мм пушки С 90 на лафет большого дуплекса (то есть С-72 и С-73). Пушка С-90 должна была стрелять фугасным снарядом весом 246 кг на дальность 32 км. Вес пушки с лафетом в боевом положении около 62 тонн. Заводу «Баррикады» был дан заказ изготовить ствол 280-мм пушки С-90 и наложить ею на лафет «большого дуплекса» к 1 июня 1955 г. Из-за позиции руководства во главе с Хрущевым ни одна система (С-72, С-73 и С -90) на вооружение не поступила. Кроме того, в ЦНИИ – 58 в 1954- 1955 гг. был разработан «Большой триплекс» – 210-мм пушка С 110А; 280-мм пушка гаубица С 111А и 305 мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г. Данными о дальнейшей судьбе проекта автор не располагает. 1* Грабин в 1949 году работал над «малым» дуплексам: 130-мм и 152-мм буксируемыми пушками (С-69 и С-69-1 соответственно) 406-мм пушка CM-54 406-мм пушка CM-54. Вид сзади 406-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА CM-54 (2А3) В 1954 году началось проектирование нарезной 406-мм самоходной пушки для стрельбы ядерными боеприпасами. Артиллерийскую часть проектировало ЦКБ 34 и присвоило ей свой индекс СМ-54. В 1955 году завод № 221 изготовил 406-мм баллистический ствол СМ-Э124, на котором была проведена отработка выстрелов к СМ 54. 3 августа 1954 г. на заводе № 221 была сдана первая артиллерийская часть пушки СМ-54. Разработка шасси самоходной установки велась в КБ Кировского завода в Ленинграде. Это шасси получило название «Объект 271». Для об. 271 была разработана новая восьмикатковая ходовая часть с опускающимися ленивцами и гидроамортизаторами, частично поглощающими энергию отдачи. Тем не менее после выстрела установка на несколько метров откатывалась назад на гусеницах. Угол поворота был очень мал и имел электрический привод наведения. Подъемный механизм имел гидравлический привод. Моторно-силовая установка была заимствована от танка Т-10. 406-мм самоходная пушка CM-S4 Монтаж первой пушки СМ-54 на шасси об. 271 был завершен 26 декабря 1956 г. на Кировском заводе. ГАУ присвоило установке свой индекс – 2A3. Вес установки составил 64 тонны. Вес снаряда пушки – 570 кг, а максимальная дальность стрельбы – 25,6 км. Всего Кировский завод сдал 4 самоходных 406-мм пушки. 406-мм самоходная пушка 2АЗ вместе с 420- мм самоходным минометом 2Б2 в 1957 году прошли на параде на Красной площади в Москве, чем произвели фурор среди иностранных журналистов и отечественных обывателей. Некоторые иностранные специалисты высказали мнение, что показанные на параде машины – просто бутафория, рассчитанная на устрашающий эффект. Однако это была вполне реальная, отстрелянная на полигоне система. Другой вопрос, что мобильность установки оставляла желать лучшего. Она не могла проходить по улицам малых городов, по проселочным мостам, под мостами, линиями электропередач и т. д. Ни по этим параметрам, ни по дальности стрельбы она не могла конкурировать с дивизионной тактической неуправляемой ракетой «Луна». Поэтому на вооружение установка 2АЗ не поступила. А «последний из могикан» монстр СМ-54 покоится на смотровой площадке Центрального музея вооруженных сил в Москве. На табличке к оной пушке до сих пор отсутствует ее название и характеристики – система продолжает быть «секретной». Вячеслав Шпаковский Примечания:Тяжелая артиллерия советского периода Окончание. Начало см. «ТиВ» №№ 9. 10/98, №№ I. 2. 3. 7/99 210-ММ ПУШКА «У-3» (В-3) История создания пушки 210-мм пушка V-3 была создана фирмой Шкода в конце 40-х годов. Пушка представляла собой дальнейшее развитие 210 мм пушки Бр 17. Характерным внешним отличием V 3 от Бр 17 было наличие дульного тормоза. Пушка V-3 отличалась от своей старшей сестры Бр- 17 улучшенной баллистикой, меньшим весом, упрощенной системой заряжания и лучшей проходимостью повозок на походе. В 1950 году на русском языке было издано руководство службы V 3. Кстати, в отечественной документации пушку величали и V 3, и В-3. Мушка V-3 испытывалась в СССР, но серийно у нас не производилась. Документов о принятии ее на вооружение автором не найдено. Устройство пушки Ствол состоял из свободной грубы, кожуха, казенника и дульного тормоза. Казенник навинчен на кожух. Дульный тормоз двухкаморный, по обеим сторона его расположено по два окна. Крутизна нарезов постоянная. Затвор поршневой двухтактный с пластинчатым обтюратором типа Банжа. Действия с затвором только вручную. Механизм горизонтального наведения имел две скорости. Механизма для быстрого привода ствола в положение для заряжания не было. Основание состояло из неподвижной и вращающейся частей. В боевом положении основание опускалось в котлован глубиной 600 мм. Внутри основания помещался шаровой погон, допускающий возможность поворота пушки на 360°. На шаровой погон основания опирался поворотный круг. По обеим сторонам поворотного круга имелась площадка для расчета. Задняя часть поворотного круга (хоботовая опора) съемная с опорной плитой на конце. Сверху к хоботовой опоре прикреплены железные рельсы, по которым накатывалась тележка для заряжания. Поворотный механизм имел две скорости наведения, привод ручной. Система вообще не имела электродвигателей. При горизонтальном наведении системы надо было сначала поднять опорную плиту, а перед выстрелом опустить ее вновь. Приспособления для заряжания включали в себя рельсовый путь, расположенный на поворотном круге основания, и тележку для заряжания. На тележку вручную укладывался снаряд и один полузаряд. При стрельбе полным зарядом второй полузаряд подносился к орудию одним номером расчета. Пять номеров расчета накатывали тележку со снарядом к орудию по рельсовому пути. На конечном участке пути наклон тележки соответствовал углу заряжания орудия, т. с. 7". В последний момент накатывания тележки ее опора входила в затворное гнездо ствола. Для ускорения заряжания орудию придавали две тележки. Досылку снаряда в камору производили 6-7 человек вручную с помощью прибойника. Система в походном положении состояла из трех специальных повозок: повозки ствола, повозки станка, повозки основания. Ствол имел специальную повозку, а станок и основание имели только колесные хода и сами составляли корпуса повозок. Каждая повозка перевозилась отдельным тягачом с необходимыми приспособлениями для перевода системы из походного положения в боевое, с инструментом и принадлежностью для разборки и сборки отдельных групп системы и запасными частями. Приспособления, инструмент и принадлежность могли перевозиться и на отдельно выделенных автомашинах. Корпуса ходов повозок снабжались пневматическими шинами. Хода повозок имели независимое подрессоривание, рессоры листовые. [Таблица 102] 210-мм пушка V-3 в боевом положении Данные 210-мм пушки V-3 Калибр, мм 210 Длима ствола с дульным тормозом, мм/кпб 11 442/54.5 Длина нарезной части, мм 8237 Крутизна нарезов, град 6°38'13" Число нарезов 64 Глубина нареза, мм 3,15 Ширина нареза, мм 5,7 Угол ВН, град -4° +45° Угол ГН. град 360° Угол заряжания, град +7° Длина отката при углах возвышения, мм: 0°; +15°30' (длинный откат) 1080-1270 +22°19'; +45° (короткий откат) 765-890 Высота линии огня, мм… 2250 Вес системы в боевом положении без дополнительного груза: упорных плит, забиваемых башмаков, кг около 38.000 Вес системы в боевом положении с вышеперечисленным, кг около 41.000 Вес системы в походном положении, кг 55.500 Примечание: *- При стрельбе полным зарядом система устойчива при углах от +6° до +45°. Пушка V-3 Таблица 103 Таблица стрельбы фугасной гранатой
Боеприпасы и баллистика Снаряд фугасный (чешский) весом 135 кг с двумя взрывателями, головным CHVZR-50 и донным DZDR 58. [Таблица 103] Таблицы стрельбы пушки V 3 изданы в 1950 году. В СССР для пушки V-3 был спроектирован новый выстрел с фугасным снарядом. Работы по нему были прекращены 15.02.1961 г. Ствольная повозка со стволом 211-мм немецкая мортира обр. 1918 года в боевом положении 211-ММ НАРЕЗНАЯ МОРТИРА ОБР. 1918 ГОДА История создания мортиры 211-мм (21-см) мортира обр. 1918 года была создана фирмой Круппа. На вооружение германской армии она поступила в 1939 году и изготавливалась до конца войны. К 1 июня 1941 г. в германской армии было 388 мортир обр. 1918 года, а к 1 февраля 1942 г. – 404 мортиры. В 1940 году в СССР на АНИОПе испытывались две немецкие 211-мм мортиры. К 1 мая 1945 г. в составе РВГК имелось 16 трофейных 211-мм мортир обр. 1918 года. Устройство 211-мм мортиры обр. 1918 года Тело мортиры состояло из ствола моноблока, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный. Особенностью устройства мортиры являлось применение двойного отката: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком – по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. Уравновешивающий механизм гидропневматический толкающего типа. Стрельба мортиры велась с поддона. В походном положении мортира перевозилась на двух подрессоренных повозках – лафетной и ствольной. На короткие дистанции со скоростью не выше 4-6 км/час допускалась возка мортиры в нераздельном виде. Для производства заряжания мортира переводилась к углу заряжания 0°. Заряжание производилось при помощи кокора, на котором уложен снаряд и который поднимался к казенной части орудия четырьмя номерами орудийного расчета. Снаряд досылался при помощи ручного прибойника. Таблица 104 Данные 211-мм мортиры обр. 1918 годаКалибр, мм 210,9 Длина ствола, мм/клб. 6510/31 Число нарезов 64 Глубина нареза, мм 2.4 Ширина нареза, мм 5,6 Ширина поля, мм 3,9 Угол ВН, град 0°: +70° Угол ГН, град.: без перестановки хобота 16° с перестановкой хобота 360° Высота линии огня, мм.. 1890 Высота системы в боевом положении при 0° 2640 Ширина системы максимальная, мм 2700 Ширина хода, мм 2168 Вес системы, кг: в боевом положении.. 16.700 в походном положении при нераздельной возке 17.900 в походном положении двух повозок 22.700 Скорострельность, выстр./мин 1 выстрел за 2 минуты Расчет, чел 12-15 Время перевода системы из походного положения в боевое, мин около 30 Скорость буксировки при раздельной возке, км/час до 20 Боекомплект и баллистика 211-мм мортиры [Таблица 105] A. Снаряды Б. Заряжание раздельно гильзовое. Длина гильзы 410 мм. Зарядов 6. Веса зарядов: 2,48 – 15,8 кг диглеголевого пороха 2,195-14,05 кг нитроглицеринового пороха [Таблица 106] B. Таблицы стрельбы Мортира обладала устойчивостью при стрельбе на 1,2, 3 и 4 зарядах при всех углах возвышения, а при стрельбе на 5 и 6 (полном) зарядах она была устойчива лишь при углах возвышения, больших 7,5°. Таблица 105
Примечание: У немцев была принята обратная нумерация зарядов Таким образом, у 211-мм мортиры немецкий заряд N« 6 соответствовал нашему полному, заряд № 5 нашему № 1 и т. д. БОЛЬШОЙ ТРИПЛЕКС НИИ-58 (С-23, С-33, С-43) История создания Разработка элементов нового триплекса была начата в 1944 году в ЦАКБ иод руководством В.Г. Грабина. Первоначально 180-мм и 210 мм пушки разрабатывались под шифром Н6-277. Как триплекс тема окончательно сформировалась в 1945 году, когда был выполнен аванпроект триплекса из 180-мм пушки Г6.536, 210-мм гаубицы Г6.536-1 и 280-мм мортиры Г6.536-II. В 1947 году проект был доработан. В состав системы была включена и 203-мм пушка-гаубица, но система по- прежнему именовалась триплексом. Таблица 107Состав системы на 1947 год: С-23 180-мм пушка С-23-I 210-мм гаубица С-23-II 280-мм мортира C-23-IV 203-мм пушка-гаубица Таблица 108
Пушка С-23 в походном положении 180-мм пушка С-23 в боевом положении Лафет для всех орудий единый. Установка на позиции должна была производиться силами расчета и не требовала предварительной се подготовки. Возка системы раздельная. [Таблица 108] В 1953 году проект систем был окончательно завершен, и они в очередной раз получили новые индексы: С- 23 – 1 80 мм пушка; С-33 – 210-мм гаубица и С-43 – 280~ мм мортира. Изготовление всех трех систем было поручено заводу «Баррикады» (по договору от 10 сентября 1953 г.). Зарядами триплекса занималось НИИ 6. В 1955 году завод «Баррикады» сдал семь пушек С-23, одну гаубицу С- 33 и одну мортиру С-43. [Таблица 109] Первоначально заряжание всех систем триплекса было раздельно-гильзовым. Однако из-за патологического пристрастия ГАУ к картузам был разработан вариант С-23, С-33 и С-43 с картузным заряжанием. О С-23 вспомнили в начале 70-х годов, когда арабам было нечего противопоставить 175-мм израильским пушкам M107, стрелявшим на дальность 32 км. Тогда по постановлению Совета Министров СССР заводу «Баррикады» пришлось срочно восстанавливать производство 180-мм пушек С- 23 для поставки на Ближний Восток. По сообщениям западной печати, 180 – мм пушки С-23 были поставлены в Сирию и принимали активное участие в Ближневосточном конфликте. Устройство 180-мм пушки С-23 Ствол пушки состоял из свободной трубы, кожуха, муфты, казенника и дульного тормоза. Затвор поршневой двухтактный с пластинчатым обтюратором. Действия с затвором, как, впрочем, и все остальные операции с пушкой, производились вручную. Тормоз отката гидравлический, с переменной длиной отката. Накатник гидропневматический. Подъемный механизм имел один сектор и две скорости наведения. Поворотный механизм секторного типа, расположен на лобовой коробке верхнего станка. Уравновешивающий механизм гидропневматического типа. При переводе пушки из походного положения в боевое колеса вывешиваются с помощью гидравлических домкратов. Стрельба могла вестись только с сошниковых опор. Сошниковые опоры включали в себя две центральные опоры и четыре боковые опоры. Для стрельбы система устанавливалась на ровной площадке размером 8 г 8 метров, по возможност и с твердым грунтом. При установке пушки на мягком грунте использовались специальные балки, закапываемые в грунт. Пушка лобовой коробкой нижнего станка устанавливалась на балку и крепилась к ней цепями. Подрессоривание переднего и заднего ходов системы торсионное. В боевом положении передний ход отделялся от станин и отводился вместе с тягачом в укрытие. Возка системы нераздельная с оттянутым стволом. Прицельные приспособления состояли из механического прицела С -85 с орудийной панорамой ПГ-1М и прицельной трубки МВШП для прямой наводки пушки. Таблица 110 Данные 180-мм пушки С-23Калибр, мм 180 Длина ствола с дульным тормозом, мм/клб 8649/48 Объем зарядной каморы, дм³ 42,4 Крутизна нарезов постоянная, клб 25 Число нарезов 40 Глубина нареза, мм 3,6 Ширина нареза, мм 8,9 Ширина поля, мм 5,23 Угол ВН, град 0°; +55° Угол ГН, град 40° Длина отката, мм: при углах от 0° до 30° 1350 при углах от 30° до 55° 700 предельная 1440 Длина системы в боевом положении при 0°, мм 14.000 Габариты в походном положении, мм: высота по стволу 2690 длина системы без тягача 13.050 ширина системы 3025 длина с тягачом ATT 20.200 Ширина хода, мм: заднего 2195 переднего 2470 Клиренс 400 Вес системы, кг: в боевом положении 21.500 в походном положении 21.200 Скорострельность, выстр/мин 0,5-1 Расчет, чел 14 Таблица 111 Снаряды пушки С-23
Время перехода из походного положения в боевое, мин 30 Время перехода из боевого положения в походное, мин 30 Скорость возки, км/ч: по шоссе до 35 по хорошим булыжным дорогам до 30 по бездорожью до 12 Таблица 112 Таблица стрельбы 180-мм пушки С-23
Боеприпасы и баллистика [Таблица 111,112]. БОЛЬШОЙ ДУПЛЕКС НИИ-58 (С-72 И С-73) История создания дуплекс Большой дуплекс 1* в составе 210 мм пушки и 305~мм гаубицы на едином лафете начал разрабатываться ЦНИИ 58 под руководством В.Г.Грабина еще в 1946 году под индексами Г- 18-110 и Г-18-110Г. В начале 1949 года 210 мм буксируемая пушка получила индекс С-72, а повозка к ней – С-74. Л 305 мм буксируемая гаубица получила индекс С- 73, а повозка к ней – С-75. Для дуплекса был предусмотрен единый лафет Г 0914. Опытный образец 305 -мм гаубицы С-73 имел «классический» лафет с двумя станинами, щитом и одной боевой осью. В боевом положении система опиралась на опорную плиту. Ствол имел дульный тормоз, подобный тормозу пушки С-23. Заказ на изготовление опытных образцов 210 мм пушки С-72 и 305 мм гаубицы С-73 был дан заводу «Баррикады». В 1954 году один опытный образец С 72 и один опытный образец С 73 прошли заводские испытания, затем обе системы были возвращены на «Баррикады». 24 ноября 1955 г. обе системы были вновь отправлены на полигон С- 72 для проведения заводских испытаний, а С 73 на государственные испытания. 210-мм пушка С 72 испытывалась фугасными снарядами весом 133 кг, снаряженными 16,8 кг взрывчатого вещества и бетонобойными снарядами весом 154 кг. Кроме того, разрабатывался 210-мм активно реактивный снаряд чертежа 5735. В мае 1954 г. НИИ-58 был закончен технический проект наложения 280 мм пушки С 90 на лафет большого дуплекса (то есть С-72 и С-73). Пушка С-90 должна была стрелять фугасным снарядом весом 246 кг на дальность 32 км. Вес пушки с лафетом в боевом положении около 62 тонн. Заводу «Баррикады» был дан заказ изготовить ствол 280-мм пушки С-90 и наложить ею на лафет «большого дуплекса» к 1 июня 1955 г. Из-за позиции руководства во главе с Хрущевым ни одна система (С-72, С-73 и С -90) на вооружение не поступила. Кроме того, в ЦНИИ – 58 в 1954- 1955 гг. был разработан «Большой триплекс» – 210-мм пушка С 110А; 280-мм пушка гаубица С 111А и 305 мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г. Данными о дальнейшей судьбе проекта автор не располагает. 1* Грабин в 1949 году работал над «малым» дуплексам: 130-мм и 152-мм буксируемыми пушками (С-69 и С-69-1 соответственно) 406-мм пушка CM-54 406-мм пушка CM-54. Вид сзади 406-ММ САМОХОДНАЯ ПУШКА CM-54 (2А3) В 1954 году началось проектирование нарезной 406-мм самоходной пушки для стрельбы ядерными боеприпасами. Артиллерийскую часть проектировало ЦКБ 34 и присвоило ей свой индекс СМ-54. В 1955 году завод № 221 изготовил 406-мм баллистический ствол СМ-Э124, на котором была проведена отработка выстрелов к СМ 54. 3 августа 1954 г. на заводе № 221 была сдана первая артиллерийская часть пушки СМ-54. Разработка шасси самоходной установки велась в КБ Кировского завода в Ленинграде. Это шасси получило название «Объект 271». Для об. 271 была разработана новая восьмикатковая ходовая часть с опускающимися ленивцами и гидроамортизаторами, частично поглощающими энергию отдачи. Тем не менее после выстрела установка на несколько метров откатывалась назад на гусеницах. Угол поворота был очень мал и имел электрический привод наведения. Подъемный механизм имел гидравлический привод. Моторно-силовая установка была заимствована от танка Т-10. 406-мм самоходная пушка CM-S4 Монтаж первой пушки СМ-54 на шасси об. 271 был завершен 26 декабря 1956 г. на Кировском заводе. ГАУ присвоило установке свой индекс – 2A3. Вес установки составил 64 тонны. Вес снаряда пушки – 570 кг, а максимальная дальность стрельбы – 25,6 км. Всего Кировский завод сдал 4 самоходных 406-мм пушки. 406-мм самоходная пушка 2АЗ вместе с 420- мм самоходным минометом 2Б2 в 1957 году прошли на параде на Красной площади в Москве, чем произвели фурор среди иностранных журналистов и отечественных обывателей. Некоторые иностранные специалисты высказали мнение, что показанные на параде машины – просто бутафория, рассчитанная на устрашающий эффект. Однако это была вполне реальная, отстрелянная на полигоне система. Другой вопрос, что мобильность установки оставляла желать лучшего. Она не могла проходить по улицам малых городов, по проселочным мостам, под мостами, линиями электропередач и т. д. Ни по этим параметрам, ни по дальности стрельбы она не могла конкурировать с дивизионной тактической неуправляемой ракетой «Луна». Поэтому на вооружение установка 2АЗ не поступила. А «последний из могикан» монстр СМ-54 покоится на смотровой площадке Центрального музея вооруженных сил в Москве. На табличке к оной пушке до сих пор отсутствует ее название и характеристики – система продолжает быть «секретной». Вячеслав Шпаковский |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|