Война в небе Египта

(К 30 – летию участия советской авиации в боевых действиях на Ближнем Востоке в 1969 – 1971 гг. )

В 1948 г. после окончания срока тридцатилетнего мандата Лиги наций, дававшего право Англии управлять Палестиной, ООН приняла решение о разделе ее на арабское государство (43% территории, 725 тыс. арабов, 10 тыс. евреев) и израильское (56.5% территории, 498 тыс. евреев, 497 тыс. арабов). Столица Палестины Иерусалим – центр трех мировых религий – объявлялся интернациональным городом.

Мусульманские страны были недовольны искусственным созданием еврейского государства в центре арабского мира. Сионистские организации США активно включились в создание «Великого Израиля» от Нила до Евфрата, способствуя переселению евреев из всех стран мира. В этом же году начались территориальные споры и «палестинские войны». Обстановка еще более осложнилась после законной национализации Египтом в 1956 году Суэцкого канала.

В июне 1967 года Израиль, опираясь на гигантскую экономическую, военную помощь США, еврейскую диаспору других стран, нанес сокрушительный удар по Египту, Сирии, Иордании, Ливану, захватив всю Палестину, часть Сирии, огромный Синайский полуостров, принадлежавший Египту, вышел к Суэцкому каналу. Принятая 22.11.67 г. резолюция Совета безопасности ООН №242 о возврате захваченных Израилем территорий не выполнена до сих пор.

…В мае 1969 года над Суэцким каналом развернулись настоящие воздушные сражения. В зонах видимости радиолокационных постов одновременно просматривалось до 80 целей. Израильское командование к этому времени заключило контракты с 250 американскими летчиками, имеющими до 100 боевых вылетов во Вьетнаме, которые на самолетах F-4, «Мираж» III. «Скайхок», «Вотур» и других типах умело маневрировали в зонах видимости РЛС, дерзко наносили удары по военным и промышленным объектам, вели радиовойну (на 01.07.71г. ВВС Израиля насчитывали 523 самолета). Только при налете на Хелуанский металлургический комбинат погибло до 200 рабочих, при ударе по школе были убиты десятки учеников, поэтому помощь АРЕ в этих условиях была просто необходима.

К концу 1969 г. Советское правительство по просьбе руководства Египта поставило в эту страну десятки самолетов МиГ-21, МиГ-17, Су-7, Ил-28, Ту-16, Ил-14, вертолеты Ми-4, средства связи и РТО, другие средства обеспечения. Весной 1970 г. в АРЕ перебазировались две советские авиационные бригады на самолетах МиГ-21 МФ (70 самолетов и 102 летчика), отряд РЭБ на самолетах Ту-16П, отдельный авиационный отряд МиГ-25, а также прибыли военные советники, специалисты, преподаватели. В их число входили и офицеры ВВА им. Ю.А.Гагарина.

Авиация перебазировалась летными и воздушными эшелонами (на Ан- 22 и Ан-12), дивизия ПВО – морским транспортом. Воздушный мост пролегал над Средиземным морем. Ориентирами и радиомаяками служили расставленные по маршруту советские военные корабли. Они же своими ЗРК должны были защитить трассу от израильских истребителей. Для перебазирования (1973 г.) только отряда МиГ-25РБ (четыре самолета, семь летчиков, 220 специалистов, боеприпасы, оборудование) потребовалось 12 рейсов Ан-22 и 72 – Ан-12. Самолет Ан-22 перевозил один МиГ- 25РБ. Операция была проведена с соблюдением секретности и успешно завершена. Она длительное время изучалась генеральными штабами и военно-учебными заведениями многих стран. Самолеты после посадки рассредоточивались по укрытиям и маскировались. Личный состав первых же дивизионов ЗРВ в одну ночь после разгрузки в порту перекрасил технику в песочный цвет, поменял штатские костюмы на полевую форму египетских ВС и выдвинулся на заранее подготовленные позиции, с которых уже утром были произведены боевые пуски ракет по прикрытию аэродромов.

Все это оказалось полной неожиданностью не только для Израиля, но и его основного союзника – США. Дело в том, что искусственно созданный арабско-израильский конфликт на самом деле отражает борьбу Америки за господствующее влияние на Ближнем Востоке, контроль над нефтью, над международным транспортным узлом, связывающим Европу с Африкой и Азией.

Одной из главных была задача прикрытия строительства Ассуанской плотины, на которой находилось до 15 тысяч советских специалистов и нашего средиземноморского флота, наконец, обеспечивалась безопасность СССР на дальних рубежах. Проведенная операция резко охладила пыл Израиля и его союзников.

Боевые действия авиации АРЕ. К началу 1970 г. в составе ВВС республики действовали примерно следующие силы: две бригады самолетов МиГ-21, две бригады МиГ-17, бригады Су-7, Ил-28, Ту-16, Ил-14, Ми- 4, отдельная смешанная разведывательная эскадрилья и другие подразделения, но все далеко не полного состава (бригада включала четыре эскадрильи). По тому времени это были вполне современные, надежные самолеты с высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками. В руках подготовленных экипажей они представляли грозную силу.

Арабские летчики, специалисты с энтузиазмом осваивали российскую технику, делали успехи в пилотировании, но отставали в вопросах боевого применения, тактики. Имели недостаточный опыт боевых действий, полетов в СМУ, использовании тактических и технических возможностей самолетов. В воздушных боях огонь из бортового оружия часто открывался с больших дистанций, пуск ракет с тепловой головкой осуществлялся торопливо без учета высоты, раскаленной поверхности земли, положения солнца. В тоже время попадание даже одного снаряда пушки Н-37 приводило к поражению самолета противника.


Обломки израильского "Фантома"


Снимок с разведчика Су-7р (тень вверху) обломков израильского "Миража". Слева – личная подпись на арабском и русском языках автора снимка – командир ораэ капитан Сайд Камеля


Истребительная авиация прикрывала боевые порядки первого эшелона оперативного построения СВ, объекты тыла, действуя в выделенных секторах. Принятая арабскими летчиками тактика нашей ИА ПВО – наведения «пары» на «пару» противника – в тех условиях себя не оправдала. Опытный, сильный противник действовал, как правило, несколькими группами, эшелонированными по высоте. Чтобы побеждать его в воздушном бою необходимо было над каждой группой иметь двойное, тройное превосходство.

Самолеты МиГ-17Ф оборудовались четырьмя дополнительными точками подвески и применялись как истребители-бомбардировщики, осуществляя удары по ПУ, аэродромам, РЛП, позициям артиллерии и другим объектам Синайского полуострова во взаимодействии с самолетами Су-7 и Ил-28. Самолет МиГ-17 обладал особой живучестью. На одном из них после посадки было обнаружено 12 пробоин. Конечно, при преодолении ПВО были и потери от ИА, комплексов «Хок», зенитных установок «Эрликон» и др. (как правило, при повторных заходах).

В 1969-1970 гг. из 11 египетских самолетов, потерянных от наземных средств ПВО, восемь было сбито огнем зенитной артиллерии (общее соотношение потерь: Египет – 56 самолетов. Израиль – 29). Однако наблюдались случаи уклонения от ракет «Хок» даже экипажа Ил-28. По рассказам командира разведывательной аэ капитана Сайд Камеля, ему неоднократно удавалось уходить от ракеты, если он визуально наблюдал момент пуска.

Бригады Ил-14, Ми-4 активно участвовали в подготовке специального батальона, выброске (высадке) диверсионных групп, перевозке грузов. Самолеты Ту-16 были рассредоточены в основном по аэродромам арабских государств и информация о их действиях почти не проходила. Было известно, что два экипажа Ту-16 длительное время готовились к боевому вылету с аэродрома Бильбейс, но после неудачного взлета одного из них операция была отложена.

Необходимо подчеркнуть, что командование ВВС в замедленном темпе осуществляло планирование операций, не добивалось строжайшего соблюдения военной тайны, почти не делало попыток сосредоточения авиации на главных направлениях, не ставило перед соединениями задач по решительному разгрому и уничтожению противника. Но не будем судить их строго. Другая страна, другая военная доктрина. В конце 1969 г. еще встречались пораженческие настроения египетских военных, мнения о невозможности противостоять Израилю, поскольку за ним стоят США. Именно в 1969 г. ВВС АРЕ понесли существенные потери.

Боевые действия советской авиации. Основным самолетом двух наших авиационных бригад (под общим командованием генерала Дольникова Г.У.) был самолет МиГ-21 МФ. Он имел четыре ракеты Р-ЗС, двухствольную пушку, три подвесных бака общей емкостью 1800л. По летным качествам был сопоставим с характеристиками основного истребителя противника «Мираж». Однако в ходе боевых действий выявились его недостатки: малая дальность обнаружения радиолокационного прицела (10-12 км); большое время цикла обзора воздушного противника (2,5 сек); плохо воспринимающиеся отметки от целей; повышенная задымленносгь двигателя (хотя «Фантомы» дымили во много раз сильнее); повышенный расход топлива; отсутствие на первом этапе аппаратуры опознавания.


На взлете египетские бомбардировщики Ту-16



Первые же налеты израильской авиации показали, что мы имеем дело с хорошей техникой, подготовленными экипажами, знающим свое дело штабом. Основным самолетом был «Фантом» – суперсамолет, о неуязвимости которого американцы и евреи трубили на весь мир.

США умело делают рекламу своей технике, а часто просто лукавят. За время агрессии в Юго-Восточной Азии они потеряли 3481 летательный аппарат (по данным Вьетнама более 4000). В их числе сотни «несбиваемых» F-4, а также 32 стратегических бомбардировщика В-52 и восемь F-111. Почти все они были уничтожены советским оружием. В 1973 г. Конгресс США, проанализировав потери личного состава (50000 чел) и техники, принял решение прекратить войну и начать эвакуацию войск. В Конгрессе было заявлено: «В войне с Вьетнамом мы потеряли треть стратегической авиации в зоне Тихого океана, а с чем мы останемся, если начнется настоящая война?» «Фантом» обладал также целым рядом недостатков: не любил резких отклонений ручки, на некоторых режимах становился тяжелым и неустойчивым, возникающие тряски мешали прицеливанию, отчаянно «дымил», да так, что наши ракетчики удивлялись – «ну как будто его сырой соломой заправляют».

Как правило у израильского командования не было одинаково спланированных операций, не было шаблонов в тактике ведения боя. Однако в действиях по целям четко просматривался один вариант тактического приема и боевого порядка: основная группа, наносящая ракетно- бомбовый удар; группа прикрытия; отвлекающие группы; группа постановщиков помех; группа спасения экипажей. Общий состав мог быть до 24 самолетов. Такими силами они часто в полосе обороны пробивали участок в 20 -30 км, подавляя все наземные средства ПВО, через который к объектам оперативно-тактической глубины устремлялись подразделения ударной авиации. Управление группами осуществлялось с наземных ПУ с применением системы автоматизированного наведения AN/MSQ-1 и воздушного ПУ. Всего с 05.03 по 05.08.1970 г. было совершено шесть тысяч боевых самолето-налетов израильской авиации.

Способы действий подразделений нашей ИА – в основном из положения дежурства на аэродроме и в воздухе. В последующем пришлось отказаться от стандартного глазомерного наведения и перейти к целеуказанию (где противник, высота, состав). Это позволяло командиру группы изменять в воздухе план боя, занимать более выгодное положение для атаки, обеспечивало четкое управление. К июню 1970 г. летчики имели до 100 и более боевых вылетов, но воздушных боев не проводили. 22 июня 1970 г. парой МиГ-21 был сбит первый самолет «Скайхок». Обычно после потери даже одного самолета ВВС Израиля в течении двух- трех дней боевых действий не вели, тщательно изучая причины.

Истребительная авиация действовала как с трех основных и двух запасных аэродромов, так и подскока (из засад), и специально расширенных участков шоссейных дорог, прекрасно оборудованных и замаскированных. Управление осуществлялось с КП бригад и ПН.

Аэродром на уширенном участке «Каир – Александрия» представлял собой объект, замаскированный от воздушной и наземной агентурной разведки. Левый и правый уширенные участки шоссе, рулежная дорожка маскировались искусственными травяными покрытиями. Самолеты дежурного звена, СКП размещались в «домиках соседней деревни», антенные системы – в голубятнях. Военнослужащие были одеты в крестьянские одежды, а для автомашин предусматривались объездные пути.

Потеря четырех наших самолетов и трех летчиков в июле 1970 г. связана с неправильными действиями расчета КП Бир-Арейда. Звено оказалось развернуто «хвостом» к линии фронта и с предельно малой высоты атаковано 12 «Миражами». Операция была тщательно подготовлена, с учетом того, что операторы наших РЛС для «чистоты» экрана чаще работали в режиме «селекции движущихся целей» и в момент резкого набора высоты – цели теряли. Секунды были упущены, команда запоздала. С этого момента пилоты стали более умелыми и осторожными.


Расчет египетского ЗРК "Квадрат" на боевой позиции


Пусковая установка "125" комплекса египетских войск ПВО



Египетский ЗРК под бомбами израильских самолетов, район г. Суэц


Практически наши экипажи обеих бригад в последующем, выполняя боевые вылеты, непосредственно в воздушных боях почти не участвовали. Бригады прикрывали ВМБ г.Александрия, Марса-Матруха, Асуан, имея на аэродроме дежурное звено, в воздухе – пару, продолжали прикрывать корабли флота при переходе из Александрии в Порт-Саид (во время одного из налетов корабельной ПВО было сбито три израильских самолета). По просьбе командования АРЕ также неоднократно прикрывали боевые порядки египетских истребителей-бомбардировщиков и бомбардировщиков до линии фронта.

Интересно подчеркнуть, что в одной из бригад советскими были только летчики и техники, остальная часть личного состава – арабские военнослужащие. Со своими обязанностями они вполне справились.

Самолеты Ту-16П отдельной аэ РЭБ выполняли боевые задания в Средиземном море и зоне Суэцкого канала, прикрывая активными помехами полеты египетских самолетов-разведчиков, привлекались для тренировки собственной ПВО и выполнения других задач. Однажды один из самолетов был перехвачен в Средиземном море «Фантомом» 6- го американского флота, который подошел вплотную под плоскость Ту- 16. При создании последним крена, произошло столкновение. «Фантом» провалился, но экипаж сумел выровнять самолет. К счастью, все закончилось благополучно.

Подразделение МиГ-25РБ вело разведку на ТВД, контролировало перемещение судов. Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ был первым советским самолетом, способным уничтожать наземные цели с высот более 20 км и скоростей до М=2,4. Полет и бомбометание осуществлялись в автоматическом режиме. Координаты цели «зашивались» в бортовую ЭВМ. В то время это был единственный в мире самолет, который мог беспритятственно атаковать и столицу Израиля, т.к. «Хоки» имели досягаемость по высоте 12.200 м, наклонную дальность – 31 км. Сбить несущиеся с огромной скоростью из стратосферы бомбы не смог бы никто. Но такая задача не ставилась.

МиГ-25РБ заметно превосходил «Фантомы» и «Миражи», имел на вооружении восемь термостойких бомб ФАБ-500Т, сброс которых выполнялся за 40 км до цели. При падении бомба ФАБ-500Т (ТМ) развивала огромную скорость, с которой она ударялась о землю, оставляя две воронки: на месте падения и на месте взрыва, «проскальзывая» под землей 30-40 м. Позже (в декабре 1973 г.), при попытке перехвата звеном F- 4, наш разведчик (летчик – майор В.Маштаков) при пикировании с высоты 22 км достиг скорости 3150 км/ч ( М=2,9). Выпущенные по нему с дальности 12 км две ракеты «Спарроу» не смогли «дотянуться» до него и взорвались в воздухе. Как можно было не гордиться такой техникой, такими летчиками! Облегченный «Фантом» набирал высоту 18450 м и развивал скорость до М=2,24.


ЗСУ "Шилка" египетской армии на военном параде


Боевое обеспечение. Как правило самолеты ИА, ИБА, ФБА размещались в железобетонных бункерах с толщиной перекрытия более одного метра бетона и двух метров песка. Каждое укрытие позволяло осуществлять запуск двигателей, выруливать (заруливать), было оснащено централизованным электропитанием, заправкой топливом, газами. Самолеты располагались поэскадрильно в индивидуальных укрытиях на расстоянии один-три километра от ВПП. Время вылета дежурного звена не превышало двух минут, бригады – 10 мин.

Вся мощь авиации и ЗРВ была бы мало полезной, если бы не созданная система подземных ПУ, укрытий, которые выдерживали удары прямого попадания 500 кг авиационных бомб.

Самолеты Ту-16, Ил-14, вертолеты находились в обвалованиях под маскировочными сетками (масками). Наши подразделения прибыли с типовыми сетями зеленого цвета, но оказалось, что приемлемыми могут быть сетки песочного цвета. Эта проблема была быстро разрешена египетским командованием. Для маскировки РЛП, ПУ, УС и т.д. изготавливались персональные сети (маски) применительно к данному участку местности и высокого качества. Все спецавтомобили имели на крышах постоянно закрепленные сети, которые немедленно развертывались на любой остановке (позиции). Было чему поучиться. Высокое качество укрытий, маскировки, оборудование ложных и запасных позиций сохранило десятки жизней.

Аэродромы, ПУ, РЛП, позиции зрдн успешно прикрывались зенитными комплексами «Стрела», «Шилка», ЗСУ-23. «Шилка» – четырех ствольный 23-мм комплекс с РЛС был грозой для всех самолетов на малых высотах.

Многие аэродромы защищались комплексами С-75, С-125 (в районах Ассуанской, Старой английской плотины. г.Каира – аэростатами воздушного заграждения), зенитными батареями 37-мм, 57-мм пушек. Например, аэродром Алмаза был прикрыт зрдн и несколькими батареями различного калибра. Когда они открывали огонь, КДП аэродрома вибрировал, а на рабочем поле без каски находиться было невозможно. При первых же звуках сирен воздушной тревоги стаи бродячих собак дружно мчались за окраины г. Каира и возвращались только после прекращения стрельбы средств ПВО и сигнала отбоя.

При пролетах F-4 на малых и предельно-малых высотах на сверхзвуковой скорости от ударной волны лопались стекла, люди падали на землю, получая контузию, из носа, ушей текла кровь, подразделения на некоторое время теряли боеспособность.

Для защиты от осколков применялись железобетонные козырьки (как на наших автобусных остановках), а все средства управления на позициях защищались одним-двумя рядами мешков с песком.

Радиолокационное обеспечение осуществлялось РЛП (П-35, П-12, П- 15. ПРВ), совмещенных с ПН и развернутых на расстояниях 40-45 км друг от друга в 10-15 км от линии боевого соприкосновения. Во втором эшелоне были развернуты две РЛС П-14. Созданная система, высотность радиолокационного поля нареканий не вызывали. Однако действия авиации Израиля на предельно малых высотах заставило развернуть вдоль канала около 200 постов воздушного наблюдения.

Из-за особенностей подстилающей поверхности (полное отсутствие растительности) или другим причинам дальность обнаружения наших РЛС метрового и дециметрового диапазона оказалась на 5-10% больше, чем в европейской части СССР. В восточном секторе из-за превышения Синайского полуострова над континентом Африки дальность обнаружения низколетящих целей была несколько понижена. Наши РЛС обеспечивали обнаружение и проводку воздушных целей нисколько не хуже РЛС Израиля (AN/TPS-ID, AN/ FPS-8, AN/FPS-20 (100), «Диверсите»), а по ряду параметров превосходили их. Отмечались случаи удачного применения радиолокационной системы посадки самолетов РСП-7 для наведения на воздушные цели.

ВВС Египта приобрели несколько дивизионных и полковых комплектов АСУ (ВП-ОЗМ и ВП-02М). Их экипажи были в спешном порядке укомплектованы специалистами с высшим образованием и студентами технических вузов. Однако из-за недостаточной подготовки летчиков и расчетов ПУ, боевое применение АСУ, по нашим данным, не осуществлялось. Впоследствии оборудование систем было разукомплектовано. Тягачи ЗИЛ-131 с повышенной проходимостью (автоматикой колесного давления) стали применяться для перевозки по пустыне грузов наличного состава.

С целью дезориентирования операторов, противник непрерывно устраивал различные «маленькие хитрости», например, с линии Барлева запускались воздушные шары с металлизированной поверхностью, имитирующие полеты вертолетов.

Головной болью была охрана, оборона, защита и маскировка РЛП от ударов авиации и диверсионных групп. На их защиту приходилось расходовать много сил и средств вплоть до выделения танковых взводов. Когда пленного летчика спросили почему он атаковал РЛП, а не расположенный рядом КП дивизии, он ответил: «Сначала я должен стукнуть по глазам, а потом по голове». Был случай, когда после удара по одному из РЛП экипажем израильского вертолета был снят блок приемника П-12, что породило слухи об «украденной станции».

Большие сложности возникали при тушении пожаров. После ударов авиации горело все. Табельные средства пожаротушения оказались малоэффективными, поэтому больше применялись подручные: запасы воды, углекислых жидкостей, покрытие аппаратных глинистыми и известковыми растворами и т.д. Пуски по РЛС противорадиолокационных ракет не фиксировались, хотя, по нашим данным, противник имел их некоторое количество – типа «Шрайк» и «Стандарт ARM». Они были применены позже в войне 1973 г.

Эффективность боевых действий во многом зависела от двух составляющих: организации и управления. Для управления авиацией в воздухе в диапазоне УКВ за эти годы было применено несколько вариантов распределения 20 каналов радиосвязи: по секторам боевых действий; по типам самолетов (по 2-4 канала на каждый тип); по пунктам управления. Последний оказался наиболее удачным.


Учебная спарка Су-7 египетских ВВС


Однако и здесь возникли сложности. Самолеты оказались укомплектованными различными бортовыми радиостанциями: часть первой партии Р-802Г (международный стандарт), другая часть – Р-802В (были и старого типа Р-801), с различными сетками частот. С большим трудом удалось определить совпадающие кратности, но возможности по взаимодействию, маневру каналами в условиях радиопомех были снижены.

Больших трудов стоило заменить личные клички у арабских летчиков («Рыжий пес») на сменные цифровые позывные. И то только после того как они убедились – израильской разведке палец в рот не клади.

Уверовав, что по сигналам «СОД» (самолетного ответчика дальномера) и системы опознавания израильские батареи «Хок» осуществляют пуск ракет они их иногда просто не включали, что создавало ряд проблем. Только в 1970 г. главным имамом была снята и проблема «Рамадана» – не мог, постящийся от восхода до захода солнца летчик, вести бой, делать несколько вылетов. Глазомерное наведение арабских летчиков осуществлялось на английском языке.

Так как противник в диапазоне средних волн не имел средств разведки и помех, то при управлении довольно часто применялся канал «ПАР-АРК». Команды управления подавались через приводную радиостанцию, а квитанцию экипаж выдавал кратковременным включением «СОД» или сигналом «Бедствие».

Необходимо особо подчеркнуть, что по всем открытым каналам связи, нашим и египетским, шла довольно ощутимая утечка информации. Израильское командование было хорошо информировано о наших заявках на полеты, в том числе и на боевые.

Мы привыкли критиковать себя, свою технику, идеализировать и переоценивать противника (недооценивать тоже нельзя), поэтому странным прозвучал ответ командира аэ со сбитого «Фантома». На вопрос арабского офицера – как осуществлялось управление – он ответил: «Это у вас русские организовали настоящую систему: всякие ЦКП, ГКП, ПНЦ, а у этих евреев ничего не поймешь – взлетаешь и не знаешь – кто и откуда тобой будет управлять». Видно у наших противников также существовали проблемы.

Взаимодействие с ЗРВ. Для защиты военных и промышленных объектов на территории республики было развернуто советское соединение ПВО. Наши ракетные дивизионы имели высокую эффективность. Первый «Фантом», о мощи которых было столько разговоров, рухнул 30 июня 1970 г., 18 июля – еще четыре, 3 августа – семь и т.д.

Взаимодействие авиации с ЗРВ осуществлялось по зонам, в одной зоне по высотам и по четко обозначенным (конечно, только на картах, планшетах) секторам. Положа руку на сердце надо сказать, что и арабские и советские летчики побаивались своей ПВО не меньше, чем израильской. И поводы для этого были. Уже 14 марта 1970 г. первой же нашей ракетой был сбит буксировщик мишени Ил-28. Экипаж заходил на посадку с выключенной системой опознавания, а расчет КП арабской авиабригады выдал сигнал о том, что наших самолетов в воздухе нет. Это впоследствии послужило хорошим уроком для летчиков и ракетчиков.

Условия боевых действий. Боевые действия осуществлялись, прямо надо сказать, в невероятно тяжелых условиях африканского климата. «Хамсин» переводится как пятьдесят. Это значит, что в течение 50 дней в году дуют обжигающие ветры, которые поднимают песчаную пыль и мелкие камешки. В двух шагах ничего не видно,' дышать нечем. Песчаная пыль забивает глаза, нос, уши, кабины самолетов, аппаратных, попадает в приборы, продукты. Иногда ветер срывал шифер с капониров, его куски прошивали обшивку самолетов, травмировали личный состав.

Через один-полтора часа после восхода солнца к открыто стоящему самолету уже нельзя было притронуться. При температуре воздуха +50° в кабинах, аппаратных она достигала 70-85°С по цельсию. Личный состав чаще всего работал в трусах, касках, с противогазами, но столько – сколько нужно. К этому надо еще добавить африканских комаров мух, тарантулов, скорпионов, змей, что иногда доводило до психологического перенапряжения, моральной усталости.

Нашим командованием была разработана (но не всеми правильно понята) система жизнеобеспечения и безопасности личного состава. Другая вода, пища, вероятность заболеваний, провокаций, ударов с воздуха, на земле, заставляли вводить непопулярные ограничения.

По условиям договора подразделения выдвигались на боевые позиции только тогда, когда на них были подготовлены защитные сооружения. Еще при постановке задач командирам соединений и частей начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Захаров М.В. сказал: «Вы должны Родине и семьям вернуть всех живыми, а не в цинковых гробах». Но война – есть война. По мнению авторов, за период 1.10.69 г. – 1.12.71 г. общие боевые и небоевые (неосторожное обращение с оружием, болезни, ДТП и т.д.) потери нашей группировки составили около 25 – 30 человек.

Удивительно, что вся авиационная техника, средства связи, РТО, аэродромного обеспечения работали безотказно. Дизельные, бензовые электростанции иногда не выключались по несколько суток. Попытка собрать статистический материал по отказам, связанным с конструктивно-производственными недостатками к успеху не привела. Были лишь пожелания по улучшению конструкций средств управления.

Все части обеспечения, выходя из под ударов, успешно совершали марши по пустынной, песчаной местности. Американские спутники, самолеты SR-71 непрерывно передавали информацию в генштаб Израиля, поэтому с наступлением темноты многие РЛП с ПН, ППУ, дивизионы ЗРВ перемещались на запасные позиции. Среднее время свертывания, перемещения (на 3-5 км) и развертывания РЛП с РЛС П-35 занимало четыре – пять часов.

Летом 1970 г. проводилось тактическое учение Сухопутных войск при поддержке авиации. Руководящий состав ВВС, слушатели и преподаватели ВВА на трех автобусах (английском, немецком и нашем львовском ЛАЗе) поднимались на КНП, – где находилось командование арабских ВС. До верхней точки бархана дошел только ЛАЗ, приняв пассажиров из первых двух, вышедших из строя. Кто-то из руководителей арабских государств произнес фразу, ставшую летучей: «Кто сказал, что советская техника плохая?»

Необходимо особо подчеркнуть высокий уровень боевой, морально-психологической подготовки наших офицеров, сержантов, солдат, огромную организаторскую и партийно-политическую работу командования. Все они выполняли интернациональный долг добровольно, гордились тем, что впервые за всю историю Родины соединения наших ВС вышли на Африканский континент с благородной миссией… А под флагом объективности на арабском и русском языках противником непрерывно велась информационная война с целью дезориентирования войск, создания пораженческих настроений, ущербности русской и арабской наций, недоверия к технике.

Отношение местного населения, военнослужащих АРЕ к советским специалистам в те годы было самое дружественное, уважительное, как к представителям великой державы. Они живо интересовались нашей страной, были откровенны, большие надежды возлагали на перевооружение и обучение своей армии, и мы их не разочаровывали. Одной из трудностей был языковый барьер, но и он успешно преодолевался. Многие арабы быстро овладевали русским, а наши специалисты арабским и английским языками, однако поняли, что необходимо коренным образом изменять методику изучения иностранных языков в школах, военных вузах – главное внимание обращать на разговорный язык.

В своей массе советские специалисты были высокообразованные, воспитанные люди, имеющие твердые профессиональные знания, умения, методические навыки. Они сердечно относились ко всем арабам независимо от их социального положения. Естественно, в ходе боев во взаимоотношениях возникали обычные издержки, мелочные обиды, претензии, непонимание друг друга, которые чаще тут же разрешались. Многое зависело от понимания и уважения советника и подсоветного. От советника требовалось безукоризненное знание своих функциональных обязанностей, подкрепленное твердым знанием авиационной техники, ее боевого применения, теории и практики ведения боевых действий, методики боевой подготовки и многое другое. В конце 1967 г. Приказом МО СССР были определены понятия «консультант», «советник-военный», их функциональные обязанности. На основе этого приказа организовывалась их подготовка.

Определенную трудность вызывало отсутствие под рукой справочной литературы, необходимость запоминания большого количества цифровых характеристик. С благодарностью вспоминались те педагоги, которые заставляли нас учить наизусть многие данные, тренировали нашу память. Тогда мы были ими недовольны. … Как-то глубокой ночью в частную виллу одного из консультантов ВВА постучался советник НШ бригады и попросил перевести радиоданные в номера фиксированных частот. Самолеты должны утром пересеч госграницу, а формулу он не помнил. Проблема была решена в три минуты, но осталась загадкой: как в незнакомом 10-миллионном городе, при полной светомаскировке, полицейских патрулях офицер с нашим водителем отыскал специалиста, адрес, улицу, дом.

Хорошей опорой наших военных советников, инструкторов, преподавателей ВВА были летчики, специалисты, окончившие Краснодарское, Киевское, Фрунзенское военно-учебные заведения. Они часто выполняли и роль переводчиков. В составе слушателей египетской ВВА их было до 10%. Объективно, на фоне выпускников американских, английских, французских, немецких военных школ «наши выпускники» выделялись в лучшую сторону. Они глубже знали материальную часть, методику принятия решения , имели более высокую воздушную выучку, обладали развитым оперативно- тактическим мышлением, умели работать с картой.

Преподаватели-консультанты ВВА им. Ю.А.Гагарина привлекались к боевому дежурству на ПУ, разработке инструкций, памяток, расчетов зон действия средств управления, принимали участие в организации боевых вылетов с аэродромов, обобщении опыта боевых действий. Уже через год некоторые из них читали курс на английском языке. К деятельности авиационного Института внимательно относился начальник штаба ВВС генерал М. Хосни Мубарак (нынешний президент АРЕ). Он рецензировал учебные программы, присутствовал на занятиях. По его предложению каждый преподаватель разработал учебное пособие для строевых частей.

В марте 1998 г. в ДО Московского округа ПВО собрались участники боевых действий в АРЕ. Прибыло около 500 воинов-интернационалистов. Приехал посол АРЕ, генералы и офицеры атташата, египетские журналисты, граждане. Главная мысль всех выступлений: решение нашего правительства было правильным и своевременным. Весь арабский мир до сих пор благодарен Советскому Союзу, который в трудное время помог ему отстоять свою независимость. Это была одна из славных страниц истории отечественных Вооруженных сил.


Снимок на фоне пирамид. Справа – автор статьи









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх