Ракета становится ракетой


В шестидесятые – семидесятые годы гражданская авиация была "не роскошью, а средством передвижения". Выбирающиеся из города на Неве лица различных национальностей, стоя в длиной очереди на автобусы к аэропорту Пулково рассеяно созерцали занимавшее целый квартал у станции метро "Московская" помпезное здание "сталинской" архитектуры. Немногие любители истории знали, почему столь колоссальное сооружение появилось почти на южной окраине города. В тридцатые годы предполагалось, что Ленинград будет расти только на юг – с севера подпирала проходившая у Белоострова финская граница. Поэтому в будущем центре великого города было построено огромное административное здание очень сложной внутренней планировки, предназначенное для партийно-советского руководства. Начавшиеся войны преобразовали градостроительные планы и оказавшееся на отшибе огромное здание сменило немало хозяев. С пятидесятых годов в нем размещался ряд организаций, занимавшихся разработкой авиационной радиолокационной техники и систем управления для ракет. В настоящее время они образуют объединение под идеологически изумительным наименованием "Холдинговая компания "Ленинец".

Ленинградским организациям были переданы работы по системам управления ракетных комплексов "воздух -земля", начатые В.М. Шабановым, С.Л.Берия и А.А.Колосовым в очень похожем здании КБ-1 на севере Москвы. Первенцем ленинградских специалистов был комплекс К-16, предназначенный для замены системы "Комета".1*

Однако первоначальные планы работ по ракете этого комплекса не предусматривали применения новой системы управления. Разработка предполагала совершенствование крылатой ракеты КС в части расширения диапазона высот и скоростей пуска, увеличения максимальной дальности, и велась исходя из использования бортовой аппаратуры самолета и ракеты, созданной для исходной "Кометы".

После принятия "Кометы" на вооружение работы по конструкторско- технологическому сопровождению производства и дальнейшему совершенствованию "изделия" были переданы из микояновского ОКБ-155 в его дубненский филиал.

В 1955 г. филиалу ОКБ-155 была поручена относительно самостоятельная работа – создание первой отечественной крылатой ракеты для вооружения катеров – П-15, а его руководитель – А.Я.Березняк – впервые был официально назначен главным конструктором. Ракета П-15 оснащалась жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) с тягой до 1200 кг, который разрабатывался в ОКБ-2 НИИ- 88 (в те годы – головной организации Министерства оборонной промышленности по ракетостроению) под руководством А.М.Исаева, совместно с которым Березняк в военные годы создал ракетный перехватчик БИ.

Вполне естественно возникла идея применения такого ракетного двигателя на КС взамен ТРД. Это начисто снимало все проблемы с запуском двигателя на больших высотах. Кроме того, ЖРД был втрое дешевле РД- 500, стоимость которого составляла около трети цены самолета-снаряда.

Был проработан и альтернативный вариант – доработать П-15 для вооружения самолетов. Однако для катерной ракеты была задана максимальная дальность всего 25 км, т.е. втрое меньшая по сравнению с достигнутой для "Кометы", да и боевая часть П-15 была почти вдвое легче, чем у КС. Военные не могли согласиться на ухудшение этих важнейших характеристик. Авиационные варианты усовершенствованной ракеты под наименованиями П-15А и П-15М стали рассматриваться применительно к вооружению более легкого по сравнению с Ту-16 перспективного фронтового бомбардировщика Ту-98А. Сверхзвуковая скорость этого носителя позволила бы увеличить дальность пусков до 60…70км. К сожалению, работы по этому самолету, планировавшемуся к внедрению в серию под наименованием Ту-24, были прерваны на стадии испытания опытного образца, а ракеты типа П-15 оказались слишком тяжелыми и громоздкими для пошедшего в серийное производство Як-28. Перспективность доработанной П-15 в качестве авиационной ракеты в дальнейшем подтвердилась. На момент принятия на вооружение в 1960 г.- максимальная дальность была установлена в 35 км, в дальнейшем – в 40 км. К концу шестидесятых годов этот показатель удвоился применительно к модернизированному варианту – П-15М. В период "Великой дружбы" соответствующая техническая документация была передана китайским товарищам, которые развернули производство П- 15 под наименованием "Фей Люнг" ("летающий дракон"). Затем китайцы путем доработки П-15 создали ракету "воздух-земля" под наименованием С-601 для вооружения своих дальних самолетов В-6 (лицензионных Ту-16).

Официально проведение в 1956- 1957 гг. опытно-конструкторской работы (ОКР) по замене на самолете- снаряде КС турбореактивного двигателя РД-500К на жидкостный ракетный двигатель в целях повышения высоты и скорости пуска было задано Распоряжением Совета Министров от 2 апреля 1956 г. №1781, сформированным на основании инициативного предложения А.И.Микояна, А.Я.Березняка и министра авиапромышленности П.В.Дементьева. В дальнейшем новый вариант ракеты получил наименование КСР.

Предусматривалось доработать фюзеляж, а крылья, хвостовое оперение и бортовую аппаратуру К-1М исходной ракеты КС использовать в новом варианте ракеты без изменений. На порядок более прожорливый жидкостный ракетный двигатель требовал большего запаса топлива в сравнении с ТРД. С учетом предусмотренного для нового варианта ракеты двукратного прироста дальности пуска по сравнению с КС потребовалось более чем десятикратное увеличение запаса топлива. В результате КСР оказалась в полтора раза тяжелей исходной КС. С другой стороны, освободившись от громоздкого ТРД с центробежным компрессором конструкторы ракеты уменьшили диаметр миделя с 1,2 м до 1 м. В итоге при сохранении исходной геометрии консолей крыла его размах уменьшился с 4,72 до 4,52 м. Складывание крыла, впервые реализованное на корабельном варианте "Кометы", существенно упрощало эксплуатацию, позволив размещать в хранилищах большее число полностью собранных ракет. Поперечный габарит КСР со сложенным крылом не превышал 1,76 м. С учетом малого сопротивления фюзеляжа и слабой зависимости располагаемых тяговых характеристиках ЖРД от высоты скорость полета увеличилась до 1200…1250 км/час.

1* Подробнее о системе "Комета" см. "ТиВ" №10/99 и Л» 1/2000.


Сравнение принципиальных компоновочных схем КС (внизу) и КСР (вверху)

1. Головка самонаведения 2. Боевая часть З.Бак окислителя 4. Бак горючего 5. Блок аппаратуры ГСН 6. Преобразователь 7. Жидкостный ракетный двигатель 8. Ампульная батарея 9. Электрораспределитель 10. Гироблок автопилота 11. гаргрот 12. Аппаратура радиоуправления 13. Турбореактивный двигатель


Ракета КСР с поднятой телеметрической панелью


В бортовой системе управления К1- МР использовали все лучшее, накопленное к тому времени в ходе работ по вариантам "Кометы", не ограничившись первоначально намеченной доработкой кабельной сети и волноводов. От ГСН ракеты С-2 комплекса "Сопка" позаимствовали антенный блок С-3, установив его взамен штатных блоков К-1-1 и К-1-11 аппаратуры К-1М ракеты КС. Блок К-1-0 аппаратуры радиоуправления разместили с правого борта хвостовой части, блок радиоответчика К-1-12 – над хвостовым оперением. В сравнении с КС время работы бортовой аппаратуры возросло на 75%, достигнув 350 с.

Основной разработчик СУ "Кометы" – московское КБ-1 – во второй половине пятидесятых годов оказался перезагружен работой. Помимо аппаратуры для К-10С и Х-20 велись разработки по ракетам "воздух-воздух", зенитным ракетным комплексам и по первым системам ПРО. Совершенствование аппаратуры "Кометы" поручили ленинградскому ОКБ-283, уже накопившему большой опыт работ в области самолетной радиолокации. Работы по авиационным ракетным комплексам в ленинградской организации возглавляли А.И. Амромин и В.И. Смирнов.

Взамен автопилота АПК- 5 на ракете применили усовершенствованный вариант – АПК-Д с более мощными рулевыми машинами, обеспечивавшими управление ракетой с изменившимися динамическими характеристиками и обладавшими устойчивостью к автоколебаниям. В соответствии с распоряжением Правительства ракету предполагалось комплектовать кумулятивно-фугасной боевой частью массой 940кг от разрабатывавшейся в это время ракеты К-ЮС. Подрыв осуществлялся от электровзрывателя ЭВМУ-506. Обеспечивалось применение также и специальной боевой части.

Безопасность пусков достигалась применением "ограничителя курса и дальности"- автономного устройства, прерывавшего полет при отклонении от заданного направления сверх установленного диапазона или по завершении временного интервала, соответствующего максимальной расчетной продолжительности полета.

Тем не менее, основной новинкой КСР была жидкостная ракетная двигательная установка. В качестве горючего использовался ТГ-02 – смесь "50 на 50" триэтиламина и ксилидина, под названием "тонка" освоенная немцами еще во время Второй мировой войны. Сочетание ТГ-02 с принятым для КСР окислителем на базе азотной кислоты – АК-20Ф – образовывало самовоспламеняющуюся смесь, что обеспечивало надежность запуска и устойчивое горение. Цифра "20" в обозначении окислителя указывала на присутствие 20% азотного тетраоксида, за счет чего достигалось увеличение энергетики на 5% и повышение плотности на 6%, что позволяло увеличить запас топлива без наращивания объема баков. Буква "Ф" свидетельствовала о присутствии в окислителе небольшой присадки ортофосфорной кислоты, используемой в качестве ингибитора. В отличие от П-15 баки горючего (объемом 666 л) и окислителя (1032 л) выполнили не вкладными, а по "несущей" схеме. Бак для размещения агрессивного окислителя изготовили из нержавеющей стали ЭИ-654, для горючего – из алюминиевого сплава АМГ-6. Кроме того, в конструкции планера ракеты применялись сплавы Д-16А-Т, АЛ-5, АЛ-9, АЛ-19, а в наиболее нагруженных узлах – сталь 30ХГСА.

Жидкостный ракетный двигатель был выполнен по энергетически несовершенной, но единственно освоенной в пятидесятые годы так называемой "открытой" схеме – с выбросом продуктов сгорания газогенератора турбонасосного агрегата через удлиненный патрубок в атмосферу. При запуске турбонасосный агрегат раскручивался посредством пиростартера. Наддув баков с топливом производился за 10 с до включения двигателя. Первоначально предполагалось заимствовать для новой ракеты двигатель С2.722 от П-15 без доработок, но в дальнейшем, с учетом особенностей траектории и увеличенного времени работы пришлось разработать специальную модификацию двигателя под обозначением С2.721В Исходя из необходимости обеспечить повышенную тягу для разгона ракеты и более экономичный режим на маршевом участке полета двигатель, как и его прототип, был выполнен двухрежимным. При срабатывании клапана в системе подачи топлива тяга уменьшалась с 1200 кг до уровня 600 кг.

Для проведения испытаний переоборудовали Ту-16 (заводской № 7203608), доработав станцию K-II-2 для обеспечения более длительного наведения и установив балочные держатели БД-245 взамен БД-Е. Кроме того, установили новую аппаратуру в гермокабине оператора, размещенной в переднем бомбоотске. Как и на носителях первой "Кометы", при такой компоновке не удалось обеспечить этому члену экипажа нормальные условия работы – при проведении испытаний на южном полигоне в летнее время температура в гермокабине зашкаливала за 40°С.


Ту-16К-1б с ракетами КСР


Экипаж испытателей возглавил Герой Советского Союза подполковник Зендов. В ходе проведенных с 7 июня по 5 сентября 1958 г. первых 6 испытаний с пусками на дальность до 96 км, было достигнуто 4 прямых попадания. Неудачный из-за отказа аппаратуры самолета-носителя третий пуск, выполненный 2 августа, комиссия согласилась не учитывать, подтвердив 80% вероятность поражения цели. Два первых и пятый пуск выполнили по наземным целям, образованным малогабаритными уголковыми отражателям по натянутой перед ними сеткой, пробитие которой засчитывало» как попадание. При остальных пусках целью служил притопленный на мелководье танкер "Чкалов" водоизмещением 11000 т, имитировавший типовую морскую цель – крейсер. Военные уже не могли позволить себе роскошь в порядке отработки нового оружия топить крупные боевые корабли на больших глубинах, как это ранее проделали с "Красным Кавказом".

Важным положительным результатом было подтверждение безопасности отделения от подкрыльевого пилона довольно тяжелой ракеты. Ведь исходный Ту-16 был рассчитан на сброс грузов только из бомбоотсека, расположенного у центра масс самолета. При этом самолет получал столь значительный крен с разворотом от сброшенной ракеты, что автопилот не мог с ним справиться и летчику приходилось брать управление на себя.

Особого внимания потребовали испытания с посадкой с несброшенными ракетами. Для ее осуществления на просторы Родины любимой из баков каждой ракеты щедро выливалось по полторы тонны азотной кислоты – в аварийной ситуации в контакте с горючим она могла самовоспламениться, что привело бы к крайне печальным последствиями. Кроме того, предельная посадочная масса Ту-16 достигалась только при массе каждой из ракет, не превышающей три тонны.

В одном результаты испытания привели к горькому разочарованию – не оправдались надежды на двукратное увеличение дальности пусков по сравнению с КС. Топлива на борту КСР было достаточно – в одном из пусков ракета с отказавшей аппаратурой улетела на 200 км. Но из-за систематических сбоев в работе системы наведения все 5 пусков ракеты на дальности 130… 150 км, выполненные в период с 13 сентября по 8 октября, завершились неудачно. Кроме того, выявилась неработоспособность системы подачи топлива при воздействии отрицательных нормальных перегрузок в течение более, чем 3 сек.

Проблема увеличения дальности была решена с использованием результатов работ, первоначально не связанных с темой КСР. В пятидесятые годы число мясищевских бомбардировщиков существенно превышало суммарный выпуск Ту-95. С учетом необходимости перехода к ракетному вооружению Партия и Правительство 22 августа 1959 г. поставили задачу создать для них новое оружие – комплекс К-14 на базе разрабатывавшейся для Ту-16 ракеты К-10С. Для обеспечения развертывания широкого фронта работ предусматривалось, не дожидаясь изготовления ракеты комплекса К-14, отработать предназначенную для нее бортовую аппаратуру на ракете типа КСР. При этом предлагалось по результатам этих испытаний оценить возможность и целесообразность переоснащения Ту- 16КС в носители ракет КСР с данной аппаратурой.

В начале 1960 г. мясищевское КБ передали ракетчику В.Н.Челомею, а тему К-14 закрыли. Однако успехи, достигнутые при отработке новой бортовой аппаратуры для К-14 (первой активной радиолокационной головке самонаведения для ракеты "воздух- корабль" такого класса) послужили основанием для дальнейшего продолжения работ по радиоэлектронному оборудованию. При этом работа по ракете, получившей обозначение КСР- 2, однозначно велась в интересах модернизации вооружения Ту-16, так как ее успешное завершение обеспечило бы значительное расширение боевых возможностей этих носителей. Впервые в нашей стране после пуска ракеты не требовалось дальнейшее сближение самолета с целью. Ракета функционировала независимо от носителя, то есть обеспечивалось боевое применение по принципу "выстрелил и забыл".

Работе придавалось столь важное значение, что Правительство на основании результатов испытаний ракеты КСР и аппаратуры "Рубикон" 4 февраля 1961 г. приняло Постановление "О переоснащении Tv-16KC и Ту-16 на Ту-16 КСР-2 с "Рубикон", определившее срок начала совместных испытаний – 15 апреля 1961 г. и ряд других мер по подготовке перевооружения авиации.

Разработанная в коллективе, к тому времени входившем в НИИ-131, новая бортовая аппаратура КС-ИМ в сочетании с самолетной РЛС "Рубин-1К" образовывала систему " Рубикон-1 К". При использовании на ракете активной ГСН сузился круг задач, стоящих перед самолетной аппаратурой – не требовалась подсветка цели и передача команд на ракету. Систему "Рубикон-1К" разместили на месте штатной РЛС Ту-16 "Рубидий", отказавшись от станции K-11M исходных ракетоносцев Ту-16К.

Дальность обнаружения самолетной РЛС "Рубин-1К" типовой надводной цели – крейсера – составляла около 200 км, гидроэлектростанции – 250…290 км, моста – 130…180 км. Обеспечивалась селекция целей, удаленных друг от друга на 0,9 км в радиальном направлении и на 0,05 дальности по азимуту. Для ввода целеуказания в головку самонаведения ракеты оператор осуществлял наложение перекрестья на цель на экране самолетной РЛС (азимут цели и метка дальности), проделывая операции, аналогичные осуществляемым при бомбометании. При захвате цели на автосопровождение головкой самонаведения ракеты, о чем свидетельствовал загорающийся индикатор на тубусе самолетной РЛС, на экране РЛС высвечивалась соответствующая метка. При выходе на цель с точностью 5° индицировался сигнал "готов к пуску", по которому оператор выдавал команду на наддув баков и спустя 20 сек – на отделение ракеты от носителя.

Пуск ракеты осуществлялся при полете на высоте 4… 10 км со скоростью до 880 км/час. Для обеспечения безопасности носителя ЖРД включался только через 7 секунд после отделения от носителя, что определяло значительную просадку траектории – на 600… 1200 м. Ракета с двигателем, работающим в режиме максимальной тяги, разгонялась до скорости 1200…1250 км/час. Затем, через 40 с после пуска, двигатель переключался в режим малой тяги и ракета с постоянной скоростью пикировала на цель под углом к горизонту в несколько градусов, наводясь в обоих плоскостях в настоящую или упрежденную точку цели. При сближении с целью на 18км антенна головки самонаведения стопорилась по углу тангажа, при этом разаретировался гироскоп канала упреждения в горизонтальной плоскости. Во избежание ослепления ГСН на удалении 0,5 км отдели антенна отключалась, и дальнейшее наведение на оставшихся 1,5 с полета осуществлялось исходя из пролонгирования предшествующих параметров.

В новой головке самонаведения применили антенну с диаметром, увеличенным до 0,65 м. Большой радиопрозрачный обтекатель изготавливался из стеклопластика – конструкция состояла из двух слоев сот толщиной по 4 мм и одного – 2,5 мм. Заметно изменилось и хвостовое оперение – стабилизатор переместили с середины киля на фюзеляж, аналогично тому, как это было сделано в ходе летной отработки истребителя МиГ-19. Конструкция баков и трубопроводов существенно усложнилась в результате доработок топливной системы, выполненных в целях обеспечения устойчивой ее работы во всем возможном диапазоне нормальных перегрузок. В дополнение к новой, оснащенной электровзрывателем ЭВМУ-525 фугасно-кумулятивной боевой части ФК- 2 массой 850 кг, обеспечивающей бронепробиваемость 300 мм, была предусмотрена фугасно-осколочная боевая часть ФК-2Н (с активной оболочкой) для поражения наземных объектов.

В качестве двигателя использовался ЖРД С.5.6, созданный на базе С2.721В, но отличающийся несколько иным диапазоном регулирования тяги – от 700 до 1200 кг.

Для проведения летных испытаний использовали тот же Ту-16, что и в 1958 г. Помимо пусков по морским целям была проверена возможность пусков ракеты и по наземным целям при наличии в их составе радиоконтрастных объектов. Акт по результатам совместных испытаний был подписан 13 декабря 1961 г., а в предпоследний день того же года комплекс К-16 был официально принят на вооружение Постановлением №1261- 537.

Дальность пуска ракет была определена 150… 160 км, радиус действия авиационного комплекса – 1900 км. Отметим, что за счет лучшей аэродинамической формы ракет КСР-2 в сравнении с КС дальность носителя с двумя ракетами возросла на 20% несмотря на большую массу ракет с ЖРД. При проведении боевой операции Ту-16 сближался с целью на 120..140 км.

В какой-то мере символично то, что внедрение в нашу авиацию КСР-2 и КСР-11, впервые оснащенных ракетными, а не турбореактивными двигателями, практически совпало по времени с переходом к термину "крылатая ракета" взамен ранее употреблявшегося "самолет-снаряд".

Через год с небольшим более 70 Ту-16 было переоборудовано в носители ракет КСР-2. Какое-то время они оставались без вооружения – досадная задержка с запуском в серию КСР-2 была вызвана срывом поставок бортовой аппаратуры КС-ИМ. Первые пуски в 33-м учебном центре были проведены осенью 1962 г. К освоению комплекса морская авиация приступила в феврале 1963 г.

Основным достоинством комплекса К-16 было то, что в отличие от системы К-10 не требовался ракетоносец новой постройки с размещением в носовой части крупногабаритной аппаратуры станции ЕН. Помимо носителей старой "Кометы" можно было использовать и бомбардировщики Ту-16А, имевшиеся в ВВС в количестве без малого тысячи. В несекретной системе обозначений ракетоносцы именовались самолетами НКСР или НК-3.

Наряду с комплексом К-16 практически одновременно проходил испытания комплекс К-11, предназначенный для поражения работающих РЛС противника. Для противодействия ПВО вероятного противника Партия и Правительство еще 20 июля 1957 г. Постановлением №902-411 задали промышленности разработку ракетного комплекса для поражения РЛС различного назначения, в том числе и станций наведения зенитных ракет. В то время еще не начались испытания КСР, так что разработка противорадиолокационного комплекса предусматривала возможность использования как этой ракеты, так и исходной КС. На последующих стадиях работы осуществлялись применительно к более перспективной КСР, компоновка которой допускала установку крупногабаритной антенны. Основными вновь разрабатываемыми элементами комплекса с ракетой, получившей наименование КСР-11, стали пассивная радиолокационная головка самонаведения и самолетная станция разведки целей.

Разработанная НИИ-108 Госкомитета по радиоэлектронике (в дальнейшем – ЦНИИРТИ "Агат") станция разведки целей "Рица" представляла собой широкополосную пассивную РЛС с неподвижной антенной, работающую по методу мгновенной фазовой пеленгации. Перевернутая Т-образная рама с 9 тарельчатыми антеннами стала отличительным признаком Ту-16 с противорадиолокационными ракетными комплексами. Станция "Рица" в секторах поиска +/- 23° по азимуту и 0…-12" по углу места обеспечивала при полете на больших высотах обнаружение обзорных радиолокаторов ПВО (П-20 и П-30) и флота ("Фут-Н") на дальностях 300…350 км и станций орудийной наводки (СОН-4 ) до 270 км. При высоте полета 4км дальность обнаружения снижалась до 185…200 км.

Созданная в НИИ-648 пассивная широкополосная импульсная головка самонаведения 2ПРГ-10 при полете на высоте 10км обеспечивала захват излучения РЛС – целей на дальностях 180 …280 км. При снижении до 4 км дальность уменьшалась до 150… 190 км. Поиск цели бортовой аппаратурой ракеты КСР-11 осуществлялся на основании поступающей от станции "Рица" информации о длине волны, частоте следования и длительности импульсов излучения РЛС – цели, а также по направлению на нее. За счет увеличенной дальности захвата цели головкой самонаведения дальность пуска КСР- 11 на треть превышала соответствующий показатель КСР-2, достигая 200 км.

После участка просадки ракета КСР-11 переходила в горизонтальный полет, осуществляя самонаведение по курсу. После того, как угол между направлением на цель и осью ракеты превышал 25° ракета начинала пикирование на цель, при этом наведение по курсу осуществлялось по методу параллельного сближения, а по тангажу – прямым наведением. Более крутое пикирование на цель по сравнению с реализованным на КСР- 2 обеспечивалось тем, что пассивной ГСН не грозили помеховые сигналы от подстилающей поверхности, ограничивающие угол тангажа при использовании активной головки самонаведения. Ракета могла наводиться как по основному лучу РЛС-цели, так и по боковым лепесткам диаграммы направленности ее излучения. При кратковременном отключении излучения РЛС-дели ГСН работала в режиме запоминания. Попадание в площадку размером 40 х 80 м в районе РЛС обеспечивалась с вероятностью 0,85.

Ракета оснащалась боевыми частями трех типов (фугасной, фугасно-осколочной и фугасно-кумулятивной ФА-11 с взрывателем ЭВМУ-514М), при этом за счет применения более легкой бортовой аппаратуры вес ракеты не превышал 4000 кг. Увеличенная дальность пуска и меньший вес ракеты обеспечили больший, чем у комплекса К-16 радиус действия системы К-11 – 2050 км, при этом носитель не приближался к цели на удаление менее 160 км.

К концу 1960 г. были проведены конструкторские испытания ГСН и автопилота АП-72И, проведены облеты носителя Ту-16 (заводской №826204026) как в автономном режиме, так и с подвешенными ракетами. Основной объем испытаний удалось осуществить в 1961 г., о чем свидетельствовал акт по их результатам, подписанный 21 декабря. Комплекс был принят на вооружение только 13 апреля 1962 г. Постановлением № 341-157.

Впервые в мире в нашей стране была создана серийная противорадиолокационная ракета. Несмотря на то, что в пятидесятые годы в США также разрабатывались дозвуковые противорадиолокационные ракеты – "Корвус" для морской авиации и "Кросбоу" для Стратегического авиационного командования – американцы только в 1964 г. приняли на вооружение ракету "Шрайк", по дальности многократно уступавшую КСР-11. На порядок большая мощность боевой части советской ракеты уменьшала зависимость успешности боевого применения от мер противодействия, реализуемых противником. Правда, относительно малые масса и габариты ракеты "Шрайк" способствовали ее широкому и, в целом, достаточно эффективному применению в большинстве последующих военных конфликтов. Вызывала нарекания и ограниченность частотного диапазона головки самонаведения ракеты КСР-11.

Создание унифицированных ракет КСР-2 и КСР-11, а также относительно небольшие массы и габариты соответствующей самолетной аппаратуры создали предпосылки для разработки универсального носителя на базе Ту-16. Создание соответствующего комплекса, получившего наименование К-11-16, было рекомендовано решениями Госкомиссий по испытаниям К-16 и К-11.

Возможность переоборудования под комплекс К-11-16 бомбардировщиков Ту-16А и заправщиков Ту-16 ЗА была продемонстрирована на Ту-16 №5262908, с которого сняли РЛС "Рубидий", установили "Рубин", "Рицу", пилоны БД-352. В полете основная работа с аппаратурой противокорабельного и противорадиолокационного комплексов производилась штурманами. Штурман-навигатор, сидевший в застекленной носовой части самолета, занимался в основном ракетами КСР-2, а при использовании КСР-11 готовил к работе автопилот ракеты. Штурман-оператор, размещенный за спинами летчиков, обеспечивал все остальные операции с КСР11. Впервые была обеспечена возможность пуска двух КСР-2 по одной цели. Испытания прошли успешно, и комплекс К-11-16 стал поступать в войска. Как и предусматривалось, ракетоносцы Ту-16К11-16 (несекретное обозначение – самолеты НК-2 или НК-11-16) переоборудовались из бомбардировщиков и заправщиков, хотя по настоянию командующего авиацией ВМФ Е. Преображенского была отработана и технология переоснащения ракетоносцев Ту-16КС.

При переоснащении Ту-16А взамен РЛС "Рубидий-2М" (РБП-2) и оптического бомбового прицела ОПБ- 11ФМ устанавливались "Рица", "Рубин-1К" и ОПБ-112. С самолета снимались аппаратура навигационной системы "Меридиан" и командная радиостанция РСБ-70, фотоаппарат АФА-42/100. Радиовысотомер РВ- 2 заменялся на РВ-УМ. Устанавливались балочные держатели БД-352, аппаратура подготовки и пуска ракет, доплеровская система "Ветер-2" (ДИСС-1), аппаратура "Свод". Консоли крыла дорабатывались с усилением конструкции.

К концу пятидесятых годов очередной раз была поставлена задача обеспечения испытаний новых зенитных ракетных и истребительных авиационных комплексов мишенями с летно-техническими характеристиками, отвечающими уровню средств воздушного нападения вероятного противника. Беспилотные варианты бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16, переоборудованные МиГи и Яки, а также специально изготавливаемые дозвуковые мишени Ла-17 и их модификации уже не отвечали этим требованиям. Требовалось создать недорогую мишень, способную осуществлять полет в стратосфере со скоростью, многократно превышающей звуковую.


Принципиальное построение программ полета ракет семейства КСР


Партия и Правительство 19 июня 1959 г. Постановлением №684-312 задали разработку ряда новых мишеней и беспилотных вариантов самолетов. Первым пунктом соответствующего документа предписывалось создание на базе ракеты КСР мишени КРМ с автономным управлением. Повышенные летно-технические характеристики (скорость до 2500 км/ час, высота – 20000…25000 м, дальность – 250 км) предусматривалось обеспечить заменой исаевского двигателя на более мощный ЖРД – Р-209- 300 разработки В.Г. Степанова. Работы были проведены в общем успешно, и в 1961 г. начались испытания новой мишени. Уже в 1963 г. носители Ту-16 проводили пуски мишеней КРМ в обеспечение испытаний зенитного ракетного комплекса С-200, а в 1965 г. мишень поступила на вооружение. Наряду с обозначением КРМ использовалось наименование МВ-1 (мишень высотная -1).

При пуске с высоты 10км мишень переходила к набору заданной высоты, по достижению которой осуществляла горизонтальный программный полет с выполнением, при соответствующем полетном задании, противозенитного маневра "змейка". Какое-либо самонаведение или радиоуправление не предусматривалось, а радиокомандная линия использовалась только для выдачи команды на самоликвидацию не сбитой мишени. На мишени могли устанавливаться трассеры дневного наблюдения, линзы Люнеберга, а также аппаратура измерения величины промаха. При высоте полета 14 км скорость составляла 1300 км/час, ненамного превышая достигнутую на КСР-2 и КСР-11. Но с увеличением высоты до 26 км скорость возрастала до 3200 км/час. В этих условиях полностью проявлялось преимущество ЖРД – практическое постоянство тяги при падении плотности воздуха, многократно снижавшей аэродинамическое сопротивление. Продолжительность полета мишени составляла от 4,7 до 12 мин, максимальная дальность – до 300 км.

Прорабатывалась возможность создания на базе КРМ мишени с еще большей скоростью и высотой полета, но эти работы были свернуты за ненадобностью – у вероятного противника не было аэродинамических средств воздушного нападения со столь высокими тактико-техническими характеристиками.

Серийное производство КСР-2 (несекретное обозначение – изделие 085), КСР-11 (изделие 086) и КРМ (изделие 087) с начала шестидесятых годов осуществлялось заводом №475 в Смоленске.

Уже к моменту постановки в серию машины семейства КСР не выделялись высокими тактико-техническими характеристиками. Сравнение характеристик комплексов К-16 с практически одновременно принятым на вооружение комплексом К-10 показывает, что по дальности пуска и скорости полета КСР-2 на 50…70% уступала ракете К-ЮС, а радиус действия носителя Ту-16К-11-16 был на 400 км меньше соответствующего показателя Ту-16К-10. Несмотря на то, что по дальности сближения с целью оба комплекса находились практически на одном уровне, несоответствие околозвуковой скорости КСР-2 и КСР-11 не только перспективному, но и уже достигнутому уровню средств ПВО вероятного противника было очевидным.

Эти недостаток не мог быть устранен при проведении работ по модернизации комплексов, выполненных в шестидесятые годы. Максимальную дальность КСР-11 при пусках с больших высот довели до 200 км, КСР-2 – до 160.. 180 км. Без существенных доработок ракеты в 1964 г. освоили пуски с высоты 4 км. Дальнейшее снижение нижней границы диапазона высот пуска в соответствии с переходом авиации к действиям на малых высотах в условиях насыщения обороны противника зенитными ракетными комплексами потребовало создания модернизированного варианта ракеты – КСР-2 М. Для обеспечения возможности пуска ракет с высоты 500 м удалось многократно уменьшить послепусковую "просадку" ракеты относительно высоты полета носителя до момента запуска ЖРД. После "просадки" ракета набирала высоту,на 500…800 м превышающую высоту пуска, а затем переходила к пологому пикированию на цель.

Тем не менее, вопрос об оснащении Ту-16 эффективным ракетным оружием был решен только в конце 1969 г. с принятием на вооружение комплекса с ракетами КСР-5, уровень летно- технических характеристик которых приближался к показателями ракет X- 22, до сих пор не имеющих зарубежных аналогов по своим боевым возможностям. Через несколько лет арсенал дальней и морской авиации пополнился противорадиолокационным вариантом этой ракеты – КСР-5П, пришедшим на смену К-11. Доработанные носители – Ту-16К-26 и Ту-16К- 25 – допускали применение как старых ракет, так и КСР-5, так что процесс снятия с вооружения КСР-2 и КСР-11 протекал без излишней спешки. Последними из этого семейства в начале девяностых годов вместе с последними Ту-16КРМ ушли из авиации мишени МВ-1. Постепенный вывод ракет КСР-2 и КСР-11 во "второй эшелон" способствовал снижению уровня секретности этого оружия. С конца шестидесятых годов начались поставки в дружественные "развивающиеся" страны, а фотографии ракет КСР-2 или КСР-11 под кодом AS-5 "Kelt" впервые появились в зарубежной прессе. Единственные среди ракет "больших" ракетных комплексов класса "земля-воздух", КСР-2 и возможно, КСР-11, приняли участие в реальных боевых действиях. По различным данным, во время арабо-израильской войны в октябре 1973г. арабы произвели от 25 до 82 пусков, при этом наиболее лестная из крайне противоречивых заявленных, оценок их успехов сводится к поражению двух наземных РЛС и полевой базы снабжения.

К более существенным результатам разработки ракет КСР-2 и КСР-11 можно отнести то, что задолго до завершения разработки ракет семейств Х-22 и КСР-5 личный состав на практике освоил работу с высокотоксичными, пожароопасными и агрессивными компонентами топлива жидкостных ракетных двигателей, впервые примененных в отечественном авиационном вооружении на КСР-2 и КСР-11. Наряду с отработкой практических навыков заправок выявилась необходимость рационализации этой операции, в особенности в части заправки окислителя – ракета не могла долго находиться с заполненными кислотой баками. В частности, были своевременно разработаны специальные технологические комплекты с ампульными средствами заправки окислителя.

Важнейшим же результатом перевооружения более 220 наших дальних бомбардировщиков и устаревших ракетоносцев на ракеты КСР-2 и КСР- 11 можно считать сохранение группировки Ту-16 в период "ракетного лихолетья" вплоть до поступления на вооружение по-настоящему эффективных КСР-5 и КСР-5П.


ЛИТЕРАТУРА

1. А. М Артемьев. "Морская ракетоносная". "Авиация и космонавтика", выпуск 32.

2. В. Ригмант, Н.Якубович. "Первый туполевский "сверхзвуковик". "Крылья Родины", №6, 1998г.

3. В. Ригмант, "Под знаками АНТ и Ту". "Авиация и космонавтика", №6, 1998 г.

4. Ю.Стойчев, И.Свойняло. "В воздухе – крылатые мишени". "Армейский сборник", 1998 г.


Александр Широкорад


Примечания:



Ракета становится ракетой


В шестидесятые – семидесятые годы гражданская авиация была "не роскошью, а средством передвижения". Выбирающиеся из города на Неве лица различных национальностей, стоя в длиной очереди на автобусы к аэропорту Пулково рассеяно созерцали занимавшее целый квартал у станции метро "Московская" помпезное здание "сталинской" архитектуры. Немногие любители истории знали, почему столь колоссальное сооружение появилось почти на южной окраине города. В тридцатые годы предполагалось, что Ленинград будет расти только на юг – с севера подпирала проходившая у Белоострова финская граница. Поэтому в будущем центре великого города было построено огромное административное здание очень сложной внутренней планировки, предназначенное для партийно-советского руководства. Начавшиеся войны преобразовали градостроительные планы и оказавшееся на отшибе огромное здание сменило немало хозяев. С пятидесятых годов в нем размещался ряд организаций, занимавшихся разработкой авиационной радиолокационной техники и систем управления для ракет. В настоящее время они образуют объединение под идеологически изумительным наименованием "Холдинговая компания "Ленинец".

Ленинградским организациям были переданы работы по системам управления ракетных комплексов "воздух -земля", начатые В.М. Шабановым, С.Л.Берия и А.А.Колосовым в очень похожем здании КБ-1 на севере Москвы. Первенцем ленинградских специалистов был комплекс К-16, предназначенный для замены системы "Комета".1*

Однако первоначальные планы работ по ракете этого комплекса не предусматривали применения новой системы управления. Разработка предполагала совершенствование крылатой ракеты КС в части расширения диапазона высот и скоростей пуска, увеличения максимальной дальности, и велась исходя из использования бортовой аппаратуры самолета и ракеты, созданной для исходной "Кометы".

После принятия "Кометы" на вооружение работы по конструкторско- технологическому сопровождению производства и дальнейшему совершенствованию "изделия" были переданы из микояновского ОКБ-155 в его дубненский филиал.

В 1955 г. филиалу ОКБ-155 была поручена относительно самостоятельная работа – создание первой отечественной крылатой ракеты для вооружения катеров – П-15, а его руководитель – А.Я.Березняк – впервые был официально назначен главным конструктором. Ракета П-15 оснащалась жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) с тягой до 1200 кг, который разрабатывался в ОКБ-2 НИИ- 88 (в те годы – головной организации Министерства оборонной промышленности по ракетостроению) под руководством А.М.Исаева, совместно с которым Березняк в военные годы создал ракетный перехватчик БИ.

Вполне естественно возникла идея применения такого ракетного двигателя на КС взамен ТРД. Это начисто снимало все проблемы с запуском двигателя на больших высотах. Кроме того, ЖРД был втрое дешевле РД- 500, стоимость которого составляла около трети цены самолета-снаряда.

Был проработан и альтернативный вариант – доработать П-15 для вооружения самолетов. Однако для катерной ракеты была задана максимальная дальность всего 25 км, т.е. втрое меньшая по сравнению с достигнутой для "Кометы", да и боевая часть П-15 была почти вдвое легче, чем у КС. Военные не могли согласиться на ухудшение этих важнейших характеристик. Авиационные варианты усовершенствованной ракеты под наименованиями П-15А и П-15М стали рассматриваться применительно к вооружению более легкого по сравнению с Ту-16 перспективного фронтового бомбардировщика Ту-98А. Сверхзвуковая скорость этого носителя позволила бы увеличить дальность пусков до 60…70км. К сожалению, работы по этому самолету, планировавшемуся к внедрению в серию под наименованием Ту-24, были прерваны на стадии испытания опытного образца, а ракеты типа П-15 оказались слишком тяжелыми и громоздкими для пошедшего в серийное производство Як-28. Перспективность доработанной П-15 в качестве авиационной ракеты в дальнейшем подтвердилась. На момент принятия на вооружение в 1960 г.- максимальная дальность была установлена в 35 км, в дальнейшем – в 40 км. К концу шестидесятых годов этот показатель удвоился применительно к модернизированному варианту – П-15М. В период "Великой дружбы" соответствующая техническая документация была передана китайским товарищам, которые развернули производство П- 15 под наименованием "Фей Люнг" ("летающий дракон"). Затем китайцы путем доработки П-15 создали ракету "воздух-земля" под наименованием С-601 для вооружения своих дальних самолетов В-6 (лицензионных Ту-16).

Официально проведение в 1956- 1957 гг. опытно-конструкторской работы (ОКР) по замене на самолете- снаряде КС турбореактивного двигателя РД-500К на жидкостный ракетный двигатель в целях повышения высоты и скорости пуска было задано Распоряжением Совета Министров от 2 апреля 1956 г. №1781, сформированным на основании инициативного предложения А.И.Микояна, А.Я.Березняка и министра авиапромышленности П.В.Дементьева. В дальнейшем новый вариант ракеты получил наименование КСР.

Предусматривалось доработать фюзеляж, а крылья, хвостовое оперение и бортовую аппаратуру К-1М исходной ракеты КС использовать в новом варианте ракеты без изменений. На порядок более прожорливый жидкостный ракетный двигатель требовал большего запаса топлива в сравнении с ТРД. С учетом предусмотренного для нового варианта ракеты двукратного прироста дальности пуска по сравнению с КС потребовалось более чем десятикратное увеличение запаса топлива. В результате КСР оказалась в полтора раза тяжелей исходной КС. С другой стороны, освободившись от громоздкого ТРД с центробежным компрессором конструкторы ракеты уменьшили диаметр миделя с 1,2 м до 1 м. В итоге при сохранении исходной геометрии консолей крыла его размах уменьшился с 4,72 до 4,52 м. Складывание крыла, впервые реализованное на корабельном варианте "Кометы", существенно упрощало эксплуатацию, позволив размещать в хранилищах большее число полностью собранных ракет. Поперечный габарит КСР со сложенным крылом не превышал 1,76 м. С учетом малого сопротивления фюзеляжа и слабой зависимости располагаемых тяговых характеристиках ЖРД от высоты скорость полета увеличилась до 1200…1250 км/час.

1* Подробнее о системе "Комета" см. "ТиВ" №10/99 и Л» 1/2000.


Сравнение принципиальных компоновочных схем КС (внизу) и КСР (вверху)

1. Головка самонаведения 2. Боевая часть З.Бак окислителя 4. Бак горючего 5. Блок аппаратуры ГСН 6. Преобразователь 7. Жидкостный ракетный двигатель 8. Ампульная батарея 9. Электрораспределитель 10. Гироблок автопилота 11. гаргрот 12. Аппаратура радиоуправления 13. Турбореактивный двигатель


Ракета КСР с поднятой телеметрической панелью


В бортовой системе управления К1- МР использовали все лучшее, накопленное к тому времени в ходе работ по вариантам "Кометы", не ограничившись первоначально намеченной доработкой кабельной сети и волноводов. От ГСН ракеты С-2 комплекса "Сопка" позаимствовали антенный блок С-3, установив его взамен штатных блоков К-1-1 и К-1-11 аппаратуры К-1М ракеты КС. Блок К-1-0 аппаратуры радиоуправления разместили с правого борта хвостовой части, блок радиоответчика К-1-12 – над хвостовым оперением. В сравнении с КС время работы бортовой аппаратуры возросло на 75%, достигнув 350 с.

Основной разработчик СУ "Кометы" – московское КБ-1 – во второй половине пятидесятых годов оказался перезагружен работой. Помимо аппаратуры для К-10С и Х-20 велись разработки по ракетам "воздух-воздух", зенитным ракетным комплексам и по первым системам ПРО. Совершенствование аппаратуры "Кометы" поручили ленинградскому ОКБ-283, уже накопившему большой опыт работ в области самолетной радиолокации. Работы по авиационным ракетным комплексам в ленинградской организации возглавляли А.И. Амромин и В.И. Смирнов.

Взамен автопилота АПК- 5 на ракете применили усовершенствованный вариант – АПК-Д с более мощными рулевыми машинами, обеспечивавшими управление ракетой с изменившимися динамическими характеристиками и обладавшими устойчивостью к автоколебаниям. В соответствии с распоряжением Правительства ракету предполагалось комплектовать кумулятивно-фугасной боевой частью массой 940кг от разрабатывавшейся в это время ракеты К-ЮС. Подрыв осуществлялся от электровзрывателя ЭВМУ-506. Обеспечивалось применение также и специальной боевой части.

Безопасность пусков достигалась применением "ограничителя курса и дальности"- автономного устройства, прерывавшего полет при отклонении от заданного направления сверх установленного диапазона или по завершении временного интервала, соответствующего максимальной расчетной продолжительности полета.

Тем не менее, основной новинкой КСР была жидкостная ракетная двигательная установка. В качестве горючего использовался ТГ-02 – смесь "50 на 50" триэтиламина и ксилидина, под названием "тонка" освоенная немцами еще во время Второй мировой войны. Сочетание ТГ-02 с принятым для КСР окислителем на базе азотной кислоты – АК-20Ф – образовывало самовоспламеняющуюся смесь, что обеспечивало надежность запуска и устойчивое горение. Цифра "20" в обозначении окислителя указывала на присутствие 20% азотного тетраоксида, за счет чего достигалось увеличение энергетики на 5% и повышение плотности на 6%, что позволяло увеличить запас топлива без наращивания объема баков. Буква "Ф" свидетельствовала о присутствии в окислителе небольшой присадки ортофосфорной кислоты, используемой в качестве ингибитора. В отличие от П-15 баки горючего (объемом 666 л) и окислителя (1032 л) выполнили не вкладными, а по "несущей" схеме. Бак для размещения агрессивного окислителя изготовили из нержавеющей стали ЭИ-654, для горючего – из алюминиевого сплава АМГ-6. Кроме того, в конструкции планера ракеты применялись сплавы Д-16А-Т, АЛ-5, АЛ-9, АЛ-19, а в наиболее нагруженных узлах – сталь 30ХГСА.

Жидкостный ракетный двигатель был выполнен по энергетически несовершенной, но единственно освоенной в пятидесятые годы так называемой "открытой" схеме – с выбросом продуктов сгорания газогенератора турбонасосного агрегата через удлиненный патрубок в атмосферу. При запуске турбонасосный агрегат раскручивался посредством пиростартера. Наддув баков с топливом производился за 10 с до включения двигателя. Первоначально предполагалось заимствовать для новой ракеты двигатель С2.722 от П-15 без доработок, но в дальнейшем, с учетом особенностей траектории и увеличенного времени работы пришлось разработать специальную модификацию двигателя под обозначением С2.721В Исходя из необходимости обеспечить повышенную тягу для разгона ракеты и более экономичный режим на маршевом участке полета двигатель, как и его прототип, был выполнен двухрежимным. При срабатывании клапана в системе подачи топлива тяга уменьшалась с 1200 кг до уровня 600 кг.

Для проведения испытаний переоборудовали Ту-16 (заводской № 7203608), доработав станцию K-II-2 для обеспечения более длительного наведения и установив балочные держатели БД-245 взамен БД-Е. Кроме того, установили новую аппаратуру в гермокабине оператора, размещенной в переднем бомбоотске. Как и на носителях первой "Кометы", при такой компоновке не удалось обеспечить этому члену экипажа нормальные условия работы – при проведении испытаний на южном полигоне в летнее время температура в гермокабине зашкаливала за 40°С.


Ту-16К-1б с ракетами КСР


Экипаж испытателей возглавил Герой Советского Союза подполковник Зендов. В ходе проведенных с 7 июня по 5 сентября 1958 г. первых 6 испытаний с пусками на дальность до 96 км, было достигнуто 4 прямых попадания. Неудачный из-за отказа аппаратуры самолета-носителя третий пуск, выполненный 2 августа, комиссия согласилась не учитывать, подтвердив 80% вероятность поражения цели. Два первых и пятый пуск выполнили по наземным целям, образованным малогабаритными уголковыми отражателям по натянутой перед ними сеткой, пробитие которой засчитывало» как попадание. При остальных пусках целью служил притопленный на мелководье танкер "Чкалов" водоизмещением 11000 т, имитировавший типовую морскую цель – крейсер. Военные уже не могли позволить себе роскошь в порядке отработки нового оружия топить крупные боевые корабли на больших глубинах, как это ранее проделали с "Красным Кавказом".

Важным положительным результатом было подтверждение безопасности отделения от подкрыльевого пилона довольно тяжелой ракеты. Ведь исходный Ту-16 был рассчитан на сброс грузов только из бомбоотсека, расположенного у центра масс самолета. При этом самолет получал столь значительный крен с разворотом от сброшенной ракеты, что автопилот не мог с ним справиться и летчику приходилось брать управление на себя.

Особого внимания потребовали испытания с посадкой с несброшенными ракетами. Для ее осуществления на просторы Родины любимой из баков каждой ракеты щедро выливалось по полторы тонны азотной кислоты – в аварийной ситуации в контакте с горючим она могла самовоспламениться, что привело бы к крайне печальным последствиями. Кроме того, предельная посадочная масса Ту-16 достигалась только при массе каждой из ракет, не превышающей три тонны.

В одном результаты испытания привели к горькому разочарованию – не оправдались надежды на двукратное увеличение дальности пусков по сравнению с КС. Топлива на борту КСР было достаточно – в одном из пусков ракета с отказавшей аппаратурой улетела на 200 км. Но из-за систематических сбоев в работе системы наведения все 5 пусков ракеты на дальности 130… 150 км, выполненные в период с 13 сентября по 8 октября, завершились неудачно. Кроме того, выявилась неработоспособность системы подачи топлива при воздействии отрицательных нормальных перегрузок в течение более, чем 3 сек.

Проблема увеличения дальности была решена с использованием результатов работ, первоначально не связанных с темой КСР. В пятидесятые годы число мясищевских бомбардировщиков существенно превышало суммарный выпуск Ту-95. С учетом необходимости перехода к ракетному вооружению Партия и Правительство 22 августа 1959 г. поставили задачу создать для них новое оружие – комплекс К-14 на базе разрабатывавшейся для Ту-16 ракеты К-10С. Для обеспечения развертывания широкого фронта работ предусматривалось, не дожидаясь изготовления ракеты комплекса К-14, отработать предназначенную для нее бортовую аппаратуру на ракете типа КСР. При этом предлагалось по результатам этих испытаний оценить возможность и целесообразность переоснащения Ту- 16КС в носители ракет КСР с данной аппаратурой.

В начале 1960 г. мясищевское КБ передали ракетчику В.Н.Челомею, а тему К-14 закрыли. Однако успехи, достигнутые при отработке новой бортовой аппаратуры для К-14 (первой активной радиолокационной головке самонаведения для ракеты "воздух- корабль" такого класса) послужили основанием для дальнейшего продолжения работ по радиоэлектронному оборудованию. При этом работа по ракете, получившей обозначение КСР- 2, однозначно велась в интересах модернизации вооружения Ту-16, так как ее успешное завершение обеспечило бы значительное расширение боевых возможностей этих носителей. Впервые в нашей стране после пуска ракеты не требовалось дальнейшее сближение самолета с целью. Ракета функционировала независимо от носителя, то есть обеспечивалось боевое применение по принципу "выстрелил и забыл".

Работе придавалось столь важное значение, что Правительство на основании результатов испытаний ракеты КСР и аппаратуры "Рубикон" 4 февраля 1961 г. приняло Постановление "О переоснащении Tv-16KC и Ту-16 на Ту-16 КСР-2 с "Рубикон", определившее срок начала совместных испытаний – 15 апреля 1961 г. и ряд других мер по подготовке перевооружения авиации.

Разработанная в коллективе, к тому времени входившем в НИИ-131, новая бортовая аппаратура КС-ИМ в сочетании с самолетной РЛС "Рубин-1К" образовывала систему " Рубикон-1 К". При использовании на ракете активной ГСН сузился круг задач, стоящих перед самолетной аппаратурой – не требовалась подсветка цели и передача команд на ракету. Систему "Рубикон-1К" разместили на месте штатной РЛС Ту-16 "Рубидий", отказавшись от станции K-11M исходных ракетоносцев Ту-16К.

Дальность обнаружения самолетной РЛС "Рубин-1К" типовой надводной цели – крейсера – составляла около 200 км, гидроэлектростанции – 250…290 км, моста – 130…180 км. Обеспечивалась селекция целей, удаленных друг от друга на 0,9 км в радиальном направлении и на 0,05 дальности по азимуту. Для ввода целеуказания в головку самонаведения ракеты оператор осуществлял наложение перекрестья на цель на экране самолетной РЛС (азимут цели и метка дальности), проделывая операции, аналогичные осуществляемым при бомбометании. При захвате цели на автосопровождение головкой самонаведения ракеты, о чем свидетельствовал загорающийся индикатор на тубусе самолетной РЛС, на экране РЛС высвечивалась соответствующая метка. При выходе на цель с точностью 5° индицировался сигнал "готов к пуску", по которому оператор выдавал команду на наддув баков и спустя 20 сек – на отделение ракеты от носителя.

Пуск ракеты осуществлялся при полете на высоте 4… 10 км со скоростью до 880 км/час. Для обеспечения безопасности носителя ЖРД включался только через 7 секунд после отделения от носителя, что определяло значительную просадку траектории – на 600… 1200 м. Ракета с двигателем, работающим в режиме максимальной тяги, разгонялась до скорости 1200…1250 км/час. Затем, через 40 с после пуска, двигатель переключался в режим малой тяги и ракета с постоянной скоростью пикировала на цель под углом к горизонту в несколько градусов, наводясь в обоих плоскостях в настоящую или упрежденную точку цели. При сближении с целью на 18км антенна головки самонаведения стопорилась по углу тангажа, при этом разаретировался гироскоп канала упреждения в горизонтальной плоскости. Во избежание ослепления ГСН на удалении 0,5 км отдели антенна отключалась, и дальнейшее наведение на оставшихся 1,5 с полета осуществлялось исходя из пролонгирования предшествующих параметров.

В новой головке самонаведения применили антенну с диаметром, увеличенным до 0,65 м. Большой радиопрозрачный обтекатель изготавливался из стеклопластика – конструкция состояла из двух слоев сот толщиной по 4 мм и одного – 2,5 мм. Заметно изменилось и хвостовое оперение – стабилизатор переместили с середины киля на фюзеляж, аналогично тому, как это было сделано в ходе летной отработки истребителя МиГ-19. Конструкция баков и трубопроводов существенно усложнилась в результате доработок топливной системы, выполненных в целях обеспечения устойчивой ее работы во всем возможном диапазоне нормальных перегрузок. В дополнение к новой, оснащенной электровзрывателем ЭВМУ-525 фугасно-кумулятивной боевой части ФК- 2 массой 850 кг, обеспечивающей бронепробиваемость 300 мм, была предусмотрена фугасно-осколочная боевая часть ФК-2Н (с активной оболочкой) для поражения наземных объектов.

В качестве двигателя использовался ЖРД С.5.6, созданный на базе С2.721В, но отличающийся несколько иным диапазоном регулирования тяги – от 700 до 1200 кг.

Для проведения летных испытаний использовали тот же Ту-16, что и в 1958 г. Помимо пусков по морским целям была проверена возможность пусков ракеты и по наземным целям при наличии в их составе радиоконтрастных объектов. Акт по результатам совместных испытаний был подписан 13 декабря 1961 г., а в предпоследний день того же года комплекс К-16 был официально принят на вооружение Постановлением №1261- 537.

Дальность пуска ракет была определена 150… 160 км, радиус действия авиационного комплекса – 1900 км. Отметим, что за счет лучшей аэродинамической формы ракет КСР-2 в сравнении с КС дальность носителя с двумя ракетами возросла на 20% несмотря на большую массу ракет с ЖРД. При проведении боевой операции Ту-16 сближался с целью на 120..140 км.

В какой-то мере символично то, что внедрение в нашу авиацию КСР-2 и КСР-11, впервые оснащенных ракетными, а не турбореактивными двигателями, практически совпало по времени с переходом к термину "крылатая ракета" взамен ранее употреблявшегося "самолет-снаряд".

Через год с небольшим более 70 Ту-16 было переоборудовано в носители ракет КСР-2. Какое-то время они оставались без вооружения – досадная задержка с запуском в серию КСР-2 была вызвана срывом поставок бортовой аппаратуры КС-ИМ. Первые пуски в 33-м учебном центре были проведены осенью 1962 г. К освоению комплекса морская авиация приступила в феврале 1963 г.

Основным достоинством комплекса К-16 было то, что в отличие от системы К-10 не требовался ракетоносец новой постройки с размещением в носовой части крупногабаритной аппаратуры станции ЕН. Помимо носителей старой "Кометы" можно было использовать и бомбардировщики Ту-16А, имевшиеся в ВВС в количестве без малого тысячи. В несекретной системе обозначений ракетоносцы именовались самолетами НКСР или НК-3.

Наряду с комплексом К-16 практически одновременно проходил испытания комплекс К-11, предназначенный для поражения работающих РЛС противника. Для противодействия ПВО вероятного противника Партия и Правительство еще 20 июля 1957 г. Постановлением №902-411 задали промышленности разработку ракетного комплекса для поражения РЛС различного назначения, в том числе и станций наведения зенитных ракет. В то время еще не начались испытания КСР, так что разработка противорадиолокационного комплекса предусматривала возможность использования как этой ракеты, так и исходной КС. На последующих стадиях работы осуществлялись применительно к более перспективной КСР, компоновка которой допускала установку крупногабаритной антенны. Основными вновь разрабатываемыми элементами комплекса с ракетой, получившей наименование КСР-11, стали пассивная радиолокационная головка самонаведения и самолетная станция разведки целей.

Разработанная НИИ-108 Госкомитета по радиоэлектронике (в дальнейшем – ЦНИИРТИ "Агат") станция разведки целей "Рица" представляла собой широкополосную пассивную РЛС с неподвижной антенной, работающую по методу мгновенной фазовой пеленгации. Перевернутая Т-образная рама с 9 тарельчатыми антеннами стала отличительным признаком Ту-16 с противорадиолокационными ракетными комплексами. Станция "Рица" в секторах поиска +/- 23° по азимуту и 0…-12" по углу места обеспечивала при полете на больших высотах обнаружение обзорных радиолокаторов ПВО (П-20 и П-30) и флота ("Фут-Н") на дальностях 300…350 км и станций орудийной наводки (СОН-4 ) до 270 км. При высоте полета 4км дальность обнаружения снижалась до 185…200 км.

Созданная в НИИ-648 пассивная широкополосная импульсная головка самонаведения 2ПРГ-10 при полете на высоте 10км обеспечивала захват излучения РЛС – целей на дальностях 180 …280 км. При снижении до 4 км дальность уменьшалась до 150… 190 км. Поиск цели бортовой аппаратурой ракеты КСР-11 осуществлялся на основании поступающей от станции "Рица" информации о длине волны, частоте следования и длительности импульсов излучения РЛС – цели, а также по направлению на нее. За счет увеличенной дальности захвата цели головкой самонаведения дальность пуска КСР- 11 на треть превышала соответствующий показатель КСР-2, достигая 200 км.

После участка просадки ракета КСР-11 переходила в горизонтальный полет, осуществляя самонаведение по курсу. После того, как угол между направлением на цель и осью ракеты превышал 25° ракета начинала пикирование на цель, при этом наведение по курсу осуществлялось по методу параллельного сближения, а по тангажу – прямым наведением. Более крутое пикирование на цель по сравнению с реализованным на КСР- 2 обеспечивалось тем, что пассивной ГСН не грозили помеховые сигналы от подстилающей поверхности, ограничивающие угол тангажа при использовании активной головки самонаведения. Ракета могла наводиться как по основному лучу РЛС-цели, так и по боковым лепесткам диаграммы направленности ее излучения. При кратковременном отключении излучения РЛС-дели ГСН работала в режиме запоминания. Попадание в площадку размером 40 х 80 м в районе РЛС обеспечивалась с вероятностью 0,85.

Ракета оснащалась боевыми частями трех типов (фугасной, фугасно-осколочной и фугасно-кумулятивной ФА-11 с взрывателем ЭВМУ-514М), при этом за счет применения более легкой бортовой аппаратуры вес ракеты не превышал 4000 кг. Увеличенная дальность пуска и меньший вес ракеты обеспечили больший, чем у комплекса К-16 радиус действия системы К-11 – 2050 км, при этом носитель не приближался к цели на удаление менее 160 км.

К концу 1960 г. были проведены конструкторские испытания ГСН и автопилота АП-72И, проведены облеты носителя Ту-16 (заводской №826204026) как в автономном режиме, так и с подвешенными ракетами. Основной объем испытаний удалось осуществить в 1961 г., о чем свидетельствовал акт по их результатам, подписанный 21 декабря. Комплекс был принят на вооружение только 13 апреля 1962 г. Постановлением № 341-157.

Впервые в мире в нашей стране была создана серийная противорадиолокационная ракета. Несмотря на то, что в пятидесятые годы в США также разрабатывались дозвуковые противорадиолокационные ракеты – "Корвус" для морской авиации и "Кросбоу" для Стратегического авиационного командования – американцы только в 1964 г. приняли на вооружение ракету "Шрайк", по дальности многократно уступавшую КСР-11. На порядок большая мощность боевой части советской ракеты уменьшала зависимость успешности боевого применения от мер противодействия, реализуемых противником. Правда, относительно малые масса и габариты ракеты "Шрайк" способствовали ее широкому и, в целом, достаточно эффективному применению в большинстве последующих военных конфликтов. Вызывала нарекания и ограниченность частотного диапазона головки самонаведения ракеты КСР-11.

Создание унифицированных ракет КСР-2 и КСР-11, а также относительно небольшие массы и габариты соответствующей самолетной аппаратуры создали предпосылки для разработки универсального носителя на базе Ту-16. Создание соответствующего комплекса, получившего наименование К-11-16, было рекомендовано решениями Госкомиссий по испытаниям К-16 и К-11.

Возможность переоборудования под комплекс К-11-16 бомбардировщиков Ту-16А и заправщиков Ту-16 ЗА была продемонстрирована на Ту-16 №5262908, с которого сняли РЛС "Рубидий", установили "Рубин", "Рицу", пилоны БД-352. В полете основная работа с аппаратурой противокорабельного и противорадиолокационного комплексов производилась штурманами. Штурман-навигатор, сидевший в застекленной носовой части самолета, занимался в основном ракетами КСР-2, а при использовании КСР-11 готовил к работе автопилот ракеты. Штурман-оператор, размещенный за спинами летчиков, обеспечивал все остальные операции с КСР11. Впервые была обеспечена возможность пуска двух КСР-2 по одной цели. Испытания прошли успешно, и комплекс К-11-16 стал поступать в войска. Как и предусматривалось, ракетоносцы Ту-16К11-16 (несекретное обозначение – самолеты НК-2 или НК-11-16) переоборудовались из бомбардировщиков и заправщиков, хотя по настоянию командующего авиацией ВМФ Е. Преображенского была отработана и технология переоснащения ракетоносцев Ту-16КС.

При переоснащении Ту-16А взамен РЛС "Рубидий-2М" (РБП-2) и оптического бомбового прицела ОПБ- 11ФМ устанавливались "Рица", "Рубин-1К" и ОПБ-112. С самолета снимались аппаратура навигационной системы "Меридиан" и командная радиостанция РСБ-70, фотоаппарат АФА-42/100. Радиовысотомер РВ- 2 заменялся на РВ-УМ. Устанавливались балочные держатели БД-352, аппаратура подготовки и пуска ракет, доплеровская система "Ветер-2" (ДИСС-1), аппаратура "Свод". Консоли крыла дорабатывались с усилением конструкции.

К концу пятидесятых годов очередной раз была поставлена задача обеспечения испытаний новых зенитных ракетных и истребительных авиационных комплексов мишенями с летно-техническими характеристиками, отвечающими уровню средств воздушного нападения вероятного противника. Беспилотные варианты бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16, переоборудованные МиГи и Яки, а также специально изготавливаемые дозвуковые мишени Ла-17 и их модификации уже не отвечали этим требованиям. Требовалось создать недорогую мишень, способную осуществлять полет в стратосфере со скоростью, многократно превышающей звуковую.


Принципиальное построение программ полета ракет семейства КСР


Партия и Правительство 19 июня 1959 г. Постановлением №684-312 задали разработку ряда новых мишеней и беспилотных вариантов самолетов. Первым пунктом соответствующего документа предписывалось создание на базе ракеты КСР мишени КРМ с автономным управлением. Повышенные летно-технические характеристики (скорость до 2500 км/ час, высота – 20000…25000 м, дальность – 250 км) предусматривалось обеспечить заменой исаевского двигателя на более мощный ЖРД – Р-209- 300 разработки В.Г. Степанова. Работы были проведены в общем успешно, и в 1961 г. начались испытания новой мишени. Уже в 1963 г. носители Ту-16 проводили пуски мишеней КРМ в обеспечение испытаний зенитного ракетного комплекса С-200, а в 1965 г. мишень поступила на вооружение. Наряду с обозначением КРМ использовалось наименование МВ-1 (мишень высотная -1).

При пуске с высоты 10км мишень переходила к набору заданной высоты, по достижению которой осуществляла горизонтальный программный полет с выполнением, при соответствующем полетном задании, противозенитного маневра "змейка". Какое-либо самонаведение или радиоуправление не предусматривалось, а радиокомандная линия использовалась только для выдачи команды на самоликвидацию не сбитой мишени. На мишени могли устанавливаться трассеры дневного наблюдения, линзы Люнеберга, а также аппаратура измерения величины промаха. При высоте полета 14 км скорость составляла 1300 км/час, ненамного превышая достигнутую на КСР-2 и КСР-11. Но с увеличением высоты до 26 км скорость возрастала до 3200 км/час. В этих условиях полностью проявлялось преимущество ЖРД – практическое постоянство тяги при падении плотности воздуха, многократно снижавшей аэродинамическое сопротивление. Продолжительность полета мишени составляла от 4,7 до 12 мин, максимальная дальность – до 300 км.

Прорабатывалась возможность создания на базе КРМ мишени с еще большей скоростью и высотой полета, но эти работы были свернуты за ненадобностью – у вероятного противника не было аэродинамических средств воздушного нападения со столь высокими тактико-техническими характеристиками.

Серийное производство КСР-2 (несекретное обозначение – изделие 085), КСР-11 (изделие 086) и КРМ (изделие 087) с начала шестидесятых годов осуществлялось заводом №475 в Смоленске.

Уже к моменту постановки в серию машины семейства КСР не выделялись высокими тактико-техническими характеристиками. Сравнение характеристик комплексов К-16 с практически одновременно принятым на вооружение комплексом К-10 показывает, что по дальности пуска и скорости полета КСР-2 на 50…70% уступала ракете К-ЮС, а радиус действия носителя Ту-16К-11-16 был на 400 км меньше соответствующего показателя Ту-16К-10. Несмотря на то, что по дальности сближения с целью оба комплекса находились практически на одном уровне, несоответствие околозвуковой скорости КСР-2 и КСР-11 не только перспективному, но и уже достигнутому уровню средств ПВО вероятного противника было очевидным.

Эти недостаток не мог быть устранен при проведении работ по модернизации комплексов, выполненных в шестидесятые годы. Максимальную дальность КСР-11 при пусках с больших высот довели до 200 км, КСР-2 – до 160.. 180 км. Без существенных доработок ракеты в 1964 г. освоили пуски с высоты 4 км. Дальнейшее снижение нижней границы диапазона высот пуска в соответствии с переходом авиации к действиям на малых высотах в условиях насыщения обороны противника зенитными ракетными комплексами потребовало создания модернизированного варианта ракеты – КСР-2 М. Для обеспечения возможности пуска ракет с высоты 500 м удалось многократно уменьшить послепусковую "просадку" ракеты относительно высоты полета носителя до момента запуска ЖРД. После "просадки" ракета набирала высоту,на 500…800 м превышающую высоту пуска, а затем переходила к пологому пикированию на цель.

Тем не менее, вопрос об оснащении Ту-16 эффективным ракетным оружием был решен только в конце 1969 г. с принятием на вооружение комплекса с ракетами КСР-5, уровень летно- технических характеристик которых приближался к показателями ракет X- 22, до сих пор не имеющих зарубежных аналогов по своим боевым возможностям. Через несколько лет арсенал дальней и морской авиации пополнился противорадиолокационным вариантом этой ракеты – КСР-5П, пришедшим на смену К-11. Доработанные носители – Ту-16К-26 и Ту-16К- 25 – допускали применение как старых ракет, так и КСР-5, так что процесс снятия с вооружения КСР-2 и КСР-11 протекал без излишней спешки. Последними из этого семейства в начале девяностых годов вместе с последними Ту-16КРМ ушли из авиации мишени МВ-1. Постепенный вывод ракет КСР-2 и КСР-11 во "второй эшелон" способствовал снижению уровня секретности этого оружия. С конца шестидесятых годов начались поставки в дружественные "развивающиеся" страны, а фотографии ракет КСР-2 или КСР-11 под кодом AS-5 "Kelt" впервые появились в зарубежной прессе. Единственные среди ракет "больших" ракетных комплексов класса "земля-воздух", КСР-2 и возможно, КСР-11, приняли участие в реальных боевых действиях. По различным данным, во время арабо-израильской войны в октябре 1973г. арабы произвели от 25 до 82 пусков, при этом наиболее лестная из крайне противоречивых заявленных, оценок их успехов сводится к поражению двух наземных РЛС и полевой базы снабжения.

К более существенным результатам разработки ракет КСР-2 и КСР-11 можно отнести то, что задолго до завершения разработки ракет семейств Х-22 и КСР-5 личный состав на практике освоил работу с высокотоксичными, пожароопасными и агрессивными компонентами топлива жидкостных ракетных двигателей, впервые примененных в отечественном авиационном вооружении на КСР-2 и КСР-11. Наряду с отработкой практических навыков заправок выявилась необходимость рационализации этой операции, в особенности в части заправки окислителя – ракета не могла долго находиться с заполненными кислотой баками. В частности, были своевременно разработаны специальные технологические комплекты с ампульными средствами заправки окислителя.

Важнейшим же результатом перевооружения более 220 наших дальних бомбардировщиков и устаревших ракетоносцев на ракеты КСР-2 и КСР- 11 можно считать сохранение группировки Ту-16 в период "ракетного лихолетья" вплоть до поступления на вооружение по-настоящему эффективных КСР-5 и КСР-5П.


ЛИТЕРАТУРА

1. А. М Артемьев. "Морская ракетоносная". "Авиация и космонавтика", выпуск 32.

2. В. Ригмант, Н.Якубович. "Первый туполевский "сверхзвуковик". "Крылья Родины", №6, 1998г.

3. В. Ригмант, "Под знаками АНТ и Ту". "Авиация и космонавтика", №6, 1998 г.

4. Ю.Стойчев, И.Свойняло. "В воздухе – крылатые мишени". "Армейский сборник", 1998 г.


Александр Широкорад









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх