|
||||
|
ОПЫТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Проект 664В 50-х годах в СССР велись работы по созданию подводных минных заградителей с дизель-электрической силовой установкой (проекты 632 и 648). Кроме постановки минных заграждений эти лодки предполагалось использовать и для снабжения в море ПЛ других типов боеприпасами (в частности, крылатыми ракетами), ГСМ и средствами жизнедеятельности. Другими назначениями этих кораблей должно было стать обслуживание в море тяжелых гидросамолетов, а также скрытная высадка десанта. Опираясь на созданный проектный задел в конце 50-х годов, флот в начале 60-х годов заказал разработку лодки аналогичного назначения, оснащенной атомной силовой установкой. Атомоход проекта 664 создавался в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н.А.Кисилева. 1 марта 1960 г. задание было утверждено министром обороны, а в сентябре четыре варианта эскизного проекта «большой атомной транспортно-десантной подводной лодки- минного заградителя» были представлены на рассмотрение заказчика. Варианты отличались архитектурой прочного корпуса, а также энергетической установкой. В конце декабря вышло правительственное постановление по АПЛ проекта 664. В соответствии с этим документом предусматривалось передать полный комплект рабочих чертежей на завод изготовитель до июня 1964 г. Лодка имела 2-х вальную схему. В носовой оконечности легкого корпуса размещалась крупногабаритная гидролокационная антенна. Имелось торпедное вооружение, включавшее шесть носовых ТА калибром 533 мм с боекомплектом 18 торпед. Корабль мог брать на борт до 162 мин типа РМ- 1, АПМ, «Лира», «Серпей», УДМ или до 112 мин ПМ-1, РМ-2 или ПМ-2. В качестве корабля снабжения АПЛ могла транспортировать и передавать на другие лодки 20 крылатых ракет типа П-5 или П-6, а также до 80 торпед калибром 533 мм. Однако высокий уровень сложности проекта и загрузка ЦКБ другими, более приоритетными работами, привели к задержке реализации программы. Все же в 1964 году строительство АПЛ проекта 664 было начато на Северном машиностроительном заводе. Но потребность в строительстве, в первую очередь, атомных подводных ракетоносцев, пользовавшихся наивысшим приоритетом, привело к окончательному прекращению работ. Характеристика ПЛАРБ проекта 664 Длина наибольшая 140,9 м Ширина наибольшая 14,2 м Нормальное водоизмещение 10.150 м3 Глубина погружения 300 м Полная скорость подводного хода 18 уз. Автономность 80 сут. Проект 717 В августе 1967 г. в ЦКБ «Волна» начались работы по проектированию «большой транспортно-десантной подводной лодки-минного заградителя» проекта 717. При этом широко использовался конструкторский задел по ранее прекращенным проектам 664 и 748. По тактико-техническому заданию корабль предназначался для скрытной доставки десанта, военной техники, оружия, боеприпасов, продовольствия и других грузов, а также для постановки минных заграждений в удаленных районах океана. Главным конструктором проекта 717 являлся Н.А. Киселев, обладавший десятилетним опытом работы по проектированию транспортно-десантных подводных лодок и минзагов. Технический проект корабля был закончен в 1971 году и утвержден 18 марта 1972 г. (при этом заказчик выдвинул дополнительное требование – обеспечение спасения экипажа затонувших подводных лодок при помощи специальных спасательных снарядов). Разработка технической документации велась применительно к постройке АПЛ на Северном машиностроительном предприятии. Корабль должен был иметь трехкорпусную архитектуру с горизонтальным расположением прочных корпусов. В двух боковых отсеках могла размещаться колесная и гусеничная бронетехника, высадка которой должна была осуществляться через две носовых аппарели. Там же могли располагаться и запасные мины заграждения. В центральном цилиндре (имеющем наибольший диаметр) размещалось вооружение, энергетическая установка, экипаж, личный состав десанта, технические средства и т. п. Два гребных винта располагались в кольцевых каналах. Лодку предполагалось оснастить всплывающей спасательной камерой ВСУ-3. Гидроакустическое вооружение, включавшее ГАК «Рубикон», располагалось в носовой части корабля. Оборонительное вооружение лодки включало шесть торпедных аппаратов калибром 533 мм (боекомплект 18 торпед) и две 30-мм артиллерийские установки А-213М (в подводном положении убирающиеся в контейнеры, расположенные в надстройке). В минных трубах могло располагаться до 252 мин. Большая транспортно-десантная АПЛ-минный заградитель проекта 717 Десантная АПЛ проекта 748 Сложность конструкции АПЛ потребовала изготовления большого числа объемных моделей, воспроизводящих взаимное расположение всех элементов. Значительное внимание было уделено и отработке гидродинамики лодки, имевшей весьма нетрадиционные формы. Характеристика АПЛ проекта 717 Длина наибольшая 190 м Ширина наибольшая 23 м Нормальное водоизмещение 18.000 м3 Предельная глубина погружения 300 м Полная скорость подводного хода 18 уз. Автономность 75 сут. Однако постройку лодки проекта 717 так и не удалось начать: Северное машиностроительное предприятие было полностью загружено работами по строительству ракетных подводных крейсеров. В этих условиях выделить мощности для сооружения АПЛ пр. 717 не представлялось возможным, и все работы по проекту в начале 70-х годов были прекращены. Проект 748 Хотя в 1965 году было принято решение отказаться от реализации проекта 664, флот по-прежнему нуждался в десантно-транспортной подводной лодке, способной скрытно доставлять десантные группы в удаленные районы мирового океана. При формировании программы военного кораблестроения на период 1965-1970 гг. в нее было включено создание подобного корабля. В августе 1965 г. ЦКБ-16 получило задание на разработку транспортно- десантной подводной лодки проекта 748, предназначенной для «скрытной перевозки и высадки морского десанта на необорудованное побережье, снятия десанта и раненых, эвакуации их на наше побережье или переброски в другие пункты побережья вероятного противника». Кроме того, лодка должна была решать задачи снабжения боеприпасами, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения войск, действующих «на удаленных от своих берегов направлениях». Заданием предусматривалась возможность приема на борт до 1200 человек десанта или до 20 единиц колесной или гусеничной бронетехники. Вариант загрузки – усиленный батальон морской пехоты (470 человек) со штатным вооружением, три плавающих танка ПТ-76, два бронетранспортера БТР-60, шесть ротных минометов. Эскизное проектирование началось в августе 1965 г., главным конструктором проекта 748 был назначен Н.А. Киселев. Однако вскоре Главное управление кораблестроения предложило дополнительно проработать два варианта корабля с атомной энергетической установкой, а также рассмотреть возможность использования подводной лодки в качестве минного заградителя. В общей сложности в ЦКБ-16 было проработано шесть вариантов эскизного проекта лодки. К окончательному рассмотрению был предложен четвертый вариант (с АЭУ). Корабль должен был иметь оригинальную трехкорпусную архитектуру. Три цилиндра (прочные корпуса) располагались горизонтально, что обеспечивало наиболее рациональное размещение перевозимых людей и десантируемой техники. В носовой части сплющенного «камбалаобразного» легкого корпуса имелось две аппарели, позволяющие высаживать десант на необорудованное побережье. Значительный запас плавучести (более 50%) обеспечивал кораблю минимальную осадку при подходе к берегу. В центральном прочном корпусе находилась ГЭУ и основные общекорабельные системы, посты и жилые помещения. В двух боковых корпусах размещалась техника десанта и другие грузы, а также аккумуляторные батареи. ГЭУ включала два атомных реактора водоводяного типа, главные турбозубчатые агрегаты, гребные электродвигатели экономного хода, автономные турбогенераторы и вспомогательные дизель-генераторы. Гребные винты были расположены в кольцевых насадках. Корабль предполагалось оснастить ГАК «Рубикон» и ГАЛ «Мечта». Вооружение должно было включать четыре торпедных аппарата калибром 533 мм (боекомплект 14 торпед, вместо которых на борт могли приниматься мины). Для противовоздушной обороны в надводном положении, в процессе высадки десанта, были предусмотрены две автоматические артиллерийские установки СМ-243 ЗИФ калибром 57 мм, а также ПЗРК. Характеристика АПЛ проекта 748 Длина наибольшая 160 м Ширина наибольшая 21 м Нормальное водоизмещение 11.000 м3 Запас плавучести 50% Предельная глубина погружения 300 м Полная скорость подводного хода 17 уз. Автономность 80 сут. Представленный заказчику эскизный проект АПЛ не был утвержден, однако работы по созданию транспортно-десантных подводных лодок, способных также решать задачи минного заградителя, в СССР были продолжены. Проект 927 В ЦКБ «Волна» в 1973 году началась разработка атомной подводной лодки-танкера. Работы были прекращены на стадии проектирования. Проект 06704 Для испытаний нового противокорабельного оперативно-тактического ракетного комплекса «Оникс» в 1986 году было решено доработать одну из лодок проекта 670М – К-452 (позже получившую название «Новгород Великий»), Проект 06704 (шифр «Чайка- Бе) был создан под руководством главного конструктора А.Г.Лещева. Вместо восьми пусковых установок ПКР «Малахит» на тех же местах на модернизированной лодке разместили 24 транспортно-пусковых контейнера СМ-315 с ракетами «Оникс», установленных наклонно. Корабль получил также новые системы предстартовой подготовки и введения целеуказания. Характеристика ПЛАРК проекта 06704 Длина наибольшая 104,9 м Ширина наибольшая 9,9 м Средняя осадка 7,4 м Водоизмещение, м3 : нормальное 4370 попное 5570 Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Полная скорость подводного хода 24 узл. Надводная скорость 13 узл. Автономность 60 сут. Экипаж 98 чел. Работы по модернизации проводились с 25 июня 1986 г. по 10 июля 1989 г. на судоремонтном заводе «Нерпа» (Пала-губа). Командир лодки капитан 1 ранга В. Обухов. В настоящее время «Новгород Великий» выведен из боевого состава ВМФ. Проект 09774 Атомный подводный ракетоносец К-411 проекта 667А (заложен в январе 1968 г., спущен на воду в феврале 1969 г. и вступил в строй 31 августа 1970 г.) в 1990 году был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. В ходе переоборудования корпус корабля был удлинен до 162,5 м, было полностью демонтировано торпедное вооружение, проведены другие доработки. ГЭУ номинальной мощностью 51000 л.с. включает два реактора ВМ- 4Т по 72 мВт, две паровые турбины, ГТЗА типа ОК-700. Имеется два дизельгенератора ДГ-500, два вспомогательных электродвигателя ПГ-137 (2x375 л.с.) и две аккумуляторные батареи по 112 элементов (2 х 8000 ампер/ч). АПЛ оснащена ГАК МГК-300 «Рубин», ГАС миноискания МГ-509, навигационным комплексом «Сигма», радиолокационным комплексом РЛК-101 «Альбатрос», МРП-10 «Залив-П» и другим оборудованием. Характеристика АПЛ проекта 09774 Длина наибольшая 162,5 м Ширина наибольшая 11,7 м Средняя осадка 8,3 м Нормальное водоизмещение 8675 м3 Рабочая глубина погружения 380 м Максимальная глубина погружения 450 м Полная скорость подводного хода 27 уз. Надводная скорость 15 уз. Экипаж 106 чел. Автономность 80 сут. АЛА проекта 09780 Проект 09780 Один из подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667А – К-403 (введен в строй 20 августа 1971 г.) – в 1979-1984 гг. переоборудовали по проекту 09780 (АК- СОН-2) в атомную подводную лодку- лабораторию. Был вырезан ракетный отсек и проведены другие мероприятия, обусловленные изменением целевого назначения корабля. На Западе модернизированная АПЛ получила обозначение Yankee-Pod. Корпус лодки был удлинен до 151,8 м, существенно изменились обводы носовой части корабля. Главная энергетическая установка (аналогичная проекту 667А) номинальной мощностью 52.000 л. с. включает два реактора ВМ-4Г (2x90 мВт), две паровые их турбины ОК-700, работающие на два винта. Вооружение АПЛ составляют четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 18 торпед 53-65К или СЭТ-65, имитаторами МГ-74 «Корунд» или минами «Голец» (32 единицы). Кроме того, система самообороны АПЛ включает восемь ПЗРК типа «Игла-1». Лодка имеет навигационный комплекс «Медведица», комплекс связи «Молния-М», включающий систему космической связи «Симфония». Корабль оснащен протяженной буксируемой связной антенной «Параван». На АПЛ установлен гидроакустический комплекс «Скат», РЛС «Тобол», станция наблюдения за льдом МТ-70 и станция миноискания МГ- 509. Характеристика АПЛ проекта 09780 Длина наибольшая 151,8 м Ширина наибольшая 11,7 м Средняя осадка 7,9 м Нормальное водоизмещение 8675 м3 Рабочая глубина погружения 380 м Максимальная глубина погружения 450 м Полная скорость подводного хода 27 уз. Надводная скорость 16 уз. Экипаж 120 чел. Автономность 100 сут. С 1991 года КС-403 прошла на заводе «Звездочка» очередное дооборудование. 23 октября 1996 г. был подписан приемный акт. В настоящее время лодка несет службу в составе Северного флота. С 1998 г. лодка носит имя «Казань». Проект 10831 Для отработки новых технических решений в области создания боевых подводных лодок нового поколения 16 июля 1990 г. в Северодвинске была заложена «атомная глубоководная станция 1 ранга» АС-12 – исследовательская подводная лодка проекта 10831, лишенная вооружения. 26 августа 1995 г. корабль был спущен на воду, а в 1997 году – вошел в состав Северного флота. Корпус АПЛ, получивший на западе обозначение NORSUB-5, выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения более 1000 м. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 15000 л. с. имеет один реактор и один винт. Характеристика АПЛ проекта 10831 Длина наибольшая 60.0 м Ширина наибольшая 7,0 м Средняя осадка 5,1 м Нормальное водоизмещение 1600 м3 Полное водоизмещение 2100 м3 Рабочая глубина погружения 1000 м Полная скорость подводного хода 30 уз. Экипаж 25 чел. Проект 1851 В начале 1980 года в Ленинграде, на заводе «Судомех», началась постройка серии атомных подводных лодок специального назначения проекта 1851, лишенных вооружения. Корабли предназначались, в частности, для проведения глубоководных работ с использованием водолазов и оснащались барокамерой. Первая АПЛ, АС-23, была заложена 25 сентября 1981 г., спущена на воду 30 октября 1983 г. и вошла в состав Северного флота 30 декабря 1986 г. За ней последовала АС-21 (заложена 26 декабря 1984 г., спущена 29 апреля 1991 г., вошла в строй 28 декабря 1991 г.). Завершила серию АС35 (заложена 20 декабря 1989 г., спущена 29 сентября 1994 г. и вошла в строй 12 октября 1995 г.). Корабли оснащены одним реактором мощностью 10 мВт. По НАТОвской классификации они получили обозначение X-Ray. Характеристика АПЛ проекта 1851 Длина наибольшая 40,0 м Ширина наибольшая 5.3 м Средняя осадка 5,0 м Нормальное водоизмещение 550 м3 Полное водоизмещение 1000 м3 Рабочая глубина погружения 1000 м Проект 1910 Для исследования новых типов атомных реакторов в начале 70-х годов было решено построить атомную подводную лодку специального назначения проекта 1910 (шифр «Кашалот»). Корабль, лишенный традиционного торпедного вооружения, было решено использовать также в качестве средства доставки боевых подводных пловцов. «Атомная глубоководная станция 1 ранга» (так классифицировалась АПЛ проекта 1910 в ВМФ) АС-13 была заложена в Ленинграде (ЛАО) 20 октября 1977 г., спущена на воду 25 ноября 1982 г. и 31 декабря 1986 г. вошла в состав Северного флота. 23 февраля 1983 г. там же был заложен второй однотипный корабль – АС-15. Он был спущен на воду 29 апреля 1988 г. и вступил в строй 30 декабря 1991 г. На Западе АПЛ проекта 1910 известны под обозначением Uniform. АПЛ оснащена ГЭУ номинальной мощностью 10.000 л. с. с одним реактором. Имеется один основной и два вспомогательных гребных винта. Характеристика АПЛ проекта 1910 Длина наибольшая 69,0 м Ширина наибольшая 7.0 м Средняя осадка 5,2 м Нормальное водоизмещение 1390 м3 Полное водоизмещение 2000 м3 Максимальная скорость подводного хода 30 уз. Максимальная надводная скорость 10 уз. Экипаж 36 чел. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|