Танк М551 «Шеридан»

Михаил НИКОЛЬСКИЙ


История создания

Начало работ по легкому аэротранспортабельному танку восходит к 1952 г. Перспективная машина предназначалась для замены легкого танка М41 «Уолкер Бульдог». Непосредственным поводом к разработке послужил опыт войны в Корее, выявивший настоятельную необходимость создания сил быстрого развертывания. Формирование в США таких сил растянулось на десятилетия, однако начало их созданию положила именно война в Корее. В качестве легкого танка «Уолкер Бульдог», в принципе, отвечал требованиям американской армии, его могли перевозить военно-транспортные самолеты, но вот десантирование М41 на парашютах исключалось по причине «излишней» массы танка.

Одной из первых на пожелания военных откликнулась фирма Кадиллак, предложив проект относительно небольшого, легкого танка Т71, вооруженного 76-мм орудием. Такая пушка абсолютно исключала эффективную борьбу с бронетехникой противника, а потому Пентагон даже не стал рассматривать возможность изготовления установочной партии танков Т71.

Под непосредственным руководством танкистов в 1954 г. началась разработка проекта Т92. В отличие от Т71, имевшего классическую компоновку, танк Т92 отличался рядом новаторских для американского танкостроения решений. В частности, башню сдвинули ближе к кормовой части корпуса, в лобовую часть башни плавно вписывались две пулеметных башенки, корпус гусеничной машины имел рациональные углы наклона. Но вот вооружение осталось прежним – пушка калибра 76 мм, из-за которой отвергли Т71. Испытания прототипа Т92 начались в 1957 г.

Исход испытаний предопределила пушка, неспособная бороться с советским Т-54, который рассматривался в качестве «типового противника». Изменить ситуацию могла замена 76-мм орудия на 90-мм, однако в этом случае требовалось перепроектировать всю ходовую часть машины, выполненную практически без резервов на восприятие дополнительной нагрузки, да и о десантировании танка с самолета пришлось бы забыть. Танк Т92 канул в лету следом за Т71.

Конструкторы зашли в тупик. Для борьбы с Т-54 требовалось орудие калибра не менее 90 мм, но установка такой пушки увеличивала массу до неприемлемого для воздушно-десантной машины значения. Выход из тупика появился с началом испытаний революционного на тот момент оружия – комбинированной пушки/пусковой установки, способной стрелять как обычными снарядами, так и ПТУР «Шиллела». С новой системой связывались далеко идущие планы – ею предполагали вооружить танки М60А2 и МВТ-70, почему не попробовать установить такую установку и на легкий танк?

Запрос предложений на создание бронированной разведывательной/воздушно-десантной штурмовой машины был разослан военными всем американским фирмам, связанным с производством бронетехники. Лучшим из представленных оказался проект танка ХМ551 фирмы Дженерал Моторс. Контракт на изготовление шести опытных танков был заключен весной 1960 г. с поставкой машин в декабре 1961 г. Танки предназначались, прежде всего, для проведения испытаний ходовой части, а для проверки новой башни и системы оружия «Шиллела» предусматривалось переоборудовать «Уолкер Бульдог». Техническое руководство программой разработки и изготовления перспективных легких танков осуществлялось Командованием систем оружия армии США, штаб квартира Командования находилась в Рок-Айленде, шт. Иллинойс. Руководителем программы назначили полковника Пола Симпсона.


Опытный танк Т92 с 76-мм пушкой. Этой машиной планировалась заменить легкие танки М41


Один из первых прототипов танка ХМ551


Конструкция танка ХМ551

Танк спроектирован по классической компоновочной схеме с отделением управления в передней части корпуса, боевым отделением – в центре танка и МТО, расположенным в корме. В конструкции танка с целью снижения его массы широко использован алюминий, а электропроводка выполнена проводами, используемыми в авиации.

Сварные корпуса первых шести опытных танков имел характерные «рубленые» формы с вертикальными стенками бортов, лобовой лист устанавливался под углом примерно 30°. Сварной корпус изготовили из алюминиевой брони, в лобовой части броня обеспечивала защиту от 20-мм снарядов; бронезащита бортов и кормы корпуса выдерживала попадание пуль калибра не выше 7,62 мм и осколков снарядов и мин.

В состав ходовой части входят опорные катки большого диаметра (по пять двускатных обрезиненных катков на борт); подвеска катков – индивидуальная, торсионная. Поддерживающие ролики отсутствуют. Ведущие колеса расположены сзади. Ленивцы – впереди. Гусеница – мелкозвенчатая с литыми стальными траками и открытыми шарнирами последовательного типа. Гарантированный ресурс гусеницы – 5000 миль.

Рабочее место механика-водителя располагается по оси корпуса. Управление танком осуществляется с помощью Т-образного руля мотоциклетного типа. Оригинально устроен люк, который находится в крыше корпуса непосредственно над креслом механика-водителя. Полукруглая крышка люка открывается поворотом на 180°, причем ось вращения люка совпадает с осью отверстия под люк в крыше корпуса. В открытом положении крышка убирается под специальный полукупол, который предохраняет голову танкиста от удара о ствол орудия. В крышке люка установлены три перископических наблюдательных устройства М47, дающих суммарное поле обзора 145°; поле зрения каждого перископа – 50° по горизонтали и 14° по вертикали. Средний перископ взаимозаменяем с прибором ночного видения М48. На всех трех перископах имеются стеклоочистители.

Трехместная сварная стальная башня почти круглой в плане формы установлена в средней части танка. Отличительной особенностью башни является обратный наклон брони в ее нижней части. В отличие от большинства американских танков, башня танка ХМ551 имела большие углы наклона брони. Снаружи кормовой части башни наварена корзина для хранения имущества экипажа.

В башне установлено все вооружение танка: 152-мм орудие/пусковая установка М81, спаренный с пушкой 7,62- мм пулемет М73 (боекомплект 3080) и еще один пулемет калибра 12,7 мм на крыше башни рядом с командирским люком. Орудие/пусковая установка имеет низкую баллистику и, как следствие, довольно незначительную отдачу при выстреле обычным боеприпасом, что и позволило установить эту систему на легкий танк. В состав боекомплекта к орудию входят артиллерийские выстрелы (кумулятивно-фугасный, дымовой и практический) и ПТУР MGM51A «Шиллела». Суммарный боекомплект – 30 снарядов и ракет, пропорция может быть любой, но штатно в танк загружается 10 ракет и 20 обычных боеприпасов.

Разработка ПТУР началась в 1959 г. отделением Аэронавтик Дивижн фирмы Филко Форд. Ракета имеет длину 1,15 м, массу 26,67 кг, скорость полета ракеты 689 м/с, максимальная эффективная дальность стрельбы по движущимся целям – 2500 м, по неподвижным – 3000 м. После выхода ракеты из канала ствола под действием пружины раскрывается стабилизатор, проворачивание ракеты в нарезах канала ствола предотвращается специальным скользящим по нарезу выступом на корпусе. Наведение ракеты осуществляется по ИК трассеру, электронное устройство слежения за трассером ракеты смонтировано на стволе орудия.

Специально для стрельбы из пушки М81 были разработаны унитарные артиллерийские выстрелы со сгорающей гильзой. Гильза изготовлена из нитроцеллюлозы. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости – от -8° до +19,5", максимальная скорость разворота башни – 487с, приводы разворота башни и наведения орудия – полностью электрические. Установленный на открытой турельной установки 12,7-мм пулемет М2 предназначен для поражения как наземных, так и воздушных целей; углы наведения в вертикальной плоскости – от -15° до +70°; боекомплект -1000 патронов.

Места наводчика и командира находятся справа от орудия, заряжающего – слева. Круговой обзор командиру обеспечивается установкой в командирской башенке десяти стеклоблоков. У заряжающего имеется один перископический наблюдательный прибор М37 кругового вращения. Основным прицелом наводчика является телескопический прицел М129 с 8-кратным увеличением, прицел имеет механическую связь с орудием. Для наведения пушки в ночное время используется монокулярный ИК перископ М44, имеющий 9-кратное увеличение. Подготовка данных для стрельбы ПТУР и снарядами осуществляется с помощью баллистического вычислителя. Соосно с орудием установлен комбинированный прожектор AN/VSS-3A ИК и дневного света со съемной инфракрасной насадкой. Прожектор с ксеноновой лампой мощностью 1 кВт и диаметром рефлектора 380 мм дает узкий концентрированный световой луч силой 50 млн. свечей, телесный угол луча регулируется в пределах 1-7°.


Опытный «Шеридан» с 76-мм пушкой от танка М41


Люк механика-водителя в закрытом положении


Серийный танк М551 «Шеридан». Люк механика-водителя открыт


Моторно-трансмиссионное отделение отделено от боевого противопожарной перегородкой. В МТО установлен V- образный шестицилиндровый дизель 6V-53T жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Многотопливный двигатель мощностью 300 л.с. разработан фирмой Детройт дизель, танковый мотор унифицирован с двигателем, используемым на БТР М113. Блок цилиндров дизеля отлит из алюминиевого сплава. Полуавтоматическая трансмиссия Аллисон XGT- 250 имеет четыре передачи переднего и две – заднего хода, элементы трансмиссии изготовлены из алминиево-магниевого сплава. Топливный бак емкостью 160 галлонов установлен в задней части МТО. В МТО имеется система пожаротушения. Система не имеет автоматического режима работы и активизируется или с места механика-водителя или снаружи корпуса танка.

Танк оборудован фильтровентиляционной установкой и системой обогрева обитаемых отсеков.

Машина является амфибией, передвижение по воде осуществляется за счет перемотки гусениц.


Путевка в жизнь

Военные хотели как можно быстрее завершить испытания танка. Поэтому в дополнение к шести предусмотренным первоначальным контрактом прототипам заказали еще шесть опытных машин. Испытания проходили по очень напряженной программе: пробеги в жарком климате пустынь и на морозах Аляски, марши на продолжительность и на скорость, преодоление водных преград, десантирование с военно-транспортных самолетов, наконец – стрельбы. Больше всего танки «покатались» на полигонах Уайт-Сэндс (ракетные стрельбы), Абердин. Эри, Юма, Форт-Нокс и Эль- Сентро. Конечно, как при испытаниях любого нового образца техники, проблем с ходовой частью, силовой установкой выявилось масса. Но все они были решаемы, то, что называется – «детские болезни». Настоящие же пороки выявились в системе оружия М81. Сгораемые гильзы артиллерийских выстрелов сгорать не желали, а ракеты демонстрировали низкую надежность.

Несмотря на наличие принципиальных недоработок в системе вооружения танка, в середине 1965 г. с отделением Аллисон Мотор Кар Дивижн фирмы Дженерал Моторс был заключен контракт серийное производство танков для нужд армии США. Танк получил обозначение М551 «Генерал Шеридан». Позже станет ясно, насколько ошибочным оказалось решение начать серийное производство страдающей неустранимыми пороками машины.

Серийное производство «Шериданов» было налажено на танкостроительном заводе в Кливленде. Первые машины начали сходить со сборочной линии в 1965 г.

Они предназначались для войсковых испытаний. А изготовление танков для строевых частей армии США началось в июне 1966 г.; всего изготовили 1700 машин.

Внешне серийные танки резко отличались от прототипов более плавной формой корпуса, который, к тому же, получил характерный излом лобового бронелиста, новыми опорными катками, установленными на передней части башни дымовыми гранатометами и наличием водонепроницаемого ограждения. В поднятом положении образующие короб полиуретановые экраны предотвращают заливание танка водой на плаву; пушка при поднятом коробе обязательно должна устанавливаться на максимальный угол возвышения и стрельба из нее исключается. На приведение ограждения в рабочее положение требуется пятьдесят минут. В походном положении ограждение свернуто в специальные чехлы,уложенные по периметру корпуса.


«Шеридан» во Вьетнаме, 1971 г.


Кроме того, на бортах башни крепились коробки с патронами к пулемету и канистры с водой или горючим.

Американские танкисты получили сырую машину с недоведенным вооружением. Представители строевых подразделений настаивали на устранении хотя бы основных недостатков до начала поступления «Шериданов» на вооружение, но на самом верху решили, что быстрый ввод техники в эксплуатацию . будет способствовать быстрому устранению дефектов. По-прежнему, основным недостатком, являлось неполное сгорание гильз артиллерийских выстрелов. Одной из причин неполного сгорания являлось отсыревание по сути бумажной гильзы. После того как выстрелы стали помещать в индивидуальные пластмассовые контейнеры, случаев неполного сгорания стало меньше, однако проблему в целом снять не удалось. Следующим усовершенствованием системы вооружения стала установка мощного устройства продува ствола сжатым воздухом. Устройство предназначалось не только и не столько для удаления пороховых газов после выстрела, а для выброса через ствол остатков несгоревшей гильзы. «Шериданы» комплектовались такими устройствами начиная с конца 1967 г.

Изначально «Шеридан» разрабатывался применительно к Европейскому театру военных действий. Но его первой войной стал Вьетнам. Прежде чем отправлять легкие танки во Вьетнам были организованы испытания «Шериданов» в Панаме, имеющей сходный с Индокитаем климат и природные условия. Здесь в дополнение к недоведенности оружия выявились серьезные недочеты в конструкции ходовой части и силовой установки. В условиях жары и повышенной влажности перегревались и выходили из строя двигатели, ненадежно работали система зажигания и противооткатный механизм орудия; надежность ПТУР «Шиллела» стала еще меньше. Военные стали настаивать на замене орудия или хотя на внедрении снарядов с обычной металлической гильзой. Замена орудия сулила резкое снижение огневой мощи, практически танк не смог бы тогда выполнять изначально поставленную задачу – бороться с Т-54, а внедрить выстрелы с металлическими гильзами не представлялось возможным, поскольку пушка и боеприпасы унифицировалась с танком МВТ-70, на котором было нельзя использовать металлические гильзы из-за наличия автомата заряжения. Тем не менее, по крайней мере один вооруженный 76-мм пушкой «Шеридан» испытания проходил.

Примерно в одно время с Панамскими испытаниями «Шеридан» прошел обкатку в Великобритании и Австралии, где также получил отзывы, далекие от хвалебных. Австралийцы получили те же результаты, что и американцы на испытаниях в Панаме, кроме того, им не понравился прицел наводчика. Представители Зеленого континента на сделанное им предложение о поставках танков М551 дипломатично ответили, что, дескать, единственный вооруженный конфликт, в котором может принять участие Австралия – это Вьетнам, а «Шеридан» мало пригоден для ведения противопартизанской войны. Англичане также не сочли возможным принять на вооружение «Шеридан».

В США первым серийные «Шериданы» получил учебный центр бронетанковых войск в Форт-Ноксе. Чем больше танкисты познавали новую технику, тем больше претензий к ней у них появлялось. Требовалось какое-то нестандартное решение, дабы реально оценить боевые качества «Генерала Шеридана». Выходом стали войсковые испытания во Вьетнаме.


Вьетнам

Испытания новых образцов военной техники в разнообразных «горячих точках» – практика давняя и общемировая, так почему же решение направить «Шериданы» во Вьетнам являлось «нестандартным»? Дело в том, что танк этот никоим образом не предназначался для ведения противопартизанских действий, что не преминули отметить критики всей программы М551, особо подчеркнув отсутствие в боекомплекте осколочных снарядов. Могучая на бумаге 152-мм пушка не имела в конкретных условиях Индокитая ровным счетом никаких преимуществ перед 90-мм орудием «Паттона». Решение о проведении испытаний легких танков во Вьетнаме было принято только после поспешной разработки шрапнельного выстрела М6552, содержащего 10.000 готовых поражающих элементов.

В январе 1969 г. 54 «Шеридана» подготовили к отправке на театр военных действий. Первоначально ими предполагали вооружить два бронекавалерийских эскадрона, однако командующий американским контингентом в Индокитае генерал Крейтон Абрамс распорядился иначе – новые танки получили 3-й кавалерийский и 1-й танковый эскадроны;

3-й эскадрон входил в состав 4-го кавалерийского полка, а 1-й – в состав 11- го бронекавалерийского полка «черных лошадей» (Blackhorse). Каждое подразделение получило по 27 «Шериданов», в 1-м эскадроне замена техники проходила из расчета вместо одного М48 – один М-551, в 3-м – три танка заменяли два БТР М113. Оба эскадроны достигли состояния боеготовности в феврале 1969 г.

Отношение к новым танкам в эскадронах, получивших их на вооружение, было диаметрально противоположное. Экипажи БТР охотно сменили М113 на пусть легкие, но все же танки. Другое дело в 3-м эскадроне: личный состав упорно не хотел пересаживаться с надежных и хорошо бронированных М48АЗ на алюминиевые танкетки. Негативное отношение к новой технике танкистов 3- го эскадрона еще более усилилось после подрыва одного «Шеридана» на мине. От взрыва мины сдетонировал боезапас танка – в результате погиб механик-водитель, а другие члены экипажа получили ранения. Танк М48АЗ в аналогичном случае отделался бы потерей одного- двух опорных катков.

Впервые в настоящем бою «Шериданы» 3-го эскадрона побывали в ночь с 9 на 10 марта. В реальных боевых условиях проявились сильные стороны этих танков. Обнаружив с помощью ИК приборов ночного видения вьетконговцев, танкисты 3-эскадрона буквально смели атакующих шрапнелью. Утром перед солдатами, оборонявшими укрепленный пункт Тай Нинь Сити предстала местность, густо усеянная трупами. Но даже успешный бой не переубедил танкистов в их резко негативном отношении к «Шеридану», легкий танк был слишком уязвим от мин и гранат РПГ-7.

Личный состав 1-го эскадрона опробовал новые танки в бою двумя неделями раньше. В начале февраля «Тэск форс Привитт» в составе 1-го и 2-го взводов 1-го эскадрона перебросили в Бьен Хоа. Первый бой произошел 23 февраля: в ходе поисковой операции янки обнаружили подразделение партизан, которое было обстреляно «Шериданами». На поле боя американцы насчитали более 80 убитых вьетнамцев – результат поражающего действия снарядов М6552.

Официальные испытания «Шериданов» в боевых условиях закончились в мае. Командование, как и следовало ожидать, получило два совершенно различных отзыва: положительный и отрицательный. Естественно, в качестве средства огневой поддержки «Шеридан» лучше БТР М113 даже в варианте ACAV, вооруженном тремя пулеметами, но хуже танка М48АЗ. По результатам боевого опыта была доработана система охлаждения двигателя, на днища танков стали дополнительно устанавливать титановые экраны, что несколько снижало риск детонации боезапаса от взрыва мины. К серьезным недостаткам относилась коррозия электропроводки и высокая вибрация, возникавшая при движении танка. Танкисты потребовали установить бронещиток на башенный крупнокалиберный пулемет.


«Шеридан» форсирует реку в ходе одной из операций во Вьетнаме


"Шеридан" в ходе тренировки по преодолению водной преграды. Видны поднятые экраны, предотвращающие заливание танка водой


Несмотря на серьезнейшие недостатки «Шеридана», прежде всего – уязвимость от мин и гранат, командование предпочло поверить отзыву танкистов 1- го эскадрона – легкие танки потоком пошли в Индокитай, а сам танк М551 в 1970 г. был официально принят на вооружение армии США. В 1970 г. около 200 танков М551 находилось на вооружении во всех бронекавалерийских частях армии США, действовавших во Вьетнаме.

Недовольство в США «грязной войной» росло, надо было что-то делать. Выход был найден во «вьетнамизации» – замене американских подразделений южновьетнамскими. Янки начали сворачивать монатки: в 1970-1971 гг. из Вьетнама в США вернулось более 300.000 человек. Оставшиеся в Индокитае американские подразделения уже не брали на себя роль «локомотива» в ведении войны, они осуществляли лишь поддержку южновьетнамских частей и проводили небольшие локальные операции. Оказалось, что в наибольшей степени такому характеру боевых действий отвечают бронекавалерийские подразделения, обладающие высокой огневой мощью и мобильностью; неудивительно, что в 1971 г. среди американских подразделений, оставшихся во Вьетнаме больше половины были бронетанковыми.

Последней крупной операцией, в которой принимали участие американские танки (в основном – «Шериданы») и БТР, стало вторжение в Лаос весной 1971 г. Операция получила кодовое название Лам Сон 719. Предполагалось, что удастся повторить успех кратковременной войны в Камбодже и разгромить базы Вьет Конга, расположенные на территории Лаоса, а также перерезать знаменитую «тропу Хо Ши Мина», прекратить подвоз снабжения по которой американцы безуспешно пытались в течении всей войны. Главная роль в планах вторжения отводилась южновьетнамцам – немногочисленные американские части предназначались для поднятия духа не очень надежного союзника. Правительственные войска, выделенные для проведения операции Лам Сон 719, включали две пехотных дивизии, одну дивизию морской пехоты и одну бронетанковую бригаду. Перед ними ставилась задача захватить города Алу и Тхепон, где находились перевалочные базы снабжения на «тропе Хо Ши Мина». Наступление предполагалось вести вдоль старого колониального шоссе №9.

Операция Лам Сон 719, еще не начавшись, была обречена на провал. Разбитая, не знавшая со времен французов ремонта дорога не могла обеспечить прохождение большой массы войск за короткое время, а обходных путей в покрытых горами окрестностях шоссе не было. Самое же главное – отлично сработала разведка Вьет Конга и ДРВ: время наступления, маршруты движения, количество войск противника – известно было буквально все. Командование северовьетнамцев перебросило на угрожаемый участок дополнительные силы, в том числе танки, артиллерию, усилило ПВО и сумело сохранить эти приготовления в тайне. Впервые, кроме Т-34/ 85 и легких ПТ-76, в боях должны были принять участие танки Т-54 и их китайские копии Т-59.

Наступление началось 8 февраля 1971 г. атакой 1-й бронетанковой бригады, 1-го и 17-го кавалерийского полков армии Южного Вьетнама. Несмотря на сильное сопротивление, танкистам при поддержке аэромобильных подразделений 10 февраля удалось захватить Алу. Этим успехи южновьетнамцев и ограничились. Город и вертолетные зоны высадки вблизи него с двух направлений атаковали танковые части армии ДРВ. По американским данным, янки и их союзники уничтожили десятки Т-54 и ПТ- 76 и не потеряли при этом ни одного своего танка. «Вдохновленные» таким успехом они начали планомерное отступление, превратившееся в паническое бегство (видимо, испугались десятков сгоревших танков противника). Так, в районе зоны высадки «32» без потерь со своей стороны было уничтожено шесть Т- 54 и шестнадцать ПТ-76, посадочная площадка оставлена 16 февраля; в боях за Алу уничтожено 30 Т-54 и ПТ-76, потеряно девять М113, город оставлен 19 февраля.

Неизвестно, слышали или нет непрошенные гости о возвращении Наполеона из России, но в последующие за 19 февраля дни шоссе № 9 очень напоминало старую смоленскую дорогу 1812 г. Командование армии Южного Вьетнама пришло к выводу, что еще неделя- другая таких «оглушительных» побед и воевать будет некому, надо отступать, а путь назад один – шоссе №9, где полуразбитую армию уже ждали. Обратный путь оказался даже тяжелее: только в первую неделю апреля уцелевшие подразделения южновьетнамской армии смогли вырваться из Лаоса. Ни танков, ни БТР у них на вооружении уже не было.

Операция Лам Сон 719 ускорила вывод бронекавалерийских подразделений армии США из Индокитая: последние танки были погружены на транспортные суда в 1972 г. «Шериданы» покинули Индокитай еще раньше – в конце 1971 г Безвозвратные потери в боевых действиях составили около сотни танков М551.

Окончание следует











 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх