|
||||
|
История развития плавающих бронированных машин СССР и России Окончание. Начало см. «ТиВ» №2,7,8/2000 Алексей СТЕПАНОВ Боевые машины пехоты В Челябинске в 1960 г. в одном из КБ началась разработка бронированной плавающей гусеничной боевой машины пехоты под индексом «объект 765». Машина была скомпонована с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Механическая трансмиссия включала многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передач, два планетарных двухступенчатых механизма поворота и два бортовых редуктора. Двигатель – шестицилиндровый дизель УТД-20 жидкостного охлаждения мощностью 220 кВт – несколько смещен к правому борту. Слева от двигателя расположено место механика-водителя, за которым размещается сидение командира машины. За сидением командира расположена башня с ее вооружением. В задней части корпуса образовано десантное отделение на 8 человек. Кормовые входные проемы корпуса для посадки и высадки десанта закрываются бронированными дверями с встроенными в них топливными баками. Для ведения огня десантом из машины в ее бортах имеются амбразуры, закрываемые броневыми крышками. Амбразуры оборудованы шаровыми установками. После заводских и государственных испытаний этот объект был принят на вооружение как боевая машина пехоты БМП- 1, а серийное ее производство было организовано в 1966 г. на нескольких машиностроительных заводах. Эта машина была первой в мире боевой машиной пехоты, которая позволяла десанту вести боевые действия не выходя из машины. Эта же машина, если пехота покидала ее, могла оказывать ей огневую поддержку. Для этого на ней во вращающейся малогабаритной башне устанавливалось 73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие с активно-реактивным выстрелом и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ. Кроме того, на подвижной бронировке и лафете орудия на пусковом кронштейне размещается снаряд комплекса ПТУР 9М14М, полет которого и наведение на цель на дистанциях до 3000 м может корректироваться по проводам. Для борьбы с низколетящими самолетами на скоростях до 220 м/с машине придается переносный зенитный комплекс «Стрела-2» (9К-32), допускающий ведение огня из машины как с места, так и на ходу. На некоторых машинах вместо зенитного комплекса «Стрела-2» размещается ручной противотанковый гранатомет РПГ-7. Общая масса машины составляла 13 т. Противопульная защита обеспечивалась сварным корпусом из стальных катаных листов различной толщины. Корпус был оборудован системой ПАЗ, автоматическим противопожарным и другим оборудованием. Одной из конструктивных особенностей этой БМП было использование гусениц в качестве универсального движителя, способного создавать тяговые силы на суше и при движении по воде. Отказ от использования специальных водоходных движителей (водометов, гребных винтов и др.) позволил несколько упростить общую компоновку машины, улучшить размещение десанта и его посадку через задние двери корпуса. Но низкий КПД гусеничного водоходного движителя не давал возможности получить необходимые силы тяги и следовательно желаемые скорости движения по воде. Даже при достаточно высоких значениях удельной мощности машины, достигавшей 16,9 кВт/т, скорости по воде не превышали 7 км/ч. Гусеничный водоходный движитель был выполнен по схеме полнопогруженного движителя, т.е. по такой схеме, при которой и нижняя и верхняя ветви гусениц вращались в воде. При такой схеме на верхней ветви гусеницы создавалась отрицательная сила тяги, которая была направлена против положительной силы тяги на нижней ветви гусеницы и поэтому уменьшала величину положительной силы тяги. Для увеличения суммарной силы тяги движителя верхняя ветвь гусеницы размещалась в специальном гидродинамическом кожухе. Максимальная скорость движения машины по суше составляла 65 км/ч. Запас хода по шоссе – 600 км. БМП-1 выпускалась серийно с 1966 г. по 1982 г. Состояла на вооружении Советской Армии, армий стран Варшавского Договора и ряда других стран. Использовалась в боях на Ближнем Востоке и в Афганистане. В 1964 г. на Волгоградском тракторном заводе под руководством главного конструктора И.В. Гавалова был разработан опытный образец гусеничной плавающей боевой машины пехоты объект 914 на базе танка ПТ-76. Машина имела массу 14,4 т, противопульное бронирование, комплекс вооружения в башне в виде 73- мм гладкоствольной пушки, спаренного с ней пулемета калибра 7,62 мм и ПТУР «Малютка». Экипаж-2 человека, десант – 8 человек. БМП-1 БМП объект 914 Моторно-трансгаиссионное отделение (МТО) с механической трансмиссией было размещено в кормовой части корпуса и смещено к левому борту для организации кормовой двери для десанта около правого борта. Мощность дизельного двигателя (220 кВт) обеспечивала максимальную скорость движения по дорогам 65 км/ч, а по воде – 10 км/ч с помощью двух водометных движителей. Запас хода по шоссе достигал 700 км. Примерно в это же время, а точнее в 1964 г., в КБ Брянского автозавода был разработан и построен опытный образец другой бронированной плавающей машины под индексом «объект 1200». Этот объект массой 13,7 т имел колесную формулу 8x8 с управляемыми колесами двух передних мостов, водоизмещающий корпус с усиленным до 60 мм бронированием из катаных броневых листов, два водометных движителя максимально разнесенных по бортам с рабочими колесами от водометов ПТ-76, независимую подвеску всех колес с возможностью изменения дорожного просвета, широкопрофильные шины с системой изменения давления воздуха, гидропневматические упругие элементы, лебедку в передней части корпуса. Бронированная плавающая машина объект 1200 Колесная БМП ГАЗ-50 КШМ БМП-1КШ БМП объект 680 БМП объект 768 Моторная установка -дизель мощностью 220 кВт с его системами – была скомпонована в кормовой части корпуса слева. Экипаж и десант размещались спереди и сзади боевого отделения – башни кругового вращения, в которой предполагалось устанавливать гладкоствольное 73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТУР «Малютка». Максимальная скорость движения по дорогам составляла 90 км/ч, по воде – 11,7 км/ч при силе тяги на швартовах 17,5 кН и частоте рабочих колес водометов 2000 об/ мин. Суммарная подача всех водоотливных средств была равна 1000 л/мин. Емкость топливных баков обеспечивала запас хода по шоссе 500 км. В 1971 г. семейство бронетранспортеров ГАЗ было дополнено опытным образцом колесной боевой машины пехоты ГАЗ-50, разработкой которой руководил главный конструктор И.С. Мухин. Машина имела боевой вес 13 т. Экипаж и десант-10 человек. Корпус герметичный, закрытый, противопульного бронирования с кормовым расположением силовой установки в составе двух карбюраторных двигателей мощностью 92 кВт каждый. Трансмиссия механическая, шины бескамерные регулируемого давления. Вооружение в башне – 73-мм гладкоствольная пушка, спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм и ПТУР «Малютка» с четырьмя ракетами. Максимальная скорость движения по шоссе – 80 км/ч, по воде – 10 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км. На базе БМП-1 в 1972 г. было разработано несколько других бронированных машин. Часть из них серийно выпускалась: командирская боевая машина пехоты БМП-1К, командно-штабная машина БМП-1 КШ. Обе машины состояли на вооружении Советской Армии и армий стран Варшавского договора. БМП-1 К выпускалась серийно с 1973 г. Машина имела массу 13 т, водоизмещающий корпус противопульного бронирования с рабочими местами для трех членов экипажа и трех для офицеров. Комплект вооружения такой же, как на базовой машине. Из специального оборудования машина имела УКВ радиостанции, навигационную аппаратуру, блок внутренней связи и коммутации. Скорости движения по суше и по воде как у базовой машины. Кроме этих машин были подготовлены и выпущены опытные образцы боевой машины пехоты под индексом объект 680, боевой машины пехоты под индексом 768 и боевой машины пехоты под индексом объект 769. Опытный образец боевой машины пехоты объект 680 был разработан в 1972 г. на базе БМП-1. Корпус имел противопульное бронирование и рабочие места для 3 членов экипажа и 7 десантников. Основное вооружение – 30-мм пушка и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм – размещалось в двухместной башне. Кроме того, слева в передней части корпуса в небольшой вращающейся башенке монтировался пулемет калибра 7,62 мм. Остальные характеристики сохранились на уровне БМП-1. Опытный образец другого варианта боевой машины пехоты под индексом «объект 768» был также разработан и построен в 1972 г. Экипаж и десант – 10 человек. Образец имел несколько большую массу (13,6 т) и другой комплекс вооружения. В двухместной башне размещались 73-мм орудие, спаренный с ним 12,7 мм пулемет и установка для запуска ПТУР «Конкурс». Гусеничный движитель был снабжен семью опорными катками и гидродинамическими решетками для улучшения его тяговых характеристик на воде, но от решеток в дальнейшем пришлось отказаться, так как лопатки решетки быстро повреждались грунтом и камнями, которые перемещались верхними ветвями гусеничного движителя. Параметры проходимости и подвижности остались неизменными. БМП-2 БМП объект 769 БМП-2Д БМП-3 Боевая машины пехоты объект 769 была также разработана в 1972 г, имела массу 13,8 т и дизельный двигатель мощностью 235,5 кВт. Остальные технические параметры и конструктивные особенности были такими же, как на объекте 768, но в двухместной башне устанавливалась 30-мм пушка, спаренная с пулеметом калибра 7,62 мм. Максимальная скорость по шоссе составляла 65 км/ч при запасе хода 550 км, а максимальная скорость по воде – 7 км/ч. Опыт эксплуатации БМП-1, накопленный в течение нескольких лет, позволил внести изменения в конструкцию машины и серийно выпускать в последующие годы новую модель – БМП-2. Эта модификация была разработана в 1974 г. и имела следующие основные конструктивные отличия: увеличены габаритные размеры длины, ширины и высоты машины; в двухместной башне установлен другой комплекс вооружения в составе стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушки, спаренного с ней пулемета калибра 7,62 мм и установки для стрельбы ПТУР; для улучшения плавучести и остойчивости по бортам были смонтированы объемные подкрылки, заполненные пенополиуретаном. Масса машины составляла 13,8 т, БМП-2 имела противопульную защиту на уровне БМП-1, максимальную скорость движения по шоссе 62 км/ч, по воде – 7 км/ч, запас хода по шоссе – 550 км. Экипаж состоял из 3 человек, десант – 7 человек. Машина выпускалась серийно и использовалась в боях в Афганистане. На базе БМП-2 в 1981 г. была разработана и с 1982 г. находилась в серийном производстве боевая машина пехоты БМП-2Д. Схема общей компоновки, комплекс вооружения, мощность двигателя и скоростные параметры машины на суше остались неизменными, но масса машины возросла до 14,5 т из-за установки броневых плит под сидениями командира и механика-водителя как элементов пассивной противоминной защиты, а также стальных дополнительных бортовых экранов. Машина лишилась возможности преодолевать водные преграды вплавь. Глубина преодолеваемого брода составляла 1,2 м. В 1989 г. началось поступление на вооружение нового поколения боевых машин пехоты, известных как БМП-3. Эта модель БМП отличается от своих предшественниц компоновкой моторно-трансмиссионного отделения, которое размещается не в носовой части корпуса, а в корме. БМП-3 имеет отличное сочетание основных боевых свойств. Кроме мощного комплекса вооружения, включающего в себя 100-мм орудие (которое одновременно является и пусковой установкой для противотанковых управляемых реактивных снарядов), автоматическую 30-мм пушку, гранатомет и три пулемета калибра 7,62 мм, машина обладает приемлемой для этого класса машин броневой защитой и высокой подвижностью на местности. Пушки стабилизированы в двух плоскостях и оснащены автоматизированной системой управления огнем, обеспечивающей быструю подготовку данных для стрельбы и высокую вероятность поражения целей как при движении по суше, так и при движении по воде. Большой угол возвышения оружия до 60° позволяет вести огонь по вертолетам, самолетам и другим высокорасположенным целям в горах, городах и т.д. При массе 18,7 т машина обладает высокой удельной мощностью – около 20 кВт/т. Гидромеханическая 4-ступенчатая трансмиссия с бесступенчатым механизмом поворота и независимая подвеска с гидропневматическими упругими элементами позволяют в полной мере реализовать мощность (368 кВт) двигателя в высокие тягово-динамические свойства машины. Этому способствуют гидропневматические упругие элементы подвески и возможность регулирования дорожного просвета в пределах от 190 до 510 мм, а также малое среднее давление гусениц на грунт порядка 55 кПа. Максимальная скорость движения по шоссе составляет 70 км/ч, а на глубокой спокойной воде – 10 км/ч за счет работы двух малогабаритных водометных движителей. Тяга водометов в швартовном режиме лежит в пределах 12,6-13,0 кН и их работа обеспечивает радиус циркуляции на воде 6,5 м. Суммарная подача всех водоотливных средств машины – около 1500 л/мин. Боевые машины десанта Коллектив Волгоградского тракторного завода (ВГТЗ), кроме различных модификаций бронированных плавающих машин на базе бронетранспортера БТР-50П, разработал и выпускал серийно плавающие боевые машины десанта для воздушно-десантных частей. Но перед этим, в 1954 г., под руководством Н А. Астрова на одном из машиностроительных заводов Подмосковья в интересах воздушно-десантных частей на базе агрегатов АСУ-57 была разработана плавающая авиадесантная самоходная установка АСУ-57П с боевой массой 3,4 т и максимальной скоростью движения по суше 45 км/ч. Бронирование смешанное – листами из броневой стали и алюминиевой брони толщиной до 4 мм. Экипаж – 3 человека. В передней части корпуса, разделенного поперечной перегородкой, размещался двигатель и агрегаты силовой передачи, а в задней части корпуса – отделение управления и боевое отделение. Пушка 4-51М калибра 57 мм имела боекомплект в 30 выстрелов. Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 1158 м/с. Подъемный и поворотный механизмы винтового типа. Телескопический прицел предназначался для стрельбы прямой наводкой, второй прицел -для стрельбы с закрытых позиций. Карбюраторный 4-х цилиндровый двигатель М-20ЕФ мощностью 44 кВт устанавливался поперек корпуса, в его систему охлаждения для повышения ее эффективности при движении по воде был включен теплообменник. При низких температурах теплообменник, в корпусе которого монтировалась форсунка, выполнял роль пускового подогревателя. Емкость топливного бака – 155 л. Силовая передача такая же, как на АСУ-57, но имела коробку отбора мощности с карданным приводом на гребной винт. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних катках. Задние катки одновременно являются направляющими колесами с встроенными в их балансиры механизмами натяжения гусеничных цепей. Поддерживающих роликов по одному на каждый борт. Движение по воде обеспечивалось одним кормовым тоннельным гребным винтом с максимальной скоростью 8,3 км/ч. Для защиты от носовой подпорной волны на передней части корпуса имелся устанавливаемый вручную волноотражательный щиток. Был изготовлен опытный образец, показавший высокую подвижность и огневую мощь. После проведения испытаний дальнейшие работы по этому образцу были прекращены, поскольку несколько изменились требования к этому типу машин и были разработаны другие машины для воздушно-десантных войск. Основной машиной для ВДВ стала машина под индексом «объект 915» , которая была очень сложной для проектантов, поскольку среди требований установки необходимого комплекса вооружения, желаемой бронестойкости корпуса, высокой проходимости, подвижности и водоходности было еще требование авиадесантирования. Последнее требование предполагало десантирование машин вместе с экипажем и десантом либо посадочным способом, либо выбросом на парашютах отдельно машин и отдельно экипажей и десанта. В дальнейшем предполагалось парашютирование машин производить вместе с экипажем и десантом. Совокупность этих требований представляла очень сложную инженерную проблему, так как создать боевую машину с необходимым вооружением и очень высокой подвижностью и проходимостью – это не простая задача, а сделать ее еще и плавающей с достаточно высокими водоходными свойствами – это еще более сложная задача. Если к тому же обеспечить ее авиадесантирование парашютным способом, то эта задача становится очень и очень сложной из-за необходимости искать новые технические решения и удовлетворять многочисленные противоречивые требования. Например, с точки зрения парашютного десантирования машин их боевой вес должен быть как можно меньше, но тогда нельзя обеспечить необходимую броневую защиту и установку более мощного вооружения. И таких противоречивых требований было очень много, но коллектив конструкторов КБ и производственников завода совместно с другими научно-исследовательскими и проектными организациями успешно их решил. В результате в 1965-1967 гг. под руководством главного конструктора И.В. Гавалова была создана и выпускалась серийно с 1969 г. бронированная плавающая авиадесантируемая боевая машина десанта БМД-1, которая имела следующие конструктивные особенности: герметичный корпус небольшой массы с противопульным бронированием листами из специальных легких сплавов, обеспечивающий необходимую бронестойкость, плавучесть и остойчивость, требуемую компоновку отделения управления, боевого отделения и кормового моторно-трансмиссионного отделения; гусеничную ходовую часть с гидропневматическими упругими элементами и системой регулирования дорожного просвета; водометные водоходные движители, обеспечивающие создание сил тяги и поворачивающих моментов при движении по воде; эжекционную систему водоотлива для удаления забортной воды из корпуса и ряд других дополнительных и специальных систем, обеспечивающих боевую работу членов экипажа и десанта в различных условиях. Ведущим инженером-конструктором по всем вопросам обеспечения водоходности и этой машины, и всех других машин ВГТЗ с 1960 г. был А.И. Русанов. Следует обратить внимание на введение на этой плавающей машине гидропневматических упругих элементов подвески и системы регулирования величины дорожного просвета. Гидропневматические упругие элементы и система регулирования дорожного просвета при движении по суше улучшили проходимость, подвижность и плавность хода БМД. При авиатранспортировке можно было уменьшить габаритную высоту машины, упростить крепление машины в самолетах с одновременным выключением упругих элементов подвески, повысить энергоемкость устройств, уменьшающих силу удара при приземлении на парашютах. При движении по воде использование системы регулирования дорожного просвета позволило за счет уменьшения сопротивления воды при подтягивании гусеничных обводов к корпусу (уменьшения клиренса) увеличить скорость движения машины на 5 %, доведя ее до 10,5 км/ч без увеличения мощности двигателя. Кроме того, улучшился процесс входа машины в воду и выхода из нее на берег за счет изменения в необходимую сторону величины дорожного просвета. Боевая масса машины – 7,2 т, экипаж – 7 человек. Мощность дизельного двигателя – 176,6 кВт – обеспечивает движение по суше с максимальной скоростью 61 км/ч, а по воде – 10 км/ч. Основное вооружение размещено в башне: 73-мм гладкоствольное орудие, спаренный с ним пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и комплекс ПТУР 9М14М. Также имеются два курсовых пулемета ПКТ в носовой части корпуса БМД. Внутри корпуса машины оборудованы места для размещения пяти автоматов АКМС калибра 7,62 мм, ручного пулемета РПКС и ручного гранатомета РПГ-1Д. Для стрельбы из автоматов в бортах корпуса и на крыше кормового люка выполнены амбразуры с шаровыми установками. К 1984 г. под руководством главного конструктора А.В. Шабалина КБ и завод подготовили и начали затем в 1985 г. серийный выпуск следующей модификации боевой машины десанта – БМД-2 – массой 8 т и с несколько измененными габаритами и формами корпуса. В машине нашли отражение совокупность конструктивных мер по улучшению надежности ряда узлов, агрегатов и систем. Одновременно в новой БМД были реализованы несколько технических новшеств, в частности связанных с системой вооружения. Во вращающейся башне устанавливалась автоматическая пушка калибра 30 мм и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм, а также пусковое устройство для запуска трех ПТУР, которые размещались в корпусе. Кроме этого вооружения в корпусе устанавливались курсовые пулеметы калибра 7,62 мм, системы ПАЗ и ППО. Параметры моторной установки и трансмиссии остались такими же, как на базовой машине БМД-1. Поэтому при мощности двигателя 176,6 кВт параметры проходимости, подвижности и водоходности остались практически прежними. Максимальная скорость по шоссе составляла 60 км/ч, а по воде – 10 км/ч. Запас хода по шоссе – 500 км. БМД-2 БМД-3 В 1990 г. завод начал выпуск следующей модификации машины – БМД-3. Эта машина была разработана в 1985-1986 гг. КБ завода под руководством А.В. Шебалина. Полная масса БМД-3 достигла 13,2 т. Корпус сварной из листов алюминиевой брони. Экипаж и десант 7 человек. Машина может десантироваться с самолета вместе с экипажем. Комплекс вооружения включает 30-мм автоматическую пушку с углом возвышения до + 74°, пусковую установку для ПТУР, автоматический 30-мм гранатомет, пулеметы калибра 7,62 мм. Многотопливный дизель мощностью 450 кВт с агрегатами трансмиссии и двумя водометными движителями скомпонован в кормовой части машины. Трансмиссия включает 5-ти ступенчатую гидромеханическую трансмиссию с бесступенчатыми механизмами поворота. Подвеска машины – независимая с гидропневматическими рессорами и системой изменения дорожного просвета в пределах 150-530 мм при номинальном дорожном просвете 450 мм. Машина обладает высокой проходимостью, подвижностью и водоходностью. Водометные движители оборудованы эжекционной системой откачки воды из корпуса. Суммарная подача всех водоотливных средств машины составляет 2,06 м3 /мин. Емкость топливных баков – 450 л. Максимальная скорость машины по суше – 70 км/ч, по воде – 10 км/ч. Заключение Какие выводы можно сделать из рассмотрения истории развития отечественных плавающих бронированных машин после окончания Великой Отечествееной войны? 1. Сформировались четко выраженные по назначению группы плавающих бронированных машин – плавающие танки, плавающие САУ, боевые машины пехоты, боевые машины десанта, колесные и гусеничные бронетранспортеры и специализированные плавающие машины (командно-штабные, машины связи, ремонтно-эвакуационные, транспортные и др.) на базе основных машин, наиболее близких по своим техническим характеристикам к требованиям, предъявляемых к специализированным машинам. Среди перечисленных групп плавающих машин было бы целесообразно по многим причинам иметь группу бронированных плавающих машин различного типа и назначения морской пехоты Военно-морского Флота, поскольку современные бронированные плавающие машины сухопутных войск, находящиеся на вооружении морской пехоты ВМФ, не в полной мере соответствуют условиям ведения боевых действий морской пехоты. После 1975 г. работы над плавающими танками были прекращены, поскольку огневые возможности комплектов вооружения, устанавливаемые на БМП и БМД, практически не уступали вооружению плавающих танков. В то же время БМП и БМД выполняют функции бронетранспортеров, перевозя небольшое количество мотострелков, способных вести боевые действия как не покидая машины, так и вне машин. 2. Основное внимание в процессе развития бронированных плавающих колесных и гусеничных машин различного типа обращалось на оснащение их более мощным и эффективным комплексом вооружения, позволяющего успешно вести борьбу с легкобронированными машинами и танками противника, низко летящими вертолетами и самолетами и подразделениями пехоты, находящимися вне укрытий или в укрытиях легкого типа. Поэтому, если первые отечественные бронированные плавающие транспортеры вооружались пулеметами калибра 7,62 мм, то последние модели по комплексу вооружения практически унифицированы с боевыми машинами пехоты и десанта и оснащены 30-мм автоматическими пушками, спаренными с ними пулеметами калибра 7,62 мм, ПТУР иЗРК различного типа. 3. Броневые корпуса плавающих машин в большинстве случаев обеспечивают противопульную защиту, которая в настоящее время не в состоянии обеспечить требуемую степень защиты от РПГ, ПТУРов и снарядов мелкокалиберных пушек возможных противников. Реальные пути усиления броневой защиты машин легкой весовой категории пока еще не найдены. 4. Были разработаны, испытаны и поставлены на серийное производство несколько моделей плавающих самоходных установок, оснащенных пушками и гаубицами больших калибров -120-122 мм. Эти САУ, кроме высокой проходимости и подвижности, обладают удовлетворительными водоходными свойствами, что обеспечивает их использование во всех видах боевых действий с форсированием водных преград совместно с другими боевыми машинами. 5. Поставлены на серийное производство боевые машины пехоты и боевые машины десанта, и целый комплекс машин на их базе. Обе эти группы боевых машин получили современное вооружение, улучшенное бронирование, подвижность, проходимость и авиатранспортабельность, соответствующие условиям ведения боевых действий на различных театрах военных действий. Возросли максимальные скорости движения и запасы хода по топливу по дорогам. 6. Менее существенно были улучшены водоходные свойства плавающих бронированных машин различного типа и назначения. Увеличение массы машин, несмотря на рост их удельных мощностей, не позволило увеличить максимальные скорости движения по воде даже при использовании специальных водоходных движителей (водометов, гребных винтов). Поэтому скорости движения по воде не превышают в среднем 10 км/ч, что является явно недостаточным, особенно для машин, используемых морской пехотой ВМФ. Скорость движения по воде машин с гусеничными водоходными движителями не превышает 7 км/ч, что не позволяет использовать их на реках с сильными течениями и при волнении более двух баллов из-за потери управляемости и больших сносов течением. 7. Улучшены управляемость, остойчивость и живучесть машин при их эксплуатации на воде. Радиусы циркуляции большинства бронированных плавающих машин составляют 8-10 м, что обеспечивает им необходимые маневренные качества. Суммарная подача всех водоотливных средств машин увеличилась с 100- 200 л/мин до 900-1200 л/мин, что благоприятно сказывается на улучшении непотопляемости машин при боевых и эксплуатационных повреждениях их корпусов. Но общая живучесть машин на воде, определяемая статическими и динамическими запасами плавучести, параметрами остойчивости и водоотливных систем, оставляет желать лучшего. Боевая машина десанта БМД-1 Боевая машина десанта БМД-2 120-мм САУ 2С9 "Нона-С" Бронетранспортер БТР-Д Боевая машина десанта БМД-3 Игорь ШМЕЛЕВ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|