|
||||
|
ПТУР Первого поколения В годы Второй мировой войны произошло значительное увеличение толщины брони танков, и, соответственно, возросли калибр и вес противотанковых орудий. Если в начале войны использовались противотанковые пушки (ПТП) калибра 20- 45 мм, то в конце войны калибр ПТП находился в пределах 85-128 мм. В 1943-1944 гг. советские специалисты исследовали 726 случаев подбития наших средних и тяжелых танков и САУ германскими ПТП калибра 75 и 88 мм. Исследование показало, что на дистанции свыше 1400 м из 75-мм ПТП было подбито 4,4% танков, а из 88-мм – 3,2% танков (за 100% принято число танков, подбитых из пушек данного калибра на всех дистанциях). В немецких наставлениях оптимальной дистанцией открытия огня для 75-мм пушек было 800-900 м, а для 88-мм пушек – 1500 м. Вести огонь с больших дистанций считалось нецелесообразным. Итак, для лучшей 88-мм немецкой (а, по мнению некоторых специалистов, и лучшей в мире) противотанковой пушки фактическим пределом дистанции было лишь 1500 м. А ведь ПТП конца войны были очень тяжелы, дороги и сложны в производстве. Так, немецкая 88-мм РАК-43 весила 5 т, 88-мм РАК-43/41 – 4,38 т, а 100-мм советская ПТП БС-3 – 3,65 т. Всего за войну немцам удалось изготовить 3501 88- мм ПТП всех типов, а нам – около 600 штук БС-3. Как же эффективно бороться с танками на дистанциях, превышающих 2-3 км? Впервые эта проблема была решена в 1944 г. в Германии, где была создана первая в мире противотанковая управляемая ракета (ПТУР) Х-7 "Rotkappchen" ("Красная шапочка"). При проектировании Х-7 за основу был взят управляемый снаряд Х-4 класса "воздух-воздух". Главным конструктором обеих ракет (Х-4 и Х-7) был доктор Макс Крамер. Управление Х-7 осуществлялось по проводам. Пара проводов связывала ракету с оператором, вручную наводившим снаряд на цель. Система управления очень близка к системе "Дюссельдорф" ракеты Х-4. Изменение направления полета снаряда осуществлялось с помощью интерцепторов. Ракета Х-7 имела двухступенчатый пороховой двигатель WASAG. Первая ступень была стартовая, в течение 3-х секунд она развивала тягу до 69 кг. А вторая ступень – маршевая, в течение 8 секунд полета она поддерживала постоянную тягу 5 кг. Снаряд был выполнен по аэродинамической схеме "бесхвостка". Стабилизация – с помощью крыльевого стабилизатора. Для компенсации неравномерной (относительно оси ракеты) тяги двигателя Х-7 вращался в полете с небольшой скоростью. Чтобы облегчить оператору слежение за ракетой на ней устанавливались два пиротехнических трассера. Для использования Х-7 в пехотном варианте была разработана пусковая установка (ПУ), носимая в людском вьюке. Кроме того, проектировалась авиационная ПУ на самолете FW-190. В ходе испытаний в 1944 г. и в начале 1945 г. немцы провели свыше 100 опытных пусков Х-7. Однако в связи с окончанием войны дело до боевого применения не дошло. Первой послевоенной ПТУР стала швейцарская "Кобра-1", разработанная в 1947-1948 гг. В создании комплекса участвовали германские специалисты. Самой же Западной Германии производство ПТУР было разрешено лишь в 1959 г. Первой ПТУР, пошедшей в производство в ФРГ, стала "Кобра-810" – модификация швейцарского семейства "Кобр" (от "Кобры-1" до "Кобры-4", выпущенной в 1958 г.). Однако в западной военной литературе пионером в создании ПТУР считают французскую фирму Норд-Авиасьон. Это связано с тем, что французские ПТУР очень быстро распространились буквально по всему свету. Дело в том, что Франция, в отличие от ряда стран, вела разумную политику в экспорте оружия. Оружие продавалось практически всем, кто, разумеется, мог платить. Первая французская ПТУР SS-10 ("Nord-5203") разрабатывалась с 1948 г. на базе немецкой документации. Формально SS-10 была принята на вооружение французской армии в 1957 г. Но в 1956 г. SS-10 довольно успешно использовалась израильскими войсками против египетских танков в боях на Синайском полуострове. Забегая вперед, скажем, что песчаные равнины Ближнего Востока оказались идеальным полигоном для испытаний ПТУР. Так, в ходе войны 1973 г. до 70% танков с обеих сторон было уничтожено ПТУР. ПТУР Х-7 «Rotkappchen» (Германия, 1944 г.) Опытная ПТУР конструкции Надирадзе (управление по проводам) Опытная ПТУР конструкции Надирадзе (управление по проводам) Опытная ПТУ РУПС-1 (управление по проводам) Опытная ПТУР (управление по радио) ПТУР SS-10 запускали с одиночных переносных ПУ, а также с легковых и грузовых автомобилей, бронетранспортеров и легкого танка АМХ-13. Фирма Норд с 1956 г. по 1963 г. выпустила свыше 30 тысяч ракет SS-10. Они поставлялись в десятки стран, включая США, ФРГ, Швецию, Норвегию, и др. Усовершенствованный вариант SS- 10 – SS-11 имел большую дальность стрельбы и лучшую бронепробиваемость. Соответственно, возросли вес и стоимость (одна ракета – 1500 долларов). ПТУР SS-11 не имела переносной ПУ, а устанавливалась на автомобилях, БТР, легких танках, вертолетах и самолетах. Самая тяжелая французская ПТУР SS-12 была единственной западной ПТУР первого поколения (не считая англо-австралийской "Малкара"), которая имела два варианта управления – по проводам и радиоуправление. Ракеты SS-72 имеют как кумулятивную, так и осколочно-фугасную боевую часть и могли использоваться не только по танкам, но и по небронированным наземным целям, а также по кораблям. Любопытно, что американцы потерпели полную неудачу в создании собственной ПТУР. С1953 г. по 1956 г. в США разрабатывалась ПТУР SSM-A-23 "Дарт". Было предложено несколько вариантов ракеты, в том числе и с кольцевым стабилизатором. Но в 1957 г. на вооружение приняли образец с крестообразным крыльевым стабилизатором. Однако его производство ограничилось небольшой серией. Ракета была очень тяжелой (до 140 кг), а наведение – крайне сложным. В итоге США отказались от "Дарта" и в 1959 г. приступили к массовым закупкам французских ПТУР SS-10 и SS-11. Почти все эти ПТУР американцы установили на подвижные установки – автомобили, танки и вертолеты. На базе гусеничного БТРа М113 создали противотанковую установку Т-149 с боекомплектом из 10 SS-11. Только в 1961- 1962 гг. американцы закупили около 16 тысяч ПТУР SS-11, из которых 500 приспособили для использования с вертолетов. В 1961 г. на вооружение армии США поступил новый французский комплекс "Энтак". Создание ПТУР за рубежом и их боевое применение не прошли незамеченными в Москве. В1956 г вышло Постановление СМ о "развитии работ по созданию управляемого противотанкового вооружения". Стоит отметить, что после войны в СССР испьпывались немецкие ГТТУР "Красная шапочка". Кроме того, в отечественные НИИ чрезвычайно оперативно поступала рабочая документация на "Кобры", SS-10v\SS-11, а также "живые" эти изделия. В середине 50-х годов в СССР разработали несколько проектов "УПС (управляемый противотанковый снаряц). Отметим, что наши конструкторы проектировали УПС не только с управлением по проводам, но и радиоуправляемые. Причем в УПС-5 оператор визуально наблюдал цель через оптический прицел. А в УПС-7 оператор, находившийся в танке, наводил снаряц по телевизионному изображению, передаваемому с телевизионной головки ракеты 1* . Изготовили и испытали ряд опытных УПС, в том числе и снаряд конструктора Надирадзе. Снаряд управлялся по проводам. Его стартовый вес составлял 37 кг, калибр – 170 мм, а размах стабилизаторов – 640 мм. Согласно официальной истории первой отечественной ПТУР стала ЗМ6 "Шмель", примененная в комплексе 2К15 на базе автомобиля ГАЗ-69 и 2К16 на базе боевой разведывательной машины БРДМ. Работы над "Шмелем" начались в 1957 году. СКБ машиностроения (г. Коломна) под руководством С.П. Непобедимого разрабатывало собственно комплекс и ракету. ЦНИИ-173 (г. Москва, в настоящее время – ЦНИИАГ) разрабатывал систему управления, НИИ-125 -заряд для твердотопливного двигателя, НИИ-6 – боевую часть, Саратовский агрегатный завод – боевые машины, Ковровский завод им. Дегтярева вел серийное производство ракет. Как сказано в издании ЦНИИАГ: "В результате обсуждений и анализа СКБ (г. Коломна) совместно с НИИ-173 была выбрана конструктивная схема ПТУР типа SS-10. Разработчики считали, что новое ответственное дело надо начинать, используя уже опробованные конструктивные схемы, показавшие на практике большую надежность, и на этой базе параллельно вести новые перспективные разработки". 2* Есть сведения, что снаряды SS-10 имелись в распоряжении отечественных специалистов. 1* дальнейшем развитии танковых управляемых ракет рассказано в статье "Ракетные танки" ("Техника и оружие" № 4/96). 2* "Высокоточные системы управления и приводы для вооружения военной техники" под ред. Солунина В., М., 1999, стр. 83. Боевая машина 2П26 в походном положении 2П26 в боевом положении Боевая машина 2П26 в походном положении (тент опущен) Боевая машина 2П26 с ракетами ЗМ6 Компоновочная схема ракеты ЗМ6 комплекса «Шмель» 1 – взрыватель; 2 – боевая часть; 3-источник тока; 4 – катушка; 5 – розетка бортового разъема; 6-блок управления; 7-двигательная установка; 8-электромагнит курса и тангажа; 9-электромагнит крена Снаряд ЗМ6 наводился с помощью бинокулярного визира перископического типа восьмикратного увеличения. Способ наведения – по методу трех точек. Передача команд от оператора осуществлялась по двухпроводной линии связи. Исполнительными органами управления были интерцепторы. Аэродинамическая схема снаряда – "плосконесущее крыло" с крестообразным расположением четырех крыльев, на которых у задней кромки размещаются интерцепторы. Крылья имели трапециевидную форму с углом передней стреловидности 45°. Стабилизация снаряда по крену осуществлялась автономно по сигналам двухстепенного интеграционного гироскопа. Пиротехнические трассеры размещены по краям горизонтальных крыльев. Стартовый заряд состоял из шести шашек трехлепестковой формы. Время горения заряда – 0,6 сек. Маршевый двигатель представлял собой бесканальную пороховую шашку, горение которой происходило параллельными слоями, за счет чего достигалась постоянная тяга двигателя. Время действия маршевого двигателя – около 20 секунд. Снаряд имел взрыватель В-612. Ракеты ЗМ6 устанавливались на боевых машинах 2П27 на базе БРДМ (комплекс 2К16) и на 2П26 на базе автомобиля ГАЗ-69 или ГАЗ-69М (комплекс 2К15), Расчет обеих пусковых установок – 2 человека. Темп стрельбы – 2 выстрела в минуту. На направляющих боевой машины 2П27 устанавливались три ракеты и три запасных размещались внутри бронекорпуса. Угол вертикального наведения составлял +2,5°-+17,5°, угол горизонтального наведения – ±12°. Вес 2П27 – 5850 кг. На машине 2П26 все четыре ракеты были готовы к пуску. Счетверенная пусковая установка допускала угол вертикального наведения +4° – +19°, а угол горизонтального наведения ±6°. Вес боевой машины 2П26 – 2370 кг. Заводские испытания "Шмеля" проводились летом 1959 года, а в 1960 году на полигоне Капустин Яр "Шмель" продемонстрировали Хрущеву и высшему партийному руководству. Комплекс "Шмель" с ракетой ЗМ6 приняли на вооружение Постановлением № 830-344 от 1.08.1960 г. и в том же году запустили в серийное производство. Ракеты ЗМ6 изготавливались на заводах № 2 и № 351, а оборудование для боевых машин 2П26 и 2П27 – на заводе № 614 в г. Саратов. ПТУР "Шмель" серийно производилась до 1966 года. Параллельно со "Шмелем" в ОКБ-16 (позже – КБ "Точмаш") под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана разрабатывался комплекс "Фаланга" с ракетой ЗМ11. Принципиальным отличием "Фаланги" от "Шмеля" была передача команд оператора по радио. Способ наведения оставался тот же – ручной по трем точкам. Постановлением № 930-387 от 30.08.1960 г. ПТУР ЗМ11 "Фаланга" вместе с боевой машиной 2П32, созданной на базе БРДМ, была принята на вооружение. Ракета ЗМ11 в начале серийного изготовления при стрельбе обеспечивала пробитие 220-250-мм брони при угле встречи 60° с вероятностью 90% (220-мм брони) и 65% (250-мм брони). В процессе производства снарядов осуществлялась доработка их боевых частей ЗН18 с целью увеличения "стабильности пробивания брони". На ходовых испытаниях вес боевой машины 2П32 составил 5965 кг. "Фаланга" оказалась первой ПТУР, принятой на вооружение отечественных вертолетов. Уже в июне 1961 г. ОКБ-329 ГКАТ 3* совместно с ОКБ-16 предъявили на совместные испытания вертолет Ми-1М, оснащенный четырьмя ракетами ЗМ11 и аппаратурой управления стрельбой. Дальность стрельбы по наземным целям составляла 800-2500 м. Несколько позже комплекс «Фаланга» модернизировали, и он получил обозначение "Фаланга-М", а ракета – 9М17. Была улучшена бронепробиваемость. Так, при стрельбе по броне толщиной 280 мм при угле встречи 30° было 90% пробитий. Система управления по-прежнему оставалась ручной. Ракетами 9М17 оснащались боевые машины 9П32М (9П32) на базе БРДМ и вертолеты Ми-24Д, Ми- 24А, Ми-4АВ, Ми-8ТВ. 6 июля 1961 г. вышло Постановление СМ № 603-256 о разработке новой ПТУР в двух вариантах: на боевой машине и в переносном варианте. Система управления по-прежнему оставалась ручная. Согласно этому постановлению в ЦКБ-14 (г. Тула) и ЦНИИ-173 (г. Москва) началось проектирование ПТУР 9М12 "Овод". Ракета и пусковая установка проектировались ЦКБ-14, а система управления – ЦНИИ- 173. Главным конструктором комплекса был Б.И. Худоминский, а главным конструктором системы управления – З.М. Персиц. Конструктивная схема ракеты 9М12 аналогична схеме ЗМ6. Основное внимание конструкторы уделили миниатюризации элементов наземной бортовой аппаратуры в целях резкого уменьшения габаритов и веса аппаратуры и снаряда по сравнению с комплексом "Шмель". В аппаратуре широко применялись полупроводниковые элементы и пластмассы. В качестве бортового источника питания использовалась малогабаритная батарея с твердым электролитом, разогреваемом при пуске ПТУР пиронагревателем. В системе стабилизации по крену использовался малогабаритный трехстепенной гироскоп с ротором, разгоняемом при старте ПТУР пороховыми газами. Для дополнительного уменьшения габаритов аппаратуры приемники размещались внутри катушек проводной линии связи. Был создан малогабаритный магнит управления интерцепторами. Переносной вариант "Овод" состоял из пульта управления и ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Вес вьюка оператора составлял 23 кг, а вес вьюка переносчика снаряда – 25 кг. Запуск снарядов осуществлялся с пусковой рейки, находившейся в контейнере. Ракета и пусковая рейка подключались к пульту управления с помощью кабеля длиной около 20 м. Причем одновременно можно было подключить до четырех ракет. Передача команд осуществлялась по двум биметаллическим проводам. Исполнительными органами управления являлись интерцепторы. Для возимого варианта "Овода" на базе БРДМ создали боевая машина 9П110 (впоследствии эта машина была переоборудована в носитель ПТУР «Малютка с сохранением индекса). Механизм заряжания в боевой машине выполнили в виде спарки пусковых устройств, действовавших попеременно: когда одна пусковая находилась в боевом положении, другая была опущена внутрь боевого отделения и заряжалась вручную боевым расчетом. Причем заряжание осуществлялось и на ходу. Такое конструктивное решение обеспечивало минимальную уязвимость снарядов боекомплекта и безопасность расчета. Угол горизонтального наведения составлял 180°. Расчет боевой машины – 3 человека, возимый боекомплект – 16 снарядов 9М12. 3* – Государственный комитет по авиационной технике Боевая машина 2П26 в походном положении Боевая машина 2П26 в боевом положении Боевая машина 2П27 в походном положении Боевая машина 2П27 в боевом положении Отделение управления боевой машины 2П27 Боевое отделение боевой машины 2П27 Ракеты ЗМ6 на ПУ машины 2П27 Испытания переносного варианта "Овода" начались летом 1961 г., а возимого – летом следующего года. Всего провели около 180 выстрелов баллистическими, управляемыми и телеметрическими снарядами (из них 50 управляемых). Вследствие повышенного эксцентриситета стартового двигателя не обеспечивалась заданная величина рассеивания на начальном участке, что сделало невозможным стрельбы на дистанции до 500 м. При работе маршевого двигателя имело место задымление траектории полета снаряда, что вызвало постановку второго трассера. При попадании в броню толщиной 180-200 м под углом встречи 60° снаряд 9М12 делал около 90% пробоин. Разработка "Овода" шла с запозданием не менее чем на 6 месяцев. В связи с принятием на вооружение ПТУР "Малютка" работы по "Оводу" прекратились на основании Постановления СМ № 993-345 от 16 сентября 1963 г. Комплекс "Малютка" создавался в КБМ под руководством С.П. Непобедимого по одному Постановлению СМ и по одним тактико-техническим требованиям с комплексом "Овод". "Малютка" тоже создавалась в носимом и возимом вариантах с одинаковым снарядом ЭМИ. Впервые в мире при создании ПТУР в конструкции корпуса были широко применены пластмассовые конструкции. Так, корпус головной части был сделан из пластика, тем был помещен кумулятивный заряд с медной воронкой. Из пластика был сделан корпус крыльевого отсека, и т. д. "Малютка" не комплектовалась бортовым источником электропитания, а имела только одну рулевую машинку и простейший гироскоп с механической раскруткой. Команды на снаряд передавались по микрокабелю с тремя медными эмалированными жилами диаметром 0,12 мм в тканевой обмотке. Аэродинамическая схема снаряда – "бесхвостка". Управление снарядом осуществлялось за счет изменения вектора тяги маршевого двигателя. Для компенсации эксцентриситета тяги маршевого двигателя предусматривалось вращение снаряда вокруг своей оси со скоростью около 8,5 об/сек. Это достигалось первоначально за счет того, что сопла стартового двигателя были направлены под углом к оси снаряда, а позже – в полете за счет угла разворота крыльев и вращательного момента, возникавшего при смотке кабеля с катушки. При хранении крылья "Малютки" складывают, и ракета в сечении имеет габарит 185 х 185 мм. Ракеты первых серийных выпусков имели индекс ГРАУ ЭММ, а последующих серий – 9М14М. Ракеты 9М14М отличались от 9М14 наличием на одном из стартовых сопел пятого бугеля, являющегося дополнительной опорой ракеты на направляющей. Ножевые контакты разъема электрической цепи взрывателя у 9М14 располагались на корпусе боевой части, а у 9М14М – на корпусе стартовой камеры. Боевая часть ракет 9М14 имела индекс 9Н110, а боевая часть 9М14М – 9Н110М. Эти боевые части не взаимозаменяемы. Боевая часть ракеты "Малютка" имела кумулятивный заряд и пьезоэлектрический взрыватель. Переносной портативный комплекс, состоящий из наземной аппаратуры управления, чемоданов-ранцев с ПУ и ракетами, размещался в трех вьюках. Во вьюке № 1 переносился пульт управления и индивидуальный комплект ЗИП, а в каждом из вьюков № 2 и № 3, представляющих собой чемоданы-ранцы, укладывалась ракета, отстыкованная от нее боевая часть, пусковая установка и катушка с кабелем. Причем сама ракета уже была состыкована с ПУ. Расчет, обслуживающий переносной комплекс, состоял из трех человек. Командир расчета, он же старший оператор, переносил вьюк № 1 весом 12,4 кг; два номера – операторы, переносили вьюки № 2 и №3 весом по 18,1 кг. Тренированный и достаточно слаженный расчет способен перевести противотанковый комплекс из походного положения в боевое за 1 мин. 40 с. А затем в течение одной минуты можно сделать два выстрела по целям, расположенным на максимальной дальности. Переносной комплекс "Малютка" 9А111 приняли на вооружение в 1963 г. В том же году поступила на вооружение боевая машина 9П110, созданная на базе БРДМ-1. Позже была принята на вооружение боевая машина 9П122 на базе БРДМ-2. Устройство комплекса ПТУР на машинах 9П110 и 9П122 одинаково. Боевые машины 9П32 на учениях ПУ боевой машины 9П32 с ракетами 9М17 Загрузка боекомплекта в боевую машину 9М22 Переносная ПУ с ракетой 9М14 в боевом положении Компоновочная схема ракеты 9М14М (9М14) комплекса «Малютка» 1 боевая часть; 2-двигательная установка; 3-катушка; 4 – крыльевой отсек; 5 – рулевая машинка; 6-гироскоп; 7-трассер; На направляющих установлено 6 снарядов, кроме того, еще 8 снарядов помещено в боеукладке. В походном положении пакет направляющих со снарядами опущен, а в боевом положении пакет поднимается с помощью гидропривода. Время перехода из походного положения в боевое с гидроприводом – 20 сек, а вручную – 2,5 мин. Расчет состоит из двух человек: оператора (он же командир) и водителя. Скорострельность – 2 выстр./мин. Установка шести снарядов на направляющие осуществляется вручную и занимает около минуты. Угол горизонтального наведения-28-40°. Угол вертикального наведения-0°; +2°75". Скорость горизонтального наведения – 8 град./с, а вертикального – 3 град./с. ПТУР 9М14М "Малютка" была установлена на боевой машине пехоты БМП-1, серийно выпускавшейся с 1966 г. В боекомплекте БМП-1 имелось 4 снаряда 9М14М, вручную подаваемые расчетом на ПУ. Кроме того, предпринимались попытки устанавливать ПТУР "Малютка" на башни танков ПТ-76, Т-62, Т-10М и другие, однако "Малютка" на наших танках не прижилась. Пробовали установить "Малютку" и на вертолет Ми-1М. На вертолете было 4 снаряда 9М14. ПТУР "Малютка" широко экспортировалась в десятки стран мира. В 1973 г. в ходе арабо-израильской войны ракетами "Малютка" было поражено свыше 800 израильских танков. Другой вопрос, что ближневосточные равнины представляют собой идеальное место на земле для применения ПТУР. (Продолжение следует) Примечания:ПТУР Первого поколения В годы Второй мировой войны произошло значительное увеличение толщины брони танков, и, соответственно, возросли калибр и вес противотанковых орудий. Если в начале войны использовались противотанковые пушки (ПТП) калибра 20- 45 мм, то в конце войны калибр ПТП находился в пределах 85-128 мм. В 1943-1944 гг. советские специалисты исследовали 726 случаев подбития наших средних и тяжелых танков и САУ германскими ПТП калибра 75 и 88 мм. Исследование показало, что на дистанции свыше 1400 м из 75-мм ПТП было подбито 4,4% танков, а из 88-мм – 3,2% танков (за 100% принято число танков, подбитых из пушек данного калибра на всех дистанциях). В немецких наставлениях оптимальной дистанцией открытия огня для 75-мм пушек было 800-900 м, а для 88-мм пушек – 1500 м. Вести огонь с больших дистанций считалось нецелесообразным. Итак, для лучшей 88-мм немецкой (а, по мнению некоторых специалистов, и лучшей в мире) противотанковой пушки фактическим пределом дистанции было лишь 1500 м. А ведь ПТП конца войны были очень тяжелы, дороги и сложны в производстве. Так, немецкая 88-мм РАК-43 весила 5 т, 88-мм РАК-43/41 – 4,38 т, а 100-мм советская ПТП БС-3 – 3,65 т. Всего за войну немцам удалось изготовить 3501 88- мм ПТП всех типов, а нам – около 600 штук БС-3. Как же эффективно бороться с танками на дистанциях, превышающих 2-3 км? Впервые эта проблема была решена в 1944 г. в Германии, где была создана первая в мире противотанковая управляемая ракета (ПТУР) Х-7 "Rotkappchen" ("Красная шапочка"). При проектировании Х-7 за основу был взят управляемый снаряд Х-4 класса "воздух-воздух". Главным конструктором обеих ракет (Х-4 и Х-7) был доктор Макс Крамер. Управление Х-7 осуществлялось по проводам. Пара проводов связывала ракету с оператором, вручную наводившим снаряд на цель. Система управления очень близка к системе "Дюссельдорф" ракеты Х-4. Изменение направления полета снаряда осуществлялось с помощью интерцепторов. Ракета Х-7 имела двухступенчатый пороховой двигатель WASAG. Первая ступень была стартовая, в течение 3-х секунд она развивала тягу до 69 кг. А вторая ступень – маршевая, в течение 8 секунд полета она поддерживала постоянную тягу 5 кг. Снаряд был выполнен по аэродинамической схеме "бесхвостка". Стабилизация – с помощью крыльевого стабилизатора. Для компенсации неравномерной (относительно оси ракеты) тяги двигателя Х-7 вращался в полете с небольшой скоростью. Чтобы облегчить оператору слежение за ракетой на ней устанавливались два пиротехнических трассера. Для использования Х-7 в пехотном варианте была разработана пусковая установка (ПУ), носимая в людском вьюке. Кроме того, проектировалась авиационная ПУ на самолете FW-190. В ходе испытаний в 1944 г. и в начале 1945 г. немцы провели свыше 100 опытных пусков Х-7. Однако в связи с окончанием войны дело до боевого применения не дошло. Первой послевоенной ПТУР стала швейцарская "Кобра-1", разработанная в 1947-1948 гг. В создании комплекса участвовали германские специалисты. Самой же Западной Германии производство ПТУР было разрешено лишь в 1959 г. Первой ПТУР, пошедшей в производство в ФРГ, стала "Кобра-810" – модификация швейцарского семейства "Кобр" (от "Кобры-1" до "Кобры-4", выпущенной в 1958 г.). Однако в западной военной литературе пионером в создании ПТУР считают французскую фирму Норд-Авиасьон. Это связано с тем, что французские ПТУР очень быстро распространились буквально по всему свету. Дело в том, что Франция, в отличие от ряда стран, вела разумную политику в экспорте оружия. Оружие продавалось практически всем, кто, разумеется, мог платить. Первая французская ПТУР SS-10 ("Nord-5203") разрабатывалась с 1948 г. на базе немецкой документации. Формально SS-10 была принята на вооружение французской армии в 1957 г. Но в 1956 г. SS-10 довольно успешно использовалась израильскими войсками против египетских танков в боях на Синайском полуострове. Забегая вперед, скажем, что песчаные равнины Ближнего Востока оказались идеальным полигоном для испытаний ПТУР. Так, в ходе войны 1973 г. до 70% танков с обеих сторон было уничтожено ПТУР. ПТУР Х-7 «Rotkappchen» (Германия, 1944 г.) Опытная ПТУР конструкции Надирадзе (управление по проводам) Опытная ПТУР конструкции Надирадзе (управление по проводам) Опытная ПТУ РУПС-1 (управление по проводам) Опытная ПТУР (управление по радио) ПТУР SS-10 запускали с одиночных переносных ПУ, а также с легковых и грузовых автомобилей, бронетранспортеров и легкого танка АМХ-13. Фирма Норд с 1956 г. по 1963 г. выпустила свыше 30 тысяч ракет SS-10. Они поставлялись в десятки стран, включая США, ФРГ, Швецию, Норвегию, и др. Усовершенствованный вариант SS- 10 – SS-11 имел большую дальность стрельбы и лучшую бронепробиваемость. Соответственно, возросли вес и стоимость (одна ракета – 1500 долларов). ПТУР SS-11 не имела переносной ПУ, а устанавливалась на автомобилях, БТР, легких танках, вертолетах и самолетах. Самая тяжелая французская ПТУР SS-12 была единственной западной ПТУР первого поколения (не считая англо-австралийской "Малкара"), которая имела два варианта управления – по проводам и радиоуправление. Ракеты SS-72 имеют как кумулятивную, так и осколочно-фугасную боевую часть и могли использоваться не только по танкам, но и по небронированным наземным целям, а также по кораблям. Любопытно, что американцы потерпели полную неудачу в создании собственной ПТУР. С1953 г. по 1956 г. в США разрабатывалась ПТУР SSM-A-23 "Дарт". Было предложено несколько вариантов ракеты, в том числе и с кольцевым стабилизатором. Но в 1957 г. на вооружение приняли образец с крестообразным крыльевым стабилизатором. Однако его производство ограничилось небольшой серией. Ракета была очень тяжелой (до 140 кг), а наведение – крайне сложным. В итоге США отказались от "Дарта" и в 1959 г. приступили к массовым закупкам французских ПТУР SS-10 и SS-11. Почти все эти ПТУР американцы установили на подвижные установки – автомобили, танки и вертолеты. На базе гусеничного БТРа М113 создали противотанковую установку Т-149 с боекомплектом из 10 SS-11. Только в 1961- 1962 гг. американцы закупили около 16 тысяч ПТУР SS-11, из которых 500 приспособили для использования с вертолетов. В 1961 г. на вооружение армии США поступил новый французский комплекс "Энтак". Создание ПТУР за рубежом и их боевое применение не прошли незамеченными в Москве. В1956 г вышло Постановление СМ о "развитии работ по созданию управляемого противотанкового вооружения". Стоит отметить, что после войны в СССР испьпывались немецкие ГТТУР "Красная шапочка". Кроме того, в отечественные НИИ чрезвычайно оперативно поступала рабочая документация на "Кобры", SS-10v\SS-11, а также "живые" эти изделия. В середине 50-х годов в СССР разработали несколько проектов "УПС (управляемый противотанковый снаряц). Отметим, что наши конструкторы проектировали УПС не только с управлением по проводам, но и радиоуправляемые. Причем в УПС-5 оператор визуально наблюдал цель через оптический прицел. А в УПС-7 оператор, находившийся в танке, наводил снаряц по телевизионному изображению, передаваемому с телевизионной головки ракеты 1* . Изготовили и испытали ряд опытных УПС, в том числе и снаряд конструктора Надирадзе. Снаряд управлялся по проводам. Его стартовый вес составлял 37 кг, калибр – 170 мм, а размах стабилизаторов – 640 мм. Согласно официальной истории первой отечественной ПТУР стала ЗМ6 "Шмель", примененная в комплексе 2К15 на базе автомобиля ГАЗ-69 и 2К16 на базе боевой разведывательной машины БРДМ. Работы над "Шмелем" начались в 1957 году. СКБ машиностроения (г. Коломна) под руководством С.П. Непобедимого разрабатывало собственно комплекс и ракету. ЦНИИ-173 (г. Москва, в настоящее время – ЦНИИАГ) разрабатывал систему управления, НИИ-125 -заряд для твердотопливного двигателя, НИИ-6 – боевую часть, Саратовский агрегатный завод – боевые машины, Ковровский завод им. Дегтярева вел серийное производство ракет. Как сказано в издании ЦНИИАГ: "В результате обсуждений и анализа СКБ (г. Коломна) совместно с НИИ-173 была выбрана конструктивная схема ПТУР типа SS-10. Разработчики считали, что новое ответственное дело надо начинать, используя уже опробованные конструктивные схемы, показавшие на практике большую надежность, и на этой базе параллельно вести новые перспективные разработки". 2* Есть сведения, что снаряды SS-10 имелись в распоряжении отечественных специалистов. 1* дальнейшем развитии танковых управляемых ракет рассказано в статье "Ракетные танки" ("Техника и оружие" № 4/96). 2* "Высокоточные системы управления и приводы для вооружения военной техники" под ред. Солунина В., М., 1999, стр. 83. Боевая машина 2П26 в походном положении 2П26 в боевом положении Боевая машина 2П26 в походном положении (тент опущен) Боевая машина 2П26 с ракетами ЗМ6 Компоновочная схема ракеты ЗМ6 комплекса «Шмель» 1 – взрыватель; 2 – боевая часть; 3-источник тока; 4 – катушка; 5 – розетка бортового разъема; 6-блок управления; 7-двигательная установка; 8-электромагнит курса и тангажа; 9-электромагнит крена Снаряд ЗМ6 наводился с помощью бинокулярного визира перископического типа восьмикратного увеличения. Способ наведения – по методу трех точек. Передача команд от оператора осуществлялась по двухпроводной линии связи. Исполнительными органами управления были интерцепторы. Аэродинамическая схема снаряда – "плосконесущее крыло" с крестообразным расположением четырех крыльев, на которых у задней кромки размещаются интерцепторы. Крылья имели трапециевидную форму с углом передней стреловидности 45°. Стабилизация снаряда по крену осуществлялась автономно по сигналам двухстепенного интеграционного гироскопа. Пиротехнические трассеры размещены по краям горизонтальных крыльев. Стартовый заряд состоял из шести шашек трехлепестковой формы. Время горения заряда – 0,6 сек. Маршевый двигатель представлял собой бесканальную пороховую шашку, горение которой происходило параллельными слоями, за счет чего достигалась постоянная тяга двигателя. Время действия маршевого двигателя – около 20 секунд. Снаряд имел взрыватель В-612. Ракеты ЗМ6 устанавливались на боевых машинах 2П27 на базе БРДМ (комплекс 2К16) и на 2П26 на базе автомобиля ГАЗ-69 или ГАЗ-69М (комплекс 2К15), Расчет обеих пусковых установок – 2 человека. Темп стрельбы – 2 выстрела в минуту. На направляющих боевой машины 2П27 устанавливались три ракеты и три запасных размещались внутри бронекорпуса. Угол вертикального наведения составлял +2,5°-+17,5°, угол горизонтального наведения – ±12°. Вес 2П27 – 5850 кг. На машине 2П26 все четыре ракеты были готовы к пуску. Счетверенная пусковая установка допускала угол вертикального наведения +4° – +19°, а угол горизонтального наведения ±6°. Вес боевой машины 2П26 – 2370 кг. Заводские испытания "Шмеля" проводились летом 1959 года, а в 1960 году на полигоне Капустин Яр "Шмель" продемонстрировали Хрущеву и высшему партийному руководству. Комплекс "Шмель" с ракетой ЗМ6 приняли на вооружение Постановлением № 830-344 от 1.08.1960 г. и в том же году запустили в серийное производство. Ракеты ЗМ6 изготавливались на заводах № 2 и № 351, а оборудование для боевых машин 2П26 и 2П27 – на заводе № 614 в г. Саратов. ПТУР "Шмель" серийно производилась до 1966 года. Параллельно со "Шмелем" в ОКБ-16 (позже – КБ "Точмаш") под руководством главного конструктора А.Э. Нудельмана разрабатывался комплекс "Фаланга" с ракетой ЗМ11. Принципиальным отличием "Фаланги" от "Шмеля" была передача команд оператора по радио. Способ наведения оставался тот же – ручной по трем точкам. Постановлением № 930-387 от 30.08.1960 г. ПТУР ЗМ11 "Фаланга" вместе с боевой машиной 2П32, созданной на базе БРДМ, была принята на вооружение. Ракета ЗМ11 в начале серийного изготовления при стрельбе обеспечивала пробитие 220-250-мм брони при угле встречи 60° с вероятностью 90% (220-мм брони) и 65% (250-мм брони). В процессе производства снарядов осуществлялась доработка их боевых частей ЗН18 с целью увеличения "стабильности пробивания брони". На ходовых испытаниях вес боевой машины 2П32 составил 5965 кг. "Фаланга" оказалась первой ПТУР, принятой на вооружение отечественных вертолетов. Уже в июне 1961 г. ОКБ-329 ГКАТ 3* совместно с ОКБ-16 предъявили на совместные испытания вертолет Ми-1М, оснащенный четырьмя ракетами ЗМ11 и аппаратурой управления стрельбой. Дальность стрельбы по наземным целям составляла 800-2500 м. Несколько позже комплекс «Фаланга» модернизировали, и он получил обозначение "Фаланга-М", а ракета – 9М17. Была улучшена бронепробиваемость. Так, при стрельбе по броне толщиной 280 мм при угле встречи 30° было 90% пробитий. Система управления по-прежнему оставалась ручной. Ракетами 9М17 оснащались боевые машины 9П32М (9П32) на базе БРДМ и вертолеты Ми-24Д, Ми- 24А, Ми-4АВ, Ми-8ТВ. 6 июля 1961 г. вышло Постановление СМ № 603-256 о разработке новой ПТУР в двух вариантах: на боевой машине и в переносном варианте. Система управления по-прежнему оставалась ручная. Согласно этому постановлению в ЦКБ-14 (г. Тула) и ЦНИИ-173 (г. Москва) началось проектирование ПТУР 9М12 "Овод". Ракета и пусковая установка проектировались ЦКБ-14, а система управления – ЦНИИ- 173. Главным конструктором комплекса был Б.И. Худоминский, а главным конструктором системы управления – З.М. Персиц. Конструктивная схема ракеты 9М12 аналогична схеме ЗМ6. Основное внимание конструкторы уделили миниатюризации элементов наземной бортовой аппаратуры в целях резкого уменьшения габаритов и веса аппаратуры и снаряда по сравнению с комплексом "Шмель". В аппаратуре широко применялись полупроводниковые элементы и пластмассы. В качестве бортового источника питания использовалась малогабаритная батарея с твердым электролитом, разогреваемом при пуске ПТУР пиронагревателем. В системе стабилизации по крену использовался малогабаритный трехстепенной гироскоп с ротором, разгоняемом при старте ПТУР пороховыми газами. Для дополнительного уменьшения габаритов аппаратуры приемники размещались внутри катушек проводной линии связи. Был создан малогабаритный магнит управления интерцепторами. Переносной вариант "Овод" состоял из пульта управления и ракет, размещенных в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Вес вьюка оператора составлял 23 кг, а вес вьюка переносчика снаряда – 25 кг. Запуск снарядов осуществлялся с пусковой рейки, находившейся в контейнере. Ракета и пусковая рейка подключались к пульту управления с помощью кабеля длиной около 20 м. Причем одновременно можно было подключить до четырех ракет. Передача команд осуществлялась по двум биметаллическим проводам. Исполнительными органами управления являлись интерцепторы. Для возимого варианта "Овода" на базе БРДМ создали боевая машина 9П110 (впоследствии эта машина была переоборудована в носитель ПТУР «Малютка с сохранением индекса). Механизм заряжания в боевой машине выполнили в виде спарки пусковых устройств, действовавших попеременно: когда одна пусковая находилась в боевом положении, другая была опущена внутрь боевого отделения и заряжалась вручную боевым расчетом. Причем заряжание осуществлялось и на ходу. Такое конструктивное решение обеспечивало минимальную уязвимость снарядов боекомплекта и безопасность расчета. Угол горизонтального наведения составлял 180°. Расчет боевой машины – 3 человека, возимый боекомплект – 16 снарядов 9М12. 3* – Государственный комитет по авиационной технике Боевая машина 2П26 в походном положении Боевая машина 2П26 в боевом положении Боевая машина 2П27 в походном положении Боевая машина 2П27 в боевом положении Отделение управления боевой машины 2П27 Боевое отделение боевой машины 2П27 Ракеты ЗМ6 на ПУ машины 2П27 Испытания переносного варианта "Овода" начались летом 1961 г., а возимого – летом следующего года. Всего провели около 180 выстрелов баллистическими, управляемыми и телеметрическими снарядами (из них 50 управляемых). Вследствие повышенного эксцентриситета стартового двигателя не обеспечивалась заданная величина рассеивания на начальном участке, что сделало невозможным стрельбы на дистанции до 500 м. При работе маршевого двигателя имело место задымление траектории полета снаряда, что вызвало постановку второго трассера. При попадании в броню толщиной 180-200 м под углом встречи 60° снаряд 9М12 делал около 90% пробоин. Разработка "Овода" шла с запозданием не менее чем на 6 месяцев. В связи с принятием на вооружение ПТУР "Малютка" работы по "Оводу" прекратились на основании Постановления СМ № 993-345 от 16 сентября 1963 г. Комплекс "Малютка" создавался в КБМ под руководством С.П. Непобедимого по одному Постановлению СМ и по одним тактико-техническим требованиям с комплексом "Овод". "Малютка" тоже создавалась в носимом и возимом вариантах с одинаковым снарядом ЭМИ. Впервые в мире при создании ПТУР в конструкции корпуса были широко применены пластмассовые конструкции. Так, корпус головной части был сделан из пластика, тем был помещен кумулятивный заряд с медной воронкой. Из пластика был сделан корпус крыльевого отсека, и т. д. "Малютка" не комплектовалась бортовым источником электропитания, а имела только одну рулевую машинку и простейший гироскоп с механической раскруткой. Команды на снаряд передавались по микрокабелю с тремя медными эмалированными жилами диаметром 0,12 мм в тканевой обмотке. Аэродинамическая схема снаряда – "бесхвостка". Управление снарядом осуществлялось за счет изменения вектора тяги маршевого двигателя. Для компенсации эксцентриситета тяги маршевого двигателя предусматривалось вращение снаряда вокруг своей оси со скоростью около 8,5 об/сек. Это достигалось первоначально за счет того, что сопла стартового двигателя были направлены под углом к оси снаряда, а позже – в полете за счет угла разворота крыльев и вращательного момента, возникавшего при смотке кабеля с катушки. При хранении крылья "Малютки" складывают, и ракета в сечении имеет габарит 185 х 185 мм. Ракеты первых серийных выпусков имели индекс ГРАУ ЭММ, а последующих серий – 9М14М. Ракеты 9М14М отличались от 9М14 наличием на одном из стартовых сопел пятого бугеля, являющегося дополнительной опорой ракеты на направляющей. Ножевые контакты разъема электрической цепи взрывателя у 9М14 располагались на корпусе боевой части, а у 9М14М – на корпусе стартовой камеры. Боевая часть ракет 9М14 имела индекс 9Н110, а боевая часть 9М14М – 9Н110М. Эти боевые части не взаимозаменяемы. Боевая часть ракеты "Малютка" имела кумулятивный заряд и пьезоэлектрический взрыватель. Переносной портативный комплекс, состоящий из наземной аппаратуры управления, чемоданов-ранцев с ПУ и ракетами, размещался в трех вьюках. Во вьюке № 1 переносился пульт управления и индивидуальный комплект ЗИП, а в каждом из вьюков № 2 и № 3, представляющих собой чемоданы-ранцы, укладывалась ракета, отстыкованная от нее боевая часть, пусковая установка и катушка с кабелем. Причем сама ракета уже была состыкована с ПУ. Расчет, обслуживающий переносной комплекс, состоял из трех человек. Командир расчета, он же старший оператор, переносил вьюк № 1 весом 12,4 кг; два номера – операторы, переносили вьюки № 2 и №3 весом по 18,1 кг. Тренированный и достаточно слаженный расчет способен перевести противотанковый комплекс из походного положения в боевое за 1 мин. 40 с. А затем в течение одной минуты можно сделать два выстрела по целям, расположенным на максимальной дальности. Переносной комплекс "Малютка" 9А111 приняли на вооружение в 1963 г. В том же году поступила на вооружение боевая машина 9П110, созданная на базе БРДМ-1. Позже была принята на вооружение боевая машина 9П122 на базе БРДМ-2. Устройство комплекса ПТУР на машинах 9П110 и 9П122 одинаково. Боевые машины 9П32 на учениях ПУ боевой машины 9П32 с ракетами 9М17 Загрузка боекомплекта в боевую машину 9М22 Переносная ПУ с ракетой 9М14 в боевом положении Компоновочная схема ракеты 9М14М (9М14) комплекса «Малютка» 1 боевая часть; 2-двигательная установка; 3-катушка; 4 – крыльевой отсек; 5 – рулевая машинка; 6-гироскоп; 7-трассер; На направляющих установлено 6 снарядов, кроме того, еще 8 снарядов помещено в боеукладке. В походном положении пакет направляющих со снарядами опущен, а в боевом положении пакет поднимается с помощью гидропривода. Время перехода из походного положения в боевое с гидроприводом – 20 сек, а вручную – 2,5 мин. Расчет состоит из двух человек: оператора (он же командир) и водителя. Скорострельность – 2 выстр./мин. Установка шести снарядов на направляющие осуществляется вручную и занимает около минуты. Угол горизонтального наведения-28-40°. Угол вертикального наведения-0°; +2°75". Скорость горизонтального наведения – 8 град./с, а вертикального – 3 град./с. ПТУР 9М14М "Малютка" была установлена на боевой машине пехоты БМП-1, серийно выпускавшейся с 1966 г. В боекомплекте БМП-1 имелось 4 снаряда 9М14М, вручную подаваемые расчетом на ПУ. Кроме того, предпринимались попытки устанавливать ПТУР "Малютка" на башни танков ПТ-76, Т-62, Т-10М и другие, однако "Малютка" на наших танках не прижилась. Пробовали установить "Малютку" и на вертолет Ми-1М. На вертолете было 4 снаряда 9М14. ПТУР "Малютка" широко экспортировалась в десятки стран мира. В 1973 г. в ходе арабо-израильской войны ракетами "Малютка" было поражено свыше 800 израильских танков. Другой вопрос, что ближневосточные равнины представляют собой идеальное место на земле для применения ПТУР. (Продолжение следует) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|