ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ

Все возрастающее число советских танков на фронте требовало от немцев все больше эффективных противотанковых орудий. Ни хорошо себя зарекомендовавшие пушки 8.8 cm Рак36 и Рак43/ 41 на механической тяге, ни противотанковые самоходные установки Pz Jag, ни штурмовые орудия с длинноствольными 7,5 см танковыми пушками по ряду причин не могли исправить положение. С 1943 года конструкторские бюро некоторых фирм специально работали над созданием истребителей танков (или танков-истребителей) Jagd Panzer (Jqd PZ).

С принятием на вооружение новых, начиная с «четверки», моделей линейных танков их базу сразу же приспосабливали под истребители танков. Известны, например, Jqd Pz IV и Pz IV/70, «Jagdpanther». «Jagdtiger». Хотя и не всегда было именно так. Удачным и многочисленным представителем этого класса бронетанковой техники считается Jqd Pz v Haze г», продливший «жизнь» морально устаревшего чешского Pz Kpfw 38(t). В дело шли и небольшие партии не приглянувшихся руководству вермахта экспериментальных танков, попавших в конце концов в другом виде в боевой строй, как, скажем Jqd Pz «Elefant». Уже в 1944 году истребителей танков выпустили больше, чем танков.

В последние месяцы перед капитуляцией Германии истребители танков и штурмовые орудия почти полностью вытеснили из истребительно-противотанковых дивизионов танковых, панцергренадерских и пехотных дивизий артиллерию на механической тяге. На 1 февраля 1945 г. в боевых подразделениях насчитывалось 1646 Jgd Pz на базе Pz Kpfw 38(t) и IV – наибольшее количество за всю войну.


ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ Jgd Pz IV (Sd Kfz 162) и Pz IV/70 (Sd Kfz 162/1)

• Jgd Pz IV первоначально проектировался как аналог штурмового орудия StuG III, но только на основе «четверки» и заводских мощностей фирм, занятых ее выпуском. (Отсюда и второе название – StuG neuer Art mil 7.5 cm РаК L/48 auf Fahritesiell Pz Kpfw IV). Задание получила головная по этой модели танка фирма Крупп-Грузон.

Почти одновременно конструированием занялась и фирма Фомаг. В октябре 1943 г. ею был представлен приемной комиссии образец из неброневой стали. Серийное производство началось в январе следующего года. К ноябрю 1944 г. было выпущено 769 машин.

Они вооружались 7,5 см противотанковой пушкой РаКЗЭ, установленной в рамке и прикрытой маской типа «кабанья голова». Боекомплект – 79 выстрелов. Этот истребитель танков получился довольно приземистым. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть полностью достались от базовой машины. Самоходная установка обладала хорошей подвижностью. Боевая масса составляла 25 т, экипаж – четыре человека.

Лобовые и верхние листы корпуса располагались под рациональными углами наклона. Их толщина спереди доходила до 60, а с бортов – 30 мм. С мая 1944 года бронирование усилили, доведя толщину до 80 в лобовых и 40 мм в бортовых деталях корпуса и рубки.

До этого времени фирма Фомаг совмещала выпуск как танков, так и истребителей танков, а затем полностью переключилась на производство последних. 26 шасси оборудовали в варианте ремонтно-эвакуационных тягачей Berge Pz без вооружения.

• С августа 1944 г. Pz IV/70 (по сути, все тот же Jqd Pz IV) стали оснащать длинноствольной 7,5-см танковой пушкой, той же, что и у «Пантеры». Новые самоходные установки выпускались в двух модификациях, отличавшихся креплением пушки и Формой рубки. Например, на машинах фирмы Фомаг, обозначавшихся индексом V, лобовые листы корпуса и рубки устанавливались под углами 50° и 45°, а борта рубки – 30° к вертикали. Нижняя часть рубки наклона не имела. Пушка прикрывалась маской типа «кабанья голова».

До конца войны выпустили 930 Pz IV/70 (V) и 278 Pz IV/70 (А). Последние производила фирма Нибелунген по проекту конструкторского бюро фирмы Апькетт. Они имели боевую массу 28 т, скорость – 38 км/ч, запас хода – 320 км.


Истребитель танков Pz IV/70 (V)


Истребитель танков Jgd Pz IV в ходе испытаний на Куммерсдорфском полигоне, 1944 г.


Легкая противотанковая САУ 7,5 cm Panzerjager 38(t) Hetzer


Огнеметный танк Flammpanzer 38(t)


Легкая противотанковая САУ Jagdpanzer 38(1) с безоткатным орудием


Обе машины фирмы Фомаг – как Jqd Pz IV. так и Pz IV/70 – были существенно перегружены, ходовая часть быстро выходила из строя. Особенно два передних катка из-за смещенного вперед общего центра тяжести. Поэтому их начали собирать без «обрезинки».

С декабря 1944 года Pz IV/70 в больших количествах стали поступать на вооружение батальонов истребителей танков, истребительно-противотанковых дивизионов танковых и панцергренадирских дивизий, а также танковых батальонов танковых дивизий (вместо недостающих Pz Kpfw V). Крещение они приняли в Арденнской операции против англичан и американцев, показав при этом достаточно хорошую боевую результативность.

Всего на базе Pz Kpfw IV до конца войны построили 1977 истребителей танков.


ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ Jgd Pz 38(t) "Hetzer"

• С апреля 1944 года на конвейерах чешских заводов Шкода и ВММ стали собирать на базе Pz Kpfw 38(t) легкий истребитель танков, спроектированный по типу Jgd Pz IV и названный «Хетцером» («Hetzer»). Серийное производство быстрыми темпами нарастало вплоть до января 1945 г. А всего до конца войны успели выпустить около 2500 боевых машин этого типа. Следует заметить, что ведомственного идентификатора он не имел, зато в служебных документах иногда значился и как противотанковая самоходная установка – Pz Jag 38(t) fur 7.5 cm PaK39.

Силуэт «Хетцера» был самым низ«им из всех известных истребителей танков. Конструкция рубки отличалась большим наклоном лобовых (60°) и кормовых (70°) листов. Но проигрывал «хетцер» тонкой бортовой броней и стесненностью в боевом отделении.

Поскольку масса самоходной установки по сравнению с танком увеличилась, расширили ходовую часть и повысили мощность двигателя. Благодаря этому удалось сохранить неплохие ходовые качества базовой машины. На крыше корпуса смонтировали дистанционно управляемый пулемет. Пушку в рамке прикрыли маской типа «кабанья голова».

• В декабре 1944 года двадцать Jqd Pz 38(t) переделали в механизированные огнеметы, которые приняли участие в Арденнской операции. Огнемет устанавливался вместо пушки. Запас огнесмеси в 700 л выбрасывался за несколько огнеметаний общей продолжительностью 1,5 мин на дальность до 60 м. Остальные эксплуатационные и тактико- технические характеристики сохранились как у базовой машины.

• Готовилась и новая модель «Хетцера» с жесткой установкой 7,5-см пушки РаК39/1 или 10.5-см гаубицы.StuH42. Откат воспринимался всей машиной. Это позволяло уменьшить размер амбразуры, габаритные и весовые параметры маски, а значит, снизить до 14 т общую массу и повысить прочность лобового броневого листа. В самые последние дни войны были изготовлены десять предсерийных образцов.

Jgd Pz 38(t) оказался сравнительно дешевым и весьма эффективным маневренным противотанковым средством. Кроме того, специалисты оценивают его как удачный пример использования базы устаревшего танка.

«Хетцер» применялся в основном на советско-германском фронте. Первыми в июле 1944 г. Jgd Pz 38(t) получили 731-й и 743-й отдельные батальоны истребителей танков и истребительно- противотанковые дивизионы 15-й и 76- й пехотных дивизий (в дальнейшем именно в соединения такого типа и поступала эта техника). И почти сразу машины были брошены в бой под Варшавой и Радомом в Польше, а также в районе Каунаса.

• Производство этого истребителя танков продолжалось и после войны. В частности, на вооружение чехословацкой армии в 1945-1946 годах поступило около 200 самоходных установок St- 38-III (чешское обозначение) и несколько трофейных немецких, переименованных в St-38-l/ll. В 1946-1948 годах построили 158 машин под обозначением G- 13 для Швейцарии.



Истребитель танков Jgd Pz Tiger (P) «Elefant»


ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ Jgd Pz Tiger(P) «Elefant»(Sd Kfz 184)

Так как «Тигр» Ф. Порше уступил в состязании модели Э. Адерса, из 90 готовых корпусов решили сделать самоходные штурмовые орудия. Доработку проекта, названного в честь конструктора «Фердинандом» (Ferdinand), поручили фирме Алькетт. Под таким именем машина и вошла в историю. Хотя, как и многие другие подобного типа образцы бронетанковой техники, по войсковой терминологии она официально называлась либо штурмовым орудием (Sturmgeschutz mit 8.8cm РаК43/2). либо истребителем танков – Jagdpanzer Tiger (P) «Elefant»

В апреле-мае 1943 г. специалисты фирмы изготовили несколько ремонтно- эвакуационных тягачей и 85 (по другим данным 88) самоходных установок. 100- мм лоб рубки усилили впоследствии дополнительными 100-мм броневыми плитами, наклоненными к вертикали под углом 25°. Аналогичными плитами укрыли отделение водителя и радиста, но под углом 12°. Тем самым толщину брони в лобовых деталях довели до 200 мм.

Пушку в рубке установили на станке, чем ограничили сектор горизонтального обстрела – по 14° влево и вправо. Угол возвышения пушки не превышал 14°, не предусматривался. Члены экипажа (а их было шестеро) признали это большим упущением, поскольку оказались полностью беззащитными в ближнем бою. После неоднократных обращений недостаток устранили – радист, размещенный рядом с водителем в изолированном от боевого отделения переднем отсеке корпуса, к октябрю 1943 г. получил свое огневое средство.

Наряду со штатными снарядами от 8,8-см зенитного орудия образца 1941 года, разработали и танковые унитарные выстрелы: фугасный, бронебойно- трассирующий, кумулятивный и подкалиберный. Два заряжающих обеспечивали боевую скорострельность до 10 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы фугасным снарядом составляла 15.300 м, подкалиберным – 3000 м. С расстояния 1000 м бронебойно-трассирующий снаряд пробивал под углом 30° к нормали 165-мм гомогенную броню, а подкалиберный -до 193 мм. Несмотря на большую общую массу, малую скорость и низкую проходимость, «Элефанты» были грозным оружием. Известны случаи, когда они успешно вели огонь по танкам с дистанции около 5000 м.

От сложных и капризных двигателей Порше отказались. В средней части корпуса поместили два «Майбаха» HL120TRM, сопряженные с генераторами постоянного тока мощностью 260 кВт каждый и рабочим напряжением 385 В. Тяговые электромоторы располагались под рубкой в корме рядом с ведущими колесами. Боевое отделение вентилировалось, а генераторы и радиаторы охлаждались десятью вентиляторами.

Каждая гусеница приводилась в движение через свой двухрядный бортовой редуктор. В аварийном режиме или при боевых повреждениях одной из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой. Тормоза, блокирующие направляющие колеса, приводились в действие электрической и пневматической (резервной) системами. Движитель, оставшийся от экспериментальной машины, состоял из шести парных катков по каждому борту с очень сложной, но высокоэффективной схемой подвески с продольными торсионами.

«Элефанты» пошли в бой 6 июля 1943 года. Вооруженные ими 653-й и 654- й батальоны истребителей танков из 656-го полка, включенного в группу армий «Центр», действовали на северном фасе Курского выступа под Понырями. Потери за июль достигли 39 машин.

На советско-германском фронте эти истребители танков применялись еще несколько раз, в частности во время контрудара в октябре 1943 г. в районе Житомира. Затем их перебросили в Италию, где они и окончили свой боевой путь. На 1 сентября 1944 г. в строю насчитывалось 12 «Элефантов».



Истребитель танков "Jagdpanther"


ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ Jagdpanther(Sd Kfz 173)

Опыт боевого применения «Элефантов» на Курской дуге показал, что при мощной 8,8-см противотанковой пушке их конструкция слишком сложна. Личный состав фронтовых частей не устраивала и низкая проходимость. База серийного «Тигра» тоже не подходила по технологическим соображениям. Поэтому^. стремлении сделать истребитель танков с лучшей броневой защитой, не снижая мощность основного вооружения, выбор пап на Pz Kpfw V.

В октябре 1943 г. фирма МИАГ построила заданный прототип и предъявила его на испытания. Машину приняли без особых замечаний. Серийное производство началось в январе 1944 г. До конца войны построили 392 «Ягдпантеры».

Машина получила неизмененное шасси от Pz Kpfw V Ausf G. По компоновке «Ягдпантера» весьма походила на советскую СУ-85. В сильно скошенной, цельнолистовой лобовой части корпуса и рубки (55° к вертикали) в рамке установили прикрытую маской пушку РаК43 с углом горизонтальной наводки по 11° в обе стороны.

Справа в шаровой установке помещался пулемет. Удлиненные бортовые листы при сборке наклонялись под углом 30°. Даже крыша толщиной 25 мм имела небольшой (5°) наклон вперед. Слева сзади на ней обязательно монтировалась типовая командирская башенка.

Водитель располагался в передней части корпуса слева и в боевой обстановке вел наблюдение с помощью перископического прибора. Остальные члены экипажа имели свои перископы в крыше рубки.

Как и базовая «Пантера», истребитель танков оснащался приспособлением для отсоса пороховых газов из канала ствола орудия и стреляной гильзы.

Машину снабдили двумя радиостанциями и дополнительно вооружили S- средством ближнего боя.

В ходе производства вносились незначительные изменения Так, на первых машинах водителю полагалось два смотровых прибора, потом – один. Поначалу пушка представляла собой ствол- моноблок, позже -скрепленный. Появилось ярмо пушечной амбразуры. Разница в установочных деталях и маске пушки определила три разновидности «Ягдпантеры».

Этот истребитель танков выгодно отличался не только мощным вооружением, но и низким корпусом совершенной конфигурации, хорошими ходовыми качествами. А потому признан лучшей и одной из сильнейших противотанковых самоходных установок немецкой армии «Ягдпантеры» интенсивно использовались на Восточном и Западном фронтах.



Истребитель танков «Jagdtiger"


ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «Jagdtiger» (Sd Kfz 186)

Великолепные характеристики 8,8- см пушки как противотанкового орудия вполне удовлетворяли требованиям времени. Не устраивала только мощь входящего в боекомплект фугасного снаряда. При массе 9,4 кг его воздействие на небронированные цели и живую силу противника было невелико. Вот и решили вооружить самоходную установку на базе тяжелого танка орудием большего калибра. За исходный образец взяли зенитную 12.8-см пушку. Ее фугасный (или осколочно-зенитный) снаряд весил уже 28,3 кг и начинялся 3 кг взрывчатого вещества. А длинный ствол позволял придавать бронебойному снаряду большую начальную скорость, а значит, без существенных затрат повысить и бронепробиваемость. Иными словами, не требовалось специально разрабатывать подкалиберный снаряд.

Техническое задание на самоходную установку на базе Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» получило конструкторское бюро завода Нибелунген в октябре 1943 г. через полгода приемной комиссии был представлен прототип самой тяжелой боевой машины, серийно выпускавшейся во время Второй мировой войны. Обозначений она имела сразу три: Jagdteger VI. или Jqd Pz VI Ausf в. или «Jagdtiger» (« Ягдтигр»).

Первоначальный заказ исчислялся в 150 машин, но бомбежки сборочных линий англо-американской авиацией помешали его выполнению: с июля 1944- го по март 1945 года, было выпущено всего 77 самоходных установок (в 1944- м – 48 и в 1945-м -29).

В технологическом плане наладить производство было несложно. Ходовую часть системы Э. Адерса, силовую установку и трансмиссию без изменений взяли от «Королевского тигра». Только на 57 см удлинили корпус и отнесли назад направпяющее колесо. Сохранили также комплект боевых и транспортных гусениц.

Для упрощения и ускорения сборки Ф. Порше предложил свою ходовую часть с продольными торсионами. Две (по некоторым данным -три) таких машины были построены и снова признаны неудовлетворительными.

«Ягдтигр» вооружался попуавтоматической. раздельного заряжания. с горизонтальным клиновым затвором 12,8см пушкой РаК44 L/55 с боевой скорострельностью 2-3 выстрела в минуту, а также двумя пулеметами калибра 7.92 мм: у радиста в шаровой установке и (иногда) зенитным. Экипаж из шеста человек: в рубке слева от пушки командир, перед ним наводчик, два заряжающих справа от орудия; в передней части корпуса – радист и водитель, соответственно справа и слева.

Бронирование некоторых мест самоходной установки было даже мощнее, чем у базового танка: скажем, лобовой лист рубки толщиной 250 мм наклонялся под углом 15°. Боковая стенка верхней части корпуса и рубки выполнялась из единого броневого листа толщиной 80 мм (25°). Нижние листы корпуса: лоб – 100 мм (50°), борт – 80 мм (вертикаль). Верхнюю ветвь гусеницы прикрывали 5- мм экраны.

Машина оказалась сильно перетяжеленной, из-за чего часто выходила из строя ходовая часть. Чтобы неисправный истребитель танков не достался противнику, в нем предусматривалось и постоянно перевозилось два ликвидационных подрывных заряда: под двигателем и казенником пушки.


Истребитель танков Jgd Pz IV/70 (V)


Истребитель танков Jgd Pz Tiger (P) "Elefant"


Истребитель танков «Jagdtiger», захваченный американскими войсками


Производство бронетанковой техники. ИСТРЕБИТЕЛИ ТАНКОВ
Наименование образца 1913 1944 1945 Всего
Jgd Pz Tiger (Р)-Elefant 50     90
Jqd Pz "Hetzer"   1457 1127 2584
Jgd Pz IV   769   789
Jgd Pz IV/70   767 441 1208
Jagdpanther   226 166
Jagdtiger   61 16 77
итого 90 3280 1750 5120
БОЕВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕМЕЦКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ТАНКОВ
  Jgd Pz «Hetzer» Jgd Pz IV/70(V) «Jagdpanther» Jgd Pz «Elefant» «Jagdtiger»
Год выпуска 1914 1914 1944 1943 1944
Боевая масса, кг 15750 25800 46000 65000 70000
Экипаж, чел. 4 4 5 6 6
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина по корпусу, мм 4870 6020 6870 6800 7800
Длина с пушкой вперед, мм 6380 8500 9860 8140 10660
Ширина, мм 2630 3170 3420 3380 3630
Высота, мм 2170 1850 2720 2970 2950
ЗАЩИЩЕННОСТЬ Толщина броневых листов, мм (угол наклона к вертикали, град.)
Лобовая часть корпуса 60(40) 80(45) 80(55) 200(12) 150(50)
Борта корпуса 20(15) 30(0) 40(0) 80(0) 80(25)
Лобовая часть башни 60(60) 80(50) 80(55) 200(25) 250(15)
Крыша и днище корпуса 8и 10 20и 12 25 и 20 30 и 50 40 и 40
ВООРУЖЕНИЕ
Марка пушки РаКЗЭ РаК42 РаК430 РаК43/2 РэК44
Калибр в мм (длина ствола в клб) 75(48) 75(70) 88(71) 88(71) 128(55)
Боекомплект, выстрелов, шт. 41 55 57 50 40
Число пулеметов и их калибр, мм 1—7,92 1—7,92 1—7,92 1—7,92 1—7,92
Боекомплект, патронов, шт. 1200 600 600 6С0 1500
ПОДВИЖНОСТЬ
Двигатель, тип, марка «Прага» «Майбах» «Майбах» «Майбах» «Майбах»
  АС-2 HL120TRM HL230P30 HL120TRM HL230P30
Мощность двигателя, л. с. 150 300 700 2x320 700
Максимальная скорость по шоссе, киЛ/ 42 35 46 эо 38
Запас топлива, л 320 470 700 950 865
Запас хода по шоссе, км 177 210 160 150 170
Среднее давление на фунт, кг/см² 0,85 0,9 0,9 124 1,02








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх