САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ ОСОБОЙ МОЩНОСТИ

В июле 1937 года фирма Рейнметалл-Борзиг получила задание на разработку самоходного варианта 60-см (длина ствола 8,44 калибра) осадной мортиры под условным кодом «Genii 040» (объект 040). А поскольку конструкторский коллектив возглавлял генерал Карл Беккер, то и проект решили назвать в его честь – «Karlgeriit».

Прототип с восьмиопорным гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября по август 1941 года строилась небольшая партия – всего шесть уникальных машин. Под собственными именами (последние четыре принадлежат богам древнегерманской мифологии) они вошли в состав трех огневых батарей: «Адам» и «Ева» – 1- й, «Тор» и «Один» – 2-й, «Локи» и «Циу»

– 3-й. Все они имели массу 125 т и не обладали броневой защитой, 580-сильный дизель фирмы Даймлер-Бенц MB 503 позволял им маневрировать со скоростью 10 км/ч. На большие расстояния они доставлялись по железной дороге вывешенными на двух мостовых балках между специальными транспортерами. По дорогам каждая мортира перевозилась в разобранном виде на четырех трейлерах. Корпус с ходовой частью устанавливался на шестиосную, а откатный и зарядный механизмы, ствол с казенной частью и лафет – на три четырехосных платформы. Они буксировались тягачом или тяжелым грузовиком.


Самоходная установка особой мощности "Karlgerat”


Самоходная установка особой мощности "Karlgerat»


Самоходная установка особой мощности "Karlgerat"


Серийные машины в отличие от прототипа получили удлиненное шасси с 11 опорными катками на торсионной подвеске. Во время боевой работы корпус опускался днищем на грунт, чем повышалась устойчивость при выстреле.

В батареях заряжание мортир обеспечивали по два (а всего их было 13) транспортера боеприпасов с кранами на базе Pz Kpfw IV Ausf D. Каждый перевозил по четыре снаряда и заряды к ним.

Бетонобойные снаряды массой 2170 (или 1700 -«облегченный» вариант) килограмм обладали чудовищной разрушительной силой. Правда, не совсем устраивала дальность стрельбы – 4500 м. Поэтому в 1943 году, по крайней мере, мортиры «Локи» и «Тор» после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 54-см стволы (длина 11 калибров). После модернизации они стали обозначаться «Gera/ 041». Теперь снаряды массой 1580 (или 1250) кг выстреливались на дальность до 10.000 м. Увеличение до 132 т боевой массы на энерговооруженности почти не сказалось, так как была заменена и моторная группа на новый дизель MB 507 мощностью 720 л. с. Неизменными остались углы наводки: по 4° влево-вправо и 70° в вертикальной плоскости. А также скорострельность – шесть выстрелов в час.

Первоначально мортиры планировалось использовать для разрушения фортификационных сооружений французской линии Мажино. Но к маю 1940 г. готов был лишь прототип. Доподлинно известно, что две первые батареи в составе 628-го тяжелого артиллерийского дивизиона с началом войны против СССР были переброшены на Восточный фронт. Самоходные мортиры обстреливали форты Брестской крепости и осажденного Севастополя. Осенью 1944 года применялись при подавлении восстания в Варшаве.

Сейчас в музее бронетанковой техники в Кубинке экспонируется одна самоходная 60-см мортира (по-видимому, «Циу»), Американцы захватили «Еву» и «Локи». Остальные машины уничтожили сами немцы.


ЗСУ Sd Kfz 7/2


ЗСУ Sd Kfz 7/1


ЗСУ на базе танка Pz IV (слева направо): "Ostwind”, ‘'Mobelwagen”, «Wirbelwind”









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх