Вертолеты фирмы «Камов» в Канаде


Впервые интерес к вертолету Ка-32 канадская фирма «VIН Logging Ltd» проявила в конце 1990 г., когда на фирму «Камов» прибыли президент и первый пилот «VIH Logging Ltd» для рассмотрения возможности применения машин Ка-32 для вывоза древесины из горных районов Канады.

Ознакомившись на практике с возможностями вертолетов, условиями технической эксплуатации и убедившись в эффективности и надежности машин, представители фирм подписали соглашение об использовании вертолетов в работах по вывозу леса (логгингу) в Канаде. Министерство транспорта Канады (МТК) в лице Д. Андерсона уполномочило представителей «VIH Logging Ltd» заключить договор о применении вертолета К-32. а затем и двух вертолетов Ка-32А11ВС при условии их соответствия требованиям норм летной годности, принятым в Канаде. После предоставления Министерству транспорта Канады нового руководства по летной эксплуатации (РЛЭ), соответствующего «западным» образцам, а также приняв во внимание решение фирмы «Камов» об установке в системе управления вертолета Ка-32А11ВС сдвоенных гидробустеров, маслофильтра редуктора с обводным каналом и сигнализацией, позволяющей летчику следить за состоянием фильтра, генеральный директор гражданской авиации Канады Дон Спрустон выдал разрешение на летную эксплуатацию вертолетов Ka-32A11ВС.

В 1993 году МТК приступило к тесному сотрудничеству с фирмой «Камов». Это позволило Дону Спрустону в одном из выступлений в печати отметить. что проверка безопасности применения вертолетов Ка-32А11ВС канадскими специалистами с помощью методов. принятых в Канаде, свидетельствует об их надежности.




Согласно совместному решению, принятому фирмами «Камов» и «VIH Logging Lid» и поддержанному МТК, 3 апреля 1997 года в Викторианском аэропорту острова Ванкувер приземлился самолет Ил-76М. на борту которого в Канаду был доставлен первый вертолет Ka-32A11ВС. Второй вертолет Ка-32А11ВС был также доставлен самолетом Ил-76М 7 апреля 1997 г. В это же время в г. Сидней острова Ванкувер прибыла и бригада по обслуживанию обоих вертолетов в составе тринадцати специалистов фирм «Камов» и «Аэро- Камов» во главе с главным конструктором вертолетов Ка-32. Экспедиция состояла из руководителя, старших инженеров по вертолету и его оборудованию и двух экипажей, включающих летчиков и технических специалистов.

После летного обучения пилотов фирмы «VIH Logging Ltd» 24.04.97 началась работа вертолетов Ка-32А11ВС в операциях логгинга на озере Ковнчан острова Ванкувер. Для анализа технического состояния вертолетов и поведения машин, пилотируемых канадскими летчиками (с учетом особенностей техники пилотирования), был организован сбор информации контрольно-записывающей аппаратурой обоих вертолетов, ее последующая расшифровка и компьютерный анализ.

Как отмечало руководство фирмы «VIH Logging Ltd», все прибывшие сотрудники фирм «Камов» и «АэроКамов» были увлечены применением вертолетов Ка-32А11ВС на логгинге и успешно включились во взаимодействия со специалистами «VIH Logging Ltd», начав передавать свой богатый опыт по эксплуатации вертолетов Ка-32А11ВС канадским коллегам.

Полноценная летно-техническая документация вертолетов Ка-32А11ВС, переведенная на английский язык, также оказывала большую помощь специалистам фирмы «VIН Logging Ltd» в освоении вертолетов. Обучение летно-технического персонала фирмы «VIH Logging Ltd» проходило под непосредственным контролем МТК, следившим за соответствием методов обучения канадским стандартам.

После работы на острове Ванкувер вертолеты Ка-32А11ВС перелетели на материк: один на озеро Стейв Лейк, недалеко от города Ванкувер, второй – в район фиорда Филипс Арм, расположенного в двухстах пятидесяти километрах к северу от Ванкувера. Техническое обслуживание вертолетов проводилось в горных условиях. На местах базирования машин Ка-32А11ВС размещались вертолеты Bell-206, которые обеспечивали доставку чекеровщиков (специалистов по укладке и строповке пакета древесины на подвеску вертолета) в места спиленного леса, перевозку оснастки чекеровщиков, выбор места последующих участков повалки стволов древесины и подбор площадок посадки вертолетов в случае возникновения отказов на вертолете в полете.

На местах базирования находились топливозаправщики фирмы «VIH Logging Ltd» и машины с необходимым оборудованием для летно-технической эксплуатации вертолетов.

Если площадки базирования вертолетов находились на высотах 200-400 м. то высота, с которой вывозилась спиленная древесина, находилась в пределах 300-1000 м. Древесина складировалась на площадках, расположенных на высотах 150-300 м в горах, либо стволы деревьев сбрасывались с внешней подвески вертолета в воду, где катерами группировались в плоты. Склоны гор были разнообразны, но средний угол их наклона обычно составлял 40-70 градусов.

Перевозка древесины массой 3700- 4600 кг после взятия ее вертолетом на внешнюю подвеску и подъема на режиме висения выполнялась вертолетами Ка-32А11ВС вдоль склонов гор. При этом расстояние по горизонтали было в пределах 1200-2800 м, по высоте 300-1000 м.

На рис. 1-2, представляющих карты мест работы вертолетов Ка-32А11ВС, точками показаны места выполнения логгинга.

В день вертолет Ка-32А11 ВС перевозил стволы деревьев обшей массой 500- 600 тонн. Цикл перевозки обычно состоял из 6 основных операций (табл. 1).


Таблица 1

Операция Время, с

1. Режим висения вертолета для передачи замков внешней подвески вертолета чекеровщикам 63

2. Захват стволов бревен замками вертолета с помощью чекеровщиков или без чекеровщиков системой Grapple 63

3. Подъем вертолетом связок бревен до режима висения после того, как чекеровщики удалятся от подцепленных грузов 63

4. Перемещение и снижение вертолета со связками бревен на внешней подвеске вдоль склона горы 52

5.Торможение, зависание вертолета для укладки связок бревен. Отцеп связок бревен 11

6. Подъем вертолета вверх по склону горы на новый участок для взятия очередной массы древесины 46

Всего 176



Как видно из данной таблицы, основное время цикла логгинга уходит на выполнение режима зависания над точкой захвата бревен, передачи замков внешней подвески вертолета чекеровщнками, отхода чекеровщиков от места захвата связок бревен, подъем бревен от земли на режиме висения вертолета и перехода его на режим снижения. Снижение вертолета вдоль склона горы производится при скорости полета вертолета V=80…90 км/ч с вертикальной скоростью снижения не более 14 м/с. Перед укладкой бревен на землю или на воду летчик выполняет режим торможения вертолета с перегрузкой в среднем пу =1,07 до режима зависания вертолета, после чего выполняется укладка бревен на место их складирования или сброс в воду.

Время, необходимое для осуществления одного цикла вывоза древесины, составляло, как правило, 24 мин.

Ежедневные работы по логгингу длились от 4 до 10 часов. За месяц вертолет Ка-32А 11 ВС перевозил древесину массой 15 000-18 000 тонн но схеме, представленной на рис. 3.

Производительность каждого вертолета может быть представлена на примере одного дня работы вертолета Ка-32А11ВС в районе фиорда Филипс Арм. Общая масса перевезенной вертолетом древесины исчислялась 678 835 кг, а ее объем 706 куб. м. Общее время работы вертолета па логгинге составило 8,1 ч; в час вертолет переносил 83 805 кг древесины. Вертолетом было выполнено 167 циклов, масса перевозимой за цикл древесины составила 4062 кг при максимально допустимой массе для перевозки за один цикл на внешней подвеске вертолета 5000 кг. Переход на режим взлетной мощности двигателей при поднятии массы груза, близкой к 5000 кг, на высоте 800 – 1000 м осуществлялся за 3 – 7 с.

На вертолете предусмотрена автоматическая заправка 1000 литрами топлива, обеспечивающая выполнение одного беспосадочного полета, в течение которого осуществлялось 14-17 циклов перевозки древесины. В один день вертолеты совершали от 4 до 9 беспосадочных полетов.

Характеристики шума вертолета Ка-32А11ВС по свидетельству работников лесной промышленности Канады признаны удовлетворительными, соответствующими установленным требованиям Международного стандарта «Охраны окружающей среды». Эти характеристики, полученные в процессе летных испытаний вертолета Ка-32 на рабочих режимах и траекториях полета, регламентируемых положением ICAO, не превышают величин, требуемых для вертолетов с полным полетным весом 11 000 кг (табл.2).

Ограничения по вертикальной скорости снижения вертолета, установленные в РЛЭ, обеспечивали поддержание высокой производительности вертолетов при выполнении операций по логгингу. Диапазон вертикальных скоростей для вертолета Ка-32А 11 ВС составил:

не более 3м/с на режиме вертикального снижения вертолета с режима висения до скорости горизонтальною полета 50 км/ч по указателю горизонтальной скорости полета вертолета:

не более 14 м/с на режиме вертикального снижения вертолета в диапазоне 50 – 200 км/ч по указателю горизонтальной скорости полета вертолета;

не более 8 м/с на режиме вертикального снижения вертолета в диапазоне от 200 км/ч и до максимальной разрешенной по указателю скорости полета вертолета.


Таблица 2
Взлет 93,5 100.4
Заход на посадку 96,8 101,4


Весьма важно, что тяговые характеристики соосной схемы вертолета в полной мере обеспечили высокую производительность вертолета в процессе выполнения логгинга. На рис. 4 представлены тяговые характеристики соосного вертолета Ка-32А11ВС, французского вертолета Super Puma AS-332C и американского вертолета Bell-241 В-1 в диапазоне высот Н от 0 до 1500 м. Анализ этих характеристик позволяет констатировать, что вертолет Ка-32А11ВС поднимает и перевозит груз массой до 5000кг при температуре до t=+15° С и высоте висения Н=1000м. имея при этом определенные преимущества перед аналогичными вертолетами западных фирм.

При выполнении всех требований РЛЭ методика полетов вертолетов Ka-32A11BC и горах по вывозке древесины заключалась в следующем. На выделенных склонах гор намечаются участки на вырубку стволов древесины, которую производят снизу верх по склону. чтобы начинать выборку стволов с верхних участков гор. Обычно участки спиленных стволов древесины находятся в двух или трех местах таким образом, чтобы вне зависимости от вертолета чекеровщики могли подготавливать связки бревен чекерами для приема вертолетом. который в данный момент перевозит связки леса с другого участка.

Все чекеровщики. экипажи вертолетов. шоферы машин снабжены радиостанциями. позволяющими обеспечивать полную информацию в процессе выполнения всех операций по логгингу.

При работе в сложных метеорологических условиях, когда нет возможности доставить на участки спиленного леса чекеровщиков вертолетами Bell-206, вертолет Ка-32А11ВС оборудовался подвеской канадской системы Grapple, позволяющей летчику с воздуха выбирать необходимые по массе стволы деревьев и зависать над ними для их взятия системой Grapple.

В случае аварийной ситуации при выполнении логгинга на вертолете Ка-32А! IBC летчик мог сбрасывать с вертолета систему Grapple с массой древесины.

Особенности климатических условий провинции Британская Колумбия (как на острове Ванкувер, так и на материке, то есть в местах работы вертолетов Ка-32А11ВС на логгинге), имеющих основное значение для летной эксплуатации вертолетов представляли:

температура наружного воздуха, I =20, 25°С

наличие тумана или низкой облачности в горах;

частые дожди и повышенная влажность наружного воздуха.

В условиях высокой температуры наружного воздуха на высотах Н = 800… 1000 м требовался периодический переход на взлетную мощность двигателей в течение 3,7 – 4,63 с в момент подъема связок бревен.

Вертолеты Ка-32АПВС успешно применяются на фирме «VIH Logging Ltd». Летно-технический состав этой фирмы освоил российскую технику и грамотно осуществляет ее эксплуатацию. положительно оценивая как сами вертолеты, так и техническую документацию. сопровождающую машины Ka-32A11ВС.

Летно-техническая эксплуатация вертолетов Ка-32А11ВС в Канаде на фирме «VIH Logging Ltd» находилась под надзором фирмы «Камов», федеральной авиационной службы России и Авнарегистра России (АР МАК). Летная годность вертолета Ка-32А11ВС была закреплена «Сертификатом типа» Российского Авиарегистра. Вертолеты Ка-32А11ВС соответствовали канадской конфигурации, близкой к требованиям норм летной годности Канады. Все записи по техническому обслуживанию вертолетов Ка-32А11ВС техническими специалистами России выполнялись на русском и английском языках. Представители Министерства транспорта Канады ежемесячно контролировали полноту ведения технической документации вертолетов Ка-32А11 ВС.

Карта данных российского «Сертификата типа» № 36-32А вертолета Ка-32А11ВС в полной мере определила условия и ограничения, при которых вертолет Ka-32A11ВС соответствовал требованиям российских норм летной годности НЛГ32-29. НЛГ32-33. НЛГ32-2. Держателем российского «Сертификата типа» вертолета Ка-32А11ВС является фирма «Камов».

Все требования Департамента гражданской авиации Министерства транспорта Канады фирмой «Камов» были выполнены, и вертолеты Ка-32А11ВС эксплуатировались в Канаде на фирме «VIH Logging Ltd» под российской регистрацией. на основании российского «Сертификата типа» и под ответственность со стороны гражданских авиационных властей России и Канады.

Техническое состояние каждого вертолета Ка-32А11ВС на логгинге и операции летного экипажа регистрировались и анализировались с помощью таблиц записи соответствующих операций в виде фиксации:

места работы вертолета; даты и времени работы; массы перевозимого груза в килограммах и кубометрах (за цикл и в день);

массы перевозимого груза в час; количества циклов перевозки древесины задень;

времени выполнения вертолетом одного цикла;

фамилий летчиков, пилотировавших вертолет;

данных контрольно-записывающей аппаратуры.

Внизу таблицы давался материал, обобщающий работу вертолета за один рабочий день, а затем сводный материал за месяц. Четырнадцатидневная табличная регистрация работы каждого вертолета Ка-32А11ВС была связана с принятой четырнадцатидневной сменой работы канадских специалистов фирмы «VIH Logging Ltd».


Рис.1. Карта места работы вертолетов Ka-32A11BC на острове Ванкувер


Рис.2. Карта места работы вертолета Ка-32А11ВС на материке


Рис. 3. Схема работы вертолета на логгинге:

1 – ВПП базирования вертолета; 2 – складирование бревен на горной площадке: 3 – место взятия бревен в горах; 4 – положение вертолета при складировании бревен на горной площадке


Рис. 4. Тяговые характеристики вертолетов


В процессе работы вертолетов Ka-32A11ВС у пилотов фирмы «VIH Logging Ltd» появилась просьба разместить на внешней стороне обшивки по левому борту вертолета (в поле зрения пилота) некоторые приборы, необходимые для контроля за работой двигателей вертолета Ка-32А11ВС и поднимаемой массой груза. Специалисты фирмы «Камов» изыскали технические возможности для удовлетворения этой просьбы.

Эффективная деятельность группы представителей фирмы «Камов» и «АэроКамов» в Канаде совместно с сотрудниками фирмы «VIH Logging Ltd» по летно-технической эксплуатации двух вертолетов Ка-32А11ВС позволила установить творческий контакт между российскими и канадскими специалистами и решить ряд важнейших вопросов по дальнейшему продвижению российских соосных вертолетов на зарубежные рынки.

Главный конструктор фирмы «КАМОВ» д.т.н, Ю.Г. Соковиков









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх