КАЛИНИНГРАДСКИЕ «ОСЬ И СПИЦЫ»

«КД Авиа» запустила hub & spoke

Сергей ЖВАНСКИЙ Фото автора


Панорама новой, восточной, части перрона «Xpa6poвo», где помещается только половина «волны»

Вверху: постройка первой очереди нового терминала еще не завершена, но он уже эксплуатируется


15 июня базирующаяся в калининградском аэропорту «Храброво» авиакомпания «КД авиа» (подробнее о ней см. «Взлёт» №10/2006, с. 34-39) ввела в эксплуатацию свой международный транзитный терминал и приступила к перевозкам пассажиров через кроссмагистральный транспортный узел. Тем самым впервые в России в самом классическом виде был реализован применяемый в узловых аэропортах мира принцип hub & spoke («ось и спицы») 1* . «Осью» является аэропорт «Храброво», а «спицами» – маршруты в восточном (на Россию) и западном (на Европу) направлениях.

На начальном этапе радиальные маршруты «КД авиа» через Калининград связали Москву, С.-Петербург, Киев, Челябинск, Уфу, Нижний Новгород, Омск, Тюмень, Самару, Казань и Волгоград на востоке и Лондон, Берлин, Ганновер, Барселону, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Прагу, Афины, Рим и Милан – на западе. Выполнение рейсов «КД авиа» осуществляется ежедневно по так называемому волновому принципу – за одни сутки реализуется один полный цикл. Самолеты «ночуют» в аэропортах на востоке, затем в первой половине следующего дня слетаются с пассажирами в «Храброво». Прибывшие в хаб пассажиры проходят пограничный и таможенный контроль и пересаживаются для перелета дальше на Запад. С полудня местного времени самолеты направляются в города Европы. Вечером, около 19 ч, они вновь начинают слетаться в базовый аэропорт с тем, чтобы примерно через два часа взять курс на города восточного направления. При реализации «волны» самолеты совершают посадку в «Храброво» с интервалом в 5-10 минут. Такие же интервалы выдерживаются и при «разлете».

Ключевые особенности транзитного перелета для пассажиров – это регистрация только в аэропорту вылета и обработка багажа в транзитном аэропорту без их участия. Среднее время пересадки составляет 1-2 часа, максимальное – 2,5 часа. При этом волновой принцип облегчает жизнь и пограничников, и таможенников, и пассажиров: встречные потоки не пересекаются, и вся система работает либо на прилет, либо на вылет. Внутри терминала все пассажиры движутся только в одну сторону. Такого удобства и простоты для неискушенного пассажира не могут обеспечить крупные мировые хабы, действующие одновременно как по транзитному принципу hub & spoke, так и по стандартному point-to-point (т.е. при перевозках из одной точки в другую). Вместе с тем, работа по волновой ежесуточной схеме требует почти абсолютной регулярности рейсов, т.к. возможное опоздание одного борта в хаб на 1 час и более приведет к тому, что его транзитные пассажиры проведут в «Храброво» целые сутки.

Новый терминал аэропорта «Храброво» начал эксплуатироваться еще до завершения всех строительно-монтажных и отделочных работ и пока оснащен только самым необходимым. 15 июня начала функционировать первая очередь нового терминала (примерно одна треть от проектного объема комплекса). Полное завершение строительства нового здания аэропорта, в которое будет интегрирован и действующий терминал для внутренних перевозок, намечено на конец 2008 г. После этого его пропускная способность составит около 6 млн пассажиров в год. Основной, но не единственный, источник финансирования строительства – кредит «Внешэкономбанка».

Флот «КД авиа», изначально формировавшийся с перспективой работы по схеме хаба, является однотипным и состоит из 12 «боингов» модели 737-300. При запуске схемы транзитных перелетов было задействовано девять бортов, еще один самолет находился в резерве. При этом для выполнения некоторых рейсов «КД авиа», не являющихся частью транзитной схемы, были привлечены экипажи и самолеты Як-42 авиакомпании «Центр-Авиа». Однако уже в ближайшее время к перевозкам могут быть привлечены еще четыре «боинга», взятые в аренду «КД авиа» несколько месяцев назад, но пока не введенные в строй и ожидающие своего часа на «платных стоянках» иностранных баз хранения. Но уже на начальном этапе транзитных перевозок в период «слёта» «боингов» в «Храброво» ощущается нехватка перронных площадей, и самолеты других авиакомпаний в этот период отправляются на дальнюю стоянку «старого» международного сектора. Эта проблема должна быть снята с завершением строительства новых перронных пространств.

Начав полеты по схеме hub & spoke, «КД авиа» фактически завершила свою переориентацию на преимущественно регулярные перевозки, отказавшись от значительной части чартерной программы. За счет более высокой средней загрузки чартеры имеют более высокую экономическую рентабельность по сравнению с регулярными рейсами. Ожидается, что хабовая схема приведет к снижению средней загрузки на 20-25%, однако при этом доход перевозчика с одного пассажира должен оказаться существенно выше. В целом же «КД авиа» надеется перевезти в 2007 г. около 1,5 млн пассажиров, большая часть которых должна пройти через hub & spoke. Но следует иметь в виду, что транзитный пассажир, вылетевший, например, из Казани в Рим через Калининград, будет засчитан авиакомпании-перевозчику дважды, ведь он полетит двумя разными рейсами.

1* принцип назван по аналогии с велосипедным колесом, в котором спицы (spokes) соединены с центральной втулкой-ступицей (hub), служащей его осью. Устоявшийся уже русский вариант термина «ось и спицы» отражает именно эту «велосипедную» аналогию, хотя с точки зрения физического смысла слово «ось» в отрыве от контекста вводит в некоторое заблуждение – логичнее бы было называть аэропорт-хаб «ступицей» или «втулкой», но видимо звучит это по-русски не так благозвучно…



Примечания:



КАЛИНИНГРАДСКИЕ «ОСЬ И СПИЦЫ»

«КД Авиа» запустила hub & spoke

Сергей ЖВАНСКИЙ Фото автора


Панорама новой, восточной, части перрона «Xpa6poвo», где помещается только половина «волны»

Вверху: постройка первой очереди нового терминала еще не завершена, но он уже эксплуатируется


15 июня базирующаяся в калининградском аэропорту «Храброво» авиакомпания «КД авиа» (подробнее о ней см. «Взлёт» №10/2006, с. 34-39) ввела в эксплуатацию свой международный транзитный терминал и приступила к перевозкам пассажиров через кроссмагистральный транспортный узел. Тем самым впервые в России в самом классическом виде был реализован применяемый в узловых аэропортах мира принцип hub & spoke («ось и спицы») 1* . «Осью» является аэропорт «Храброво», а «спицами» – маршруты в восточном (на Россию) и западном (на Европу) направлениях.

На начальном этапе радиальные маршруты «КД авиа» через Калининград связали Москву, С.-Петербург, Киев, Челябинск, Уфу, Нижний Новгород, Омск, Тюмень, Самару, Казань и Волгоград на востоке и Лондон, Берлин, Ганновер, Барселону, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Прагу, Афины, Рим и Милан – на западе. Выполнение рейсов «КД авиа» осуществляется ежедневно по так называемому волновому принципу – за одни сутки реализуется один полный цикл. Самолеты «ночуют» в аэропортах на востоке, затем в первой половине следующего дня слетаются с пассажирами в «Храброво». Прибывшие в хаб пассажиры проходят пограничный и таможенный контроль и пересаживаются для перелета дальше на Запад. С полудня местного времени самолеты направляются в города Европы. Вечером, около 19 ч, они вновь начинают слетаться в базовый аэропорт с тем, чтобы примерно через два часа взять курс на города восточного направления. При реализации «волны» самолеты совершают посадку в «Храброво» с интервалом в 5-10 минут. Такие же интервалы выдерживаются и при «разлете».

Ключевые особенности транзитного перелета для пассажиров – это регистрация только в аэропорту вылета и обработка багажа в транзитном аэропорту без их участия. Среднее время пересадки составляет 1-2 часа, максимальное – 2,5 часа. При этом волновой принцип облегчает жизнь и пограничников, и таможенников, и пассажиров: встречные потоки не пересекаются, и вся система работает либо на прилет, либо на вылет. Внутри терминала все пассажиры движутся только в одну сторону. Такого удобства и простоты для неискушенного пассажира не могут обеспечить крупные мировые хабы, действующие одновременно как по транзитному принципу hub & spoke, так и по стандартному point-to-point (т.е. при перевозках из одной точки в другую). Вместе с тем, работа по волновой ежесуточной схеме требует почти абсолютной регулярности рейсов, т.к. возможное опоздание одного борта в хаб на 1 час и более приведет к тому, что его транзитные пассажиры проведут в «Храброво» целые сутки.

Новый терминал аэропорта «Храброво» начал эксплуатироваться еще до завершения всех строительно-монтажных и отделочных работ и пока оснащен только самым необходимым. 15 июня начала функционировать первая очередь нового терминала (примерно одна треть от проектного объема комплекса). Полное завершение строительства нового здания аэропорта, в которое будет интегрирован и действующий терминал для внутренних перевозок, намечено на конец 2008 г. После этого его пропускная способность составит около 6 млн пассажиров в год. Основной, но не единственный, источник финансирования строительства – кредит «Внешэкономбанка».

Флот «КД авиа», изначально формировавшийся с перспективой работы по схеме хаба, является однотипным и состоит из 12 «боингов» модели 737-300. При запуске схемы транзитных перелетов было задействовано девять бортов, еще один самолет находился в резерве. При этом для выполнения некоторых рейсов «КД авиа», не являющихся частью транзитной схемы, были привлечены экипажи и самолеты Як-42 авиакомпании «Центр-Авиа». Однако уже в ближайшее время к перевозкам могут быть привлечены еще четыре «боинга», взятые в аренду «КД авиа» несколько месяцев назад, но пока не введенные в строй и ожидающие своего часа на «платных стоянках» иностранных баз хранения. Но уже на начальном этапе транзитных перевозок в период «слёта» «боингов» в «Храброво» ощущается нехватка перронных площадей, и самолеты других авиакомпаний в этот период отправляются на дальнюю стоянку «старого» международного сектора. Эта проблема должна быть снята с завершением строительства новых перронных пространств.

Начав полеты по схеме hub & spoke, «КД авиа» фактически завершила свою переориентацию на преимущественно регулярные перевозки, отказавшись от значительной части чартерной программы. За счет более высокой средней загрузки чартеры имеют более высокую экономическую рентабельность по сравнению с регулярными рейсами. Ожидается, что хабовая схема приведет к снижению средней загрузки на 20-25%, однако при этом доход перевозчика с одного пассажира должен оказаться существенно выше. В целом же «КД авиа» надеется перевезти в 2007 г. около 1,5 млн пассажиров, большая часть которых должна пройти через hub & spoke. Но следует иметь в виду, что транзитный пассажир, вылетевший, например, из Казани в Рим через Калининград, будет засчитан авиакомпании-перевозчику дважды, ведь он полетит двумя разными рейсами.

1* принцип назван по аналогии с велосипедным колесом, в котором спицы (spokes) соединены с центральной втулкой-ступицей (hub), служащей его осью. Устоявшийся уже русский вариант термина «ось и спицы» отражает именно эту «велосипедную» аналогию, хотя с точки зрения физического смысла слово «ось» в отрыве от контекста вводит в некоторое заблуждение – логичнее бы было называть аэропорт-хаб «ступицей» или «втулкой», но видимо звучит это по-русски не так благозвучно…










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх