|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Боевые БЛА за рубежом: современное состояние Денис ФЕДУТИНОВ, uav.ru, Андрей ФОМИН ![]() Оба построенных экземпляра экспериментального БЛА X-45A компании «Боинг» Ниже приводится краткий обзор основных зарубежных программ создания боевых БЛА, активно развивавшихся в последние несколько лет. ![]() X-45A Для демонстрации технологии создания ББЛА компанией «Боинг» было построено два экспериментальных аппарата X-45A, которые предполагалось использовать для отработки возможностей применения ББЛА в ударных операциях и при подавлении системы ПВО противника. Программа UCAV была начата агентством DARPA в апреле 1998 г., а спустя год, 24 марта 1999 г., компании «Боинг» был выдан контракт на постройку двух экспериментальных аппаратов Х-45А. Сборка первого из них была завершена в сентябре 2000-го, и в ноябре того же года он был доставлен в испытательный центр NASA «Драйден» (военно-воздушная база «Эдвардс», шт. Калифорния). Спустя полгода, в мае 2001 г., за ним последовал второй Х-45А. После серии наземных отработок начались летные испытания. Первый полет первого Х-45А состоялся 22 мая 2002 г., а спустя полгода, 21 ноября 2002 г., в воздух поднялся и второй экземпляр экспериментального БЛА «Боинга». БЛА X-45A выполнен в малозаметной конфигурации, имеет схему «бесхвостка» без оперения и плоское управляемое сопло. Аппарат имеет один отсек для размещения вооружения и один – для блоков оборудования. В состав вооружения Х-45А могут входить управляемые авиабомбы JDAM, противорадиолокационные ракеты HARM и другое оружие класса «воздух-поверхность». Длина аппарата – 8,1 м, размах крыла – 10,3 м. Масса пустого БЛА – около 3600 кг, максимальная взлетная – чуть более 5500 кг (в т.ч. топливо – около 1200 кг и полезная нагрузка – около 700 кг). В качестве силовой установки использовался бесфорсажный реактивный двигатель F124-GA-100 тягой 2850 кгс. 28 февраля 2003 г. завершился первый этап летных испытаний БЛА Х-45А, а спустя два месяца DARPA запустило объединенную программу J-UCAS, в рамках которой в ноябре того же года Х-45А поступил на второй этап летных испытаний. 20 марта 2004 г. с него была сброшена первая неуправляемая авиабомба (с инертным боевым снаряжением), а уже 18 апреля того же года – первая управляемая бомба со спутниковым наведением. В августе 2004 г. был успешно осуществлен первый групповой полет пары БЛА Х-45А, а в декабре того же года – первый полет с управлением через спутник, находящийся на расстоянии около 1500 км от БЛА. Во время 52-го полета Х-45А в мае 2005 г. впервые была решена задача автономного планирования боевой задачи: бортовая интеллектуальная система аппарата самостоятельно определила наиболее подходящий маршрут полета в зоне проведения боевых действий, провела идентификацию и атаку наземной цели. 63-й и 64-й полеты двух Х-45А в августе 2005 г. завершили программу летных испытаний по демонстрации боевых возможностей ББЛА фирмы «Боинг» в летно-испытательном центре «Драйден». В соответствии с изменившимися требованиями ВВС США, предусматривавшими увеличение массы боевой нагрузки и улучшение характеристик ББЛА по программе UCAV, фирма «Боинг» планировала создать усовершенствованный БЛА X-45B. При сохранении той же компоновки он представлял собой увеличенную версию предыдущего X-45A: длина аппарата увеличилась на 14%, а площадь крыла – на 63%. К 2006-2007 гг. планировалось построить первые образцы Х-45В, пригодные для опытной эксплуатации в ВВС, а к 2008 г. предусматривалось изготовить уже 14 таких аппаратов. Однако с 2003 г. финансирование программы было прекращено, и в апреле того же года DARPA предложило «Боингу» доработать проект Х-45В для удовлетворения новым требованиям ВВС, предусматривавшим увеличение дальности полета и времени патрулирования перспективного ББЛА, и одновременно требованиям ВМС США, предъявлявшимся к ББЛА по программе UCAV-N. В результате «Боинг» приступил к разработке значительно измененного БЛА Х-45С – уже в рамках объединенной программы J-UCAS. ![]() Х-45С Модифицированный экспериментальный ББЛА X-45C разработан фирмой «Боинг» в рамках программы J-UCAS. Он является развитием нереализованного проекта Х-45В, в нем также использованы наработки по проекту БЛА X-46, который разрабатывался «Боингом» по программе UCAV-N для ВМС. Х-45С унаследовал от Х-45В центральную часть корпуса и все основные бортовые системы. Вместе с тем форма аппарата в плане стала совершенно другой, приблизившись к треугольной. Одновременно значительно увеличился запас топлива. Благодаря этому при сохранении той же, что и у Х-45В, боевой нагрузки существенно – почти втрое – возрос расчетный радиус действия ББЛА. X-45C – крупный ББЛА с размахом крыла около 15 м, длиной около 12 м и взлетной массой более 16 т (масса пустого аппарата – 8200 кг). Он может нести около 2 т боевой нагрузки, в качестве которой могут быть использованы до 8 бомб SDB калибра 250 фунтов (113 кг), а также управляемые бомбы JDAM со спутниковым наведением. Аппарат предполагалось оснастить одним ТРДД F404-GE-102D – бесфорсажным вариантом двигателя, которым оснащается, например, южнокорейский учебно-боевой самолет Т-50. Полноразмерный макет БЛА Х-45С был впервые показан на авиасалоне в Фарнборо в июле 2004 г. С «Боингом» был заключен контракт общей стоимостью около 800 млн долл. на постройку в рамках программы J-UCAS трех демонстрационных экземпляров Х-45С. К сборке первого компания приступила в июне 2004 г. Его выкатка была намечена на март 2006 г., а начало летных испытаний – на 2007 г. Однако когда аппарат уже был практически полностью готов, в феврале 2006 г., в связи с прекращением программы J-UCAS, министерство обороны США приняло решение свернуть и программу Х-45С. Аппарат, таким образом, так и не поднялся ни разу в воздух. Тем не менее, руководство «Боинга» не теряет оптимизма. «Эти программы [разработки ББЛА] в течение нескольких последних лет полдюжины раз отменялись, затем снова возобновлялись или реструктурировались», – говорит Джеймс Албау, президент «Боинг Интегрейтед Дифенс Системз» – подразделения корпорации «Боинг», осуществлявшего разработку Х-45. – «И мы готовы встретить во всеоружии новый этап программы, когда она рано или поздно снова возобновится, пусть и в значительно измененном виде». Поэтому компания продолжает исследования по своему проекту Х-45. В частности, прорабатывается его вариант, адаптированный к требованиям ВМС США, который может составить конкуренцию Х-47В, создаваемый по ныне действующей программе UCAS-D. Кроме того, еще в 2004 г. «Боинг» официально заявила о том, что прорабатывает вариант Х-45С, названный X-45D и предназначенный для решения стратегических ударных задач. От предшественника его отличают существенно увеличенная дальность полета и большая грузоподъемность. Предложение по X-45D было подготовлено в числе ряда других перспективных проектов в ответ на запрос на информацию, направленный ВВС США компании «Боинг» по тематике перспективных ударных систем дальнего (глобального) действия. ![]() ![]() X-47A В рамках работ по созданию боевого БЛА для американского флота, проводимых Агентством DARPA совместно с ВМС США, компанией «Нортроп-Грумман» был построен и испытан один экспериментальный беспилотный аппарат X-47A. Официальный контракт фирме-разработчику был выдан 30 июня 2000 г., а уже через год, 30 июля 2001 г., завершилась постройка и проведена выкатка опытного Х-47А. Серия наземных испытаний и доводок продолжалась полтора года, и 23 февраля 2003 г. Х-47А впервые поднялся в воздух. БЛА взлетной массой около 2500 кг (масса пустого – 1740 кг, запас топлива 720 кг) выполнялся по схеме «летающее крыло» без оперения и имел в плане ромбовидную форму (размах крыла и длина аппарата – около 8,5 м). В качестве силовой установки использовался один бесфорсажный реактивный двигатель JT15D-5C тягой 1450 кгс фирмы «Пратт-Уитни». На основе опыта разработки и начального этапа испытаний экспериментального аппарата Х-47А в апреле 2003 г. была разработана и представлена концепция перспективного ББЛА для ВМС США по программе UCAV-N, получившего название Х-47В. Новый аппарат предполагалось создавать с учетом значительного увеличения массы целевой нагрузки, радиуса действия и продолжительности полета. Значительно больший по размерам, по сравнению с Х-47А, новый беспилотный аппарат должен был в наибольшей степени соответствовать требованиям ВМС США, имея комплекс бортового оборудования с разнообразными датчиками и вооружение, размещаемое в двух внутренних отсеках. Дальнейшая разработка Х-47В велась уже в рамках объединенной программы J-UCAS, объявленной 28 апреля 2003 г. ![]() X-47B Объединенная команда разработчиков компаний «Нортроп-Грумман» и «Локхид-Мартин», приступившая в 2003 г. к разработке ББЛА Х-47В по программе J-UCAS для ВМС и ВВС США с самого начала отдавала приоритет версии аппарата для флота, предназначенной для использования с авианосцев. В требованиях DARPA к X-47B отмечалось, что БЛА по составу оборудования и вооружения должен соответствовать общим требованиям к единой беспилотной системе J-UCAS для выполнения разведывательно-ударных операций (разведка с проникновением в защищенную зону противника и нанесение точечных ударов с морских и наземных баз). Специальные требования по обеспечению эксплуатации с авианосца предусматривали необходимость интеграции и взаимодействия ББЛА с кораблем, включая выполнение многократных взлетов с катапульты, посадок на аэрофинишер, операций в воздушном пространстве авианосца, управление, связь и др. Сохранив прежний цифровой индекс, Х-47В качественно отличается от предшествовавшего ему Х-47А как по своей компоновке, так и по размерности. По форме в плане он больше походит на разработанный в свое время «Нортропом» малозаметный стратегический бомбардировщик В-2. По сравнению с Х-47А длина аппарата возросла более чем на треть, размах крыла – в 2,2 раза, а взлетная масса – более чем в 7,5 раз! Весящий на взлете около 19 т и принимающий на борт более 2 т боевой нагрузки Х-47В является самым крупным в ряду боевых БЛА, создаваемых в настоящее время в США. В качестве силовой установки на нем используется ТРДД F100-PW-220U – бесфорсажная модификация двигателей, устанавливаемых на истребители F-15 и F-16. Полноразмерный макет Х-47В был впервые представлен публике на авиасалоне в Фарнборо в июле 2004 г. А в июне 2005 г. «Нортроп-Грумман» приступила к постройке первого из трех планировавшихся по программе J-UCAS опытных Х-47В. Испытания планировалось начать в 2007 г. Однако в начале 2006 г. ВВС США решили временно отказаться от программы перспективного тяжелого боевого БЛА, программа J-UCAS была свернута, а Х-47В переориентировали исключительно на решение задач флота. ![]() Наконец, 3 августа этого года «Нортроп-Грумман» официально объявила о получении шестилетнего контракта стоимостью 635,8 млн долл. на постройку и проведение испытаний на авианосце ВМС США двух опытных ББЛА Х-47В по новой программе UCAS-D (Unmanned Combat Air System Carrier Demonstration). Первая из этих машин должна подняться в воздух в конце 2009 г. После серии испытаний в условиях аэродромного базирования компания приступит к первым полетам Х-47В на корабле. Первая посадка ББЛА на палубу запланирована на конец 2011 г., а вся программа должна быть выполнена к 2013 г. Характеристики американских боевых БЛА семейств X-45 и X-47
![]() «Нейрон» Во время авиасалона в Ле-Бурже в июне 2003 г. министр обороны Франции Мишель Альо-Мари объявила о намерении ее страны создать боевой беспилотный летательный аппарат. Основной контракт заключен между французским агентством DGA и компанией «Дассо» (Dassault Aviation), которая стала головным разработчиком по программе. Выбор головной фирмы неслучаен. В 1999 г. «Дассо» запустила программу LOGIDUC, направленную на создание боевого БЛА, использующего технологию «стелс». Первым БЛА, созданным по этой программе, стал «Петит Дюк» (Petit Duc – по-французски это означает небольшая сова сплюшка), поднявшийся в воздух в июле 2000 г. На втором этапе реализации программы LOGIDUC в 2001 г. компанией был создан БЛА «Мойен Дюк» (Moyen Duc – «ушастая сова»). Оба беспилотника имели относительно небольшие размеры и предназначались для начальной отработки технологий. Полноразмерный аппарат предполагалось создать в ходе третьего этапа. Его название – «Гран Дюк» (Grand Duc – на сей раз уже «большая сова») – в свете придания программе общеевропейского статуса, было вскоре заменено на более звучное – «Нейрон» (nEUROn). В 2005 г. к программе присоединились шведская SAAB и итальянская «Алениа Аэронаутика». Обе компании имеют опыт в области беспилотных систем, в их арсенале имеются наработки в области перспективных скоростных боевых БЛА. Так, в Швеции разработан и проходил испытания экспериментальный БЛА «Филур», а в Италии – БЛА «Скай-X». В 2006 г. к числу стран, участвующих в проекте «Нейрон», присоединились Испания, Греция и Швейцария. В соответствии с планом работ в 2009 г. должны завершиться все НИОКР и в начале 2010 г. планируется собрать первый прототип «Нейрона». Его летные испытания намечены на 2011-2012 гг., в их ходе планируется выполнить более 100 полетов. Макет «Нейрона» был впервые показан публике на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 2005 г. Как и американские X-45C и X-47B, БЛА «Нейрон» выполнен по схеме «летающее крыло», для снижения радиолокационной заметности – без вертикального и горизонтального хвостового оперения. Длина аппарата – 9,5 м, размах крыла – 12,5 м. Максимальная взлетная масса «Нейрона» оценивается в 6 т. БЛА будет оснащаться одним бесфорсажным реактивным двигателем, который создается компаниями «Роллс-Ройс», «Турбомека» и «Снекма» на базе ТРДДФ M88, применяемого на истребителях «Рафаль». Скорость аппарата дозвуковая, не будет превышать М=0,8. На борту БЛА будет устанавливаться как разнообразная аппаратура наблюдения, так и высокоточное оружие для ударов по наземным и морским целям. Оружие будет размещаться во внутреннем отсеке. Проект оценивается в 405 млн евро. Из этой суммы Франция выделяет половину – 202,5 млн евро. Вклад Швеции оценивается в 75 млн евро, из которых 66 млн дает компания SAAB. Еще 35,5 млн евро с 2007 по 2012 гг. вложит в проект Испания. Как предполагается, стоимость БЛА «Нейрон» должна составить порядка 25 млн евро. ![]() Экспериментальный малоразмерный реактивный БЛА «Филур» (FILUR), разработанный шведской компанией SAAB по контракту минобороны Швеции стоимостью 9,75 млн долл., предназначался для отработки технологий снижения радиолокационной и тепловой заметности перспективных боевых беспилотников. Первый полет «Филура» состоялся 10 октября 2005 г., программу испытательных полетов планировалось завершить к концу 2006 г. ![]() Дебютант прошлогоднего авиасалона в Берлине, германско-испанский экспериментальный реактивный БЛА «Барракуда» (Barracuda), по всей видимости, дальнейших перспектив уже не имеет. Судьбу этой инициативной разработки EADS, впервые взлетевшей в феврале 2006 г., предрешила авария опытного образца 23 сентября прошлого года. Существовавшая в единственном экземпляре «Барракуда» при заходе на посадку на испытательный аэродром в Испании упала в море и была полностью разрушена. Совсем недавно, 13 сентября 2007 г., глава подразделения EADS по разработкам в области обороны и безопасности Стефан Цоллер официально заявил, что его компания не намерена строить второй экземпляр «Барракуды», а собирается сконцентрироваться на новом проекте перспективного европейского БЛА, контракт на который ожидается вскоре получить от германского оборонного ведомства. Имеющая длину 8,25 м, размах крыла 7,22 м и максимальную взлетную массу 3250 кг, «Барракуда» могла совершать полет со скоростью, соответствующей числу М=0,85. ![]() Экспериментальный реактивный БЛА «Скай-Х» (Sky-X) разработан на собственные средства итальянской компании «Алениа Аэронаутика» и рассматривается как демонстратор технологий для создания будущих боевых и разведывательных БЛА. Первый полет аппарата выполнен 29 мая 2005 г. на полигоне вблизи Полярного круга в Швеции, с февраля этого года «Скай-Х» проходит испытания в Италии. Имеющий длину 7,8 м, размах крыла 5,8 м и максимальную взлетную массу 1400 кг, «Скай-Х» может совершать полет со скоростью до 650 км/ч. Опыт, полученный при разработке и испытаниях аппарата, может стать вкладом итальянской стороны в общеевропейский проект «Нейрон». ![]() «Таранис» В декабре 2006 г. министерство обороны Великобритании официально объявило о заключении с компанией BAE Systems контракта стоимостью 124 млн фунтов (около 250 млн долл.) на разработку, постройку и испытания демонстрационного образца боевого БЛА «Таранис» (Taranis). Сообщалось, что «Таранис» будет способен с высоким уровнем автономности доставлять оружие к месту боевых действий «на другом континенте», являясь при этом «одним из самых крупных в мире БЛА». Реализация проекта рассчитана на четыре года, с 2007 по 2010 гг. При этом особо подчеркивается, что Великобритания намерена идти в области создания ББЛА «своим путем» и не собирается пока присоединяться к европейской программе «Нейрон». Партнерами BAE Systems по программе «Таранис» выступают «Роллс-Ройс», а также компании «Кинетик» (QinetiQ) и «Смит Аэроспейс» (Smiths Aerospace). Первая отвечает за разработку и изготовление двигателя (предполагается, что он будет создан на базе ТРДД «Адур 951» тягой около 3000 кгс), вторая – за все бортовые системы, обеспечивающие автономность применения БЛА, а третья – за топливную и электрическую системы аппарата. Опытный образец «Тараниса» – TDV (Technology Demonstrator Vehicle) – будет представлять собой крупный БЛА, выполненный по схеме летающего крыла без оперения и близкий по своим размерам к британскому учебно-тренировочному самолету «Хок». Длина и размах крыла аппарата оценивается величиной не менее 10 м, а взлетная масса – в 8 т. При создании «Тараниса» предполагается широко использовать уже имеющийся у BAE Systems опыт разработки в последние годы нескольких небольших беспилотных аппаратов, главным образом – экспериментального реактивного БЛА «Рэйвен» (Raven – «ворон»), выполненного по схеме летающего крыла размахом около 5,5 м и также не имеющего оперения. Программа «Рэйвен» осуществлялась компанией в 2003-2004 гг., причем подчеркивается, что путь от момента разработки концепции до начала испытаний аппарата занял у BAE Systems всего 10 месяцев. Первый полет «Рэйвена» состоялся 17 декабря 2003 г., в ноябре следующего года к нему присоединился второй аналогичный БЛА. Летные испытания обеих машин проводились в Австралии. Считается, что на «Рэйвене» отработан ряд ключевых технологий БЛА, которые найдут применение на «Таранисе». Кроме того, на базе «Рэйвена» в 2005 г. компанией создан БЛА разведки, наблюдения и целеуказания «Коракс» (Corax). Он имеет такую же, как «Рэйвен» центральную часть несущего корпуса, к которому пристыкованы композитные консоли крыла размахом около 9,1 м. К постройке первого опытного образца «Тараниса» собираются приступить до конца 2007 г. Он должен быть готов и поступить на наземные испытания в 2009 г., а летные испытания на полигоне в южной Австралии планируются на 2010 г. На данном этапе реальная отработка вооружения с БЛА «Таранис» пока не предусмотрена – предполагается только эмуляция применения оружия. ![]() Евгений ЕРОХИН, Владимир ЗАМЯТИН |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|