|
||||
|
Приключения китайцев в России Авиация на учениях «Мирная Миссия-2007»Олег ЖЕЛТОНОЖКО Фото Владислава Белогруда Как уже сообщал наш журнал (см. «Взлёт» №10/2007, с. 41), в период с 9 по 17 августа этого года на территории России, на полигоне в районе г. Чебаркуль Челябинской обл., прошли антитеррористические учения Шанхайской организации сотрудничества «Мирная миссия-2007», в которых приняли участие военнослужащие и военная техника России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Для участия в маневрах впервые на российский полигон была переброшена значительная группировка войск Народно-освободительной армии Китая, включающая в себя не только сухопутные подразделения и легкие бронемашины, но и несколько десятков самолетов и вертолетов, в т.ч. до сих пор ни разу еще не покидавшие китайской территории истребители-бомбардировщики JH-7A и вертолеты Z-9. Об особенностях нынешних учений и участвовавших в них «новинках» китайской авиации- репортаж наших специальных корреспондентов. Экипажи китайских истребителей- бомбардировщиков JH-7A после посадки на российский аэродром Шагол, 2 августа 2007 г. На аэродром Шагол прибывает первый китайский Ми-17, 31 июля 2007 г. ШОС: от маневров – к маневрам Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана 15 июня 2001 г, когда в китайском г Шанхае руководители России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, подписали «Шанхайскую конвенцию о борвбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», которая определила сферы и конкретные формы сотрудничества государств -участников. С июня 2006 г в столице Узбекистана Ташкенте – официально начала действовать региональная антитеррористическая структура ШОС, окончательно оформившая механизм борьбы с терроризмом в рамках этой организации. С этого времени странами ШОС бвши организованы шесть совместных антитеррористических военных маневров с участием представителей вооруженных сил и правоохранительных органов стран-участниц. Самыми крупными среди них стали двусторонние учения «Мирная миссия-2005», проведенные в августе 2005 г. на территории Китая (см. «Взлёт» №10/2005, с. 33). На полигоне возле г Циндао численность участников маневров из Китая и России достигала 10 тыс. человек, а военная техника включала танки, БТР и самоходную артиллерию. С воздуха были выброшены десанты ВДВ двух стран, на побережье Желтого моря высадилась морская пехота ВМФ России и ВМС КНР, район высадки прикрывали крупные силы флота. Удары по обороне «террористов» наносила авиация, причем участвовали даже дальние бомбардировщики Ту-22МЗ российских ВВС. У сторонних наблюдателей возник закономерный вопрос – что это за террористы, для подавления которых требуется вызывать дальнюю авиацию и флот, и не является ли «Мирная миссия» на самом деле прикрытием для репетиции НОАК по высадке на Тайвань и участия в этой операции вооруженных сил РФ? Отчасти и поэтому при формировании общего замысла учений «Мирная миссия-2007», задачи маневров были сформулированы строже, а масштабы их стали скромнее. В 2007 г российские военные настояли, чтобы цели учения были ограничены именно антитеррористическим сценарием. Так, например, несмотря на настойчивые предложения НОАК, исключили применение танков, снизили численность участников операции. И все же, даже с этими ограничениями, учения подобного масштаба проходят в ШОС всего второй раз в ее истории. Маневры, в которых на этот раз приняли участие все страны ШОС, были проведены в два этапа, разнесенных и по времени, и географически. Согласно легенде учений, первый этап начался 9 августа 2007 г, когда в г Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая по заданию глав государств ШОС встретились начальники генеральных и главных штабов армий. Поводом послужила информация о том, что группа террористов захватила населенный пункт в России, в Челябинской обл. в окрестностях г Чебаркуль, выдвинула неприемлемые требования руководству города и страны, и, чтобы принудить к их выполнению, начала убивать мирное население. В ответ была совместно разработана и начата войсковая антитеррористическая операция, по земле и воздуху начата переброска войск стран ШОС. Прикрытие группы Ми-17 вертолетного десанта НОАК осуществляют вертолеты Z-9W Этот штурмовик Су-25, ранее принадлежавший пилотажной группе ВВС России «Небесные гусары», до сих пор летает в прежней окраске. Во время «Мирной Миссии – 2007» самолеты Су-25 наносили штурмовые удары неуправляемыми ракетами по условным террористам Очередной китайский Ил-76МД перебросил на аэродром Шагол личный состав и имущество НОАК, 30 июля 2007 г. Приземление истребителя- бомбардировщика JH-7A после бомбометания на полигоне, 5 августа 2007 г. На втором этапе, 17 августа, уже в России, на Чебаркульском полигоне, объединенная группировка войск ШОС, при поддержке тактической авиации РФ и КНР, приступила к ликвидации банды террористов, несмотря на их ожесточенное сопротивление. Разумеется, фактическая переброска воинских контингентов началась намного раньше. Первая группа китайских военнослужащих из 400 человек отправилась поездом еще 20 июля с китайской станции Турфан через Читу, Иркутск, Новосибирск, Омск и Челябинск до станции Мисяш. 28 июля тем же маршрутом отправился последний, четвертый китайский эшелон. А в это время, по заявлению главкома Сухопутных войск РФ генерала армии Алексея Маслова, на Чебаркульском полигоне уже велись тренировки российских участников маневров. С российской стороны в войсковой операции приняли участие части и подразделения 34-й мотострелковой дивизии Приволжско-Уральского военного округа со штатным вооружением, фронтовая авиация 5-й армии ВВС и ПВО, усиленная парашютно-десантная рота из Ульяновской бригады ВДВ, подразделения Внутренних войск МВД России, спецназ Главного управления исполнения наказаний, а также Погранслужбы ФСБ. Руководил войсками с российской стороны заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Молтенской. Как сообщил помощник руководителя маневрами с российской стороны полковник Игорь Конашенков, всего с нашей стороны к учениям были привлечены 2000 военнослужащих, еще 2700 российских солдат и офицеров обеспечивали проведение маневров. От российских ВВС авиационную поддержку войск коалиционной группировки осуществляли восемь штурмовиков Су-25 из 4-й армии ВВС и ПВО (Ростов-на-Дону), а также 12 вертолетов армейской авиации Ми-24П из состава 5-й армии ВВС и ПВО (ПУрВО), еще 12 находилось в резерве. Для выброски десанта усиленной парашютно-десантной роты Ульяновской бригады ВДВ и техники использовались шесть Ил-76МД из 61-й Воздушной армии Верховного Главнокомандования (Военно-транспортная авиация). Для перевозки десантно-штурмовых подразделений привлекались 12 вертолетов Ми-8 из 5-й армии ВВС и ПВО. Местом базирования российской авиации во время учений стал аэродром Упрун. Любопытно было видеть в едином строю Су-25 буденновского полка вместе со свежеотремонтированными самолетами машины в потертой раскраске несуществующих уже «Небесных Iycap» – расформированной еще в 90-е гг. пилотажной группы из подмосковной Кубинки. С китайской стороны для авиационной поддержки были задействованы восемь истребителей-бомбардировщиков JH-7A, носящие громкое имя «Летающий леопард». Кроме того, из КНР прилетели 32 вертолета, из них 16 – семейства Z-9 (транспортные Z-9B и боевые Z-9W), а другие 16 – транспортные Ми-17В7. Для доставки солдат, персонала и техники из Китая в район учений использовались шесть Ил-76МД. С тех же самых самолетов во время активной фазы учений производилась выброска китайских десантников и БМД ZLC-2000. Эти Ил-76МД формально гражданские, т.к. принадлежат авиакомпании «Чайна Юнайтед Эрлайн» (China United Airline, CUA) и имеют гражданские регистрационные номера (В-4030…4049). Тем не менее, эта компания принадлежит ВВС НОАК, и самолеты приписаны к авиадесантным подразделениям 15-й армии. Самолеты и ранее участвовали в других учениях, проводимых в КНР, сбрасывая десант и БМД. Для доставки высших офицеров НОАК применялись два пассажирских «Боинга 737» в раскраске все той же CUA. Переброска войск Для временного базирования китайских самолетов и вертолетов был выделен аэродром Шагол. Еще во время подготовки к учениям, на его контрольно-диспетчерском пункте был смонтирован комплекс средств руководства полетами (КСРП) «Альфа», единственный в настоящее время в России. Оборудование комплекса имеет современный интерфейс и полностью соответствует правилам международного обеспечения полетов. «Альфа» может принимать и обрабатывать информацию с различных РЛС, а также управлять воздушным движением в пространстве радиусом до 200 км, т.е. во всей зоне учений в районе Чебаркульского полигона. Одновременно КСРП проходил эксплуатационную обкатку в жестких условиях, т.к. в зоне маневров единовременно работало до 40 летательных аппаратов. Первой задачей стал прием авиагрупп из Китая. Помимо обновления радиотехнического оборудования, в Шаголе были подготовлены или модернизированы для приема иностранных машин средства для заправки и обслуживания. Непосредственно к аэродрому подходит железнодорожная ветка, что позволило доставить по ней часть грузов для работы китайской авиации. Поскольку по сценарию учений стрельбы авиации были скорее демонстрационными, они не потребовали большого количества боеприпасов. Тем не менее, и 23-мм патроны для пушек, и НАР, и 250-кг бомбы для своих самолетов китайцы доставили сами. Общая численность китайского авиаперсонала, работающего в Шаголе составила около 320 человек. Техническое обслуживание своих машин китайцы вели самостоятельно, российский аэродромный персонал обеспечивал их действия при необходимости. Взлет штурмовиков Су-25 в составе звена с аэродрома Упрун на отработку бомбо-штурмового удара на учениях «Мирная миссия – 2007» Стоит отметить, что в общем, несмотря на долгое и тщательное планирование, доставка войск и техники из Синцзянского военного округа КНР на Южный Урал неожиданно оказалась не такой простой. Изначально намеченный короткий маршрут через территорию Казахстана, мимо Балхаша, через Караганду и Кустанай в Россию оказался невозможен, т.к. парламент страны не принял вовремя закон о временном пребывании и статусе иностранных военнослужащих. Поэтому железнодорожные перевозки войск и техники КНР пришлось производить только по российской территории, где подобный закон уже действует. Обходной маршрут от Турфана до станций выгрузки Мисяш или Шагол у г. Чебаркуль составил 10 300 км, что требовало неделю для переезда по китайской территории и еще неделю – по российской. С учетом необходимости перегрузки всей боевой техники на станции Забайкальск Читинской обл. с китайских платформ на российские из-за разницы железнодорожных габаритов, путь для 1200 солдат и офицеров НОАК в воинских эшелонах был долгим и совсем не легким. Намного удобнее оказались воздушные коридоры. Для военно-транспортного самолета типа Ил-76МД взлет в Китае, перелет на 2900 км и посадка в Шаголе занимали всего 4 часа. Первый китайский Ил-76МД (В-4038) с группой участников учений от КНР прилетел в Россию «с одного из аэродромов в центральной части Синьцзян-Уйгурского автономного района» 27 июля. Всего шесть китайских Ил-76 сделали по три перелета, т.е. в общей сложности 18 вылетов, перебросив около 400 человек и до пятой части запасов материальных средств и техники для проведения учений. Было доставлено различное оборудование для обеспечения боевой работы авиации, вплоть до запасных авиадвигателей Д-ЗОКП для самих «Илов». Основной авиаперелет в Россию был сделан 31 июля. Шесть Ил-76МД привезли авиатехников, роту ВДВ численностью около 70 десантников, 30 офицеров и сержантов, поваров, диспетчеров, и, разумеется, в большом количестве т.н. «журналистов» и «переводчиков». Впрочем, «настоящие» журналисты и переводчики среди них были тоже. Среди доставленных грузовых контейнеров присутствовали даже коробки с сухими пайками, т.е. при необходимости автономность китайской группировки обеспечивалась полностью – от боеприпасов и запчастей, до продовольственного НЗ. Разгрузка всех китайских Ил-76МД шла одновременно с их пограничным досмотром. Ящики со стрелковым оружием были опечатаны, но наши пограничники настояли и на их досмотре. Наиболее интересной частью китайского груза оказались шесть внедорожников в маскировочной окраске с тщательно затонированными стеклами. Их не рискнули тащить по железной дороге, как другую китайскую авто- и бронетехнику, а бережно доставили самолетом. Эти буквально под завязку наполненные радиоэлектронным оборудованием джипы весь период учений колесили в окрестностях полигона, регулярно останавливаясь в неприметных местах и разворачивая антенны. В общем, каждый занимался своим делом. У «Илов» была своя роль и в перелетах к месту маневров китайских боевых машин. Как вертолетам, так и истребителям-бом бардировщикам пришлось лететь с лидерами, и с промежуточными посадками. В качестве лидеров выступили «Ильг», экипажи которых владели английским и к тому же уже были знакомы с маршрутом. Первая посадка перелетающих авиагрупп совершалась в Барнауле, где китайские машины проходили процедуру таможенного досмотра, за которой следовал перелет в Омск, затем, после ночевки – в Курган, и только после этого – в Шагол, место постоянной дислокации на период учений. Начало перелетов армейской авиации в Россию было положено 30 июля, когда первая группа китайских вертолетов благополучно приземлилась в Барнауле. На следующий день, 31 июля, двумя группами в Шагол прибыли первые 16 вертолетов НОАК – по восемь Ми-17 и Z-9 (в т.ч. три транспортных Z-9B и пять противотанковых Z-ЭЩ все – с дополнительными топливными баками в задней части салона). Вторая волна вертолетов подоспела 1 августа (восемь Ми-17 и восемь Z-9WA в «ночной» версии с «шариком»). В полдень в Шаголе вновь приняли пару Ил-76МД, а вечером прибыли оставшиеся вертолеты. На вертолетах Z-9WA были установлены бортовые подвески без полезной нагрузки, и при этом отсутствовали дополнительные топливные баки в салоне. Переброска обеих групп вертолетов завершилась, и все 32 машины, участвующие в учениях, собрались в Шаголе. Истребители-бомбардировщики JH-7A прилетели 2 августа. Первым в 12.50 сел самолет с бортовым №30591, за ним последовали еще три машины. Последним прибыл лидер Ил-76МД (В-4039). Через 15 минут приземлились четыре JH-7A второй группы и их лидер Ил-76МД (В-4031). Темп приземлений был очень высоким – самолеты садились, даже не давая аэродромной команде убирать с ВПП тормозные парашюты, сброшенные после посадок предыдущих машин. Все истребители-бомбардировщики несли на внешней подвеске по три подвесных топливных бака и по два блока неуправляемых ракет калибра 90 мм. После перелета ПТБ снимались и во время маневров не использовались. Все 16 летчиков и операторов, прилетевших в составе экипажей, согласно шевронам имели квалификации первого класса и летчиков-снайперов. Самолеты встречали 104 техника, доставленные заранее. Прибытием восьми JH-7A завершилось формирование группировки армейской и ударной авиации НОАК в районе учений. Как для самолетов JH-7A, так и для вертолетов J-9W, участие в «Мирной миссии-2007» стало первым опытом использования за пределами КНР. Последняя группа офицеров НОАК во главе с руководителем маневров с китайской стороны генерал-полковником Сюй Цилянем была доставлена в район учений 3 августа на «Боинге-737» (В-4018), завершив сосредоточение на Чебаркульском полигоне всей группировки китайских войск численностью 1631 чел. В этот же день на трех Ан-26 из Казахстана в район маневров были доставлены первые 98 человек из состава десантно-штурмовой роты. Командовал казахстанскими военнослужащими, число которых к началу проведения учений достигло 140, генерал-майор Алмаз Абдульманов. Высадка китайского спецназа с вертолета Ми-17 Днем позже, 5 августа, прибыли десантно-штурмовая рота (100 чел.) армии Таджикистана и на российском Ил-76МД – десантно-штурмовой взвод из 30 чел. из Киргизии, а «Боинг» 737-300 (В-4020) доставил министра обороны КНР. Узбекистан боевых подразделений на учения не присылал и ограничился группой оперативного управления из 20 человек в штабе учений. Общее количество участников учений «Мирная миссия-2007» превысило 6 тыс. военнослужащих, было задействовано около тысячи единиц военной и специальной техники, половину из которой предоставила Россия, в т.ч. и для подразделений из Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Активная фаза С 4 августа на полигоне была развернута полномасштабная деятельность штаба руководства учением, а 6 августа состоялась первая совместная войсковая тренировка контингентов шести стран. До начала активной фазы успели провести еще две. Тренировочные полеты истребителей-бомбардировщиков JH-7A начались 6 августа. В тот же день было проведено пробное десантирование 66 китайских десантников с Ил-76МД (В-4034). На генеральной репетиции и учениях стандартной загрузкой JH-7A стали четыре бомбы. Китайские вертолеты применяли вооружение в следующих вариантах: Z-9B и Z-9W – блоки по 18 НАР калибра 57 мм, «ночной» X-9WA – блоки по семь НАР калибра 90 мм. Организация совместных действий авиации потребовала специального подхода. Ее осложняли две основные проблемы – языковой барьер и «сухопутная» специализация полигона, небольшого по авиационным меркам и, в общем-то, не приспособленного для работы на нем авиации. Если проблемы с языком преодолевались обязательным присутствием в пунктах управления полетами переводчиков, то для эффективной и безаварийной работы авиации пришлось тщательно отработать действия разнородных и разнонациональных сил методом «пеший-по-летному». Огромную работу выполняли специалисты управления воздушным движением 5-й Армии ВВС и ПВО, обеспечившие безопасное перемещение в районе учений большого количества летательных аппаратов различного назначения. Упорядочить движение вертолетов позволили специально построенные 24 площадки подскока для Ми-8 и Ми-17. С них вертолеты должны были принимать на борт тактический воздушный десант, в назначенное время входить в зону активных действий полигона, в установленных местах производить приземление и высадку доставленных групп. Именно тактика вертолетов вызвала наибольшие проблемы при согласовании действий ВВС НОАК и армейской авиации РФ. Китайцам приходилось растолковывать и обосновывать буквально каждый шаг, причем если для пилотов Z-9, вертолетов иного класса, чем наши, это может быть хоть как то объяснимо, то в случае Ми-17 – малопонятно. Впрочем, не исключено, что недоверчивость и наивность китайских вертолетчиков были наиграны, а истинной их причиной является желание как можно тщательнее изучить опыт российских вертолетчиков, за плечами которых не только Афганистан, но и Чечня и целый ряд других менее крупных, но реальных боевых столкновений. Финальный этап учений состоялся утром 17 августа. Особую значимость «Мирной миссии-2007» подчеркивало присутствие глав шести государств ШОС: президента России Владимира Путина, председателя КНР Ху Цзиньтао, президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, президента Таджикистана Эмомали Рахмона, президента Киргизии Курманбека Бакиева и президента Узбекистана Ислама Каримова. Центром событий стала специально построенная на полигоне безымянная и условная «деревня», которую журналисты для красоты изложения окрестили по названию горы «Пашина», с которой им и показывали это действо. Так появилось в России очередное «Пашино». Бой за «деревню» включал лишь пять эпизодов из 46, включенных в сценарий «Мирной миссии-2007», но стал наиболее наглядной их демонстрацией. …Итак, время «Ч». Воздушную разведку проводят БЛА «Пчела-1К», пара российских Mи-24 – в южном секторе зоны боевых действий и пара Z-9B от КНР – в северном. Проверяется район сосредоточения банды, маршруты передвижения, выявление целей, в реальном масштабе времени данные передаются на КП. 4+20 мин. Обнаружение и уничтожение разведывательно-диверсионных групп банды. Высадка российских воздушно-посадочных штурмовых групп (ВПШГ) к западу от «деревни» – группа специального назначения на одном Ми-8 под прикрытием пары Ми-24П и пять групп на Ми-8, прикрываемых четверкой Ми-24П, совместно с наземными силами по сходящимся направлениям уничтожают бандгруппу. Одновременно к северу – высадка ВПШГ НОАК – группу специального назначения на Ми-17 прикрывает пара Z-9WA, еще пять групп на шести Ми-17 – под прикрытием четырех Z-9WA. К югу от «деревни» – высадка десантно-штурмового взвода (дшв) Республики Таджикистан с четырех российских Ми-8 при поддержке четырех Ми-24П. Совместная атака с российской бронегруппой, доставившей еще два десантно-штурмовых взвода. Удары по целям имитируют пара Z-9Wh пара JH-7A. 4+30 мин. Начало спецоперации в населенном пункте. Выдвигаются основные наземные силы с бронетехникой, прикрываемые парой Ми-24П: подразделения ВВ, МВД и ФСБ РФ, десантно-штурмовая рота Республики Казахстан, группы специального назначения Киргизской Республики. Блокирование и ликвидация банды. Авиация и артиллерия (дивизион 122-мм САУ «Гвоздика») подавляют и уничтожают цели вне населенного пункта. Два захода Z-9W, применение 160 НАР и два захода пары JH-7 с применением 8 ФАБ. 4+50 мин. Уничтожение крупного бандформирования, выдвигающегося с юго-востока к «деревне» на помощь блокированным террористам силами неполных батальонов ВС РФ и НОАК. Артиллерийские удары российских САУ «Гвоздика» и китайских 100-мм колесных САУ PTL-02. Удар парой Z-9W, применение 80 НАР. Высадка неполной роты НОАК с шести вертолетов Ми-17. Ч+1ч 50 мин. Преследование отходящих остатков бандгруппы в северо-восточном и юго-восточном направлениях. Высадка парашютно-десантных рот ВДВ РФ и НОАК с самолетов Ил-76МД (по два самолета от каждой стороны). Десантирование российских и китайских БМД с самолетов Ил-76МД (по четыре самолета от каждой стороны). Боевое применение четырех Су-25 и пары Ми-24П, от НОАК – пары Z-9Wh пары JH-7A, стрельба НАР и сброс ФАБ. Высадка вертолетного десанта НОАК с восьми Ми-17. Ч+2ч. Завершение действий всех привлеченных сил. Некоторые итоги По завершении учений были проведены пресс-конференция, выставка вооружения и военной техники России и КНР, смотр личного состава, награждения и прочие положенные мероприятия. Анализируя итоги учений, стоит отметить некоторые особенности в применении авиации НОАК. Дебют за рубежом как Z-9, так и «Летающих леопардов» (JH-7A) прошел достаточно скромно. Т.к. по сценарию учений авиация больше обозначала удар, чем поражала конкретные цели, то истинный боевой потенциал китайских машин остался неизвестным. «Леопарды» несли только НАР и свободно падающие бомбы, причем очень скромно – по одной бомбе на пилон, и всего четыре – на каждую машину. Способность РЛС обнаруживать наземные цели, а самолета – применять управляемое оружие, увидеть не удалось. Скоростная аэродинамика «Леопарда» представляется избыточной при работе по тактическим наземным целям – мы это давно уже прошли в Афганистане. Здесь полезнее Су-25, а из «китайцев» – не исключено, что даже «антикварный» потомок нашего МиГ-19 – Q-5. Надежность и устойчивость вертолетов семейства Z-9 в полевых условиях и в бою также не без вопросов. Особенно, если меняли двигатель на одной из машин. Хорошо была заметна разница между постоянно раскапотированными Z-9 и суетой вокруг них техников и «покинутыми» Ми-17 в отдалении. Новейшие Z-9WA лишь эскортировали десантные Ми-17 НОАК, а разведку и удары по земле осуществляли более скромные по боевым возможностям Z-9B и Z-9W. При этом мощь залпа НАР китайского вертолета в сравнении с Ми-24 откровенно не впечатляла, а 30-мм пушка Ми-24П гарантированно превосходит и ГШ-23, и все то, что можно установить на пятитонный китайский вертолет. Экипажи китайских Ил-76МД безукоризненно выполнили все задачи перевозок, при этом унификация техники ВТА России и КНР в случае продолжения совместной работы – фактор, безусловно, положительный. Однако во время выброски десанта хорошо было видно, что применяемая в НОАК при десантировании техники старая советская четырехкупольная парашютная система, приобретенная китайцами, по слухам, на Украине, заметно менее стабильна в полете в сравнении с нашей новой девятикупольной. Наполнение ее хуже, скорость снижения выше, а приземление платформы с техникой – жестче. И, наконец, несколько слов о не совсем известной, но таинственной истории с вертолетами «Z-8». При планировании учений и для оформления перелета в РФ со стороны КНР были поданы названия и характеристики летательных аппаратов, которые примут участие в «Мирной миссии-2007»: самолеты JH-7A и вертолеты Z-9 и Z-8. И если в отношении JH-7A и J-9 вопросов не возникает, то загадочный «Z-8» вызывает удивление. Китай располагает 13 закупленными во Франции еще в начале 70-х гг. средних вертолетов SA-321 «Супер Фрелон». Китайцы утверждают, что, разобрав как минимум один из них в 1976 г. , к 1986-му они освоили его производство под обозначением Z-8 для флота, а также Z-8A и Z-8K для НОАК. Морских построено аж пять штук, а сухопутных – десять. Это в любом случае напоминает не серию, а капитальный ремонт имеющегося французского парка, плюс – изготовление фюзеляжей под доставаемые по случаю двигатели. Отправить 12 из них на важнейшие учения в Россию? Маловероятно. Ответ можно найти в сообщении Синьхуа от 30 июля 2007 г.: «Вертолеты НОАК, которые принимают участие в антитеррористических военных учениях в рамках ШОС, – новые модели боевых вертолетов китайского производства; их называют «легкой воздушной кавалерией». Принимающие участие китайские транспортные вертолеты также считаются более современными моделями вертолетов отечественного производства (выделено автором) из находящихся на вооружении в НОАК. Они созданы с учетом передовых военных технологий, отличаются хорошей маневренностью и многофункциональностью и признаны в мире как одни из наиболее устойчивых, технически надежных и многопрофильных средних вертолетов». Особое значение, придаваемое КНР не только этим учениям, но и их «правильному» освещению, видимо потребовало приглушить информацию о сохраняющейся зависимости НОАК от импортного оборудования. Поэтому российские вертолеты семейства Ми-8/Ми-17, существование которых в КНР вовсе не скрывается, и которых насчитывается более 260 экземпляров, стали «Z-8 отечественного производства». Небольшая поправка к действительности для укрепления самоуважения нации. Однако и тут чуть-чуть недоглядели. На одном Ми-17 (бортовой номер CUA-64) под сдвижной дверью пилота осталась надпись, начинающаяся с иероглифа (читаемого как «Мя») и заканчивающаяся цифрами «-17-У7». Бывает. Ни для кого не секрет, что китайцев больше всего на этих учениях «Мирная миссия-2007» интересовало не боевое применение, а опыт переброски и развертывания многотысячного военного контингента за тысячи километров от своей территории. Правда здесь китайцам особо развернуться не дали и можно считать, что разумный предел превышен не был. Со своей стороны, среднеазиатские страны СНГ хотят видеть реальные гарантии от превращения КНР в недружественную силу и надеются на помощь России в случае отнюдь не выдуманной для них опасности инспирированного извне мятежа или террористической агрессии. России, в свою очередь, нужен реальный опыт взаимодействия с вооруженными силами дружественных стран в тех самых конфликтах, в которых «наши западные друзья» в лучшем случае плюют нам в спину, а в худшем – на деле поддерживают наших противников. Так что задачи всех сторон в очередных учениях «Мирная Миссия-2007» можно считать полностью выполненными. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|