Китайские «гости»

Многоцелевой армейский вертолет Z-9

На вертолеты этой серии в КНР возлагают особые надежды. Организация лицензионного производства достаточно современной французской машины позволила Китаю получить доступ к европейским технологиям 80-х гг. и в дальнейшем заложить целое семейство военных и гражданских легких вертолетов Z-9 с хорошей перспективой их массового производства. К настоящему времени в Китае изготовлено уже более 150 машин этого типа. Кроме того, технологический задел по Z-9 позволил начать разработку первого китайского специализированного боевого вертолета Z-10.

Прототипом Z-9 был выбран французский многоцелевой вертолет AS 365N «Дофин» (,Dauphin II). По подписанному 2 июля 1980 г. с компанией «Аэроспасьяль» (ныне входит в состав концерна «Еврокоптер») лицензионному соглашению Харбинская авиастроительная корпорация (НАМС) должна была собрать первые 50 вертолетов из французских деталей и подготовить их производство в КНР. Сборка началась в 1981 г. Первой партии из 28 машин, повторявших французские AS 365N1 и собранных полностью из узлов, изготовленных во Франции, было присвоено наименование Z-9.

Следующие 20 машин, также из поставляемых деталей, соответствовали версии AS 365N2 и назывались в Китае Z-9A . Последний из них был закончен в январе 1992 г. За ними последовали два вертолета, названные Z-9A-100. Они уже были почти полностью китайскими. К тому времени в КНР был освоен начатый в 1986 г. выпуск деталей, а на заводе SAEC в Чжучжоу налажено изготовление двигателей Турбомека «Ариэль» 1С1 мощностью 740 л.с. под маркой WZ8A. Эти два Z-9A-100 имели уже 72,2% китайских деталей по планеру и 91% – по двигателям. Первая машина впервые поднялась в воздух 16 января 1992 г., к концу года Z-9A-100 был сертифицирован и с 1993 г. поступил в серийное производство. Серийные Z-9A-100, получившие новое название Z-9B, в отличие от оригинальных AS 365N имели в фенестроне 11 более широких композитных лопастей вместо 13 металлических. К настоящему времени построено более сотни таких вертолетов.

На вооружение НОАК вертолет Z-9B был принят в 1994 г. Это, вероятно, самый массовый вертолет армейской авиации НОАК. Он может выполнять задачи перевозки 8-10 человек с экипировкой, спасения, связи, управления артиллерией, РЭБ и др. Первые машины поступили в элитные Пекинский и Шэньянский военные округа.

Для авиации ВМС НОАК выпускается модифицированный Z-9C, базирующийся на борту эсминцев и фрегатов, который оборудован опускаемой гидроакустической станцией и поисковой РЛС; вооружен двумя торпедами или ПКР с телевизионным наведением.

Строящиеся для гражданского использования модификации обозначаются Н410, Н410А (для жаркого и высокогорного климата с двигателями WZ8C), Н425 (VIP-версия) и Н450.

Ударный вариант вертолета, Z-9W, выпускается в 1998 г. На бортовых подвесках он может нести разные варианты вооружения: 4-8 управляемых по проводам ПТУР HJ-8 (HJ-8E) с дальностью пуска 3-4 км, две подвесные стрелковые установки с 12,7-мм пулеметами или 23-мм пушками, либо два блока НАР калибра 57 или 90 мм, а также две ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности (6 км) типа TY-90 с тепловым самонаведением. В противотанковой конфигурации Z-9W имеет гиростабилизированный оптический прицел, установленный над кабиной.



Появившийся в 2005 г. ночной ударный вертолет Z-9WA отличается, прежде всего, установленным внизу носовой части машины «шариком» – гиростабилизированной оптико-электронной системой, разработанной Лаоянским центром оптико-электронных технологий (EOTDC). Она включает телевизионный и инфракрасный каналы, что обеспечивает применение вертолета днем и ночью. Установлены также новый двигатель WZ8C («Ариэль» 2С) мощностью 860 л.с., новое оборудование связи и РЭБ. Приборная доска кабины дополнена двумя большими многофунциональными индикаторами на рабочих местах пилотов и одним небольшим – в центре.


Истребитель – бомбардировщик JH-7A

Для самолета, поступившего на вооружение в XXI веке, JH-7A, он же «Летающий леопард», выглядит довольно архаично. И по аэродинамике и по технологиям этот самолет словно вынырнул из 70-х гг. прошлого века. В его облике без труда угадываются черты «Ягуара», ударных модификаций «Фантома» или «Торнадо» – знаменитых в прошлом классических истребителей-бомбардировщиков, ныне окончательно уходящих в запас. Это и не удивительно, если вспомнить, что к созданию машины приступили именно тогда, более 30 лет назад.

Начало проектирования в 1973 г. нового бомбардировщика Н-7 для авиации армии и флота КНР совпало с выходом на финальную стадию югославо-румынской программы истребителя-бомбардировщика, имевшую в качестве образца для подражания англо-французский «Ягуар». И Югославию, и Румынию, и Китай в те годы роднила общая неприязнь к СССР, поэтому взаимный обмен военными технологиями был весьма интенсивным. Европейцы также в меру сил поощряли «слабые звенья железного занавеса». Для югославо-румынской программы S0K0/«0pao» Великобритания продала двигатели Роллс-Ройс «Вайпер» Мк.632 и 633 и лицензию на их производство, катапультные кресла, элементы БРЭО (для каждой страны – свои) и прочее.

Однако НОАК нуждалась в замене устаревшего фронтового бомбардировщика Н-5 (китайская копия советского Ил-28) с радиусом действия более 1000 км, поэтому радиуса 300-500 км румынского SOKO IAR-93 (он же югославский J-22 «Орао») было явно недостаточно.

Тем не менее, китайцы взяли основные решения югославо-румынской конструкции и перевоплотили их в облике двухдвигательной машины с РЛС, пересчитав и увеличив ее примерно в полтора раза под новую силовую установку. Экипаж – летчика и оператора системы вооружения – расположили друг за другом, причем оператора, для лучшего обзора – повыше. Крыло было принято высоко расположенным стреловидным с изломом передней кромки, аэродинамическим клыком и гребнем. Для самообороны на законцовках крыла, по типу «Миража» F1 были предусмотрены пилоны для ракет «воздух-воздух». Пушечное вооружение для Н-7 любезно предложили югославы, освоившие лицензионное производство советской 23-мм двухствольной пушки ГШ-23Л.

Воспользовавшись своим статусом «главного борца с советским империализмом на Дальнем Востоке» Китаю удалось закупить в

той же Великобритании в четыре раза более мощные, чем «Вайпер», турбовентиляторные двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202/203. Их англичане устанавливали на свою версию палубного «Фантома» FG.Mk.1 (F-4K), что позволило надеяться на почти «истребительную» резвость нового китайского бомбардировщика. Его максимальная скорость ожидалась на уровне М=1,5 на большой высоте и М=0,9 – на высоте до 500 м. Расчетная дальность полета должна была составить не менее 2800 км, тактический радиус – не менее 800 км, что позволяло бы действовать с тыловых авиабаз с боевой нагрузкой 3000-5000 кг. Китай в 1975 г. получил несколько двигателей «Спей» 202 для испытаний и освоения производства.

Разработка бомбардировщика велась авиационным проектным институтом №603, расположенным в Сиане, провинция Шэньси, а постройка – заводом №172, сейчас это- Сианьская авиастроительная корпорация (ХАС). Освоение двигателя «Спей» самолета было поручено 430-му заводу авиадвигателей (ХАЕ).

В 1977 г. строительство нового бомбардировщика Н-7 было официально одобрено Государственным советом и Центральной военной комиссией КНР. Для первой партии самолетов импортировали 50 двигателей, которых было достаточно для постройки первых 25 машин. Но первый прототип собрали только в 1987 г. Первый его полет состоялся 14 декабря 1988 г. Всего было построено шесть опытных образцов Н-7, один из которых позднее был потерян в катастрофе.

Однако армия и флот окончательно разошлись во взглядах на ТТХ и боевое применение бомбардировщика. Флоту был нужен носитель, оптимизированный для противокорабельных ракет С-801, тогда как армия требовала многоцелевой всепогодный ударный самолет, способный прорывать ПВО на большой скорости и малой высоте, устойчивый к РЭБ и имеющий современное бортовое электронное оборудование. Ввиду невозможности выполнить требования армии, проект Н-7 в 1988 г. был заморожен, а для флота были построены и в 1992 г. переданы на вооружение 18 самолетов, именуемых теперь JH-7 (JianHong – истребитель-бомбардировщик). Они поступили в 16-й полк 6-й авиадивизии ВМС НОАК на авиабазе Дачень (Dachang) недалеко от Шанхая. Там они до 1998 г. проходили испытания на боевое применение, принимая на четыре подкрыльевых пилона по две или четыре ПКР (плюс две ракеты «воздух-воздух» PL-5B на законцовках крыла), либо до 20 свободно падающих бомб калибра 250 кг. Всего узлов подвески на этой версии имелось семь. Пушка ГШ-23Л в контейнере с боекомплектом 200 снарядов размещалась внизу правого борта фюзеляжа.

JH-7 оснащался многофункциональной РЛС Типа «232», обеспечивающей навигацию, целеуказание дозвуковым ПКР на дистанции 70-100 км и позволяющей ограниченно применять ракеты «воздух-воздух», но не обеспечивающей обнаружение и сопровождение целей на земле и на фоне земли. Были установлены системы РЭБ: активная «960-2» и пассивная «914-4», а также система отстрела тепловых ловушек.

В целом характеристики самолета не удовлетворяли военных, в связи с чем делались попытки приобретения РЛС и более мощного двигателя в США. Последующее ухудшение отношений с Западом позволило понять, что, несмотря на недостатки JH-7, он остается

единственным китайским многоцелевым ударным самолетом. Флот настоятельно требовал новых машин, и вторая построенная партия – около 20 машин – была передана в 2002-2004 гг. в 17-й полк той же 6-й дивизии.

С 1995 г. ХАС интенсивно работала над модернизацией JH-7, усиливая конструкцию, изменяя крыло и стабилизатор, заменив один подфюзеляжный киль двумя и добавив еще по одной точке подвески под каждой консолью крыла. С последнего убрали аэродинамический гребень, кабину и топливные баки защитили броней. Лобовая часть трехсекционного фонаря стала беспереплетной. Проектирование было автоматизировано и велось на суперкомпьютере, полученном ранее из США для университета Сианя и переданном в летно-испытательный центр.

Новое БРЭО теперь включало более совершенную импульсно-доплеровскую БРЛС JL-10A, способную отслеживать рельеф местности, однако реальные возможности этого радара достоверно неизвестны до сих пор. Система управления самолетом – трехканальная электродистанционная. Цифровая система управления расходом топлива помогает достичь повышенной дальности полета. У летчика имеется система индикации на лобовом стекле, а на приборной доске установлены два многофункциональных цветных индикатора, что реализует принцип «стеклянной кабины». Архитектура обработки бортовым компьютером цифровых данных РЛС построена по стандарту MIL STD 1553В. Установлено новое оборудование РЭБ.

Самолет получил способность применять современное управляемое вооружение. На подфюзеляжных узлах были замечены два контейнера, один из которых имеет аппаратуру определения параметров облучающей

РЛС и наведения противорадиолокационной ракеты YJ-91 (российская Х-31П), а второй применяется для подсветки цели для применения корректируемых бомб калибра 500 кг китайского производства с лазерным наведением; могут применяться и бомбы YJ-88KD с телевизионным наведением. Число узлов подвески выросло до 11, но 5000 кг боевой нагрузки при взлетном весе в 27 т представляется явно недостаточным для современного самолета.

Для экспортной версии самолета было утверждено название FBC-1 «Летающий леопард», а в китайские ВВС в конце 2004 г. самолет официально поступил на вооружение под обозначением JH-7A.

Вплоть до 2003 г. Китай не мог освоить производство копии двигателя «Спей» 202. Для продолжения серийного производства JH-7 и замены двигателей, выработавших свой ресурс, в 2001 г. было дополнительно закуплено еще 90 «Спеев» из наличия ВВС Великобритании, снятых с английских F-4K. Только для JH-7A, наконец, была готова лицензионная копия – китайский двигатель WS-9 «Циньлин» (Qinling).

Программа JH-7 развивалась в глубокой тайне. Впервые «вживую» самолет можно было увидеть в репортажах китайского государственного телевидения с серии учений НОАК в 1995-1996 гг. во время так называемого «Кризиса у Тайваньского пролива». Официальный же публичный дебют самолета произошел на авиасалоне в Чжухае в 1998 г.

В настоящее время оба варианта самолета состоят на вооружении частей армии и флота КНР. Третья партия самолетов для ВМС НОАК, уже в варианте JH-7A, поступила в 27-й полк 9-й авиадивизии флота и 14-й полк 5-й авиадивизии ВМС на авиабазе Лаянь в провинции Шаньдун.

В конце 2004 г. самолеты JH-7A получили, наконец, и ВВС НОАК. Они поступили в 28-ю авиадивизию, которая располагала тремя полками «антикварных» штурмовиков Q-5. Один из полков этой дивизии, 82-й, дислоцированный на авиабазе Ханчжоу, провинция Чжэцзян, и был перевооружен на новые машины.

Даже несмотря на модернизацию, истребитель-бомбардировщик JH-7A серьезно уступает современным многоцелевым ударным тактическим самолетам типа Су-30МКК (МК2) и F-15E. По некоторым данным, роль самолетов первой линии в китайских ВВС перешла к Су-30МКК, потеснивших на задний план семейство JH-7. Очевидны также усилия Китая по продвижению этих машин на экспорт под наименованием FBC-1, однако каких-либо конкретных успехов в этой области пока, судя по всему, не достигнуто.


Алина ЧЕРНОИВАНОВА Фото www.cosmoport.info









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх