|
||||
|
689-й ГвИАП в начале XXI века Наш журнал уже кратко рассказывал об истории 689-го ГвИАП, несущего службу в составе ВВС и ПВО Балтийского флота (см. «Взлёт» N27-8/2006, с. 40-41). Нынешней осенью наш корреспондент Сергей Жванский побывал в этой легендарной части – единственной в российской морской авиации, вооруженной истребителями Су-27, – встретился с ее командиром и сегодня предлагает свой репортаж с аэродрома «Чкаловск», подготовленный при содействии службы информации и общественных связей Балтийского флота. С уверенностью можно сказать, что сегодня в России 689-й гвардейский (а ранее 16-й гвардейский, еще раньше – 55-й истребительный) считается одним из наиболее прославленных истребительных полков. Основанный в 1939 г. в Молдавии, 55-й ИАП принял свой первый бой на рассвете 22 июня 1941 г. Затем последовал тяжелый путь отступления по всей Южной Украине до Ростова-на-Дону и далее по Кубани. Полк отступал в исполненных фатальной неизвестности разведывательных полетах, в отчаянных штурмовках наземных войск противника, в тяжелейших неравных воздушных боях. И 7 марта 1942 г. «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 55-й ИАП был преобразован в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк. А в апреле и мае 1943 г., в дни перемалывающих воздушных боев в раскаленном небе Кубани, слава о 16-м гвардейском покатилась сначала по 4-й воздушной армии, затем по Северо-Кавказскому фронту, а позже и по всей Красной Армии. Вскоре командир полка Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Покрышкин становится дважды Героем, а несколько позже – первым трижды Героем Советского Союза. За годы войны еще два летчика полка стали дважды Героями, а всего званий Героев удостоены 20 летчиков, служивших в 16-м гвардейском. Двигаясь на запад, полк прошел через воздушные сражения в небе Донбасса и Таврии, над Яссами и Западной Украиной, над сандомирским плацдармом. Наступал в составе Южного, 4-го, 2-го и 1-го Украинских фронтов. Свои заключительные бои полк провел в небе Берлина и Праги, к этому времени именуясь уже 16-м гвардейским Сандомирским ордена Александра Невского истребительным авиаполком. Затем последовала многолетняя служба в Центральной группе войск с дислокацией в Австрии и Венгрии. В 1949 г. был изменен номер части – она стала 689-м ГвИАП. В 1952 г. гвардейский полк перешел в состав Прибалтийского военного округа и покинул Центральную Европу, перебазировавшись из Австрии на аэродром «Нивенское» в Калининградской области. Всего через полгода – весной 1953-го – полк был переведен в состав ВВС 4-го ВМФ. При объединении 4-го и 8-го военно-морских флотов 689-й ГвИАП вошел в состав ВВС Краснознаменного Балтийского флота. А в 1960 г. гвардейцы были переведены в состав ПВО страны. Именно годы службы в ПВО былп периодами наибольшего укрепления части в послевоенное время. В 1962 г. полк был готов отправиться на Кубу, в 1968 г. в числе трех советских истребительных авиачастей участвовал в выполнении государственной задачи в Чехословакии. В начале 1978 г., при ликвидации единой системы ПВО страны, он был передан в состав ВВС ПрибВО, но в 1986 г. вернулся в воссозданную структуру ПВО. Вверху: Су-27П только что совершил посадку на ВПП аэродрома « Чкаловск» Внизу: оживленный разговор летчиков полка после практических пусков ракет. Гвардии майоры Артем Миронов, Владимир Елохов и Алексей Плетнев Имя легендарного маршала авиации А.И. Покрышкина, прошедшего со своим полком через всю войну, было присвоено гвардейской части 26 июня 1989 г. В это время уже шло переучивание на истребители 4-го поколения: Су-27 былп освоены полком в 1989-1990 гг. Вскоре 689-й ГвИАП достиг максимального уровня боевой мощи за весь период своего существования: более 40 летчиков былп подготовлены на самых совершенных истребителях своего времени для действий во всех условиях, ими в совершенстве была освоена тактика групповых маневренных воздушных боев с применением АСУ «Рубеж». А в декабре 1994 г., на фоне все ускорявшегося упадка армии и флота, 689-й ГвИАП был переведен в состав ВВС Балтийского флота. Переподчинение проходило в рамках реформы, целью которой было формирование структуры Калининградского особого оборонительного района. При этом полк вошел в оперативное подчинение Калининградскому району ПВО в интересах выполнения задач боевого дежурства. День 15 января 1998 г. отмечен первой после распада СССР успешной принудительной посадкой самолета-нарушителя. Выполняя задачу на тяжелом истребителе Су-27, офицеры 689-го полка заставили подчиниться низкоскоростную маневрирующую цель. А в 2001 г. полк выдержал тяжелейший бой. На этот раз – со «своими». Директива Генштаба предписывала переформировать прославленный полк в 143-ю истребительную авиаэскадрилью с лишением почетного наименования, гвардейского звания и наград… В конечном итоге, в результате огромных усилий командования полка, поддержки ветеранов, местной администрации, эта директива была отменена. Но одновременно было принято решение о перебазировании 689-го полка из «Нивенского» на аэродром «Чкаловск». Несмотря на то, что дальность «переезда» составляла всего 25 км, неподготовленность передислокации и ее поспешность стали причиной резкого снижения боеготовности полка. Летом 2002 г. большинство самолетов перевозилось по земле в разобранном состоянии. Последующая их сборка в полевых условиях неизбежно вела к утрате пригодности самолетов к полетам. На новый аэродром «своим ходом» перелетели только семь Су-27. Они и продолжали службу, пока хватало ресурса. Так же велики были и кадровые потери. Досрочно ушли с летной работы и военной службы 18 летчиков 1-го класса – они поддержали командира части гвардии полковника В.Б. Шекурова, отстаивавшего не только имя, но и боеготовность 689-го ГвИАП: при предписанных методах и темпах передислокации полк неизбежно становился небоеготовым, что могло стать причиной очередного решения о его ликвидации. В возникшей ситуации огромная нагрузка и ответственность за судьбу своей части легла на старших офицеров – гвардии подполковника В.М. Талабирчука (тогда – заместителя командира полка) и гвардии подполковника В.А. Кузнецова (в то время – начальника штаба). Им удалось организовать оставшийся личный состав, в т.ч. летчиков, на скорейшее приведение аэродрома «Чкаловск» в приемлемое состояние и возобновление на нем летной подготовки. И 1 апреля 2003 г. полк заступил на боевое дежурство на новом месте. А уже 22 апреля были выполнены первые вылеты из дежурного звена по реальной цели: на перехват самолета радиотехнической разведки с 10-минутным интервалом были подняты два Су-27П, пилотируемые гвардии майором Г.Г. Цериным (тогда – начальником штаба 2-й АЭ) и гвардии подполковником А.Б. Молчановым (в то время – командиром 1-й АЭ). После приближения истребителей разведчик сразу же покинул свою рабочую зону. С тех пор дежурство не снималось ни разу, но осуществляется оно только в дневное время. Препятствием для восстановления круглосуточного дежурства долгое время являлась нехватка топлива, а теперь, когда топлива стало выделяться для полетов значительно больше, резко обострилась проблема нехватки и исправности матчасти. Можно себе представить невеселую специфику работы инженерно-авиационной службы, которой приходится иметь дело с техникой на пределе ее ресурса. В 2006 г. ситуация усугубилась еще больше в результате потери одного самолета при пожаре на земле. К счастью, быстрыми и решительными действиями личного состава удалось избежать еще больших потерь (подробнее об этом происшествии – см. «Взлёт» №7-8/2006, с. 54). Впрочем, не так давно наметились положительные сдвиги в ремонте самолетов. Но при этом из Чкаловска на АРЗ убывают в основном летающие машины, и проблема нехватки матчасти становится еще острее. Ремонт же техники на 275-м АРЗ в Краснодаре и на 121-м АР З в Кубинке часто затягивается из-за задержек финансирования, и пригнанные или доставленные транспортной авиацией полковые Су-27 стоят на заводских стоянках без движения. Вернувшиеся с ремонта самолеты требуют также почти постоянного внимания со стороны ИАС. Время наработки на отказ отремонтированных самолетов не идет ни в какое сравнение с тем, о котором помнят инженеры, работавшие на новой технике в начале и середине 90-х гг… Тем не менее, учитывая безусловный приоритет сил боевого дежурства, службы полка делают всё необходимое для ее обеспечения. Давно ушли в прошлое времена, когда летчики из дежурного звена на МиГ-23М поднимались по реальным целям до четырех раз в день при суточной норме не более трех. Так было в середине 80-х. Но сегодня нагрузка на летчиков дежурных сил повышена по другим причинам. Не только уменьшена штатная численность летного состава, но и по-прежнему не хватает возможностей для поддержания навыков подготовленными экипажами. Как следствие, в течение года случаются длительные периоды, когда летчики дежурят буквально через сутки. Например, в уходящем году в режиме напряженного графика приходилось нести дежурство гвардии майорам Геннадию Церину, Андрею Нестерову, Алексею Емашкину. Конечно, за последний десяток лет количество подъемов в воздух по реальным целям сократилось буквально на два порядка. Не потому, что целей не стало, – изменилось «политическое» отношение к ним. Возможно, на «политику» повлияла и «экономика»: зачем тратить керосин, да и ресурс, на сопровождение цели, если прямой угрозы она не несет? Безусловно, логика абсолютная. Но однобокая и близорукая: результатом ее применения является резкое снижение уровня натренированности экипажей в тех элементах боевой подготовки, которые никакими «подыгрываниями» сымитировать невозможно. Тем временем разведывательная деятельность авиации сопредельных государств продолжается. Например, практически каждый день, как по расписанию, с запада на восток курсом 90 в сторону Калининградской области направляется самолет радиотехнической разведки ВВС Швеции «Гольфстрим IV». На границе морской экономической зоны России он поворачивает на северо-запад, идет вдоль морских границ и уже на траверзе Литвы плавным разворотом ложится на обратный курс. Несомненно, еще лет 8-10 назад дежурный Су-27П обязательно был бы поднят на сопровождение. Но времена изменились, и «Гольфстримы» спокойно занимаются своей «работой» в одиночестве. «Спарка» Су-27УБ выполняет «конвейер». Через секунду-две она уйдет в очередной полет Вверху: небольшая пауза перед ночной частью летной смены Подготовка к практическим пускам ракет по мишеням. Для установки ракет на пилонах существуют специальные приспособления, но при должной сноровке впятером-вшестером подвесить «маленькую» (Р-73) и быстрее, и проще Однако в 2006 г. несколько подъемов по реальным целям все-таки состоялось. В одном случае Су-27П был поднят по высотной скоростной цели, двигавшейся из Литвы через территорию Калининградской области в направлении Польши. Навести самолет на цель не удалось: качественно выполнить задачу не позволило техническое состояние средств радиотехнического обеспечения. После этого строгие взыскания были наложены на руководителей ВВС и ПВО ВМФ в целом и ВВС и ПВО БФ в частности – «за упущения в организации боевого дежурства сил и средств противовоздушной обороны на западном направлении» в зоне ответственности ВВС и ПВО Балтийского флота и Калининградской зоны ПВО. В других же случаях целями перехвата были малоскоростные низколетящие цели – вероятно, легкомоторные самолеты, которые пересекали сухопутную государственную границу со стороны Польши или Литвы, но находились в российском воздушном пространстве не более 3 минут – либо «зацепив» его на развороте, либо «срезая угол» в районе Виштынецкого озера при перелете из Польши в Литву. При всем желании истребители не могли успеть к возможной точке встречи, и появлялись в заданном районе с неизбежным опозданием в пределах несколько минут – даже в условиях отличной работы систем РТО. Однако в том же 2006 г. – 29 июня, – выполняя плановую учебно-боевую задачу, невооруженная спарка 689-го полка непреднамеренно «ответила» литовским соседям, на несколько секунд углубившись на их территорию на глубину до 3 км, да еще захватив радиолокационным прицелом цель, оказавшуюся вертолетом пограничной службы соседнего государства. Из-за предельной кратковременности пребывания российского самолета на литовской территории дипломатического конфликта не произошло, однако Министерство обороны Литвы распространило информацию о том, что радары ВВС Литвы зафиксировали нарушение границ воздушного пространства со стороны Калининградской области. Инцидент был быстро и без последствий улажен на уровне министерств обороны двух стран. Летчики и техники полка после завершения ЛТУ с практическими пусками. Во втором ряду пятый слева – заместитель начальника ВВС и ПВО БФ по боевой подготовке Гэрой России полковник ПЛ. Кретов Этот эпизод свидетельствует о тесноте воздушных зон, в которых приходится осуществлять учебно-боевую подготовку военной авиации в Калининградской области – таких просторов над сушей, как в «большой России», здесь нет, точнее – не стало: до конца 80-х для полетов истребителей соответствующие зоны открывались над территорией Польши, теперь же полностью закрыта и Литва. Потому отработка упражнений, требующих сверхзвуковых скоростей и «свободы маневра» производится над заданными квадратами акватории Балтийского моря. Над Балтикой же происходит в последние годы и перегонка самолетов на ремонт и с ремонта (литовское воздушное пространство полностью закрыто для российской военной авиации). Перегон выполняют наиболее опытные и подготовленные для морских перелетов летчики – гвардии подполковники Виктор Андрейченко и Сергей Каинов. В длительном полете через всю Балтику с юга на север или с севера на юг истребителей 689-го полка неизменно сопровождают поднимающиеся со своих баз шведские «Грипены» и F/A-18D ВВС Финляндии – асимметрия в действиях по сопровождению соседей очевидна. В то время как истребительная авиация в Калининградской области вместе со всеми ВВС страны пережила обвальное снижение своего боевого потенциала, усугубленное необеспеченным перебазированием 2002 г., соседи, вступившие в НАТО, усиливают мощь своей боевой авиации. С 29 марта 2004 г. на бывшей советской авиабазе в литовском Зокняе на ротационной основе группы ВВС стран североатлантического альянса заступили на боевое дежурство: два истребителя находятся в постоянной боевой готовности и еще два-три используются для патрулирования и плановых учебно-тренировочных полетов – это силы, сегодня вполне уравновешивающие боевой потенциал 689-го полка. В свою очередь в 2003 г. ВВС Польши пополнились 23 самолетами МиГ-29, полученными из Германии и позднее прошедшими ремонт и модернизацию (подробнее см. «Взлёт» №3/2006, с. 32-34). А в 2006 г. в ВВС этой страны начались поставки одной из самых мощных модификаций американского «Боевого Сокола», и в 2008 г. на авиабазах «Кжесины» и «Ласк» в боевом составе Польши будет 48 новейших самолетов F-16C/D Block 52+, которые достигнут полной боевой готовности к 2012 г. (см. «Взлёт» №12/2006, с. 40-43). К сожалению, очевидно, что через пять лет ни ВВС России, ни ВВС и ПВО БФ не смогут противопоставить этой разведывательно-ударной группировке адекватные авиационные силы сдерживания. Сложившееся положение в зоне ответственности 689-го полка представляется характерным и для всех ВВС страны в целом. Но здесь, на западном направлении, проблемы обострены непосредственным соседством с ВВС стран НАТО и Швеции, а также подчинением боевой авиации структурам флота, что объективно ведет к заметно более низкому уровню обеспечения по сравнению с ВВС России. В этой связи видится, что решение имеющихся проблем может вестись по трем основным направлениям, требующим последовательной реализации. Во-первых, необходимо финансирование скорейшего ремонта авиационной техники и поставки агрегатов. Во-вторых, требуется укрепление и модернизация средств РТО Калининградского района ПВО (современная истребительная авиация может полностью реализовать свои возможности только при мощной поддержке средств обеспечения). В-третьих, необходим возврат к практике сопровождения целей дежурными силами (для истребителей это аналог регулярного патрулирования, которое уже начато частями Дальней авиации). Для решения этих – и любых других – задач по предназначению, которые могут быть поставлены перед истребителями, есть надежная опора. Сегодня в полку имени А.И. Покрышкина служат наследники боевой славы и доблести гвардейцев, в мае 1945 г. своими краснозвездными крыльями оставивших победные росчерки в небе Берлина и Праги. А значит, есть надежда, что 689-й полк продолжит медленное, трудное, но неуклонное восстановление своего боевого потенциала. У нас Вы можете купить справку с доставкой. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх |
||||
|