Строевые Су-30МКИ – впервые в стране НАТО

Прибытие в июне этого года в Великобританию шести истребителей Су-30МКИ из состава 30-й авиаэскадрильи ВВС Индии для участия в очередном международном учении «Индра Дхануш» (Indra Dhanush II) оказалось весьма знаменательным. Во-первых, в этом году индийские Военно-воздушные силы отмечают свое 75-летие со дня создания, а во-вторых, британские Королевские ВВС отмечают 60 лет с того дня, как последние их подразделения были выведены с территории обретшей национальную независимости Республики Индия. Ну а главное, нынешний визит Су-30МКИ – первая зарубежная «гастроль» этих наиболее современных и совершенных истребителей индийских ВВС.

Напомним, что это уже второе учение данной серии. Первое, «Индра Дхануш I», состоялось в октябре 2006 г. и проходило в районе индийской военно-воздушной базе Гвалиор (Gwalior). Тогда британскую сторону представляли истребители «Торнадо» F.3 из состава 43-й авиаэскадрильи, прибывшие в Индию в сопровождении самолета-заправщика VC.10 и самолета ДРЛО Е-3D «Сентри» из состава 8-й авиаэскадрильи. От принимающей стороны на «ристалище» осенью прошлого года были выставлены «Миражи», модернизированные МиГ-21бис UPG, МиГ-27МЛ и Су-30МКИ.

«Индра Дхануш» – не единственное международное учение, в котором принимают участие индийские летчики. Самолеты ВВС Индии сходились в учебных воздушных боях со своими «визави» из военно-воздушных сил Франции (в 2003, 2005 и 2007 гг.), Сингапура (в 2003 и 2004 гг.), США (в 2004 и 2005 гг.) и даже ЮАР. Основная задача, которую ставит перед собой командование ВВС Индии в ходе проведения подобных международных учений, заключается в приобретении передового опыта у военно-воздушных сил ведущих стран мира.

Су-30МКИ начали принимать участие в подобных мероприятиях только совсем недавно, однако в ходе учения «Индра Дхануш II» они показали себя во всей красе – даже на фоне новейших «Тайфунов» они держались превосходно. По признанию экспертов, «Сухие», благодаря своей превосходной маневренности, не оставляли «противнику» никаких шансов в ближнем маневренном бою.


Трудности подготовки

На подготовительном этапе группы планирования учений столкнулись с рядом сложностей: в частности долго не могли выбрать подходящую британскую военно-воздушную базу, на которой можно было бы провести такие совместные маневры. Командование ВВС Индии высказало пожелание ознакомиться с работой «истребительной» авиабазы, однако с этим возникли проблемы: на ВВБ Льючерс (Leuchers) в это время выполнялись плановые работы по обновлению ВПП, взлетно-посадочная полоса ВВБ Лиминг (Leeming) была слишком короткой, а ВВБ Коннингсби (Conningsby) оказалась на тот период времени слишком перегруженной. В конечном итоге осталась только база в Вэддингтоне (Waddington), на которой располагаются Центр боевой подготовки



Королевских ВВС (RAFs Air Waff are Centre) и подразделения разведки.

С определенными трудностями столкнулись и индийские военачальники – они более полугода никак не могли решить, какие же самолеты направить в Великобританию для участия в ответной фазе учений. С одной стороны, участвовавшие в совместных франко-индийских учениях на территории Франции истребители Су-30К находились на консервации в Пуне и их уже нельзя было использовать, но с другой – ряд высокопоставленных офицеров командования ВВС Индии резонно опасался того, что отправка в Великобританию новейших Су-30МКИ может дать иностранным разведкам «слишком много полезной информации». Даже в ходе своей пресс-конференции на международной выставке Aero India 2007в начале этого года занимавший тогда пост командующего ВВС республики главный маршал авиации Шашиндра Пал Тяги особо подчеркнул, что его штаб рассматривает всерьез только два варианта участников для предстоящего учения: «Миражи» 2000Н или «Ягуары». Однако в конечном итоге индийское военно-политическое руководство решилось все же направить в гости к британцам многофункциональные истребители Су-30МКИ, которые отбыли туда в сопровождении самолетов-заправщиков Ил-78МКИ и транспортных Ил-76МД.

Как было объявлено, командование индийских военно-воздушных сил ставило перед собой следующие задачи:

– изучить возможность обеспечения управления действиями истребительной авиации с использованием самолета ДРЛОиУ;

– подробно ознакомиться с работой экипажей британских самолетов-заправщиков и опытом, полученным Королевскими ВВС Великобритании в данной области;

– ознакомиться с организацией подготовки офицеров, отвечающих за применение вооружения.


Процесс «пошел»

25 июня с военно-воздушной базы ВВС Индии Пуна (Рипе) в воздух поднялись шесть истребителей Су-30МКИ из состава 20-й авиаэскадрильи, два танкера Ил-78МКИ из состава 78-й авиаэскадрильи и два транспортных Ил-76МД, приписанных к 44-й авиаэскадрилье индийских ВВС. Совершив короткие остановки в Дохе (база ВВС Катара) и Танагре (база ВВС Греции), группа рано утром 28 июня в полном составе прибыла на ВВБ Вэддингтон. Во время перелета индийские самолеты-заправщики в ходе восьми дозаправок передали в общей сложности истребителям 225 т топлива. На «транспортниках» в Великобританию были доставлены дополнительно по два пилота и штурмана из 20-й эскадрильи, более 100 офицеров нескольких управлений штаба ВВС и даже своя походная кухня с поварами.

Первым «заданием», которое получили индийские летчики, стало участие в «дне открытых дверей», проходившем на ВВБ Вэддингтон с 30 июня по 1 июля. При этом на статической стоянке для всеобщего обозрения были выставлены два истребителя Су-30МКИ и один Ил-78МКИ. Отбоя от желающих своими глазами увидеть созданные в России самолеты и управляющих ими индийских пилотов просто-таки не было.

Наконец, 2 июля началась активная фаза учения «Индра Дхануш II».

К тому моменту уже было найдено необходимое для выполнения совместных боевых упражнений взаимопонимание – в используемых терминах и командах и остальных необходимых процедурах. На протяжении всех «рабочих» дней учения, т.е. вплоть до 12 июля, в два этапа – утром и после обеда – выполнялись полеты, в которых каждый раз принимали участие по четыре индийских Су-30МКИ. Со стороны Королевских ВВС Великобритании в «боях» принимали участие «Торнадо» F.3 из 25-й и 41-й авиаэскадрилий, «Хоки» из состава 100-й эскадрильи, «Харриеры» из 41-й эскадрильи и «Тайфуны» из разных подразделений британских ВВС. Британцы также использовали самолеты «Фалькон» 20 и самолеты ДРЛОиУ «Сентри» из состава 8-й авиаэскадрильи. Для дозаправки в воздухе привлекались танкеры VC.10 из состава 101-й эскадрильи и Ил-78МКИ из индийской 78-й эскадрильи.

Первоначально предполагалось, что Су-30МКИ встретятся в воздушных боях «один на один» со всеми типами британских самолетов-участников, а самое главное и наиболее ожидаемое – с новейшими истребителями «Тайфун». Однако в реальности этого не случилось: британские и индийские самолеты действовали группами «четыре на четыре», а затем и «восемь на восемь» машин, но – в смешанном порядке. Нападающим присвоили красный цвет, а обороняющимся – синий. Белый цвет получили специалисты службы управления воздушным движением и штабные офицеры, наблюдавшие за учением и руководившие действиями летчиков.


На учения в Великобританию прибыли не только машины, поставленные ВВС Индии из России, но и первые Су-30МКИ, собранные по российской лицензии корпорацией HAL. На снимке – третий собранный в Индии Су-30МКИ (бортовой номер SB 103)


В задачи «синих» обычно входило обеспечение безопасности какого-либо важного объекта – самолета «Фалькон» 20, а в одном случае – эсминца «Йорк» Королевских ВМС Великобритании. «Красные» же должны были прорвать оборону и уничтожить «ценный» объект.

В последний день учения, 12 июля, в ходе проходившей пресс-конференции стало ясно, что пилотам Су-30МКИ было запрещено использовать «на полную мощь» бортовую РЛС «Барс». Причем это было одно из предварительно обговоренных и обязательных к исполнению условий проведения совместного учения на территории Великобритании. Также обеими сторонами было решено сократить до минимума ознакомительные полеты летчиков на самолетах своих партнеров по учению, не проводить дозаправку своих самолетов от «чужих» танкеров, а также отказаться от использования таких авиационных средств поражения как ракеты AIM-120, AIM-132, Р-27, Р-73 и РВВ-АЕ. На вопрос о том, почему были введены такие ограничения, командующий авиационным командованием Королевских ВВС Великобритании главный маршал авиации сэр Клив Лоадер (ACM Sir Cyive Loader), отметил: «ограничения введены в отношении обеих сторон, таким образом, чтобы у нас не получилось одностороннего «потока» информации». В итоге на дальних дистанциях победителем выходил не имевший ограничений на использование бортовой РЛС «Торнадо» F.3, а в ближнем маневренном бою шансов своим противникам не оставлял Су-30МКИ.

Такой «расклад» вызвал неподдельное удивление у многих присутствовавших на пресс-конференции журналистов, а потому главный маршал авиации сэр Клив Лоадер был вынужден особо подчеркнуть, что главная цель данного учения – отработка взаимодействия летчиков и различных служб военно-воздушных сил двух стран. И то, что Су-30МКИ не использовали свои БРЛС – не так уж и важно в этом контексте.


Наша справка

Совместные учения ВВС Индии с ВВС других стран Учения ВВС Индии и Франции «Гаруда» ( garuda) 6-17 февраля 2003 г., ВВБ Гвалиор (Индия): от ВВС Франции -три истребителя «Мираж» 2000С и один «Мираж» 2000В, один самолет-заправщик C-135FR и транспортный самолет DC-8; от ВВС Индии – истребители «Мираж» 2000Н, МиГ-27, один заправщик Ил-78МКИ. Летчики индийского и французского самолетов-заправщиков получили возможность полетать в составе экипажей своих коллег.

16-30 июня 2005 г., ВВБ №125 (Истр, Франция): со стороны ВВС Индии – шесть истребителей Су-30К, два самолета-заправщика Ил-78МКИ и два транспортных Ил-76МД; со стороны ВВС Франции – три истребителя «Мираж» 2000-5 и пять «Мираж» 2000В/С, два самолета EMB-321F «Тукано» (имитировали тихоходную «важную цель», нуждающуюся в защите от атакующих истребителей), а также один самолет-заправщик C-135FR и один самолет ДРЛОиУ E-3F «Сентри». Одним из ключевых элементов, отрабатывавшихся на учении, стала «перекрестная» дозаправка топливом: индийские истребители – от французского C-135FR, а французские – от индийского Ил-78МКИ. За восемь «пиковых» дней самолеты выполнили 150 вылетов, из них 80 – истребители семейства «Мираж» 2000 и 74 – самолеты Су-30К.

12-23 февраля 2007 г., ВВБ Калайкунда (Индия): со стороны ВВС Франции – самолеты «Мираж» 2000D и «Мираж» 2000-5, а также один самолет ДРЛОиУ E-3F «Сентри»; со стороны ВВС Индии – истребители Су-30МКИ, «Мираж» 2000Н, МиГ-27 и самолет-заправщик Ил-78МКИ.

Учение ВВС Индии и США «Коуп Индия» (Соре india)

Проводится с 2002 г.

Октябрь 2002 г., ВВБ Агра (Индия): в учении были задействованы американские и индийские самолеты военно-транспортной авиации и подразделения воздушно-десантных войск. Кульминацией учения стала выброска индийского парашютного десанта с американского самолета С-130Е «Геркулес». В общей сложности в учении принимали участие до 300 индийских и 150 американских военнослужащих.

21-25 октября 2004 г., ВВБ Агра (Индия): со стороны ВВС США – самолет С-130 и около 150 военнослужащих с военно-воздушных баз Йокосука (Япония), Хайкэм (Гавайи) и Андерсен (о. Гуам).

15-27 февраля 2004 г., ВВБ Гвалиор (Индия): со стороны ВВС США – шесть истребителей F-15C, транспортный самолет С-5 «Гэлакси», один самолет-заправщик КС-135 и около 140 военнослужащих из состава 19-й эскадрильи 3-го авиакрыла ВВС США с ВВБ Элмендорф (Аляска); со стороны ВВС Индии – самолеты «Мираж» 2000Н, МиГ-21бис UPG, МиГ-27МЛ, МиГ-29, Су-30К, а также самолеты Ил-78МКИ и Ан-32.

По итогам учения ряд американских высокопоставленных военных высказался за скорей шую поставку в войска самолетов нового поколения, поскольку в учебных воздушных боях индийские Су-30К «на голову» разгромили американские F-15C (подробнее об этом – см. «Взлёт» №2/2005, с. 36-37).

7-17 ноября 2005 г., ВВБ Калайкунда (Индия): от ВВС США принимали участие 12 самолетов F-16 Block 50 с ВВБ Мисава (Япония), один транспортный С-5 «Гэлакси» и один самолет ДРЛОиУ Е-ЗС с ВВБ Кадена (Япония); от ВВС Индии – шесть самолетов МиГ-21бис UPG (6 единиц), четыре МиГ-27МЛ, шесть «Мираж» 2000Н, четыре МиГ-29 и шесть Су-30К, а также Ан-32. В нескольких упражнениях были впервые задействованы истребители Су-30МКИ.

Учения ВВС Индии и Сингапура SINDEX/«AHKyuJ» [Ankush )

Проводятся в соответствии с соглашением, подписанным в октябре 2003 г.

11-27 октября 2004 г., ВВБ Гвалиор (Индия): со стороны ВВС Сингапура принимали участие шесть самолетов F-16C/D, два KC-135R и один С-130 «Геркулес»; со стороны ВВС Индии- МиГ-21бис UPG, «Мираж» 2000Н, МиГ-29 и Су-30К.

3-20 января 2006 г., ВВБ Калайкунда (Индия): со стороны ВВС Сингапура принимали участие 8 самолетов F-16C/D Block 52 и один KC-135R; со стороны ВВС Индии – эскадрилья МиГ-27.

8-30 ноября 2006 г., ВВБ Калайкунда (Индия): от ВВС Сингапура – шесть истребителей F-16C/D и самолет-заправщик; от ВВС Индии- самолеты МиГ-21бис UPG, «Мираж» 2000Н и др.

8-22 декабря 2006 г., ВВБ Пайя-Лебар (Сингапур): от ВВС Сингапура – самолеты F-16C/D и F-5E; от ВВС Индии – самолеты «Мираж» 2000Н и «Ягуар».

Многонациональное учение «Коуп Тан дер» (Соре thunder)

Июль-август 2004 г., Аляска. В учении принимали участие: от Канады – один самолет С-130; от Германии – 14 самолетов «Торнадо» GR.4; от Индии – шесть самолетов «Ягуар» GR.1, один Ил-76МД и два Ил-78МКИ; от Японии – шесть самолетов F-15J, один самолет ДРЛОиУ Е-767; от Малайзии – один самолет С-130; от Сингапура – восемь истребителей F-16C/D; от Великобритании – девять самолетов «Торнадо» GR.4 и один самолет ДРЛОиУ Е-ЗС «Сентри»; от США – восемь самолетов F/A-18,12 самолетов F-15C, три самолета-заправщика КС-135, три самолета С-130 и один самолет ДРЛОиУ Е-3 «Сентри».

Многонациональное учение «Голден Игл» (golden eagle)

Сентябрь 2004 г., ЮАР. Принимали участие ВВС ЮАР, Индии и Германии. От Индии была направлена группа в составе 10 самолетов различных типов и около 100 военнослужащих: шесть истребителей «Мираж» 2000НЯН, два заправщика Ил-78МКИ и два транспортных Ил-76МД.


Дорога домой пролегла через авиашоу

Заключительным «заданием» индийской авиагруппы во время командировки в Великобританию стало участие в международном авиашоу RIAT 2007 (Royal International Air Tattoo), традиционно прошедшем на военно-воздушной базе Фэйрфорд {Fabford) 14-15 июля. В этом достаточно зрелищном и весьма интересном мероприятии приняли участие два истребителя Су-30МКИ и один самолет-заправщик Ил-78МКИ. Один из истребителей выполнил короткий показательный полет, поприветствовав, таким образом, посетившего данное мероприятие командующего ВВС Индии главного маршала авиации Фали Хоми Мэйджора (ACM Fali Homi Major). Последний также принял участие в пресс-конференции и в состоявшейся на ВВБ Вэддингтон официальной церемонии закрытия учения «Индра Дхануш II».

В целом, по отзывам представителей обеих сторон, британские и индийские летчики итогами учения остались довольны. Ну а отдельные «недоработки» будут устранять в рабочем, как говорится, порядке.


Дмитрий ВОРОНЦОВ, Игорь АФАНАСЬЕВ









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх