Хромой «кот»

F-15 станет уже не первым американским истребителем четвертого поколения, уходящим «на покой». Полтора года назад вооруженные силы США официально попрощались с другой «легендой» американской военной авиации последних десятилетий – знаменитым «Томкэтом», палубным истребителем-перехватчиком ВМС США F-14 компании «Грумман». Официальная церемония прощания с «Томкэтом» прошла 22 сентября 2006 г. на военно-воздушной базе ВМС США «Оушеана», а за пару месяцев до этого, 26 июля, последний F-14 выполнил последний в своей истории взлет с авианосца «Теодор Рузвельт». «Томкэты» прослужили американскому флоту 33 года: поступление первых F-14A на вооружение началось в 1974 г., т.е. всего за два года до того, как ВВС США начали принимать первые F-15A/B. Однако жесткие условия корабельной эксплуатации привели к тому, что в начале нового тысячелетия летный ресурс «Томкэтов» – даже самых последних модификаций F-14B и F-14D – оказался близок к исчерпанию. Серийное же производство этих машин прекратилось еще в 1991 г. после выпуска 712 машин (из них 80 было, начиная с 1976 г., поставлено ВВС Ирана, в которых, не исключено, еще может сохраниться незначительное количество летающих истребителей данного типа).

F-14 в свое время оказался весьма аварийным самолетом: по данным сайта www.anft.net/f-14 , только в период до середины 2002 г. американские «Томкэты» стали участниками 161 (!) аварии и катастрофы. Безусловно, немалую роль в этой печальной статистике играла специфика полетов с авианосцев, но и случаев влияния на нее технических причин тоже известно немало. После некоторых подобных инцидентов полеты на всем парке F-14 также несколько раз приостанавливались. Например, все остававшиеся на то время на вооружении ВМС США 156 «Томкэтов» были временно отлучены от неба после катастрофы 2 марта 2002 г. в Средиземном море, в результате которой погиб пилот Кристофер Блащум.

Причиной катастрофы стала неисправность цилиндра носовой стойки шасси F-14, возникшая по причине его износа под воздействием коррозии. Для тщательного обследования данного элемента конструкции на всех остальных самолетах данного типа и было принято решение прекратить полеты. Комиссия по расследованию происшествия вынесла вердикт запретить впредь полеты с авианосцев тех F-14, у которых глубина подвергшегося коррозии слоя стенки цилиндра носовой стойки шасси составляет более 0,127 мм. По остальным истребителям, у которых толщина пораженного коррозией слоя составляла менее 0,127 мм, решение предлагалось принимать индивидуально и только после проведения дополнительных испытаний. Естественно, такая работа потребовала огромных затрат времени и средств, не предусмотренных в бюджете.

Главной причиной возникшей проблемы, как представляется, было не столько недостаточно высокое качество элементов конструкции, сколько значительный возраст самих истребителей, эксплуатация которых проходила в чрезвычайно агрессивных морских условиях. Другое дело, что инженерам в свое время не удалось точно просчитать возможность износа металла от коррозии и сильных нагрузок, а это уже действительно вина промышленности.


Последний вылет F-14 с авианосца ВМС США«Теодор Рузвельт», 28 июля 2006 г.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх