На чем летаем?

Основные марки авиационного керосина в России

ТС-1

Одна из двух наиболее распространенных сегодня в России марок авиационных керосинов, применяемых в гражданской и частично военной авиации. Производится как фракция прямой атмосферной перегонки сернистой нефти с границами кипения от 150 до 250°С. Часть полученного дистиллята подвергается гидроочистке и компаундируется с неочищенным дистиллятом для обеспечения заданного стандартом содержания серы (не более 0,2% для топлива высшего сорта и не более 0,25% для топлива первого сорта). Теплота сгорания – не менее 43 120 кДж/кг для топлива высшего сорта (42 900 кДж/кг для первого сорта). Температура начала кристаллизации -60°С, плотность – 0,78 г/см³. ТС-1 применяется для реактивных и турбовинтовых двигателей ЛА, предназначенных для полета с дозвуковыми скоростями, а также для турбовальных двигателей вертолетов.

РТ

Вторая популярнейшая в России марка авиакеросина, располагающая, по сравнению с ТС-1, несколько более высокими характеристиками. Производится как фракция прямой атмосферной перегонки нефти с границами кипения от 135 до 280°С. Весь полученный дистиллят подвергается гидроочистке. Содержит противоизносную, антиокислительную и антиэлектростатическую присадки. Содержание серы – не более 0,1%. Теплота сгорания – не менее 43 120 кДж/кг. Температура начала кристаллизации -55°С, плотность – 0,775 г/см³ . РТ применяется для реактивных двигателей ЛА, предназначенных для полетов с дозвуковыми скоростями, но при непродолжительном полете может быть использовано и на скоростях до М=1,5. РТ полностью соответствует требованиям, предъявляемым к реактивным топливам высшей категории качества, и находится на международном уровне, превосходя его по отдельным эксплуатационным свойствам.

Т-6

Термостабильный авиационный керосин, получаемый компаундированием фракций прямой атмосферной перегонки нефти с продуктами вторичной переработки, с применением процессов глубокого гидрирования, промежуточный продукт подвергают каталитической переработке на специальных катализаторах. Для улучшения химической стабильности и повышения противоизносных свойств в состав топлива вводят антиокислительную и противоизносную присадки. Границы кипения – от 195 до 315°С, содержание серы – не более 0,05%, теплота сгорания – не менее 42 900 кДж/кг, температура начала кристаллизации -60°С, плотность – не менее 0,84 г/см³. Т-6 применяется для реактивных двигателей сверхзвуковых ЛА, предназначенных для полетов со скоростями до М=3,5.

Т-8В

Термостабильный авиационный керосин, получаемый прямой атмосферной перегонкой нефти с последующей гидроочисткой. Для улучшения химической стабильности и повышения противоизносных свойств в состав топлива вводят антиокислительную и противоизносную присадки. Границы кипения – от 165 до 280°С, содержание серы – не более 0,1%, теплота сгорания – не менее 42 900 кДж/кг, температура начала кристалл изации -50°С, плотность – не менее 0,8 г/см³ . Т-8В применяется для реактивных двигателей сверхзвуковых ЛА, предназначенных для полетов со скоростями до М=2,5.

Т-1

Производился как фракция прямой атмосферной перегонки малосернистой нефти с границами кипения от 130 до 280°С. В связи с высокой кислотностью исходного сырья обязательно подвергался щелочной очистке и водной промывке. Содержание серы – не более 0,1%, теплота сгорания – не менее 42 900 кДж/кг. Температура начала кристаллизации -60°С, плотность – 0,8 г/см³ . Применялся для реактивных двигателей дозвуковых ЛА, но в связи с низкой термоокислительной стабильностью и соответствующей склонностью к повышенным смолистым отложениям в двигателях, ведущей к уменьшению сроков их службы, из употребления вышел.

Т-2

Продукт прямой перегонки нефти широкого фракционного состава, выкипающий при температуре от 60 до 280°С; содержал до 40% бензиновой фракции, что обусловливало высокое давление его насыщенных паров, низкие вязкость и плотность.

Повышенное давление насыщенных паров создает опасность образования паровых пробок в топливной системе самолета, что ограничивает высоту его полета. Низкая вязкость обусловливает плохие противоизносные свойства топлива, что ограничивает срок службы топливных агрегатов, а низкая плотность ограничивает дальность полетов. Топливо Т-2 являлось резервным по отношению к топливам ТС-1 и РТ и в настоящее время из употребления вышло.

«Джет-А» (Jet-A)

Основной на сегодня зарубежный стандарт авиационного керосина. Производится как фракция прямой атмосферной перегонки нефти с границами кипения от 150 до 260°С и температурой замерзания не выше -40°С. Содержание серы мало и может меняться в разных странах, не являясь ключевым параметром для этого топлива. На Западе считается, что турбореактивные двигатели могут использовать почти любое топливо, поэтому требования к «Джет-А» близки к требованиям, предъявляемым к обычным отопительным керосинам. На рынке Западной Европы установлены следующие требования к топливу «Джет-А»: содержание серы – менее 0,3%, температура замерзания – не выше -47°С, плотность – от 0,775 до 0,84 г/см³.


Андрей ФОМИН









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх